Производство по делу о налоговом правонарушении кратко

Производство по делу о налоговом правонарушении, совершенном плательщиками налогов и сборов

Дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101 Налогового кодекса РФ (п. 1 ст. 100.1 Налогового кодекса РФ).

Дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных ст. 120, 122 и 123 Налогового кодекса РФ) рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101.4 Налогового кодекса РФ (п. 2ст. 100.1 Налогового кодекса РФ).

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его вступления в силу (п. 1 ст. 103.1 Налогового кодекса РФ).

Обращение соответствующего решения к исполнению возлагается на налоговый орган, вынесший это решение. В случае рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом в апелляционном порядке вступившее в силу соответствующее решение направляется в налоговый орган, вынесший первоначальное решение, в течение 3 дней со дня вступления в силу соответствующего решения (п. 2 ст. 103.1 Налогового кодекса РФ).

На основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, направляется в установленном ст. 69 Налогового кодекса РФ порядке требование об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за налоговое правонарушение (п. 3 ст. 101.3 Налогового кодекса РФ).

При обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 120, 122 и 123 Налогового кодекса РФ), должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение. Об отказе лица, совершившего налоговое правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте (п. 1 ст. 101.4 Налогового кодекса РФ).

В акте должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также выводы и предложения должностного лица, обнаружившего факты нарушения законодательства о налогах и сборах, по устранению выявленных нарушений и применению санкций за налоговое правонарушение (п. 2 ст. 101.4 Налогового кодекса РФ).

Форма акта и требования к его составлению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (п. 3 ст. 101.4 Налогового кодекса РФ).

Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом (п. 4 ст. 101.4 Налогового кодекса РФ).

http://be5.biz/pravo/n011/55.html

Статья 101.4. Производство по делу о предусмотренных настоящим Кодексом налоговых правонарушениях

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ настоящий Кодекс дополнен статьей 101.4, вступающей в силу с 1 января 2007 г.

Статья 101.4. Производство по делу о предусмотренных настоящим Кодексом налоговых правонарушениях

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 101.4 НК РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ пункт 1 статьи 101.4 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

1. При обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена настоящим Кодексом (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 настоящего Кодекса), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение. Об отказе лица, совершившего нарушение законодательства о налогах и сборах, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ в пункт 2 статьи 101.4 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

2. В акте должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также выводы и предложения должностного лица, обнаружившего факты нарушения законодательства о налогах и сборах, по устранению выявленных нарушений и применению налоговых санкций.

3. Форма акта и требования к его составлению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

4. Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты его отправки.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 248-ФЗ в пункт 5 статьи 101.4 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

5. Лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение одного месяца со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.

Читайте так же:  Возврат подоходного налога за обучение в школе

6. По истечении срока, указанного в пункте 5 настоящей статьи, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 июня 2015 г. N 150-ФЗ в пункт 7 статьи 101.4 настоящего Кодекса внесены изменения

7. Акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица.

При рассмотрении акта могут оглашаться составленный акт, иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения. Отсутствие письменных возражений не лишает этого лица права давать свои объяснения на стадии рассмотрения акта.

При рассмотрении акта заслушиваются объяснения лица, привлекаемого к ответственности, исследуются иные доказательства. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением настоящего Кодекса, а также доказательств, полученных из специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и (или) прилагаемых к ней документов и (или) сведений. Если документы (информация) были представлены лицом, привлекаемым к ответственности, в налоговый орган с нарушением установленных настоящим Кодексом сроков, то полученные документы (информация) не будут считаться полученными с нарушением настоящего Кодекса.

При рассмотрении материалов налоговой проверки ведется протокол.

В ходе рассмотрения акта и других материалов мероприятий налогового контроля может быть принято решение о привлечении в случае необходимости к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста.

В ходе рассмотрения акта и других материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа:

1) устанавливает, допускало ли лицо, в отношении которого был составлен акт, нарушения законодательства о налогах и сборах;

2) устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав налоговых правонарушений, содержащихся в настоящем Кодексе;

3) устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица, в отношении которого был составлен акт, к ответственности за совершение налогового правонарушения;

4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, или обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ в пункт 8 статьи 101.4 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

8. По результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение в срок, предусмотренный пунктом 6 настоящей статьи:

1) о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение;

2) об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 248-ФЗ в пункт 9 статьи 101.4 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

9. В решении о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение излагаются обстоятельства допущенного правонарушения, указываются документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, привлекаемым к ответственности, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении лица к ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих ответственность за данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено указанное решение, вправе обжаловать это решение, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган, а также указываются наименование органа, место его нахождения, другие необходимые сведения.

Информация об изменениях:

Пункт 10 изменен с 29 октября 2019 г. — Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ

10. На основании вынесенного решения о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение) этому лицу налоговым органом, выявившим соответствующее правонарушение, направляется требование об уплате (о перечислении) налога (сбора, страховых взносов), пеней и штрафа в порядке и сроки, которые установлены статьями 58, 60, 69 и 70 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Информация об изменениях:

12. Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.

Читайте так же:  Налоговый вычет можно получить сразу

Основаниями для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию неправильного решения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ в пункт 13 статьи 101.4 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

13. По выявленным налоговым органом нарушениям законодательства о налогах и сборах, за которые лица подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа составляет протокол об административном правонарушении. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных санкций в отношении лиц, виновных в их совершении, производятся налоговыми органами в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

http://base.garant.ru/10900200/034fc67c9a6fc680736295954578f6f4/

Налоговый процесс

Производство по делам о налоговых правонарушениях

Налоговым правонарушением согласно ст. 106 Налогового кодекса признается совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность.

При этом в связи с тем, что отличительным признаком налогового правонарушения является его наказуемость в соответствии с нормами Налогового кодекса понятия «налоговой ответственности» и «ответственности за нарушения налогового законодательства» не тождественны. Понятие ответственности за нарушения налогового законодательства намного шире «налоговой ответственности» и включает в себя уголовную и административную ответственности, также применяемые для охраны налоговых правоотношений.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние, нарушающее нормы законодательства о налогах и сборах, за которое Налоговым кодексом установлена ответственность и имеет характерные общие признаки для всех правонарушений:

  • действия (например, воспрепятствование доступу сотрудников налоговых органов на территорию налогоплательщика отказ предоставить налоговым органам необходимые сведения и т.д.) или бездействия (например, непредставление в налоговые органы отчетности, неуплата налогоплательщиком причитающейся суммы налога, не перечислен не банком в бюджет соответствующих налоговых платежей по поручениям своих клиентов, неудержание налоговым агентом суммы налога на доходы физических лиц и тп). Противоправность применительно к налоговым правонарушениям состоит в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей, установленных законодательством о налогах и сборах;
  • лишь налоговое правонарушение может порождать негативные последствия для нарушителя — налоговую ответственность в виде налоговых санкций. Наказуемость заключается в угрозе применить наказание к виновным лицам при нарушении ими запрета на какие-либо деяния;
  • виновность, т.е. налоговые правонарушения, совершаются только виновно (умышленно или по неосторожности). Форма вины является обязательным признаком, поскольку тот или иной ее вид всегда содержится в нормах Налогового кодекса.

В юридической литературе о соотношении понятия «нарушение законодательства о налогах и сборах» и «налоговое правонарушение» однозначно определилось мнение их соотношения как общее и частное. А именно: все налоговые правонарушения являются нарушениями законодательства о налогах и сборах, но не все нарушения законодательства о налогах и сборах представляют собой налоговые правонарушения.

От признаков налогового правонарушения следует отличать его юридический состав. Под составом налогового правонарушения понимается совокупность условии, необходимых для привлечения к ответственности в соответствии с Налоговым кодексом. Если при наличии признаков налогового правонарушения отсутствует хотя бы один из элементов его состава, то привлечение к ответственности становиться невозможным. Следовательно, актив налогового правонарушения — это установленные нормами налогового права признаки (элементы), совокупность которых позволяет считать противоправное деяние налоговым правонарушением.

В структуре состава налогового правонарушения выделяют две группы элементов: объективные и субъективные.

Объективные признаки налогового правонарушения призваны описать его как определенное поведение лица, материализованное во внешнем мире и включенное в систему причинно-следственных связей (волеизъявление, отражающее внутреннее отношение к содеянному).

Субъективные элементы налогового правонарушения характеризуют его с внутренней стороны как волевое осознанное поведение субъекта, его совершившего.

Элементами состава налогового правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.

Объект налогового правонарушения составляют охраняемые законодательством общественные отношения, складывающиеся в налоговой сфере. Объектом правонарушения является именно то, на что оно посягает, чему причиняет или может причинить какой- либо вред. Фискальная компетенция государства и его законные интересы в налоговых отношениях, охраняемые налоговым законодательством представляют собой налоговые правонарушения, характеризующиеся общностью объекта посягательств.

Общим объектом налоговых правонарушений могут быть как материальные, так и процессуальные права государства: нарушения налогового законодательства не позволяют осуществлять налоговый контроль, препятствуют полноценному формированию доходных частей бюджетов и внебюджетных фондов, нарушают права законопослушных налогоплательщиков и т.д.

Непосредственными объектами конкретного налогового правонарушения могут являться императивно установленные отношения по взиманию налогов и сборов, отношения по осуществлению налогового контроля и позволяют судить о характере и общественной опасности поступков. Этот элемент определяет конструкцию всего состава правонарушения, обусловливает выбор взысканий.

Следовательно, при анализе конкретных нарушении налогового законодательства правильное определение объекта правонарушения имеет важное значение дли квалификации деяния. При этом необходимо помнить, что в разных составах правонарушений может быть один объект правонарушений. Для разграничения этих правонарушений недостаточно установить признаки объекта посягательств, а необходимо уяснить содержание иных элементов состава правонарушения.

Объективная сторона налоговых правонарушений характеризуется наличием противоправного деяния (действия-бездействия), негативных последствии и причинно-следственной связи между противоправным деянием и негативными последствиями, т.е. представляет совокупность признаков противоправных деяний, предусмотренных нормами налогового права. Она характеризует внешнее отражение (проявление) налоговых правонарушений в реальной действительности. Другими словами, объективная сторона вредоносное воздействие на государственные интересы в сфере налогообложения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Признаки противоправности деяний могут облазать обязательными и дополнительными признаками объективной стороны.

Большинство налоговых правонарушений состоит в неисполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) предписаний законодательства о налогах и сборах, т.е. совершаются в форме бездействия. В то же время неисполнение обязанности. возложенной законом, возможно и в форме активного действия (уклонение от постановки на учет в налоговом органе). Событие не может быть признано правонарушением, даже если оно повлекло за собой общественно вредные последствия.

Читайте так же:  Копия налоговой декларации 3 ндфл

Негативные последствия налогового правонарушения состоят в причинении вреда доходам бюджета. Отсутствие прямой причинно-следственной связи между противоправным действием (бездействием) и негативными последствиями не позволяет говорить о наличии объективной стороны, и как следствие о наличии налогового правонарушения, являясь основанием для освобождения лица от налоговой ответственности.

Дополнительными (факультативными) признаками объективной стороны налоговых правонарушений могут являться место, способ, обстановка, время, систематичность и повторность совершения правонарушения.

В частности, время совершения налогового правонарушения имеет значение для его квалификации, так как позволяет определить налоговый период, в котором совершено налоговое правонарушение и. таким образом, правильно определить норму налогового права, подлежащую применению. Налоговый кодекс уделяет особое внимание этому признаку и предусматривает время как дополнительный элемент объективной стороны составов налогового правонарушения в п. 2 ст. 116. п. 2 ст. 119. и. 2 ст. 120. п. 2 ст. 129.1.

Обстановка совершения правонарушения учитывается для квалификации ряда налоговых правонарушений, например ведение организацией деятельности без постановки на учет в налоговом органе.

Систематичность также названа законодателем в качестве одного из признаков налогового правонарушения. В частности, п. 3 ст. 120 Налогового кодекса квалифицирует грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения через систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Повторность совершения налогового правонарушения отнесена Налоговым кодексом к квалифицирующим признакам, влияющим на размер налоговой санкции.

Субъектами налоговых правонарушений называются лица, совершившие нарушение налогового законодательства и подлежащие вследствие этого к взысканию, выраженному в налоговой санкции. Следует отметить, что субъектами налоговых правонарушений могут быть только участники налоговых правоотношении. Круг участников налоговых правоотношений весьма широк, но не все из них являются субъектами налогового правонарушения. Согласно ст. 107 Налогового кодекса ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных гл. 16 Кодекса. Классификация субъектов на организации и физических лиц заимствована из гражданского права и отражает их общеправовую сущность. Должностные лица государственных (муниципальных) органов не являются субъектами налоговых правонарушений.

Субъекты налоговых правонарушений подразделяются на общие и специальные.

Общий субъект определяется положениями Налогового кодекса, к которым можно отнести:

  • налогоплательщиков — граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • налогоплательщиков — российские организации, иностранные и международные организации, созданные на территории Российской Федерации, филиалы и представительства иностранных и международных организаций;
  • плательщиков сборов;
  • налоговых агентов — российские и иностранные организации, а также индивидуальные предприниматели;
  • законных представителей налогоплательщика — физического лица;
  • свидетелей, переводчиков, экспертов, специалистов и иных фискально-обязанных лиц;
  • организации и физических лиц, являющихся адресатами установленных налоговым законодательством императивов (ограничений и властных предписаний), непосредственно не связанных с уплатой налогов и сборов.

К специальным субъектам налогового правонарушения можно отнести только лицо, прямо названное в норме Налогового кодекса, описывающей конкретный состав налогового правонарушения. Так, субъектом такого правонарушения, как уклонение от постановки на учет в налоговом органе, может быть только организация или индивидуальный предприниматель.

Общая и специальная правосубъектность взаимосвязаны и взаимообусловлены. В определенных составах налоговых правонарушении специальная правосубъектность дополняет, развивает или конкретизирует общую, но не изменяет сущности общей правосубъектности. Установление состава других налоговых правонарушений требует выявления более сложной конструкции взаимодействия специальной и общей правосубъектности, когда специальная правосубъектность не только конкретизирует общую, но и видоизменяет и ограничивает ее.

Согласно ст. 107 Налогового кодекса ответственности подлежат общие субъекты, если норма Налогового кодекса, описывающая определенный вид налогового правонарушения, не содержит требований о наличии у субъекта специальных признаков, отражающих какие-либо характерные особенности.

Физические лица могут быть привлечены к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах с 16-летнего возраста. Кроме того, на возможность отнесения физического лица к субъектам налоговой ответственности влияют следующие обстоятельства. Во-первых, привлекаемое лицо должно быть вменяемым, т.е. понимать значение своих действий и руководить ими. Во-вторых, на момент совершения налогового правонарушения физическое лицо должно обладать гражданской дееспособностью, необходимой для исполнения обязанности по уплате налогов.

Статья 21 Гражданского кодекса устанавливает, что способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их возникает в полном объеме с 18-летнего возраста. Гражданин, достигший возраста 16 лет, объявляется полностью дееспособным в случае, если он работает по трудовому договору, контракту или занимается предпринимательской деятельностью.

При этом следует учитывать, что несовершеннолетний может быть ограничен или лишен дееспособности на основаниях, предусмотренных п. 4 ст. 26 Гражданского кодекса. Таким образом, недееспособность влечет отсутствие вины в действиях правонарушителя и. следовательно, отсутствие субъективной стороны налогового правонарушения. В таком случае привлечь физическое лицо к ответственности за нарушения налогового законодательства невозможно.

Законный представитель налогоплательщика — физического лица может являться субъектом налогового правонарушения только при условии совершения тех действий, которые он обязан был осуществить в силу приобретенного статуса представителя. Например, законный представитель несет ответственность за несвоевременное представление налоговой декларации, несоблюдение порядка использования арестованного имущества и т.д.

В основе субъективной стороны налогового правонарушения лежит вина правонарушителя, которая выражается в сочетании волевого и интеллектуального моментов в поведенческих актах в сфере налогообложения. Волевой момент выражается через стремление лица совершить противоправные действия и достичь определенного результата. Интеллектуальный момент состоит в осознании лицом правового значения действия, которое оно совершает и его последствий.

Читайте так же:  Требования по налогам долг

http://isfic.info/proces/kosov49.htm

Налоговый процесс

Производство по делам о налоговых правонарушениях — страница 5

Производство по делам о налоговых правонарушениях — это особый процессуальный порядок деятельности налоговых органов по выявлению, расследованию, пресечению и предупреждению нарушений законодательства о налогах и сборах, а также привлечению виновных к ответственности, возмещению государству причиненного в результате противоправных действий ущерба.

Задачами производства по делам о налоговых правонарушениях являются:

  • охрана финансовых интересов государства;
  • своевременное, полное, всестороннее и объективное выяснение обстоятельств каждого дела;
  • рассмотрение и разрешение дел в строгом соответствии с законодательством;
  • изобличение нарушителей и неотвратимое наказание виновных;
  • выявление причин и условий, способствующих совершению нарушений;
  • предупреждение нарушений;
  • воспитание граждан в духе соблюдения законодательства о налогах и сборах;
  • укрепление законности в сфере налогообложения.

Производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляется с соблюдением процедур, предусмотренных Налоговым кодексом и подразделяется на:

  • производство по делам о налоговых правонарушениях, совершенных лицами, являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами;
  • производство по делам о налоговых правонарушениях, совершенных лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами.

Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях различен в зависимости от того, в ходе каких мероприятий налогового контроля выявлено налоговое правонарушение (ст. 100.1 Налогового кодекса). Если налоговое правонарушение выявлено в ходе налоговой проверки (камеральной или выездной), то производство происходит в порядке, установленном ст. 101 Налогового кодекса. Если же налоговое правонарушение установлено в ходе иных мероприятий налогового контроля, то производство по нему осуществляется в порядке, установленном ст. 101.4 Налогового кодекса.

Следует отметить, что такие налоговые правонарушения, как:

  • грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ);
  • неуплата или неполная уплата сумм налога или сбора (ст. 122 НК РФ);
  • невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налогов (ст. 123 НК РФ), могут быть обнаружены только в ходе налоговых проверок.

Производство по делам о налоговых правонарушениях, выявленных в ходе налоговых проверок, содержит в себе ряд последовательных этапов:

1-й этап — представление налогоплательщиком возражений по акту налоговой проверки;

2-й этап рассмотрение руководителем (заместителем руководителя) налогового органа акта налоговой проверки и других материалов проверки, в том числе возражений налогоплательщика;

3-й этап — принятие решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки;

4-й этап — вручение решения, принятого по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, налогоплательщику (его представителю);

5-й этап — направление налогоплательщику требования об уплате налога по результатам налоговой проверки.

Акт налоговой проверки является по существу первичным правоприменительным актом, с которого и начинается процесс привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (процесс производства по налоговому правонарушению).

Акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, под расписку или иным способом. свидетельствующим о дате его получения (п. 5 ст. 100 Налогового кодекса).

При невозможности вручить акт налоговой проверки непосредственно налогоплательщику акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или по месту жительства физического лица. Датой вручения акта налоговой проверки признается шестой лень, считая с даты отправки заказного письма.

Дата вручения акта налоговой проверки налогоплательщику является сроком, по которому исчисляется 15-ти дневной срок представления возражении по акту налоговой проверки (п. 6 ст. 100 IIK РФ). Налогоплательщик вправе вместе с возражениями по акту налоговой проверки представить документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Принятие решения по результатам налоговой проверки осуществляется в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного для направления возражений по акту налоговой проверки.

Согласно п. 1 ст. 101 Налогового кодекса срок для рассмотрения материалов налоговой проверки и принятия по ним решения может быть продлен не более чем на один месяц.

Полномочиями по рассмотрению материалов налоговой проверки и принятию по ним решения обладают руководитель налогового органа и (или) его заместитель. О месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки извещается лицо, в отношении которого проводилась проверка. Неявка лица, извещенного надлежащим образом, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением случаев, когда явка заинтересованного лица признана руководителем налогового органа (его заместителем) обязательной.

Неизвещение лица о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки может быть признано судом как существенное нарушение порядка вынесения решения по материалам налоговой проверки и являться основанием для его отмены.

Перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель налогового органа (его заместитель):

  • объявляет, кто рассматривает дело и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению;
  • устанавливает факт явки (неявки) лиц, приглашенных для участия в рассмотрении материалов. Разрешает вопрос о возможности рассмотрения материалов проверки в отсутствие участников производства, извещенных надлежащим образом либо об отложении указанного рассмотрения;
  • проверяет полномочия законного представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка;
  • разъясняет лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности;
  • выносит решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения.

Вынесение решения об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки принимается руководителем налогового органа (его заместителем) в случаях, когда в ходе рассмотрения материалов проверки возникает необходимость в получении дополнительных доказательств совершения налогового правонарушения либо подтверждения обоснованности доводов налогоплательщика по существу представленных им возражений.

Сбор дополнительных доказательств для подтверждения совершения налогового правонарушения осуществляется на основании Решения руководителя налогового органа (его заместителя) о проведении дополнительных мероприятии налогового контроля. В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля могут быть истребованы документы в соответствии со ст. 93.1 Налогового кодекса, проведены экспертизы, допрошены свидетели.

Читайте так же:  Как получить налоговый вычет при рождении ребенка

В решении о назначении дополнительных мероприятии налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указывается срок, в который они должны быть проведены и который не может превышать одного месяца, указывается конкретная форма дополнительных мероприятии налогового контроля.

В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки могут быть оглашены материалы проверки (акт налоговой поверки, представленные налогоплательщиком возражения, протоколы и т.д.), заслушаны объяснения заинтересованных лиц, исследованы другие представленные доказательства.

Принимая решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности, руководитель налогового органа должен установить:

  • совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки, нарушение законодательства о налогах и сборах;
  • образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения;
  • имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • имеются ли обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки может быть вынесено два вила решения:

  1. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  2. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Формы указанных документов установлены приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3 06/338 «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах». При этом Налоговым кодексом установлены требования к содержанию названных решений. Так, в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в обязательном порядке налагаются:

  1. обстоятельства совершенного налогового правонарушения так, как они установлены проведенной налоговой проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в свою защиту, и результаты возможных проверок этих доводов;
  2. решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей Налогового кодекса, предусматривающих данные правонарушения;
  3. применяемые меры ответственности;
  4. размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения отражаются:

  1. обстоятельства, послужившие основанием для отказа в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  2. размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе налоговой проверки, и сумма соответствующих пеней.

Кроме того, решение, вынесенное по материалам налоговой проверки, должно содержать указание на срок и порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган, его наименование и место нахождения, другие необходимые сведения.

Несоблюдение требований, установленных Налоговым кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом (п. 14 ст. 101 НК РФ). В то же время нарушение должностным лицом налогового органа норм Налогового кодекса не является безусловным основанием для отмены решения налогового органа. В каждом конкретном случае должны быть оценены характер допущенных нарушений и их влияние на обоснованность вынесенного налоговым органом решения.

Особое внимание Налоговый кодекс уделяет нарушениям процедуры принятия решения налоговым органом, выделяя нарушения. являющиеся безусловным основанием для отмены решения налогового органа, и нарушения, которые могут стать таковыми в случае, если привели к принятию неправомерного решения.

Основаниями для безусловной отмены решения налогового органа является нарушение существенных условии процедуры его принятия. К существенным условиям процедуры принятия решения руководителем налогового органа относятся:

  • обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя;
  • обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вручается лицу в пятидневный срок со дня вынесения (п. 9 ст. 101 НК РФ). В то же время п. 13. ст. 101 Налогового кодекса указывается, что копия решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения должна быть вручена налогоплательщику (его представителю) под расписку или передана иным способом, свидетельствующим о дате получения им этого решения.

Вступает в законную салу решение налогового органа по истечении 10 дней со дня его вручения липу, в отношении которого оно вынесено.

До вступления решения в силу оно может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган (п. 2 ст. 101.2 НК РФ). При этом обжаловано может быть как решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, так и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, поскольку последнее содержит в себе решение о взыскании недоимки по налогу и пени (п. 9 ст. 101; п. 2 ст. 139 НК РФ).

Жалоба относительно вступившего в законную силу решения налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемою решения (п. 2 ст. 139 НК РФ).

До вступления в силу решения налогового органа лицо, в отношении которого такое решение вынесено, может исполнить его добровольно даже в том случае, если оно подало апелляционную жалобу.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://isfic.info/proces/kosov53.htm

Производство по делу о налоговом правонарушении кратко
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here