Проверка карточек налоговой

Налоговая проверка: все что нужно знать предпринимателю

Руководитель коллегии адвокатов
«Комиссаров и партнеры»

специально для ГАРАНТ.РУ

Еще одна не менее важная проверка, осуществляемая органами исполнительной власти – это налоговая проверка. ФНС России проверяет соблюдение юридическими лицами и ИП законодательства о налогах и сборах.

Порядок проведения налоговых проверок урегулирован главой 14 НК РФ, посвященной налоговому контролю.

Существует два типа проверок: камеральные (без выезда, проводимые в налоговом органе) и выездные (с визитом по месту нахождения организации).

При камеральной налоговой проверке налоговый орган анализирует изначально имеющиеся в распоряжении у налогового органа документы в отношении налогоплательщика, налоговые декларации, а также документы, предоставленные налогоплательщиком по запросу проверяющего.

Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев и не требует специального решения руководителя налогового органа о ее проведении.

Если камеральная проверка выявляет ошибки, несоответствия или противоречия в документах, проверяющий запрашивает у налогоплательщика пояснения и требует исправления нарушений. Организация в свою очередь может возражать, подкрепляя свои пояснения по факту допущенных ошибок документами бухгалтерского учета. Если по итогам проверки все же будет установлен факт нарушения налогового законодательства, налоговый орган составит акт проверки.

Выездная проверка проводится на основании решения руководства налогового органа непосредственно в помещении по месту нахождения проверяемой организации.

Предметом проверки является правильность исчисления и уплаты одного или нескольких налогов за определенный период (не более трех лет ранее предшествующего налогового периода).

Выездная проверка проводится в двухмесячный срок (в исключительных случаях не более четырех месяцев, в особо исключительных случаях – не более шести месяцев).

Течение срока проверки может быть приостановлено в связи с истребованием документов, назначением экспертизы, переводом документов на русский язык, получением информации от иностранных органов. В этом случае действия налогового органа на территории проверяемого юридического лица прекращаются и последнему возвращаются все запрошенные подлинники документов (не считая изъятых в ходе выемки).

Повторная выездная проверка проводится в случаях, если вышестоящий налоговый орган примет решение проверить качество ранее проведенной проверки вашей организации или в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларацией по проверяемом налогу с суммой налога в размере меньше ранее заявленного.

Налоговый орган имеет право:

  • проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика;
  • производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий налогоплательщика;
  • истребовать документы, необходимые для проверки (при этом требование о представлении документов передается руководителю или уполномоченному представителю организации лично под расписку);
  • производить выемку документов при наличии оснований полагать, что документы, относящиеся к предмету проверки, могут быть сокрыты от проверяющих, подменены, изменены или уничтожены, например, при отказе в предоставлении документов (выемка производится только на основании отдельного мотивированного постановления);
  • вызвать любое физическое лицо, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для целей проверки, в качестве свидетеля для дачи показаний;
  • при воспрепятствовании доступу проверяющих на территорию или в помещения налогоплательщика составить акт и самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате;
  • производить фото- и видеосъемку при проведении осмотра, копировать документы;
  • привлекать специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, для участия в осмотре и иных действиях по осуществлению налогового контроля;
  • истребовать у вашего контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика эти документы (информацию);
  • вскрывать помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы при отказе лица, у которого производится выемка добровольно дать доступ к документам;
  • привлекать экспертов для разъяснения вопросов, требующих специальных познаний в науке, искусстве, технике или ремесле (экспертиза назначается на основании отдельного постановления, при этом налогоплательщик вправе заявить отвод эксперту, предлагать кандидатуры экспертов, ставить вопросы перед экспертом, присутствовать во время проведения экспертизы, знакомиться с результатами экспертизы, давать объяснения и представлять возражения на заключения эксперта, просить о назначении дополнительной или повторной экспертизы).

Налоговый орган не имеет права:

  • истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если их представление не предусмотрено законом;
  • проводить более одной выездной проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение года (за исключением особых случаев);
  • проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг;
  • без участия понятых проводить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, а также осмотр документов и предметов;
  • требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган;
  • истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок;
  • производить выемку документов и предметов в ночное время;
  • ставить перед привлеченным экспертом вопросы, выходящие за пределы специальных познаний эксперта;
  • привлекать в качестве понятых сотрудников ФНС;
  • причинять неправомерный вред проверяемому и его имуществу.

Краткий порядок действий при появлении проверяющих из ИФНС в вашем офисе.

  • Пригласите вашего юриста или адвоката для того, чтобы он оказал вам юридическое сопровождение в ходе проверки.
  • Попросите проверяющего предъявить служебное удостоверение и решение о проведении проверки.
  • Предоставьте проверяющим возможность ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, являющихся предметом проверки.
  • Выдайте проверяющим истребуемые документы лично (через представителя) либо по почте заказным письмом, в электронной форме или через личный кабинет налогоплательщика в течение 10 дней.
  • Если вы не имеете возможности представить истребуемые документы в установленный срок, то вам необходимо в течение одного дня письменно уведомить проверяющих о невозможности представления в указанные сроки документов с объяснением причин, и о сроках, в течение которых вы можете представить истребуемые документы. Напомню, что непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ в соответствии со ст. 126 НК РФ.
  • Проверьте наличие у проверяющего постановления о производстве выемки, если таковая производится.
  • Проверьте правильность содержания протокола выемки и описей к нему (там должно содержаться точное указание наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности – стоимость предметов).

Последствия проверки

По итогам проверки составляется акт.

В случае если вы не согласны с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, то в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вам необходимо представить в налоговый орган письменные возражения по указанному акту с приложением документов, подтверждающих ваши доводы (при наличии).

Далее руководитель налогового органа принимает решение по факту допущенных нарушений налогового законодательства, выявленных в результате проверки. Срок принятия решения составляет 10 дней.

На рассмотрение материалов налоговой проверки руководителем налогового органа вызывается сам налогоплательщик, который может давать свои пояснения по всем обстоятельствам, связанным с вменяемым ему нарушениями.

Читайте так же:  Подоходный налог для родителей

В результате рассмотрения материалов проверки налоговый орган устанавливает, имело ли место налоговое правонарушение, имеются ли основания для привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа может назначить дополнительные мероприятия по налоговому контролю для получения дополнительных доказательств (на срок не более одного месяца) либо вынести решение о привлечении к ответственности налогоплательщика или об отказе в привлечении к ответственности.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и пеней, а также размер штрафа, указываются срок, в течение которого налогоплательщик вправе обжаловать решение, порядок обжалования решения. Решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения проверяемому лицу.

Если проверяющие нарушили вышеописанные правила рассмотрения материалов налоговой проверки, например не обеспечили налогоплательщику возможности присутствовать при рассмотрении материалов проверки, возможности давать объяснения, решение о привлечении к ответственности может быть отменено вышестоящим налоговым органом.

В случае неисполнения в добровольном порядке решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение нарушения, налоговые органы вправе обратиться в суд.

В следующей части я расскажу об особенностях проверки, проводимой полицией, а о том, что нужно знать и как действовать, если пришли проверяющие из прокуратуры и Роспотребнадзора, читайте в моих предыдущих авторских колонках.

Ксеноморф

С 1 июля 2018 налоговая начнет контролировать все поступления на карты физ.лиц

Современный мир невозможно представить без использования банковский карт. Трудно поверить, как маленькая пластиковая вещь упрощает быт людей. Большинство расчетов можно осуществлять с ее помощью не выходя из дома, а так же переводить деньги, даже находясь в разных городах.

Все больше людей прибегают к банковским переводам из-за простоты этой процедуры. Привыкнув к такому упрощенному варианту осуществлять денежные переводы, граждане забывают про налоговую службу. Обязанность ФНС в первую очередь — контроль над доходами и уплатой налогов с этих доходов. Согласно мнению контролирующих органов, любое поступление на карту можно отнести к доходу физического лица.

Чтобы полученные суммы не учитывались как доход для налогообложения, придется доказать, что это не прибыль (к примеру, возврат долга). При невозможности доказать, что полученные деньги не являются доходом, налоговая будет взыскивать штраф 20% от суммы неоплаченного налога, а также сам налог и пени.

Сбербанк будет блокировать карты за денежный перевод. (02:53 / 12.10.17)

Переводы на карту делят на поступления от физических и от юридических лиц

Поступления от физических лиц

В суде часто рассматриваются административные правонарушения, связанные с неоплатой подоходного налога. На карту гражданина поступают деньги от других физических лиц. Если процесс происходит систематически, ФНС начинает интересоваться, за что гражданин получил эти деньги. Распространенным случаем является сдача квартиры в аренду.

Гражданин сдает квартиру, деньги получает на свою карту. Налоги с дохода от аренды он не декларировал и не уплачивал. Налоговая инспекция может заинтересоваться любым переводом физического лица. Правомерно, по вашим счетам могут быть проведены проверки.

Освободить деньги от налогообложения можно только предъявлением доказательств, что эти деньги не являются объектом налогообложения. Это может быть возврат долга, дар от близкого родственника или иные доходы, которые по закону не облагаются подоходным налогом. Чтобы заранее себя обезопасить, рекомендуется при переводе сразу прописывать назначение платежа.

Налоговая инспекция «видит» все объекты недвижимости, которые находятся у налогоплательщика в собственности. На основании этого контролирующие органы делают запросы в банк и выявляют все сведения об операциях по счетам. Не стоит удивляться приходу судебных приставов, если у вас большой оборот по банковской карте. Это означает, что ФНС организовало по вам проверку.

Поступления от юридических лиц

Если на карту физического лица поступили деньги от организации, ФНС в первую очередь будет проверять таких налогоплательщиков. Как правило, предприятие должно отчитаться за гражданина в годовой декларации и заплатить за него налог 13%. Если это не сделали, этот налог будет взыматься с гражданина, получившего доход.

Любой перевод на карточку считается доходом: как правильно заплатить налоги (03:21 / 24.03.17)

Таким образом, проверяя счета физических лиц, ФНС борется с обналичиваем денег. Если у гражданина не будет подтверждающих документов, что полученные деньги он получил, например, за возврат займа, налоговая примет эти деньги как объект налогообложения.

Подводя итог, при осуществлении банковских переводов, на руках обязательно должны быть подтверждающие документы. Все доходы, не подтвержденные документально, облагаются налогом 13%. В ближайшем будущем контролирующие органы планируют увеличить свои полномочия и осуществлять проверку банковских счетов всех налогоплательщиков.

ФНС России разъяснила, в каких случаях счета физлиц подлежат налоговым проверкам

dedivan1923 / Depositphotos.com

На официальном сайте ФНС России опубликованы разъяснения о том, какая именно информация сможет послужить основанием для проведения налоговыми органами проверки счетов физического лица.

В частности, ФНС России напоминает 1 , что банки обязаны информировать налоговые органы по мотивированному запросу:

  • с 1 июля 2014 года – об открытии или закрытии счетов, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) физлиц согласно п. 1 и п. 2 ст. 86 Налогового кодекса в редакции Федерального закона от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ);
  • с 1 сентября 2016 года – в соответствии с п. 1.1 ст. 86 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 241-ФЗ;
  • с 1 июня 2018 г. – о наличии счетов, вкладов (депозитов), об остатках и движении средств по счетам, открытым в драгоценных металлах (п. 2 ст. 86 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 27 ноября 2017 г. № 343-ФЗ);
  • с 1 апреля текущего года в налоговую службу банки обязаны будут предоставлять сведения по счетам электронных кошельков (п. 1.1 ст. 86 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 29 сентября 2019 года № 325-ФЗ).

Как отмечается, запросить указанную информацию об операциях по счету физического лица, включая выписки по счетам, к которым привязаны платежные карты (с 1 апреля также по электронным кошелькам физлица), налоговые органы могут только в рамках проведения налоговых проверок, согласованных с руководителем регионального Управления ФНС или руководителем ФНС России (его заместителем). Без проведения указанных проверок налоговые органы не имеют прямого доступа к счетам физлиц и не смогут контролировать движение средств по ним.

В качестве примера основания для проведения проверки указана любая информация о том, что физлицо нелегально осуществляет предпринимательскую деятельность. В этом случае такого «предпринимателя» могут пригласить в налоговую инспекцию для дачи пояснений на предмет наличия незадекларированного дохода. При этом ФНС России опровергает информацию, появившуюся в СМИ, о повсеместном вызове владельцев карт, применении санкций за все невыясненные поступления на карты граждан, связанных с поправками в законодательство, вступающими в силу с 1 июля 2020 года. Ведомство подчеркивает, что такие сведения не соответствуют действительности.

Читайте так же:  Налог на имущество организаций в регионах

Налоговая инспекция РФ контролирует счета электронных платежных систем?

Может ли налоговая инспекция отслеживать состояние моих счетов в платежных системах Webmoney, Payeer, QIWI, Яндекс деньги и других электронных систем ?

Есть ли у налоговиков такая возможность ?

На данный момент нет статьи в налоговом кодексе или какого-то закона, который бы обязывал ВебМани, Киви, Яндекс Деньги и др. сервисы предоставлять в налоговую сведения о состояниях счетов и о том, откуда именно поступают деньги на кошелёк и куда они потом уходят.

Если же вы будете выводить деньги с электронного кошелька на карту, то обязательная проверка будет только при сумме 600000 рублей и выше.

В иных случаях банки могут предоставить данные налоговой о поступлениях денежных средств на вашу карту лишь по запросу.

Отдельно хочется сказать про ВебМани.

Там можно выводить деньги таким образом: тебе подбирают так называемого контрагента (то есть другого человека), который перечисляет деньги на твою карту со своей карты, а ему в свою очередь перечисляются WMR с твоего кошелька.

То есть идёт перевод с одной карты физического лица на другую — здесь никак не получится догадаться, что это было в рамках обналичивания электронных денег.

Люди переводят деньги с карты на карту довольно часто, и они обычно ни у кого не вызывают подозрений.

По законам РФ анонимность электронных платежей заканчивается там, где эти платежи конвертируются посредством банковской системы в российские рубли. Именно по этой причине электронные платежные системы (ЭПС) требуют предоставлять персональные данные для получения возможности вывода средств банковским переводом. Банки же плотно мониторятся налоговиками. Поэтому как только Вы осуществили вывод средств из ЭПС, данные Ваших электронных кошельков оказываются «засвеченными».

Не факт, что налоговая получит доступ к актуальным остаткам средств на кошельках той же WM (всё-таки это оффшорная компания, с регистрацией в Белизе, если память не изменяет, да и на электронных кошельках присутствуют не деньги — это надо понимать — а электронные векселя, т.е. обязательства системы WM обменять их на фиатные деньги по запросу пользователя). А вот история вывода средств из ЭПС в банк — безусловно, доступна налоговикам. Другой вопрос, что ресурсы налоговой ограничены и никто не будет тратить время сотрудника (которых всегда не хватает) на отслеживание операций, если в случае успеха (весьма сомнительного, кстати) удастся взыскать несколько тысяч рублей неуплаченного подоходного налога. Вот если у Вас по счету проходят суммы под миллион в месяц, то «гости» не заставят себя ждать.

ФНС хочет проверять банки

Федеральная налоговая служба (ФНС) хочет расширить функционал системы АСК-НДС-2. Сейчас с ее помощью налоговики отслеживают все цепочки создания добавленной стоимости и, соответственно, уплаты НДС. Теперь ФНС хочет видеть данные о движении средств по счетам компаний-контрагентов. Такая идея сейчас обсуждается ФНС и ЦБ, рассказали «Ведомостям» два федеральных чиновника. «Вопрос в стадии обсуждения», – подтвердил представитель ЦБ, отказавшись от дальнейших комментариев. Представитель ФНС не ответила на запрос «Ведомостей».

АСК-НДС-2 эксплуатируется с этого года. Она позволила перейти от выборочного контроля к тотальному: налоговики создали карту всех транзакций в экономике и видят любую неуплату НДС. Раньше компания подавала на возмещение и налоговая проверяла, уплатили ли ее контрагенты НДС, в «ручном» режиме. Теперь налогоплательщики ежеквартально вместе с декларацией по НДС сдают сведения из книг покупок и продаж. Это сеть, которой можно охватить всех неплательщиков, – теперь в нее попадут и банки-транзитеры, объясняет налоговый юрист крупной компании.

Идея интересная, хотя непонятна реализация, осторожен чиновник Минфина. Чиновник, близкий к ФНС, утверждает, что технически реализовать ее будет несложно, хотя нужны изменения: сейчас в АСК-НДС-2 есть данные о счетах компаний, но не о движении по ним. Есть два способа получения этих данных. Либо от банков – тогда это дополнительная административная нагрузка на них. Либо объединив базы ФНС, ЦБ и Росфинмониторинга, у которых частично есть эти сведения, но тогда придется решать вопросы банковской и налоговой тайны, рассуждает чиновник. «Это новая степень открытости банков», – предупреждает чиновник Минфина.

Бюджет пополняется

В бюджете тяжелая ситуация, а улучшение администрирования – самый безобидный способ пополнения казны по сравнению со всеми другими мерами. АСК-НДС-2 уже начала приносить дополнительные доходы. Всего повышение собираемости принесло в консолидированный бюджет за семь месяцев 225 млрд руб., около четверти прироста налоговых доходов (рост с 7,5 трлн до 8,4 трлн руб.), рассказывал недавно руководитель ФНС Михаил Мишустин.

Сейчас банки обязаны по требованию налоговой предоставлять справки о наличии счетов, об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах тех компаний, которые проходят налоговую проверку. Если все эти данные банки будут автоматически загружать в ФНС, то система впоследствии сможет не только фиксировать несоответствия и проколы в цепочках, но и идентифицировать банки, в которых чаще всего открываются счета «проблемных контрагентов», ожидает юрист «Щекин и партнеры» Олег Ельченко. Сотрудничество ФНС и ЦБ, на его взгляд, логично: в практике применения концепции необоснованной налоговой выгоды один из наиболее распространенных аргументов – указание на транзитный характер движения денежных средств по счетам спорного контрагента в банке.

ФНС давно уже подбирается к банкам: именно благодаря им и функционируют НДС-схемы. Если решить проблему, удастся избавиться от раковой опухоли экономики – однодневок, говорил чиновник ФНС.

ЦБ тоже все последние годы постоянно повышал требования к банкам. Закон о противодействии отмыванию и терроризму обязал их проверять бенефициаров клиентов и цель операций. «После того как банки поняли степень ответственности – не только пожурят, но и отнимут лицензию, – они сами заинтересованы в доскональной проверке», – говорит главный аналитик Сбербанка Михаил Матовников. Другое дело, продолжает Матовников, что банк при всем желании иногда не может проверить однодневку. Успех схем в том, что деятельность компании разорвана между разными банками, счета сразу в нескольких для разных операций – ни один банк не может увидеть всю картину, объясняет Матовников. Теперь же появляется общая система. Теоретически банки сами заинтересованы в том, чтобы минимизировать риски сомнительных операций, добавляет президент Клуба банковских бухгалтеров Кирилл Парфенов.

Чиновники уже давно думают, как начать активнее использовать знания банков для выявления налоговых схем, но сложно оценить, потянут ли это банки, – расходы на комплайенс с каждым годом увеличиваются, предупреждает партнер PwC Екатерина Лазорина.

Есть риск, что повышенный контроль оплатят банки, беспокоится партнер «Щекин и партнеры» Денис Щекин: издержки могут быть несопоставимы, система перегружена – лучшее враг хорошего. Надо проработать много деталей, предупреждает Щекин: «Счета в банках могут меняться, у компании их может быть сотня, как все эти данные загружать в систему? И на ком будет бремя предоставления данных в систему об оплате счета-фактуры – на компаниях или банках?» На банки все больше перекладывают функции финансовой полиции, согласен Парфенов, и это повышает их риски: «Вызовут и спросят: почему не знаешь своего клиента?».

Читайте так же:  Регламент выездных налоговых проверок

ФНС получит полный контроль над счетами граждан России

С 1 июля в нашей стране вступают в силу поправки к Налоговому кодексу, которые позволят Федеральной налоговой службе осуществлять полный контроль за поступлениями средств на банковские счета российских граждан.

В последние месяцы идут активные обсуждения повышения налоговой нагрузки как на физических, так и юридических лиц. Первый вице-премьер, министр финансов России Антон Силуанов обещал, что произойдет ее «донастройка».

Абстрагируясь от вышедшей в тренд новостных лент темы повышения НДС, а также других маневров Минфина, обратимся к категории, на первый взгляд, менее заметной, однако способной в обозримом будущем буквально перевернуть жизнь населения страны. Эта мера осталась в тени из-за политической и экономической конъюнктуры последнего времени – роста цен на нефть и бензин, новых санкций США, падения рубля, роста и введения других налогов. Однако «донастройка», как показывает практика, может производиться и по-тихому, в нынешнем фискальном поле, разве что другими методами.

«Под колпаком» у ФНС

Речь идет о введении тотального контроля со стороны ФНС за всеми денежными поступлениями на счета граждан. Норма именно с таким смыслом прописана в поправках к статье 86 Налогового кодекса России. Согласно поправкам, банки должны предоставлять по требованию ФНС все данные по движению денежных средств физических лиц. Таким образом, ФНС будет сама решать, считать ли доходом те или иные поступления и, соответственно, облагать ли их налогом.

В случае несогласия физического лица оно может оспорить необходимость уплаты налога с того или иного поступления на свой счет, если представит в ФНС документальное подтверждение, что полученная сумма не является доходом. Если же налоговый орган сочтет это недоказанным, то ФНС может взыскать как сам налог, так и пени, а также штраф в размере 20% от суммы этого неоплаченного налога.

В настоящее время также не являются редкими судебные дела по неуплате подоходного налога. Речь в таких делах идет о перечислении на карту физического лица средств от другого «физика», а в случае, если такие транзакции носят регулярный характер, ФНС начинает интересоваться поводом для получения средств.

Видео (кликните для воспроизведения).

Наиболее частым примером тут является сдача недвижимости в аренду, когда арендодатель ежемесячно получает на свой счет поступления и не платит с них налоги. Таким же примером является продажа каких-либо вещей «из рук в руки», когда покупателю сообщатся номер карты, на которую зачисляются средства.

Ключевой момент: новые поправки наделяют ФНС полномочиями проводить проверки счетов физических лиц. При этом сохранить средства в полном объеме можно лишь доказав, что поступление не является объектом налогообложения. Как в случае, если вам вернули долг или передали денежные средства в дар.

Эксперты отмечают, что одним из способов избежать проблем с ФНС является обозначение цели платежа при переводе. Однако пока нет ясности, как заработает этот фактически новый налог. Ведь ФНС будет получать всю необходимую информацию от банков. Кроме этого, уведомления о транзакциях получает и Росфинмониторинг, а сумма значения не имеет.

Налоговые органы к тому же и так знают о налогооблагаемой недвижимости граждан, что позволит им, отталкиваясь от этой информации, выявлять на счетах населения «теневой» доход и взимать с него налог.

В этой связи следует вспомнить и о введении налога для самозанятых граждан, которые могут иметь официальную работу, но кроме этого самостоятельно зарабатывают, например, частными уроками на дому. Таких граждан, если они будут «пойманы» на получении теневого дохода на свой счет, будет ждать неприятный сюрприз.

Более того, пока нет ясности, как будут работать совместно налог для самозанятых и положение о расширении полномочий ФНС. Для самозанятых есть риск и вовсе попасть под двойное налогообложение – сначала как самозанятому, а затем, как лицу, получившему на карту перевод средств в качестве оплаты своего труда.

Скрытое введение нового налога?

Между тем, эксперты сходятся во мнении, что предоставление ФНС полномочий по проверкам банковских счетов физических лиц может обернуться новыми поборами с населения, а кроме того, серьезно осложнит жизнь людей. Если раньше можно было не опасаться, что в случае перевода вам каких-то средств, не являющихся доходами, они в целости и сохранности до вас дойдут, то теперь возникает риск, что федеральный орган попросту сочтет вас лицом, получающим прибыль и скрывающимся от уплаты налога.

В то же время при современном развитии информационного общества, когда все большую силу набирают технологии электронного банкинга, люди тотально переходят на цифровые переводы денег. А перенести эти транзакции в «офлайн» теперь становится все сложнее.

Однако на стражу населения в этом смысле становится уже сам бюрократический аппарат, да и масштабы переводов денежных средств на счета граждан просто зашкаливают. В беседе с телеканалом «Царьград» начальник юридического отдела Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Павел Морозов отметил, что федеральные органы могут хотеть контролировать что угодно, однако между этим желанием и практической реализацией в данном вопросе огромная дистанция.

«Полагаю, что данная мера едва ли коснется счетов физических граждан. Речь, скорее, идет о юридических лицах и организациях, которые давно находятся на контроле, за ними будут следить в первую очередь. А для контроля операций физлиц у банков и ФНС просто не хватит возможностей», — уверен Морозов.

Он напомнил, что речь тут идет о сотнях миллионов счетов граждан, по которым идут миллиарды транзакций. Эти переводы сложно даже просто отследить, не то, что анализировать. Эксперт также отметил, что для контроля за всеми этими операциями не хватит и «необходимости», так как органам, скорее всего, будут интересны компании и предприятия.

Господин Морозов также обратил внимание, что никаких мер по изъятию средств со счетов физических лиц сейчас не производится в автоматическом режиме – для каких-то действий необходимо решение суда. Пока лишь к подозрительным операциям может быть применена блокировка как самих этих операций, так и счетов.

Таким образом, эксперты хоть и выражают опасения в связи с тотальным попаданием под контроль ФНС счетов граждан, но не имеют единого мнения об эффективности этих мер. Налицо, уверяют они, несколько неуклюжая попытка увеличения фискальных мер в той сфере, где это сделать крайне сложно, но, видимо, очень хочется.

С 1 июля 2018 налоговая будет контролировать поступления на карты физлиц?

С 01.06.2018 года Федеральная налоговая служба будет проверять все поступления на пластиковую карту физлиц. Будут проверяться даже незначительные суммы? Если сумма будет расценена как доход, то с нее нужно будет заплатить налог?

Новость о вводимом с 1 июля 2018 года контроле налоговой службы за поступлениями на карты физических лиц гуляет по интернету и уже вызвала множество гневных комментариев.

Проблема в том, что ни один новостной портал, разместивший у себя эту новость, не дал ссылку на собственно законодательство — все ссылаются друг на друга и, по сути, разными словами перепевают одну и ту же статью с совершенно прозрачным контекстом и сомнительным содержанием.

Читайте так же:  Куда обращаться с жалобой на налоговую инспекцию

Правда, в изначальном тексте вроде бы есть упоминание о якобы вступающей в силу поправке к статье 86 Налогового кодекса РФ. Но правда ли это?

Начнём с того, что любая поправка в налоговом кодексе принимается отдельным федеральным законом. Оставим тот факт, что принятие федерального закона — удовольствие не быстрое (когда надо, могут и довольно быстро провести — достаточно вспомнить о так называемой налоговой амнистии). Но две вещи не отменить никаким образом:

  • закон для вступления в силу должен быть опубликован, причем только в официальном источнике (для нашего государства — это «Российская газета»),
  • ни один закон, касающийся налогов, не вступают в силу немедленно — на это требуется не меньше месяца.

Так что: если бы наша новость была правдой, соответствующая поправка в ст. 86 НК РФ была бы оформлена законом, опубликованным в «Российской газете» не позднее 1 июня 2018 года (а, возможно, и раньше).

Однако, как легко убедиться, ничего подобного не публиковалось.

Нет ничего подобного и на правовых порталах «Гарант» и «Консультант» (ну, это уже к слову).

Кроме того, автор «новости» противоречит сам себе. Я об этой часто повторяющейся фразе:

Господа, объясните, пожалуйста, как суды могут «часто рассматривать» такие дела, если (если верить автору новости), контроль счетов физических лиц — это нововведение и раньше ничего подобного не было?

Еще не менее интересно: какие статьи кодекса об административных нарушениях связаны с «неоплатой подоходного налога»?! Там такие нарушения просто не предусмотрены: точнее, за непредставление деклараций (рачетов) — есть (статьи 15.5 и 15.6 КоАП), а за неуплату налогов — нету. Совсем. (Мало того, за непредставление декларации «по административке» привлечь можно только должностное лицо, но никак — обычного гражданина).

Что есть на самом деле?

Контроль за движением средств на счетах клиентов (любого вида, в том числе и обычных физических лиц без статуса предпринимателя) осуществляется банками уже давно. Эта обязанность возложена на банки законом Федеральный закон от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Так же банкам дано право блокировать все операции по счетам, если такая операция кажется сомнительной или подозрительной (скажем, на счет пришла крупная сумма небольшими платежами в течение длительного времени или разом совершена операция на сумму свыше 600 тыс. рублей). Информация о таких клиентах уходит в Росфинмониторинг. И да, придётся доказывать, «что ты не верблюд».

Росфинмониторингу и банку. Федеральная налоговая служба такую информацию не получает.

Соглашение об обмене информацией между ФНС России и Росфинмониторингом попросту не предусматривает обязанность Росфинмониторинга передавать налоговикам все полученные им сведения по счетам — только о выявленных незаконных схемах по уклонению от налогообложения (как правило, в отношении организаций — «простому физическому лицу» так засветится будет весьма сложно).

Теперь что касается статьи 86-ой НК РФ, в которую якобы внесены поправки.

Касается эта статья обязанностей банков сообщать налоговикам о наличии счетов (открытии и закрытии) по всем своим клиентам, в том числе и по физическим лицам. Такая редация этой статьи действует уже с 1 июля 2014 года.

С того же июля 2014 года появилась обязанность банка предоставлять налоговой службе сведения о движении средств по счетам, т. е. о поступлениях и расходах. Чисто теоретически это означает, что контроль за картами физических лиц — в отношении любой суммы поступлений — ведется уже четыре года!

Фактически же такие сведения предоставляются не «спошняком в отношении каждого клиента и каждого рубля», а исключительно по запросу. Причём по запросу мотивированному, т. е. обоснованному, с указанием причин этакого пристального внимания.

Мало того, прежде чем такой запрос в банк послать, налоговому инспектору придётся доказать его необходимость и получить письменное согласие вышестоящего руководителя (не начальника «своей» налоговой, а руководителя управления налоговой службы по региону). Сами понимаете, простого «да у него работы никакой нет, а машина есть» тут недостаточно — обоснование должно быть более убедительным.

Да и чисто технически в таком формате взаимодействия с банками охватить сотни тысяч счетов пристальным вниманием ФНС — нереально.

Поправка же в статью внесена с 1 июня 2018 года и только одна — её действие распространено не только на денежные, но и на так называемые «металлические» счета (в золоте, платине и тому подобное).

Так что новость — это мягко говоря фейк.

По факту счета россиян уже давно мониторятся банками, а Федеральная налоговая служба знает о их наличии и чисто теоретически имеет возможность анализировать поступления по ним уже четыре года. Однако, так как получение сведений по физическим лицам может быть только по мотивированному запросу, возможность пользоваться таким анализом для начисления налогов у налоговиков весьма ограничена (реально, чтобы такой запрос создать нужно иметь огромный массив информации откуда-то со стороны, скажем, в ходе проверки какой-то фирмы получить информацию о переводе ею каких-то крупных сумм (желательно неоднократно) некому лицу, при этом не являющегося ни предпринимателем, ни работником, ни учредителем, ни директором).

Поэтому бедные фрилансеры и прочие черно-серые самозанятые могут пока работать спокойно.

Хотя, вполне возможно, что в будущем государство заинтересуется таким удобным инструментом финансового контроля и сделает его проще.

Но в настоящее время (и с 1 июля) «новость» — ложь

Основания для налоговой проверки физического лица

На сегодняшний день ИФНС активно проверяет не только организации и индивидуальных предпринимателей, но и частных лиц. И если вы работаете на себя и уклоняетесь от внесения налоговых сборов, пытаетесь хитрить со справками 2-НДФЛ или получаете на свои расчетные счета крупные суммы денег, то будьте уверены, рано или поздно инспекторы могут заинтересоваться вашей персоной.

Налоговая проверка физического лица происходит разными способами. По каким причинам она может случиться? Какие права есть у налоговых работников? При каких обстоятельствах поступления денег на счет проверяет ИФНС? Рассмотрим эти и другие вопросы подробнее.

Какими правами наделены инспекторы ИФНС при проведении проверки физических лиц?

Принимая во внимание то, что выездная проверка ИФНС может осуществляться на территории жилого помещения физлица, инспекторы имеют не так много прав. Они могут по закону:

  • запросить у частного лица документацию, необходимую для тщательного изучения;
  • осмотреть имущество, но только в нежилом помещении;
  • изъять документацию, вовремя не предоставленную в ИФНС, в случае сомнения в сокрытии, уничтожении или замене данных;
  • устроить допрос в отношении обстоятельств, относящихся к деятельности физлица, и потребовать предоставление документации, касающейся дела, согласно статье 93.1 НКРФ;
  • привлечь сторонних экспертов для оценки материалов налоговой проверки в соответствии со статьями 95-96 НКРФ.

Рекомендации для физического лица при налоговой проверке

Что бы ни случилось, каждому человеку необходимо:

  1. хранить все важные бумаги, касающиеся трат, в соответствующем состоянии;
  2. не скрывать доходы;
  3. вовремя платить налоги;
  4. не допускать в квартиру посторонних лиц, поскольку согласно Конституции РФ жилье неприкосновенно. Налоговики не вправе изымать документацию и осматривать жилое помещение без согласия хозяина;
  5. занимаясь предпринимательством и налоговым планированием, важно не забывать, что интерес ИФНС будет направлен на розыск конечного выгодоприобретателя.
Читайте так же:  Высчитывают ли алименты с возврата подоходного налога

Соблюдая эти рекомендации, никакая налоговая проверка не будет страшна.

При каких обстоятельствах может нагрянуть налоговая проверка?

Как показывает юридическая практика, выездная налоговая проверка частных лиц, может организовываться для того чтобы уточнить следующие данные:

  • ведется ли трудовая деятельность ИП после его снятия с регистрационного учета;
  • используются ли расходы физлиц с целью сокращения размера доходов, подлежащих налогообложению;
  • занимается ли частное лицо незаконным предпринимательством;
  • правильно ли заполнена 3НДФЛ декларация на имущественные вычеты.

Чаще всего проверки организуются, если у налоговой службы есть какие-либо сомнения в отношении конкретного физического лица.

Но они могут быть осуществлены и в случае получения письменной жалобы от другого частного лица или организации.

Основания для проверки физических лиц налоговой службой

Среди основных причин, по которым налоговая служба может организовать тщательную проверку физлиц, можно выделить:

Изучение декларации 3-НДФЛ

Этот документ направляется в ИФНС, когда физическое лицо получает дополнительный доход, который приходит к нему за счет занятий частной практикой, реализации жилья, оплаты учебы или медуслуг. При поступлении 3-НДФЛ-декларации налоговая служба начинает сверку информации, указанной в справке, с данными из базы. Это помогает выявить случаи реального мошенничества.

Проверка на незаконность предпринимательства

Сегодня нередки случаи, когда люди работают или подрабатывают без официального трудоустройства, сдают жилплощадь в аренду, трудятся на дому, получая за это, так называемую, «зарплату», которая по факту не облагается налогом. Причем многие физлица даже не задумываются над тем, что к ним может нагрянуть налоговая проверка. Они полагают, что интерес ИФНС вызывают только крупные обороты денежных средств по счетам. Но это не так. В действующем уголовном законодательстве нет четкой информации о размере минимального дохода, при котором может производиться проверка. Поэтому, как показывает практика, достаточно двух совершенных одинаковых сделок, чтобы фактически стать незаконным предпринимателем.

При проведении проверки физических лиц на незаконный оборот средств, инспекторы ИФНС в обязательном порядке учитывают ряд основных факторов:

  • наличие покупателей, которые хоть раз отдавали физлицу деньги за товары и оказанные услуги;
  • рекламирование своего вида деятельности и выставка образцов;
  • осуществление постоянных закупок любого вида продукции оптом;
  • составление и подписание договоров, связанных со сдачей жилья в аренду;
  • большие обороты денежных средств, размещаемых на банковских счетах;
  • ведение учета по совершаемым сделкам.

Проверка физического лица по жалобе

Налоговые проверки физических лиц происходят редко, поскольку у инспекторов ИФНС зачастую не хватает рабочего времени, чтобы проверить всех. Однако людям, занимающимся незаконным предпринимательством, все равно необходимо быть начеку, поскольку их, как нарушителей могут сдать инспекторам недовольные покупатели, соседи или конкуренты, оставив соответствующую жалобу. И если проверка подтвердит факт ведения нелегального бизнеса, то за доход, полученный незаконным путем, их могут не только оштрафовать, но и наказать.

За прибыль свыше 1,5 млн. рублей в год предусмотрена ответственность по УКРФ.

Когда налоговая служба запрашивает информацию о поступлении денег на карту физических лиц?

Согласно подпункту 1,1 ст. 86 НКРФ, все банковские учреждения обязаны сообщать в ИФНС об открытии или закрытии расчетных счетов физических лиц.

Кроме того, они должны по запросу инспекторов предоставлять оригиналы справок о наличии кредитных и депозитных счетов, об остатках на них и движении денежных средств.

Налоговая служба также может при проведении проверки разыскать информацию о других имеющихся счетах, например, электронных кошельках.

Чаще всего это происходит, когда на налогоплательщика поступила жалоба или он подал декларацию о получении вычета за приобретение недвижимого имущества, не имея официального постоянного дохода. В этих случаях ИФНС будет важно проверить: откуда, когда и какие суммы поступали на счета гражданина.

Такие данные инспекторы могут легко получить при оформлении запроса, подписанного руководством Управления ИФНС России или регионального подразделения.

За какие операции по счету карты Сбербанка или другого банка налоговая может провести проверку?

Чаще всего налоговый орган интересуется редкими случаями денежных переводов, совершаемых физлицами, со счета одной карты на другую. Остальные же случаи мелких перечислений их вряд ли привлекут. Так, например, особый интерес ИФНС может вызвать человек, который официально не имеет источника дохода и не платит НДФЛ.

Если вы работаете по ТКРФ или по договору ГПХ, а ваша организация регулярно перечисляет за вас налоги, то вы можете спать спокойно. Этот случай не ваш, и проверка вам не грозит.

Рассмотрим основные моменты, когда физическое лицо может привлечь к себе внимание ИФНС при совершении операций, например, по счету карты Сбербанка:

Перевод большой суммы денег

При перечислении физическим лицом со счета на счет более 600 тысяч рублей банк передаст об этом информацию в налоговый орган. Инспекторы обязаны будут провести проверку. Особенно это касается случая, когда денежные средства были переведены по договору купли-продажи жилья и физлицом, не имеющим официального дохода за прошлые периоды, сделан запрос на возврат налогового вычета. Эта ситуация может быть воспринята, как уклонение от выплаты налогов.

Получение денег на карту Сбербанка от лица, находящегося под подозрением в совершении мошеннических действий

Это касается обналичивания средств через подставное лицо, и, соответственно, сокрытия доходов от государства. Например, предприятие однодневка перечисляет деньги на счет «своего сотрудника», якобы под отчет. По факту же он снимает средства с карты или переводит их другому такому «работнику». Это яркий пример того случая, когда налоговую проверку могут провести из-за внутреннего перечисления денег с одного счета на другой между физлицами.

Получение доходов от аренды жилого помещения, за фриланс и другие виды деятельности, выполняемые физлицом неофициально

Как правило, под подозрением часто оказываются люди, работа которых обязывает самостоятельно вносить налоговые сборы и заполнять 3-НДФЛ декларацию. Однако проверки таких физических лиц проводятся, если высока вероятность доказать документально их деятельность.

Что касается сдачи жилья, то проверки налоговой службы могут осуществляться только при поступлении жалобы от соседей, которые, например, недовольны поведением квартирантов.

В остальных случаях ИФНС вряд ли заинтересуется физическими лицами, получающими доход от аренды квартиры.

Заключение

Таким образом, физическим лицам необходимо быть начеку. Однако им не стоит паниковать и в срочном порядке заполнять декларацию. Важно помнить, что для уплаты налогов должно быть доказано получение дохода.

Любое требование налогового органа исполнить обязательства выполняется исключительно по решению суда.

Видео (кликните для воспроизведения).

Судебное разбирательство может случиться только в случае, когда ИФНС найдет состав преступления. Поэтому даже если вас и коснется налоговая проверка, то у вас будет достаточно времени, чтобы найти выход из сложившейся ситуации.

Источники

Проверка карточек налоговой
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here