Проверок налогам выездного камерального

Налоговая проверка: все что нужно знать предпринимателю

Руководитель коллегии адвокатов
«Комиссаров и партнеры»

специально для ГАРАНТ.РУ

Еще одна не менее важная проверка, осуществляемая органами исполнительной власти – это налоговая проверка. ФНС России проверяет соблюдение юридическими лицами и ИП законодательства о налогах и сборах.

Порядок проведения налоговых проверок урегулирован главой 14 НК РФ, посвященной налоговому контролю.

Существует два типа проверок: камеральные (без выезда, проводимые в налоговом органе) и выездные (с визитом по месту нахождения организации).

При камеральной налоговой проверке налоговый орган анализирует изначально имеющиеся в распоряжении у налогового органа документы в отношении налогоплательщика, налоговые декларации, а также документы, предоставленные налогоплательщиком по запросу проверяющего.

Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев и не требует специального решения руководителя налогового органа о ее проведении.

Если камеральная проверка выявляет ошибки, несоответствия или противоречия в документах, проверяющий запрашивает у налогоплательщика пояснения и требует исправления нарушений. Организация в свою очередь может возражать, подкрепляя свои пояснения по факту допущенных ошибок документами бухгалтерского учета. Если по итогам проверки все же будет установлен факт нарушения налогового законодательства, налоговый орган составит акт проверки.

Выездная проверка проводится на основании решения руководства налогового органа непосредственно в помещении по месту нахождения проверяемой организации.

Предметом проверки является правильность исчисления и уплаты одного или нескольких налогов за определенный период (не более трех лет ранее предшествующего налогового периода).

Выездная проверка проводится в двухмесячный срок (в исключительных случаях не более четырех месяцев, в особо исключительных случаях – не более шести месяцев).

Течение срока проверки может быть приостановлено в связи с истребованием документов, назначением экспертизы, переводом документов на русский язык, получением информации от иностранных органов. В этом случае действия налогового органа на территории проверяемого юридического лица прекращаются и последнему возвращаются все запрошенные подлинники документов (не считая изъятых в ходе выемки).

Повторная выездная проверка проводится в случаях, если вышестоящий налоговый орган примет решение проверить качество ранее проведенной проверки вашей организации или в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларацией по проверяемом налогу с суммой налога в размере меньше ранее заявленного.

Налоговый орган имеет право:

  • проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика;
  • производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий налогоплательщика;
  • истребовать документы, необходимые для проверки (при этом требование о представлении документов передается руководителю или уполномоченному представителю организации лично под расписку);
  • производить выемку документов при наличии оснований полагать, что документы, относящиеся к предмету проверки, могут быть сокрыты от проверяющих, подменены, изменены или уничтожены, например, при отказе в предоставлении документов (выемка производится только на основании отдельного мотивированного постановления);
  • вызвать любое физическое лицо, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для целей проверки, в качестве свидетеля для дачи показаний;
  • при воспрепятствовании доступу проверяющих на территорию или в помещения налогоплательщика составить акт и самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате;
  • производить фото- и видеосъемку при проведении осмотра, копировать документы;
  • привлекать специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, для участия в осмотре и иных действиях по осуществлению налогового контроля;
  • истребовать у вашего контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика эти документы (информацию);
  • вскрывать помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы при отказе лица, у которого производится выемка добровольно дать доступ к документам;
  • привлекать экспертов для разъяснения вопросов, требующих специальных познаний в науке, искусстве, технике или ремесле (экспертиза назначается на основании отдельного постановления, при этом налогоплательщик вправе заявить отвод эксперту, предлагать кандидатуры экспертов, ставить вопросы перед экспертом, присутствовать во время проведения экспертизы, знакомиться с результатами экспертизы, давать объяснения и представлять возражения на заключения эксперта, просить о назначении дополнительной или повторной экспертизы).

Налоговый орган не имеет права:

  • истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если их представление не предусмотрено законом;
  • проводить более одной выездной проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение года (за исключением особых случаев);
  • проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг;
  • без участия понятых проводить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, а также осмотр документов и предметов;
  • требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган;
  • истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок;
  • производить выемку документов и предметов в ночное время;
  • ставить перед привлеченным экспертом вопросы, выходящие за пределы специальных познаний эксперта;
  • привлекать в качестве понятых сотрудников ФНС;
  • причинять неправомерный вред проверяемому и его имуществу.

Краткий порядок действий при появлении проверяющих из ИФНС в вашем офисе.

  • Пригласите вашего юриста или адвоката для того, чтобы он оказал вам юридическое сопровождение в ходе проверки.
  • Попросите проверяющего предъявить служебное удостоверение и решение о проведении проверки.
  • Предоставьте проверяющим возможность ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, являющихся предметом проверки.
  • Выдайте проверяющим истребуемые документы лично (через представителя) либо по почте заказным письмом, в электронной форме или через личный кабинет налогоплательщика в течение 10 дней.
  • Если вы не имеете возможности представить истребуемые документы в установленный срок, то вам необходимо в течение одного дня письменно уведомить проверяющих о невозможности представления в указанные сроки документов с объяснением причин, и о сроках, в течение которых вы можете представить истребуемые документы. Напомню, что непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ в соответствии со ст. 126 НК РФ.
  • Проверьте наличие у проверяющего постановления о производстве выемки, если таковая производится.
  • Проверьте правильность содержания протокола выемки и описей к нему (там должно содержаться точное указание наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности – стоимость предметов).
Читайте так же:  Калькулятор расчета налога на имущество юридических лиц

Последствия проверки

По итогам проверки составляется акт.

В случае если вы не согласны с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, то в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вам необходимо представить в налоговый орган письменные возражения по указанному акту с приложением документов, подтверждающих ваши доводы (при наличии).

Далее руководитель налогового органа принимает решение по факту допущенных нарушений налогового законодательства, выявленных в результате проверки. Срок принятия решения составляет 10 дней.

На рассмотрение материалов налоговой проверки руководителем налогового органа вызывается сам налогоплательщик, который может давать свои пояснения по всем обстоятельствам, связанным с вменяемым ему нарушениями.

В результате рассмотрения материалов проверки налоговый орган устанавливает, имело ли место налоговое правонарушение, имеются ли основания для привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа может назначить дополнительные мероприятия по налоговому контролю для получения дополнительных доказательств (на срок не более одного месяца) либо вынести решение о привлечении к ответственности налогоплательщика или об отказе в привлечении к ответственности.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и пеней, а также размер штрафа, указываются срок, в течение которого налогоплательщик вправе обжаловать решение, порядок обжалования решения. Решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения проверяемому лицу.

Если проверяющие нарушили вышеописанные правила рассмотрения материалов налоговой проверки, например не обеспечили налогоплательщику возможности присутствовать при рассмотрении материалов проверки, возможности давать объяснения, решение о привлечении к ответственности может быть отменено вышестоящим налоговым органом.

В случае неисполнения в добровольном порядке решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение нарушения, налоговые органы вправе обратиться в суд.

В следующей части я расскажу об особенностях проверки, проводимой полицией, а о том, что нужно знать и как действовать, если пришли проверяющие из прокуратуры и Роспотребнадзора, читайте в моих предыдущих авторских колонках.

http://www.garant.ru/ia/opinion/author/komissarov/726490/

Проверок налогам выездного камерального

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Каков порядок проведения плановых и внеплановых налоговых проверок (особенно выездных) в отношении ИП?
Могут ли контрагенты ИП инициировать данные проверки?

Камеральная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка

Рекомендуем ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Основные отличия камеральных и выездных налоговых проверок;
— Энциклопедия решений. Порядок проведения камеральной налоговой проверки;
— Энциклопедия решений. Процедура проведения камеральной налоговой проверки;
— Энциклопедия решений. Сроки проведения камеральной налоговой проверки;
— Энциклопедия решений. Предмет камеральной налоговой проверки. Проверяемый период;
— Энциклопедия решений. Отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок;
— Энциклопедия решений. Критерии самостоятельной оценки рисков назначения выездных налоговых проверок;
— Энциклопедия решений. Проверяемый период при проведении выездной налоговой проверки;
— Энциклопедия решений. Сроки проведения выездных налоговых проверок;
— Энциклопедия решений. Памятка: встречаем проверяющих из налоговой;
— Энциклопедия решений. Истребование налоговым органом документов и информации у третьих лиц (встречные проверки).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Цориева Зара

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

1 февраля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

http://www.garant.ru/consult/control/1207820/

Энциклопедия решений. Основные отличия камеральных и выездных налоговых проверок

Основные отличия камеральных и выездных налоговых проверок

Налоговые проверки (камеральные и выездные) являются одной из форм проведения налогового контроля. Целью и камеральной, и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах (статьи 82, 87 НК РФ).

Несмотря на единую цель, форма и порядок проведения налоговых проверок различны. Как отметил Конституционный Суд РФ в определении от 08.04.2010 N 441-О-О, камеральная налоговая проверка, по смыслу п. 1 ст. 88 НК РФ, является формой текущего документального контроля за соблюдением налогового законодательства, который проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Выездная же налоговая проверка согласно ст. 89 НК РФ ориентирована на выявление тех нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной налоговой проверки. Для их выявления требуется углубленное изучение документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведение ряда специальных мероприятий контроля, например осмотра (ст. 92 НК РФ) и выемки документов и предметов (ст. 94 НК РФ). Как правило, именно в рамках выездных налоговых проверок выявляются нарушения, обусловленные злоупотреблениями налогоплательщика в налоговой сфере, стремлением уклониться от налогообложения.

Читайте так же:  Платежное поручение валютный контроль

Внимание

С 1 января 2015 года налоговым органам предоставлено право проводить осмотр территорий и помещений проверяемого налогоплательщика также и при проведении камеральной налоговой проверки деклараций по НДС в случаях, предусмотренных п.п. 8 и 8.1 ст. 88 НК РФ (п. 1 ст. 92 НК РФ в редакции Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ).

Различаются камеральные и выездные налоговые проверки также по месту их проведения, срокам, продолжительности. Основные их отличительные характеристики приведем в таблице.

Камеральная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка

Текущий документальный контроль на основе анализа налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (определение КС РФ от 08.04.2010 N 441-О-О)

Углубленная форма налогового контроля на основе углубленного изучения документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведения ряда специальных мероприятий налогового контроля (например, осмотра, выемки документов и предметов) (определение КС РФ от 08.04.2010 N 441-О-О)

Своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, что позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия от неправильного применения ими налогового закона (определение КС РФ от 08.04.2010 N 441-О-О)

Выявление нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной налоговой проверки.

Выявление нарушений, обусловленных злоупотреблениями налогоплательщика в налоговой сфере, стремлением уклониться от налогообложения (определение КС РФ от 08.04.2010 N 441-О-О)

Представление налоговой декларации (расчета).

Решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа не требуется (п.п. 1, 2 ст. 88 НК РФ)

Вынесение решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении проверки (п.п. 1, 2 ст. 89 НК РФ)

По месту нахождения налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ)

На территории (в помещении) налогоплательщика, а при отсутствии такой возможности — по месту нахождения налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ)

Правильность исчисления и своевременность уплаты только одного налога (сбора), по которому представлена налоговая декларация (расчет) (п. 1 ст. 88 НК РФ)

Правильность исчисления и своевременность уплаты одного или нескольких налогов, если иное не предусмотрено гл. 14 НК РФ (п.п. 3, 4 ст. 89 НК РФ)

Период, за который представлена налоговая декларация (расчет) (п. 1 ст. 88 НК РФ)

Период, не превышающий трех (а в отдельных случаях — пяти) календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 4 ст. 89, п. 2 ст. 89.2 НК РФ)

По каждой представленной налоговой декларации (расчету), в том числе, по уточненной (п. 1 ст. 88 НК РФ)

Не более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением определенных случаев (п. 5 ст. 89 НК РФ)

Проведение повторных проверок

Проведение повторных проверок по одной и той же декларации (расчету) НК РФ не предусмотрено.

Проверка уточненной декларации рассматривается как самостоятельная камеральная налоговая проверка. В случае представления уточненной налоговой декларации во время проведения камеральной проверки, проверка ранее поданной декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка на основе уточненной декларации (п. 9.1 ст. 88 НК РФ)

1) вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

2) налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) — в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного (п. 10 ст. 89 НК РФ).

В течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Приостановление проверки или продление срока ее проведения НК РФ не предусмотрено

Не более двух месяцев. Срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ).

Возможно приостановление проверки на общий срок, не превышающий шесть месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ)

Возможность исправления ошибок

Налоговый орган сообщает о выявленных в отчетности ошибках, несоответствии (п. 3 ст. 88 НК РФ). Налогоплательщик имеет возможность до окончания камеральной проверки исправить ошибки и внести исправления в отчетность, подав уточненную налоговую декларацию (расчет)

НК РФ не вменяет в обязанность налоговым органам сообщать налогоплательщику до окончания проверки о выявленных ошибках. Поэтому возможность их исправить отсутствует

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок » Энциклопедия решений. Налоги и взносы » — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения

Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства

Материал приводится по состоянию на октябрь 2019 г.

См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы

При подготовке «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Е. Титовой, О. Ткач, О. Шпилевой и др.

http://base.garant.ru/58076753/

Камеральная налоговая проверка как элемент современной политики государства

Рубрика: Финансы, деньги и кредит

Читайте так же:  Кому полагается налоговый вычет за лечение

Дата публикации: 05.02.2017

Статья просмотрена: 668 раз

Библиографическое описание:

Литвин Ю. В. Камеральная налоговая проверка как элемент современной политики государства // Вопросы экономики и управления. — 2017. — №1. — С. 33-36. — URL https://moluch.ru/th/5/archive/51/1948/ (дата обращения: 19.02.2020).

Налоговая система Российской Федерации является одним из основных элементов современной рыночной экономики. Эта система действует как основной источник государственных доходов и является инструментом экономического регулирования и государственного влияния на социальное воспроизводство и социально-экономического развитие. Эффективное функционирование налоговых органов является важнейшим фактором деятельности налоговой системы любой страны.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ключевые слова: налоговая система, налоговый контроль, камеральные налоговые проверки, налоговая политика

Налоговая проверка является одной из форм налогового контроля, представляет собой процессуальное действие налогового органа по контролю над правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов) и осуществляется путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций, представленных в налоговые органы. В зависимости от объема проверяемой документации и места проведения налоговые проверки делятся на камеральные и выездные. Следует отметить, камеральные проверки имеют приоритетное направление контроля налоговых органов. Данный вид налоговых проверок является наиболее распространенным. Частота такой проверки определяется законодательством о налогах и сборах, сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов авансовых платежей.

Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательных и иных нормативно правовых актов о налогах и сборах, выявление и устранение налоговых правонарушений, восстановление суммы задолженности или не полностью оплаченных налогов и соответствующих штрафов, выполнение процедуры взыскания в установленном порядке налоговых санкций, а также получение необходимых данных для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для выездных налоговых проверок.

За последние несколько лет роль и значение камеральных проверок возросло, поскольку налоговые органы ограничены правом на осуществление постоянных выездных проверок на не ограниченный по продолжительности их проведения срок (табл. 1).

Количество проведенных камеральных проверок всубъектах РФ за 2013–2015гг., ед.

Субъекты РФ

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Составлено по данным ФНС России (www.nalog.ru)

Проведенные исследования позволили сформулировать следующее. Ведущим регионом за период 2013–2015 гг. по общему количеству проведенных камеральных проверок является город Москва. Кроме того, в пяти субъектах РФ ежегодно проводится более миллиона камеральных налоговых проверок. Также во всех шестнадцати регионах, в которых за данный период проводилось не менее полумиллиона камеральных проверок, просматривается тенденция к снижению числа проводимых налоговых проверок. Что касается начисленных по результатам камеральных проверок дополнительных платежей, то за предыдущие три года в данных регионах их общая сумма увеличилась и составила соответственно 32,2, 31,7 и 34,7 млрд. рублей [5, с. 60]. Так, за исследуемый период, при уменьшении общего числа проводимых налоговых проверок, объем дополнительно начисленных платежей незначительно возрос.

По общим правилам камеральная проверка начинается после того, как налогоплательщик представил в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) и проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа. Следует отметить, что если в ходе камеральной налоговой проверки нарушения не обнаружены, то проверка автоматически прекращается. Сообщение для налогоплательщика налоговым органом об отсутствии нарушений и окончании камеральной проверки не предусмотрено законодательством. При выявлении ошибок, расхождений или несоответствий сведений, налоговый орган сообщает об этом налогоплательщику с требованием представить пояснения или внести исправления в налоговую декларацию.

Необходимые изменения в налоговой декларации осуществляется путем подачи уточненной декларации. Вместе с тем налогоплательщик в течение одного месяца имеет право на подачу возражения на акт камеральной проверки. В течение 10 рабочих дней после окончания срока подачи возражений руководитель налогового органа обязан рассмотреть материалы возражений налогоплательщика, и принять решение о привлечении, об отказе к привлечению к ответственности за налоговые правонарушения. Налоговый орган уведомляет налогоплательщика о времени и месте проведения испытаний материалов. В других случаях руководитель может принять решение о пролонгации срока рассмотрения материалов (не более одного месяца), а также для дополнительных процедур налогового контроля (табл. 2).

Сведения опроведении камеральных проверок вРоссийской Федерации за 2011–2015гг.

Показатели

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Количество, тыс. ед.

Выявленные нарушения, тыс. ед.

Начисленные платежи, млн. руб.

Составлено по данным ФНС России (www.nalog.ru)

Проведенный анализ позволил сформулировать следующее. Число камеральных налоговых проверок в Российской Федерации за период 2011–2015 гг. снизилось на 4,4 миллиона ед. Возможно, это связано с уменьшением общего количества предприятий в стране. Начисление дополнительных платежей напрямую связано с числом выявленных в ходе налоговых проверок нарушений [2, с. 40]. Несмотря на прямую зависимость таких показателей в 2015 году объем дополнительно начисленных платежей значительно возрос и составил 81,3 млрд. рублей [3, с. 43].

Вместе с тем, чтобы избежать налоговых проверок в первую очередь необходимо реализовывать товары и услуги по ценам, не сильно отличающимся от рыночных, не заключать договоров с банками, имеющими действующие санкции ЦБ РФ, своевременно сдавать налоговые декларации, соблюдать правила налогового законодательства и т. д. Если предприниматель будет вести свой бизнес без использования различных схем ухода от налогообложения, своевременно и полностью уплачивать налоги, то вероятность появления у него налоговой проверки практически сводится к нулю. В частности, в настоящее время камеральные проверки являются существенным фактором пополнения бюджета. При этом обнаруженные в ходе камеральных проверок ошибки в самих налоговых декларациях, в обосновании льгот дают существенную прибавку в платежах в бюджет. Кроме того, принимаются дополнительные меры в области налогового администрирования, что акцентирует внимание на роли камеральных налоговых проверок.

Читайте так же:  Возврат процентов по ипотеке в налоговой сколько

В рамках совершенствования налоговой системы за последние несколько лет была введена Дорожная карта по налоговому администрированию налогов и сборов. Речь идет о введении института налогового мониторинга, целью которого является повышение прозрачности действующего нормативно-правового обеспечения для налогоплательщиков. В данном случае налоговый мониторинг позволяет своевременно осуществить прогноз налоговых платежей для налогоплательщиков используя методологические формы анализа, снижая налоговое администрирование и сокращая объемы в рамках досудебного урегулирования споров между субъектами налоговых отношений.

Вместе с тем круг потенциальных участников горизонтального мониторинга является ограниченным. В частности, с 2016 года право расширенного взаимодействия предоставлено налогоплательщикам, у которых общая сумма уплаченных в бюджет налогов (НДС, акцизы, налог на прибыль, НДПИ, за исключением налогов, уплаченных при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза) составила не менее 300 млн руб. за предыдущий налоговый период [14, с. 30]. Кроме того, должны соблюдаться финансовые ограничения, а именно: объем полученных доходов не менее 3 млрд. руб. по данным бухгалтерской отчетности и стоимости активов по состоянии на 31 декабря предшествующего года не менее 3 млрд. руб. [16, с. 90].

Однако возможность заключения горизонтальных соглашений служит дополнительным аспектом во взаимном доверии между субъектами налоговых отношений, поскольку целью его проведения является не общий контроль за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщика и осуществление комплексного аудита, а предупреждение о возникновении доли риска с выявлением факторов, предопределяющих их появление. Действующая налоговая политика России содержит фискальную составляющую, суть которой сводится к достижению плановых показателей уровня взимаемых налогов и не учитывает налоговый потенциал субъектов хозяйственной деятельности. Вместе с тем налоговая система является одним из основных инструментов формирования доходов бюджетов всех уровней. В частности, по данным ФНС России за период январь-июнь 2016 года в консолидированный бюджет РФ поступило налогов и сборов на общую сумму в размере 6 895,3 млрд. руб. [17, с. 50]. При этом темп прироста, по сравнению с аналогичным периодом 2014 года составил 111,34 % и по сравнению с аналогичным периодом 2015 года темп снизился до 98,66 % [1, с. 12].

. Следует отметить, экономический эффект от проводимой налоговой политики в значительной степени зависит от различных факторов: соотношение прямых и косвенных налогов, величина налоговой нагрузки, соотношение пропорциональных и прогрессивных ставок налогов, применение налоговых льгот, вычетов при исчислении налоговой базы и т. д. Таким образом государство с помощью оптимального сочетания выбранных методов налоговой политики оказывать стимулирующее воздействие на экономические субъекты, увеличивая инвестиционную активность участников налоговых отношении.

В мировой практике налоговая политика может проводиться в нескольких направлениях, включая форму максимизации количества налогов и их ставок, или направленная на экономическое развитие страны, тем самым ослабляя налоговое бремя для предпринимательского сектора и сокращая государственные обязательства в социальной сфере. В ином случае применяется политика разумных налогов, сочетая баланс интересов всех участников налоговых отношения. Однако сами критерии оценки уровня налоговых изъятий не являются достаточно обоснованными, поскольку налогоплательщики в большей степени стремятся оптимизировать налоговые обязательства, применяя как законно установленные способы, так и различные способы минимизации.

http://moluch.ru/th/5/archive/51/1948/

Налоговая проверка

Основой системы контроля за правильностью исчисления обязательных платежей является налоговая проверка. Налоговая проверка бывает камеральной и выездной. Рассмотрим, чем похожи и чем отличаются эти виды ревизий.

Сходства между камеральными и выездными налоговыми проверками

Общее между камеральными и выездными налоговыми проверками (КНП и ВНП) только одно – и те, и другие являются формами налогового контроля. Их задача – проверить правильность расчета и уплаты бизнесменами различных платежей в бюджет и страховые фонды.

Фактически речь идет о том, что целью каждой налоговой проверки являются доначисления, т.е. дополнительные налоги и взносы, а также пени и штрафные санкции. Но решается эта задача разными способами.

Кто может «попасть» под налоговую проверку

Камеральная налоговая проверка не минует ни одного налогоплательщика. Инспектора обязательно проверяют любую сданную декларацию.

Отбор «кандидатов» на выездную налоговую проверку налоговики проводят на основании определенных критериев. Их открытая часть изложена в письме ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected], но у инспекторов явно имеются и «секретные» приемы анализа, которыми они не делятся с бизнесменами.

В целом можно сказать, что проверяющие «не любят» любые отклонения от средних показателей, которые приводят к снижению налоговых платежей.

Зарплата ниже средней по отрасли, невысокая рентабельность (или вообще убытки), возмещение НДС – все это может привлечь внимание налоговиков.

Предмет и период налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка относится к отдельной декларации, и в ее рамках инспектора анализируют уплату конкретного налога или взноса. Соответственно – проверяемый период соответствует налоговому, т.е. может длиться от месяца до года.

Выездная налоговая проверка касается не отдельного отчета, а исчисления обязательных платежей в целом. Это может быть, как один или два налога, так и все обязательные выплаты, которые перечисляет предприятие.

«Спектр» выездной налоговой проверки определяют сами налоговики. Но по периоду здесь тоже есть ограничение — проверка может охватывать не более чем три предыдущие года (п. 4 ст. 89 НК РФ).

Частота налоговых проверок

Камеральную налоговую проверку проходит каждая декларация, поэтому каких-либо ограничений по их частоте закон не предусматривает.

Выездных проверок может быть не более двух в течение календарного года. Исключения допускаются только по решению вышестоящего налогового органа (п. 5 ст. 89 НК РФ)

Также возможны повторные выездные налоговые проверки за уже проверенный период (п. 10 ст. 89 НК РФ):

  1. Вышестоящей инспекцией — с целью контроля.
  2. Специалистами той же ИФНС – если бизнесмен сдал за проверяемый период уточненную декларацию с уменьшенной суммой налога.
Читайте так же:  Налог на имущество организаций ставки

Повторные выездные налоговые проверки не учитываются при определении установленного лимита (две в год). Это же относится и к проверкам, которые назначаются в связи с реорганизацией или ликвидацией компании.

Методы налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка проводится в помещении инспекции, исключая особые ситуации, когда требуется осмотр.

Выездная налоговая проверка, как правило, проходит на территории налогоплательщика. Однако и здесь возможны исключения: если проверяемая компания не имеет возможности предоставить помещение, то налоговики могут работать на своей территории.

Камеральная налоговая проверка в общем случае – это только анализ налоговой декларации. Дополнительные документы инспектор может запросить только в особых ситуациях, предусмотренных ст. 88 НК РФ.

Например, проверяющие имеют право потребовать уточнений, если в отчете выявлены несоответствия. Также налоговики могут запросить документы, подтверждающие налоговые вычеты, если в декларации по НДС заявлено возмещение.

Во всех подобных случаях налогоплательщик обязан в течение пяти дней предоставить проверяющим необходимую информацию.

При камеральной налоговой проверке по НДС налогоплательщик обязан предоставлять пояснения в электронном виде, иначе его обязанность считается неисполненной. Исключение здесь сделано только для тех, кто имеет право отчитываться «на бумаге», т.е. для налоговых агентов, которые не платят НДС по иным основаниям.

Из других мероприятий налогового контроля в рамках камеральной налоговой проверки может проводиться только осмотр помещений, документов и предметов. И здесь речь снова идет об НДС. Если налогоплательщик запросил возмещение из бюджета, либо у инспекторов возникли сомнения в правомерности заявленных вычетов, то они имеют право выйти «на объект» и получить дополнительную информацию о бизнесмене (п. 1 ст. 92 НК РФ).

А при проведении выездной налоговой проверки инспектора могут не только изучать документы, относящиеся к проверяемому периоду, но и пользоваться всеми дополнительными способами налогового контроля.

Кроме упомянутого осмотра это может быть еще инвентаризация, выемка и экспертиза документов, допрос свидетелей и встречные проверки контрагентов налогоплательщика.

Сроки налоговой проверки и оформление ее итогов

Общий срок для проведения камеральной налоговой проверки – три месяца с момента сдачи декларации. Возможны следующие исключения:

  1. При проверке деклараций по НДС российских налогоплательщиков в случае отсутствия нарушений срок составляет два месяца.
  2. При проверке деклараций по НДС нерезидентов, оказывающих услуги в электронной форме, срок увеличивается до шести месяцев.

Если в течение камеральной налоговой проверки налогоплательщик подал уточненную декларацию, то срок начинает идти заново (п. 9.1 ст. 88 НК РФ). Поэтому при получении запросов налоговиков лучше по возможности не менять отчет, а давать отдельные пояснения, дополняющие его.

Если налогоплательщик не корректировал декларацию, то налоговики не могут продлить срок камеральной налоговой проверки.

Выездная налоговая проверка в общем случае не может продолжаться более двух месяцев. Но допускается ее продление до четырех, а в исключительных случаях – до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ).

Основанием для продления выездной налоговой проверки может быть, в частности:

  1. Разветвленная филиальная структура компании.
  2. Непредставление запрошенных документов налогоплательщиком или банком.
  3. Чрезвычайная ситуация (пожар, наводнение и т.п.).

Также выездная налоговая проверка может неоднократно приостанавливаться для получения документов или запроса иной информации. Общая длительность всех «пауз» не должна превышать шести месяцев. Если же требуется получить информацию от иностранных государств, то допускается дополнительная приостановка еще на три месяца (п. 9 ст. 89 НК РФ).

По итогам проверки налоговики составляют акт. После рассмотрения возражений бизнесмена (если они были) руководитель инспекции или его заместитель выносит решение.

Сроки для рассмотрения результатов проверок приведены в ст. 100 и 101 НК РФ.

Проверка Оформление акта по окончании проверки Передаче акта налогоплательщику Возражения налогоплательщика Вынесение решения
камеральная 10 дней

5 дней

1 месяц

10 дней

выездная 2 месяца

Камеральная налоговая проверка оформляется актом только в случае, когда инспектор выявил нарушения. Если же декларация заполнена без ошибок, то налогоплательщик может узнать о результатах прошедшей ревизии только косвенно. Если после сдачи декларации прошло больше 3,5 месяцев, а налоговики не предъявили претензий, то все в порядке.

При проведении выездной налоговой проверки акт составляется в любом случае. Впрочем, выездных проверок без найденных нарушений практически не бывает. Ведь на этапе отбора «кандидатов» для ревизии инспектора выделяют именно тех бизнесменов, достоверность отчетности которых вызывает сомнение.

Таким образом, предельная длительность налоговой проверки, от начала до вынесения решения может составить:

  1. Для камеральной налоговой проверки, без учета иностранных плательщиков НДС – до пяти месяцев.
  2. Для выездной налоговой проверки, включая периоды приостановки и также без учета международных взаимоотношений – более 15 месяцев.

Вывод

Основные мероприятия налогового контроля осуществляются в ходе налоговых проверок.

Камеральная налоговая проверка представляет собой анализ конкретной декларации и, при необходимости – отдельных подтверждающих документов.

В рамках выездной налоговой проверки налоговики изучают все документы, относящиеся к исчислению включенных в план налогов за определенный период. Также при этом могут проводиться и дополнительные контрольные мероприятия: осмотр, допрос свидетелей, экспертиза и т.п.

Контроль деклараций налоговики производят в любом случае. Выездная налоговая проверка назначается только, если у инспекторов возникли серьезные подозрения по результатам анализа данных налогоплательщика.

Таким образом, избежать камеральной проверки невозможно. А чтобы «застраховаться» от визита инспекторов в компанию, нужно стремиться к тому, чтобы отчетные показатели не привлекали внимания налоговиков.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://uchet.pro/nalogovaya-proverka/

Проверок налогам выездного камерального
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here