Разграничение налогового преступления и налогового правонарушения

Разграничение налогового преступления и налогового правонарушения

Сравним налоговое правонарушение и налоговое преступление по основным критериям. Отличия между ними заключается в следующем.

Отличия налогового правонарушения от налоговых преступлений[4]

Критерий

Налоговые правонарушения (ст. 116 — 129 НК РФ)

Налоговые преступления, предусмотренные УК РФ (ст. 194, 198, 199 УК РФ)

1. Объект

Отношения возникающие в связи с осуществлением конституционной обязанности платить установленные законом налоги и сборы, вести налоговый контроль и учет;

Отношение по уплате подоходного налога, налогов с организаций и взносов в государственные внебюджетные фонды;

2. Субъект

Физические лица и организации;

Физические лица;

4. Ответственность

Допускается применение лишь налоговых санкций в виде штрафов;

Применяются различные виды уголовных наказаний вплоть до лишения свободы;

5. Характер совершения

Могут совершаться умышленно или по неосторожности;

Характеризуются лишь наличием умышленной формы вины;

6. Наличие судимости

Совершение налогового правонарушения не влечет судимости (после привлечения лица к ответственности);

Осуждение за налоговые преступления влечет судимость лица.

Таким образом, налоговые правонарушения и налоговые преступления не тождественные понятия, они различаются степенью общественной опасности.

Налоговые правонарушения по сравнению с налоговыми преступлениями представляют меньшую общественную опасность и закрепляются не УК РФ, а только НК РФ. Кроме того, они влекут за собой не наказание, а взыскание (ст. 114 НК РФ).

После того, как мы выяснили сущность налогового правонарушения, целесообразно выделить его основные признаки, определяющие состав налогового правонарушения.

1.2 Признаки налогового правонарушения

Анализ приведенного ранее определения позволяет выделить три признака, квалифицирующих налоговое правонарушение[5]:

1) противоправность действий (бездействия) лица;

2) наличие вины лица в совершении налогового правонарушения;

3) ответственность за совершение противоправных действий (бездействия), установленная НК РФ.

Противоправность деяния применительно к налоговым правоотношениям означает, что действия (бездействие) лица нарушают конкретные правовые нормы, установленные НК РФ или другими федеральными законами о налогах и сборах[6].

Например, противоправность будет иметь место, если налогоплательщик необоснованно применит налоговую льготу по НДС, предусмотренную ст. 149 НК РФ.

В то же время в случае, когда действия налогоплательщика будут противоречить иному правовому акту, например приказу ФНС России, Минфина России или других исполнительных органов, говорить о противоправности деяния нельзя.

Наличие вины лица в совершении налогового правонарушения — второй признак налогового правонарушения.

При отсутствии вины лица совершенное им деяние перестает отвечать признакам налогового правонарушения, что автоматически исключает возможность привлечения лица к налоговой ответственности[7].

Существуют две формы вины лица в совершении налогового правонарушения — умысел и неосторожность.

Умысел в действиях лица усматривается в том случае, если лицо, совершившее правонарушение, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия) и желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

Правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

В частности, п. 3 ст. 122 НК РФ установлено, что неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), совершенная умышленно, влечет взыскание санкций в размере 40% от неуплаченных сумм налога.

За аналогичные действия, но совершенные по неосторожности, штраф взыскивается в размере 20%.

При определении вины как признака, квалифицирующего налоговое правонарушение, следует помнить, что ее наличие в действиях организации-налогоплательщика определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения[8].

Далеко не всегда виновное действие (бездействие), подпадающее под определение налогового правонарушения, будет вести к применению мер налоговой ответственности. Это связано с тем, что существуют обстоятельства, при наличии которых вина лица в совершении налогового правонарушения исключается. К ним относятся:

1) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств.

2) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком — физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния.

3) выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции[9].

Установленная НК РФ ответственность за совершение противоправного деяния — третий признак налогового правонарушения.

Он означает, что виновное и противоправное действие (бездействие) лица будет признаваться налоговым правонарушением лишь тогда, когда подобные деяния лица образуют состав налогового правонарушения, за который в Налоговом кодексе РФ предусмотрена соответствующая налоговая санкция. Под составом налогового правонарушения понимается совокупность признаков, необходимая и достаточная для признания деяния налоговым правонарушением и привлечения лица к налоговой ответственности[10]. Как установлено НК РФ, субъектами ответственности за совершение налоговых правонарушений являются организации и физические лица, достигшие 16-летнего возраста. Таким образом, под налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность. Налоговые правонарушения, в отличие от налоговых преступлений, представляют меньшую общественную опасность и закрепляются только НК РФ. Выделяют три признака, квалифицирующих налоговое правонарушение: противоправность действий (бездействия) лица; наличие вины лица в совершении налогового правонарушения; ответственность за совершение противоправных действий (бездействия), установленная НК РФ.

http://www.newreferat.com/ref-39885-2.html

Налоговое преступление. Краткое законодательное и доктринальное толкование. — Специально для системы ГАРАНТ, 2015 г.

П.А. Батайкин дал следующее определение налоговым преступлениям: «это деяния, осуществляемые в рамках экономический деятельности субъекта и посягающие на регулируемые законодательством о налогах и сборах общественные отношения в части формирования бюджета от уплаты налогов и (или) сборов с физических и юридических лиц» [3, с. 194].

Можно выделить следующие основные признаки, отличающие налоговые преступления от иных налоговых правонарушений:

1) повышенная общественная опасность, проявляющаяся, в первую очередь, в размере причиненного бюджету реального ущерба;

2) умышленная форма вины, тогда как другие правонарушения могут совершаться и по неосторожности.

Проблема родового объекта налоговых преступлений является в научной литературе дискуссионной. Родовым объектом налоговых преступлений, по мнению Н.А. Лопашенко, выступают «общественные отношения по производству и созиданию общественного продукта во всех формах собственности, строящиеся на принципах осуществления экономической деятельности, а именно принципах свободы экономической деятельности, ее законности, добросовестной конкуренции, добропорядочности ее субъектов и запрета заведомо криминальных форм поведения» [6, с. 62].

Б.В. Волженкин в одной из своих работ более обоснованно утверждает, что родовым объектом преступлений, составы которых описаны в разделе седьмом Уголовного кодекса РФ, является «экономика, понимаемая как совокупность производственных (экономических) отношений по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ» [4]. Что касается видового объекта, то самой распространенной является точка зрения, согласно которой под видовым объектом преступлений в сфере экономической деятельности следует понимать «общественные отношения, возникающие в целях осуществления нормальной экономической деятельности по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ и услуг».

Читайте так же:  Возврат госпошлины при уменьшении исковых требований арбитраж

М.Л. Крупин считает, что видовым объектом выступает «совокупность охраняемых уголовным законом отношений по взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношений, возникающих в процессе осуществления налогового контроля и привлечения виновных к ответственности».

Б.М. Леонтьев полагает, что непосредственным объектом налоговых преступлений являются финансовые интересы государства. Не бесспорной является точка зрения В.А. Григорьева, который утверждает, что при посягательстве на основной непосредственный объект налоговых преступлений виновный воздействует на должностных лиц налогового органа и (или) государственных внебюджетных фондов, которые представляют интересы государства [5, с. 18].

Эти и другие подходы в целом являются правильными, и трудно отдать предпочтение какому-либо из них. Поэтому, с учетом изложенных мнений, можно привести свою обобщенную трактовку. Родовым объектом налоговых преступлений следует считать общественные отношения, складывающиеся в ходе реализации конституционного права каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Видовым объектом этих преступлений является установленный федеральным законом порядок общественных отношений в сфере налогообложения и уплаты налогоплательщиками налогов. Непосредственным объектом налоговых преступлений принято считать установленный законодательством порядок общественных отношений в сфере налогообложения физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, иных физических лиц, занимающихся частной практикой, а также организаций по вопросам исчисления и уплаты налогов в предусмотренные сроки.

Исходя из вышеизложенного, налоговые преступления характеризуются собственным объектом и предметом, при этом аргументированными являются высказанные в литературе мнения о том, что они относятся к многообъектным и многопредметным преступлениям. Общая характеристика налоговых преступлений позволяет решить важную проблему квалификации — отграничение деяний, предусмотренных УК РФ от административных и иных правонарушений.

Исходя из текста статей действующего Уголовного кодекса РФ, имеющих отношение к налоговым преступлениям, можно сделать следующий вывод. Налоговое преступление — это:

— уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном*(1) или особо крупном*(2) размере;

— уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном*(3) или особо крупном*(4) размере, а также группой лиц по предварительному сговору;

— неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном или особо крупном размере;

— сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем в крупном размере.

Вышеизложенные положения позволяют дать следующее определение налогового преступления.

Налоговое преступление — это виновно совершенное противоправное деяние налогового субъекта, заключающееся в уклонении от уплаты обязательных налоговых платежей путем непредставления необходимых документов финансовой отчетности либо включения в них заведомо искаженных данных о доходах, расходах или объектах налогообложения, либо иным другим способом, совершенное в крупном или в особо крупном размере [7, с. 203]. Под налоговым субъектом понимаются налогоплательщик, налоговый агент и иные лица, указанные в налоговом законодательстве

Отличительной чертой применения санкций в уголовном праве является их личностный характер. Субъектом преступления для уголовного права всегда является конкретное физическое лицо (или группа лиц). Например, если противоправное налоговое деяние будет квалифицировано как налоговое преступление, независимо от того совершено оно юридическим или физическим лицом, предусмотренные санкции будут направлены в отношении физического лица, виновного в совершении действий, являющихся составом преступления. Напротив, за совершение налогового правонарушения ответственность могут нести как физические лица, так и организации (ст. 107 НК РФ). Согласно Налоговому кодексу привлечение организации к ответственности за налоговое правонарушение не препятствует привлечению к ответственности должностных лиц при наличии к тому оснований (п. 4 ст. 108). Что касается вины организации, то она определяется в зависимости от вины ее должностных лиц, либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения (п. 4 ст. 110 НК РФ).

Существенным отличием налогового преступления является его общественная опасность. Такого свойства лишено налоговое правонарушение.

Имеется отличие и в форме реализации ответственности. Налоговое преступление влечет наказание, налоговое правонарушение — «налоговую санкцию» (ст. 114 НК РФ).

Традиционным критерием для отграничения преступления от иных правонарушений называется его большая, по сравнению с любым другим правонарушением, общественная опасность деяния. Общественная опасность налогового и административного правонарушения менее значительна. Но, к сожалению, данный критерий не является достаточным, он не объясняет соотношения налоговых преступлений с налоговыми правонарушениями.

Важной особенностью налогового преступления является также то, что ответственность за его совершение может быть возложена только на физических лиц. Напротив, за совершение налогового правонарушения ответственность могут нести как физические лица, так и организации (ст. 107 НК РФ). При этом организации могут нести ответственность и за те деяния, которые признаются преступлениями применительно к должностным лицам такой организации (т.е. к деяниям, которые не являются менее опасными по сравнению с преступлениями).

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31.07.1998 г. N 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. N 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.

3. Батайкин П.А. Новые юридические конструкции в механизме охраны интересов государства и общества в налоговой сфере / П.А. Батайкин // «Черные дыры» в российском законодательстве. М., 2008. С. 194-195.

4. Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности по уголовному праву России / Б.В. Волженкин. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2007. — 267 с.

5. Григорьев В.А. Предмет налоговых преступлений // Уголовное право. 2004. N 1. С. 18-19.

6. Лопашенко Н.А. Вопросы квалификации преступлений в сфере экономической деятельности. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2007. — 187 с.

7. Пастушкова Л.Н. К вопросу о дифференциации налоговых правонарушений и налоговых преступлений / Л.Н. Пастушкова, Н.Н. Балюк // Актуальные проблемы развития общества: экономика, право, социология и философия: Сб. науч. ст. по итогам междунар. конф. 29-30 сентября 2011 г. Волгоград, 2011. Ч. 1 С. 202-205.

Читайте так же:  Дивиденды выплата и начисление

*(1) Крупным размером в данном случае признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 600 000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1,8 млн. руб.

*(2) Особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 3 млн. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 9 млн. руб.

*(3) Здесь и далее крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 млн. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 6 млн. руб.

*(4) Здесь и далее особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более млн руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 30 млн. руб.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Является извлечением из сборника «101 термин налогового права: краткое законодательное и доктринальное толкование» / [Н. А. Соловьева (рук.) и др.]. — Москва : Инфотропик Медиа, 2015. ISBN 978-5-9998-0210-1.

Авторы материалов сборника

Соловьева Наталья Александровна — кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Пастушкова Любовь Николаевна — кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I.

Реут Анна Владимировна — кандидат юридических наук, доцент кафедры «Финансовое и налоговое право» Финансового университета при Правительстве РФ, доцент кафедры финансового права Национального исследовательского университета — Высшая школа экономики.

Пауль Алексей Георгиевич — кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Яговкина Вита Александровна — кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственного регулирования экономики РАНХиГС при Президенте РФ.

Балюк Надежда Николаевна — ассистент кафедры гражданско-правовых дисциплин Воронежского

государственного аграрного университета имени Императора Петра I.

Кудрявцева Наталья Николаевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Института менеджмента, маркетинга и финансов.

Замулко Валерия Васильевна — советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса.

Красюков Андрей Владимирович — кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Юхневич Эдвард Эдвардович — кандидат юридических наук, адъюнкт кафедры финансового права факультета Администрации и Права Гданьского Университета (Польша).

http://base.garant.ru/57488477/

Налоговые преступления: основные признаки

С докладом выступил В.М. Зарипов, руководитель аналитической службы «Пепеляев Групп».

Ключевой вопрос дискуссии – разграничение налоговых преступлений и правонарушений. Ответ на него важен на фоне объявленной государством декриминализации уголовных преступлений в экономической сфере. Он поможет разграничить полномочия между правоохранительными и контролирующими органами, исключить дублирование и несвойственные функции. Не стоит забывать и о приближающемся 30-летии налоговых органов – по прошествии стольких лет они кардинально изменились.

Конституционный Суд РФ неоднократно отмечал, что уголовное законодательство является по своей природе крайним (исключительным) средством, с помощью которого государство реагирует на факты противоправного поведения в целях охраны общественных отношений, если она не может быть обеспечена должным образом с помощью правовых норм иной отраслевой принадлежности. Уголовная ответственность может считаться законно установленной лишь при условии, что она соразмерна характеру и степени общественной опасности криминализируемого противоправного деяния, а его составообразующие признаки, наличие которых в совершенном деянии, будучи основанием уголовной ответственности, позволяет отграничивать его от иных противоправных, а тем более законных деяний, точно и недвусмысленно определены в уголовном законе, непротиворечиво вписывающемся в общую систему правового регулирования[1].

Видео (кликните для воспроизведения).

Уголовно-правовая политика государства в экономической сфере

20 февраля 2019 г. Президент РФ в Послании Федеральному Собранию отметил, что «добросовестный бизнес не должен постоянно ходить под статьей, постоянно чувствовать риск уголовного или даже административного наказания».

Как пояснил Президент РФ на Петербургском международном экономическом форуме 7 июня 2019 г., «логика наших действий заключается в следующем: это дальнейшая либерализация законодательства, укрепление гарантий и прав собственности, исключение даже формальных возможностей для злоупотребления правом для давления на бизнес, последовательное очищение силовых структур и судебной системы от недобросовестных лиц».

Президент РФ также отметил, что с целью формирования благоприятной деловой среды и свободной реализации предпринимательской инициативы необходимо пресечь необоснованное, а порой и противоправное вторжение правоохранительных органов в работу компаний. Это необходимо сделать в развитие ранее поставленной перед Правительством РФ задачи обоснованной декриминализации нарушений, допускаемых в предпринимательской сфере (Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2024 г., утв. Правительством РФ 29.09.2018).

Обратившись к Уголовному кодексу РФ, мы увидим, что в отличие от названий других глав Особенной части, глава 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» не указывает на объект уголовно-правовой защиты. Составами статей этой главы предусмотрены самые разные объекты уголовно-правовой защиты. Для правоприменения это означает, что объекты преступного посягательства требуют тщательного выявления с помощью различных способов толкования.

Действующее законодательство и его официальные разъяснения мало помогут в этом процессе – они недостаточно четко разграничивают смежные, но принципиально разные правовые явления – уклонение от налогов, налоговое правонарушение, налоговое злоупотребление и неуплату налогов. В итоге часто можно встретить случаи излишней уголовной репрессии предпринимателей: в целях уплаты налогов вместо применения различных механизмов налогового администрирования, государство использует более жесткие меры принуждения.

Пора переосмыслить ответственность за налоговые правонарушения и четко разграничить вышеперечисленные правовые явления.

Процесс взимания налогов

Разграничение неуплаты налогов и уклонения от налогов

Вопрос о разграничении данных противоправных деяний впервые был поднят в Постановлении КС РФ от 27.05.2003 № 9-П.

Федеральным законом от 08.12.2003 № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» из составов ст. 198 и 199 УК РФ был исключен так называемый «иной способ» уклонения от уплаты налогов, под которым на практике часто понималась простая неуплата налога.

Однако ни правовая позиция КС РФ, ни решение законодателя окончательно не разрешили данный вопрос на практике до сих пор.

В п. 1 Постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 № 64 (далее – Постановление № 64) разъяснено, что общественная опасность уклонения от уплаты налогов заключается в непоступлении денежных средств в бюджетную систему РФ. Под уклонением в п. 3 Постановления № 64 предложено понимать умышленные деяния, направленные на неуплату налогов в крупном или особо крупном размере и повлекшие непоступление налогов в бюджетную систему.

Читайте так же:  Валютное законодательство казахстана

Такое понимание на практике приводит к тому, что, например, непредставление платежного поручения на уплату налога при наличии поданной декларации с достоверными данными квалифицируется как уклонение от уплаты налогов. А декларация с недостоверными данными (по причине ошибочной квалификации налогоплательщиком операций, неправильного толкования закона и т.п.) влечет возбуждение уголовного дела, если это связано с неуплатой налога в крупном или особо крупном размере.

Кроме того, при таком подходе работа налоговых и правоохранительных органов дублируется. Для бизнеса это означает появление уголовной репрессии там, где можно было бы обойтись мерами налогового администрирования. Правоохранительная работа подменяет контрольно-надзорную, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на бизнес-климате

Отвлечение сил и средств правоохранительных органов на несвойственную деятельность не позволяет им в полной мере сфокусироваться на вопросах экономической безопасности государства в налоговой сфере. Вместо того чтобы заниматься выявлением наиболее опасных видов неправомерного поведения, таких как сокрытие (неотражение в учете) выручки или заработной платы («черная бухгалтерия»), создание фиктивных организаций, органы правопорядка выполняют работу, с которой успешно справляются налоговые органы, особенно с учетом их многократно расширившихся в последнее время полномочий и технических возможностей.

В Постановлении КС РФ от 27.05.2003 № 9-П отмечено, что цель уклонения — избежать уплаты налога во что бы то ни стало. Для этого налоговый орган вводится в заблуждение, о чем свидетельствуют способы совершения преступления, предусмотренные в ст. 198 и 199 УК РФ. Если же налоговый орган в ходе налогового контроля может установить действительные налоговые обязательства налогоплательщика, никакой общественной опасности в ошибочных данных налоговых деклараций нет. Соответственно, объектом преступного посягательства выступает нормальная работа налоговых органов, а не состояние бюджетной системы РФ.

Налоговый кодекс РФ предусматривает ситуации как добровольного (в соответствии с п. 1 ст. 45 — самостоятельного), так и принудительного порядка исполнения обязанности по уплате налога или сбора (п. 4 ст. 45). В этих условиях неуплата налога сама по себе не несет общественной опасности (криминальности), т.е. не отвечает признакам преступления (п. 1 ст. 14 УК РФ). В этом случае налоговым органам не нужно выявлять неуплату — достаточно оперативно принять меры по взысканию.

Следовательно, уклонение — это не сама по себе неуплата налога, а намеренное создание лицом непреодолимых (труднопреодолимых) препятствий для налогового контроля; при этом такое лицо не только не платит налог, но и рассчитывает избежать выявления его неуплаты и взыскания. Повышенная степень общественной опасности этого нарушения заключается в активном, хотя и скрытом, противодействии налоговому контролю, направленному на обеспечение конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги. Уклонение — это по сути введение налоговых органов в заблуждение (другими словами, обман) относительно наличия и размера налоговых обязательств.

Если обратиться к составу преступления «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов» (с. 199.2 УК РФ), то его общественная опасность заключается в воспрепятствовании взысканию налоговым органом недоимки путем уменьшения после начала выездной налоговой проверки имущественной массы должника или искажения ее размера, а не просто оплата «в обход» расчетного счета. Например, это может быть фиктивное отчуждение имущества, отчуждение по многократно завышенной цене или приобретение по многократно заниженной цене.

Разграничение злоупотреблений и уклонения от налогов

При налоговых злоупотреблениях речь идет о реальных сделках, прикрывающих другие, что выявляется налоговыми органами путем установления основной цели сделки[2]. Налоговые органы обладают достаточными инструментарием и полномочиями. Они, например, эффективно выявляют дробление бизнеса.

Из письма ФНС России от 11.08.2017 № СА-4-7/[email protected]:

«За последние четыре года арбитражными судами рассмотрено более 400 дел на сумму, превышающую 12,5 миллиарда рублей, в рамках которых оспаривались ненормативные акты налоговых органов, вынесенные по результатам мероприятий налогового контроля и содержащие выводы о получении налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды в результате применения данной схемы» (дробление бизнеса – прим. ред.).

Но как можно судить по ситуации, рассмотренной КС РФ в Определении от 04.07.2017 № 1440-О, следственные органы расценили дробление бизнеса в качестве уклонения от уплаты налогов, предъявив обвинение в совершении налогового преступления гр. С.П. Бунееву — единственному участнику и руководителю ООО «Мастер-Инструмент». Но даже если дробление бизнеса носит намеренный и искусственный характер, т.е. оформляется главным образом для целей налоговой экономии, это еще не означает уклонения от налогов как налогового преступления.

Очевидно, что налоговые органы успешно справляются с задачей и уголовно-правовых средств здесь не требуется.

В случае с налоговыми преступлениями речь идет о мнимых сделках или сделках с использованием фиктивных организаций, т.е. о мошенничестве, уголовная ответственность за которое предусмотрена ст. 159 УК РФ. В таком случае правоохранительным органам необходимо выявлять и преследовать контролирующих такие сделки или фиктивные организации лиц. Для налоговых органов такая задача весьма затруднительна, да и не входит в их функции.

Разграничение видов снижения налоговой нагрузки по степени правомерности

Более двух часов продолжалась дискуссия вокруг предложенных В.М. Зариповым тезисов. Затем были подведены некоторые итоги обсуждения:

— очевидное столкновение двух отраслей права (уголовного и налогового) создает сложности при разграничении налоговых преступлений и правонарушений, но от этого становится более интересной для исследователей;

— недоплата, возникшая вследствие неоднозначности понимания налоговых норм, исключает возможность уголовной ответственности;

— под налоговым преступлением должны пониматься налоговое мошенничество с определенными материальными последствиями, сокрытие имущества от взыскания, а также хищение бюджетных средств путем возмещения НДС;

— правоохранительные органы не должны паразитировать на результатах работы налоговых органов, а должны идти дальше, выявляя реальных уклонистов;

— в готовящемся постановлении Пленума о практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления необходимо напомнить о Постановлении КС РФ 2003 г.

П.С. Яни пояснил, что доработанный проект Постановления Пленума ВС РФ будет обсуждаться рабочей группой, а затем, уже осенью, будет рассмотрен Научно-консультативным советом при ВС РФ и принят его Пленумом.

Для информации

Это первая встреча в рамках диалога профессионалов по вопросам правопонимания налоговых преступлений. На следующей, запланированной на начало августа, планируется обсудить вопрос о том, относится ли уклонение от уплаты налогов к длящимся преступлениям.

[1] Постановления КС РФ от 27.05.2008 № 8-П, от 13.07.2010 № 15-П, от 17.06.2014 № 18-П, от 16.07.2015 № 22-П и др.

[2] С помощью положений Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 о необоснованной налоговой выгоде или ст. 54.1 НК РФ.

http://nalogoved.ru/news/8430.html

Налоговые правонарушения и налоговые преступления: вопросы разграничения, проблемы выявления и расследования

Дата публикации: 18.11.2019 2019-11-18

Статья просмотрена: 116 раз

Библиографическое описание:

Исабеков Р. Ш. Налоговые правонарушения и налоговые преступления: вопросы разграничения, проблемы выявления и расследования // Молодой ученый. — 2019. — №46. — С. 132-133. — URL https://moluch.ru/archive/284/64124/ (дата обращения: 19.02.2020).

Читайте так же:  Код россии для налоговой декларации 3 ндфл

В статье дано понятие налогового преступления, отличие его от налогового правонарушения, рассмотрены формы совершения налоговых правонарушений и преступлений. Произведен анализ проблем при расследовании преступлений и обобщение судебно-следственной практики.

Ключевые слова: налоговые правонарушения, налоговые преступления, общественная опасность.

На сегодняшний день нестабильность и сложность налогового законодательства, вызванная внесением различных поправок в него, невысокий уровень налогового правосознания населения и недоверие физических и юридических лиц к налоговой системе повышает риски уклонения от уплаты налогов, которые формируют отправную точку к развитию теневой экономики, вызывая к тому же угрозу экономической безопасности государства. Количество уклонений от уплаты налогов растёт в геометрической прогрессии из года в год, что несомненно отражается на социальной и экономической ситуации в Российской Федерации.

В статье 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность. [1]

Уголовный кодекс в главе «Преступления в сфере экономической деятельности» предусматривает уголовную ответственность за преступления в сфере налогообложения, а именно в статьях 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ. Налоговое преступление в 22 главе раскрывается как совершенное в налоговой сфере противоправное деяние, преступный характер которого признан действующим уголовным законодательством РФ. Из анализа вышеизложенного понятия можно сделать вывод, что налоговое преступление содержит в себе те же самые элементы налогового правонарушения. Поэтому само по себе существование преступления без налогового правонарушения невозможно. Оно же становится налоговым преступлением при наступлении общественно опасных последствий.

ФНС РФ активно содействует органам исполнительной ветви власти, а именно: МВД РФ, ФСБ РФ, Генеральной прокуратура РФ, СК РФ и соответственно особое взаимодействие органов придает деятельности по предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений особое значение. Например, ФНС РФ в своем докладе отразил статистику по результатам проведенных налоговых проверок, которые проводились в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, по результатам проведенных налоговых проверок в отношении юридических и индивидуальных предпринимателей в 2018 году было выявлено 98,3 тыс. правонарушений. [3, с. 22–23]

Для установления степени общественной опасности правонарушения и в целях отграничения правонарушений от преступлений используется критерий наличия или же отсутствия наступивших тяжких последствий, одним из которых, например, является размер причиненного имущественного ущерба. В УК РФ в целях обозначения размера причиненного ущерба, используются такие критерии, как «значительный», «крупный», «существенный». Например, крупным размером ущерба по статье 199 УК РФ признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 25 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая пятнадцать миллионов рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятнадцати миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 50 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая сорок пять миллионов рублей. [2, ст.199]

Необходимо отметить, что налоговые правонарушения и налоговые преступления имеют характеризующие им особенности по субъектам, субъективной стороне и ответственностью. С одной стороны, субъектом налоговых преступлений могут быть исключительно физические лица, в то время как субъектом налоговых правонарушений являются как физические, так и юридические лица. Особенность ответственности заключается в том, что за налоговые преступления санкциями статьи предусматривается различные виды наказания, в том числе и лишение свободы, однако за совершение административного правонарушения санкции статьи ограничиваются административным штрафом. Помимо всего вышеизложенного отличие налоговых преступлений определяется также сложностью в доказывании. В процессе доказывания налоговых преступлений, как практика показывает, у органов предварительного следствия возникает сложность, к примеру, создать доказательную базу, подтверждающую умысел подозреваемых (обвиняемых) на совершение преступлений.

Форма совершения налоговых правонарушений может выражаться как умыслом, так и неосторожностью. В то время как налоговые преступления, доктриной уголовного права предполагают возможность совершения налоговых преступлений в форме неосторожности. Однако судебная практика однозначно не допускает подобного толкования. Налоговые преступления совершаются только при наличии прямого умысла в целях полной или частичной их неуплаты.

Исследование судебной практики по налоговым преступлениям, позволяет прийти к выводу о том, что с каждым днем статьи 198 и 199 УК РФ все чаще становятся востребованными правоохранительными органами. Также имеется тенденция переквалифицирования того или иного преступления стороной защиты, тем самым смягчив приговор. В УПК РФ определено, что на этапе судебного следствия возможна переквалификация содеянного лишь в сторону смягчения наказания. В отдельных случаях удается добиться и оправдания подзащитного.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, следует сказать, что налоговые правонарушения представляют меньшую общественную опасность по сравнению с налоговыми преступлениями, ответственность за совершение которых устанавливается УК РФ. Ответственность за налоговые правонарушения закреплена в НК РФ и КоАП.

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) Часть 1 от 31.07.1998 N146ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (действующая редакция от 29.10.2019).
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС 16.07.1998) (действующая редакция от 16.10.2019).
  3. Гааг И. А. Преступления в сфере экономической деятельности: учебное пособие. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2013. 175 с.

http://moluch.ru/archive/284/64124/

Налоговые правонарушения и преступления по российскому законодательству

Читайте также:
  1. CASH_TAX (Б.Кассовые документы.Налоговые спецификации)
  2. III.4. Критерии оценки преступления. Вина
  3. VIII.4. Обязательства из правонарушения
  4. Административная и уголовная ответственность за налоговые правонарушения и преступления
  5. Административная ответственность за информационные правонарушения, посягающие на избирательные права граждан.
  6. Административная ответственность кадастрового инженера предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях
  7. Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике
  8. Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель
  9. Административные правонарушения, заключающиеся в неисполнении обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах и связанных со сроками исполнения.
  10. Административный надзор в производстве по делам об административных правонарушениях
  11. Аналоговые ключи на МОП-транзисторах
  12. Аналоговые конвертеры.

Налоговые преступления содержат признаки налоговых правонарушений. Налоговое преступление не может существовать само по себе без налогового правонарушения. Точнее говоря, содержанием объективной стороны налогового преступления в части общественно опасного деяния является то или иное налоговое правонарушение, которое как бы перерастает в налоговое преступление при установлении второго признака объективной стороны преступления – общественно опасного последствия, выражающегося в недополучении государством налога на сумму, превышающую одну тысячу минимальных размеров оплаты труда. При квалификации налогового преступления правоприменитель, установив в деянии лица признаки налогового правонарушения, должен проводить разграничение налогового преступления и налогового правонарушения, соответственно правильно квалифицировать налоговое преступление возможно, только имея четкое представление о налоговых правонарушениях.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.

Читайте так же:  Порядок определения налога на имущество

Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица (с 16 лет) в случае, если в их деяниях не содержится признаков уголовных преступлений; при этом привлечение к налоговой ответственности не освобождает должностных лиц организаций от административной, уголовной и иной ответственности, установленной законодательством, а также от обязанности уплатить причитающиеся налоги и пени.

НК РФ определяет, что налогоплательщики могут привлекаться к налоговой ответственности только в соответствии с Кодексом, а также то, что никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.

При отсутствии события налогового правонарушения или вины лица в его совершении, а также в случае, если лицо не достигло 16-летнего возраста или по истечении срока давности, налоговая ответственность наступать не может.

Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:

– совершение налогового правонарушения вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;

– совершение налогового правонарушения налогоплательщиком – физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния;

– выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

– совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

– совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

– иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность.

Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).

Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения, устанавливается и применяется в виде денежных взысканий (штрафов), которые взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке.

Следует отметить, что налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).

При отказе в возбуждении или прекращении уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения, срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение определены гл.16 НК РФ. НК РФ предусматривает следующие составы налоговых правонарушений (ст. ст.116 – 135.1):

ст.116 «Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе»;

ст.117 «Уклонение от постановки на учет в налоговом органе»;

ст.118 «Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке»;

ст.119 «Непредставление налоговой декларации»;

ст.120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения»;

ст.122 «Неуплата или неполная уплата сумм налога»;

ст.123 «Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов»;

ст.124 «Незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, таможенного органа, органа государственного внебюджетного фонда на территорию или в помещение»;

ст.125 «Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест»;

ст.126 «Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля»;

ст.128 «Ответственность свидетеля»;

ст.129.1 «Неправомерное несообщение сведений налоговому органу».

Кроме того, виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение содержатся в гл.18 НК РФ, которая включает следующие составы правонарушений:

ст.132 «Нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику»;

ст.133 «Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора»;

ст.134 «Неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента»;

ст.135 «Неисполнение банком решения о взыскании налога и сбора, а также пени»;

ст.135.1 «Непредставление налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков – клиентов банка».

Вопрос о соотношении налоговых правонарушений и преступлений является весьма актуальным и широко освещается в специальной литературе. Некоторые авторы считают, что независимо от размера сокрытых налогов в случае совершения ошибок или отсутствия умысла на уклонение от уплаты налогов налогоплательщиков можно привлекать только к налоговой ответственности. С нашей точки зрения, одним из основных критериев разграничения налоговой и уголовной ответственности является именно размер сокрытых налогов: менее установленных в УК РФ пределов – состав налогового правонарушения, более – надо выяснять наличие умысла и иных условий, необходимых для привлечения к уголовной ответственности. В любом случае сложно выработать универсальный критерий для разграничения налоговой и уголовной ответственности. Есть некие общие принципы, а решение в отношении конкретного случая и налогоплательщика должно приниматься строго индивидуально с учетом всех обстоятельств дела, смягчающих и отягчающих вину.

К тому же, как считают некоторые авторы, «нарушениями налогового законодательства, образующими уклонение от уплаты налогов, являются лишь некоторые виды налоговых правонарушений, совершение которых связано с умышленной деятельностью налогоплательщиков. В качестве примера можно привести сокрытие дохода или иных объектов налогообложения.

Напротив, действия, связанные с неправильным исчислением суммы налога, подлежащего уплате в соответствующий бюджет, ошибочное использование налоговых льгот и другие нарушения при отсутствии признаков умышленного нарушения налогового законодательства не могут признаваться действиями, направленными на уклонение от уплаты налогов. Следовательно, и ответственность налогоплательщиков за такие действия должна быть меньше, чем за умышленные нарушения налогового законодательства.

Отсутствие четко разработанных принципов разграничения понятий уклонения от уплаты и налогов и налогового планирования может привести (и приводит на практике) к подмене одного понятия другим и, как следствие, к необоснованному применению финансовых санкций» (Налоговое право, 2000, с. 582).

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studall.org/all-186018.html

Разграничение налогового преступления и налогового правонарушения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here