Реализация финансового контроля организации

Организация финансового контроля (стр. 1 из 7)

Тема: Организация финансового контроля.

1. Финансовый контроль, его цели и задачи, значение и классификация видов……………………………………………………………………………….5

2. Формы, виды и методы проведения финансового контроля……………….11

3. Государственный финансовый контроль РФ………………………………..15

4. Негосударственный финансовый контроль…………………………………34

Список используемой литературы……………………………………………. 38

Важным элементом бюджетного процесса является контроль, который обеспечивает эффективность функционирования государственной финансовой системы. Под финансовым контролем понимается система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, а также региональных и местных органов власти. Такие мероприятия проводятся на различных этапах бюджетного процесса государственными органами финансового контроля, состав и полномочия которых закрепляются в бюджетном законодательстве страны.

Значение финансового контроля в России существенно возросло в период перехода к рыночной экономике. В рыночной системе велика роль налогов, которые являются не только основным источником поступлений в доходную часть бюджета, но и регулятором хозяйственной деятельности. Развитие налоговой системы невозможно без создания эффективной системы контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет государства. В демократических странах велика значимость общественного контроля за расходованием государственных средств. Усложняется система бюджетного федерализма, которая также требует создания новых механизмов контроля за распределением и использованием бюджетных ресурсов.

Актуальность темы финансовый контроль, вызванная объективными причинами социально-экономического и политического положения в стране, обеспечила определенный интерес ученых-экономистов. Поэтому можно сказать, что данная тема широко освещена в учебной литературе. Современное состояние финансового контроля в России, его развитие и изменения в сфере финансового контроля в достаточной мере отражаются в периодических изданиях.

Цель данной курсовой работы – дать общее представление о финансовом контроле.

Работа состоит из четырех глав, первые две из которых раскрывают само понятие финансовый контроль, а последние две посвящены двум его формам: государственному и негосударственному. В первой главе будет раскрыто понятие финансовый контроль, его цели, задачи, значение и классификация. Во второй главе будут рассмотрены его виды, формы и методы. Третья глава посвящена государственному финансовому контролю. Четвёртая глава посвящена негосударственному контролю.

1. Финансовый контроль, его цели и задачи, значение и классификация видов.

Финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Функциональное назначение контроля заключается прежде всего в успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах экономики и в конечном счете в создании условий для стабильного развития государства.

Основная цель контроля — объективно изучить фактическое положение дел на проверяемом объекте и выявить или предупредить отрицательные моменты, негативно влияющие на исполнение управленческих решений. Особое место финансового контроля в общей системе контроля как одного из элементов системы управления обусловлено, во-первых, его спецификой, выражающейся в контрольной функции самих финансов, во-вторых, ролью финансовых отношений в рыночной экономике. Поскольку финансы пронизывают все общественное производство, все уровни хозяйствования, они являются универсальным орудием контроля.

Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:

1) строго регламентированную деятельность специально создан­ных контролирующих органов за соблюдением финансового зако­нодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;

2) неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

Оба аспекта контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами и субъектами контроля. Если в первом случае преобладает правовая и количественная сторона контроля, то во втором — упор делается на аналитическую сторону финансового контроля.

Контроль выступает как кульминационный момент управленческого цикла на той его стадии, когда фактические результаты воздействия на управляемый объект сопоставляются с требованиями принятых решений, а при выявлении отрицательных отклонений устанавливаются их причины и виновники, принимаются меры к улучшению положения дел. Являясь самостоятельной функцией управления экономикой, контроль не поглощает другие функции, а взаимопроникает в них, оказывая активное воздействие на эффективность их использования.

Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов. Контроль является неотъемлемым элементом процесса государственного управления. Он способствует успешной реализации задач, стоящих перед бюджетной системой страны. Финансовый контроль призван обеспечивать:

· правильность составления бюджетов различных уровней и их исполнения;

· соблюдение действующего бюджетного и налогового законодательства, правильность ведения бухгалтерского учета, составления отчетности;

· эффективное и целевое использования средств государственного бюджета и внебюджетных фондов; правильность операций с бюджетными средствами на счетах в банках и других кредитных учреждениях;

· выявление резервов роста бюджетных доходов и экономии средств;

· успешную реализацию межбюджетных отношений; эффективное и обоснованное распределение фондов финансовой поддержки регионов;

· пресечение правонарушений в бюджетной сфере, выявление финансовых злоупотреблений и применение наказания к виновным лицам; компенсацию последствий незаконных действий;

· улучшение финансовой дисциплины, проведение профилактической и разъяснительной работы.

Объектом финансового контроля является бюджетная система и бюджетный процесс, денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного хозяйства. Однако, помимо этого, он распространяется и на негосударственный сектор экономики. Частные предприятия являются плательщиками налогов и сборов, исполнителями государственных заказов, получателями бюджетных средств и налоговых льгот. И в этом отношении они также подлежат контролю со стороны государства. Контроль является элементом государственного принуждения, поскольку законом предусмотрены различные формы ответственности за неисполнение бюджетно-налогового законодательства.

Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей.

Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т. п.). Контролю подлежат не только плохо работающие предприятия и организации, но и имеющие нормальные результаты деятельности.

Читайте так же:  Налоговый вычет третий ребенок

Финансовый контроль включает проверку: соблюдения требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый контроль; другие направления.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи: содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства; обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом; выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности; содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности; обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам; содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и др.

ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС: теория и практика

международный ежемесячный научный журнал

Карелина Е.Ю. Финансовый контроль организации / Е.Ю. Карелина, А.А. Малеваник // Экономика и бизнес: теория и практика – 2017. – №6. – С. 58-59

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ

Е.Ю. Карелина , студент

А.А. Малеваник , студент

Дальневосточный федеральный университет

( Россия, г . Владивосток )

Аннотация. В статье поднимае тся вопрос необходимости постоянного финансового контроля организации, в частности внутреннего финансового контроля. Авторы предл а гают ряд контрольных вопросов, ответив на которые руководств о организации сможет определить сильные и слабые стороны компании, на основании чего поставить цели и задачи для эффективной деятельности компании. Также рассмотрены основные коэ ф фициенты ликвидности, позволяющие определить способность компании погашать т е кущие обязательства.

Ключевые слова: финансовый контроль, экономический анализ, ликвидность, доходы, расходы.

Прибыль является самой важной, мо ж но сказать, единственной целью бизнеса. Прибыль измеряет успех компании. Чтобы повысить эффективность коммерческой де я тельности , руководству следует знать, что действительно происходит в финанс о вом о т ношении компании . Необходимо следит ь за каждым финансовым событием, происход я щим в ней.

Данная статья представляет собой с е рию вопросов с комментариями, которые п о могут руководителю или собственнику бизнеса проанализировать прибыль ко м пании , её достаточность и дальнейшее движение прибыл и .

Достаточную ли прибыль получает ваша организация?

Финансовый анализ доходов и расх о дов .

Поскольку прибыль представляет собой доходы за вычетом расходов, для её опр е деления компании следует сначала опр е делить все доходы и расходы за исследу е мый п е риод.

П одходящий ли период для определения прибыли был выбра н ?

Для целей бухгалтерского учета фирмы обычно используют двенадцатимесячный период, например, с 1 января по 31 дека б ря или с 1 июля по 30 июня. Выбранный отчетный год не должен быть календа р ным годом (с января по декабрь). Сезо н ный бизнес, н а пример, может закрыть свой год после окончания сезона. Выбор зав и сит от характера бизнеса, личных пре д почтений руководства и собственников, или возможных налоговых соображений.

Определ ены ли общие доходы фирмы за отчетный период?

Для ответ а на этот вопрос, следует ра с смотреть следующие вопросы :

– Какова сумма валового дохода от продажи ваших товаров или услуг? (Вал о вые прод а жи)

– Каково количество товаров, возвр а щенных к лиентами и зачисленных на счет?

– Какая сумма скидок предоставляется клиентам и сотрудникам? (Скидки)

– Каков объем чистых продаж товаров и услуг?

– Какова сумма доходов от других и с точников, таких как проценты по банко в ским депозитам, дивиденды от ценных бумаг, арендная плата за имущество, пер е данное в аренду другим лицам ? (Внере а лизационные доходы)

– Каков общий доход ?

Знаете ли вы, каковы общие расходы фирмы ?

Расходы – это стоимость проданных т о варов и услуг, используемых в процессе продажи товаров или услуг. Некоторые общи е расходы для всех предприятий:

– коммунальные услуги (электричество, телефонная связь, вода и т. д.);

– техническое обслуживание и ремонт;

– налоги и лицензии;

– профессиональная п омощь (бухга л тер, адвокат и т. д .)

Есть, конечно, и многие другие виды расходов, но дело в том, что каждый счет должен быть записан и вычтен из доходов фирмы , прежде чем руководитель узнает ра з мер прибыл и . Понимание расходов – это первый шаг к их контролю и увелич е нию пр и были.

Финансовое отношение – это выраж е ние отношения двух предметов, выбра н ных из отчета о прибылях и убытках или баланса. Данное с оотношение позволит вам оценить слабые и сильные стороны в финансовой и управленческой деятельн о сти.

Каков уровень текущий коэффициент ликвидности фирмы ?

Коэффициент текущей ликвидности (текущие активы, деленные на текущие долги) является одним из самых важных показателей. Данный показатель инфо р мирует руководителя , о достаточно сти д е нежных средств у предприятия для осущ е ствления расчётов с кредиторам и фирмы. Чем выше коэффициент, тем более ли к видны позиции фирмы и, сл е довательно, тем выше доверие к ней . Денежные сре д ства, дебиторская задолженность, рыно ч ные ценные бумаги и инвентарные запасы являются текущими активами. Естестве н но, необходимо реалистично оценивать дебиторскую задолженность и активы для представления объективной картины ли к видности, поскольку некоторые долги м о гут не подлежать взысканию . Текущие обязательства – это обязательства, которые должны быть выплачены в течение одного года.

Каков уровень « быстрых активов» имеется у фирмы?

Быстрые активы – это оборотные акт и вы за вычетом запасов. Быстрое соотн о шение определяется путем деления быс т рых активов на текущие обязательства. Целью, опять же, является проверка сп о собности фирмы выполнять свои текущие обязательства. Эта пр о верка информирует руководство о возможности компании в ы полнить свои текущие обязательства с б ы стро конвертируемыми активами, если д о ходы от продаж внезапно пр е кратятся.

1. Хвостик Т.В. Практикум по бухгалтерскому (финансовому) учету . – М.; Изд-во: И н фра-М , 2009.

2. Швецкая В.М. Практикум по бухгалтерскому учету. – М.; Изд-во: Дашков и К , 2007.

Читайте так же:  Сколько длится налоговая проверка 3 ндфл

FINANCIAL CONTROL OF THE ORGANIZATION

E.Yu . Karelina , student

A.A. Malevanyk , student

Far Eastern federal university

Abstract. The article raises the issue of the need for constant financial control of the organ i zation, in particular, internal financial control. The authors propose a number of control que s tions, answering to which the management of the organization will be able to determine the strengths and weaknesses of the company, on the basis of which to set goals and objectives for the effective operation of the company. Also considered are the basic liquidity ratios, which a l low to d e termine the ability of the company to repay current liabilities.

Keywords: financial control, economic analysis, liquidity, income, expenses.

9. Финансовый контроль в организации

Мероприятия и действия по ВФК.

Форма мероприятия

Контрольное действие

Получение объяснений, экспертиза, сбор и использование информации (отчетности), сверка данных

Осмотр, опрос, получение объяснений, инвентаризация, экспертиза, сбор и использование информации (отчетности), сверка данных

Осмотр, опрос, получение объяснений, экспертиза, сбор и использование информации (отчетности)

Видеонаблюдение и фотофиксация, сбор и использование информации (отчетности)

Осмотр, опрос, получение объяснений, экспертиза, сбор и использование информации (отчетности)

Осмотр, видеонаблюдение и фотофиксация, опрос, получение объяснений, экспертиза, сбор и использование информации (отчетности), сверка данных

Объекты финансового контроля организаций

Самым главным объектом финансового контроля является финансовый план (бюджет) организации. Финансовый план (бюджет)– это совокупность принятых решений в компании по управлению ее финансами. Для этого в организации создают ряд документов, в которых прописаны действия по реализации финансового плана (бюджета), определяют наличие необходимых инструментов для реализации запланированных действий, назначают сотрудников для реализации запланированного.

9.1. Необходимость , сущность, принципы и задачи

финансового контроля в организации

Понятие “ контроль “ тесно связано с понятием “управление “. Проводить контроль ради контроля нецелесообразно, но управление особенно сложными системами , без контроля является вообще бессмысленным.

В связи с тем , что финансы организаций являются сложной системой , то управление ею немыслимо без эффективного контроля.

Целью финансового контроля в организации является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии, с тем чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб и осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем.

Финансовый контроль тесно связан и осуществляется одновременно с другими элементами управления, такими, как финансовое планирование, оперативное управление финансами . Посредством финансового контроля проверяется выполнение финансовых планов, организация финансово-хозяйственной деятельности . С другой стороны, результаты финансового контроля используются в финансовом планировании, в оперативном управлении организации.

Изменения форм и методов реализации финансовых отношений могут быть осуществлены в оперативном порядке при текущем планировании, оперативном управлении.

Финансовый контроль — это целенаправленная деятельность субъектов контроля по обеспечению выполнения установленных форм и методов реализации финансовых отношений, анализу их эффективности и разработке предложений по их совершенствованию.

Любая система контроля состоит из следующих элементов : предмет ( что контролируют ) ; объект ( кого контролируют ) ; субъект ( кто контролирует); сфера деятельности; процесс ; методы контроля ; сбор и обработка информации ; результат ; принятие решения по результатам контроля.

В качестве предмета финансового контроля выступают денежные, распределительные процессы формирования и использования финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов.,

Объектами финансового контроля являются те конкретные структуры организации , хозяйственная деятельность которых сопряжена с движением финансов.

Осуществляют финансовый контроль в организации экономические, финансовые и бухгалтерские службы. Для этих целей могут также привлекаться независимые аудиторские организации, или аудиторы.

Сферой деятельности финансового контроля являются практически все операции , совершаемые с использованием денежных средств, а в некоторых случаях и без них ( бартерные сделки ) .

Процесс контроля — это осуществляемая путем применения соответствующих методов и методик деятельность субъектов контроля, направленная на достижение поставленных перед ними целей наиболее эффективными способами.

При проведении контроля важно использовать правильные методы контроля — совокупность обоснованных и апробированных способов проверки, оценки и анализа состояния конкретных элементов объекта контроля. Поскольку задачи финансового контроля отличаются разнообразием и многоплановостью , необходимо применять различные методы, основанные на практическом опыте , на знании бухгалтерского учета и финансов, на анализе хозяйственной деятельности.

Важным условием реализации финансового контроля выступают финансовая информация бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности, а также обобщенные финансовые показатели, комплексно отражающие различные стороны хозяйственной деятельности.

Результатом финансового контроля являются документальные материалы ( акты, отчеты, справки, заключения ), которые отражают достоверность информации о финансово-хозяйственном состоянии объекта контроля, вскрытые в процессе контроля отклонения от принятых стандартов, нарушения установленных норм и правил.

Видео (кликните для воспроизведения).

Принятие решения по результатам контроля имеет целью устранение недостатков, выявленных в процессе контроля. Именно устранение выявленных нарушений и недостатков, а также проведение мероприятий по предотвращению и сокращению нарушений или недостатков в будущем являются конечной целью контроля.

Проведение финансового контроля должно осуществляться в соответствии с принципами. Основными , базовыми принципами являются : законность; ответственность ; объективность и компетентность; системность; независимость. Из этих базовых принципов вытекают и другие, носящие более прикладной характер : результативность ; четкость и логичность, предъявляемых контролерами требований ; неподкупность субъектов контроля ; обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах проверок и ревизий ; презумпция невиновности ( до суда ) подозреваемых в финансовых преступлениях лиц ; согласованность действий различных контролирующих органов и др.

Законность — один из ключевых принципов финансового контроля. Соблюдение данного принципа подразумевает точное соблюдение нормам и правилам, установленным финансовым законодательством .

Оценка законности действий подконтрольных организаций и лиц должна исключать произвольные, логические и тем более бытовые и поверхностные толкования и основываться строго на букве и духе закона. Вместе с тем , субъекты , проводящие финансовый контроль, должны руководствоваться требованиями законодательства и нормативно-правовых актов.

Субъекты контроля должны проводить контроль в пределах их компетенции, в рамках определенных им задач, функций и полномочий и в соответствии с правами и обязанностями, которыми они законодательно наделены.

Принцип ответственности субъектов , проводящих финансовый контроль, предполагает строгое соблюдение ими законов и правовых актов, регламентирующих их деятельность, а также ответственность за достоверность информации финансового контроля.

Принцип объективности и компетентности лежит в основе финансового контроля . Без объективности теряется смысл контроля как функции управления, как основной формы обратной связи и базы для принятия управленческих решений.

Принцип системности предусматривает необходимость обеспечения такой степени охвата различных граней контролируемого процесса, которая гарантировала бы объективность результатов контроля. Принцип системности также предполагает периодичность проведения контрольных мероприятий в одних и тех же организациях и учреждениях , в том числе повторных проверок по устранению ранее выявленных нарушений и недостатков.

Читайте так же:  Втб тарифы валютный контроль

Управляющие хозяйствующих субъектов, которым собственники доверили управление, заинтересованы в проведении финансового контроля для того, чтобы лица, доверившие им управление остались довольными их деятельностью.

В целях повышения эффективности управления руководители хозяйствующих структур нередко создают в своем подчинении специализированные подразделения для проведения финансового контроля на управляемых ими объектах. Это называется внутренним финансовым контролем .

Он независимым от внешнего влияния и проводит свою деятельность в собственных интересах организации и подчиняется создавшему его руководителю.

Цель внутреннего контроля помочь руководству хозяйствующего субъекта эффективно выполнять свои функции. Внутренние контролеры представляют руководству данные анализа , предложения и рекомендации, оценки и другую информацию, получаемую в результате проверок.

Используя представленный материал, руководство решает , какие меры необходимо принять для устранения выявленных недостатков ( если такие обнаружены ) и на каких участках имеются резервы для повышения эффективности.

Финансовый контроль в организации может осуществляться внешними контролирующими органами. В таком виде он выступает как внешний контроль.

Внутренний и внешний контроль дополняют друг друга и в то же время они существенно различаются. Фактически эти формы контроля используют одну и ту же информацию, сходные приемы и методы проверки и анализа. В то же время внешний контроль более независим от руководства контролируемого объекта и отвечает за достоверность своей информации перед заказчиком.

Задачами финансового контроля в организациях являются следующие : обеспечение соблюдения организациями действующего законодательства в области налогообложения ; соблюдение финансовой дисциплины ; обеспечение своевременности и полноты выполнения субъектами хозяйствования финансовых обязательств перед бюджетом ; выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов ; содействие рациональному расходованию всех видов ресурсов, правильному ведению бухгалтерского учета, составлению отчетности и др.

Объектом контроля на данном уровне выступает финансово-хозяйственная деятельность. Предметом контроля — финансовые показатели ( прибыль, доходы, себестоимость, отчисления, налоги и др.).

Финансовый контроль на предприятии: организация, методы проведения

Внутренний финансовый контроль является важной составляющей финансового управления компанией. Он необходим чтобы проконтролировать:

  • выполнение финансового плана;
  • его отклонение от запланированного;
  • эффективность принятых решений по итогам запланированного периода.

Внутренний финансовый контроль обычно проводится организацией личными силами и проводится исключительно в интересах собственной компании.

Задачи финансового контроля в организации:

  1. осуществляет контроль последовательности выполнения финансового плана;
  2. осуществляет анализ эффективности проводимых методов финансового плана;
  3. осуществляет контроль своевременности реализации финансового плана;
  4. осуществляет контроль отклонения реализованного плана от запланированного.

Этапы финансового контроля в организации

Существует несколько этапов финансового контроля в организации:

Предварительный контроль проводится в момент формирования финансового плана, бюджета организации. Он помогает уже при планировании бюджета предотвратить потенциальные проблемы нецелевого или нерационального использования финансов, а также обнаружить дополнительные финансовые ресурсы.

Предварительный анализ может состоять из следующих этапов:

  • подготовка (при необходимости) и инструктаж специалистов, проводящих предварительный контроль;
  • выработка плана действий для проверяющих сотрудников;
  • сбор и анализ финансовых документов;
  • обработка полученной информации;
  • документальное оформление результатов предварительного контроля.

Текущий контроль осуществляется совместно с осуществлением утвержденного финансового плана, реализации бюджетов. Он направлен на то, чтобы оперативно выявить нецелевое использование финансовых средств, неэффективное использование ресурсов компании,

Текущий контроль может состоять из следующих этапов:

  • подготовка (при необходимости) и инструктаж специалистов, проводящих текущий контроль;
  • выработка плана действий для проверяющих сотрудников;
  • сбор и анализ финансовых документов, экономических показателей;
  • обработка полученной информации;
  • документальное оформление результатов текущего контроля.

Последующий контроль предназначен для окончательной оценки эффективности проведенных этапов финансового плана, оценки плюсов и минусов, работу с недостатками финансового плана или бюджета и выработку в будущем более эффективного финансового плана или бюджета.

Кадровое обеспечение ВФК.

В зависимости от размера БУ и его финансовых возможностей выполнять функцию ВФК могут служба ВФК, сотрудник по ВФК, комиссия по ВФК. Отметим, что руководители любого уровня выполняют контрольные функции, в этом их отличие от рядового персонала. Поэтому если у БУ нет возможности вменить осуществление ВФК в исключительном порядке отдельным лицам (подразумевается, что сотрудник или служба ничем, кроме контроля, не занимаются), то в локальных актах по ВФК следует особо прописать роль руководителей структурных подразделений во ВФК. У ряда подразделений БУ есть четко выраженные контрольные функции, что способствует более легкому их встраиванию в систему ВФК. Например, юридический и кадровый отделы на этапе заключения договоров проводят предварительный контроль, а бухгалтерия осуществляет текущий контроль на основании расчетных документов.

Служба ВФК в отличие от других структурных подразделений БУ осуществляет контроль за контролем, то есть проверяет, как работают контрольные механизмы, а если они отсутствуют или недостаточны, то налаживает их. Служба ВФК осуществляет контроль без выполнения иных, исполнительских функций, что обеспечивает ее независимость.

Показатели финансовой устойчивости компании

Существует ряд показателей, определяющих финансовую устойчивость компании:

Коэффициенты Формула
Коэффициент автономии (КА) КА = ССК/ОСК; КА = СЧА/ОСА
Коэффициент финансирования (КФ) КФ = СПЗК/ССК
Коэффициент задолженности (КЗ) КЗ = СПЗК/ОСК
Коэффициент текущей задолженности (КТЗ) КТЗ = СПКЗК/ОСК
Коэффициент долгосрочной финансовой независимости (КДФН) КДФН = (ССК + СПДЗК)/ОСА

ССК – сумма собственного капитала компании


СЧА – стоимость чистых активов

ОСА – общая стоимость активов

ОСК – общая сумма капитала

СПЗК – сумма привлеченных заемных капиталов организации

СПКЗК – сумма привлеченных краткосрочных заемных капиталов компании

СПДЗК – сумма привлеченных долгосрочных заемных капиталов компании

Показатели ликвидности (платежеспособности) компании

Коэффициенты Формула
Коэффициент абсолютной платежеспособности (КАП) (СДА + СКФИ)/СТФО
Коэффициент промежуточной платежеспособности (КПП) (СДА – СКФИ + СДЗ)/СТФО
Коэффициент текущей платежеспособности (КТП) СОА/СТФО

СДА – сумма денежных активов организации

СКФИ – сумма краткосрочных финансовых инвестиций организации

СТФО – сумма текущих финансовых обязательств

СДЗ – сумма дебиторской задолженности

СОА – сумма оборотных активов организации

СТФО – сумма текущих финансовых обязательств компании

Показатели оборачиваемости активов

Коэффициенты Формула
Коэффициент оборачиваемости всех активов в заданном периоде (КОАзп) КОАзп = ООРП/ОСА
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов компании в заданном периоде (КООАзп) КООАзп = ООРП/ССОА
Период оборота всех активов, дни (ПОА) ПОА = ОСА/ ООРП; ПОА = Д/КООАзп

ООРП – общий объем реализации продукции в заданном периоде

ССОА – средняя стоимость оборотных активов в заданном периоде

ООРП – однодневный объем реализации продукции в заданном периоде

Д – число дней в заданном периоде

Показатели рентабельности организации

Коэффициенты Формула
Коэффициент экономической рентабельности (КЭР) КЭР = СЧП/ОСА
Коэффициент финансовой рентабельности (КФР) ЕФР = СЧП/ССК
Коэффициент коммерческой рентабельности (ККР) ККР = СЧПрп/ООРП
Читайте так же:  Задолженность по налогам бюджетных учреждений

СЧП – сумма чистой прибыли компании, полученная от всех видов хозяйственной деятельности в заданном периоде

СЧПрп сумма чистой прибыли компании, полученная от всех видов реализованной продукции в заданном периоде

Особенности внутреннего финансового контроля в бюджетном учреждении

Автор: Орлова О. Е., эксперт журнала

В системе финансового управления БУ внутренний финансовый контроль учреждения (далее – ВФК) выполняет сквозную роль. Пронизывая все управленческие процессы, контроль гарантирует оптимальное использование ресурсов, выявляет слабые стороны деятельности, способствует устойчивости БУ в быстро меняющихся внешних условиях. В статье расскажем, каким смыслом наполнен ВФК в сфере госсектора, в каких формах и какими способами он проводится, что является первостепенным объектом контроля при риск-ориентированном подходе.

Правовые основы организации внутреннего контроля в БУ.

Внутренний финансовый контроль учреждения представляет собой деятельность БУ, органов его управления, подразделений и сотрудников, призванную обеспечить эффективность и результативность финансово-хозяйственной работы, достоверность финансовой отчетности, соблюдение действующего законодательства и требований регулирующих органов.

Обязательный порядок организации (осуществления) бюджетными учреждениями внутреннего финансового контроля установлен ст. 19 Закона о бухучете[1] и п. 6 Инструкции по применению Единого плана счетов[2]. Сведения о результатах мероприятий внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля включаются в пояснительную записку к балансу учреждения (п. 56 Инструкции № 33н[3]).

Как организовать финансовый контроль в организации

Для эффективной организации финансового контроля в компании, прежде всего, необходимо выбрать вид финансового контроля (предварительный, текущий, последующий); далее подготовить план проведения этого процесса; определить какие инструменты будут задействованы для достижения запланированных целей; назначить компетентных сотрудников, которые будут проводить этот контроль. После этого проводится анализ финансового состояния организации. Для этого:

  • изучаются финансовые, бухгалтерские, внутренние, юридические и другие документы организации;
  • анализируются финансово-экономические показатели компании;
  • определяется эффективность рабочих процессов внутри организации;
  • определяется компетентность работающих сотрудников;
  • оценивается деятельность компании в целом – ее конкурентноспособность, платежеспособность, рентабельность, закредитованность и прочие показатели.

На основании изучения всех этих аспектов деятельности компании, делаются выводы, которые должны быть задокументированы должным образом, результаты сопоставляются с предыдущими периодами и соответственно будущие финансовые планы организации корректируются в соответствии с полученными результатами проверки.

Риски как объект внутреннего финансового контроля.

В конечном итоге вся деятельность в рамках ВФК сводится к управлению рисками, принимаемыми учреждением. Под риском подразумевается вероятность наступления из-за невыполнения обязательных требований событий, влекущих потенциальные негативные последствия различной степени тяжести.

Управление рисками представляет собой комплекс методических, информационно-аналитических, организационных и технологических мероприятий по выявлению, минимизации и предотвращению рисков, оценке эффективности указанных мероприятий, а также по организации работы по непрерывному совершенствованию процедур управления рисками и обновлению информации, на основании которой оцениваются риски.

Система управления рисками включает в себя: 1) идентификацию рисков; 2) анализ рисков; 3) минимизацию рисков; 4) мониторинг.

Изначально система управления рисками появилась в финансовом секторе, который в отличие от прочих областей хозяйства регулярно принимает на себя риски с целью получения вознаграждения. Подобная специфика деятельности интересует банки, страховщиков, инвестиционные фонды не столько в целях исключения, минимизации рисков, сколько в целях управления и измерения этих рисков для установления адекватных цен на свои финансовые продуты (такие как ставки по кредитам, стоимость ценных бумаг, размер страховых премий).

Для государственного сектора понятие риска относительно ново. Риск связан с неопределенностью, а бюджетная деятельность, напротив, является достаточно предсказуемой и высоко регулируемой. Тем не менее, вопрос управления рисками становится ключевым в системе реформирования финансового менеджмента бюджетной сферы России. Основным риском в госсекторе считается бюджетный, под которым понимается возможность возникновения событий, негативно влияющих на выполнение процедур составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, в том числе коррупционных проявлений[5].

Организация внутреннего финансового контроля.

Создание полноценной системы ВФК в БУ предусматривает следующие действия:

распределение полномочий по ВФК между органами управления, подразделениями и сотрудниками, в том числе оценка целесообразности формирования службы ВФК;

принятие локальных актов по ВФК;

разработка контрольных мероприятий и форм отчетности по ВФК;

доведение до сведения заинтересованных сторон информации об уровне ВФК БУ путем отражения необходимых данных в пояснительной записке к балансу учреждения.

В число локальных актов по ВФК рекомендуется включить:

положение о ВФК, фиксирующее его цели и задачи, порядок организации ВФК, его кадровое обеспечение;

положение о службе ВФК с указанием прав и обязанностей ее сотрудников, обязанностей сотрудников БУ по взаимодействию с сотрудниками службы ВФК;

приложения к положению по ВФК (положение по управлению рисками, включая систему лимитов; план действий в чрезвычайных ситуациях);

посвященный ВФК раздел учетной политики.

В мероприятия по организации текущей работы в рамках ВФК входят[4]:

подготовка к осуществлению ВФК;

оформление результатов ВФК;

принятие решений по его результатам;

составление отчетности службы ВФК.

В порядке текущей работы службы ВФК руководитель БУ утверждает график и план проверок, программу проверки. Результаты текущей работы должны фиксироваться документально, подтверждая, что ВФК БУ носит регулярный характер. Поэтому даже если он организован в минимально допустимом объеме, в штате учреждения должен быть сотрудник, обязанный следить за полнотой и актуальностью документации.

Методы финансового контроля внутри организации

Традиционного сложилось несколько методов проведения финансового контроля внутри организации. К методам финансового контроля можно отнести:

Метод «Анализ» подразумевает детальный анализ бухгалтерской и финансовой отчетности, для того чтобы оценить итоги деятельности организации, обеспеченность организации активами и эффективность их использования.

Метод «Проверки» подразумевает проверку отчетной и расходной документации. Проводится для обнаружения недочетов и недостатков в деятельности компании.

Метод «Обследование» состоит в большом охвате финансовых, экономических, бухгалтерских показателей. При данном методе оценивается общее финансовое состояние организации, ее потенциал и резервы для ее роста.

Метод «Наблюдение» применяется для оценки текущего анализа финансовой ситуации в компании. Он проводится для обнаружения расхождения между фактическими и плановыми показателями финансового плана (бюджета). Метод «Наблюдение» может состоять из:

  • Анализа текущей деятельности организации;
  • Выявления основных условий для роста, условий для финансовой стабильности, а также неблагоприятных показателей, которые могут привести к банкротству или ликвидации компании;
  • Выяснения причин несоответствия текущих и плановых показателей;
  • Анализа оперативной финансовой отчетности организации.
★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Формы и способы осуществления ВФК.

ВФК проводится по линии административного и осуществление внутреннего финансового контроля. Административный контроль состоит в обеспечении проведения операций только уполномоченными на то лицами и в строгом соответствии с определенными БУ полномочиями и процедурами принятия решений по проведению операций. Финансовый контроль учреждения состоит в обеспечении проведения операций в строгом соответствии с нормативными и локальными актами и адекватного отражения этих операций в учете и отчетности.

Читайте так же:  Работа валютное законодательство

Административный и финансовый контроль осуществляется в предварительном, текущем и последующем порядке.

Предварительный контроль направлен на предотвращение возможных нарушений и потому проводится до момента совершения финансовых операций. К его мероприятиям относятся формирование планов финансово-хозяйственной деятельности, проверки обоснованности закупок, согласование условий договоров. Кроме службы ВФК в предварительном контроле участвуют плановые, экономические, юридические службы БУ.

Текущий контроль выполняется на стадии совершения операции и призван обеспечить проведение финансовых операций уполномоченными лицами в порядке, установленном локальными актами БУ. Кроме службы ВФК данный контроль осуществляет бухгалтерия БУ.

Последующий контроль производится по результатам финансово-хозяйственной деятельности БУ за определенный период. Этот тип контроля, как правило, является исключительной компетенцией службы ВФК. Формами последующего контроля являются камеральная проверка (по месту работы службы ВФК, а не проверяемого подразделения), выездная проверка (по месту нахождения объекта проверки).

При проведении контрольных мероприятий используются сплошной и выборочный способы. При сплошном способе контрольные действия осуществляются в отношении каждой проведенной операции. При выборочном способе – в отношении отдельных операций и действий.

Контрольные действия делятся на визуальные, автоматические и смешанные. Первые выполняются без использования прикладных программных средств автоматизации, вторые – с использованием таких средств без участия должностных лиц, третьи – с использованием таких средств с участием должностных лиц. Ниже в табличном виде указано, какие контрольные действия могут быть взяты на вооружение службой ВФК и для какой формы контрольного мероприятия они наиболее предпочтительны.

Цели финансового контроля компаний

К целям финансового контроля организации можно отнести:

  • оценка эффективности ведения учета в организации, повышение эффективности учета в случае выявления неудовлетворительного ведения учета;
  • оценка компетентности и квалификации сотрудников, повышение их компетенции в случае выявления их неудовлетворительной компетентности;
  • оценка эффективности финансового управления в организации, повышение эффективности в случае выявления неудовлетворительного финансового управления;
  • оптимизация финансового управления в организации;
  • выявление причин эффективного или неэффективного финансового управления организации;
  • разработка более совершенного финансового плана на будущие периоды времени с учетом результатов проведенного финансового контроля.

Риск-ориентированный подход во внутреннем финансовом контроле.

Внедрение понятия риска в государственное управление сместило акценты и в методах государственного контроля (надзора): на смену традиционному подходу приходит риск-ориентированный[6]. БУ также может использовать модель риск-ориентированного подхода для повышения эффективности собственной службы ВФК.

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления ВФК, при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, а также превентивных мероприятий определяется отнесением объекта проверки к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Риск-ориентированный подход во ВФК идентифицирует риски, производит их классификацию, оценку, а также устанавливает влияние этих рисков на конечные цели учреждения. Основные усилия службы ВФК смещаются с задачи выявления уже причиненного вреда и наказания виновных лиц на предотвращение причинения вреда, повышение информированности и компетентности сотрудников БУ. При этом меняется характер проверок: их периодичность и объем зависят исключительно от размеров рисков, что оборачивается усиленным контролем по отношению к потенциальным нарушителям и пониженным (вплоть до отсутствия контроля) – к добросовестным работникам.

Например, риск-ориентированный подход весьма эффективен при управлении учреждением с разветвленной филиальной сетью. Традиционный метод предполагает, что подразделения и филиалы будут проверены друг за другом в порядке очередности. Нерегулярность проверок трудно обосновать в рамках обычной модели контроля, в результате повышенный контроль проявляется уже по факту происшествия (например, авария, кража, санкция от надзорного органа). Риск-ориентированный подход позволяет сформировать критерии частоты и глубины проверки, обнародовать их для нижестоящих инстанций и осуществлять контроль преимущественно по отношению к неблагополучным филиалам, меньше затрагивая образцовые подразделения и не вызывая при этом обвинений в предвзятости.

При составлении плана проверки филиалов (подразделений) в качестве потенциальных угроз могут выступать размер финансовых потоков, численность персонала, парк оборудования, степень опасности оборудования, число происшествий за предыдущий период и пр. В число превентивных мер могут быть включены надлежащий профессионализм персонала, высокий уровень техники безопасности, наличие страховки, малая изношенность оборудования. Пересечение угроз и предупредительных мер отразит уровень риска каждого филиала. Так, если у учреждения есть крупный филиал с низким качеством менеджмента, то он будет включен в зону особого контроля, а маленький благополучный филиал – в зону низкого контроля.

В зависимости от того, в одной или разных системах находятся субъект и объект, контроль подразделяют на внешний и внутренний. При внешнем контроле, то есть проведении контрольных мероприятий со стороны органов государственной власти, учреждение является объектом проверки. При организации ВФК учреждение выступает субъектом. Руководителей БУ интересуют оба варианта, поскольку желательно, чтобы система ВФК способствовала успешному прохождению проверок, проводимых вышестоящими органами. Внешние контролеры обращают пристальное внимание на организацию ВФК проверяемого учреждения. Если уровень контроля оценивается ими как высокий, это (особенно в условиях риск-ориентированного подхода) проявляется в

[1] Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

[2] Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[3] Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.

[4] Мероприятия приведены на основании Стандарта внутреннего контроля Федерального казначейства, утв. Приказом Федерального казначейства от 16.12.2016 № 475.

[5] Пункт 6 Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового аудита, утв. Приказом Минфина РФ от 30.12.2016 № 822.

Видео (кликните для воспроизведения).

[6] Статья 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ»; законопроект № 332053-7 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Источники

Реализация финансового контроля организации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here