Регламент взаимодействия с отделом валютного контроля

В чем суть валютного контроля в таможенных органах?

Валютный контроль в таможенных органах представлен несколькими задачами. Расскажем о них подробнее в этом материале.

Цели и задачи валютного контроля в таможне

Цели валютного контроля (далее ВК) для таможенных органов поставлены в законе «О таможенном регулировании» от 27.11.2010 № 311-ФЗ. По данному ФЗ целями являются:

  • обеспечение выполнения РФ международной правовой и договорной базы в сфере таможенного дела;
  • обеспечение экономической безопасности РФ;
  • обеспечение прав и интересов лиц в деятельности, связанной с перемещением через границу РФ товаров.

Как видим, эти цели во многих аспектах тесно переплетаются с валютными правоотношениями, которые регулируются соответствующим законодательством РФ.

Подробнее о системе регулирования правоотношений в сфере обращения валютных ценностей и об участниках этой системы читайте: «ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле».

ВАЖНО! Законом от 03.07.2016 № 285-ФЗ внесены изменения в закон «О валютном регулировании» от 10.12.2003 № 173-ФЗ. В свете этих изменений ФТС РФ с 01.01.2017 получает статус органа ВК (до 2017 года ФТС относилась к агентам ВК).

В плане именно ВК сами таможенники определяют основную свою цель как противодействие нелегальным схемам вывода валют и валютных ценностей из РФ (см. материалы брифинга Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России от 11.05.2016 по теме «Противодействие незаконному выводу денежных средств, наличных денег и денежных инструментов за рубеж»).

К достижению данной цели ФТС ведет решение таких задач:

  • контроль за валютными расчетами при экспортно-импортных сделках;
  • контроль за товарами, перемещаемыми через границу при бартере;
  • контроль за движением через границу РФ валютных ценностей и наличных валют.

Остановимся на этих задачах подробнее.

Итоги

Таможенные органы играют существенную роль в области ВК. Часто информация, полученная при оперативных таможенных процедурах, становится основой для дальнейших проверочных мероприятий и выявления нарушений законодательства РФ в сфере валютных правоотношений.

Приказ МЮТ от 05.04.2002 № 153 «О введении порядка взаимодействия структурных подразделений таможни при осуществлении валютного контроля»

Документ полезен? m
n

В целях обеспечения непрерывности производства таможенного оформления с учетом требовании нормативных документов ГТК России по валютному контролю ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить и ввести в действие с момента регистрации настоящего приказа «Порядок взаимодействия отдела валютного контроля таможни и таможенных постов по вопросам осуществления валютного контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок, а также взаимодействие отдела валютного контроля таможни с отделом таможенных расследовании, отделом исполнения постановлении по делам об административных правонарушениях, оперативно-розыскным отделом и отделом таможенной инспекции таможни при проведении проверок по валютному контролю и производстве по делам о НТП по фактам несоблюдения участниками ВЭД валютного и таможенного законодательства и законодательства в области регулирования внешнеторговый бартерных сделок.

2. Признать утратившим силу приказ МЮТ от 13.08.98 N 271 «О введении технологической схемы взаимодействия ОТО и ТК, таможенных постов, OВK по валютному контролю».

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя начальника таможни Г.В.Голикова.

Начальник таможни
полковник таможенной службы
А.М.Узловский

«УТВЕРЖДАЮ»
Начальник МЮТ,
полковник таможенной службы
____________ А.М.Узловский

Порядок взаимодействия
отдела валютного контроля таможни и таможенных постов по вопросам
осуществления валютного контроля и контроля за исполнением
внешнеторговых бартерных сделок, а также взаимодействие отдела валютного
контроля таможни с отделом таможенных расследований, отделом исполнения
постановлений по делам об административных правонарушениях,
оперативно-розыскным отделом и отделом таможенной инспекции таможни при
проведении проверок по валютному контролю и производстве по делам о НТП
по фактам несоблюдения участниками вэд валютного и таможенного
законодательства и законодательства
в области регулирования внешнеторговых бартерных сделок

1. общие положения

1.1. Настоящий порядок разработан в целях согласования действий подразделении Московской южной таможни при взаимодействии отдела валютного контроля (далее OВK) таможни, таможенных постов, отдела таможенных расследований (далее ОТР), оперативно-розыскного отдела (далее ОРО), отдела исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях (далее ОИПпо ДАП) и отделом таможенной инспекции (далее ОТИ) таможни при осуществлении функций валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок в процессе таможенного оформления товаров и транспортных средств, а также последующего контроля за соблюдением участниками ВЭД требований действующего валютного и таможенного законодательства Российской Федерации.

1.2. Порядок применяется должностными лицами указанных выше подразделений таможни во всех случаях принятия решений при таможенном оформлении товаров и транспортных средств в части осуществления валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок.

1.3. Порядок разработан с учетом положений Таможенного кодекса РФ, действующего законодательства в области валютного регулирования и валютного контроля, а также нормативных актов ГТК России по вопросам организации валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок таможенными органами.

2.1. Проверка правильности заполнения ГТД и соответствие документов, предъявленных при таможенном оформлении, товаров, требованиям нормативных документов вышестоящих таможенных органов осуществляется должностным лицом таможенного поста, ответственным за этап валютного контроля в процессе таможенного оформления товара. Направление участников ВЭД в ОВК таможни производится в случаях, предусмотренных п. 2.1.8, 2.1.9, 2.2.4, 2.2.11, 2.2.12, 2.3.4, 2.3.5, 2.4.4, 2.4.5, 2.5.6, 2.5.7, 2.6.2 приложения N 2 к приказу ГТК России от 29.12.95 г. N 796 (с учетом изменений, внесенных приказом ГТК России от 04.08.98 г. N 63), приказом ГТК России от 05.06.2001 г. N 522, а также в иных случаях, когда решение по валютному контролю и контролю за исполнением внешнеторговых бартерных сделок невозможно на таможенном посту.

2.2. Для принятия решения по валютному контролю и контролю за исполнением внешнеторговых бартерных сделок инспектор таможенного поста оформляет направление в OВK таможни по форме, указанной в приложении к настоящему порядку (приложение 1) с указанием причины, предварительного решения, перечня прилагаемых копий товаросопроводительных документов своей должности и служебного телефона, заверяет ЛНП и подписывает у начальника таможенного поста;

Читайте так же:  Учет налога на имущество проводки

2.3. Инспектор таможенного поста регистрирует направление в журнале учета направлений, и направляет декларанта (участника ВЭД) в ОВК таможни с полным комплектом копий документов (ГТД, ПС, контракт, акт таможенного досмотра, товаросопроводительные документы, (доверенность на проведение таможенного оформления и иные документы, необходимые для контроля заявленных сведений), КТС и 3-мя оригиналами ДТС (если она необходима). Если принятие решения находится в компетенции ЦТУ — комплект документов готовится в двух экземплярах;

2.4. Инспектор ОВК таможни рассматривает документы и принимает решение по направлению с таможенного поста. Резолюция с результатами решения заверяется подписью и ЛНП инспектора ОВК. Оригинал направления с принятым решением возвращается на таможенный пост, а копия направления остается в деле ОВК таможни.

2.5. В случае, когда решение принимается на уровне ЦТУ или ГТК России, OВK таможни направляет в вышестоящий таможенный орган полный комплект документов для принятия окончательного решения по валютному контролю и контролю за исполнением внешнеторговых бартерных сделок в порядке, определенном нормативными документами ГТК России. Направления в ГТК России — подписываются заместителем начальника таможни и регистрируются в ОДО. Решения вышестоящих таможенных органов по валютному контролю, оформленные в виде писем, хранятся в делах OВK таможни; их копии, заверенные сотрудником OВK таможни, направляются на таможенный пост для исполнения;

2.6. Инспектор таможенного поста по каждой ГТД, для которой решение по валютному контролю и контролю за исполнением внешнеторговых бартерных сделок принято вышестоящим таможенным органом, прикладывает направление с резолюцией (или копию письма ЦТУ) к оригинальному комплекту документов и передает на другие этапы контроля.

3.1. ОВК осуществляет контроль за поступлением валютной выручки от экспорта товаров, либо ввозом товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности на основании поручений на проверку, поступивших из вышестоящих таможенных органов.

3.2. На основании приказа по таможне сотрудники таможенных постов могут быть включены в рабочую группу при ОВК таможни для проведения проверок соблюдения участниками ВЭД требований валютного законодательства и законодательства по исполнению внешнеторговых бартерных сделок.

3.3. В ходе осуществления контроля за соблюдением участниками ВЭД требований валютного и таможенного законодательства ОВК запрашивает у уполномоченных банков участников ВЭД и на таможенных постах документы, необходимые для осуществления данного контроля (ГТД, ПС, транспортные документы, инвойсы, письма из уполномоченных банков и другие). При подтверждении своевременного и полного зачисления выручки, либо ввозе товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности на основании подтверждающих документов ОВК готовит акт о результатах проверки. В случае непоступления (несвоевременного поступления) выручки, либо неввоза товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности составляется протокол о НТП, ответственность за которое предусмотрена действующим российским законодательством. Акт проверки и протокол о НТП вместе с материалами, являющимися поводом и основанием для заведения дела о НТП, передаются для регистрации в правоохранительный блок таможни, где осуществляется дальнейшее производство по делу о НТП. В процессе проведения проверки ОВК для получения необходимых сведений направляет соответствующие запросы в ОРО, а также в ОТИ таможни.

Информация о присвоении номера дела о НТП, о суммах штрафных санкций, указанных в постановлении по делу о НТП, об уплаченных суммах штрафов после получения указанных сведений в виде копий документов из ОТР и ОИПпоДАП таможни заносится сотрудниками ОВК в электронные копии КУ и УК и с копиями постановлений по делу о НТП передаются в ОВК ЦТУ.

3.4. ОТР регистрирует поступивший из ОВК протокол о НТП в порядке, определенном соответствующими нормативными документами ГТK России. Сотрудники ОТР принимают дело к производству и осуществляют в установленном порядке конкретные процессуальные действия. Сотрудники ОТР в рамках производства по делу о НТП в части, касающейся незачисления выручки, при выявлении превышения суммы незачисления 10000-кратного установленного МРОТ, предусмотренного ст. 193 УК РФ, в соответствии со ст. 300 ТК РФ решают вопрос о передаче материалов дела о НТП в органы дознания. В процессе производства, при необходимости привлекают сотрудников ОВК для консультаций. ОТР информирует ОВК о продлении производства по делу о НТП, соединение дел в одно производство или направлении материалов в судебные инстанции, а также о результатах рассмотрения материалов дела о НТП в судебной инстанции.

После завершения производства по делу о НТП в 3-х дневный срок ОТР направляет копии постановлений по делам о НТП в ОВК таможни для формирования установленной отчетности по валютному контролю.

3.5. ОИПпоДАП ежемесячно передает в ОВК сведения об уплаченных суммах штрафа по конкретным делам о НТП с указанием даты поступления штрафа на счет таможни, прилагая копии платежных поручений на оплату штрафа.

3.6. ОРО в случае необходимости (по запросу ОВК) оказывает содействие в розыске и установлении местонахождения лиц (организаций), в отношении которых осуществляется проверка фактов нарушения валютного и таможенного законодательства или решается вопрос о их привлечении к ответственности по НТП. Устанавливает местонахождение уполномоченных банков в случае отсутствия их адресных данных в ОВК таможни.

3.7. ОТИ осуществляет мероприятия по проведению проверки финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД на основании полученной из ОВК информации, содержащейся в КУ (УК) валютного контроля в случае отказа уполномоченного банка предоставить сведения о зачислении экспортной выручки на счета экспортеров. Информация о принятом решении по проведению проверки ФХД участника ВЭД, а также о результатах проведения проверки ФХД предоставляется в ОВК таможни.

4.1. На таможенном посту назначаются сотрудники из числа инспекторов, имеющих наибольший опыт работы на этапе таможенного оформления товаров, отвечающие за участок валютного контроля в работе таможенного поста в целом. Информационное взаимодействие ОВК таможни и таможенных постов осуществляется через назначенных сотрудников таможенных постов.

4.2. Передача отчетной информации по валютному контролю и контролю за исполнением внешнеторговых бартерных сделок осуществляется таможенным постом в ОВК таможни до 5 числа, следующего за отчетным месяцем.

4.3. Таможенные посты формируют ежемесячные отчеты по вопросам валютного контроля:

Читайте так же:  Срок исковой давности по налоговым правонарушениям составляет

об оформлении экспортных и импортных ГТД без предоставления паспортов сделок по разрешениям ГТК России.

об оформлении товаров по контрактам, заключенным в счет займов ЕБРР и МБРР. Отчеты формируются в виде справок по формам, установленным телетайпограммой ГТК России от 01.04.96 N Т-1547 и письмом ГТК России от 23.02.96 г. N 01-15/3209 (приложение 2 к настоящему порядку).

4.5. В случае отсутствия данных по какой-либо форме отчетности составляется служебная записка об отсутствии в указанный период предусмотренного отчетом таможенного оформления товаров.

4.6. Отдел валютного контроля таможни принимает от таможенных постов, проверяет, вносит, при необходимости, исправления, формирует сводные отчеты таможни и передает их в вышестоящие таможенные органы;

4.7. Если на момент сдачи отчетов таможенным постом в ОВК обнаружены ошибки (отчет не полный, форма отчета не соответствует установленной нормативными документами, отсутствует подпись начальника таможенного органа), отчет таможенного поста не принимается и возвращается на доработку. Срок доработки — 1 день.

5.1. Для обеспечения функций валютного контроля ОВК формирует и поддерживает:

— базу данных карточек учета результатов валютного контроля (средствами АРМ NVAL GGF на основе данных ОВК ЦТУ с привлечением дополнительной информации, полученной по запросам);

— базу данных оперативной отчетности по осуществлению валютного контроля и проведению проверок участников ВЭД (отчет «4-ЦТУ»);

5.2. Состав и структура баз данных может изменяться в соответствии с нормативными докуметами ЦТУ и ГТК России.

6.1 ОВК в ходе анализа практики таможенного оформления и таможенного контроля вправе вносить предложения по совершенствованию настоящего порядка взаимодействия.

6.2 При вступлении в силу нормативных актов, регулирующих порядок взаимодействия ОВК со структурными подразделениями таможни, положения настоящего порядка применяются в части им не противоречащей.

Обновлен административный регламент осуществления ФНС России надзора за соблюдением валютного законодательства

Предмет надзора — соблюдение резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Законом о Банке России) и нерезидентами валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, соответствие проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений, а также соблюдение обязанности уведомлять налоговые органы об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов в иностранных банках и представлять отчеты о движении средств по таким счетам.

Должностные лица налоговых органов при осуществлении контроля имеют право, в том числе:

— проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям;

— запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (только те, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции);

— выдавать предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства;

— применять меры ответственности за нарушение валютного законодательства.

Основанием для назначения проверки является получение из внутренних или внешних источников (в том числе в ходе проведения налоговых проверок) документов или информации, свидетельствующих о признаках нарушения валютного законодательства, а также о несоответствии проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений.

Срок проведения проверки и оформления справки о проверке, в общем случае, не может превышать 67 рабочих дней.

Приказ вступает в силу со дня признания утратившим силу приказа Минфина России от 04.10.2011 N 123н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами».

ВИРТУАЛЬНАЯ
ТАМОЖНЯ ТАМОЖЕННО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

В целях обеспечения производства таможенного оформления, полноты и своевременности отработки направляемой из ГТК России информации по результатам валютного контроля с учетом внесения изменений в нормативные документы ГТК России по валютному контролю и реализации положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях приказываю:
1. Утвердить и ввести в действие Порядок взаимодействия отдела валютного контроля таможни и таможенных постов по вопросам осуществления валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок, а также взаимодействия отдела валютного контроля таможни с отделом административных расследований, отделом исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях, оперативно-разыскным отделом, учетно-регистрационным отделением и правовым отделом таможни при проведении проверок по валютному контролю и производстве по делам об административных правонарушениях по фактам несоблюдения участниками ВЭД валютного и таможенного законодательства и законодательства в области регулирования внешнеторговых бартерных сделок (приложение).
2. Считать утратившим силу приказ таможни от 19.08.2002 N 392 «О введении Порядка взаимодействия структурных подразделений таможни при осуществлении валютного контроля». 3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя начальника таможни Д.Ю. Максимова.

Начальник таможни
генерал-майор таможенной службы
В.А. Самсонов

Приложение
к приказу МЮТ ЦТУ
от 4 февраля 2004 г. N 87

ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОТДЕЛА ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ТАМОЖНИ И ТАМОЖЕННЫХ ПОСТОВ ПО ВОПРОСАМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ И КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ БАРТЕРНЫХ СДЕЛОК, А ТАКЖЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОТДЕЛА ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ТАМОЖНИ С ОТДЕЛОМ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РАССЛЕДОВАНИЙ, ОТДЕЛОМ ИСПОЛНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНЫМ ОТДЕЛОМ, УЧЕТНО-РЕГИСТРАЦИОННЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ И ПРАВОВЫМ ОТДЕЛОМ ТАМОЖНИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРОК ПО ВАЛЮТНОМУ КОНТРОЛЮ И ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ПО ФАКТАМ НЕСОБЛЮДЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ВЭД ВАЛЮТНОГО И ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ БАРТЕРНЫХ СДЕЛОК

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок разработан в целях согласования действий подразделений Московской южной таможни при взаимодействии отдела валютного контроля (далее — ОВК) таможни, таможенных постов, отдела административных расследований (далее — ОАР), оперативно-разыскного отдела (далее — ОРО), отдела исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях (далее — ОИПпоДАП), учетно-регистрационного отделения (далее — УРО), правового отдела (далее — ПО) таможни при осуществлении функций валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок в части соблюдения участниками ВЭД требований действующего валютного и таможенного законодательства Российской Федерации.
1.2. Порядок применяется должностными лицами указанных выше подразделений таможни во всех случаях принятия решений при осуществлении валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок.
1.3. Порядок разработан с учетом положений Таможенного кодекса РФ и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, действующего законодательства в области валютного регулирования и валютного контроля, а также нормативных актов ГТК России по вопросам организации валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок таможенными органами.

Читайте так же:  Отказать в возврате госпошлины
Видео (кликните для воспроизведения).

2. Порядок взаимодействия ОВК таможни и таможенных постов в части осуществления валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок

3. Валютный контроль и контроль за исполнением внешнеторговых бартерных сделок после выпуска товаров

4. Формирование и передача отчетной информации по валютному контролю и контролю за исполнением внешнеторговых бартерных сделок между таможенными постами и ОВК таможни

5. Формирование и ведение баз данных по валютному контролю и контролю за исполнением внешнеторговых бартерных сделок

5.1. Для обеспечения функций валютного контроля ОВК формирует и поддерживает: — базу данных карточек учета результатов валютного контроля (средствами СРТК АРМ на основе данных ОВК ЦТУ с привлечением дополнительной информации, полученной по запросам); — базу данных оперативной отчетности по осуществлению валютного контроля и проведению проверок участников ВЭД (отчет «4-ЦТУ»).
5.2. Состав и структура баз данных может изменяться в соответствии с нормативными документами ЦТУ и ГТК России.

6. Заключительные положения

6.1. ОВК в ходе анализа практики таможенного оформления и таможенного контроля вправе вносить предложения по совершенствованию настоящего Порядка взаимодействия.
6.2. При вступлении в силу нормативных актов ГТК России, регулирующих порядок взаимодействия ОВК со структурными подразделениями таможни, положения настоящего Порядка применяются в части, им не противоречащей.

Приложение
к Порядку

ОТЧЕТ «21-ЗАЕМ» ЗА ____________________ МЕСЯЦ 200__ Г. О ТОВАРАХ, ОФОРМЛЕННЫХ НА ______________ ТАМОЖЕННОМ ПОСТУ, ПОСТУПИВШИХ ПО КОНТРАКТАМ, ЗАКЛЮЧЕННЫМ В СЧЕТ ЗАЙМОВ ЕБРР И МБРР

ВИРТУАЛЬНАЯ
ТАМОЖНЯ ТАМОЖЕННО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Руководитель
генэрал-гюлковнмк таможенной службы
А.Ю.Бельянинов

Приложение 1
к приказу ФТС России
от 05.07.2006 627

Типовое положение о подразделении валютного контроля регионального таможенного управления

I. Общие положения

II. Основные задачи Подразделения

III. Основные функции Подразделения

IV. Права Подразделения

39. Участвовать в оперативных совещаниях, заседаниях коллегии РТУ и иных мероприятиях, затрагивающих вопросы, относящиеся к компетенции Подразделения.
40. Представлять по поручениям руководства РТУ подчиненные таможенные органы и РТУ в государственных органах в соответствии с установленным порядком.
41. Подготавливать для руководства РТУ предложения о рассмотрении в порядке ведомственного контроля решений, принятых должностными лицами подчинённых таможенных органов и не соответствующих требованиям валютного законодательства, законодательства Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в части осуществления внешнеторговых бартерных сделок и законодательства Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях.
42. Принимать участие в подготовке предложений об изменении штатной численности подразделений подчиненных таможенных органов.

V. Заключительные положения

Начальник Управления валютного контроля
B.A. Тихомиров

Приложение 2 к приказу ФТС России OT 05.07.2006 627
Типовое положение о подразделении валютного контроля таможни
I. Общие положения

II. Основные задачи Подразделения

III. Основные функции Подразделения

IV. Права Подразделения

V. Заключительные положения

Начальник Управления
валютного контроля
В.А.Тихомиров

Валютный контроль, его цели, функции и роль в совершении валютных сделок

В 2019 году в России процедура валютного контроля проводится по новым правилам. Во-первых, с 1 марта 2018 года применяется Инструкция Центрального банка Российской Федерации №181-И от 16 августа 2017 года. Во-вторых, 14 мая 2018 года начали действовать поправки в базовый Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, регламентирующий проведение валютного контроля. В результате был несколько изменен порядок прохождения валютного контроля, упразднены некоторые документы и скорректированы суммы штрафов.

Какие нарушения можно выявить в отделении на таможне

Участие таможенников в ВК позволяет выявлять и пресекать такие незаконные действия участников валютных правоотношений, как:

  • Нарушение обязанности резидентов по репатриации (реинвестированию) валютной выручки в РФ.

Коммерческая фирма «А» в 2015 году заключила контракт с европейским поставщиком на поставку в РФ оборудования на 8 млн евро. По контракту за рубеж был перечислен аванс в размере 4 млн евро. По факту через таможню на территорию РФ было ввезено оборудование только на 1 млн евро. В 2016 году истекли сроки, указанные в контракте, однако ситуация не изменилась. «Лишние» 3 млн евро не были ни возвращены, ни покрыты товарной поставкой. Отделение таможни передало информацию правоохранительным органам. В результате дополнительных мероприятий было выявлено, что по указанному адресу фирма-резидент не находится, складских помещений ни в собственности, ни в аренде не имеет, ввезенное оборудование или документы по его законной перепродаже представить не может. Таким образом, обстоятельства в части незакрытого аванса в 3 млн евро были расценены как вывод за рубеж валютных средств в особо крупном размере. Против руководителя фирмы по данному факту было возбуждено уголовное дело по ст. 193 УК РФ «Уклонение от обязанности по репатриации валютной выручки».

  • Схемы вывода валютных средств из РФ путем завышения стоимости импортных контрактов. Принцип работы с такими схемами похож на описанный выше, только таможня в целях выявления подобных схем проводит экспертизу товара на предмет выявления его реальной рыночной стоимости. Если в контракте указана стоимость, явно превышающая среднюю рыночную, таможня оперативно информирует об этом Банк России, который блокирует платежи в адрес поставщика по такому контракту до проведения комплекса проверочных мероприятий.
  • Сокрытие экспортной выручки. Получение информации при этом происходит тоже в результате активного обмена сведениями между банками и таможней.

Фирма «Б» в 2015 году произвела поставку товаров зарубежному партнеру на сумму 500 тыс. долл. США, что подтверждает отделение ФТС. Оплата от партнера поступила в размере 450 тыс. долл. США. Сроки исполнения обязательств по контракту истекли, фирма никаких действий по взысканию остатка контрактной суммы не предприняла. Банк инициировал проверку сведений о зарубежных счетах фирмы «Б» и обнаружил, что остаток средств по контракту в 50 тыс. долл. поступил на счет представительства фирмы за рубежом напрямую от покупателя «для финансирования деятельности представительства». На руководство фирмы было наложено взыскание по ст. 15.25 КоАП РФ «Нарушение валютного законодательства».

  • Выявление нарушений при перемещении валютных ценностей и наличных валют. С данным направлением деятельности таможни знакомо, наверное, большинство граждан РФ, т. к. с подобной деятельностью, касающейся физических лиц, сталкивался любой, кто выезжал за рубеж или возвращался оттуда с дорогими покупками. Поэтому подробно останавливаться на нем не будем. Отметим только, что для юрлиц действуют иногда еще более суровые правила перемещения через границу некоторых категорий валютных ценностей (драгметаллов, драгоценных камней), чем для «физиков».
Читайте так же:  Какая сумма возврата процентов по ипотеке

Контроль таможенной стоимости при бартере

В заключение — несколько слов о контроле стоимости товаров при бартере. При бартерных сделках отделения таможни также проводят оценку рыночной стоимости пересекающих границу товаров в обе стороны. Если товар вывозится через одно отделение, а ввозится через другое — отделения обмениваются информацией. Сомнительным моментом, требующим разбирательств, будет считаться несовпадение оценочной стоимости вывозимых и ввозимых товаров в рамках одного контракта.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Существуют различия в проведении таможенных процедур в общем порядке и для участников, являющихся резидентами стран, входящих в Таможенный союз ЕАЭС. В отношении последних таможенники ограничиваются проведением камеральной проверки.

Контроль за расчетами в валюте при экспорте и импорте

Основным документом, который подтверждает выполнение участником международного контракта со стороны РФ требования ВК, является паспорт сделки. Банк участника-резидента оформляет данный документ в 2 экземплярах по единым правилам оформления, установленным Банком России. Визируя со своей стороны паспорт сделки, уполномоченный банк принимает:

  • при экспорте — обязательства по расчетному обслуживанию сделки и по контролю за полным и своевременным поступлением валютных средств на счета экспортера;
  • при импорте — обязательства по расчетному обслуживанию и по контролю за полными и своевременными расчетами импортера с зарубежными контрагентами

Орган ФТС, принимая к оформлению пересекающий границу товар, требует заверенную копию паспорта сделки. При этом:

  • При экспорте — выполняет обязательную проверку соответствия сведений в паспорте, контракте и грузовой таможенной декларации. Если заверенная копия паспорта не представлена или же имеются нестыковки с остальной документацией — таможенный выпуск разрешен не будет.
  • При импорте — орган ФТС также производит сверку данных документов на товар и паспорта. Если копия паспорта по каким-либо причинам не представлена — импортный товар задерживается на таможне до решения вопроса с паспортизацией.

ВАЖНО! Паспорт сделки можно не оформлять в случаях, когда общая сумма по контракту не превышает эквивалент в 50 тыс. долл. США (указание ЦБ РФ от 29.12.2010 № 2557-У).

Если при проводимой проверке на таможне выявлены факты, которые могут указывать на попытку резидента обойти валютное законодательство, то таможня оперативно передает информацию об этом в Банк России и в правоохранительные органы для принятия соответствующих мер.

Со своей стороны, уполномоченные банки обмениваются с органами ФТС информацией о движении денежных средств по счетам сторон международного контракта.

Для чего нужен валютный контроль

Специалисты определяют валютный контроль как некий комплекс определенных действий, благодаря которым государство обеспечивает соблюдение и выполнение правил и законов, связанных с валютными расчетами, а кроме того, ограничивает отток капитала.

Для нерезидентов РФ российское законодательство предусматривает возможность свободного осуществления валютных переводов без каких-либо ограничений. Более того, такие переводы разрешены между резидентами и нерезидентами РФ. А вот между резидентами РФ переводы в валюте запрещены за исключением нескольких оговоренных законом случаев [1] .

Валютному контролю в обязательном порядке подлежат сделки, для которых в качестве основной используется иностранная валюта. То есть в том случае, если валюта используется российской компанией, например, для расчетов с зарубежными партнерами, сделка обязательно должна пройти валютный контроль, и при этом неважно, импортом или экспортом занимается организация.

Валютный контроль в нашей стране осуществляет Правительство РФ, а кроме него, также органы и агенты валютного контроля. Для начала выясним, что же такое органы валютного контроля. Главный из них — это Центробанк РФ, но такую функцию может выполнять и федеральная исполнительная власть, наделенная соответствующими полномочиями от Правительства РФ. Центробанк России контролирует все валютные операции, которые проводятся кредитными и финансовыми организациями, и соответствие этих операций российскому законодательству. Деятельность федеральных органов власти в рамках валютного контроля и их взаимодействие по этому вопросу с Центробанком координирует также Правительство РФ.

В функционал органов валютного контроля входит:

  • издание нормативных актов;
  • контроль над исполнением положений законодательства;
  • надзор в сфере валютных операций;
  • проведение соответствующих проверок.

В свою очередь, обязанность контроля над резидентами и нерезидентами РФ, которые кредитными или финансовыми организациями не являются, ложится на агентов валютного контроля — так принято называть банки, обладающие соответствующими полномочиями и подчиняющиеся ЦБ РФ. Однако агентами могут быть и некоторые другие организации, среди которых Федеральная налоговая служба и «Внешэкономбанк». Агенты валютного контроля ведут и регулируют на территории РФ любые валютные операции с оформлением всех требуемых документов.

При осуществлении валютного контроля должно исключаться неоправданное вмешательство в операции государства и при этом обеспечиваться единство системы валютного урегулирования и контроля. Права любых участников валютных сделок защищены на государственном уровне.

Важно!

Согласно статье 15.25 КоАП РФ, нарушение валютного законодательства чревато для компаний последствиями в виде наложения крупных штрафов.

Этапы валютного контроля

Предполагается, что компания, ведущая расчеты в валюте, по умолчанию заранее открыла валютный счет, в противном случае для начала потребуется его открыть. На обычных рублевых счетах операции в иностранной валюте не производятся. Если валютный счет открывается в том же банке, где уже открыт счет в российских рублях (а обычно так и происходит), то потребуется всего лишь подать заявление, поскольку банк может использовать ранее предоставленные документы.

При открытии первого счета в большинстве случаев от клиента потребуют:

  • заявление по форме банка;
  • учредительные документы;
  • документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке с образцами подписей и оттиска печатей;
  • копии паспортов лиц, которые будут распоряжаться денежными средствами по счету.

После необходимых формальностей валютный счет будет открыт, и с этого момента компания при каждом поступлении на него средств должна добровольно проходить валютный контроль, иначе пользоваться деньгами на счете будет просто невозможно.

Читайте так же:  Выплата дивидендов государству

Процедура валютного контроля с учетом внесенных в 2018 году изменений стала выглядеть для ее участников несколько проще. В первую очередь это касается тех компаний, которые проводят сделки с относительно небольшими суммами — до 200 000 рублей. В таком случае организации достаточно только сообщить код валютной операции банку, отметив его в специальной форме. В большинстве банков валютный контроль ведется в электронном виде, так что эту форму можно найти на сайте. В некоторых случаях банк может запросить у компании дополнительные документы по конкретному валютному переводу.

Если сумма контракта окажется больше 200 000 рублей, то придется направить в банк целый пакет документов (о них мы поговорим позже) или поставить контракт на учет — это следующий этап валютного контроля. В его ходе банк откроет специальную ведомость банковского контроля, внесет в нее контракт, присвоит ему индивидуальный номер и направит этот номер клиенту. По новым правилам постановка контракта на учет должна осуществляться банком за один рабочий день, все эти процедуры производятся в электронном виде.

После присвоения сделке номера и после ее проведения, компания обязана предоставить в банк справку о подтверждающих документах и сам пакет подтверждающих документов, которые необходимо подать в банк, в течение определенного времени:

  • не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором на документах, используемых в качестве таможенной декларации, проставлена отметка о дате их выпуска;
  • или не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.

Обычно такая справка также подается в электронном виде, ее проверку банк выполняет в течение трех рабочих дней, а затем снова направляет клиенту. Если же в подтверждающие документы вносились изменения, справку придется заполнить заново и в течение 15 дней со всеми нужными корректировками отправить в банк.

Заключительный шаг — подготовка отчетности и отражение информации о сделке в отчетных документах.

Какие документы нужно подавать в банк для контроля

С 2018 года пакет документов, которые необходимо предоставлять в банк для валютного контроля, также значительно изменился.

Во-первых , был отменен такой важный документ. как паспорт сделки, на оформление которого ранее требовалось не менее трех дней. С 2018 года организациям при совершении сделок в валюте необходимо только поставить контракт на учет. Это делается в двух случаях:

  1. если сумма контракта по экспорту составляет более шести млн рублей или эквивалентную сумму в валюте;
  2. если сумма контракта по импорту составляет более трех млн рублей или эквивалентную сумму в валюте.

Если сумма контракта не достигает 200 000 рублей, то такой контракт на учет не ставится. Если же она превышает 200 000 рублей, но при этом ее размер менее шести млн рублей для импорта или трех млн рублей для экспорта, то также можно обойтись без постановки на учет, однако потребуется предоставить банку дополнительные документы, объясняющие сделку, — сам контракт, счета, накладные и так далее.

Во-вторых , в банк больше не нужно направлять справку о валютных операциях. При совершении сделки на сумму, превышающую 100 000 долларов, до 2018 года в банк необходимо было подавать документы, подтверждающие необходимость осуществления такой сделки. Теперь при выполнении сделки на крупную сумму достаточно оформить и направить в банк только справку о подтверждающих документах, являющуюся основным отчетным документом для компаний. В банках таким документом, согласно новой инструкции, является ведомость банковского контроля.

Сами подтверждающие документы, список которых определяется особенностями проведения валютной операции, необходимо подавать одновременно со справкой. Например, при импорте или экспорте в качестве возможного подтверждающего документа предоставляется таможенная декларация и прочие товаросопроводительные, коммерческие или перевозочные документы.

Счета-фактуры, акты приема-передачи и прочие бумаги подаются в банк при расчетах за выполненные работы или услуги. Заполняется и подается справка обычно через банк-клиент или интернет-банк.

Согласно инструкции, компания может заключить с обслуживающим организацию банком соглашение, по которому обязанность по оформлению справки будет возложена на этот банк. В таком случае достаточно направить ему только необходимые документы и соответствующее заявление.

Агентам валютного контроля законодательство также разрешает требовать у компании дополнительные документы, касающиеся проведения валютных операций. Однако, в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, агенты валютного контроля вправе требовать предоставления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой операции. Все они не являются обязательными при каждой сделке и направляются в банк только по особому запросу.

Услуги банка, осуществляющего валютный контроль

За помощью при совершении валютных операций клиент может обратиться в банк-агент валютного контроля. Одной из таких кредитных организаций является «ЮниКредит Банк», работающий с 1989 года и выполняющий функции агента в полном соответствии с требованиями отечественного валютного законодательства. При этом он является крупнейшим российским банком с иностранным капиталом и находится на одной из лидирующих позиций на рынке корпоративных услуг.

Своим клиентам «ЮниКредит Банк» готов оказать следующие услуги в области валютного контроля:

  1. Консультации по вопросам валютного законодательства РФ.
  2. Анализ контрактов на их соответствие требованиям законодательства, содействие в подготовке новых контрактов.
  3. Консультирование по проведению валютных операций с применением различных форм расчета, включая аккредитивную, инкассовую, а также расчет путем банковского перевода.
  4. Консультирование по поводу изменений в валютном законодательстве, разъяснение специфики его применения на практике.
  5. Общее осуществление валютного контроля: помощь в составлении документов, постановка контрактов на учет, оформление справки о подтверждающих документах и прочее.

Тарифы на услуги кредитной организации можно узнать на сайте.

Видео (кликните для воспроизведения).

P. S. В 2018 году «ЮниКредит Банк» занял восьмое место по объему активов в рейтинге «Интерфакс-100». Финансово-кредитная организация имеет Генеральную лицензию на осуществление банковской деятельности №1 Банка России.

Источники

Регламент взаимодействия с отделом валютного контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here