Роль земельного налога

Роль земельного налога

Библиографическая ссылка на статью:
Белоусова С.Н., Сысоева А.Ю. Земельный налог и его фискальная функция // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/09/9738 (дата обращения: 07.02.2019).

Одна из важнейших целей государственной политики в области создания условий устойчивого экономического развития – вовлечение в экономический оборот земельных ресурсов и одновременное повышение эффективности их использовании.

В настоящее время роль земельного налога в бюджетной системе РФ невелика – от 1% до 7% всех налоговых доходов консолидированного бюджета субъектов РФ, поэтому на местном уровне стремятся увеличить поступления земельного налога путем роста его собираемости и оптимизации схемы налогообложения [2, с.75].

В таблице 1 нами рассмотрена структура начислений земельного налога в РФ юридическим лицам.

Таблица 1 – Структура начислений земельного налога в Российской Федерации по юридическим лицам

Показатели

Темп роста, 2013/2011

1. Количество налогоплательщиков, которым исчислен налог к уплате, тыс. единиц 2. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, млн. руб. 3. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет в расчете на одного налогоплательщика, тыс.руб. 4. Количество налогоплательщиков, применяющих льготу, тыс. единиц 5. Сумма налога, не поступившая в бюджет, в связи с предоставлением налогоплательщику льгот по налогу, млн. руб., в том числе: 5.1 по льготам, установленным нормативно-правовыми актами представительных органов МО 6. Сумма налога, не поступившая в бюджет, в расчете на одного налогоплательщика, тыс. руб.

Данные таблицы 1 отражают рост налогоплательщиков – юридических лиц на 17% в 2013г. по сравнению с 2011г., также увеличивается и сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет на 16%. Наряду с ростом сумм земельного налога наблюдается незначительная тенденция снижения суммы земельного налога в расчете на 1 налогоплательщика на 0,7 тыс.руб., с 246,4 тыс.руб. в 2011г. до 245,7 тыс.руб. в 2013г.

Количество налогоплательщиков, применяющих налоговые льготы по земельному налогу в исследуемом периоде снижается с 87,4 тыс. единиц в 2011г. до 80,6 тыс.руб. в 2013г. Однако сумма налога, не поступившая в бюджет в расчете на одного льготника увеличилась с 572,4 тыс.руб. в 2011г. до 585,8 тыс.руб. в 2013г., что наглядно отражено на рисунке 1.

Рисунок 1 – Динамика поступивших и не поступивших сумм земельного налога в расчете на одно юридическое лицо

Проведенный анализ показал, что в исследуемом периоде в целом по РФ, сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет была практически в 2 раза меньше суммы налога, не поступившей в бюджет в связи с предоставлением налоговых льгот.

При рассмотрении льгот, установленных федеральным законодательством и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований видно, что основная их доля установлена на местном уровне.

В таблице 2 отражена структура начислений земельного налога в России по физическим лицам.

Таблица 2 – Структура начислений земельного налога в Российской Федерации по физическим лицам

Показатели

Темп роста, 2013/

1. Количество налогоплательщиков, которым исчислен налог к уплате, тыс. единиц 2. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, млн. руб. 3. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет в расчете на одного налогоплательщика, руб. 4. Количество налогоплательщиков, применяющих льготу, тыс. единиц 5. Сумма налога, не поступившая в бюджет, в связи с предоставлением налогоплательщику льгот по налогу, млн. руб., в том числе: 5.1 по льготам, установленным нормативно-правовыми актами представительных органов МО 6. Сумма налога, не поступившая в бюджет, в расчете на одного налогоплательщика, руб.

Количество налогоплательщиков физических лиц за период исследования увеличивается на 12%, с 27,4 млн. в 2011г. до 30,6 млн. в 2013г.

Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет увеличивается на 46%, с 19,4 млрд.руб. в 2011г. до 28,5 млрд.руб. в 2013г., сумма налога приходящаяся на одного налогоплательщика увеличилась на 30%. Соотношение сумм земельного налога , подлежащего уплате в бюджет и сумм не поступивших в бюджет в расчете на одно физическое лицо представлено на рисунке 2.

Рисунок 2 – Динамика поступивших и не поступивших сумм земельного налога в расчете на одно физическое лицо

Проведенный анализ по физическим лицам показал, что в исследуемом периоде сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет, была значительно больше суммы не поступившего налога в расчете на одного налогоплательщика.

На наш взгляд в России необходимо провести мониторинг налоговых льгот по земельному налогу в отношении организаций, поскольку по ним земельный налог не выполняет фискальную функцию. В России не существует единой, научно обоснованной методики оценки эффективности налоговых льгот. Муниципальные образования активно формируют свои системы оценки эффективности налоговых льгот, которые имеют существенные различия, зачастую носят декларативный характер и не обеспечивают точность оценки

При этом в основном используется оценка бюджетной и социальной эффективности. Бюджетная эффективность определяет влияние налоговой льготы на бюджет муниципального образования. Под социальной эффективностью понимаются последствия налоговой льготы, выраженные через социальную значимость деятельности налогоплательщиков для общества. [1,с.192]

Основные резервы роста доходов для му­ниципальных образований РФ по земельному налогу на наш взгляд лежат в пересмотре ряда льгот и в совершенствовании механизмов налогового администрирования.

Необходимость введения земельного налога, его роль и значение

Земельный налог был введен в налоговой системе РФ Законом РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю» в форме платы за землю. Введение платы за зем­лю преследовало несколько целей: 1) стимулирование ра­ционального использования, охраны и освоения земель; 2) повышение плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества; 3) формирование специальных фондов финанси­рования указанных мероприятий.

Читайте так же:  Подать документы на налоговый вычет по ипотеке

Плательщики налога, объект обложения

Налогоплательщикамиземельного налога являются организации и физические лица, обладающие земельны­ми участками на праве собственности, праве постоянного пользования или на праве пожизненного наследуемого вла­дения.

Соответственно не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в части тех земельных участков, которые находятся у них на праве срочного поль­зования или по договору аренды.

Исходя из названия налога видно, что объектом нало­гообложенияявляются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования.

Одновременно НК РФ установлен закрытый перечень земельных участков, которые не могут быть объектом нало­гообложения.К ним относятся земельные участки, изъятые из оборота, в частности земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного и археологического на­следия РФ, включенными в Список всемирного наследия,

а также историко-культурными заповедниками. Земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны, безо­пасности и таможенных нужд, также не могут быть объектом налогообложения. Не признаются в качестве объектов нало­гообложения земельные участков в пределах лесного фонда, а также занятые находящимися в государственной собствен­ности водными объектами в составе водного фонда.

Налоговая база

Налоговая базапо земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков. Эта стоимость рассчитывается в отношении каждого земельного участка по состоянию на начало года. Кадастровая стоимость зе­мельных участков по состоянию на 1 января календарно­го года доводится до сведения всех налогоплательщиков не позднее 1 марта.

Если земельный участок находится на территории не­скольких муниципальных образований, то налоговая база определяется по каждому муниципальному образованию. При этом налоговая база устанавливается по каждому участку как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорционально доле соответствующего земель­ного участка.

В случае, если право на земельный участок имеют не­сколько лиц, то налоговая база должна определяться от­дельно в отношении долей каждого лица в праве общей собственности на земельный участок. Такой же порядок определения налоговой базы применяется в том случае, когда на один участок земли установлены различные нало­говые ставки.

Налогоплательщики-организации обязаны определять налоговую базу самостоятельно на основе сведений госу­дарственного земельного кадастра.

Налогоплательщики — физические лица, являющие­ся индивидуальными предпринимателями, должны также определять налоговую базу самостоятельно по тем земель­ным участкам, которые используются ими в предпринима­тельской деятельности. Определение налоговой базы производится ими также на основе сведений государственного земельного кадастра.

Для каждого налогоплательщика, являющегося физиче­ским лицом, налоговая база должна устанавливаться налоговыми органами, на основе сведении, полученных от сле­дующих органов:

1) осуществляющих ведение государственного кадастра недвижимости. Указанные органы обязаны сообщать в на­логовые органы сведения о земельных участках по состоя­нию на 1 января ежегодно до 1 февраля;

2) осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Указанные органы обязаны со­общать о земельных участках и их владельцах в течение 10 дней после их регистрации;

3) муниципальных образований. Органы муниципаль­ных образований обязаны сообщать в налоговые органы сведения о земельных участках по состоянию на 1 января ежегодно до 1 февраля.

Для отдельных категорий налогоплательщиков НК РФ предусмотрен налоговый вычет — уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму в размере 10 тыс. руб. на одного налогоплательщика.

В частности, право на такой вычет имеют Герои Со­ветского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также ветераны и инвалиды бое­вых действий. Право на вычеты получили также инвалиды, а также лица, подвергшиеся воздействию радиации вслед­ствие катастроф, аварий и ядерных испытаний.

Уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму производится на основе соответствующих докумен­тов. В том случае, когда размер не облагаемой налогом сум­мы превышает размер налоговой базы, налоговая база при­нимается равной нулю.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10797 — | 8079 — или читать все.

Земельный налог. Экономическое содержание

Экономическое содержание. Использование земли в Российской Федерации является платным. Существуют следующие формы платы за землю: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.

Земельный налог – местный налог. Целями введения платы за землю являются стимулирование рационального использования, охрана и освоения земель, повышение плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населённых пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий.

Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчёте на год.

Собственники земли и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.

За землю, переданную в аренду, взимается арендная плата.

Законодательная база. Глава 31 Налогового кодекса РФ «Земельный налог», Закон «О плате за землю», Приказ Министерства Финансов РФ «Об утверждении нормы налогового расчёта по авансовым платежам по земельному налогу и рекомендаций по её заполнению».

Налогоплательщики. Плательщиками земельного налога и арендной платы являются организации, предприятия и учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и лица без гражданства, которым на российской территории предоставлена земля в собственность, владение, пользование или аренду.

Объект налогообложения. Объекты обложения земельным налогом и взимания арендной платы – земельные участки, предоставленные юридическим лицам и гражданам.

Налоговая база. Кадастровая стоимость земельных участков.

Ставки налога. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать:

1) 0,3% в отношении земельных участков:

— отнесённых к землям сельскохозяйственного назначения или зон сельскохозяйственного использования

— занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса ли предоставленных для жилищного строительства

— предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства

Читайте так же:  Что значит социальный налоговый вычет

2) 1,5% в отношении прочих земельных участков.

Порядок исчисления налога.

Земельный налог = Кадастровая стоимость земли ×Ставка налога

Налоговый период. Календарный год.

Сроки уплаты налога.

Юридические лица подают налоговые декларации не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Физические лица получают налоговое уведомление о подлежащей уплате суммы налога на землю и указанием срока его уплаты.

! Налогоплательщиками налога прибыль организаций признаются российские организации, иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.

! К доходам от реализации относится выручка от реализации.

! Обоснованные расходы – это экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

! Земля не подлежит амортизации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10370 — | 7652 — или читать все.

Земельный налог — что это такое? Определения, виды и характеристика

Приобретение земли становится причиной обретения не только ряда прав, но и группы обязанностей. Так, очень важной обязанностью собственника является выплата налога на имеющуюся территорию.

Здесь важно знать не только сумму ежегодно выплачиваемого налога, но особенности его исчисления. Какие виды выплат существуют, и как определить размер выплачиваемого налога?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-83 . Это быстро и бесплатно !

Что такое земельные налог, и виды существующих выплат?

Земельный налог является налогом, возлагаемым на владельца земельного участка. Использование земли в нашей стране — дело платное, и поэтому собственникам приходится отчислять определенные выплаты в казну.

Размер ставки земельного налога зависит от множества факторов, в том числе, и от площади земли, и от ее качества. Узнать точную сумму отчислений можно в соответствующих инстанциях.

Всего на территории РФ имеется три категории выплат, среди которых числятся как федеральные, так и местные налоги. К какому же виду относится земельный налог? Земельный налог относится к налогам региональным, местным прямого характера.

Также к числу региональных, местных налогов относится выплата на имущество, на игорный и транспортный бизнес. Размер самого налога регулируется Законом РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю». Как проводится уплата земельного налога физическими лицами — узнаете тут.

Именно эти законодательные пакты нужно внимательно изучить, если владельцу собственности кажется, что выплаты превышают необходимые размеры. В этих актах широко фиксируется положение владельца земельного участка, его права и обязанности, а также процесс расчета примерной величины ежегодной выплаты. Какие виды выплат за землю ныне существуют?

  1. Земельный налог.
  2. Арендная плата.
  3. Нормативная цена земли.

Если физическое или юридическое лицо являются собственниками определенного участка, то актуальным будет выплата налога. Если же территория пребывает в аренде, согласно Ст. 65 ЗК РФ владелец должен уплачивать арендную плату за землю.

К каким налогам какого вида относится земельный налог? Сам земельный налог относится к числу прямых выплат. Они налагаются на имущество человека или юридического лица, а также на его доходы. Подобные выплаты называются поимущественные налоги, и они вносятся непосредственно в казну.

Выплата косвенного налога на землю возможна в том случае, если человек продает свою недвижимость или отдает ее в наследование. В таком случае, косвенный налог выплачивается непосредственно государству, а не в казну.

Если же кадастровую стоимость определить не удается, в соответствии с п.13 ст. 3 ФЗ от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ, для выяснения размера арендной платы используется нормативная цена земли.

Само это понятие характеризует стоимость территории, исходя из его качественных показателей и местоположения, что помогает выяснить потенциальный доход за определенный срок окупаемости.

Содержание и единицы

Экономическая сущность земельного налога кроется в принудительном налогообложении, которое фиксируется в существующем законодательстве. Сама налоговая сумма выплачивается ежегодно и зависит от размера и площади единицы земельного налогообложения. То есть, размер выплаты никак не зависит от размера доходов владельца, и от прибыльности участка. Если вас интересует, в какой бюджет поступает земельный налог, жмите сюда.

Основанием для выплаты данной суммы становится документ, подтверждающий актуальность положения объекта в числе собственности физ.лиц. Согласно 5 закону №1738-1, на размер земельного налога влияет сразу несколько показателей:

  1. Состав угодий.
  2. Качество земли
  3. Площадь земли.
  4. Местоположение территории.

Размер налога для одинаковых по размерности территорий может быть совершенно разным. Если земля считается хорошей, богата природными ископаемыми и полезными веществами, ее кадастровая стоимость резко возрастает. Вместе с этим показателем растет и размер ежегодной налоговой выплаты.

Размер выплат может напрямую зависеть и от местоположения участка. Учитывая все эти показатели, владельцу недвижимости удастся выяснить размер выплаты за единицу земли.
Единицами (объектами) налогообложения являются совершенно разные земли. Итак, на какие же участки налагаются подобные выплаты?

  1. На территории, предоставляемые товариществами и иными организациями для ведения сельскохозяйственной деятельности.
  2. На территории, необходимые для ведения космических операций.
  3. На участки, которые предоставляются для фермерских работ.
  4. На территории, предоставляемые для ведения садоводства.
  5. Земли связи, промышленности и энергии.
  6. Земли, необходимые для организации отдыха, а также абсолютно любой туристской деятельности.
  7. Территории водного фонда и имеющегося в стране лесного хозяйства.

В Ст.131 ГК РФ оговаривается, что земельные выплаты должны происходить лишь после того, как собственник пройдет процедуру государственной регистрации недвижимости. Обычно при покупке недвижимости оговаривается и примерный размер ежегодных налоговых выплат.

Коротко о системе налогов в РФ

Все налоги, установленные в РФ, можно разделить на местные, региональные и федеральные.

Читайте так же:  Дарение между сестрами налог

Федеральными налогами называют налоговые платежи, которые установлены Налоговым кодексом. Они должны уплачиваться на всей территории России.

Региональные налоги устанавливаются главным налоговым документом и законами субъектов РФ. Эти платежи должны уплачиваться на территории субъекта РФ, установившего налог.

При установлении таких налогов законодательными органами госвласти субъектов РФ должны быть определены (если этого не установлено в НК):

  • порядок уплаты налогов;
  • ставка;
  • сроки уплаты.

По региональным налогам все другие элементы, в том числе и круг налогоплательщиков, определяются Налоговым кодексом.

Представительные органы каждого субъекта РФ уполномочены устанавливать особенности определения:

  • налоговых льгот;
  • порядка и оснований применения льгот;
  • налоговой базы.
Видео (кликните для воспроизведения).

Местными налогами называются налоги, которые устанавливаются Налоговым кодексом и муниципальными образованиями (нормативными правовыми актами их представительных органов). Такие налоги должны уплачиваться на территориях этих муниципалитетов.

Муниципальные образования уполномочены определить (если эти элементы не установлены НК) ставку налога, сроки и порядок его уплаты. Налогоплательщики местных налогов и другие элементы устанавливаются Налоговым кодексом.

Муниципальные образования вправе самостоятельно установить налоговые льготы, перечень оснований их применения и порядок их получения, а также особенный порядок определения базы налога.

Бюджетные учреждения

Все налоги бюджетная организация производит из поступивших на ее счет бюджетных средств. Налог уплачивается в полном объеме, если, конечно, местным или федеральным законом не предусмотрена льгота или полное освобождение организации от уплаты этого вида налога.

Льготы

Льготы по земельному налогу для бюджетных организаций федеральным законодательством не предусмотрены. Предоставление льгот относится в данном случае целиком к компетенции муниципалитетов и иных органов. Вводятся льготы:

  • на уровне республик, областей, краев законодательным актом, например, указом;
  • на уровне районного, городского, поселкового управления – нормативным, например, постановлением.

Льготы обычно предоставляются бюджетным учреждениям, работающим в социальной сфере. Школам, детским садам, спортклубам и тому подобное. Кто имеет право на получение подобной льготы, порядок ее получения, а так же перечень льготников всегда можно узнать на государственном портале того или иного региона в интернете. Там же вы можете получить исчерпывающую информацию по поводу того, должны ли пенсионеры платить земельный налог.

Освобождение

Федеральным законодательством от уплаты земельного налога освобождаются вузы, исследовательские и научные учреждения, недвижимость здравоохранения, культуры, спортивные организации, туристические и ряд других. С полным перечнем лиц, освобожденных от данного вида налога, можно ознакомиться в НК (гл.31, ст. 395) и ФЗ «О плате за землю» (ст.12).

Уровень бюджета

Пятьдесят процентов уплаченного земельного налога остается в бюджете местного органа. 30 процентов передается в федеральный бюджет, а 20 – в местный бюджет вышестоящего уровня.

Экономическая сущность земельного налога

Экономическая сущность налога на землю заключается в принудительном налогообложении, установленном действующим законодательством. Налог уплачивается каждый год, и его сумма зависит от площади и размера единицы земельного налогообложения. Это значит, что выплата не зависит от размера доходов собственника и прибыльности участка.

Пополнение государственного бюджета: земельный налог

Семье жить без денег, хоть и трудно, но все же возможно. Для организации хроническое безденежье означает банкротство и, как следствие, ликвидация предприятия. Хотя и не всегда. Для государства же отсутствие в казне денег — это его неспособность выполнять свои обязательства перед населением и сторонними странами.

В итоге — отказ в доверии государству со стороны общества, крах правительства и, возможно, самого государства и страны, как территориального и общественного образования.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-83 . Это быстро и бесплатно !

Поэтому государство кровно заинтересовано в постоянном притоке в казну денежных средств. Основным источником, из которого государство черпает нужные ему средства, являются налоги. Ниже речь пойдет об одном из видов налогов. А именно, о земельном налоге. Посмотрим, как он устанавливается и в какой бюджет перечисляется.

Налогоплательщики и характеристики земельного налога

Очень важно знать не только то, на какие земли налагаются налоговые выплаты, но и то, кто же считается налогоплательщиком. Итак, кто же имеет право выплачивать налоги за земельный участок?

  1. Субъекты, имеющие собственнические права на территории.
  2. Физ.лица, обладающие территориями на правах безвозмездного пользования.
  3. Собственники, имеющие возможность бессрочного владения посредством наследования или дарения.
  4. Арендаторы данной территории
  5. Обладатели сервитута, то есть права использования данной территории, полученного от владельца.

Все эти пункты широко обговариваются в П.3 Ст.5 Земельного кодекса РФ.

Налогоплательщиками могут выступать как физические, так и юридические лица. Физ.лицами признаются российские граждане, иностранцы, а также лица без гражданства, имеющие территории во владении в России.

Также налогоплательщиком может быть индивидуальный предприниматель, который не создает юридическую компанию для осуществления своей бизнес-деятельности. Тогда положение индивидуального предпринимателя должно быть зарегистрировано в соответствии с существующим гражданским кодексом РФ.

На самом деле, разобраться в нюансах налоговых выплат на землю не так уж и сложно. Для этого достаточно лишь ознакомиться с несколькими законодательными актами. И все же, в характеристике земельного налога остались некоторые нюансы, о которых следует рассказать.

Так, например, ставки для определения выплат строго отслеживаются и устанавливаются правовыми актами. Размер налоговой выплаты не должен превышать 1,5 % от кадастровой стоимости участка.

Важно и то, что территориями для наложения налогообложения не признаются те участки, где существуют памятники культуры, внесенные во Всемирное наследие, а также земли, ограниченные в обороте.

В Москве и Санкт-Петербурге размер налоговых выплат регулируется законами городов федерального значения. На территории всей остальной страны, размер налоговых ставок определяется нормативными актами органов муниципальных образований.

Читайте так же:  Имущественный вычет предел

Подробно изучив все законодательные акты, касающиеся выплат на землю, человеку удастся определить и размер налоговой ставки и сумму своих ежегодных выплат. С суммой выплат поможет определиться и информация о различных льготах по уплате земельного налога и льготах по земельному налогу для пенсионеров.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 938-46-83 (Москва)
Это быстро и бесплатно !

Земельный налог: федеральный, местный или региональный?

Все налоги, действующие на территории РФ, закреплены Налоговым кодексом. Один из них — налог на землю. Земельный налог является обязательным видом платежа для всех, кто имеет земельный участок. Исключения из этого правила, а также особенности этого платежа прописаны в главе 31 Налогового кодекса.

Для того, чтобы понять, в чем разница между местными, региональными и федеральными налогами, а также для того, чтобы ответить на вопрос, земельный налог — местный, или региональный, или федеральный, нужно рассмотреть каждую категорию отдельно.

Формирование местного бюджета

В России существует два вида бюджета: федеральный и местный. Федеральный бюджет мы отставим в сторону, остановимся на местном бюджете. Прежде чем говорить о роли земельного налога, нужно уяснить, как бюджет формируется.

Есть две части бюджета: доходная и расходная. Доходная часть его складывается из дотаций государства, взаиморасчетов, финансовой помощи, поддержке, а также собственных доходов.

К таким доходам относятся местные налоги, доли, закрепленные за территориальным бюджетом, от отчислений в федеральный бюджет, а так же в местный бюджет более высокого уровня, средства, которые получает бюджет от других видов деятельности. Например, предоставления в аренду объектов недвижимости, приватизации и т. д.

Понятно, что местный бюджет высокого уровня имеет больше источников для пополнения доходной части, чем бюджет нижестоящего уровня. Поэтому и земельный налог играет большую роль в доходной части бюджета низшего уровня, чем в бюджете более высокого. То есть для города земельный налог играет меньшую роль, чем для поселкового совета, где он может быть основным наполнителем бюджета. Более подробно о ставках земельного налога для физических лиц читайте тут.

Земельный налог — это какой налог?

В ст. 387 НК указано, что рассматриваемый налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами муниципальных образований (его представительных органов). Этими же документами этот платёж вводится в действие и регулируется порядок прекращения его действия. Налог должен уплачиваться на территориях этих муниципалитетов.

Отвечая на вопрос, земельный налог — это федеральный налог или региональный, можно однозначно ответить: ни тот, ни другой. Исходя из определения, приведённого выше, и согласно статье 15 НК земельный налог является местным налогом.

Этот платёж установлен непосредственно в отношении имущества налогоплательщика, которое служит основанием для налогообложения. Это значит, что земельный налог относится к категории налогов, которые принято называть прямыми.

  • городской округ;
  • городское или сельское поселение;
  • городской округ с внутригородским делением;
  • муниципальный район;
  • внутригородская территория города федерального значения;
  • внутригородской район.

Муниципальные образования

Данный вид налога относится к категории местных налогов. Государство только устанавливает общий порядок взыскания, предельную величину налоговой ставки, перечень льготников федерального значения.

Надо помнить, что этим видом налога облагаются не собственники земли, а сама земля. Начисляется налог, исходя из кадастровой стоимости, сложившейся в данный момент времени в том или ином территориальном образовании. То есть стоимость земли в регионах страны может быть разной. Где то больше, где то меньше.

Налог платится со всех участков, находящихся в обороте, имеющих кадастровый номер, принадлежащих юридическому, физическому лицу и расположенных на территории муниципалитета. Если, конечно, собственник не имеет льгот.

Право органа муниципального образования

Местные налоги, в том числе и земельный, вводится в действие непосредственно нормативным актом муниципального органа. Законодательством предоставлено право муниципалитетам, определять категории земли, устанавливать свои налоговые ставки, которые не должны превышать установленные государством величины, определять кадастровую стоимость участка, исходя из этого и сумму земельного налога.

Муниципалитет вводит в действие льготы, предоставленные государством некоторым категориям лиц, физических и юридических.

В какой бюджет поступает или куда идет?

Начнем с того, какие виды бюджета существуют в России и что такое земельный налог.

Законодательство нашей страны устанавливает два вида бюджета. Первый – федеральный бюджет. Это все расходы страны в целом, включая расходы на безопасность, выполнение социальных обязательств государства и т. д.

Второй – местный бюджет. Это расходы органов управления нижестоящих уровней, начиная с республик, краев, областей и заканчивая поселковыми советами.

Земельный налог – это плата за пользование участком земли. Налоговые выплаты являются обязательными и подлежат неукоснительному исполнению, а также являются составляющими доходов местных бюджетов.

Земля в России может находиться в общенародной собственности, принадлежать всему населению страны, в частной собственности, принадлежать отдельно взятому гражданину, коллективной, принадлежать коммерческой организации или общественному объединению.

Общенародная собственность находится в ведении государства, которое распоряжается ей от имени населения страны. Вся остальная собственность находится в ведении органов управления на местах. Поэтому земельный налог относится к местным налогам. Собственник земли обязан вносить его в бюджет того муниципалитета, на территории которого находится принадлежащий ему участок.

Он определяет, какие земельные участки подлежат налогообложению, а какие нет, кто именно уплачивает налог, устанавливает круг лиц, подлежащих освобождению от налога и снижению налогового бремени. Устанавливается так же и налоговая ставка для каждой из категории земель.

Местные органы своими актами вводят в действие федеральные нормы. При этом они вправе расширить перечень лиц, освобожденных или имеющих послабление. Сокращать его они не имеют права. Налоговая ставка может быть так же изменена, но только в сторону снижения. Больше о характеристиках основных элементов земельного налога читайте здесь.

Читайте так же:  Налоговая проверка по месту нахождения налогоплательщика

В какой бюджет зачисляется земельный налог

Бюджетный кодекс РФ установил, что земельный налог зачисляется по нормативу 100 процентов в бюджеты:

  • городских округов;
  • муниципальных районов;
  • городских поселений;
  • городских округов с внутригородским делением;
  • внутригородских районов;
  • сельских поселений.

Заключение

Земельный налог относится к категории местных налогов. Устанавливается, вводится в действие местными органами в соответствии с нормами федерального законодательства. Налог этого вида взымается со всех участков, находящихся в обороте, то есть состоящих на кадастровом учете.

Законодательством предусмотрено, что ряд лиц освобождается или получает льготы по уплате земельного налога.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 938-46-83 (Москва)
Это быстро и бесплатно !

Земельный налог

Определение

Земельный налог – это прямой налог, уплачиваемый в местный бюджет владельцами земельных участков. Сумма земельного налога определяется как произведение кадастровой стоимости земельных участков и ставки налога. Исчисление и уплата земельного налога регулируется главой 31 Налогового кодекса РФ и законами муниципальных образований.

Муниципальные образования устанавливают:

— действует ли налог на территории муниципального образования;

— ставки налога (в пределах, оговоренных Налоговым кодексом РФ);

— дополнительные налоговые льготы (в дополнение к предусмотренным Налоговым кодексом РФ);

— порядок и сроки представления документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы;

— наличие либо отсутствие отчетных периодов;

— порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей (с учетом ограничений, предусмотренных Налоговым кодексом РФ).

Объектом налогообложения являются земельный участки, расположенные на территории муниципального образования, в котором введен земельный налог, за исключением земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте, а также земельных участков из состава земель лесного фонда.

Плательщики земельного налога

Плательщиками земельного налога являются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, владеющие земельными участками, являющимися объектом налогообложения:

— на праве собственности;

— на праве пожизненного наследуемого владения;

— на праве постоянного бессрочного пользования.

Ставки земельного налога

Ставки земельного налога не могут превышать 0,3% и 1,5% в зависимости от категории земель.

Налоговый период

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами являются первый, второй и третий кварталы.

Особенности исчисления земельного налога

Налогоплательщики организации и индивидуальные предприниматели исчисляют сумму земельного налога самостоятельно, и представляют налоговую декларацию в налоговые органы по месту нахождения земельных участков.

Налогоплательщики физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого им налоговым органом.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Земельный налог. Экономическое содержание

Экономическое содержание. Использование земли в Российской Федерации является платным. Существуют следующие формы платы за землю: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.

Земельный налог – местный налог. Целями введения платы за землю являются стимулирование рационального использования, охрана и освоения земель, повышение плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населённых пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий.

Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчёте на год.

Собственники земли и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.

За землю, переданную в аренду, взимается арендная плата.

Законодательная база. Глава 31 Налогового кодекса РФ «Земельный налог», Закон «О плате за землю», Приказ Министерства Финансов РФ «Об утверждении нормы налогового расчёта по авансовым платежам по земельному налогу и рекомендаций по её заполнению».

Налогоплательщики. Плательщиками земельного налога и арендной платы являются организации, предприятия и учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и лица без гражданства, которым на российской территории предоставлена земля в собственность, владение, пользование или аренду.

Объект налогообложения. Объекты обложения земельным налогом и взимания арендной платы – земельные участки, предоставленные юридическим лицам и гражданам.

Налоговая база. Кадастровая стоимость земельных участков.

Ставки налога. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать:

1) 0,3% в отношении земельных участков:

— отнесённых к землям сельскохозяйственного назначения или зон сельскохозяйственного использования

— занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса ли предоставленных для жилищного строительства

— предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства

2) 1,5% в отношении прочих земельных участков.

Порядок исчисления налога.

Земельный налог = Кадастровая стоимость земли ×Ставка налога

Налоговый период. Календарный год.

Сроки уплаты налога.

Юридические лица подают налоговые декларации не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Физические лица получают налоговое уведомление о подлежащей уплате суммы налога на землю и указанием срока его уплаты.

! Налогоплательщиками налога прибыль организаций признаются российские организации, иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.

! К доходам от реализации относится выручка от реализации.

! Обоснованные расходы – это экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

! Земля не подлежит амортизации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео (кликните для воспроизведения).

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9762 — | 7581 — или читать все.

Источники

Роль земельного налога
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here