Штраф налоговый доход

Штраф налоговый доход

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Какая ответственность предусмотрена за неотражение организацией доходов, полученных посредством исполнения обязательства третьим лицом, в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения?

В силу пп. 3 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Обязанность налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее — УСН), вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее — Книга учета), установлена ст. 346.24 НК РФ. Форма и порядок (далее — Порядок) ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 22.10.2012 N 135н.

Организация, применяющая УСН, отражает в Книге учета все хозяйственные операции за отчетный (налоговый) период в хронологической последовательности на основе первичных документов позиционным способом. Причем налогоплательщики должны обеспечивать полноту, непрерывность и достоверность учета показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога (п. 1.1, п. 1.2 Порядка).

Как определено п. 2.4 Порядка, в графе 4 раздела I «Доходы и расходы» Книги учета отражаются доходы, учитываемые при определении налоговой базы согласно п. 1 ст. 346.15 НК РФ. При этом указывается, что порядок признания и учета доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, установлен п.п. 1, 3 и 5 ст. 346.17, п.п. 1-5, 8 ст. 346.18, п. 1 ст. 346.25 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 346.17 НК РФ датой получения доходов у лиц, применяющих УСН, признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод) (смотрите также письмо Минфина России от 07.10.2013 N 03-11-11/41441).

Таким образом, каждый получаемый налогоплательщиком доход, признаваемый таковым в соответствии с нормами главы 26.2 НК РФ, должен быть отражен в Книге учета на дату погашения задолженности налогоплательщику как в денежной форме, так и в натуральной форме или иным способом, например, посредством исполнения обязательства третьим лицом или зачетом встречных однородных требований (ст.ст. 313, 407, 408, 410 ГК РФ).

Согласно п. 5 ст. 23 НК РФ за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Так, грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 120 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 10 000 рублей (п. 1 ст. 120 НК РФ). Если же указанные деяния повлекли занижение налоговой базы, то с организации может быть взыскан штраф в размере 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей (п. 3 ст. 120 НК РФ).

При этом под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей ст. 120 НК РФ понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Из буквального прочтения приведенной нормы можно предположить, что разовое неотражение дохода в Книге учета не является грубым нарушением правил учета доходов и расходов, ответственность за которое установлено ст. 120 НК РФ.

Вместе с тем в рассматриваемой ситуации следует учитывать, повлекло ли неотражение дохода в Книге учета какие-либо иные налоговые последствия.

Так, если доход не был учтен при определении размера налоговой базы по УСН, что повлекло неуплату или неполную уплату налога, то с организации может быть взыскан штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога (п. 1 ст. 122 НК РФ).

Кроме того, в случае, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и пп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, превысили 60 000 000 рублей, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

То есть с начала того квартала, в котором было допущено превышение предельной величины доходов для целей применения УСН, организация обязана исчислять и уплачивать налог на прибыль организаций, НДС и налог на имущество организаций (п. 2 ст. 44, п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Если организацией не был своевременно учтен доход, влияющий на величину предельного размера дохода, ограничивающего право налогоплательщика на применение УСН, вследствие чего организация не выполняла обязанности налогоплательщика по иным налогам, то к ней могут быть применены следующие санкции, предусмотренные нормами НК РФ:

Статья 119 НК РФ. Непредставление в установленный срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 рублей.

Статья 120 НК РФ. Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, влечет взыскание штрафа в размере 10 000 рублей. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере 30 000 рублей. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей.

Статья 122 НК РФ. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), влекут взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога. Те же деяния, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40% от неуплаченной суммы налога.

Причем приведенные санкции могут быть применены в отношении каждого из налогов (налога на прибыль, налога на имущество, НДС), плательщиком которых признается организация после утраты права на применение УСН, и взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой (п. 5 ст. 114 НК РФ).

При этом на основании п. 5 ст. 108 НК РФ привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает её от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налогов и пени.

Читайте так же:  Налоговый вычет за двоих несовершеннолетних детей

Кроме того, привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ (п. 4 ст. 108 НК РФ).

В частности, нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 рублей (ст. 15.5 КоАП РФ).

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:

— Энциклопедия решений. Ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ);

— Энциклопедия решений. Соотношение ответственности по ст. 120 и ст. 122 НК РФ.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ответ прошел контроль качества

6 ноября 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Налоговый учет доходов в виде штрафов, пеней и иных санкций

«Новое в бухгалтерском учете и отчетности», 2007, N 15

Законодательство о налогах и сборах содержит немало положений, вызывающих дискуссии при их практическом применении. За нарушение договорных обязательств в соответствии со ст. 330 ГК РФ стороны могут предусмотреть уплату должником кредитору неустойки (штрафа, пеней). Порядок налогового учета доходов в виде штрафных санкций установлен п. 3 ст. 250 НК РФ. Как показывает анализ писем контролирующих органов и судебных решений, применение этой нормы вызывает немало разночтений и налоговых споров.

Согласно п. 3 ст. 250 НК РФ к внереализационным доходам налогоплательщика относятся доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате им на основании вступившего в законную силу решения суда штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.

Теперь обратимся к нормам гражданского права. Понятие неустойки дано в ст. 330 ГК РФ. Согласно п. 1 данной статьи неустойкой (штрафом, пенями) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков. Неустойка и убытки могут быть уплачены (возмещены) добровольно либо взысканы в судебном порядке (ст. 15 ГК РФ).

Арбитражные суды приходят к выводу об обязанности налогоплательщика включать суммы возмещения убытков (ущерба) в состав внереализационных доходов лишь в случае признания их должником либо вступления в законную силу соответствующего решения суда (Постановление ФАС Московского округа от 15, 22 января 2007 г. по делу N КА-А40/13297-06-П). Если налогоплательщик не реализовал право требования уплаты санкций к должнику, должник не совершал действий, свидетельствующих о признании суммы штрафа и готовности его уплатить, и вступившего в законную силу решения суда о взыскании суммы штрафа нет, то у налогоплательщика отсутствует внереализационный доход. Договор не может служить фактом признания долга и нарушения обязательств, поскольку должны быть доказательства фактического признания должником размера неустойки (см. Постановление ФАС Московского округа от 28, 22 ноября 2005 г. по делу N КА-А40/11772-05).

Пример 1. Инспекция провела выездную проверку и вынесла решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, выразившегося в невключении обществом в доход сумм неустойки по договорам займа, и о доначислении налога на прибыль. Общество не согласилось с вынесенным решением и обратилось в арбитражный суд, который поддержал налогоплательщика.

Суд признал, что у проверяющих не было оснований для исчисления и включения в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль неустойки. Как видно из материалов дела, общество, использовавшее метод начисления, не предъявляло заемщикам требования об уплате санкций за нарушение сроков возврата займов. Налоговый орган не представил ни доказательств признания заемщиками своей обязанности по уплате обществу каких-либо санкций по договорам займа, ни судебных актов о взыскании в пользу налогоплательщика пеней за нарушение сроков возврата заемных средств.

Суд отметил, что в проверяемом периоде у общества отсутствовали доходы в виде признанных заемщиками или подлежащих уплате на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договоров займа. Заключенные же налогоплательщиком договоры не содержат конкретных условий об ответственности заемщика за нарушение сроков возврата займа.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 3 июля 2006 г. по делу N Ф04-7697/2005(24094-А27-26))

Рассмотренный в примере случай не единичный. Так, в Постановлении от 7 сентября 2006 г. по делу N А65-23361/2005-СА1-19 ФАС Поволжского округа отметил, что начисление доходов в соответствии с условиями заключенных договоров еще не означает определенности в их получении, поскольку штрафы, пени и (или) иные санкции за нарушение договорных обязательств могут быть не признаны должником, а их размер может быть уменьшен арбитражным судом на основании ст. 333 ГК РФ.

Порядок признания доходов при методе начисления установлен в ст. 271 НК РФ. Как следует из пп. 4 п. 4 указанной статьи, для внереализационных доходов в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм возмещения убытков (ущерба) датой получения дохода признается дата признания должником либо дата вступления в законную силу решения суда. Данную норму следует применять с учетом ст. 317 НК РФ, согласно которой при определении таких внереализационных доходов налогоплательщики, использующие метод начисления, отражают причитающиеся суммы в соответствии с условиями договора.

Если в договоре не установлен размер штрафных санкций (возмещения убытков), налогоплательщик-получатель не обязан начислять внереализационные доходы по этому виду доходов. При взыскании долга в судебном порядке такая обязанность у налогоплательщика возникает на основании решения суда. Минфин России в Письме от 21 января 2005 г. N 03-03-01-04/1/21 отметил, что для целей налогообложения сумма присужденных штрафов, пеней или иных санкций за нарушение договорных обязательств учитывается в составе внереализационных доходов, увеличивающих налоговую базу при исчислении налога на прибыль. Если условиями договора предусмотрены размер штрафов и порядок их расчета, при применении метода начисления такие доходы определяются в соответствии с условиями договора и относятся в состав внереализационных доходов в день признания должником обязанности уплатить эти штрафы (Письмо Минфина России от 6 июля 2005 г. N 03-03-04/1/63).

В одном из своих Писем финансовое ведомство указало, что, если налогоплательщик направил в адрес должника требование об уплате штрафных санкций и не получил от него отказа в их признании, суммы штрафов включаются в состав внереализационных доходов (Письмо Минфина России от 20 июня 2005 г. N 03-03-04/2/5). Этот вывод небесспорен. Ведь то, что возражение должника не получено, вовсе не означает, что он признает штраф и готов его уплатить. Не исключено, что кредитору придется взыскивать санкции в судебном порядке, а раз так, то говорить о получении налогоплательщиком дохода в подобной ситуации преждевременно.

Пример 2. Инспекция провела выездную проверку ОАО и вынесла решение о привлечении общества к налоговой ответственности в виде штрафа за нарушение, выразившееся в занижении внереализационных доходов на величину признанных должниками штрафов, пеней за нарушение договорных обязательств. Общество не согласилось с таким подходом и обратилось в арбитражный суд, который удовлетворил его требования.

Читайте так же:  Получение имущественного налогового вычета пенсионерам

Налоговый орган установил, что ряд покупателей оплатили поставленную продукцию с нарушением сроков, установленных договором, и самостоятельно начислил обществу пени. По мнению проверяющих, факт подписания покупателем договора, содержащего условие об ответственности за просрочку, свидетельствует о признании стороной штрафных санкций. Однако суд указал, что подписание договора лишь допускает возможность применения штрафов, но не может рассматриваться как их признание.

(Постановление ФАС Поволжского округа от 26 октября 2004 г. по делу N А55-933/2004-11)

Штраф за неуплату НДФЛ

Обязанность по уплате НДФЛ может лежать на самом налогоплательщике – физическом лице, в том числе ИП, либо на налоговом агенте, выплачивающем облагаемые НДФЛ доходы физлицам (п. 1 ст. 227, п. 2 ст. 214, п. 1 ст. 228, п. 1 ст. 226 НК РФ). За неуплату налога или несвоевременную уплату предусмотрены штрафы.

Штраф за неуплату НДФЛ налоговым агентом

По общему правилу если налоговый агент не удержит и/или не перечислит НДФЛ с дохода налогоплательщика, либо не полностью удержит и/или не полностью перечислит налог, то с налогового агента может быть взыскан штраф в размере 20% от суммы, которая необходимо было удержать/перечислить в бюджет (ст. 123 НК РФ). Правда, только в том случае, когда у агента была возможность удержать НДФЛ из доходов физлица. Ведь если гражданину был выплачен доход, к примеру, только в натуральной форме, то удержать с него налог нельзя (п. 4, 5 ст. 226 НК РФ, п. 21 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57). И в такой ситуации штраф к налоговому агенту неприменим.

Штрафа можно при неудержании/неперечислении можно избежать при соблюдении следующих условий (п.2 ст.123 НК РФ):

  • расчет по НДФЛ представлен в ИФНС своевременно;
  • в расчете отсутствуют факты неотражения или неполноты отражения сведений и (или) ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет;
  • налоговым агентом самостоятельно уплачены сумма налога, не перечисленная в срок, и пени до того момента, когда агенту стало известно об обнаружении ИФНС факта несвоевременного перечисления НДФЛ или о назначении выездной налоговой проверки по этому налогу за соответствующий налоговый период.

В некоторых случаях налоговики пытаются взыскать с налогового агента помимо штрафа еще недоимку и пени.

Ситуация Что могут взыскать с агента кроме штрафа
Налоговый агент не удержал НДФЛ из доходов физлица Ничего. Недоимка не может быть взыскана, поскольку уплата НДФЛ за счет средств налогового агента не допустима (п. 9 ст. 226 НК РФ). А если нельзя взыскать недоимку, то пени по НДФЛ начислять тоже нет оснований (Письмо ФНС от 04.08.2015 № ЕД-4-2/13600 ) Налоговый агент удержал НДФЛ из доходов физлица, но не перечислил его в бюджет — недоимку;
— пени (п. 1, 7 ст. 75, п. 5 ст. 108 НК РФ)

В какой срок нужно уложиться с переводом НДФЛ в бюджет налогоплательщику в 2019 году

При ведении предпринимательской деятельности, частной практики, организации адвокатского кабинета либо получении физическим лицом дохода, с которого налоговый агент НДФЛ не удерживает, физлицо (в статусе и без статуса ИП) обязано сдать декларацию 3-НДФЛ и при наличии подоходного налога к уплате перечислить его в бюджет. Для каждого из обозначенных действий законодательством предусмотрены определенные сроки:

  1. Отчитаться по форме 3-НДФЛ нужно не позднее 30 апреля года, следующего за годом получения дохода.

Обратите внимание! Если декларация подается на вычеты, то сроки представления для нее не устанавливаются, т. е. она может быть отправлена в налоговую инспекцию и позже указанной даты.

  1. Погасить задолженность перед бюджетом необходимо до 15 июля года, следующего за отчетным.

В 2019 году обе даты выпадают на рабочие дни. В связи с этим никаких переносов не предусматривается.

О том, какой штраф за несвоевременную уплату НДФЛ накладывается на налогоплательщика и как последний будет наказан за непредставление декларации, расскажем в следующем разделе.

Налоговая ответственность гражданина

С шестнадцатилетнего возраста физическое лицо может привлекаться к надлежащей ответственности за правонарушения, совершенные в налоговой сфере (пункт 2 статьи 107 НК). Разновидности таких правонарушений и возможные наказания за их совершение регламентируются главой 16 НК:

Вышеперечисленные правонарушения приводят к неуплате налогов в той или иной форме:

  • сокрытие полученных доходов, иных объектов налогообложения;
  • незаконное уменьшение базы налогообложения;
  • несоблюдение сроков оплаты (налоги вовремя не перечисляются в бюджет);
  • манипуляции с отчетностью, учетом (минимизируются обязательства);
  • прямое уклонение от внесения обязательных платежей.

Штраф за неуплату НДФЛ самим налогоплательщиком

Налогоплательщики – физические лица, которые не являются ИП, должны самостоятельно уплачивать НДФЛ с определенных видов доходов, например, полученных при продаже имущества (пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ). Физлица, которые являются ИП, в течение года должны уплачивать авансовые платежи, а по окончании года также уплатить сумму налога (п. 6, 9 ст. 227 НК РФ).

За неуплату или неполную уплату налога, возникшую в результате занижения налоговой базы, на физлицо может быть наложен штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога или 40% при совершении деяния умышленно (п. 1, 3 ст. 122 НК РФ). Занижение базы может возникнуть, например, если вы покажете в декларации по НДФЛ вычеты, которые на самом деле не имели права применять. Или задекларируете доход в меньшей сумме.

А вот штрафа за несвоевременную уплату НДФЛ не будет (п. 19 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57). Хотя пени по НДФЛ за просрочку начислят (ст. 75 НК РФ).

Также нельзя наложить штраф на ИП за неуплату авансовых платежей. При этом пени по НДФЛ за несвоевременную уплату авансов налоговики начислят (п. 3 ст. 58 НК РФ).

Штраф за несвоевременную уплату НДФЛ

Итоги

Неуплата или несвоевременная уплата НДФЛ грозит штрафом как самому физическому лицу, так и налоговому агенту. Штраф налагается на лицо, совершившее налоговое правонарушение. Однако смягчить наказание можно путем направления налоговикам ходатайства о снижении суммы штрафа с указанием веских причин, приведших к просрочке платежа.

Налоговые доходы

Ст.41 БК – это доходы от федеральных налогов и сборов, в т.ч. от налогов предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов, а также пеней и штрафов, взимаемых за нарушение налогового законодательства.

Таким образом, налоговые доходы – это все налоги и налоговые сборы, а также пенни и штрафы, предусмотренные налоговым законодательством.

Критерий определения дохода в качестве налогового формальный – платеж предусмотрен налоговым законодательством.

Была некая дискуссия в отношении пенни. Здесь можно вспомнить П КС 1996 №20-П – пенни – способ обеспечения уплаты налогов, это дополнительный компенсационный платеж, который имеет сходную правовую природу с налоговым платежом.

А по поводу штрафов, предусмотренных НК? Все остальные штрафы отнесены к неналоговым доходам. Есть мнения, что штрафы – это санкция, которая взыскивается за нарушение законодательства, поэтому логичнее их было бы отнести к неналоговым доходам. Но в ст.41 закреплено правило о том, что налоговый штраф следует судьбе налога. Можно попытаться отстоять вышеназванную позицию, но справедливо это будет не ко всем штрафам, предусмотренным НЗ.

Читайте так же:  Досудебное урегулирование налоговых споров управления

Штраф – это основная санкция в НК за нарушение НЗ.

В рамках нарушения НЗ 2 категории нарушений:

Напрямую связано с исполнением обязанности по уплате налогов, например, неуплата налогов, удержание налоговым агентом налога.

Пример, непредоставление документа по запросу налогового органа.

Применительно к этим двум категориям санкция в виде штрафа формулируется по-разному. Применительно к имущественным правонарушениям зачастую штраф устанавливается не в твердой денежной сумме, а в % от суммы, например, неуплаты налога. В теории говорят о специфической налоговой ответственности, отличающейся от административной ответственности. Специфика в том, что бюджет несет определенные имущественные потери. Спецификой санкции в данном правонарушении становится то, что она имеет компенсационно-карательный характер, а не только карательный (как в АП). Поэтому применительно к штрафам за имущественные нарушения есть основания говорить о сходстве с налоговыми доходами.

Штрафы за организационные правонарушения ничем не отличаются от штрафов уплачиваемых за административные правонарушения. Поэтому обособление этих штрафов и включение их в налоговые доходы вызывает определенные сомнения.

Но законодатель очень просто сделал, он в качестве критерия отнесения к налоговым доходам сделал отраслевую принадлежность актов, на основании которых взимаются платежи в бюджет.

Ст. 8 НК – налог – это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и ФЛ в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и МО.

1) Обязательность налога (имеет публично-правовой характер обязательность).

П КС от 17.12.1996 № 20-П – налог – это необходимое условие существования государства, обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Взыскание налога не может рассматриваться как произвольное лишение собственника его имущества. Оно представляет собой законное изъятие имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

2) Индивидуальная безвозмездность.

Уплата налога не является условием совершения в отношении налогоплательщика какого-либо действия со стороны государства.

Например, если вы уплатили транспортный налог, это не значит, что вы вправе требовать ремонта дорог.

3) Денежная форма взимания.

Поскольку налог – это в том числе и доход бюджета, то нужно учитывать положение БК, в соответствии с которым доход – это денежные средства, поступающие в бюджет. Казалось бы, что соответствующая формулировка БК исключает возможность существования каких-либо доходов в неденежной форме. Исполнение налоговой обязанности возможно как в наличной форме, так и в безналичной в российской валюте!

В целях финансового обеспечения деятельности государства и МО.

Видео (кликните для воспроизведения).

5) в рамках уплаты налога происходит отчуждение части имущества налогоплательщика (прекращается не только право собственности, но также и хозяйственного ведения и оперативного управления).

Налог считается установленными, а в конституции сказано, что каждый обязан платить только законно установленный налог, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

Элементы налогообложения

– ст.17 НК:

— порядок исчисления налога,

— порядок и сроки уплаты налога.

Только, когда определены налогоплательщики и все 6 элементов налога, налог считается установленным. В ином случае он не подлежит уплате.

Виды налогов

– ст.12 НК:

— Налог на прибыль организаций,

— налог на добычу полезных ископаемых,

— налог на имущество организаций,

— налог на игорный бизнес,

— налог на имущество ФЛ.

Критерий деления (надо знать. закреплено в ст.12) – какими актами устанавливаются и вводятся соответствующие налоги и на какой территории они обязательны к уплате.

Федеральные – установлены НК, вводятся НК и обязательны на всей территории РФ.

Региональные – установлены НК и законами субъектов, вводятся в действие законами субъектов и обязательны на всей территории субъекта.

Местные – установлены НК и актами представительных органов МС, вводятся в действие актами представительных органов МС, обязательны на территории соответствующих МО.

В 2010 году законодатель несколько изменил распределение компетенции между федеральной властью с одной стороны и региональной властью и местным самоуправлением с другой при установлении региональных и местных налогов. Как мы говорили, налог считается установленным, когда определены плательщики и все элементы налога. Региональные и местные ОВ могут устанавливать только такие элементы как: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, все остальные элементы в обязательном порядке устанавливаются НК. Но это было всегда! Что новое? Изначально было установлено правило, что вот эти элементы регулируются региональными и местными властями в тех пределах, которые установлены ФЗ. Сейчас региональным и местным властям предоставлена возможность определять вот эти элементы, во-первых, только в пределах установленных ФЗ, во-вторых, только в тех случаях, когда эти элементы не определены в НК. У нас возникает ситуация, когда все элементы могут быть установлены НК, т.е. федеральным законодательством, а региональные и местные власти вообще никак не будут участвовать в установлении, только будут вводить в действие на соответствующей территории. Законодатель пошел по пути усиления федерального влияния в установлении налогов.

Наряду с федеральными, региональными и местными налогами выделяются в ст.18 НК – специальные налоговые режимы (платежи, в рамках которых приравниваются в федеральным налогам):

1)система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый с/х налог),

2)УСН (упрощенная система налогообложения),

3)система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД),

4)система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Смысл специального налогообложения состоит в том, что если налогоплательщик применяет специальный налоговый режим, то вместо нескольких налогов он выплачивает один платеж. В рамках соответствующих платежей обычно заменяется налог на прибыль, НДФЛ, НДС.

В каких-то случаях применение специального налогового режима является правом, в каких-то обязанностью налогоплательщиков.

Ст.8 – сбор (налоговый в том смысле, что установлен НК) – обязательный взнос, взимаемый с организаций и ФЛ, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами МС и ДЛ определенных юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Принципиальным отличием является то, что сбор является индивидуально возмездным.

Индивидуальная возмездность не предполагает стоимостный эквивалент оказанной услуги.

Например, государственная пошлина за рассмотрение дела в суде. Иногда вообще освобождается от пошлины. Неизвестно, за сколько заседаний будет рассмотрено дело.

2 вида сборов предусмотрено НК:

1.сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов,

2.госпошлина.

Только эти сборы являются налоговыми сборами, установленными НЗ.

мы говорили, что налог считается установленным, когда определены налогоплательщики и элементы налога. По отношению к сборам такой оговорки нет.

Те сборы, которые есть в НК, это сборы федеральные, региональные и местные сборы действующим НК не предусмотрены.

Если открыть БК, то там можно обнаружить н-ое количество упоминаний о сборах неналоговых, не предусмотренных НК:

— патентные пошлины и др.

Они полностью подпадают под определение данное в ст.8 НК. Но эти сборы, которые и в налоговые доходы не включаются, кстати. Они устанавливаются, как правило, не законом, часто в законе лишь упоминается о том, что они уплачиваются. Само регулирование, установление элементов этих сборов осуществляется подзаконными актами (например, Постановлением Правительства РФ). Возникает ситуация, когда у нас есть налоговые сборы, установленные НК, которые вводятся НК и есть какие-то иные сборы, подпадающие под определение ст.8, но устанавливаемые подзаконными актами. Причем перевод сборов из налоговых в неналоговые носит произвольный характер. Очевидно это с таможенными пошлинами, которые из разряда налоговых при введении ТК РФ были переведены в разряд неналоговых. А поскольку в К.РФ написано «платить законно установленные», то не раз возникал вопрос о конституционности обязанности платить неналоговые сборы.

Читайте так же:  Оформление расчетно платежной ведомости

О КС от 10.12.2002 №283-О, №284 –О,

П КС от 28.02.2006 №2-П,

О КС от 16.12.2008 №1079-О-О

Если подвести итог по эти решениям:

Возникает у нас три обязательных платежа: налог, налоговый сбор и неналоговый сбор.

Налог – индивидуально безвозмездный платеж.

Налоговый сбор – индивидуально возмездный, т.е. предполагает некое встречное предоставление, но не эквивалентное. Размер сбора не равен стоимости совершенного в пользу плательщика юридически значимого действия.

Неналоговый сбор – индивидуально- возмездный и эквивалентный платеж. Носит компенсационный характер, компенсирует затраты субъекта на соответствующие услуги. Размер должен быть эквивалентен стоимости предоставляемой услуги.

КС даже указал, что если плательщику кажется, что нет эквивалента, то можно обжаловать размер.

Чешутся руки покритиковать КС!! Получается, что у нас один и тот же платеж, который является платежом, уплачиваемым ФЛ и организациями и являющийся условием совершения юридически значимого действия (бла-бла из ст.8 НК)… Он становится налоговым или неналоговым, что влияет на то, как устанавливается этот платеж от его размера: эквивалентен он или нет. Такой критерий предлагает КС. Понятно, почему КС так сказал, ведь эти платежи уже давно взимаются и весьма неплохо пополняют бюджетную систему, и если КС назовет их неконституционными, то это бы ударило сильно по всей бюджетной системе РФ. КС не может себе такого позволить…Ищет компромиссы. Поэтому КС сказал следующее: применительно к неналоговых сборам сохраняется обязанность по их законному установлению, т.е. требование ст.57 К РФ распространяется и на неналоговые сборы, но, если для налоговых сборов и налогов законно установленные значит установлены законом, где определены все их элементы, то для неналоговых сборов «законно установленные» — это значит предусмотрены законом, но все остальные элементы могут быть установлены подзаконными актами. Специфическое толкование «законно установленных»…

П КС от 18.02.1997 №3-П,

П КС от 11.11.1997 №16.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Ответственность за неуплату налогов физическими лицами

В РФ неуплата налогов считается правонарушением. Наказание за его совершение устанавливается разными нормами действующего законодательства. Это касается не только организаций, предприятий и частных предпринимателей, но и обычных граждан, имеющих налоговые обязательства. Невыполнение физическими лицами обязанностей по внесению платежей в бюджет строго карается. Незнание законов или умышленное их нарушение может повлечь применение соответствующих санкций. Перед государством налогоплательщики отвечают как собственными деньгами, так и личной свободой.

Основания для привлечения налогоплательщиков к ответственности

Неуплата налогов и иных обязательных платежей считается разновидностью правонарушения, понятие которого четко регламентируется статьей 106 Налогового кодекса РФ (НК). Так, налоговым правонарушением считается деяние, которое характеризуется следующими особенностями:

  • виновность налогоплательщика (лица, совершившего данное деяние);
  • противоправность совершенного деяния (это может быть как действие, так и бездействие, нарушающее правила налогового законодательства);
  • за подобные деяния нормами налогового законодательства установлена надлежащая ответственность.

Физические лица могут привлекаться к установленной ответственности за правонарушения (преступления), связанные с выполнением обязанностей по внесению следующих платежей:

  1. Подоходный налог (НДФЛ). Его начисление и уплата регламентируются нормами главы 23 НК. С зарплаты наемного работника НДФЛ удерживается и перечисляется работодателем (налоговым агентом). Если гражданин получил доход не от налогового агента (например, за сдачу своего жилья в аренду), он самостоятельно декларирует и перечисляет НДФЛ. Помимо этого, обязанности по уплате НДФЛ возникают у гражданина-предпринимателя, работающего на общем режиме налогообложения.
  2. Транспортный налог. Он взимается по правилам главы 28 НК. Его плательщики – собственники транспортных средств.
  3. Земельный налог. Этот обязательный платеж регламентируется нормами главы 31 НК. Его должны перечислять граждане, которые являются собственниками, бессрочными пользователями или пожизненными обладателями наделов земли.
  4. Имущественный налог, перечисляемый физическими лицами в бюджет. Его взимание регулируется главой 32 НК. Он уплачивается собственниками различных объектов недвижимости.

Субъект, который является индивидуальным предпринимателем (ИП), по закону отвечает за своевременное и полное внесение следующих обязательных платежей:

  1. Налог с дохода, получаемого гражданином от своей предпринимательской деятельности. По умолчанию предприниматели платят НДФЛ. Однако ИП может перейти на спецрежим налогообложения (например, на упрощенную или патентную систему).
  2. Страховые взносы, которые регламентируются главой 34 НК.
  3. Имущественный налог (он уплачивается предпринимателем по общепринятым правилам).
  4. Налог на добавленную стоимость (сокращенно – НДС). Перечисляется согласно нормам главы 21 НК (если ИП является его плательщиком).

Возможные правонарушения, связанные с уплатой физлицом вышеперечисленных налогов (сборов), могут выражаться в следующих противоправных деяниях:

  • уклонение гражданина (предпринимателя) от внесения обязательных платежей;
  • неправомерное занижение налоговой базы;
  • просрочка оплаты;
  • неподача декларации;
  • указание некорректных сведений в отчетности;
  • прочие нарушения требований НК.

Налогоплательщик не вовремя заплатил НДФЛ — штраф за просрочку

Если налогоплательщик по каким-то причинам забудет о своих обязанностях, налоговики обязательно накажут его следующим образом:

  • Забытая декларация обернется штрафом в размере 5% от суммы неуплаченного в срок налога за каждый месяц просрочки, но не более 30% от этой суммы. Минимальный штраф составит 1000 руб. (п. 1 ст. 119 НК РФ).
  • Не вовремя перечисленный налог повлечет начисление штрафа в размере либо 20% от неуплаченного в срок налога, либо 40%, если налоговики докажут, что неуплата НДФЛ явилась результатом злого умысла (ст. 122 НК РФ).

Это что касается случаев самостоятельной уплаты налога. Рассмотрим другой вариант: у налогового агента не было возможности удержать НДФЛ с доходов физлица (например, доход был получен в виде подарка). В этом случае налогоплательщик сам уплачивает налог в бюджет, однако перед этим должен быть выполнен ряд требований:

  • От налогового агента требуется представление справки 2-НДФЛ с признаком «2» в срок до 1 марта следующего года (справки с признаком «1» сдаются в срок до 1 апреля).
  • От налогового органа при получении такой справки требуется направить физлицу уведомление об уплате налога.

На основании полученного уведомления физлицо должно осуществить платеж в бюджет также до 15 июля. Если платеж запоздает, то физлицо будет оштрафовано по ст. 122 НК РФ. Если же налоговый агент или налоговый орган не выполнит своих функций, то штрафа за неуплату НДФЛ быть не должно (письмо Минфина от 10.06.2013 № 03-04-05/21472).

Как написать ходатайство о снижении штрафа по НДФЛ

Если нормы Налогового кодекса нарушены, налог не перечислен в бюджет вовремя, налоговики налагают штраф на провинившееся лицо, которым может оказаться и сам налогоплательщик, и налоговый агент. Остается только произвести уплату. Однако есть законные способы снизить сумму штрафа. Как? Например, составить ходатайство о снижении штрафа и отправить его в налоговые органы на рассмотрение.

Уложиться с отправкой ходатайства в налоговую необходимо в течение месяца со дня:

  • получения акта проверки (камеральной или выездной);
  • получения акта ИФНС о налоговом правонарушении.

В ходатайстве нужно указать те причины, которые повлияли на опоздание платежа. В качестве таковых могут выступать:

  • отсутствие умысла;
  • тяжелое материальное положение;
  • наличие сложных семейных, личных обстоятельств, тяжелых заболеваний у физлица;
  • добросовестность лица — здесь можно сослаться на то, что налогоплательщик или налоговый агент всегда своевременно исполняет свои налоговые обязательства;
  • совершение правонарушения впервые;
  • форс-мажорные обстоятельства — стихийное бедствие, наводнение и пр.
Читайте так же:  Проверка налогов ооо по инн

Наличие хотя бы одного смягчающего обстоятельства вполне может привести к уменьшению штрафа (но, к сожалению, не к его отмене).

Каковы сроки перечисления НДФЛ в бюджет налоговым агентом

Работодатель выступает налоговым агентом по НДФЛ, т. е. на него возложена обязанность по исчислению, удержанию и своевременному перечислению налога в бюджет.

Сроки для перечисления НДФЛ с различных выплат отличаются друг от друга. Например, при выплате заработной платы срок перечисления налога в госказну установлен как следующий рабочий день после осуществления выплаты. Для отпускных крайним сроком отправки налога в бюджет является последний день месяца, в котором эти отпускные выданы работнику. Подробнее обо всех сроках можно почитать здесь.

Для контроля за соблюдением налоговым агентом установленных сроков перечисления налога в бюджет внедрена отчетная форма 6-НДФЛ. Именно по ее данным налоговики сверяют правильность и своевременность поступивших в бюджет сумм. При выявлении нестыковок работодателям направляются требования о представлении пояснений. Если нарушение зафиксировано, то обязательно последуют санкции. О штрафах за несвоевременную уплату НДФЛ в 2019 году, накладываемых на налоговых агентов, поговорим далее.

Порядок наложения штрафа за неуплату НДФЛ налоговым агентом в 2019 году

Налоговый агент может не исполнять своих обязанностей из-за недобросовестности либо в силу финансовых или каких-то других обстоятельств. В подобной ситуации налоговые органы вправе привлечь его к ответственности.

Одной из мер ответственности является штраф в размере 20% от налога, удерживаемого с доходов физических лиц или перечисляемого в бюджет, в двух случаях:

  • при неудержании или неполном удержании налоговым агентом подоходного налога в установленный срок из денежных средств, выплаченных работнику;
  • при несвоевременном перечислении или неперечислении удержанной суммы налога в госказну.

Такой порядок установлен п. 1 ст. 123 НК РФ.

Штрафа не будет, согласно п. 2 ст. 123 НК РФ (новая редакция Налогового кодекса, действующая с 28 января 2019 года), если налоговый агент одновременно:

  • подал налоговый расчет 6-НДФЛ в инспекцию без опозданий;
  • отразил в расчете достоверные сведения и не занизил сумму налога;
  • самостоятельно перевел налог и пени в бюджет до того, как ИФНС обнаружила недоплату или назначила выездную налоговую проверку.

Кроме того, штраф не может быть наложен, если налоговый агент не удержал налог в связи с тем, что доход был выплачен в натуральной форме. Однако здесь потребуется своевременное представление справки 2-НДФЛ с признаком «2».

Принципы привлечения гражданина к налоговой ответственности

Основные принципы привлечения физического лица к надлежащей ответственности за неуплату налогов регламентируются положениями главы 15 НК. Так, статьей 108 НК устанавливаются следующие правила:

  1. Гражданин, который совершил налоговое правонарушение, отвечает в порядке и по основаниям, оговоренным соответствующими нормами НК.
  2. Не допускается повторное наказание правонарушителя за один и тот же факт неуплаты налогов.
  3. Гражданин привлекается к надлежащей ответственности за налоговое правонарушение, если факт совершения этого деяния установлен вердиктом ФНС.
  4. Привлечение правонарушителя к надлежащей ответственности за неуплату налогов не избавляет его от необходимости перечислить (уплатить) полагающиеся суммы.
  5. Презумпция невиновности гражданина, обвиняемого в противоправном деянии (пункт 6 статьи 108 НК). Органы ФНС должны доказывать виновность физлица.

Наказание за неуплату налогов не будет применяться к физическому лицу, если имеется минимум одно из нижеперечисленных обстоятельств (статья 109 НК):

  • событие соответствующего правонарушения отсутствует;
  • вина гражданина не установлена;
  • физлицу ещё не исполнилось 16 лет;
  • срок давности уже прошел.

Налоговое правонарушение может быть совершено гражданином как по неосторожности, так и умышленно. В обоих случаях может усматриваться виновность лица. Однако вина гражданина исключается при наличии минимум одного из нижеследующих обстоятельств:

  • совершение противоправного деяния из-за форс-мажорного обстоятельства, не требующего особого подтверждения, или в состоянии неспособности физлица к руководству собственными действиями (это нужно доказать);
  • иные обстоятельства, оговоренные статьей 111 НК.

Смягчающими обстоятельствами признаются:

  • данное правонарушение было совершено в ситуации принуждения, угрозы или зависимого положения гражданина, а также при наличии у него тяжелых обстоятельств семейного, личного или материального характера;
  • иные факторы, которые могут приниматься органом ФНС или судом во внимание.

Отягчающее обстоятельство – за аналогичное нарушение гражданин уже привлекался к надлежащей ответственности ранее (пункт 2 статьи 112 НК).

Особенности привлечения физического лица к ответственности за неуплату налогов:

  1. Срок давности для привлечения гражданина к установленной ответственности за неуплату налогов составляет 3 года. Данный период исчисляется по правилам статьи 113 НК.
  2. Штраф за неуплату налогов – санкция, применение которой предусматривается статьей 114 НК. Смягчающее обстоятельство позволяет уменьшить размер применяемой денежной санкции в 2 раза. Отягчающее обстоятельство приводит к увеличению суммы штрафа на 100%.
  3. Взыскание налоговых сумм и штрафных санкций с гражданина, не являющегося ИП, осуществляется по правилам статьи 48 НК.

Уголовная ответственность гражданина

За неуплату налогов физическое лицо может быть привлечено к ответственности по нормам статьи 198 Уголовного кодекса РФ (УК). Надлежащие санкции устанавливаются за уклонение гражданина от внесения налоговых платежей (страховых взносов) в крупном размере.

Данное правонарушение может выражаться в непредставлении обязательной отчетности (декларации, иных бумаг) или умышленном указании недостоверных сведений в подаваемой документации. За такое преступление гражданин будет подвергнут одному из следующих возможных наказаний:

  1. Штраф (минимум – 100 тыс рублей, максимум – 300 тыс рублей). Как вариант, денежное взыскание может совершаться в размере зарплаты гражданина или иного его дохода (заработка), исчисленного за 1-2 года.
  2. Принудительные работы (продолжительность – максимум 1 год ).
  3. Арест (возможный срок – максимум 6 месяцев ).
  4. Лишение свободы (возможный срок – максимум 1 год ).

Если такое правонарушение совершается гражданином в особо крупном размере, применяется одна из следующих мер:

  1. Штраф (минимум – 200 тыс рублей, максимум – 500 тыс рублей). Как вариант, денежное взыскание может осуществляться в сумме зарплаты физического лица или иного его заработка (дохода), исчисленного за 1,5-3 года.
  2. Принудительные работы (максимум 3 года ).
  3. Лишение свободы (максимум 3 года ).

Крупным размером неуплаты считается сумма, которая превышает 900 тыс рублей за трехлетний период (при условии, что доля неуплаченных налогов больше 10% от общей суммы, подлежащей перечислению) или превышает 2,7 млн рублей.

Особо крупным размером неуплаты считается сумма, которая превышает 4,5 млн рублей за трехлетний период (при условии, что доля неуплаченных налогов больше 20% от совокупной суммы, подлежащей перечислению) или превышает 13,5 млн рублей.

Таким образом, за неуплату налогов к гражданину могут применяться санкции, предусмотренные нормами НК и УК. К административной ответственности за налоговые правонарушения, регламентированные статьями 15.3-15.9 и статьей 15.11 КоАП, привлекаются субъекты, которые являются должностными лицами.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если у Вас остались вопросы, Вы можете их задать бесплатно юристам компании в форме, представленной ниже. Ответ компетентного специалиста поможет вам принять верное решение.

Источники

Штраф налоговый доход
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here