Система внутреннего финансового контроля это

Внутренний контроль – насущная необходимость любой компании

Бухгалтерский учет в ближайшие два года – одна из наиболее кардинально реформируемых областей. Так, с 1 января 2013 года вступил в силу новый закон о бухгалтерском учете. Помимо этого, начиная с этого года существенные преобразования ждут ПБУ, а к 2016 году планируется окончательный переход на МСФО.

В 2013 году впервые в системе организации бухгалтерского учета компании появилось понятие внутреннего контроля. Этому роду деятельности посвящена отдельная ст. 19 нового Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ).

Каждый экономический субъект должен осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, а если бухгалтерская (финансовая) отчетность компании подлежит обязательному аудиту, то компания обязана проводить внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, за исключением тех случаев, когда ее руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя.

Согласно Плану на 2012-2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности, утвержденному Приказом Минфина России от 30 ноября 2011 г. № 440, Минфин России должен был разработать рекомендации для хозяйствующих субъектов по организации и осуществлению ими внутреннего контроля бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности сразу после принятия закона № 402-ФЗ. Однако закон был принят еще в конце 2011 года, а таких рекомендаций на данный момент еще нет. Однако отсутствие рекомендаций Минфина России не освобождает компании от необходимости организовать внутренний контроль.

Итак, можно говорить, что новый закон обязывает экономические субъекты организовать контроль и проверку не только отчетности, но и ревизию сделок, событий, операций, которые влияют на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и движение денежных средств.

Напомним, какие компании подлежат обязательному аудиту: (ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»):

  • открытые акционерные общества;
  • компании, ценные бумаги которой обращаются на организованных торгах;
  • кредитные организации, бюро кредитных историй, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые организации, клиринговые организации, общества взаимного страхования, организаторы торговли на рынке ценных бумаг, негосударственные пенсионные или иные фонды, акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании акционерного инвестиционного фонда, паевые инвестиционные фонды или негосударственные пенсионные фонды (за исключением государственных внебюджетных фондов);
  • компании, объем выручки которых от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг превышает 400 млн рублей или сумма активов бухгалтерского баланса которых по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн рублей за предшествовавший отчетному год (кроме органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий, а также сельскохозяйственных кооперативов и их союзов);
  • организации, представляющие и (или) публикующие сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность);
  • другие компании в случаях, установленных законодательством РФ.

Новый Закон № 402-ФЗ выводит этот вопрос из разряда рекомендуемых на уровень обязательных.
Некоторые организации должны были организовать службу внутреннего контроля в рамках других законодательных актов. Например, компании, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, а именно: кредитные организации, страховые и лизинговые компании, организации федеральной почтовой связи, ломбарды и т.п. (ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» с изменениями). С 2003 года указанные организации должны были разработать правила внутреннего контроля при осуществлении операций с денежными средствами или иным имуществом. А на основании Постановления Правительства РФ от 30 июня 2012 г. № 667 указанные правила должны были быть приведены в соответствии с новыми требованиями в течение одного месяца.

Давно существуют другие нормативные документы, которые компании должны учесть в процессе организации работы службы внутреннего контроля. Одним из них является Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 «Об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» с изменениями. В стандарте № 8 говорится, что система внутреннего контроля представляет собой процесс, организованный и осуществляемый представителями собственника, руководством, а также другими сотрудниками аудируемого лица, для того чтобы обеспечить достаточную уверенность в достижении целей с точки зрения надежности финансовой (бухгалтерской) отчетности, эффективности и результативности хозяйственных операций и соответствия деятельности аудируемого лица нормативным правовым актам. Это означает, что организация системы внутреннего контроля и ее функционирование направлены на устранение каких-либо рисков хозяйственной деятельности, которые угрожают достижению любой из поставленных целей.

Организация службы внутреннего контроля в компании
На практике может быть несколько вариантов структуры самой службы внутреннего контроля. Может быть организовано отдельное структурное подразделение или выделено должностное лицо для выполнения процедур внутреннего контроля. Перечень функций и задач, возлагаемых на службу, определяется в локально-нормативном документе – например, в положении или внутренней процедуре. Также обязанности по осуществлению функций внутреннего контролера должны быть указаны в трудовых договорах и должностных инструкциях работников подразделения.

Читайте так же:  Источники выплат в декларации 3 ндфл

Но есть и другая возможность – заключить соответствующий договор с контрагентом, который специализируется на оказании услуг внутреннего контроля. Вполне вероятно, что с учетом новых требований аутсорсинговые компании будут предлагать услугу по внутреннему контролю. Какие это будут функции, и в каком объеме они могут осуществляться, определяет договор оказания услуги между контрагентами.

Краеугольным мероприятием внутреннего контроля является внутренний аудит. Нормативные документы в отношении внешнего обязательного аудита мы можем применить и к организации внутренних контрольных мероприятий. Более того, в стандарте № 29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 описаны основы внутреннего аудита. Под ним понимается контрольная деятельность, осуществляемая внутри аудируемого лица его подразделением – службой внутреннего аудита. Функции службы внутреннего аудита включают мониторинг адекватности и эффективности системы внутреннего контроля.

Внутренний контроль должен рассматриваться не как однократные или периодические мероприятия, а чтобы иметь представление о состоянии дел на каждом участке работы, как постоянные процедуры. Частота проведения повторных аудитов зависит от масштабов организации и количества сотрудников в службе внутреннего контроля. Можно выделить предварительный, текущий и последующий виды контроля, что означает соблюдение непрерывности процесса аудита.
Предварительный контроль осуществляется до начала совершения хозяйственной операции. Он предполагает экспертизу будущих результатов, которые ожидаются от свершения таких операций, предупреждение нарушений.

При текущем контроле происходит отслеживание совершаемых хозяйственных операций. Он осуществляется на всех стадиях движения денежных средств компании.

Последующий контроль проводится по итогам совершения хозяйственных операций. Он осуществляется путем проверки бухгалтерских документов, регистров и отчетности. При текущем и последующем контроле выявляются допущенные нарушения и принимаются меры к их устранению.

Во время проведения внутреннего контроля проверяемые обязательно уделяют внимание следующим моментам:

  • Соблюдается ли действующее законодательство РФ, локально-нормативные акты, организационно-распорядительные документы, учетные политики по бухгалтерскому и налоговому учету.
  • Правильно и своевременно ли отражены все хозяйственные операции на счетах бухгалтерского учета и в налоговых регистрах.
  • В полном размере и правильно ли документально оформлены хозяйственные операции.
  • Правильно ли отражены в бухгалтерском и налоговом учете доходы и расходы.
  • Обеспечена ли сохранность всех активов организации.
  • Правильно ли составлена бухгалтерская, налоговая и статистическая отчетность организации.

По результатам проведения внутреннего контроля оформляется отчет. В нем по каждому объекту проверки приводится описание выявленных недочетов и нарушений в процессе ведения бухгалтерского и налогового учета, даются рекомендации по порядку исправления ошибок и устранению недочетов, указывают сроки, в течение которых эти ошибки должны быть исправлены. Отчет, составленный по результатам внутреннего аудита, может быть использован при проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, если внешний аудитор будет уверен в эффективной организации системы внутреннего контроля.

Различают плановый и внеплановый контроль. При плановых проверках составляется график их проведения. В него включаются участки учета, подлежащие проверке, начальные и конечные даты ее проведения, срок написания отчета по проверке, ответственные лица за ее проведение, методы проверки. График доводится до всех заинтересованных лиц. При внеплановых проверках контролируются участки учета, в отношении которых есть информация о возможных нарушениях и злоупотреблениях. Инициируется такая проверка, как правило, Приказом руководителя организации, с указанием предпосылок проведения внеплановой проверки.

А уже на основании отчета разрабатывается график мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений, назначаются сроки и ответственные лица. Причем проверка соблюдения данного графика также возлагается на службу внутреннего контроля.

Для организации эффективного внутреннего контроля крайне важно обеспечить его проведение методологически. Все инструменты, сроки, документация, особенности выборки должны быть отражены во внутреннем регламентирующем документе – стандарте проведения аудиторской проверки.

Результаты контроля служат предпосылкой для проведения других мероприятий внутреннего контроля: обучения сотрудников, консультационной поддержке и т.п.

Консультация и тренинг – инструменты службы внутреннего контроля
Оказание методологической и консультационной помощи сотрудникам бухгалтерской службы по разным направлениям учета, по вопросам постановки бухгалтерского и налогового учета, обеспечение единого подхода к отражению хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета является одним из инструментов контроля, ведь сотрудник службы внутреннего контроля анализирует ситуацию и предоставляет готовое решение по спорному вопросу. Консультационная поддержка сотрудников требует определенной регламентации. Поступающие от бухгалтеров запросы необходимо фиксировать и анализировать для принятия дальнейших решений. При проведении аудиторских мероприятий в первую очередь стоит обратить внимание на запросы из разряда рисковых и сложных, также они послужат материалом для проведения обучающих мероприятий.

Таким образом, еще одним инструментом службы внутреннего контроля является обучение сотрудников бухгалтерской службы. Целью проведения обучающих мероприятий является своевременное ознакомление сотрудников с изменениями в законодательстве, с новыми процедурами работы, обсуждение систематических ошибок или проблем, возникших в процессе ведения бухгалтерского и налогового учета, разрешение спорных вопросов.

К еще одному инструменту контроля можно отнести участие сотрудников службы внутреннего контроля в проведении инвентаризации имущества и прочих активов организации, в качестве членов инвентаризационной комиссии. Целью такого мероприятия является осуществление контроля за рациональным использованием и сохранностью имущества организации, выявление фактического наличия имущества, сопоставление фактических данных с данными бухгалтерского учета, определения порядка отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском и налоговом учете.

Читайте так же:  Декларация 3 ндфл вычет на ребенка

Служба внутреннего контроля может привлекаться к участию в налоговых проверках для предоставления устных и письменных пояснений в ходе проверки, а по ее окончании принимать непосредственное участие в подготовке возражений по акту проверки.

Из всего вышесказанного становится понятно, что сотрудники службы внутреннего контроля должны обладать обширными знаниями и хорошо ориентироваться в бухгалтерском, налоговом, гражданском и трудовом законодательствах. Они должны постоянно поддерживать высокий уровень своих профессиональных знаний и умений. И это тоже должна учитывать компании при организации работы сотрудников службы внутреннего контроля.


http://www.garant.ru/article/433115/

Внутренний финансовый контроль

к приказу от 29 декабря 2017 № 333

Положение о внутреннем финансовом контроле

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с законодательством России (включая внутриведомственные нормативно-правовые акты) и Уставом учреждения. Положение устанавливает единые цели, правила и принципы проведения внутреннего финансового контроля учреждения.

1.2. Внутренний финансовый контроль направлен на:

1.3. Внутренний контроль в учреждении осуществляют:

1.4. Целями внутреннего финансового контроля учреждения являются:

  • подтверждение достоверности бюджетного учета и отчетности учреждения и соответствия порядка ведения учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Минфином России;
  • соблюдение другого действующего законодательства России, регулирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности;
  • подготовка предложений по повышению экономности и результативности использования средств федерального бюджета.

1.5. Основные задачи внутреннего контроля:

1.6. Принципы внутреннего финансового контроля учреждения:

2. Система внутреннего контроля

2.1. Система внутреннего контроля обеспечивает:

2.2. Система внутреннего контроля позволяет следить за эффективностью работы структурных подразделений, отделов, добросовестностью выполнения сотрудниками возложенных на них должностных обязанностей.

2.3. Методы проведения внутреннего контроля:

3. Организация внутреннего финансового контроля

3.1. Внутренний финансовый контроль в учреждении подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

3.1.1. Предварительный контроль осуществляется до начала совершения хозяйственной операции. Позволяет определить, насколько целесообразной и правомерной является операция.

Целью предварительного финансового контроля является предупреждение нарушений на стадии планирования расходов и заключения договоров.

Предварительный контроль осуществляют руководитель учреждения, его заместители, главный бухгалтер и сотрудники юридического отдела.

При проведении предварительного внутреннего финансового контроля проводится:

  • контроль за принятием обязательств учреждения в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств;
  • проверка проектов приказов руководителя учреждения;
  • проверка бюджетной, финансовой, статистической, налоговой и другой отчетности до утверждения или подписания;

3.1.2. При проведении текущего внутреннего финансового контроля проводится:

  • мониторинг расходования лимитов бюджетных обязательств (и других целевых средств) по назначению, оценка эффективности и результативности их расходования;
  • анализ главным бухгалтером (бухгалтером) конкретных журналов операций, в том числе в обособленных подразделениях, на соответствие методологии учета и положениям учетной политики учреждения;

Ведение текущего контроля осуществляется на постоянной основе специалистами финансового отдела и бухгалтерии, сотрудниками планового отдела.

Проверку первичных учетных документов проводят сотрудники бухгалтерии, которые принимают документы к учету. В каждом документе проверяют:

  • соответствие формы документа и хозяйственной операции;
  • наличие обязательных реквизитов, если документ составлен не по унифицированной форме;
  • правильность заполнения и наличие подписей.

3.1.3. Последующий контроль проводится по итогам совершения хозяйственных операций. Осуществляется путем анализа и проверки бухгалтерской документации и отчетности, проведения инвентаризаций и иных необходимых процедур.

Целью последующего внутреннего финансового контроля является обнаружение фактов незаконного, нецелесообразного расходования денежных и материальных средств и вскрытие причин нарушений.

При проведении последующего внутреннего финансового контроля проводятся:

  • проверка наличия имущества учреждения, в том числе: инвентаризация, внезапная проверка кассы;
  • анализ исполнения плановых документов;
  • проверка материально ответственных лиц, в том числе закупок за наличный расчет с внесением соответствующих записей в Книгу учета материальных ценностей, проверка достоверности данных о закупках в торговых точках;
  • соблюдение норм расхода материальных запасов;
  • проверка достоверности отражения хозяйственных операций в учете и отчетности учреждения.

Последующий контроль осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок. Плановые проверки проводятся с периодичностью, установленной графиком проведения внутренних проверок финансово-хозяйственной деятельности. График включает:

Объектами плановой проверки являются:

В ходе проведения внеплановой проверки осуществляется контроль по вопросам, в отношении которых есть информация о возможных нарушениях.

3.2. Лица, ответственные за проведение проверки, осуществляют анализ выявленных нарушений, определяют их причины и разрабатывают предложения для принятия мер по их устранению и недопущению в дальнейшем.

Результаты проведения предварительного и текущего контроля оформляются в виде протоколов проведения внутренней проверки. К ним могут прилагаться перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, если таковые были выявлены, а также рекомендации по недопущению возможных ошибок.

3.3. Результаты проведения последующего контроля оформляются в виде акта. Акт проверки должен включать в себя следующие сведения:

Работники учреждения, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме представляют руководителю учреждения объяснения по вопросам, относящимся к результатам проведения контроля.

3.4. По результатам проведения проверки главным бухгалтером учреждения (лицом, уполномоченным руководителем учреждения) разрабатывается план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений с указанием сроков, и ответственных лиц, который утверждается руководителем учреждения.

По истечении установленного срока главный бухгалтер незамедлительно информирует руководителя учреждения о выполнении мероприятий или их неисполнении с указанием причин.

4. Субъекты внутреннего контроля

4.1. В систему субъектов внутреннего контроля входят:

Читайте так же:  Громкие налоговые споры

4.2. Разграничение полномочий и ответственности органов, задействованных в функционировании системы внутреннего контроля, определяется внутренними документами учреждения, в том числе положениями о соответствующих структурных подразделениях, а также организационно-распорядительными документами учреждения и должностными инструкциями работников.

5. Права комиссии по проведению внутренних проверок.

5.1. Для обеспечения эффективности внутреннего контроля комиссия по проведению внутренних проверок имеет право:

6. Ответственность

6.1. Субъекты внутреннего контроля в рамках их компетенции и в соответствии со своими функциональными обязанностями несут ответственность за разработку, документирование, внедрение, мониторинг и развитие внутреннего контроля во вверенных им сферах деятельности.

6.2. Ответственность за организацию и функционирование системы внутреннего контроля возлагается на директора по общим вопросам С.В. Ефремова

6.3. Лица, допустившие недостатки, искажения и нарушения, несут дисциплинарную ответственность в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ.

7. Оценка состояния системы финансового контроля

7.1. Оценка эффективности системы внутреннего контроля в учреждении осуществляется субъектами внутреннего контроля и рассматривается на специальных совещаниях, проводимых руководителем учреждения.

7.2. Непосредственная оценка адекватности, достаточности и эффективности системы внутреннего контроля, а также контроль за соблюдением процедур внутреннего контроля осуществляется комиссией по внутреннему контролю.

В рамках указанных полномочий комиссия по внутреннему контролю представляет руководителю учреждения результаты проверок эффективности действующих процедур внутреннего контроля и в случае необходимости, разработанные совместно с главным бухгалтером предложения по их совершенствованию.

8. Заключительные положения

8.1. Все изменения и дополнения к настоящему положению утверждаются руководителем учреждения.

8.2. Если в результате изменения действующего законодательства России отдельные статьи настоящего положения вступят с ним в противоречие, они утрачивают силу, преимущественную силу имеют положения действующего законодательства России.

График проведения внутренних проверок финансово-хозяйственной деятельности

Срок проведения
проверки

Период, за
который
проводится
проверка

Ревизия кассы, соблюдение порядка ведения кассовых операций

Проверка наличия, выдачи и списания бланков строгой отчетности

Ежемесячно на последний день отчетного месяца

Проверка соблюдения лимита денежных средств в кассе

Проверка наличия актов сверки с поставщиками и подрядчиками

Проверка правильности расчетов с Казначейством
России, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями

http://bezdomn33.ru/o-nas/dokumentyi-uchrezhdeniya/vnutrennij-finansovyij-kontrol/

Назначение, принципы и особенности внутреннего финансового контроля

План лекции.

ТЕМА 5. КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

1. Назначение, принципы и особенности внутреннего финансового контроля.

2. Функции финансового контроллинга.

3. Основные принципы построения системы финансового контроллинга.

4. Характеристика этапов построения системы финансового контроллинга на предприятии.

Контроль, являясь одной из важнейших функций процесса управления, представляет систему наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, а также выявление результатов управленческих воздействий на управляемый объект. Контроль реализуется в различных сферах деятельности, в том числе и в финансовой. Финансовый контроль представляет собой метод управления финансовыми ресурсами хозяйствующих субъектов.

Финансовый контроль — совокупность действий и операций, осу­ществляемых специально уполномоченными органами, за соблюде­нием субъектами хозяйствования и органами государственной влас­ти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов с целью сво­евременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений.

Инфраструктура финансового контроля включает объекты и субъекты контроля, информационное, правовое и методическое обеспечение, механизм, принципы и меры ответственности всех участников процесса контроля, а также финансовое, техническое, кадровое обеспечение контроля.

Видео (кликните для воспроизведения).

К важнейшим элементам управле­нияотносится внутренний контроль, который обеспечивает возможность принятия эффективных управленческих решений, а также их исполнение. В традиционных системах внутреннего контроля органической составной частью является система внутреннего финансового контроля. Методы внутреннего финансового контроля выполняют важную роль в составе механизма финансового менеджмента.

Внутренний финансовый контроль представляет собой организуемый предприятием процесс проверки исполнения и обеспечения реализации управленческих решений в области финансовой деятельности с целью реализации финансовой стратегии и предупреждения кризисных ситуаций, приводящих к его банкротству.

Внутренний финансовый контроль выполняет оперативную, за­щитную, регулирующую, информационную, коммуникационную и пре­вентивную функции.

Основные принци­пы осуществления внутреннего финансовый контроля:

1) четкое определение и понимание ответственности;

2) контроль доступа к активам и информации;

3) надлежащий уровень наблюдения за работой подчиненных;

4) авторизация любых хозяйственных операций и руководящих
указаний (приказов, распоряжений, актов, справок и проч.) на со­ответствующем уровне;

5) своевременный и точный учет хозяйственных операций, фак­тов хозяйственной жизни, руководящих указаний;

6) документирование политик, процедур, инструкций и контроль их исполнения;

7) разграничение критических полномочий (функций);

8) сверка физического наличия активов с данными их учета;

9) достаточный уровень образования и профессиональной подготовки сотрудников.

Концепция внутреннего финансовый контроля включает в себя пять элемен­тов: внутреннюю среду; оценку рисков; осуществление контроля; передачу информации; мониторинг.

Под внутренней средой контроля понимаются философия и стиль менеджмента; делегирование полномочий и принятие ответственно­сти; кадровая политика; компетентность сотрудников; отношение топ-менеджеров (руководителей высшего звена) к вопросам контроля.

Оценка рисков подразумевает выявление и оценку степени риска, ситуаций, могущих возникнуть на пути достижения организацией поставленных целей; определение методов снижения или управления этими рисками; определение рисков, связанных с нововведениями.

Осуществление контроля включает: одобрение хозяйственных операций или решений уполномоченными лицами; делегирование и принятие ответственности; разграничение полномочий (функций); контроль и оценку деятельности каждого служащего; определение и контроль прав доступа к активам и информации; проведение сверок и инвентаризаций; проведение оценки эффективности использова­ния активов компании.

Читайте так же:  Какие доходы физических лиц не облагаются налогом

Передача информации означает, что соответствующая информа­ция доступна тому, кто в ней нуждается в силу возложенных на не­го функций; существуют стандартные каналы распространения и передачи информации как снизу вверх, так и сверху вниз; переда­ваемая информация уместна, полезна и своевременна.

Мониторинг системы внутреннего контроля необходим для оп­ределения ее эффективности и может проводиться в рамках как са­мой системы контроля, так и независимых проверок.

К средствам и методам внутреннего финансового контроля относятся: организация про­цесса контроля; политика; процедуры; персонал; учет; бюджеты и отчетность.

Организация процесса внутреннего финансового контроля подразумевает: наличие простой организационной структуры, четких линий подчиненности, ответ­ственности наряду с необходимыми полномочиями; разграничение полномочий в критических ситуациях; отчетность перед вышестоя­щими менеджерами; возможность изменения структуры при изме­нении целей, планов и политик.

Внутренний финансовый контроль может быть предварительным, текущим (оперативным) и последующим. С точки зрения соотношения затрат и выгод наиболее эффективен предварительный контроль. Выгоды от эффективной системы внутреннего финансового контроля должны соизмеряться с издержками создания и мониторинга этой системы.

Внутренний финансовый контроль может осуществляться в различных фор­мах, выбор которых зависит от сложности организационной структуры, организационно-правовой формы предприятия, видов и мас­штабов его деятельности, целесообразности охвата контролем раз­личных сторон деятельности, отношения руководства организации к контролю.

Одна из наиболее развитых форм внутреннего финансового контро­ля — внутренний аудит.

Внутренний аудит — это независимое исследование и оценка всех аспектов деятельности организации: повышения эффективно­сти системы внутреннего контроля, а также системы управления рисками и системы корпоративного управления в целом.

Внутренний аудит выполняется советом директоров, отделом менеджмента корпорации и внешними аудиторами. На совет дирек­торов возлагается стратегия внутреннего аудита и наблюдение за ее реализацией; на отдел менеджмента возлагается воплощение страте­гии и выполнение планов компании; на внешних аудиторов — ау­дит финансовых результатов деятельности.

Возможны следующие варианты создания службы внутреннего аудита на предприятии:

­ отдел внутреннего аудита, состоящий из сотрудников органи­зации;

­ услуги внешних исполнителей, как правило, аудиторских компаний, специализирующихся в области внутреннего аудита;

­ совмещение первых двух вариантов.

Служба внутреннего аудита (СВА) должна быть независима, а внутренние аудиторы объективны в выполнении своих обязанно­стей — это основное требование профессиональных стандартов внутреннего аудита.

В форме внутреннего аудита внутренний контроль проводят круп­ные и некоторые средние организации, для которых характерны:

­ усложненная структура (дивизиональная, матричная или конгломератная);

­ многочисленность филиалов, дочерних компаний;

­ разнообразие видов деятельности и возможность их кооперирования;

­ стремление органов управления получать достаточно объек­тивную и независимую оценку действий менеджеров всех уровней управления и нести в связи с этим дополнительные (и существенные) расходы.

Кроме задач контрольного характера внутренние аудиторы мо­гут выполнять экономическую диагностику, разрабатывать финан­совую стратегию, вести маркетинговые исследования, управленче­ское консультирование.

К институтам внутреннего аудита относят и ревизионные комиссии (ревизоров), деятельность которых регла­ментирована действующим законодательством. Этот институт в ос­новном распространен в акционерных обществах, обществах с ог­раниченной ответственностью и производственных кооперативах.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8636 — | 7465 — или читать все.

http://studopedia.ru/3_191310_naznachenie-printsipi-i-osobennosti-vnutrennego-finansovogo-kontrolya.html

Роль и значение внутреннего контроля в деятельности организации

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 16.06.2019 2019-06-16

Статья просмотрена: 638 раз

Библиографическое описание:

Белозерова Л. А. Роль и значение внутреннего контроля в деятельности организации // Молодой ученый. — 2019. — №24. — С. 316-320. — URL https://moluch.ru/archive/262/60616/ (дата обращения: 19.02.2020).

Ключевые слова: внутренний контроль, внутренний аудит, бухгалтерский учёт, финансовый результат.

Для создания успешного бизнеса предпринимателю требуются не только большие капиталовложения, но и грамотная организация самой структуры предприятия. И важную роль в системе управления играет, конечно же, внутренний контроль. При этом, чем более значительна компания по масштабам деятельности, оборотам, по организационной структуре, тем выше требования к системе контроля и актуальнее задача повышения ее эффективности и качества [8].

Как показывает практика, наличие в компании системы внутреннего контроля становится неотъемлемой основной для улучшения финансовых показателей, повышения качества управленческих решений и целого ряда преимуществ [8].

Под внутренним контролем следует понимать процесс, направленный на проверку и оценку собственной работы, осуществляемой в собственных интересах для получения уверенности в эффективности и конструктивности своей деятельности. При этом немаловажно соблюдать: требования законодательства, исполнения приказов, распоряжений, точность и полноту документации бухгалтерского учёта [3], своевременную подготовку достоверной информации о бухгалтерской отчётности.

Рис. 1. Схема проведения внутреннего контроля

Управлением и проверкой о состоянии финансово-хозяйственной деятельности предприятия занимается система внутреннего контроля, которая включает в себя ряд методик и процедур, принятых руководством для выполнения назначения деятельности организации [3], осуществления поставленных задач с целью повышения эффективности ведения хозяйственных операций. Ведь продуктивность деятельности предприятия повышается благодаря постоянному проведению контрольных мероприятий.

Не смотря на существование положения о системе внутреннего контроля, на многих торговых предприятиях внутренний контроль недостаточно организован. А где и вовсе отсутствует периодический мониторинг данной системы.

Читайте так же:  Подоходный налог за месяц

Организация контроля осуществляется в зависимости от характера и масштабов её деятельности, при этом она должна существовать на всех уровнях управления, во всех её структурных подразделениях, где принимают непосредственное участие все сотрудники организации в соответствии с их полномочиями. Польза данной системы должна быть сопоставлена с затратами на её осуществление.

Основными элементами внутреннего контроля являются: контрольная среда, оценка рисков, информация и коммуникация, процедуры внутреннего контроля, мониторинг средств контроля [6], представленные на следующей схеме.

Рис. 2. Элементы системы внутреннего контроля

Каждый субъект внутреннего контроля, работающий в организации, за ненадлежащее выполнение контрольных функций должен нести экономическую, административную и дисциплинарную ответственность. Несомненно, порядок осуществления внутреннего контроля подлежит документальному оформлению. Дисциплина ведения и обязанности определяются руководителем организации. Ведь только опытный и искусный управленец понимает, что благодаря грамотно сформированной системе внутреннего контроля возможен подъем экономических показателей фирмы, уровень качества работоспособности и, как результат, оценка данных результативного управления при высоком уровне контроля.

Из этого следует выделить особо важные преимущества системы внутреннего контроля:

– улучшает качество организации бухгалтерского учёта компании;

– оказывает положительное воздействие на дальнейшее развитие бизнеса;

– помогает в привлечении инвестиций и кредиторов, в результате своей продуктивной деятельности;

– повышает уровень работоспособности структурных подразделений.

Служба внутреннего контроля в организации может быть представлена разновидностью системы внутреннего контроля:

Разновидность системы внутреннего контроля

Виды внутреннего контроля:

1. Служба внутреннего аудита

Своевременное выявление рисков, разработка рекомендаций для устранения выявленных нарушений, помощь руководителям организации в разработке стратегии развития бизнеса, проверка бухгалтерской (финансовой) отчётности и др.

Крупной организации со сложной внутренней структурой.

Оперативность контролирования хозяйственной деятельностью предприятия и оперативное информирование о выявленных нарушениях для принятия последующих управленческих решений; дороговизна содержания данной службы.

2. Контрольно-ревизионная служба

Проверка финансовой документации, предупреждение о выявленных изменениях, контроль за соблюдением персоналом своих полномочий.

Однотипным организациям с ограниченным спектром работ и процедур.

Своевременный контроль за сохранностью материальных ценностей, уместное выявление, предотвращение и устранение искажений. Осуществляет свою деятельность с определённой периодичностью.

3. Отдел внутреннего контроля

Проверка достижения поставленных задач, выполнение работниками наделенными функциями.

Применимо внутри предприятия всех руководящих должностей.

Постоянный и регулируемый контроль в повышении качества эффективности работы, выявление и устранение ошибок. Может использоваться циклически и систематически.

4. Договор со сторонней организацией

Обнаружение расхождений, проверка выполнения управленческих решений.

Небольшим предприятиям среднего и малого бизнеса.

Проверка носит одномоментный характер и является нерегулярной, что не позволяет глубоко узнать все особенности деятельности данного предприятия и обусловлена вероятностью не обнаружения ошибок. Является наименее предпочтительной.

Из приведённых табличных данных можно сделать вывод, что внутренний аудит является самым актуальным и предпочтительным, глубоким по содержанию и отвечающим нынешним требованиям, так как ряд вопросов, решаемых внутренним аудитом, очень велик [7].

В процессе проведения внутреннего аудита осуществляется проверка всех аспектов деятельности предприятия.

Рис. 4. Проверка деятельности предприятия в процессе проведения внутреннего аудита

Порядок проведения внутреннего аудита направлен на улучшение финансово-экономической деятельности предприятия. Критерием оценки в этом случае — показатель чистой прибыли, выручки и трат. Цель отдела аудита-выявить неэффективные растраты, сократить их, направить свободные деньги из выручки на реинвестиции. Достоверность отчётности подтверждается не только опытом и знаниями команды по выявлению ошибок, но и внутренней документацией.

Внутренний аудит может оптимизировать выбор проверяемых бизнес-процессов на основе системного подхода к оценке рисков, но не может детально аудировать каждый бизнес-процесс компании ежегодно. Однако, он довольно чётко способен анализировать процедуры, разработанные другими подразделениями, например, системой внутреннего контроля, с целью оценки их эффективности.

И, поскольку внутренний аудит призван оценивать систему внутреннего контроля, представляется логичной классификация внутреннего аудита в соответствии с целями внутреннего контроля [2].

Рис. 5. Классификация внутреннего аудита в соответствии с целями внутреннего контроля

Внутренний контроль и внутренний аудит, естественно, объединяет основная, результирующая цель — повышение уровня оценочной стоимости организации. И эта цель достигается через эффективное использование имеющихся ресурсов у компании. Поэтому торговые организации, которые уделяют существенное и вдумчивое внимание вопросам внутреннего контроля и аудита, без сомнения имеют преимущество и становятся более привлекательными для долгосрочных инвесторов, поскольку характеризуются высокими финансовыми показателями.

Таким образом, главная цель руководителя организации — это создание и внедрение той системы контроля, которая бы помогала вовремя выявлять и устранять отклонения, ошибки, способствуя повышению эффективности работы, а не полностью исключать и гарантировать их отсутствие, что бы являлось не совсем плодотворным показателем труда.

Основной принцип организации внутреннего контроля состоит в том, что необходимо контролировать то, как устроен и работает бизнес-процесс и какие важные и качественные изменения в нём происходят, а зацикливаться на экспертном контроле операций вовсе не стоит. Повышение эффективности процесса внутреннего контроля состоит в повышении качества внутреннего контроля, а не в увеличении количества проверенных заново операций [7].

Видео (кликните для воспроизведения).

http://moluch.ru/archive/262/60616/

Система внутреннего финансового контроля это
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here