Соблюдение требований валютного законодательства

Компании, работающие с иностранцами, обязаны знать требования валютного законодательства

Внешнеторговый рынок привлекает своими перспективами, расширением международных торговых связей и развитием бизнеса за пределами страны. Вступление в такие правоотношения требует изучения основ отечественного валютного законодательства и неукоснительное соблюдение его норм.

Нарушение требований законодательства при совершении валютных операций влечет за собой наложение штрафных санкций по нормам КОАП РФ. Контроль за российскими организациями при осуществлении валютных переводов возложен на налоговые инспекции.

По одному такому делу ООО «ТК Амботис Турс Сервис» не было согласно с решением АС г. Москвы о законности штрафа, наложенного на него налоговой инспекцией № 2 по г. Москве. Общество обжаловало постановление в 9-ый ААС, который подтвердил правомерность ранее принятого судебного акта (постановление от 9 июля 2018 г. по делу № А40-5799/2018).

Обстоятельства совершенного нарушения

В октябре 2016 года Общество подписало договор на туристические услуги с иностранной компанией – нерезидентом. В ноябре того же года в банке (ПАО «ВТБ 24») был оформлен соответствующий паспорт на сделку.

Общество перевело иностранному контрагенту в качестве аванса сумму в размере 6000 американских долларов. А в справочной документации, подлежащей заполнению в банке при осуществлении операций с валютой, указало 12 декабря 2016 года в качестве даты возврата авансового платежа.

Иностранная компания оказала услуги в сфере туризма лишь 20 января 2017 г., то есть на 39-ый день со дня обозначенного в справке срока. Данные обстоятельства зафиксированы в акте от 20.01.2017 г. № 1/2016.

Внешнеторговая деятельность регулируется законом № 173-ФЗ от 10.12.2003 г., устанавливающего правила в сфере валютного регулирования и валютного контроля.

Если иностранная компания не выполняет обязательство по возврату услуги отечественному контрагенту в указанные в договоре сроки, то последний обязан сделать все необходимое для их возврата на территорию России (п.2 ч. 1 ст. 19 Закона № 173-ФЗ).

В нарушение данной нормы Общество, начиная с 13 декабря 2016 года, не принимало меры для возвращения платы в виде аванса, поступившего иностранной компании в счет не оказанных услуг.

По данному факту должностное лицо налогового органа возбудило административное дело по ч.5 ст. 15.25 КоАП РФ. По итогам рассмотрения документов 21 декабря 2016 г. Общество признано виновным в нарушении внешнеторгового законодательства и ему назначен штраф в размере 9 тыс. 606 руб. 54 коп.

ООО «ТК Амботис Турс Сервис» посчитало, что в его действиях отсутствовали нарушения и оспорило постановление налоговой в АС г. Москвы. Но суд встал на сторону административного органа и отказал в жалобе. Поэтому Общество обратилось в вышестоящую инстанцию с просьбой перепроверить законность принятого решения.

Суд второй инстанции вновь изучил все документы, исследовал пояснения сторон и правовые нормы и пришел к тому же выводу, что и суд 1-ой инстанции.

Штрафы за нарушение валютного законодательства

Штраф за незаконную валютную операцию устанавливается в размере от 75% от суммы сделки.

За необеспечение своевременного получения валютной выручки на расчетный счет, если эквивалент невозвращенных средств в российской валюте не превышает 9 млн. рублей, то штраф для организаций и ИП составляет:

1) 1/150 ключевой ставки ЦБ от суммы нарушения за каждый день просрочки;

2) от 75% до 100% от суммы сделки.

Должностные лица в случае нарушения будут оштрафованы на сумму от 20 до 30 тыс. руб.

При превышении лимита в 9 млн. рублей, начинает работать статья 193 УК РФ. Тяжесть наказания будет зависеть от суммы и наличия отягчающих обстоятельств.

Банки усилят контроль за трансграничными переводами наличных

Банк России рекомендует участникам рынка усилить контроль за «сомнительными» трансграничными переводами наличных без открытия банковского счета, так как предприниматели могут использовать переводы средств физлицами для оплаты контрактов на поставку товаров и тем самым избегать валютного контроля, пишет РБК.

Под внимание Центробанка попали трансграничные переводы наличных, которые с минимальными временными интервалами в течение одного дня проводят одни и те же физические лица (так называемые серийные отправители).

Такие переводы, как правило, осуществляются через банковские отделения, расположенные в крупных торговых точках, где не используется контрольно-кассовая техника, или рядом с ними. «Серийные отправители» при этом переводят суммы, превышающие обычные суммы переводов физлиц (зарплаты, подарки, материальная помощь и т.д.). Часто средства переводятся нескольким получателям в одни и те же города.

Ранее Банк России называл розничную теневую торговлю основным каналом для вторичного нелегального обращения наличности вне банковского сектора. Объем теневой розничной торговли только в Москве ЦБ оценивал в 600 млрд руб. в месяц, а крупнейшими операторами по обращению наличности, по данным регулятора, являются столичные рынки ТЦ «Москва» (Люблино), ТК «Садовод» (на юго-востоке столицы, у МКАД) и «Фуд Сити» (Калужское шоссе, Новая Москва).

Штрафы для нарушителей валютного контроля снизят из-за санкций

Российским предприятиям, нарушителям правил валютного контроля, увеличат срок репатриации валюты на 30 дней и снизят штрафы до 30 процентов от объёма выручки пишет «Парламентская газета». Законопроект с такими поправками был рекомендован к первому чтению Комитетом Госдумы по финансовому рынку в понедельник.

Поясняя необходимость принятия поправок, замминистра финансов Алексей Моисеев отметил, что в настоящее время участились случаи, когда зарубежные контрагенты стали задерживать перечисления российским предприятиям по контрактам. Происходит это часто по причине усиливающегося санкционного давления и предприятия невольно вынуждены терпеть убытки. Согласно действующему закону, в случае просрочки зачисления валютной выручки на счета уполномоченного российского банка предприятию грозит штраф до 100 процентов от объёма валютной выручки.

Чтобы обезопасить отечественный бизнес от негативного влияния санкций, кабмин предлагает увеличить на 30 дней срок репатриации валютной выручки и снизить штрафы. Согласно нововведению, с нарушителей валютной дисциплины будут взимать от 5 до 30 процентов от объёма выручки.

Моисеев также уточнил, что при доработке проекта закона ко второму чтению, возможно, будут учтены интересы физических лиц, в отношении которых также действуют серьёзные санкции в случае нарушения правил валютного контроля.

Читайте так же:  Камеральная налоговая проверка шпаргалка

Бизнес просит смягчить ответственность за валютные нарушения

Бизнес попросил правительство отменить уголовную ответственность за валютные нарушения. Письмо премьер-министру Дмитрию Медведеву с такой просьбой 18 марта направили четыре бизнес-ассоциации (Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленная палата (ТПП), «Деловая Россия» и «Опора России»). С письмом ознакомились «Ведомости».

Валютный контроль слишком суров, а наказания за невыполнение его правил чрезмерно «жестки», жалуются авторы письма. Так, за нерепатриацию валютной выручки в особо крупном размере срок лишения свободы достигает пяти лет.

Нерепатриация выручки не может быть самостоятельным преступлением, а только отягчающим обстоятельством, например легализации преступных доходов, настаивают авторы письма, а саму статью предлагают отменить. Такой законопроект уже подготовил Российский экспортный центр (РЭЦ) для стимулирования экспорта, напоминают они.

Сами чиновники признают, что валютный контроль нужно смягчать, но обсуждают его реформу уже несколько лет. Сейчас экспортеры обязаны зачислять как рублевую, так и валютную выручку на свои счета в российских банках. За каждый день просрочки компания должна платить штраф в 1/150 ключевой ставки ЦБ, штраф за невозврат — 75–100% суммы сделки.

Призывал смягчить контроль и президент Владимир Путин. Но пока смягчения дождался только бизнес, попавший под санкции: ему возвращать валютную выручку в Россию больше не нужно.

Репатриации экспортной выручки предлагают отменить

Возвращение экспортной выручки в рублях при внешнеторговых расчётах резидентов и нерезидентов России может быть отменено.

Соответствующий законопроект от Минфина размещён на официальном портале правовых актов.

Действующие нормы, по мнению министерства, обуславливают значительную административную нагрузку на российских экспортеров, что, в том числе, не способствует расширению объемов несырьевого экспорта из Российской Федерации, а также недостаточная степень либерализации валютного ркгулирования в отношении зарубежных счетов граждан.

Законопроект предполагает либерализацию режима счетов резидентов зарубежных банков, а также отмену репатриации экспортной выручки в рублях при осуществлении внешнеторговых расчётов между резидентами и нерезидентами. Также документ устанавливает обязанность по уведомлению налоговых органов о действиях с зарубежными вкладами, открытыми в иных организациях финансового рынка.

Какие сделки, подлежащие валютному контролю?

1. Переводы денежных средств или ценных бумаг через государственную границу.

2. Любые операции между нерезидентами и резидентами.

3. Сделки между нерезидентами в рублях.

4. Сделки между резидентами в иностранной валюте.

Основания для принятия судебного акта

Судья, перед принятием решения, сделал следующие выводы по делу:

  • Общество не доказало, что принимало попытки к соблюдению требований Закона № 173-ФЗ;
  • обстоятельства совершения нарушения нашли документальное подтверждение;
  • допущенное Обществом нарушение было окончено в момент нарушения правил валютного законодательства, причем не имеет значения наличие негативных последствий для общества;
  • налоговые органы применили допустимый размер штрафа относительно совершенного проступка (выбрана минимальная санкция);
  • административный орган не допустил нарушений в процессе привлечения Общества к ответственности;
  • суд 1-ой инстанции принял решение в строгом соответствии с процедурой, предусмотренной АПК РФ.

На основании изложенного апелляция заключила, что вина Общества доказана, и в жалобе отказала.

Таким образом, все организации, решившие работать по внешнеторговым договорам, обязаны знать все требования валютного законодательства и исполнять его.

Разработаны новые правила налогового контроля за соблюдением валютного законодательства

Madrabothair / Depositphotos.com

ФНС России опубликовала административный регламент проведения контроля и надзора за соблюдением валютного законодательства 1 (приказ ФНС России от 26 августа 2019 г. № ММВ-7-17/[email protected]). Документ вступит в силу только после издания приказа, отменяющего действующий сейчас аналогичный регламент (приказ Минфина РФ от 4 октября 2011 г. № 123н).

В новом документе добавляются правила проверки соответствия проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу, условиям лицензий и разрешений, а также соблюдения резидентами обязанности уведомлять налоговые органы об открытии счетов в зарубежных банках и представлять отчеты о движении средств по таким счетам.
Обновились также и обязанности должностных лиц налоговых органов, проводящих проверки. Так, теперь прописывается, что они должны соблюдать коммерческую, налоговую и банковскую тайну, истребовать в рамках межведомственного взаимодействия необходимые документы и информацию, а также знакомить с ней руководителя проверяемой организации или иное уполномоченное лицо.

Проверяемые лица, в свою очередь могут не только знакомиться с актами проверок, подавать возражения или требовать возмещения ущерба, причиненного неправомерными действиями проверяющих, но и знакомиться с документами и информацией, полученной проверяющими в рамках межведомственного обмена.

Результатом осуществления госконтроля может быть теперь не только акт проверки, но и докладная записка на имя руководителя налогового органа о нецелесообразности проведения проверки, а также предписание об устранении выявленных нарушениях валютного законодательства. Такое предписание выдается в случае невыполнения субъектом проверки обязанностей, предусмотренных валютным законодательством.

Изменен и срок осуществления госконтроля. В действующем сейчас регламенте указано, что при определении проверяемого периода и сроков исполнения госконтроля должен учитываться срок давности привлечения к административной ответственности, согласно которому резиденты и нерезиденты обязаны хранить документы и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции. Согласно новой версии документа срок осуществления контроля составляет 485 рабочих дней – это два неполных года.

Валютный контроль, его цели, функции и роль в совершении валютных сделок

В 2019 году в России процедура валютного контроля проводится по новым правилам. Во-первых, с 1 марта 2018 года применяется Инструкция Центрального банка Российской Федерации №181-И от 16 августа 2017 года. Во-вторых, 14 мая 2018 года начали действовать поправки в базовый Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, регламентирующий проведение валютного контроля. В результате был несколько изменен порядок прохождения валютного контроля, упразднены некоторые документы и скорректированы суммы штрафов.

Обзор налоговых новостей, судебной практики и законопроектов (Taxadvisor Weekly №34)

Все самое важное в налоговой сфере за прошлую неделю: новости, разъяснения, судебная практика, изменения законодательства.

Какие новые правила валютного контроля вступили в мае

  • валютных операций между резидентами;
  • счетов резидентов в банках за пределами РФ;
  • прав и обязанностей резидентов при валютных операциях.

А ваш валютный контроль так умеет?

Представьте, что вам пришли деньги от кипрской компании — в рублях. Как вы думаете, что будет дальше?

Читайте так же:  Причины уклонения от уплаты налогов модель лаффера

Валютный контроль ужесточается. ТОП-5 важных правил, чтобы не попасть

Какие документы предоставить, чтобы избежать санкций.

Обзор налоговых новостей, судебной практики и законопроектов (Taxadvisor Weekly №34)

Все самое важное в налоговой сфере за прошлую неделю: новости, разъяснения, судебная практика, изменения законодательства.

Как отчитываться по зарубежным счетам в 2020 году

Какие зачисления на зарубежные счета теперь разрешены? В каких странах зачисления на счета ограничены? Нужно ли теперь сообщать налоговой о счетах в небанковских организациях?

Закон о валютном контроле изменится

Минфин подготовил проект федерального закона о поправках в закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках за пределами РФ, и репатриации денежных средств.

В настоящее время репатриация денежных средств в рублях является одной из причин, препятствующих экспансии российского бизнеса за рубежом, включая наращивание несырьевого экспорта из РФ, а также препятствующих достижению макроэкономических целей снижения оттока капитала и стабильности валютного курса в условиях отсутствия требования обязательной продажи валютной выручки, отмечается в пояснительной записке к проекту.

Законопроектом предлагается отменить установленное Законом требование обязательности репатриации резидентами на свои счета в уполномоченных банках валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями договоров (контрактов), заключенных между резидентами и нерезидентами, за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, а также требование об обязательности возврата на свои счета в уполномоченных банках денежных средств в валюте РФ, уплаченных нерезидентам за неввезенные в РФ (неполученные на территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Согласно законопроекту при осуществлении расчетов с нерезидентами по внешнеторговым договорам в валюте РФ резиденты вправе в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами, заключенными между резидентами и нерезидентами, получать от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках валюту РФ, причитающуюся за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, либо получать от нерезидентов валюту РФ на свои счета, открытые в банках за пределами территории РФ, либо получать исполнение обязательства нерезидента в иной форме в соответствии с обычаями делового оборота и условиями внешнеторговых договоров, заключенных между резидентами и нерезидентами.

Федеральный закон № 265-ФЗ от 02.08.2019

О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств

Кто контролирует валютные операции?

На что можно налететь из-за валютного контроля: анонимный комментарий от сотрудника ФНС

На канале Баблишко анонимный эксперт из ФНС рассказывает о проблемах, с которыми могут столкнуться компании из-за валютного контроля.

Обзор налоговых новостей, судебной практики и законопроектов (Taxadvisor Weekly №36)

Все самое важное в налоговой сфере за прошлую неделю: новости, разъяснения, судебная практика, изменения законодательства.

Для чего нужен валютный контроль

Специалисты определяют валютный контроль как некий комплекс определенных действий, благодаря которым государство обеспечивает соблюдение и выполнение правил и законов, связанных с валютными расчетами, а кроме того, ограничивает отток капитала.

Для нерезидентов РФ российское законодательство предусматривает возможность свободного осуществления валютных переводов без каких-либо ограничений. Более того, такие переводы разрешены между резидентами и нерезидентами РФ. А вот между резидентами РФ переводы в валюте запрещены за исключением нескольких оговоренных законом случаев [1] .

Валютному контролю в обязательном порядке подлежат сделки, для которых в качестве основной используется иностранная валюта. То есть в том случае, если валюта используется российской компанией, например, для расчетов с зарубежными партнерами, сделка обязательно должна пройти валютный контроль, и при этом неважно, импортом или экспортом занимается организация.

Валютный контроль в нашей стране осуществляет Правительство РФ, а кроме него, также органы и агенты валютного контроля. Для начала выясним, что же такое органы валютного контроля. Главный из них — это Центробанк РФ, но такую функцию может выполнять и федеральная исполнительная власть, наделенная соответствующими полномочиями от Правительства РФ. Центробанк России контролирует все валютные операции, которые проводятся кредитными и финансовыми организациями, и соответствие этих операций российскому законодательству. Деятельность федеральных органов власти в рамках валютного контроля и их взаимодействие по этому вопросу с Центробанком координирует также Правительство РФ.

В функционал органов валютного контроля входит:

  • издание нормативных актов;
  • контроль над исполнением положений законодательства;
  • надзор в сфере валютных операций;
  • проведение соответствующих проверок.

В свою очередь, обязанность контроля над резидентами и нерезидентами РФ, которые кредитными или финансовыми организациями не являются, ложится на агентов валютного контроля — так принято называть банки, обладающие соответствующими полномочиями и подчиняющиеся ЦБ РФ. Однако агентами могут быть и некоторые другие организации, среди которых Федеральная налоговая служба и «Внешэкономбанк». Агенты валютного контроля ведут и регулируют на территории РФ любые валютные операции с оформлением всех требуемых документов.

При осуществлении валютного контроля должно исключаться неоправданное вмешательство в операции государства и при этом обеспечиваться единство системы валютного урегулирования и контроля. Права любых участников валютных сделок защищены на государственном уровне.

Важно!

Видео (кликните для воспроизведения).

Согласно статье 15.25 КоАП РФ, нарушение валютного законодательства чревато для компаний последствиями в виде наложения крупных штрафов.

Этапы валютного контроля

Предполагается, что компания, ведущая расчеты в валюте, по умолчанию заранее открыла валютный счет, в противном случае для начала потребуется его открыть. На обычных рублевых счетах операции в иностранной валюте не производятся. Если валютный счет открывается в том же банке, где уже открыт счет в российских рублях (а обычно так и происходит), то потребуется всего лишь подать заявление, поскольку банк может использовать ранее предоставленные документы.

При открытии первого счета в большинстве случаев от клиента потребуют:

  • заявление по форме банка;
  • учредительные документы;
  • документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке с образцами подписей и оттиска печатей;
  • копии паспортов лиц, которые будут распоряжаться денежными средствами по счету.
Читайте так же:  Упрощенный валютный контроль

После необходимых формальностей валютный счет будет открыт, и с этого момента компания при каждом поступлении на него средств должна добровольно проходить валютный контроль, иначе пользоваться деньгами на счете будет просто невозможно.

Процедура валютного контроля с учетом внесенных в 2018 году изменений стала выглядеть для ее участников несколько проще. В первую очередь это касается тех компаний, которые проводят сделки с относительно небольшими суммами — до 200 000 рублей. В таком случае организации достаточно только сообщить код валютной операции банку, отметив его в специальной форме. В большинстве банков валютный контроль ведется в электронном виде, так что эту форму можно найти на сайте. В некоторых случаях банк может запросить у компании дополнительные документы по конкретному валютному переводу.

Если сумма контракта окажется больше 200 000 рублей, то придется направить в банк целый пакет документов (о них мы поговорим позже) или поставить контракт на учет — это следующий этап валютного контроля. В его ходе банк откроет специальную ведомость банковского контроля, внесет в нее контракт, присвоит ему индивидуальный номер и направит этот номер клиенту. По новым правилам постановка контракта на учет должна осуществляться банком за один рабочий день, все эти процедуры производятся в электронном виде.

После присвоения сделке номера и после ее проведения, компания обязана предоставить в банк справку о подтверждающих документах и сам пакет подтверждающих документов, которые необходимо подать в банк, в течение определенного времени:

  • не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором на документах, используемых в качестве таможенной декларации, проставлена отметка о дате их выпуска;
  • или не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.

Обычно такая справка также подается в электронном виде, ее проверку банк выполняет в течение трех рабочих дней, а затем снова направляет клиенту. Если же в подтверждающие документы вносились изменения, справку придется заполнить заново и в течение 15 дней со всеми нужными корректировками отправить в банк.

Заключительный шаг — подготовка отчетности и отражение информации о сделке в отчетных документах.

Какие документы нужно подавать в банк для контроля

С 2018 года пакет документов, которые необходимо предоставлять в банк для валютного контроля, также значительно изменился.

Во-первых , был отменен такой важный документ. как паспорт сделки, на оформление которого ранее требовалось не менее трех дней. С 2018 года организациям при совершении сделок в валюте необходимо только поставить контракт на учет. Это делается в двух случаях:

  1. если сумма контракта по экспорту составляет более шести млн рублей или эквивалентную сумму в валюте;
  2. если сумма контракта по импорту составляет более трех млн рублей или эквивалентную сумму в валюте.

Если сумма контракта не достигает 200 000 рублей, то такой контракт на учет не ставится. Если же она превышает 200 000 рублей, но при этом ее размер менее шести млн рублей для импорта или трех млн рублей для экспорта, то также можно обойтись без постановки на учет, однако потребуется предоставить банку дополнительные документы, объясняющие сделку, — сам контракт, счета, накладные и так далее.

Во-вторых , в банк больше не нужно направлять справку о валютных операциях. При совершении сделки на сумму, превышающую 100 000 долларов, до 2018 года в банк необходимо было подавать документы, подтверждающие необходимость осуществления такой сделки. Теперь при выполнении сделки на крупную сумму достаточно оформить и направить в банк только справку о подтверждающих документах, являющуюся основным отчетным документом для компаний. В банках таким документом, согласно новой инструкции, является ведомость банковского контроля.

Сами подтверждающие документы, список которых определяется особенностями проведения валютной операции, необходимо подавать одновременно со справкой. Например, при импорте или экспорте в качестве возможного подтверждающего документа предоставляется таможенная декларация и прочие товаросопроводительные, коммерческие или перевозочные документы.

Счета-фактуры, акты приема-передачи и прочие бумаги подаются в банк при расчетах за выполненные работы или услуги. Заполняется и подается справка обычно через банк-клиент или интернет-банк.

Согласно инструкции, компания может заключить с обслуживающим организацию банком соглашение, по которому обязанность по оформлению справки будет возложена на этот банк. В таком случае достаточно направить ему только необходимые документы и соответствующее заявление.

Агентам валютного контроля законодательство также разрешает требовать у компании дополнительные документы, касающиеся проведения валютных операций. Однако, в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, агенты валютного контроля вправе требовать предоставления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой операции. Все они не являются обязательными при каждой сделке и направляются в банк только по особому запросу.

Услуги банка, осуществляющего валютный контроль

За помощью при совершении валютных операций клиент может обратиться в банк-агент валютного контроля. Одной из таких кредитных организаций является «ЮниКредит Банк», работающий с 1989 года и выполняющий функции агента в полном соответствии с требованиями отечественного валютного законодательства. При этом он является крупнейшим российским банком с иностранным капиталом и находится на одной из лидирующих позиций на рынке корпоративных услуг.

Своим клиентам «ЮниКредит Банк» готов оказать следующие услуги в области валютного контроля:

  1. Консультации по вопросам валютного законодательства РФ.
  2. Анализ контрактов на их соответствие требованиям законодательства, содействие в подготовке новых контрактов.
  3. Консультирование по проведению валютных операций с применением различных форм расчета, включая аккредитивную, инкассовую, а также расчет путем банковского перевода.
  4. Консультирование по поводу изменений в валютном законодательстве, разъяснение специфики его применения на практике.
  5. Общее осуществление валютного контроля: помощь в составлении документов, постановка контрактов на учет, оформление справки о подтверждающих документах и прочее.

Тарифы на услуги кредитной организации можно узнать на сайте.

P. S. В 2018 году «ЮниКредит Банк» занял восьмое место по объему активов в рейтинге «Интерфакс-100». Финансово-кредитная организация имеет Генеральную лицензию на осуществление банковской деятельности №1 Банка России.

Валютный контроль ужесточается. ТОП-5 важных правил, чтобы не попасть

Валютные операции требуют соблюдения сроков их проведения

Статья 25 Закона № 173-ФЗ гласит, что если отечественная компания не выполнила требования законодательства о валютном регулировании и контроле, за совершенные нарушения последует ответственность согласно российским законам.

Читайте так же:  Бюджетные процедуры внутреннего финансового контроля

В КоАП РФ в ч. 5 ст. 15.25 сформулирован состав административного правонарушения по таким случаям. Кратко суть нарушения сводится к тому, что если организация, зарегистрированная на территории РФ, нарушит обязательства по возврату денежной суммы, перечисленной иностранному контрагенту за услуги, которые фактически не были оказаны в установленный договором срок, то она будет оштрафована. Штраф рассчитывается как 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ от той суммы, которая не была вовремя возвращена. Начисление происходит за каждый просроченный день.

Как следует из п. 2 ч.1 ст. 19 Закона № 173-ФЗ в процессе реализации внешнеторговых отношений российские контрагенты обязаны в установленные контрактом сроки принять меры к возврату в РФ денежных сумм, выплаченных иностранной стороне за еще не оказанные услуги.

Банком России в 2012 году принята специальная инструкция, устанавливающая правила сбора документов для проведения операций с валютой, в том числе по оформлению паспорта совершаемой сделки и порядка учета таких операций. Согласно п. 2.1. данного документа российская компания, перечисляя или списывая денежные средства с валютного счета в рамках внешнеторгового договора, обязана предъявить банку справку об операциях с валютой.

Из п. 2.9 Инструкции следует, что в данную справку российская компания может внести изменения (кроме данных о самой компании и о банке, в котором оформляются операции с валютой). Документ лишь ограничивает компанию во времени, допустимом для внесения исправлений: этот срок составляет не более 15 рабочих дней с момента возникновения такой необходимости. В подтверждение достоверности вносимых изменений предъявляются документы, и снова заполняется справка о проведении операций с валютой, но уже с откорректированными сведениями.

Судья установил, что в справочных данных Общества содержались сведения о дате возвращения авансового платежа в срок не позднее 12 декабря 2016 г. Иностранная компания этот платеж не вернула в указанный срок, справочные данные не изменялись Обществом, несмотря на то, что туристические услуги не были оказаны.

Общество не указало на обстоятельства, которые могли привести к невозможности выполнения требований Закона № 173-ФЗ. Не было у него и оправданий, почему оно не смогло принять меры к устранению указанного в протоколе нарушения.

Закон упоминает о необходимости возврата сумм, выплаченных за не полученные услуги. Но не говорит о конкретном сроке, в течение которого средства должны быть возвращены в Россию.

Если обратиться к упомянутой выше инструкции Банка России, то в ней имеется п. 11, согласно которому отечественная компания при заполнении паспорта сделки сообщает банку наибольший срок, необходимый для выполнения условий контракта в счет произведенных авансовых выплат.

ФТС России в 2010 г. разработало Методические рекомендации, в которых предлагается определять сроки возвращения денег в страну в соответствии с нормами п. 3 ст. 425 ГК РФ. Данное разъяснение применимо в тех случаях, когда порядок и сроки возврата стороны не предусмотрели в договоре.

Указанная норма гласит, что в договоре можно закрепить правило, согласно которому с прекращением договора прекращаются все обязательства по нему. В отсутствии такого условия договор продолжает действовать до полного исполнения контрагентами взятых на себя обязанностей.

Из чего можно сделать вывод, что если внешнеторговый контракт не содержит в тексте указание на срок возврата денег, то контролирующие органы проверяют выполнение требований Закона № 173-ФЗ на основании:

  • документальных данных, фиксирующих сведения о сроке завершения договорных отношений;
  • сведений о предположительном сроке исполнения контракта, которые отечественная компания указала в паспорте сделки. При этом не должно быть в договоре нормы, согласно которой обязанности подлежат исполнению до оговоренного сторонами момента.

Согласно п. 1.5 инструкции Банка России справочная документация по операциям с валютой, необходимая для их совершения, относится к видам учетной документации по производимым отечественными компаниями действиям с валютой.

Таким образом, Общество имело возможность избежать допущенного нарушения посредством внесения изменений в оформленные документы по сделке, но не выполнило этого.

Какие документы необходимо предоставить для валютного контроля?

1. Если размер суммы сделки не превышает 200 тыс. руб. — достаточно сообщить банку код операции.

2. В случае, если сумма сделки от 200 тысяч до 3 миллионов рублей, то в банк необходимо предоставить договор, счет или акт.

3. При импортных операциях от 3 до 6 млн. рублей необходим договор для регистрации.

4. Если сумма свыше 6 млн., то договор необходимо регистрировать и при импортных и при экспортных операциях.

Регистрация договора пришла на смену составлению паспорта сделки, оформление которого отменено.

Что делать, чтобы избежать нарушений?

1. Использовать для валютных операций соответствующий счет в уполномоченном банке.

2. Исключить взаиморасчеты в валюте между резидентами.

3. При осуществлении внешнеэкономической деятельности, предоставить в уполномоченный банк информацию о сроках выполнения договора и поступления валюты

4. При работе с нерезидентами, необходимо обеспечить возврат средств за невыполненные второй стороной обязательства, а также обеспечить получение средств в иностранной валюте за предоставленные услуги или поставленные товары.

5. Для переводов средств на счета, открытые за рубежом, необходимо предоставить уведомление налоговой об открытии счета, с отметкой о его получении.

Об этом и многом другом — смотрите наш ролик.

валютный контроль

Разработаны новые меры по либерализации валютного контроля

В Госдуму внесен законопроект № 891654-7.

Распределение обязанностей в суде по административным делам

Согласно ч.4 ст. 210 АПК РФ в спорах о незаконности решений административных органов, на основании которых возникает административная ответственность, бремя доказывания событий, повлекших возбуждение административного дела, ложится на тот орган, который принял оспариваемый акт.

В судебном процессе, проходящем по жалобе на решение по административному проступку, в обязанности суда входит следующее:

  • исследование законности принятого акта;
  • определение компетенции органа госвласти на принятие акта;
  • анализ оснований для наступления административной ответственности;
  • проверка соблюдения правил и сроков привлечения к ответственности;
  • другие моменты, необходимые для рассмотрения конкретного дела.

По правилу, закрепленному в ч. 7 ст. 210 АПК РФ апелляционный суд учитывает доводы заявителя, но не зависит о них. Дело исследуется так, как будто оно снова оказалось в суде 1-ой инстанции.

Читайте так же:  Ип не заплатил налог вовремя

Новое в валютном регулировании и контроле

Минфин предложил упростить валютный контроль для экспортёров IT- услуг

Валютный контроль для экспортёров высокотехнологичных услуг могут упростить. Законопроект с поправками в закон «О валютном регулировании и валютном контроле» подготовил Минфин, документ опубликован на официальном портале нормативных правовых актов.

Сейчас в России действуют требования по репатриации валютной выручки экспортёров, напоминает «Парламентская газета». Валютные резиденты при экспорте должны получать выручку на свои счета в уполномоченных российских банках. При этом в законодательстве прописан перечень случаев, когда можно обойтись без зачисления в российский банк, а провести зачёт встречных требований со стороны зарубежных партнёров.

Проектом закона предлагается дать правительству право расширять перечень таких случаев. В него могут войти, например, услуги в сфере информационных технологий и услуги в сфере образовательной деятельности, говорится в пояснительной записке.

Для средних и крупных компаний, в особенности в сфере информационных технологий, отсутствие возможности зачёта встречных требований приводит к дополнительным финансовым издержкам.

Правовое регулирование валютных операций

Как в 2018 физлицам отчитываться о зарубежных счетах: разъяснения ФНС

С 1 января 2018 года изменилось понятие валютного резидентства для физлиц и устранены отдельные избыточные обременения для физлиц — резидентов при совершении валютных операций с использованием счетов, открытых в банках за пределами РФ.

Об этом напомнила ФНС в письме № ОА-4-17/1317 от 25.01.2018.

Так, теперь понятие «валютный резидент» распространяется на всех физлиц — граждан РФ независимо от срока их пребывания на территории иностранного государства.

Новой редакцией части 2 статьи 12 Закона N 173-ФЗ дополнено определение налогового органа, в который резидент обязан предоставлять уведомление об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов).

С 1 января 2018 года физлица — резиденты, срок пребывания которых за пределами РФ в течение календарного года в совокупности составил более 183 дней, согласно новой редакции части 8 статьи 12 Закона N 173-ФЗ, освобождаются от обязанности уведомлять налоговые органы об открытии (закрытии, изменении реквизитов) зарубежных счетов, а также от обязанности представлять отчеты о движении средств по зарубежным счетам (вкладам). Кроме того, такая категория физлиц — резидентов вправе без ограничений осуществлять валютные операции по своим зарубежным счетам (вкладам), в том числе между собой.

Вместе с тем, установлен порядок представления уведомлений и отчетов физлиц — резидентов, срок пребывания которых за пределами РФ в истекшем календарном году в совокупности составил менее 183 дней и которые ранее не предоставляли уведомления и отчеты.

Указанные изменения распространяются, в том числе, на период 2017 года.

Кроме того, внесены изменения в части исключения обязанности физлиц — резидентов при первом переводе средств на свои зарубежные счета предъявлять уполномоченному банку уведомления налогового органа об открытии счета (вклада) с отметкой о принятии указанного уведомления.

Расширен перечень разрешенных случаев зачисления денежных средств на зарубежные счета физлиц — резидентов от продажи нерезидентам по договорам купли-продажи транспортных средств, а также недвижимого имущества, при определенных условиях.

Кроме того, внесены изменения в части дополнения права агентов валютного контроля в пределах своей компетенции запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов в части истребования документов, подтверждающие факт пребывания физлиц — резидентов за пределами РФ.

За 4 месяца 2019 г. Ярославской таможней проведено 45 проверок соблюдения требований валютного законодательства

Ярославская таможня, являясь органом валютного контроля, продолжает контролировать соблюдение участниками внешнеэкономической деятельности норм валютного законодательства, осуществляя постоянный надзор за поступлением выручки от экспорта товаров и своевременностью возврата платежей за неввезенные в Российскую Федерацию товары при импорте.

«За первые четыре месяца текущего года нашими сотрудниками проведено 45 проверок соблюдения требований валютного законодательства, по результатам которых были выявлены нарушения на сумму более 2,94 миллиардов рублей. Возбуждено 40 дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена статьей 15.25 КоАП России», — прокомментировала итоги работы подразделения начальник отдела валютного контроля Ярославской таможни Татьяна Маланьина.

«Основные нарушения связаны с невыполнением резидентами в установленный срок обязанности по обеспечению возврата денежных средств за не поставленные в Российскую Федерацию товары. Это часть 5-я статьи 15.25 КоАП России. По ней возбуждено наибольшее количество дел – 21. Еще 18 дел возбуждено по части 6 – 6.3 статьи 15.25 КоАП за нарушения установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, — сообщила начальник валютного подразделения таможни. — Одно дело по части 4 статьи 15.25 КоАП РФ по факту невыполнения резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета иностранной валюты, причитающихся за переданные нерезидентами товары», — добавила Татьяна Маланьина.

В 2019 году сумма штрафов наложенных на предприятия и организации, нарушившие валютное законодательство, составляет более 1,89 млрд рублей. Взыскано с января по апрель текущего года 1,21 млн. рублей. В среднем, в ходе проведения проверок, одним должностным лицом валютного отдела Ярославской таможни за отчетный период выявлено нарушений на сумму более 588,19 млн рублей.

Кроме административных наказаний, нарушителям валютного законодательства может грозить уголовная ответственность. Так, с начала текущего года сотрудниками правоохранительного блока Ярославской таможни в Главное следственное управление ГУ МВД России по г. Москве направлено 7 материалов с признаками преступлений по статье 193 УК РФ за уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации. Один материал передан по подследственности в ОМВД России по Кировскому району г.Ярославля. По другим материалам сотрудниками оперативно-розыскного подразделения Ярославской таможни проводятся проверочные мероприятия.

Видео (кликните для воспроизведения).

В целях усиления контроля и пресечения нарушений валютного законодательства, связанных с выводом капитала за пределы Российской Федерации, ярославские таможенники на постоянной основе информируют Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по ЦФО о контрактах, в которых имеются признаками преступлений по статье 193 УК РФ.

Источники

Соблюдение требований валютного законодательства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here