Соглашение об избежании двойного налогообложения с грузией

Содержание

Соглашение об избежании двойного налогообложения с грузией

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Письмо Федеральной налоговой службы от 13 ноября 2014 г. № ГД-4-3/[email protected] “О применении положений Соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенного между Правительством РФ и Правительством Украины”

Федеральная налоговая служба, рассмотрев письмо о налогообложении доходов российской организации, получаемых за пределами Российской Федерации, а также устранения двойного налогообложения, сообщает следующее.

Согласно статье 7 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины заключено и действует Соглашение об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов от 08.02.1995 (далее — Соглашение).

Пунктом 1 статьи 11 Соглашения предусмотрено, что проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогом в этом другом Государстве, если такой резидент имеет фактическое право на эти проценты.

Однако такие проценты могут также облагаться налогом в том Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Государства, но если получатель фактически имеет право на проценты, взимаемый налог не должен превышать 10 процентов от валовой суммы процентов (пункт 2 статьи 11 Соглашения).

Таким образом, пункт 2 статьи 11 Соглашения определяет право налогообложения процентов и за государством, в котором эти проценты возникают, если данный налог предусмотрен внутренним законодательством этого государства, но ограничивает такое право предельным налогом, рассчитываемым по ставке, не превышающей ставку, размер которой в двухстороннем Соглашении определяют Договаривающиеся Государства.

Соответственно, доход российской организации, полученный от источников в Украине в виде процентов, может облагаться налогом в Украине в размере, не превышающем 10 процентов от валовой суммы полученного дохода в виде процентов.

При этом на основании статьи 22 Соглашения, если резидент одного Договаривающегося Государства получает доход или владеет имуществом в другом Договаривающемся Государстве, которые в соответствии с положениями Соглашения могут облагаться налогом в другом Государстве, сумма налога на этот доход или имущество, уплаченная в этом другом Государстве, подлежит вычету из налога, взимаемого с такого резидента в связи с таким доходом или имуществом в первом упомянутом Государстве. Такой вычет, однако, не будет превышать сумму налога первого Государства на такой доход или имущество, рассчитанного в соответствии с его налоговым законодательством и правилами.

Согласно положениям пунктов 1, 2 статьи 311 НК РФ доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.

При этом согласно пункту 3 статьи 311 НК РФ суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, зачитываются при уплате этой организацией налога на прибыль организаций в Российской Федерации.

Зачет производится при условии представления налогоплательщиком документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами Российской Федерации: для налогов, уплаченных самой организацией, — заверенного налоговым органом соответствующего иностранного государства, а для налогов, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором налоговыми агентами, — подтверждения налогового агента.

Таким образом, в целях осуществления процедуры зачета сумм налога, уплаченных российской организацией (удержанных с доходов российской организации) в иностранном государстве, российская организация должна:

— отразить доходы (проценты), полученные ею от иностранных организаций, в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за отчетные (налоговые) периоды, в которых эти доходы (проценты) получены;

— представить в налоговый орган Российской Федерации по месту своей постановки на учет вместе с декларацией по налогу на прибыль организаций декларацию о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, по форме, утвержденной Приказом МНС России от 23.12.2003 N БГ-3-23/[email protected], и документы, предусмотренные в пункте 3 статьи 311 Кодекса.

Действительный государственный
советник Российской Федерации 3 класса
Д.Ю. Григоренко

Договор как метод устранения двойного налогообложения

Рассматривая принципы налоговой системы, мы отмечали, что одним из них является принцип однократности, т. е. недопустимости повторного взимания налога с одного и того же объекта за один и тот же период времени.

Однако исходя из особенностей налогового законодательства в разных странах, один и тот же объект может одновременно подпадать под обложение налогом в обеих странах. К примеру, дивиденды, полученные в иностранном государстве физическим лицом, являющемся налоговым резидентом РФ.

Для избежания двойного налогообложения РФ заключает с иностранным государствами специальные соглашения. И, например, уплаченный в иностранном государстве налог с дивидендов в указанном выше случае может быть зачтен при исчислении налога в РФ. Но сделать это можно только при наличии с иностранным государством соответствующего соглашения об избежании двойного налогообложения (п. 2 ст. 214 НК РФ).

При этом такие международные договоры имеют высшую юридическую силу по сравнению с российским налоговым законодательством (п. 1 ст. 7 НК РФ).

Читайте так же:  Отменен ли земельный налог

В этих соглашениях указываются лица, к которым договоры применяется, налоги, на которые распространяется соглашения, а также порядок их применения к конкретным налогооблагаемым объектам.

Такие договоры или соглашения также часто именуются конвенциями.

Обзор документа

Минфин составил список международных договоров об избежании двойного налогообложения. Они заключены в т. ч. с Австралией, Белоруссией, Болгарией, Грецией, Индией, Ираном, Китаем, Кубой, Мексикой, Монголией.

Список стран с кем Россия имеет соглашения об избежании двойного налогообложения

Двойным налогообложением считается одновременное обложение одинаковыми налогами доходов, полученных в разных странах. Как правило двойное налогообложение образуется тогда, когда налоговый нерезидент (физическое или юридическое лицо, которое не проживает / не находится постоянно на территории страны, гражданином или субъектом которой оно является) должен платить налоги от своей прибыли одновременно и по месту своего гражданства и по месту своего фактического нахождения.

Чтобы избежать налоговых коллизий и упростить жизнь налогоплательщикам страны подписывают двухсторонние соглашения, договора или конвенции об избежании двойного налогообложения. Россия также имеет ряд подобных договоров с другими странами. В списке на этой странице представлены действующие международные договоры Российской Федерации об избежании двойного налогообложения, на текущий год в него входят более 80 стран.

Список стран с кем Россия имеет соглашения об избежании двойного налогообложения

Договоры об избежании двойного налогообложения между государствами представляют собой межправительственные соглашения или конвенции, призванные не допустить одновременное налогообложение одного и того же дохода в обеих странах. Подобные соглашения заключаются в целях поощрения экономического сотрудничества между странами. Однако, соглашения об избежании двойного налогообложения, как правило, действуют в отношении лишь определённых видов налогов: на прибыль, на прирост капитала и на имущество. Правовое регулирование проблем двойного налогообложения осуществляется в соответствии со статьёй №232 Налогового Кодекса РФ.

Соглашение об избежании двойного налогообложения

Порядок налогообложения в РФ доходов, полученных в иностранном государстве, и заграничного имущества зависит не только от того, в какой стране возник объект налогообложения и является ли лицо, получившее доход или владеющее имуществом, налоговым резидентом РФ. Порядок этот зависит и от того, заключен ли между РФ и иностранным государством договор об избежании двойного налогообложения.

Обзор документа

Ссылаясь на межправительственное Соглашение России и Украины об избежании двойного налогообложения, ФНС России пояснила следующее.

Доход российской организации, полученный от источников в Украине в виде процентов, может облагаться налогом в Украине в размере, не превышающем 10%.

Кроме того, разъяснено, что суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, зачитываются при уплате этим юрлицом налога на прибыль в России.

В целях осуществления процедуры зачета сумм налога, уплаченных в иностранном государстве, от российской организации требуется следующее. Она должна отразить доходы (проценты) от иностранных юрлиц в декларации по налогу на прибыль за периоды, в которых эти доходы (проценты) получены. Кроме того, в российский налоговый орган нужно подать декларацию о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами нашей страны.

Соглашение об избежании двойного налогообложения с грузией

В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.
Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.
Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ.

Дата обновления БД:

18.02.2020

23 / 81

Всего документов в БД:

98051

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество

от 4 августа 1999 года

Правительство Российской Федерации и Правительство Грузии, руководствуясь стремлением развивать и укреплять экономическое, научное, техническое и культурное сотрудничество между обоими Договаривающимися Государствами, и в целях избежания двойного налогообложения доходов и имущества решили заключить настоящее Соглашение и договорились о нижеследующем:

Статья 1 Лица, к которым применяется Соглашение

Настоящее Соглашение применяется к лицам, являющимся резидентами одного или обоих Договаривающихся Государств.

Статья 2 Налоги, на которые распространяется Соглашение

1. Настоящее Соглашение применяется к налогам на доходы (прибыль) и имущество, взимаемым в Договаривающихся Государствах, независимо от способа их взимания.

2. Налогами на доходы (прибыль) и имущество считаются все налоги, взимаемые с общей суммы доходов или капитала, или с отдельных элементов доходов или имущества, включая налоги с доходов от отчуждения движимого или недвижимого имущества, взимаемые с общей суммы заработной платы или жалования, выплачиваемых предприятиями, а также налоги на увеличение стоимости имущества.

3. Налогами, к которым применяется настоящее Соглашение, в частности, являются:

(i) налог на прибыль (доход) предприятий;

(ii) подоходный налог с физических лиц;

(iii) налог на имущество предприятий;

(IV) налог на имущество с физических лиц (в дальнейшем именуемые «налоги Грузии»)

b) в Российской Федерации:

(i) налог на прибыль (доход) предприятий и организаций;

(ii) подоходный налог с физических лиц;

(iii) налог на имущество предприятий; и

(IV) налог на имущество физических лиц (далее именуемые «налоги Российской Федерации»);

4. Настоящее Соглашение применяется также к любым идентичным или по существу аналогичным налогам, которые будут взиматься в любом из Договаривающихся Государств в дополнение к существующим налогам или вместо них, после даты подписания настоящего Соглашения. Компетентные органы Договаривающихся Государств уведомят друг друга о любых существенных изменениях в их соответствующем налоговом законодательстве.

Статья 3 Общие определения

1. В целях настоящего Соглашения, если из контекста не вытекает иное:

a) термины «Договаривающееся Государство» и «другое Договаривающееся Государство» означают Грузию или Российскую Федерацию в зависимости от контекста;

b) термин «Грузия» означает все сухопутное пространство внутри ее границ, признанных мировым сообществом, внутренние воды и территориальное море, их недра и воздушное пространство над ними, на которые распространяется суверенитет Грузии, а также прилегающие к ее территориальному морю исключительную экономическую зону и континентальный шельф, в отношении которых Грузия осуществляет свои суверенные права в соответствии с международным правом;

c) термин «Российская Федерация» означает территорию Российской Федерации, а также ее исключительную экономическую зону и континентальный шельф, определяемые в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года;

d) термин «лицо» означает физическое лицо, компанию или любое другое объединение лиц;

Читайте так же:  Расчет земельного налога снт

e) термин «компания» означает любое корпоративное образование или любую другую организацию, которая для целей налогообложения рассматривается как корпоративное образование;

f) термины «предприятие одного Договаривающегося Государства» и «предприятие другого Договаривающегося Государства» означают соответственно предприятие, управляемое резидентом одного Договаривающегося Государства, и предприятие, управляемое резидентом другого Договаривающегося Государства;

g) термин «международная перевозка» означает любую перевозку морским, воздушным судном, автомобильным или железнодорожным транспортным средством, эксплуатируемым предприятием Договаривающегося Государства, кроме случаев, когда такая перевозка осуществляется исключительно между пунктами, расположенными в другом Договаривающемся Государстве;

h) термин «фактическое место управления предприятием» означает место физического расположения данного предприятия и каждодневного управления этим предприятием, независимо от места нахождения органов высшего контроля над этим предприятием и от места получения предприятием доходов от своей деятельности;

i) термин «компетентный орган» означает:

— в Российской Федерации — Министерство финансов Российской Федерации или уполномоченного им представителя;

— в Грузии — Министра финансов или его полномочного представителя;

j) «национальное лицо» означает:

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество (Москва, 4 августа 1999 г.) (не вступило в силу)

Соглашение
между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество
(Москва, 4 августа 1999 г.)

ГАРАНТ:

См. справку о двусторонних международных договорах РФ об избежании двойного налогообложения

Правительство Российской Федерации и Правительство Грузии, руководствуясь стремлением развивать и укреплять экономическое, научное, техническое и культурное сотрудничество между обоими Договаривающимися Государствами, и в целях избежания двойного налогообложения доходов и имущества решили заключить настоящее Соглашение и договорились о нижеследующем:

Совершено в Москве 4 августа 1999 года в двух экземплярах, каждый на русском и грузинском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество (Москва, 4 августа 1999 г.)

Соглашение не вступило в силу (вступает в силу с даты получения последнего уведомления о выполнении процедур, требуемых в соответствии с законодательством каждой страны для вступления в силу настоящего Соглашения)

Соглашение не ратифицировано Российской Федерацией

Текст Соглашения опубликован в Сборнике документов «Соглашения об избежании двойного налогообложения». Часть вторая. — М.: Юридит. лит., 2001. — 328 с.

Соглашение об избежании двойного налогообложения с грузией

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Информация Минфина России от 24 января 2019 г. «Список международных договоров об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и другими государствами»

С какими странами РФ заключила соглашения?

В соответствии с Информационным письмом Минфина России на 01.01.2018 действуют 83 международных договора об избежании двойного налогообложения между РФ и другими государствами. По сравнению с данными на 01.01.2017 перечень пополнила Бразилия. Список международных договоров приведен на сайте Минфина РФ по ссылке.

Приведем некоторые из них:

№ п/п* Государство Дата подписания Дата вступления в силу Применяется с
1 Австралия 07.09.2000 17.12.2003 01.01.2004 8 Белоруссия 21.04.1995 20.01.1997 01.01.1998 12 Бразилия 22.11.2004 19.06.2017 01.01.2018 13 Великобритания 15.02.1994 18.04.1997 01.01.1998 17 Германия 29.05.1996 30.12.1996 01.01.1997 21 Израиль 25.04.1994 07.12.2000 01.01.2001 29 Казахстан 18.10.1996 29.07.1997 01.01.1998 34 Китай 13.10.2014 09.04.2016 01.01.2017 37 Корея 19.11.1992 24.08.1995 01.01.1996 40 Латвия 20.12.2010 06.11.2012 01.01.2013 66 Соединенные Штаты Америки 17.06.1992 16.12.1993 01.01.1994 67 Таджикистан 31.03.1997 26.04.2003 01.01.2004 72 Украина 08.02.1995 03.08.1999 01.01.2000 75 Франция 26.11.1996 09.02.1999 01.01.2000 83 Япония 18.01.1986 27.11.1986 01.01.1987

* по Списку на 01.01.2018, приведенному в Информационном письме Минфина России.

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения как составная часть налогового законодательства

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения, применяющиеся на территории Российской Федерации, входят в систему права Российской Федерации и имеют приоритетное действие по сравнению с положениями национального налогового законодательства.

Статьей 15 Конституции Российской Федерации установлено, что международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и если международным договором установлены правила иные, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Аналогичные правила установлены статьей 7 НК РФ.

В связи с этим, при налогообложении иностранных лиц необходимо исходить прежде всего из положений международных договоров в области налогообложения.

Международный договор, о котором идет речь в статье 7 НК РФ, в международном праве может иметь различные наименования: договор, соглашение, конвенция и другие.

Целью заключения международного договора является достижение между государствами или иными субъектами международного права соглашения, устанавливающего их взаимные права и обязанности в налоговых отношениях для избежания двойного налогообложения.

Вопросы налогообложения лиц – резидентов одного государства в отношении их доходов, выплачиваемых в другом государстве, регулируются законодательством этих двух стран. При этом любое государство обладает исключительным правом взимать налоги на своей территории в соответствии с национальным налоговым законодательством, которое распространяется, в том числе, и на иностранные организации.

Именно по этой причине возникает двойное налогообложение иностранных организации, когда лицо – резидент одной страны получает доходы из источников, расположенных в другой стране, владеет имуществом (как правило, недвижимым) в другой стране или осуществляет деятельность, в результате которой возникают доходы или иной объект налогообложения в другой стране. Для указанных ситуаций характерно, что одно и то же лицо рассматривается налоговым законодательством в качестве налогоплательщика или один и тот же объект рассматривается в качестве объекта налогообложения одновременно в двух или более странах.

Читайте так же:  Зарплата сотрудника налоговой инспекции службы камеральных проверок

Например, доходы, полученные иностранной организацией из источников в Российской Федерации, подлежат обложению в Российской Федерации в соответствии с положениями НК РФ. При этом эти доходы, полученные на территории Российской Федерации, являются также объектом налогообложения в соответствии с законодательством иностранного государства получателя дохода. Соответственно, налог в этом случае уплачивается дважды: в первый раз – в соответствии с нормами налогового законодательства государства – источника дохода, второй – согласно нормам внутреннего законодательства государства — получателя дохода.

Положения международного договора определяют правила разграничения прав каждого из государств по налогообложению организаций одного государства, имеющим объект налогообложения в другом государстве.

Кроме того, суммы налога, выплаченные в государстве – источнике дохода в соответствии с внутренним налоговым законодательством этого государства, могут засчитываться при уплате налога иностранной организацией за рубежом. Процедура зачета уплаченных налогов за рубежом регламентируется налоговым законодательством иностранного государства. В России применяется аналогичный порядок, предусмотренный статьей 232, 311 НК РФ.

Как правило, размер засчитываемых налогов, выплаченных в государстве – источнике дохода, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией за рубежом по соответствующим доходам, рассчитанного в соответствии с налоговым законодательством и правилами иностранного государства. Зачет производится при условии предъявления налогоплательщиком документа, подтверждающего удержание налога в государстве – источнике дохода.

Видео (кликните для воспроизведения).

Необходимо учитывать, что действующие международные налоговые соглашения (об избежании двойного налогообложения) определяют только правила разграничения прав каждого из государств по налогообложению организаций одного государства, имеющих объект налогообложения в другом государстве, однако методы реализации этих положений: порядок исчисления, уплаты налога, взыскания сумм налогов, не уплаченных в установленные сроки, и привлечения к ответственности за допущенные налогоплательщиком нарушения – устанавливают внутригосударственные нормы налогового права.

Кроме устранения двойного налогообложения, международные соглашения преследуют цель выработки механизмов по предотвращению уклонения от налогов и уменьшения возможностей злоупотребления нормами соглашений в целях избежания налога посредством обмена информацией между компетентными органами соответствующих государств.

Соглашения об избежании двойного налогообложения (договоры, конвенции) – многосторонние и двусторонние соглашения, устанавливающие нормы, в соответствии с которыми достигается избежание двойного налогообложения:

1) доходов, получаемых физическими лицами и юридическими лицами;

2) имущества и доходов от реализации имущества;

3) доходов и имущества в сфере международных перевозок;

4) доходов от авторских прав и лицензий (интеллектуальной собственности).

Соответственно, двойное налогообложение в международных экономических отношениях может возникать в отношении следующих налогов:

1) подоходный налог с физических лиц;

2) налог на прибыль организаций;

3) налог на имущество (как физических лиц, так и юридических лиц, налог на недвижимость и другие законы).

Соглашения об избежании двойного налогообложения, как правило, содержат:

1) перечисление видов налогов, регулируемых соглашением (статья «Налоги, на которые распространяется соглашение»);

2) определение круга лиц, на которых распространяется соглашение;

3) определения и установления условий налогообложения (ограничений по налогообложению) в государстве – источнике дохода таких видов доходов, как:

— прибыль от коммерческой деятельности;

— доходы от зависимой личной деятельности (доходы от работы по найму);

— доходы от независимой личной деятельности (вознаграждения и гонорары);

4) определение способов избежания двойного налогообложения (освобождение от налогообложения или применение иностранного налогового кредита);

5) установление порядка выполнения соглашения сторонами (вступление в силу, срок действия, порядок прекращения действия соглашения, применение взаимосогласительных процедур).

Отдельные положения указанных Соглашений различаются между собой, поскольку Соглашения носят двусторонний характер и заключаются исходя из характера отношений между Россией и конкретной страной. Вместе с тем многие соглашения базируются на Модельной конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (далее ОЭСР) по налогам на доход и капитал и содержат аналогичные положения.

В связи с этим можно обобщить принципы налогообложения доходов в соответствии с международными соглашениями.

В целях применения соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Российской Федерацией (бывшим СССР), доходы подразделяются:

1) на доходы (прибыль) от коммерческой деятельности;

2) на особые виды доходов, для которых предусматриваются специальные режимы налогообложения, освобождение от налогообложения, налоговые кредиты.

Прибылью от коммерческой деятельности в контексте соглашений об избежании двойного налогообложения признаются доходы иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации.

Для такого вида доходов нормами соглашений об избежании двойного налогообложения, а также нормами национального налогового законодательства ряда стран устанавливаются основной режим налогообложения и стандартные формы устранения двойного налогообложения.

К особым видам доходов, для которых предусматриваются специальные режимы налогообложения, освобождение от налогообложения, относятся:

а) доходы от международных перевозок, дивиденды, проценты;

б) доходы от недвижимого имущества, от продажи недвижимого и движимого имущества, от авторских прав и лицензий (интеллектуальной собственности);

в) доходы от работы по найму;

г) доходы от независимой личной деятельности (профессиональных услуг), гонорары директоров предприятий, вознаграждения или иные доходы от государственной службы, пенсии;

д) доходы работников искусств и спортсменов, преподавателей, ученых, студентов и практикантов;

е) другие доходы.

Различия подходов к налогообложению доходов от отдельных видов деятельности определяются спецификой этих доходов, условиями и характером деятельности, а также характерными особенностями деятельности отдельных категорий субъектов налогообложения.

Статья соглашений «Прибыль от коммерческой деятельности» затрагивает все виды доходов за исключением тех видов, порядок налогообложения которых определяется в специальных статьях.

В соответствующей статье соглашения определяется, в каком государстве будет облагаться налогом тот или иной доход или та или иная его часть. Сам порядок процедуры налогообложения, условия и обязательные требования всегда устанавливаются в соответствии с национальным законодательством того государства, которое осуществляет налогообложение.

В статье соглашения «Прибыль от коммерческой деятельности» стороны, заключившие соглашение, в качестве объекта налогообложения рассматривают прибыль, то есть разницу между полученными доходами и расходами, понесенными для извлечения этих доходов, а в статьях, относящихся к специальным видам деятельности, речь идет о доходах.

Как правило, в соглашениях дается общая характеристика порядка расчета прибыли постоянного представительства и указываются те виды расходов, которые разрешено вычитать из облагаемого дохода для определения объекта налогообложения – прибыли, полученной через постоянное представительство. В типовом Соглашении это сформулировано следующим образом: «При определении прибыли постоянного представительства допускается вычет расходов, понесенных для целей деятельности этого постоянного представительства. При этом допускается обоснованное перераспределение документально подтвержденных расходов между лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве и его постоянным представительством в другом Договаривающемся Государстве. Такие расходы включают управленческие и общеадминистративные расходы, расходы на исследование и развитие, проценты и плату за управление, консультации и техническое содействие, понесенные как в Государстве, в котором расположено постоянное представительство, так и в любом другом месте».

Читайте так же:  Ответственность банков за нарушение валютного законодательства

Прибыль, относящаяся к постоянному представительству, должна определяться ежегодно одним и тем же методом, если только не будет веской и достаточной причины для его изменения.

Если прибыль включает в себя виды дохода, о которых отдельно упоминается в других статьях соглашения, то положения этих статей не затрагиваются положениями статьи «Прибыль от коммерческой деятельности».

Российская Федерация заключила со многими государствами соглашения об избежании двойного налогообложения.

В настоящее время действует свыше 70 международных соглашений (конвенций, договоров). Наряду с соглашениями, заключенными Правительством Российской Федерации, продолжают действовать соглашения, заключенные правительством СССР.

Действующие международные соглашения России об избежании двойного налогообложения доходов и имущества существенно различаются по целому ряду вопросов, в том числе в отдельных соглашениях нередко используются особые понятия и термины.

Помимо общих международных соглашений об устранении двойного налогообложения действует ряд специальных двусторонних соглашений, главным образом по устранению двойного налогообложения в сфере международных (морских и воздушных) перевозок, заключенных правительством СССР. Такие соглашения заключены с Алжирской Народно-Демократической Республикой (от 11.06.88 года), Аргентинской Республикой (от 30.03.1979 года), Греческой Республикой (от 27.01.76 года), Иракской Республикой (от 26.09.74 года), Ирландией (от 17.12.1986 года), Французской Республикой (от 04.03.70 года).

Россия является членом Женевских дипломатических и консульских конвенций, а также многосторонней Конвенции об избежании двойного налогообложения выплат авторского вознаграждения (Мадрид, 13 декабря 1979 года).

В отношениях с отдельными странами в 1990-е годы продолжали действовать соглашения между странами Совета Экономической Взаимопомощи об устранении двойного налогообложения доходов и имущества физических лиц (заключены 27 мая 1977 года в отношении Монголии, Словакии и Чехии), а также об устранении двойного налогообложения доходов и имущества юридических лиц (заключено 19 мая 1978 года; продолжало действовать в отношении тех же стран).

Самостоятельную группу составляют двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества Российской Федерации со странами – членами СНГ: Соглашение с Азербайджанской Республикой (от 03.07.97 года), Соглашение с Республикой Беларусь (от 21.04.95 года), Соглашение с Республикой Узбекистан (от 02.03.94 года; ратифицировано 24.04.95 года), с Украиной (от 08.02.95 года).

Более подробно с вопросами, касающимися бухгалтерского и налогового учета в иностранных организациях на территории Российской Федерации, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Иностранные организации и их представительства».

Часть 1: Анализ всех соглашений об избежании двойного налогообложения России

Часть 1: Анализ всех соглашений об избежании двойного налогообложения России в отношении налога у источника при выплате дивидендов из России

Долгие годы одной из самых популярных юрисдикций для регистрации иностранной компании среди русскоязычных клиентов был Кипр. Помимо вопросов обеспечения конфиденциальности Кипр был крайне популярен за простую схему применения соглашения об избежании двойного налогообложения между Россией и Кипром. Соглашение позволяло выплачивать дивиденды из России на Кипр с удержанием налога у источника всего лишь 5% (для сравнения НДФЛ при выплате дивидендов физическому лицу был 9% до 2015 года, сейчас — 13%).

Для использования соглашения достаточно, чтобы кипрская компания вложила в капитал российской компании не менее 100 000 USD или иной эквивалентной суммы. Однако, начавшаяся в конце 2014 года кампания по деофшоризации в России привела к множеству судебных разбирательств в России по правомочности применения соглашений при выплате дивидендов на Кипр по льготной ставке.

В Налоговый кодекс России была имплементирована статья 312, разрешающая использовать международные налоговые соглашения России только тогда, когда организация-получатель имеет фактическое право на доход. В случае если полученные иностранной организацией дивиденды подлежат только перераспределению реальному бенефициару структуры, то соглашение не может быть применено, и налог у источника должен быть удержан по той ставке, которая предусмотрена для той страны, резидентом которой является фактический получатель дохода. К примеру, российские суды признают ставку в размере 13%, если фактический получатель дохода — налоговый резидент России или 15%, если после кипрской компании стоит классический оффшор.

Таким образом, использование кипрских компаний становится гораздо более сложным и затратным с точки зрения администрирования бизнеса.

Рис.1: Популярная схема использования кипрских компаний

Цель настоящей публикации — рассмотреть все соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенные Россией, на предмет их анализа в отношении ставок налога у источника при выплате дивидендов из России в адрес иностранной организации. Обращаем внимание, что настоящая публикация является исключительно теоретическим исследованием и не служит практическим пособием и руководством к действию при выборе юрисдикции в международном налоговом планировании.

Сравнительная таблица всех подписанных Россией соглашений об избежании двойного налогообложения в отношении налога у источника при выплате дивидендов:

Вступило ли в силу соглашение?

Налог у источника при выплате дивидендов из России (льготная ставка)

Условия владения российской компанией для использования льготной ставки

Условия инвестирования в российскую компанию для использования льготной ставки

Иные условия для использования льготной ставки

Ставка налога при невозможности использовать льготную ставку

5%

Дивиденды должны выплачиваться из прибыли, которая обложена по нормальной ставке налога и дивиденды, выплачиваемые из России, должны быть освобождены от налога в Австралии.

Новое соглашение о двойном налогообложении между Грузией и Кипром

После распада Советского Союза, Кипр признал независимость Грузии в декабре 1991 года. В 1992-1993 году были установлены дипломатические отношения. В 1998 году страны подписали торговое соглашение, обе являются членами ВТО.

В отличие от многих других бывших советских республик, Грузия, получив независимость, не приняла ранее подписанное соглашение между Кипром и СССР от 1982 года о двойном налогообложении. Новое соглашение было подписано 13 мая 2015 года и вступит в силу после его ратификации, в соответствии с национальными правовыми процедурами обеих стран.

Соглашение было подписано в ходе 24-й ежегодной встречи членов Европейского банка реконструкции и развития, которую принимал грузинский парламент. По словам министра финансов Грузии, Нодара Хадури, данное соглашение станет дополнительной гарантией для инвесторов, что Грузия остается открытой страной, и местное налоговое законодательство удобно для инвестиций. Министр финансов Кипра, в свою очередь, отметил, что новое соглашение создаст дополнительный фундамент для реализации инвестиционных проектов как на Кипре, так и в Грузии.

Читайте так же:  Торговый сбор площадь торгового зала

Новое соглашение составлено в соответствии с Типовым соглашением ОЭСР 2010 года, с незначительными изменениями. Протокол соглашения разъясняет положения, касающиеся обмена информацией.

Налогообложение

Соглашение охватывает все налоги на доходы и капитал, взимаемые государством или каким-либо из его подразделений или местных органов власти, в том числе:

  • налог на прирост капитала
  • налог на доходы от отчуждения движимого или недвижимого имущества.

Конкретные налоги, которые применяются в случае с Грузией:

  • налог на доходы,
  • налог на прибыль,
  • налог на имущество.

В случае Кипра применяется:

  • налог на доходы,
  • налог на прибыль,
  • особый вклад в оборону страны (как правило, называют SDC налога),
  • налог на прирост капитала,
  • налог на недвижимое имущество.

Соглашение также будет применяться к любым идентичным или по существу аналогичным налогам, которые будут взиматься в будущем в дополнение или вместо существующих налогов.

Постоянное представительство

Статья 5 соглашения, которая касается вопросов постоянного представительства, воспроизводит положения модели ОЭСР почти дословно, с тем же определением постоянного представительства и тем же списком вспомогательных видов деятельности, которые на первый взгляд не приводят к возникновению постоянного представительства, в том числе:

  • хранение и отображение товаров,
  • поддержание запасов для переработки третьей стороной,
  • объект закупок или сбора информации,
  • объект для подготовительного или вспомогательного назначения.

Как и в модели ОЭСР, место управления, филиал, офис, завод, мастерская или шахта, нефтяная или газовая скважина, карьер или любое другое место добычи, разведки или эксплуатации природных ресурсов дают повод говорить о постоянном представительстве. Строительная площадка, строительный, монтажный или сборочный объект или связанная с ней надзорная или консультационная деятельность будут считаться постоянным представительством, если они длятся более девяти месяцев (а не 12 месяцев, прописанных в модели ОЭСР).

Как и в модели ОЭСР, соглашение предусматривает, что на независимого брокера или агента, который представляет собой предприятие, в ходе обычной своей деятельности, не будет распространяться это положение. Тем не менее, в случае, если лицо (иное, чем агент с независимым статусом) действует от имени предприятия в одном из государств, имеет полномочия заключать договора от имени предприятия и пользуется этими полномочиями, то будет считаться, что предприятие имеет постоянное представительство в этом государстве в отношении любой деятельности, которую это лицо осуществляет от имени предприятия. Это означает, что особую осторожность следует проявлять, выдавая общие доверенности, чтобы не рисковать случайным созданием постоянного представительства, что может повлечь потенциальные неблагоприятные последствия.

Доходы от недвижимого имущества

Как и в модели ОЭСР, доходы от недвижимого имущества облагаются налогом на территории государства, где находится имущество.

Прибыль от предпринимательской деятельности

Прибыль предприятия облагается налогом только со стороны государства, чьим резидентом оно является. Исключение: если предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность на территории другого государства и имеет там постоянное представительство, в этом случае прибыль, относящаяся к постоянному представительству, может облагаться налогом в государстве, на территории которого оно находится.

Прибыль предприятия от эксплуатации морских или воздушных судов в международных перевозках облагаются налогом только того из двух государств, на чьей территории предприятие является резидентом.

Дивиденды, проценты и роялти

Согласно новому соглашению, дивиденды, выплачиваемые резиденту одного договаривающегося государства резиденту другого договаривающегося государства подлежат налогообложению только во втором государстве. Бенефициарная собственность не оговаривается.

Проценты, возникающие в одном государстве и выплачиваемые резиденту другого, подлежат налогообложению только в том государстве, чьим резидентом является получатель.

Роялти, возникающие в одном договаривающемся государстве и выплачиваемые резиденту другого, также подлежат налогообложению только в том государстве, чьим резидентом является получатель, но при условии, что получатель является фактическим владельцем.

Прирост капитала

Доходы, полученные резидентом одного государства вследствие отчуждения недвижимого имущества, находящегося на территории другого государства, или от продажи недвижимого или движимого имущества, связанного с постоянным представительством, могут облагаться налогом в том государстве, на территории которого находится недвижимое имущество или постоянное представительство.

Устранение двойного налогообложения и недискриминация

Устранение двойного налогообложения достигается методом налогового кредита. В отношении доходов или капитала, которые освобождаются от налогов согласно другим положениям договора, государство, чьим резидентом является получатель, может принять во внимание освобожденный доход или капитал при расчете налоговых обязательств получателя (освобождение с прогрессией).

Что касается недискриминации, соглашение между Грузией и Кипром полностью воспроизводить модель ОЭСР, за исключением того, что не включает в себя процедуру арбитража для урегулирования вопросов, которые не могут быть решены иначе.

Статья об обмене информацией дословно воспроизводит статью 26 Типового соглашения ОЭСР.

Тем не менее, протокол к соглашению между Кипром и Грузией обеспечивает надежные гарантии против злоупотребления положениями об обмене информацией, требуя от государства, которое запрашивает информацию, выполнения определенных процедур.

Ни одна заявка не будет принята, если сторона, которая направляет запрос, не имеет взаимных процедур и средств получения подобной информации. Кроме того, каждый запрос должен содержать в письменной форме такую информацию как: личность человека, характер искомой информации, вид налога, основания и причины для подобного запроса и т.д.

По сути, это означает, что власти, запрашивающие информацию, должны иметь убедительные доказательства, прежде чем запросить информацию, и сделать аргументированный запрос. В качестве заключительной гарантии, должно быть получено письменное согласие Генерального прокурора, прежде чем какая-либо информация будет передана зарубежным налоговым органам.

Вступление в силу соглашения

Видео (кликните для воспроизведения).

Соглашение вступит в силу, когда оба правительства проинформируют друг друга о том, что необходимые конституционные процедуры были завершены. Положения соглашения будут иметь силу на территории обеих сторон с начала следующего года.

Источники

Соглашение об избежании двойного налогообложения с грузией
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here