Соглашение об избежании двойного налогообложения с нидерландами

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Нидерландов об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество (Москва, 16 декабря 1996 г.)

Соглашение
между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Нидерландов об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество
(Москва, 16 декабря 1996 г.)

ГАРАНТ:

См. Протокол к настоящему Соглашению от 16 декабря 1996 г.

См. справку о двусторонних международных договорах РФ об избежании двойного налогообложения

Правительство Российской Федерации и Правительство Королевства Нидерландов,

желая заключить Соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество,

согласились о нижеследующем:

Совершено в Москве 16 декабря 1996 года, в двух экземплярах, каждый на русском, голландском и английском языках, все три текста имеют одинаковую силу. В случае каких-либо расхождений в толковании русского и голландского текстов применяется английский текст.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Нидерландов об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество (Москва, 16 декабря 1996 г.)

Российская Федерация ратифицировала настоящее Соглашение Федеральным законом от 18 июля 1998 г. N 104-ФЗ

Соглашение вступило в силу 3 августа 1998 г.

Применяется в отношении налоговых лет и периодов с 1 января 1999 г.

Текст Соглашения опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 16 ноября 1998 г., N 46, ст. 5604, в Бюллетене международных договоров, январь 1999 г., N 1

Соглашение об избежании двойного налогообложения с нидерландами

В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.
Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.
Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ.

Дата обновления БД:

18.02.2020

23 / 81

Всего документов в БД:

98051

СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ КОРОЛЕВСТВА НИДЕРЛАНДОВ

от 16 декабря 1996 года

Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество

Правительство Российской Федерации и Правительство Королевства Нидерландов,

желая заключить Соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество,

согласились о нижеследующем:

Статья 1. Лица, к которым применяется Соглашение

Настоящее Соглашение применяется к лицам, которые являются резидентами одного или обоих Договаривающихся Государств.

Статья 1 применяется с учетом положений Протокола от 16.11.1996, являющихся неотъемлемой частью данного Соглашения.

Статья 2. Налоги, на которые распространяется Соглашение

1. Настоящее Соглашение применяется к налогам на доходы и имущество, взимаемым в Договаривающемся Государстве, независимо от имени каких органов этого Государства взимаются налоги или от способа их взимания.

2. Налогами на доходы и имущество считаются все налоги, взимаемые с общей суммы дохода, общей стоимости имущества или с отдельных элементов дохода или имущества, включая налоги с доходов от отчуждения движимого или недвижимого имущества, а также налоги с общей суммы заработной платы.

3. Существующими налогами, на которые распространяется Соглашение, в частности, являются:

a) в Нидерландах:

(i) подоходный налог (de inkomstenbelasting);

(ii) налог на заработную плату (de loonbelasting);

(iii) налог на компании (de vennootschapsbelasting), включая долю Правительства в чистой прибыли от эксплуатации природных ресурсов, взимаемый в соответствии с Законом о добыче полезных ископаемых от 1810 г. (de Mijnwet 1810) в отношении концессий, заключенных с 1967 г., или в соответствии с Законом о добыче полезных ископаемых на континентальном шельфе Нидерландов от 1965 г. (de Mijnwet continentaal Plat 1965);

(iv) налог на дивиденды (de dividendbelasting);

(v) налог на имущество (de vermogensbelasting)

(далее именуемые «нидерландские налоги»);

b) в Российской Федерации — налоги на доход, прибыль и имущество, взимаемые в соответствии со следующими Законами Российской Федерации:

(i) «О налоге на прибыль предприятий и организаций»;

Закон Российской Федерации от 27.12.1991 г. №2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» утратил силу с 1 января 2002 года в связи с принятием Федерального закона Российской Федерации от 06.08.2001 г. №110-ФЗ, кроме отдельных положений, которые утрачивают силу в особом порядке.

С 1 января 2002 года вопросы, касающиеся взимания налога на прибыль организаций, регулируются главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.

(ii) «О подоходном налоге с физических лиц»;

Закон Российской Федерации от 07.12.1991 г. №1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц» утратил силу в связи с принятием Федерального закона Российской Федерации от 05.08.2000 г. №118-ФЗ.

С 1 января 2001 года вопросы, касающиеся взимания налога на доходы физических лиц, регулируются главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

(iii) «О налоге на имущество предприятий» и

(iv) «О налогах на имущество физических лиц»

(далее именуемые «российские налоги»).

4. Настоящее Соглашение применяется также к любым подобным или по существу аналогичным налогам, которые будут взиматься после даты подписания Соглашения в дополнение или вместо существующих налогов. Компетентные органы Договаривающихся Государств уведомят друг друга о любых существенных изменениях в их соответствующих налоговых законах.

Статья 3. Некоторые общие определения

1. Для целей настоящего Соглашения, если из контекста не вытекает иное:

a) термины «одно Договаривающееся Государство» и «другое Договаривающееся Государство» означают Королевство Нидерландов (Нидерланды) или Российскую Федерацию (Россию) в зависимости от контекста; термин «Договаривающиеся Государства» означает Королевство Нидерландов (Нидерланды) и Российскую Федерацию (Россию);

b) «Нидерланды» означает часть Королевства Нидерландов, которая расположена в Европе, а также его исключительную экономическую зону, определенную в его законодательстве с учетом положений Конвенции ООН по морскому праву 1982 года;

Читайте так же:  Пенсионеры оплачивают налог на землю

c) «Российская Федерация» означает ее территорию, а также ее исключительную экономическую зону и континентальный шельф, определенные ее законодательством с учетом положений Конвенции ООН по морскому праву 1982 года;

d) термин «лицо» включает физическое лицо, компанию и любое другое объединение лиц;

e) термин «компания» означает любое корпоративное объединение или любое образование, ассоциацию или организацию, которая для налоговых целей рассматривается как корпоративное объединение или юридическое образование;

f) термины «предприятие одного Договаривающегося Государства» и «предприятие другого Договаривающегося Государства» означают соответственно предпринимательскую деятельность, осуществляемую резидентом одного Договаривающегося Государства, и предпринимательскую деятельность, осуществляемую резидентом другого Договаривающегося Государства;

g) термин «международная перевозка» означает любую перевозку морским или воздушным судном, эксплуатируемым предприятием Договаривающегося Государства, кроме случаев, когда морское или воздушное судно эксплуатируется исключительно между пунктами в другом Договаривающемся Государстве;

h) термин «граждане» означает:

(i) применительно к Нидерландам — любое физическое лицо, имеющее гражданство Нидерландов;

(ii) применительно к Российской Федерации — любое физическое лицо, имеющее ее гражданство;

i) термин «компетентный орган» означает:

1. в Нидерландах — Министра финансов или его

уполномоченного должным образом представителя;

2. в России — Министерство финансов или его

2. При применении Соглашения Договаривающимся Государством любой термин, не определенный в нем, имеет то значение, которое придается ему законодательством этого Государства в отношении налогов, на которые распространяется настоящее Соглашение, если из контекста не вытекает иное.

Статья 4. Резидент

1. Для целей настоящего Соглашения термин «резидент Договаривающегося Государства» означает любое лицо, которое по законодательству этого Государства подлежит налогообложению в нем на основании его местожительства, постоянного местопребывания, места управления, места регистрации или любого другого критерия аналогичного характера. Но этот термин не включает любое лицо, которое подлежит налогообложению в этом Государстве только в отношении доходов из источников в этом Государстве или в отношении находящегося в нем имущества.

2. Если в соответствии с положениями пункта 1 физическое лицо является резидентом обоих Договаривающихся Государств, то его положение определяется следующим образом:

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения

— международные соглашения, которые заключают между собой государства, с целью исключить двойное обложение налогом доходов и имущества граждан и организаций — один раз в одном государстве и другой раз в другом.

Российская организация выплачивает иностранной организации дивиденды. Налоговый кодекс России устанавливает, что при выплате дивидендов, российская организация, как налоговый агент, должна удержать и перечислить в бюджет налог по ставке 15%.

Иностранное государство также может предусматривать, что дивиденды облагаются налогом. В этом случае, налог с суммы дивидендов будет уплачен дважды – один раз в России и второй раз в иностранном государстве.

Международные соглашения определяют в каком государстве налог должен уплачиваться и в каком размере.

Термин Соглашение (конвенция, договор) об избежании двойного налогообложения на английском языке — Agreement (c onvention , treaty) for the avoidance of double taxation.

Комментарий

Россия заключила со многими иностранными государствами соглашения об избежании двойного налогообложения, которые исключают двойное обложение одного и того же дохода или имущества в России и в иностранном государстве и определяют в каком размере и в каком государстве налог должен быть уплачен. Таких соглашений много и они могут именоваться соглашением, конвенцией, договором. По количеству заключенных международных соглашений об избежании двойного налогообложения Россия является одним из лидеров, входя в ТОП 5 стран.

Соглашения заключены с большинством государств. Российская Федерация не заключает Соглашения с так называемыми оффшорными государствами. Перечень соглашений постоянно обновляется.

Часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации определяет, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Соответственно, соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенные Россией с иностранным государством имеют более высокую юридическую силу, чем Налоговый кодекс Российской Федерации. В результате, если российские лица (юридические или физические) получают доход от деятельности в другом государстве или иностранные лица, получают доходы в России, то нужно применять нормы соглашения.

Это же правило повторено в ст. 7 НК РФ: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.».

Российская организация выплачивает дивиденды организации из Германии. Налоговый кодекс России определяет, что дивиденды, выплачиваемые иностранным организациям должны облагаться налогом по ставке 15%. Российская организация, выплачивающая дивиденды, обязана удержать и перечислить в российский бюджет сумму налога.

Россия заключила с Германией Соглашение от 29.05.1996 «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество». Статья 10 «Дивиденды» соглашения определяет:

«1. Дивиденды, выплачиваемые компанией, являющейся резидентом одного Договаривающегося Государства, резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогом в том Договаривающемся Государстве, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды, в соответствии с его законодательством. Налог при этом, однако, не должен превышать:

a) пяти процентов валовой суммы дивидендов, если лицом, фактически обладающим правом собственности на них, является компания, которая непосредственно располагает по меньшей мере десятью процентами уставного или складочного капитала выплачивающей дивиденды компании, и эта доля участия в капитале составляет не менее чем 80.000 евро или эквивалентную сумму в рублях;

b) пятнадцати процентов от валовой суммы дивидендов во всех остальных случаях».

Соответственно, если компания Германии владеет 10% и более уставного или складочного капитала российской организации (выплачивающей дивиденды), и эта доля составляет не менее чем 80.000 евро или эквивалентную сумму в рублях, то применяется ставка налога 5%.

Пониженные ставки налогов и освобождение

В случае выплаты российскими организациями иностранным организациям так называемых пассивных доходов (дивиденды, проценты, роялти), российские организации выступают в роли налоговых агентов и обязаны удержать и перечислить в бюджет налог, по ставкам, предусмотренным НК РФ. Международные соглашения нередко устанавливают пониженные ставки налога или даже освобождение в этом случае.

Чтобы применить эту льготу, иностранная организация должна до выплаты дохода представить российскому налоговому агенту подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения. Это подттверждение должно быть заверено компетентным органом иностранного государства. В случае, если данное подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык (ст. 312 НК РФ).

Читайте так же:  Оплатить налог на доходы физических лиц

Важный судебный прецедент

Постановление Президиума ВАС РФ от 29.05.2007 N 1646/07 по делу N А40-5091/06-33-49

Решение в пользу налогоплательщика.

Российский налогоплательщик выплачивал доход в 2002 – 2003 годах иностранной организации, учрежденной на территории Кипр. Российская организация имела подтверждения местонахождения иностранной организации на территории Кипра от 25 мая 1999 года и от 27 мая 2004 года. Налоговый орган наложил штраф на российского налогового агента в связи в тем, что, по мнению налогового органа, он не был вправе применять льготную ставку налога по международному соглашению, так как на дату выплаты дохода не было подтверждения местонахождения иностранной организации.

ВАС РФ принял решение в пользу налогоплательщика, посчитав что наличие подтверждений в 1999 году и 2004 году достаточно, для подтверждения местонахождения иностранной организации в 2002 — 2003 годах.

Соглашения об избежании двойного налогообложения определяют следующие основные положения:

Положение, что Соглашение применяется к лицам, которые являются резидентами одного или обоих Договаривающихся Государств.

Определение терминов соглашения

Перечень налогов, к которым применяется соглашение. Как правило, это прямые налоги — налог на прибыль, налог на доходы, налог на имущество. Косвенные налоги (НДС, акцизы, налог с продаж) не являются предметом таких соглашений и взимаются каждым государством по своим правилам.

Как определяется налоговое резидентство лица (например, лицо является налоговым резидентом России или иностранного государства). В большинстве случаев затруднений с налоговым резидентством не происходит, но бывают и сложные случаи.

Определяется понятие «Постоянное представительство». Это понятие важно тем, что если иностранная организация действует в России через постоянное представительство, то оно признается плательщиком налога на прибыль с прибыли, полученной представительством в России. Причем термин «Постоянное представительство» не зависит от официальной регистрации иностранной организации. Например, многие оглашения предусматривает, что строительная площадка или монтажный объект являются постоянным представительством только в случаях, если продолжительность их деятельности превышает определенный срок (например, 12 месяцев). Соответственно, если строительная площадка существует в России 13 месяцев, то деятельность рассматривается как постоянное представительство.

Для каждого вида доходов и имущества определяется то, в какой стране будет доход (прибыль, имущество) облагаться налогом и по какой ставке. Как правило выделяют:

Доходы от недвижимого имущества

Прибыль от предпринимательской деятельности

Доходы от международных морских и воздушных перевозок

Авторские вознаграждения и лицензионные платежи

Доходы от отчуждения имущества

Доходы от независимых личных услуг

Доходы от работы по найму

Вознаграждения членам наблюдательных советов и советов директоров

Видео (кликните для воспроизведения).

Доходы от деятельности артистов и спортсменов

Доходы от деятельности в рамках государственной службы

Преподаватели, студенты и другие обучающиеся лица

Указывается на недопустимость налоговой дискриминации. Например — Граждане одного Договаривающегося Государства не могут подвергаться в другом Договаривающемся Государстве налогообложению или связанному с ним обязательству, иным или более обременительным, чем налогообложение или связанные с ним обязательства, которым подвергаются или могут подвергаться граждане этого другого Государства при тех же обстоятельствах. Данное положение применяется также ко всем юридическим лицам, простым товариществам и другим объединениям лиц, учрежденным в соответствии с действующим в одном из Договаривающихся Государств законодательством.

Порядок устранения двойного налогообложения. В России, для российских организаций и физических лиц, устранение двойного налогообложения производится, как правило, путем зачета в России налога, уплаченного за границей — если резидент Российской Федерации получает доходы или владеет имуществом, которые в соответствии с положениями Соглашения могут облагаться налогом в Иностранном государстве, сумма налога на такие доходы или имущество, уплаченного в Иностранном государстве, будет вычтена из налога, взимаемого с такого лица в Российской Федерации. Такой вычет, однако, не может превышать сумму налога, исчисленного с таких доходов или имущества в соответствии с законодательством и правилами Российской Федерации.

Российская организация получила прибыль в сумме 100 тыс. евро от деятельности своего филиала в иностранном государстве. В иностранном государстве эта прибыль была обложена налогом на прибыль по ставке 30% . Сумма налога составила 30 тыс. евро.

В России прибыль от такой деятельности облагается налогом на прибыль по ставке 20%. Учитывая, что сумма налога составила по российским правилам меньше, чем по правилам иностранного государства, в результате зачета, налог с прибыли иностранного филиала в России не уплачивается.

НК РФ устанавливает требование, что при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранное лицо должно представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что это иностранное лицо имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае, если данное подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык (ст. 312, 232 НК РФ).

Вступление в силу международного договора об избежании двойного налогообложения

Дата вступления в силу международного договора об избежании двойного налогообложения определяется в самом этом договоре.

Вступлению в силу предшествует так называемая ратификация международного договора. Ратификация является, по сути, принятием международного договора государственной Думой России и осуществляется в форме федерального закона (ст. 14 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»).

После принятия ратифицирующего федерального закона Президентом Российской Федерации подписывается ратификационная грамота.

Затем, Россия и иностранное государство обмениваются ратификационными грамотами в порядке ст. 19 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ.

«Договаривающиеся Государства письменно уведомят друг друга по дипломатическим каналам о выполнении ими соответствующих процедур, требуемых для вступления в силу настоящего Соглашения. Настоящее Соглашение вступает в силу с даты последнего уведомления, и положения настоящего Соглашения применяются:

(i) в отношении налога у источника выплаты дохода, получаемого нерезидентом, к доходу, полученному 1 июля или после 1 июля календарного года, следующего за годом вступления настоящего Соглашения в силу;

(ii) в отношении иного австралийского налога, к доходу или прибыли за любой финансовый год, начинающийся 1 июля или после 1 июля календарного года, следующего за годом вступления настоящего Соглашения в силу;

в отношении налоговых годов и периодов, начинающихся 1 января или после 1 января календарного года, следующего за годом вступления настоящего Соглашения в силу.»

Читайте так же:  Дивиденды график выплат россия

Модельная конвенция

ОЭСР разработала так называемую модельную конвенцию (OECD Model Convention) – шаблон международного соглашения об избежании двойного налогообложения. Этот документ используется многими государствами как основа для разработки своих соглашений. Модельная конвенция была впервые опубликована в 1963 году и обновлена в 1977 году.

В свою очередь ООН также разработала модельную конвенцию (UN Model Convention) для соглашений между развитыми и развивающимися странами. Впервые модельная конвенция ООН была опубликована в 1980 году и позже не раз обновлялась (2001, 2011, 2012 гг.). Считается, что модельная конвенция ООН больше учитывает интересы развивающихся стран (в сравнении с конвенцией ОЭСР), так как предоставляет больше налоговых прав государствам, которые получают инвестиции в бизнес из иностранных государств.

Ссылки на тексты модельных конвенций см. в Дополнительно.

Историческая справка

В 1920-х годах Лига Наций (League of Nations) признала, что взаимодействие налоговых систем государств может вести к двойному налогообложению — ситуации, когда один и тот же доход (прибыль, имущество) облагаются налогом дважды — в одном государстве и в другом. Было принято решение устранить двойное налогообложение путем принятия согласованных международных правил налогообложения. Так появились международные соглашения об избежании двойного налогообложения.

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения как составная часть налогового законодательства

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения, применяющиеся на территории Российской Федерации, входят в систему права Российской Федерации и имеют приоритетное действие по сравнению с положениями национального налогового законодательства.

Статьей 15 Конституции Российской Федерации установлено, что международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и если международным договором установлены правила иные, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Аналогичные правила установлены статьей 7 НК РФ.

В связи с этим, при налогообложении иностранных лиц необходимо исходить прежде всего из положений международных договоров в области налогообложения.

Международный договор, о котором идет речь в статье 7 НК РФ, в международном праве может иметь различные наименования: договор, соглашение, конвенция и другие.

Целью заключения международного договора является достижение между государствами или иными субъектами международного права соглашения, устанавливающего их взаимные права и обязанности в налоговых отношениях для избежания двойного налогообложения.

Вопросы налогообложения лиц – резидентов одного государства в отношении их доходов, выплачиваемых в другом государстве, регулируются законодательством этих двух стран. При этом любое государство обладает исключительным правом взимать налоги на своей территории в соответствии с национальным налоговым законодательством, которое распространяется, в том числе, и на иностранные организации.

Именно по этой причине возникает двойное налогообложение иностранных организации, когда лицо – резидент одной страны получает доходы из источников, расположенных в другой стране, владеет имуществом (как правило, недвижимым) в другой стране или осуществляет деятельность, в результате которой возникают доходы или иной объект налогообложения в другой стране. Для указанных ситуаций характерно, что одно и то же лицо рассматривается налоговым законодательством в качестве налогоплательщика или один и тот же объект рассматривается в качестве объекта налогообложения одновременно в двух или более странах.

Например, доходы, полученные иностранной организацией из источников в Российской Федерации, подлежат обложению в Российской Федерации в соответствии с положениями НК РФ. При этом эти доходы, полученные на территории Российской Федерации, являются также объектом налогообложения в соответствии с законодательством иностранного государства получателя дохода. Соответственно, налог в этом случае уплачивается дважды: в первый раз – в соответствии с нормами налогового законодательства государства – источника дохода, второй – согласно нормам внутреннего законодательства государства — получателя дохода.

Положения международного договора определяют правила разграничения прав каждого из государств по налогообложению организаций одного государства, имеющим объект налогообложения в другом государстве.

Кроме того, суммы налога, выплаченные в государстве – источнике дохода в соответствии с внутренним налоговым законодательством этого государства, могут засчитываться при уплате налога иностранной организацией за рубежом. Процедура зачета уплаченных налогов за рубежом регламентируется налоговым законодательством иностранного государства. В России применяется аналогичный порядок, предусмотренный статьей 232, 311 НК РФ.

Как правило, размер засчитываемых налогов, выплаченных в государстве – источнике дохода, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией за рубежом по соответствующим доходам, рассчитанного в соответствии с налоговым законодательством и правилами иностранного государства. Зачет производится при условии предъявления налогоплательщиком документа, подтверждающего удержание налога в государстве – источнике дохода.

Необходимо учитывать, что действующие международные налоговые соглашения (об избежании двойного налогообложения) определяют только правила разграничения прав каждого из государств по налогообложению организаций одного государства, имеющих объект налогообложения в другом государстве, однако методы реализации этих положений: порядок исчисления, уплаты налога, взыскания сумм налогов, не уплаченных в установленные сроки, и привлечения к ответственности за допущенные налогоплательщиком нарушения – устанавливают внутригосударственные нормы налогового права.

Кроме устранения двойного налогообложения, международные соглашения преследуют цель выработки механизмов по предотвращению уклонения от налогов и уменьшения возможностей злоупотребления нормами соглашений в целях избежания налога посредством обмена информацией между компетентными органами соответствующих государств.

Соглашения об избежании двойного налогообложения (договоры, конвенции) – многосторонние и двусторонние соглашения, устанавливающие нормы, в соответствии с которыми достигается избежание двойного налогообложения:

1) доходов, получаемых физическими лицами и юридическими лицами;

2) имущества и доходов от реализации имущества;

3) доходов и имущества в сфере международных перевозок;

4) доходов от авторских прав и лицензий (интеллектуальной собственности).

Соответственно, двойное налогообложение в международных экономических отношениях может возникать в отношении следующих налогов:

1) подоходный налог с физических лиц;

2) налог на прибыль организаций;


3) налог на имущество (как физических лиц, так и юридических лиц, налог на недвижимость и другие законы).

Соглашения об избежании двойного налогообложения, как правило, содержат:

1) перечисление видов налогов, регулируемых соглашением (статья «Налоги, на которые распространяется соглашение»);

2) определение круга лиц, на которых распространяется соглашение;

3) определения и установления условий налогообложения (ограничений по налогообложению) в государстве – источнике дохода таких видов доходов, как:

— прибыль от коммерческой деятельности;

— доходы от зависимой личной деятельности (доходы от работы по найму);

— доходы от независимой личной деятельности (вознаграждения и гонорары);

4) определение способов избежания двойного налогообложения (освобождение от налогообложения или применение иностранного налогового кредита);

Читайте так же:  Что будет в китае за неуплату налогов

5) установление порядка выполнения соглашения сторонами (вступление в силу, срок действия, порядок прекращения действия соглашения, применение взаимосогласительных процедур).

Отдельные положения указанных Соглашений различаются между собой, поскольку Соглашения носят двусторонний характер и заключаются исходя из характера отношений между Россией и конкретной страной. Вместе с тем многие соглашения базируются на Модельной конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (далее ОЭСР) по налогам на доход и капитал и содержат аналогичные положения.

В связи с этим можно обобщить принципы налогообложения доходов в соответствии с международными соглашениями.

В целях применения соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Российской Федерацией (бывшим СССР), доходы подразделяются:

1) на доходы (прибыль) от коммерческой деятельности;

2) на особые виды доходов, для которых предусматриваются специальные режимы налогообложения, освобождение от налогообложения, налоговые кредиты.

Прибылью от коммерческой деятельности в контексте соглашений об избежании двойного налогообложения признаются доходы иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации.

Для такого вида доходов нормами соглашений об избежании двойного налогообложения, а также нормами национального налогового законодательства ряда стран устанавливаются основной режим налогообложения и стандартные формы устранения двойного налогообложения.

К особым видам доходов, для которых предусматриваются специальные режимы налогообложения, освобождение от налогообложения, относятся:

а) доходы от международных перевозок, дивиденды, проценты;

б) доходы от недвижимого имущества, от продажи недвижимого и движимого имущества, от авторских прав и лицензий (интеллектуальной собственности);

в) доходы от работы по найму;

г) доходы от независимой личной деятельности (профессиональных услуг), гонорары директоров предприятий, вознаграждения или иные доходы от государственной службы, пенсии;

д) доходы работников искусств и спортсменов, преподавателей, ученых, студентов и практикантов;

е) другие доходы.

Различия подходов к налогообложению доходов от отдельных видов деятельности определяются спецификой этих доходов, условиями и характером деятельности, а также характерными особенностями деятельности отдельных категорий субъектов налогообложения.

Статья соглашений «Прибыль от коммерческой деятельности» затрагивает все виды доходов за исключением тех видов, порядок налогообложения которых определяется в специальных статьях.

В соответствующей статье соглашения определяется, в каком государстве будет облагаться налогом тот или иной доход или та или иная его часть. Сам порядок процедуры налогообложения, условия и обязательные требования всегда устанавливаются в соответствии с национальным законодательством того государства, которое осуществляет налогообложение.

В статье соглашения «Прибыль от коммерческой деятельности» стороны, заключившие соглашение, в качестве объекта налогообложения рассматривают прибыль, то есть разницу между полученными доходами и расходами, понесенными для извлечения этих доходов, а в статьях, относящихся к специальным видам деятельности, речь идет о доходах.

Как правило, в соглашениях дается общая характеристика порядка расчета прибыли постоянного представительства и указываются те виды расходов, которые разрешено вычитать из облагаемого дохода для определения объекта налогообложения – прибыли, полученной через постоянное представительство. В типовом Соглашении это сформулировано следующим образом: «При определении прибыли постоянного представительства допускается вычет расходов, понесенных для целей деятельности этого постоянного представительства. При этом допускается обоснованное перераспределение документально подтвержденных расходов между лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве и его постоянным представительством в другом Договаривающемся Государстве. Такие расходы включают управленческие и общеадминистративные расходы, расходы на исследование и развитие, проценты и плату за управление, консультации и техническое содействие, понесенные как в Государстве, в котором расположено постоянное представительство, так и в любом другом месте».

Прибыль, относящаяся к постоянному представительству, должна определяться ежегодно одним и тем же методом, если только не будет веской и достаточной причины для его изменения.

Если прибыль включает в себя виды дохода, о которых отдельно упоминается в других статьях соглашения, то положения этих статей не затрагиваются положениями статьи «Прибыль от коммерческой деятельности».

Российская Федерация заключила со многими государствами соглашения об избежании двойного налогообложения.

В настоящее время действует свыше 70 международных соглашений (конвенций, договоров). Наряду с соглашениями, заключенными Правительством Российской Федерации, продолжают действовать соглашения, заключенные правительством СССР.

Действующие международные соглашения России об избежании двойного налогообложения доходов и имущества существенно различаются по целому ряду вопросов, в том числе в отдельных соглашениях нередко используются особые понятия и термины.

Помимо общих международных соглашений об устранении двойного налогообложения действует ряд специальных двусторонних соглашений, главным образом по устранению двойного налогообложения в сфере международных (морских и воздушных) перевозок, заключенных правительством СССР. Такие соглашения заключены с Алжирской Народно-Демократической Республикой (от 11.06.88 года), Аргентинской Республикой (от 30.03.1979 года), Греческой Республикой (от 27.01.76 года), Иракской Республикой (от 26.09.74 года), Ирландией (от 17.12.1986 года), Французской Республикой (от 04.03.70 года).

Россия является членом Женевских дипломатических и консульских конвенций, а также многосторонней Конвенции об избежании двойного налогообложения выплат авторского вознаграждения (Мадрид, 13 декабря 1979 года).

В отношениях с отдельными странами в 1990-е годы продолжали действовать соглашения между странами Совета Экономической Взаимопомощи об устранении двойного налогообложения доходов и имущества физических лиц (заключены 27 мая 1977 года в отношении Монголии, Словакии и Чехии), а также об устранении двойного налогообложения доходов и имущества юридических лиц (заключено 19 мая 1978 года; продолжало действовать в отношении тех же стран).

Самостоятельную группу составляют двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества Российской Федерации со странами – членами СНГ: Соглашение с Азербайджанской Республикой (от 03.07.97 года), Соглашение с Республикой Беларусь (от 21.04.95 года), Соглашение с Республикой Узбекистан (от 02.03.94 года; ратифицировано 24.04.95 года), с Украиной (от 08.02.95 года).

Более подробно с вопросами, касающимися бухгалтерского и налогового учета в иностранных организациях на территории Российской Федерации, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Иностранные организации и их представительства».

Соглашение об избежании двойного налогообложения с нидерландами

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 13 января 2016 г. № 03-08-05/275 О применении положений Соглашения между Правительством РФ и Правительством Королевства Нидерландов об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 16 декабря 1996 г.

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение о применении положений Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Нидерландов об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 16 декабря 1996 г. (далее — Соглашение) и сообщает.

Читайте так же:  Как получить налоговый вычет за лечение супруги

Согласно статье 10 Соглашения дивиденды, выплачиваемые компанией, которая является резидентом одного Договаривающегося Государства, резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогами в этом другом Государстве. Однако такие дивиденды могут также облагаться налогом в том Договаривающемся Государстве, в котором компания, выплачивающая дивиденды, является резидентом, и в соответствии с законодательством этого Государства, но если получатель имеет фактическое право на дивиденды, то взимаемый налог не должен превышать:

a) 5% общей суммы дивидендов, если фактическим владельцем дивидендов является компания (иная, чем партнерство), прямое участие которой в капитале компании, выплачивающей дивиденды, составляет не менее 25% и которая инвестировала в нее не менее 75 000 ЭКЮ или эквивалентную сумму в национальной валюте Договаривающихся Государств;

b) 15% общей суммы дивидендов во всех других случаях.

Таким образом, льготы, предусмотренные подпунктом «а» пункта 2 статьи 10 Соглашения, при выплате дохода в виде дивидендов от источников в Российской Федерации применяются исключительно в случае, если получатель дивидендов — резидент Королевства Нидерландов является фактическим получателем такого дохода.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) лицом, имеющим фактическое право на доходы, признается лицо, которое в силу прямого и (или) косвенного участия в организации, либо контроля над организацией, либо в силу иных обстоятельств имеет право самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться этим доходом, либо лицо, в интересах которого иное лицо правомочно распоряжаться таким доходом. При определении лица, имеющего фактическое право на доходы, учитываются функции, выполняемые лицами, указанными в настоящем пункте, а также принимаемые ими риски.

При этом согласно положениям пункта 3 статьи 7 Кодекса в случае, если международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения предусмотрено применение пониженных ставок налога или освобождение от налогообложения в отношении доходов от источников в Российской Федерации для иностранных лиц, имеющих фактическое право на эти доходы, в целях применения этого международного договора иностранное лицо не признается имеющим фактическое право на такие доходы, если оно обладает ограниченными полномочиями в отношении распоряжения этими доходами, осуществляет в отношении указанных доходов посреднические функции в интересах иного лица, не выполняя никаких иных функций и не принимая на себя никаких рисков, прямо или косвенно выплачивая такие доходы (полностью или частично) этому иному лицу, которое при прямом получении таких доходов от источников в Российской Федерации не имело бы права на применение указанных в пункте 3 статьи 7 Кодекса положений международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 312 Кодекса при применении положений Соглашения российская компания — налоговый агент вправе запросить у получателя дивидендов — налогового резидента Нидерландов подтверждение, что он имеет фактическое право на выплачиваемые ему этой российской компанией дивиденды.

Обязанность налогового агента принять меры к определению иностранных контрагентов как фактических получателей доходов можно считать исполненной, если на момент выплаты дивидендов акционеру (компании, являющейся налоговым резидентом Нидерландов) в распоряжении налогового агента имеются документы, подтверждающие наличие у получателя дохода права усмотрения в отношении распоряжения и использования полученными дивидендами. Таким документом в том числе может являться письмо акционера, подтверждающее отсутствие у него договорных или иных юридических обязательств перед третьими лицами и ограничений его прав при использовании полученных от российской компании дивидендов, а также наличие у акционера права самостоятельно пользоваться и распоряжаться данными дивидендами.

Кодексом не установлен фиксированный перечень документов, свидетельствующих о наличии у лица фактического права на выплачиваемые доходы.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики
А.С. Кизимов

Обзор документа

Разъяснения касаются применения положений Соглашения между Россией и Нидерландами об избежании двойного налогообложения.

В силу соглашения дивиденды, выплачиваемые компанией — резидентом одного договаривающегося государства резиденту другого, могут облагаться налогами в этом другом государстве. Однако такие дивиденды могут также облагаться налогом в том государстве, в котором выплачивающая компания является резидентом. При этом если получатель имеет фактическое право на дивиденды, то взимаемый налог не должен превышать 5% (при соблюдении определенных условий) или 15% (во всех других случаях).

Ставка 5% при выплате дивидендов от источников в России применяется исключительно в случае, если получатель — резидент Нидерландов является фактическим получателем такого дохода.

При применении положений соглашения российская компания — налоговый агент вправе запросить у получателя дивидендов — резидента Нидерландов подтверждение, что он имеет фактическое право на выплачиваемые ему дивиденды.

Обязанность налогового агента принять меры к определению иностранных контрагентов как фактических получателей доходов можно считать исполненной, если на момент выплаты дивидендов акционеру (резиденту Нидерландов) в распоряжении налогового агента имеются документы, подтверждающие наличие у получателя дохода права усмотрения в отношении распоряжения полученными дивидендами и их использования. Таким документом в том числе может являться письмо акционера, подтверждающее отсутствие у него договорных или иных юридических обязательств перед третьими лицами и ограничений его прав при использовании полученных от российской компании дивидендов, а также наличие у акционера права самостоятельно пользоваться и распоряжаться данными дивидендами.

Видео (кликните для воспроизведения).

НК РФ не установлен фиксированный перечень документов, свидетельствующих о наличии у лица фактического права на выплачиваемые доходы.

Источники

Соглашение об избежании двойного налогообложения с нидерландами
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here