Срок рассмотрения акта налоговой проверки

Сроки подачи и рассмотрения возражений на акт налоговой проверки

Срок подачи возражений на акт выездной налоговой проверки

Как уже указывалось ранее, если налогоплательщик не согласен с содержанием или выводами, содержащимися в акте налоговой проверки, то налогоплательщик должен представить в налоговую инспекцию, проводившую проверку, письменные возражения к такому акту (п.6 ст.100 Налогового кодекса РФ, Письмо ФНС РФ от 07.08.2015г. № ЕД-4-2/13890).

Срок подачи возражений определяется со дня, следующего за днем вручения акта налоговой проверки лично налогоплательщику, либо на седьмой день при получении по почте. Письменные возражения к акту налоговой проверки проверяемым лицом предоставляются в следующие сроки:

  • в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки;
  • в течение 30 дней со дня получения акта налоговой проверки (для консолидированной группы налогоплательщиков).

Точная дата рассмотрения материалов проведенной налоговой проверки устанавливается в пределах десятидневного срока, установленного пунктом 1 статьи 101 Налогового кодекса РФ, в которой уточнено, что десятидневный срок рассмотрения материалов налоговой проверки начинает исчисляться со дня истечения пятнадцатидневного срока, установленного для подачи возражений по акту налоговой проверки проверяемым лицом. Здесь важно отметить, что окончание пятнадцатидневного срока для подачи возражений, влечет за собой лишь начало исчисления десятидневного срока для рассмотрения материалов налоговой проверки.

Порядок подачи возражений на акт выездной налоговой проверки

При несогласии проверяемого налогоплательщика с фактами, изложенными в акте выездной налоговой проверки, в том числе с его выводами и предположениями проверяющих налоговых инспекторов, налогоплательщик или его уполномоченный представитель вправе подать в налоговую инспекцию, проводившую проверку, возражения на акт налоговой проверки, как в целом, так и по его отдельным положениям (см. п.6 ст.100 Налогового кодекса РФ). Возражения на акт налоговой проверки подаются налогоплательщиком в территориальное отделение налоговой инспекции, проводившей соответствующую налоговую проверку. Руководитель юридического лица-налогоплательщика или его уполномоченный представитель вправе подать возражения на акт налоговой проверки лично на бумажном носителе через канцелярию налоговой инспекции, а также путем направления возражений по почте в установленном порядке, однако в последнем случае, должно учитываться время пересылки (см. п.5 ст. 100 Налогового кодекса РФ). Если одновременно с возражениями на акт налоговой проверки передаются приложения, налогоплательщиком должны быть соблюдены требования, установленные статьей 93 Налогового кодекса РФ, а именно:

  • документы на бумажных носителях предоставляются в виде их заверенных копий;
  • формы должны быть заверены подписью и печатью руководителя организации (или ИП);
  • листы копий документов должны быть прошиты и пронумерованы;
  • в случае подачи документов в электронном виде они должны быть заверены электронной цифровой подписью (ЭЦП).

Определенно установленных требований к оформлению налогоплательщиком возражений на акт налоговой проверки законодатель не устанавливает, существуют лишь практически сложившийся порядок. Например, содержание письменных возражений на акт налоговой проверки должно быть примерно следующим:

  • реквизиты налогоплательщика (ИНН, КПП, адрес регистрации и т.п.);
  • дата и место представления возражений;
  • даты начала и окончания проверки;
  • период проведения проверки;
  • наименование налогов, в отношении которых проводилась налоговая проверка.
  • конкретные пункты акта проверки, с которыми налогоплательщик не согласен;
  • законодательное обоснование возражений (ссылки на нормы НК РФ, письма Минфина РФ, размещенные на официальном сайте ФНС РФ);
  • сложившаяся в регионе подачи возражений на акт налоговой проверки арбитражная практика (см. Письмо ФНС России от 11 мая 2007 года № ШС-6-14/[email protected]).

В случае если налогоплательщик не подал письменные возражения на акт налоговой проверки, он не лишается права дачи пояснений при рассмотрении ее материалов (см. п. 4 ст. 101 Налогового кодекса РФ). При этом данное правило применимо к оформлению не только выездной налоговой проверки, но и камеральной. Если же налогоплательщик в установленный законом срок не представил свои возражения на акт налоговой проверки, но принимал личное участие в рассмотрении материалов проверки, добиться отмены итогового решения налогового органа он сможет, только доказав, что у него не было возможности надлежащим образом подготовиться к рассмотрению материалов проверки и соответственно привести аргументированные объяснения.

Ст. 100 НК РФ: официальный текст

После этого приводится содержательная часть:

  • конкретные пункты акта проверки, с которыми налогоплательщик не согласен;
  • законодательное обоснование возражений (ссылки на нормы НК РФ, письма Минфина РФ, размещенные на официальном сайте ФНС РФ);
  • сложившаяся арбитражная практика по данному вопросу.

Возражения на акт выездной налоговой проверки: сроки и порядок

Если налогоплательщик не согласен с выводами, изложенными в акте выездной налоговой проверки, то на первом этапе ему необходимо составить письменные возражения к указанному акту (п.6 ст.100 НК РФ, письмо ФНС РФ от 07.08.2015 г. №ЕД-4-2/13890).

Срок проверки представленных налогоплательщиком возражений на акт налоговой проверки

За налоговым органом закреплена обязанность по уведомлению проверяемого налогоплательщика о дате, времени и месте рассмотрения материалов проверки. По результатам рассмотрения представленных возражений руководитель налоговой инспекции или его заместитель выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, или же об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (см. п.7 ст.101 Налогового кодекса РФ).

Вызов осуществляется в форме письменного уведомления. При отсутствии вызова решение по акту, может быть отменено по формальному признаку в порядке судебного разбирательства. В качестве представителя предприятия может выступать руководитель или иное лицо, обладающее доверенностью на право присутствовать при рассмотрении материалов и давать пояснения по возникающим вопросам.


При определении срока рассмотрения материалов акта и возражений проверяемого налогоплательщика должны учитываются следующие периоды:

  • рассмотрение в течение десяти дней со дня окончания срока, установленного для внесения проверяемым лицом возражений на акт налоговой проверки;
  • срок исчисляется в рабочих днях;
  • при назначении углубленных мероприятий десятидневный период исчисляется со дня окончания углубленных мероприятий;
  • период может быть увеличен в пределах одного месяца.
Читайте так же:  Уплата налога на имущество ип на усн

Налогоплательщик, не успевающий представить свои возражения в установленный законодательством срок, вправе обратиться в налоговую инспекцию с просьбой о переносе срока на основании веских доказательств. Такое обращение должно быть осуществлено до наступления предельного срока подачи возражений на акт налоговой проверки. Налоговая, в свою очередь, имеет право вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п.6 ст.101 Налогового кодекса РФ). На проведение таких дополнительных мероприятий может быть отведен всего один месяц сверх месячного срока, установленного п.1 ст.101 Налогового кодекса РФ. Срок проведения дополнительных мероприятий налогового контроля является самостоятельным сроком.

Письменные возражения на акт налоговой проверки рассматриваются руководителем налоговой инспекции, проводившей налоговую проверку или его заместителем. Решение по ним должно быть принято в течение десяти дней со дня истечения срока на представление возражений, а не со дня фактического представления проверяемым налогоплательщиком возражений по акту проверки.

Отметим, что в Определении Арбитражного суда Республики Алтай от 19 февраля 2016г. № А02-1081/2015 говорится, что на основании акта налоговой проверки у налогоплательщика не возникает обязанности по уплате налогов, равно как и у налогового органа не возникает на основании одного лишь акта налоговой проверки права на обращение в суд с требованиями о включении в реестр задолженности по уплате налогов, пеней, штрафов и т.п. Поэтому, если налогоплательщик не согласен с фактами или выводами, изложенными проверяющим инспектором в акте выездной налоговой проверки, ему необходимо составить письменные возражения на такой акт (п.6 ст.100 Налогового кодекса РФ, Письмо ФНС России от 07 августа 2015 года № ЕД-4-2/13890).

Процедура рассмотрения материалов налоговой проверки

Проверка налоговой инспекции предполагает анализ целого ряда документов. Мероприятие, на основании пункта 6 статьи 100 НК РФ, включает в себя рассмотрение материалов, полученных в ходе проверки.

Обжалование решения

Решение комиссии не сразу вступает в юридическую силу. Плательщику предоставляется срок для обжалования. Составляет он месяц. Оспаривание производится в апелляционном порядке. Для обжалования можно направить жалобу через структуру, которая приняла решение. Возможно частичное удовлетворение возражений налогоплательщика. Решение также может быть отменено.

Если на апелляцию поступил отказ, плательщик может направить исковое заявление в суд. Иск подается в суд, располагающийся по адресу органа, принявшего решение.

Для повышения шансов на удачное рассмотрение иска нужно правильно его составить. Линия защиты может предполагать указание процессуальных нарушений, попрание прав налогоплательщика. К примеру, если проверка проводилась с ошибками, можно указать на них. Решение отменяется и в том случае, если к ответственности за нарушение привлечено ФЛ.

Ст. 100 НК РФ (2017): вопросы и ответы

Получив акт, налогоплательщик может не согласиться с результатами выездной налоговой проверки.

Таким образом, перед судебными баталиями налогоплательщик должен пройти досудебную процедуру обжалования.

В каких случаях статья 100 НК РФ обязывает налоговиков составлять акт проверки?

Акт всегда является итогом выездной налоговой проверки (ВНП) и составляется независимо от того, обнаружены нарушения или нет (см. письмо ФНС России от 16.04.2009 № ШТ-22-2/299).

По результатам камеральной налоговой проверки (КНП) акт составляется только в том случае, если в ходе проверки были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.

При положительном исходе КНП информировать налогоплательщика о ее завершении инспекция не обязана (письмо УФНС России по г. Москве от 21.05.2009 № 20-14/4/051403). Исключение — проверка декларации по НДС с применением заявительного порядка возмещения налога. О ее завершении без нарушений инспекция должна сообщить в течение 7 дней после окончания (п. 12 ст. 176.1 НК РФ).

Подробнее о процедуре заявительного порядка возмещения читайте в статье «Особенности и сроки при общем и заявительном порядке возмещения НДС».

Что указывается в документе

В решении о привлечении к ответственности указываются (п. 8 ст. 101 НК РФ):

  • обстоятельства совершенного налогового правонарушения;
  • доводы компании в свою защиту;
  • результаты проверки этих доводов;
  • решение о привлечении компании к налоговой ответственности с указанием соответствующих статей НК РФ;
  • меры ответственности, которые будут приняты в отношении налогоплательщика;
  • размер выявленной недоимки, пени и штрафа;
  • срок, в течение которого можно обжаловать решение, а также порядок обжалования;
  • наименование и адрес органа, в котором решение можно обжаловать.

В решении об отказе в привлечении к ответственности указываются обстоятельства, послужившие основанием для отказа. Также в таком решение могут быть указаны размер недоимки, выявленной в ходе проверки, и сумма пени (п. 8 ст. 101 НК РФ).

Оцените финансовое состояние вашего предприятия с помощью Контур.Эксперт

Можно ли оспорить акт проверки?

Акт проверки не является ее итоговым документом. Он лишь фиксирует позицию проверяющих и информирует налогоплательщика о выводах контролеров. Никаких требований к проверяемому лицу он не устанавливает и никаких правовых последствий для него не порождает. Так что его нельзя обжаловать в вышестоящем налоговом органе или суде (см. определение Конституционного суда РФ от 27.05.2010 № 766-О-О).

Обжалованию подлежат только итоговые решения по проверкам.

Единственное, что в случае несогласия с актом может сделать налогоплательщик, — составить и подать возражения на него. Такое право предусмотрено п. 6 ст. 100 НК РФ.

Пренебрегать им не стоит. Возражения вместе с актом исследуются руководителем инспекции (его заместителем) в ходе рассмотрения материалов проверки и могут повлиять на ее результаты.

На подачу возражений отводится 1 месяц со дня получения акта.

А составить их вам помогут наши статьи:

Решение по результатам налоговой проверки

Рассмотрев материалы налоговой проверки и мероприятий дополнительного налогового контроля (когда они нужны), руководитель ИФНС (замруководителя) может привлечь компанию к ответственности за нарушение налогового законодательства (п. 7 ст. 101 НК РФ).

Читайте так же:  Льгота по ндфл предельная сумма

Вступление решения в силу

Вынесенное решение вступит в законную силу по истечении месяца со дня его вручения (п. 9 ст. 101 НК РФ).

Организация вправе обжаловать решение ИФНС, подав апелляционную жалобу. Есть три варианта развития событий.

  • Вышестоящий налоговый орган не отменяет решение ИФНС. В этом случае оно вступает в силу со дня принятия соответствующего решения вышестоящим налоговым органом.
  • Вышестоящий налоговый орган отменяет решение и выносит новое. Тогда оно вступает в силу со дня его принятия.
  • Апелляционная жалоба остается без рассмотрения. В этой ситуации решение ИФНС вступит в силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения об отклонении жалобы, но не ранее истечения срока ее подачи (ст. 101.2 НК РФ).

После вступления решения в силу в течение 20 рабочих дней в адрес компании будет направлено требование об уплате доначисленного налога (пени, штрафа) (п. 2 ст. 70 НК РФ).

Возражения на акт выездной налоговой проверки: порядок составления и предоставления

Уже более 7 лет действует обязательная процедура досудебного обжалования решений налоговых органов по камеральным и выездным проверкам. О том, как и в какие сроки составить возражения на акт выездной налоговой проверки, пойдет речь в настоящей статье.

Не позднее двух месяцев с момента составления справки о проведенной выездной налоговой проверки составляется акт, а по результатам выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков — в течение трех месяцев (п.8 ст.89 НК РФ).

Акт составляется даже в том случае, если налоговая инспекция при проверке не выявила никаких нарушений. Форма акта утверждена приказом ФНС РФ от 08.05.2015 г. №ММВ-7-2/[email protected]

Акт вручается должностному лицу (либо его представителю) в отношении которого проводилась выездная налоговая проверка в течение пяти дней с даты его составления, а при проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков — в течение 10 дней со дня его составления (п.5 ст.100 НК РФ). В случае отправки по почте датой вручения акта считается шестой день, считая от даты отправки заказного письма.

К акту налоговой проверки должны быть приложены документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки (п.3.1 ст.100 НК РФ).

Сроки рассмотрения возражений по акту выездной налоговой проверки

Письменные возражения по акту налоговой проверки должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока на представление возражений (а не со дня фактического представления налогоплательщиком возражений по акту проверки).

Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (п.1 ст.101 НК РФ).

По результатам рассмотрения представленных возражений руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

ВОЗРАЖЕНИЯ НА АКТ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ: ПОРЯДОК ПОДАЧИ И СРОКИ РАССМОТРЕНИЯ

Ст. 100 НК РФ: вопросы и ответы

Ст. 100 НК РФ регулирует порядок оформления результатов налоговых проверок. В нашей статье мы отвечаем на вопросы, которые чаще всего возникают у налогоплательщиков в связи с данной процедурой.

Результаты рассмотрения материалов

Решение заседания составляется по форме, утвержденной Приказом ФНС №ММ-3-06/[email protected] от 31 мая 2007 года. В документе прописываются обстоятельства нарушения, установленные в ходе проверки (пункт 8 статьи 101 НК РФ). В решении должны содержаться эти сведения:

  • Ссылки на бумаги, подтверждающие обстоятельства совершения нарушения.
  • Доводы, приведенные плательщиком в защиту своих интересов.
  • Итоги рассмотрения этих доводов.

Следующий пункт – решение о привлечении фирмы к ответственности. Оно сопровождается такой информацией, как:

  • Указание совершенных правонарушений.
  • Положения статей НК РФ, которые были нарушены.
  • Вменяемые меры наказания.
  • Размер обнаруженной недоимки.
  • Объем начисленных пени.
  • Штраф.

ВАЖНО! Решение обязательно должно сопровождаться указаниями на нарушенные законодательные акты. В обратном случае решение отменяется на основании пункта 10 Информационного письма Президиума ВАС №71 от 17 марта 2003 года.

Если плательщик не будет привлекаться к ответственности, также составляется решение. В нем указывается эта информация:

  • Размер недоимки, если она была обнаружена.
  • Сумма начисленных пеней.
  • Срок для обжалования.
  • Название и адрес налогового органа, рассматривающего дела по обжалованию.
  • Прочая нужная информация.

Решение об отказе в наложении ответственности не исключает материальную ответственность плательщика за правонарушения. Как правило, это пени.

Может ли плательщик присутствовать на рассмотрении материалов?

Налогоплательщику обязаны направить уведомление, в котором указаны дата и место рассмотрения материалов. Если это уведомление направлено не будет, фирма сможет легко оспорить свое привлечение к ответственности. По сути, этот документ позволяет вызвать плательщика на мероприятие.

Если плательщик, получивший уведомление, не является на заседание, оно проводится без его участия. Однако руководитель имеет право отложить рассмотрение материалов в том случае, если участие налогоплательщика является обязательным.

Подготовка доверенности

Кто именно должен явиться на заседание? Не обязательно делать это именно руководителю фирмы. Более того, это даже нежелательно по следующим причинам:

  • Руководитель обычно не ориентируется в учете и исчислении налогов.
  • Из-за недостатка знаний управленец вряд ли сможет правильно ответить на все вопросы.

Можно направить на заседание бухгалтера. В этом случае на него составляется доверенность.

Порядок рассмотрения материалов

Процедура изучения материалов подразделяется на три этапа.

Первый этап

Видео (кликните для воспроизведения).

Сначала осуществляются подготовительные действия (пункт 3 статья 101 НК РФ):

  • Оглашение перечня материалов, которые будут анализироваться.
  • Проверка явки лиц, вызванных на заседание.
  • Проверка полномочий явившихся лиц.
  • Оглашение прав и обязанностей участников.

После этого начинается основной этап рассмотрения материалов.

Второй этап

Производится анализ материалов на основании статьи 101 НК РФ. Представитель налоговой, на основании пункта 5 статьи 101 НК РФ, должен установить следующие моменты:

  • Наличие нарушений налогового законодательства.
  • Наличие оснований для привлечения к ответственности.
  • Наличие отягчающих и смягчающих обстоятельств, связанных с обнаруженным нарушением.

Сначала представители оглашают акт проверки, а затем возражения на него. На заседании исполняются своего рода прения.

Читайте так же:  Декларация 3 ндфл старый оскол

Третий этап

Руководитель налоговой выносит решение по итогам рассмотрения материалов. На налогоплательщика или накладывается ответственность, или нет. Сразу решение оглашаться не будет. Его подготавливают в письменной форме, а потом вручают налогоплательщику.

ВНИМАНИЕ! Иногда налоговой требуются дополнительные доказательства для наложения ответственности. В этом случае проводятся вспомогательные мероприятия. По их итогам проводится повторное заседание на основании Постановления Президиума ВАС №391/09 от 16 июня 2009 года.

Привлечение к ответственности

Рассмотрев материалы налоговой проверки и мероприятий дополнительного налогового контроля (когда они нужны), руководитель ИФНС (замруководителя) может привлечь компанию к ответственности за нарушение налогового законодательства (п. 7 ст. 101 НК РФ).

Но, прежде чем вынести решение, руководитель ИФНС должен выяснить, есть ли обстоятельства, которые исключают или смягчают вину компании или, наоборот, отягчают ее ответственность (п. 5 ст. 101 НК РФ).

Срок подачи возражений на акт выездной налоговой проверки

Как уже указывалось ранее, если налогоплательщик не согласен с содержанием или выводами, содержащимися в акте налоговой проверки, то налогоплательщик должен представить в налоговую инспекцию, проводившую проверку, письменные возражения к такому акту (п.6 ст.100 Налогового кодекса РФ, Письмо ФНС РФ от 07.08.2015г. № ЕД-4-2/13890).

Срок подачи возражений определяется со дня, следующего за днем вручения акта налоговой проверки лично налогоплательщику, либо на седьмой день при получении по почте. Письменные возражения к акту налоговой проверки проверяемым лицом предоставляются в следующие сроки:

  • в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки;
  • в течение 30 дней со дня получения акта налоговой проверки (для консолидированной группы налогоплательщиков).

Точная дата рассмотрения материалов проведенной налоговой проверки устанавливается в пределах десятидневного срока, установленного пунктом 1 статьи 101 Налогового кодекса РФ, в которой уточнено, что десятидневный срок рассмотрения материалов налоговой проверки начинает исчисляться со дня истечения пятнадцатидневного срока, установленного для подачи возражений по акту налоговой проверки проверяемым лицом. Здесь важно отметить, что окончание пятнадцатидневного срока для подачи возражений, влечет за собой лишь начало исчисления десятидневного срока для рассмотрения материалов налоговой проверки.

Сроки рассмотрения материалов

На рассмотрение материалов выделяется 10 суток по истечении срока подачи возражений налогоплательщиком. Последний составляет 15 суток с даты получения акта проверки. Срок рассмотрения может быть продлен при наличии весомых обстоятельств. К примеру, налоговой потребовались дополнительные доказательства. Максимальный срок продления проверки составляет месяц.

Какие сроки есть у налогоплательщика для составления возражений на акт налоговой проверки?

Письменные возражения к акту налоговой проверки налогоплательщик должен представить (по акту в целом или по его отдельным положениям):

  • в течение одного месяца со дня получения акта;
  • в течение 30 дней со дня получения акта (по консолидированной группе налогоплательщиков).

Вручение решения

Решение должно быть вручено представителю организации в течение 5 рабочих дней после его принятия (п. 9 ст. 101 НК РФ). Если это не представляется возможным, то ИФНС направит решение заказным письмом. В этом случае будет считаться, что решение получено налогоплательщиком по прошествии 6 рабочих дней с даты отправки письма инспекцией (п. 13 ст. 101 НК РФ).

Акт по результатам налоговой проверки

Проведенная налоговая проверка (в том числе и выездная) завершается составлением акта налоговой проверки. В нем должны быть отражены все выявленные в ходе проведения проверки налоговые правонарушения. Такой результат налоговой проверки с суммой доначислений по налогам должны быть указаны в акте налоговой проверки, на основании которого руководитель налоговой инспекции примет решение о привлечении компании налогоплательщика и его руководителя к налоговой ответственности. Один экземпляр акта налоговой проверки обязательно должен быть вручен проверенному налогоплательщику, а последний, в свою очередь, вправе подать на такой акт свои письменные возражения. Также немаловажным является то, что отраженные в акте факты совершения налогового нарушения влияют на окончательное решение руководителя налоговой инспекции.

Требования к оформлению акта налоговой проверки поименованы в статье 100 Налогового кодекса РФ. Ранее в нашей статье «Оформление результатов налоговой проверки» (статью можно посмотреть тут) мы уже рассказывали о том, как составляется акт налоговой проверки и в какой момент налогоплательщиком могут быть поданы на такой акт письменные возражения. Пункт 1 статьи 100 Налогового кодекса РФ устанавливает двухмесячный срок на составление акта налоговой проверки с момента оформления справки об окончании проведенной налоговой проверки.

Акт налоговой проверки – это документ информационного характера, который абсолютно не несет никакой правовой природы. Он всего лишь содержит зафиксированные проверяющим налоговым инспектором факты совершенных налогоплательщиком нарушений и в дальнейшем подлежит проверке руководителем налоговой инспекции при рассмотрении материалов налоговой проверки в совокупности со всеми другими собранными при проверке доказательствами.

Право проверяемого налогоплательщика на подачу письменный возражений на акт налоговой проверки закреплено в пункте 6 статьи 100 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которым, срок на подачу таких возражений составляет 30 (тридцать) дней, причем сделать это налогоплательщик может как на весь акт в целом, так и на его отдельные положения, с которыми он не согласен.

К письменным возражениям налогоплательщик может прикладывать заверенные копии документов, подтверждающих обоснованность таких возражений. Пунктом 1 статьи 101 Налогового кодекса РФ установлен десятидневный срок для вынесения руководителем налоговой инспекции решения по результатам проведенной налоговой проверки, который начинает исчисляться после истечение 1 (одного) месяца, оговоренного в пункте 6 статьи 100 Налогового кодекса РФ.

В данной статье мы более подробно расскажем о порядке подачи налогоплательщиком возражений на акт выездной налоговой проверки, а также о сроках рассмотрения поданных на акт налоговой проверки возражений налоговой инспекцией.

Какие сведения должны быть в акте проверки?

Требования к содержанию акта проверки установлены п. 3 ст. 100 НК РФ. Так, в нем указываются:

  • дата акта (дата его подписания проверяющими);
  • полное и сокращенное наименование либо фамилия, имя и отчество проверяемого лица; если проверялось обособленное подразделение, дополнительно указывается его полное и сокращенное наименование, а также место нахождения;
  • фамилии, имена и отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют;
  • дата и номер решения о проведении выездной проверки (для ВНП) или дата представления декларации и иных документов (для КНП);
  • перечень документов, представленных в ходе проверки проверяемым лицом;
  • период, за который проведена проверка;
  • наименование проверенного налога;
  • даты начала и окончания проверки;
  • адрес места нахождения организации (участников консолидированной группы налогоплательщиков) или места жительства физлица;
  • сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при проверке;
  • документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, если они были выявлены, или запись об отсутствии таковых;
  • выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений, обоснованные ссылками на нормы НК РФ.
Читайте так же:  Налоговый вычет можно получить сразу

В настоящее время применяется форма акта проверки и требования к его составлению, утвержденные приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected]

Больше информации об актах ВНП и КНП можно найти на нашем сайте в статьях:

Если акт КНП не составлен, как узнать о ее завершении?

Если 3 месяца с момента подачи декларации истекли, а инспекция не запросила у вас документы или пояснения, не потребовала внести исправления в отчетность, считайте, что камеральная проверка закончилась удачно.

Если вам нужна точная информация, обратитесь в ИФНС с просьбой проинформировать вас о результатах КНП. Тот факт, что данная обязанность у налоговиков отсутствует, не дает им права проигнорировать запрос налогоплательщика (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 18.02.2009 № А55-10190/2008).

Что будет, если срок вручения акта нарушен?

Ничего. Использовать нарушение налоговиками срока вручения акта проверки, чтобы обернуть ее результаты в свою пользу, не получится. Сама по себе просрочка вручения акта не является основанием для отмены решения по проверке, поскольку не относится к существенным нарушениям процедуры рассмотрения ее материалов (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Это подтверждают и суды (см. постановление 9-го арбитражного апелляционного суда от 16.12.2013 № 09АП-40446/2013 по делу № А40-76732/13, которое оставлено в силе постановлением ФАС Московского округа от 09.04.2014 № Ф05-2601/2014).

О последствиях нарушения сроков проверки читайте в материале «Инспекция затянула камералку. Есть ли шанс отменить решение?».

Обстоятельства, принимаемые во внимание на заседании

Как уже упоминалось, на решение о наложении ответственности могут влиять дополнительные обстоятельства. Они могут как смягчать, так и отягощать вину налогоплательщика. Перечень обстоятельств приведен в статьях 111 и 112 НК РФ. Рассмотрим смягчающие факторы (статья 112 НК РФ):

  • Нарушение, вызванное тяжелыми личными или семейными условиями.
  • Преступление, совершенное под влиянием угроз или принуждения. К примеру, это может быть принуждение, связанное с финансовой или служебной ответственностью.
  • Прочие обстоятельства, признанные судом или налоговой.

Обстоятельство, отягчающее ответственность – совершение аналогичного нарушения ранее.

ПРИМЕР №1

Налогоплательщик получил акт выездной налоговой проверки 30 мая 2016 г. Предельный срок представления возражений по полученному акту — не позднее 30 июня 2016 г.

Налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (п.6 ст.100 НК РФ).

Письменные возражения и документы к ним направляются в ту налоговую инспекцию, которая проводила проверку (п.6 ст.100 НК РФ).

Возражения можно вручить лично или отправить по почте. Тогда срок (месяц) будет отсчитываться с седьмого дня с момента отправки заказного письма (п. 5 ст. 100 НК РФ).

В письменных возражениях приводится общая часть:

  • реквизиты налогоплательщика (ИНН, КПП, адрес регистрации и т.п.);
  • дата и место представления возражений;
  • даты начала и окончания проверки;
  • период проведения проверки;
  • наименование налогов, в отношении которых проводилась налоговая проверка.

Оформление возражения на акт выездной налоговой проверки

Законодательно установленной формы для оформления возражений по акту налоговой проверки нет, как нет и четких требований к содержанию возражений. Однако следует соблюдать сложившийся на практике определенный порядок.

В какие сроки инспекция должна составить и вручить акт проверки?

Акт выездной проверки инспекция должна подготовить в течение 2 месяцев со дня составления справки о проведенной проверке, а если проверялась консолидированная группа налогоплательщиков — в течение 3 месяцев.

На составление акта камеральной проверки ст. 100 НК РФ отводит 10 дней с момента завершения КНП.

Вручить акт налогоплательщику проверяющие должны в течение 5 дней с даты составления.

Что взять на заседание

Сначала налогоплательщику направляется акт налоговой проверки. Руководитель или бухгалтер рассматривают его, после чего составляют письменные возражения, если они есть. Возражения направляются в ИФНС. На заседание рекомендуется взять копию этого документа. На основании уже сформированных возражений будет проще объясняться с представителями налоговой.

Если возражения не были подготовлены, имеет смысл предварительно составить письменный перечень претензий. На основании этого списка представитель компании будет выступать на заседании. В дальнейшем из него можно сформировать апелляционную жалобу.

Рекомендуется захватить с собой также Налоговый кодекс, чтобы можно ссылаться на определенные статьи при отстаивании своих интересов. Стоит взять акт налоговой проверки и предлагающиеся к нему документы.

Как правило, на заседании выступающий представляет свои претензии к налоговикам. Рекомендуется основывать их на документах. Если имеются письменные доказательства позиции компания, следует взять с собой их копии.

Кто подписывает акт проверки?

Акт должен быть подписан 2 сторонами: сотрудниками ИФНС, проводившими проверку, а также проверяемым лицом или его представителем.

Заметим, что иногда налоговики нарушают порядок подписания акта. Например, его может завизировать сотрудник, который не был указан в решении о проведении ВНП и в ней не участвовал. Или наоборот, в акте будет отсутствовать подпись кого-то из тех, кто проводил проверку.

Ни то, ни другое, скорее всего, не повлияет на итоги проверки и не поможет оспорить ее результаты. Об этом свидетельствует арбитражная практика (см., например, постановления президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 12181/11, ФАС Московского округа от 27.06.2014 № Ф05-6192/2014 по делу № А40-188140/13, ФАС Западно-Сибирского округа от 12.09.2013 по делу № А81-2308/2012 и др.).

Читайте так же:  Код страны швейцария для валютного контроля

Права налогоплательщика при подготовке и подаче возражений на акт налоговой проверки. Подготовка к рассмотрению материалов проверки

Нередки случаи, когда проверяемый налогоплательщик по тем или иным причинам не представил в установленный сроке свои письменные возражения на акт выездной налоговой проверки. В таком случае он может руководствоваться пунктом 4 статьи 101 Налогового кодекса РФ и принимать участие в обсуждении содержащихся в акте налоговой проверки данных при рассмотрении материалов проверки и вносить свои устные замечания/пояснения под протокол. Проверяющая налоговая инспекция обязана уведомить проверяемого налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки (п.2 ст.101 Налогового кодекса РФ).

Основная задача налогоплательщика грамотно представить свои возражения по существу, например в отношении:

  • Несоответствия фактических данных предприятия указанным в акте с точки зрения положений налогового законодательства. В ряде случаев факты хозяйственной деятельности неверно истолковываются проверяющим инспектором.
  • Процедуры проведения проверки. Нарушения процессуального порядка встречаются, но крайне редко. На принятие решения нарушение процедуры не влияет. Отмена решения осуществляется в судебном порядке.
  • Нестыковки данных. В материалах акта иногда приводятся сведения неполного объема.
  • Арифметики расчетов проверяющих. Ошибки могут возникнуть при проведении расчетов пени, штрафа и при определении величины недоимки с учетом переплаты.

При этом налогоплательщику желательно одновременно с возражениями на акт налоговой проверки подавать документы, подтверждающие его возражения, хоть налогоплательщик формально и не обязан этого делать, но приобщать их все же рекомендуется. Доводы, приведенные налогоплательщиком в форме возражения по проверке, рассматриваются только при их существенности. Налогоплательщику при предъявлении своих аргументов о несогласии с актом налоговой проверки необходимо избегать частых ошибок:

  • Отсутствие в документе данных, позволяющих рассмотреть позицию налогоплательщика (основания для возражений должны быть аргументированными).
  • Отклонение от правил написания делового письма. В обращении неприемлемы эмоциональные выпады и аргументы, не имеющие указаний на законодательные акты или доказательную базу.
  • Нарушение установленных сроков представления. При подаче возражений позже отведенного срока рассмотрение акта производится без принятия в расчет опротестовывающих данных.

Суть в том, что по смыслу пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса РФ в решении о привлечении проверяемого лица к налоговой ответственности приводятся доводы проверяемого лица, которые он использует в свою защиту, а доводы проверяемого лица налоговой инспекцией проверяются на основании доказательств, поэтому лучше подстраховать себя и приобщить к возражениям все имеющиеся у Вас доказательства. Налоговый орган, в свою очередь, не несет обязанности доказывать обстоятельства, на которые ссылается проверяемое лицо как на основание своих возражений. Задача налогового органа в таком случае, обеспечить проверяемому лицу возможность представить имеющиеся у него доказательства, а не собирать их за него самостоятельно.

Срок проверки представленных налогоплательщиком возражений на акт налоговой проверки

За налоговым органом закреплена обязанность по уведомлению проверяемого налогоплательщика о дате, времени и месте рассмотрения материалов проверки. По результатам рассмотрения представленных возражений руководитель налоговой инспекции или его заместитель выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, или же об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (см. п.7 ст.101 Налогового кодекса РФ).

Вызов осуществляется в форме письменного уведомления. При отсутствии вызова решение по акту, может быть отменено по формальному признаку в порядке судебного разбирательства. В качестве представителя предприятия может выступать руководитель или иное лицо, обладающее доверенностью на право присутствовать при рассмотрении материалов и давать пояснения по возникающим вопросам.

При определении срока рассмотрения материалов акта и возражений проверяемого налогоплательщика должны учитываются следующие периоды:

  • рассмотрение в течение десяти дней со дня окончания срока, установленного для внесения проверяемым лицом возражений на акт налоговой проверки;
  • срок исчисляется в рабочих днях;
  • при назначении углубленных мероприятий десятидневный период исчисляется со дня окончания углубленных мероприятий;
  • период может быть увеличен в пределах одного месяца.

Налогоплательщик, не успевающий представить свои возражения в установленный законодательством срок, вправе обратиться в налоговую инспекцию с просьбой о переносе срока на основании веских доказательств. Такое обращение должно быть осуществлено до наступления предельного срока подачи возражений на акт налоговой проверки. Налоговая, в свою очередь, имеет право вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п.6 ст.101 Налогового кодекса РФ). На проведение таких дополнительных мероприятий может быть отведен всего один месяц сверх месячного срока, установленного п.1 ст.101 Налогового кодекса РФ. Срок проведения дополнительных мероприятий налогового контроля является самостоятельным сроком.

Письменные возражения на акт налоговой проверки рассматриваются руководителем налоговой инспекции, проводившей налоговую проверку или его заместителем. Решение по ним должно быть принято в течение десяти дней со дня истечения срока на представление возражений, а не со дня фактического представления проверяемым налогоплательщиком возражений по акту проверки.

Видео (кликните для воспроизведения).

В завершение отметим, что в Определении Арбитражного суда Республики Алтай от 19 февраля 2016г. № А02-1081/2015 говорится, что на основании акта налоговой проверки у налогоплательщика не возникает обязанности по уплате налогов, равно как и у налогового органа не возникает на основании одного лишь акта налоговой проверки права на обращение в суд с требованиями о включении в реестр задолженности по уплате налогов, пеней, штрафов и т.п. Поэтому, если налогоплательщик не согласен с фактами или выводами, изложенными проверяющим инспектором в акте выездной налоговой проверки, ему необходимо составить письменные возражения на такой акт (п.6 ст.100 Налогового кодекса РФ, Письмо ФНС России от 07 августа 2015 года № ЕД-4-2/13890).

Источники

Срок рассмотрения акта налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here