Структура органов государственного финансового контроля

Состав и структура органов финансового контроля в РФ

Органы финансового контроля обеспечивают соблюдение законодательства в области экономических отношений. Без органов финансового контроля невозможно эффективное функционирование народного хозяйства, поскольку они обеспечивают согласованность интересов бюджетной системы и частного хозяйственного сектора экономики.

Состав органов финансового контроля в РФ

Осуществляющие финансовый контроль в РФ органы указаны в п. 2 Указа Президента РФ от 25.07.1996 № 1095. На данный момент финконтроль осуществляют:

  • Счетная палата РФ;
  • ЦБ РФ;
  • Минфин РФ;
  • ФНС РФ;
  • Федеральная таможенная служба.

До 2000 года в этот перечень входила Федеральная служба РФ по валютному и экспортному контролю, однако впоследствии она была ликвидирована, а ее полномочия перешли к Минфину РФ и Министерству экономического развития.

Перечень контролеров не ограничивается приведенным списком, функции органов финансового контроля могут исполнять иные госучреждения при условии, что в их ведении находится поступление и расходование средств бюджета (п. 2 указа № 1095). В субъектах РФ и муниципалитетах местные органы могут формировать свои органы финансового контроля, это могут быть территориальные счетные палаты, особые депутатские группы.

Для решения определенных вопросов в сфере формирования и использования госбюджета некоторые надзорные функции могут исполнять органы прокуратуры, МВД, ФСБ. В то же время нужно понимать, что для данных структур подобные функции не являются основными и их участие в контрольных процедурах зачастую сводится к взаимодействию с иными участниками процесса.

Министерство финансов

Министерство финансов РФ (Минфин России) – это федеральный орган исполнительной власти, который проводит работу по проведению единой финансовой политики в стране, осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской и других областях.

Сфера ответственности Минфина:

  • Бюджетная политика, формирование и контроль исполнения федерального бюджета;
  • Налоговая и таможенно-тарифная политика, международные налоговые отношения;
  • Законы, проекты и положения по бухгалтерскому учету и отчетности;
  • Стандарты и методики проведения аудита, контроль и надзор за аудиторской деятельностью;
  • Вопросы внутреннего и внешнего долга России;
  • Выпуск ценных бумаг;
  • Формирование резервного фонда;
  • Создание и развитие государственной информационной системы “Электронный бюджет”;
  • Регулирование межбюджетных отношений;
  • Другие компетенции.

Федеральная таможенная служба России

Федеральная таможенная служба России (ФТС России) – это федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет контроль в области таможенного дела.

К функциям ФТС России относятся:

  • Валютный контроль;
  • Защита прав на объекты интеллектуальной собственности;
  • Транспортный контроль в пропускных пунктах через границу России;
  • Санитарно-карантинный, фитосанитарный контроль;
  • Ветеринарный надзор в плане проверки документов в пропускных пунктах через границу России;
  • Выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в части своей компетенции;
  • Прочие.

Федеральная таможенная служба России (ФТС России) также находится в ведении Министерства финансов РФ.

Структура ФТС России выглядит следующим образом:

· · Главное организационно-инспекторское управление;
· · Главное управление информационных технологий;
· · Главное управление организации таможенного оформления и таможенного контроля;
· · Прочие управления

Счетная палата

Ведущим органом государственного финансового контроля РФ в представительской власти является Счетная палата. Данная государственная структура создана Законом № 4-ФЗ от 11.01.1995.

Основной задачей Счетной палаты является организация и проведение ревизионных мероприятий за соблюдением действующего налогового, финансового, бюджетного, таможенного и прочего законодательства в рамках:

  • своевременности исполнения доходных, расходных статей соответствующего бюджета;
  • соблюдения целевого значения и направленности бюджетных средств;
  • выявления эффективности произведенных расходов госбюджета и целесообразности операций по использованию имущества;
  • финансово-экономической экспертизы проектов федеральных программ и законов;
  • контроля над своевременностью и законностью проведенных операций по созданию, распределению и расходованию бюджетных и внебюджетных средств;
  • социально-экономического анализа выявленных отклонений от установленных показателей соответствующего бюджета и внебюджетных фондов;
  • регулярного предоставления отчетности о ходе исполнения действующих федеральных программ, проектов и законов.

Счетная палата, как орган финансового контроля, функционирует, основываясь на принципах независимости, законности, объективности, компетентности и гласности.

Компетенция ЦБ РФ в области контроля внебанковского сектора

Полномочия ЦБ не ограничиваются только надзором за деятельностью профильных структур, у него имеются права регулирования в некоторых других сегментах народного хозяйства.

Еще в 2012 году подобные операции выполняло отдельное ведомство — Федеральная служба по финансовым рынкам. Но с 2013 года она была распущена, а ее функции перешли к ЦБ РФ.

Отрасли и виды компаний, подпадающие под юрисдикцию Банка РФ:

  • страховой сектор;
  • фондовые рынки;
  • инвестиционные группы;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • биржевая деятельность;
  • работа бюро кредитования;
  • кредитные жилищные кооперативы;
  • сфера платежных сервисов;
  • микрокредитные компании.

Их работу необходимо оценивать не только в области соблюдения финансового права, но также исходя из положений Гражданского и Налогового кодексов. В подобных случаях ЦБ осуществляет свою деятельность совместно с иными смежными контролирующими структурами.

Читайте так же:  Возврат излишне уплаченного имущественного налога

Перечень органов финансового контроля довольно широк. Он не ограничен только учреждениями федерального уровня, достаточно большой спектр полномочий в данной области предоставлен региональным и местным властям.

Органы финансового контроля в РФ

Основные органы финансового контроля делятся по трем видам бюджета:

  • федеральные;
  • региональные
  • муниципальные.
Бюджет Представительная власть Исполнительная власть
Федеральный Совет Федерации Центральный Банк России
Министерство финансов РФ
Федеральное казначейство
Счетная палата Федеральная налоговая служба России (ФНС)
Федеральная таможенная служба России (ФТС)
Государственная дума Главное контрольно-ревизионное управление
Различные министерства и ведомства, государственные внебюджетные фонды
Региональный Законодательные региональные органы Территориальные ФНС, ФТС, казначейства, министерства и ведомства и т.д.
Счетная региональная палата Финансовые региональные органы
Муниципальный Муниципальные представительные органы Распорядители муниципального бюджета
Муниципальные отделения казначейства
Муниципальная налоговая служба
Муниципальная счетная палата Муниципальная таможенная служба
Муниципальные ведомства
Отдел финансового управления при муниципальной власти

Согласование действий учреждений финансового контроля

Как сказано выше, деятельность силовых структур лишь в малой доле связана с надзорными функциями в области государственных финансов. Основная работа в данной области, на основании п. 2 указа № 1095, проводится иными специализированными учреждениями. Но силовые ведомства участвуют в коммуникациях с органами государственного финансового контроля.

Примером такого взаимодействия служит право, закрепленное в п. 7 разд. II приказа Минфина РФ, МВД РФ, ФСБ РФ от 07.12.1999 № 89н/1033/717, согласно которому правоохранительные органы могут требовать создания проверяющих комиссий для проведения надзорных действий в компаниях, независимо от их организационно-правовой формы.

Более того, п. 3 приказа Генпрокуратуры РФ и Росфиннадзора от 15.04.2014 № 162/117 предусматривает обязанность Росфиннадзора по инициативе прокуратуры проводить инспектирование структур, имеющих отношение к формированию, использованию или распределению средств государственного бюджета, а также участвовать в операциях, связанных с движением госимущества.

Возможно взаимодействие и между органами, не относящимися к правоохранительной системе. Разрешен, на основе ст. 2 соглашения ЦБ РФ от 29.06.2010 № 01-15/3182 и ФНС РФ № ММВ-27-2/5, обмен информацией между Банком РФ и органами ФНС. В качестве возможных данных может выступать перечень банков, для которых ЦБ установил какие-либо ограничения на операции. Представители налогового ведомства могут делиться данными о нарушениях банков при осуществлении переводов на счета казначейства и при иных транзакциях, связанных с перемещением бюджетных средств.

Счетная палата Российской Федерации

Обязанность счетной палаты осуществлять контроль за тем, как исполняется федеральный бюджет. Счетная палата является главным органом государственного и финансового контроля. В ее обязанности включаются:

  • контроль за использованием средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов;
  • оценка эффективности использования государственных ресурсов и соответствие законодательству России;
  • оценка эффективности предоставления льгот (в том числе налоговых), бюджетных кредитов, предоставления государственных гарантий
  • предложения по совершенствованию бюджетного процесса;
  • проверка бюджетной отчетности России и годового отчета об исполнении федерального бюджета;
  • контроль движения денежных средств в Центробанке РФ;
  • противодействие коррупции в пределах своей компетенции.

Состав счетной палаты:

  1. Председатель счетной палаты – Кудрин А.Л.;
  2. Заместитель председателя счетной палаты – Чистова В.Е.;
  3. Аудиторы (делятся на аудиторов, назначенных Советом Федерации и назначенных Госдумой) – 12 человек;
  4. Аппарат счетной палаты.

Аппарат счетной палаты в свою очередь делится на:

  • Руководителя аппарата счетной палаты и его заместителей;
  • Департамент управления делами;
  • Финансовый департамент;
  • Департамент внешних связей;
  • Департамент информационно-коммуникационных технологий и аналитического обеспечения осуществления внешнего государственного аудита (контроля);
  • Прочие департаменты.
★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Региональные и местные структуры финансового контроля

Как отмечалось ранее, органы финансового контроля создаются и на уровне территориальных образований РФ. Существующее законодательство предполагает разделение в работе федеральных, региональных и местных властных структур. В то же время создаваемые в рамках полномочий региональных и местных правящих структур надзорные органы имеют идентичные с их вышестоящими коллегами цели: контроль за рациональным и целевым использованием средств бюджета. Даже в области применяемых при контроле рычагов воздействия органы финконтроля федерального и местного уровня достаточно схожи.

В то же время на муниципальном уровне в силу особенностей организации бюджетных процедур могут применяться специализированные методы решения задач. Нередкими бывают случаи, когда одинаковые задачи ставятся перед смежными учреждениями финансового контроля, однако в этом случае местными властями создается соответствующая правовая основа.

В процессе осуществления своих функций местные органы финконтроля могут привлекать независимых экспертов: некоммерческие компании, аудиторов, общественные объединения.

Федеральная налоговая служба России

Федеральная налоговая служба (ФНС РФ) России – это федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет контроль за организациями и физическими лицами в плане соблюдения налогового законодательства, правильностью и своевременностью расчета, уплаты налогов, сборов и страховых взносов.

Функции и обязанности ФНС России:

  • Контролирует правильность расчетов налогов и сборов;
  • Контролирует сроки уплаты налогов, сборов и страховых взносов в бюджет;
  • Наказывает при нарушении налогового законодательства;
  • Контролирует валютное законодательство;
  • Контролирует применение, регистрацию ККМ, полноту учета выручки денежных средств;
  • Осуществляет государственный надзор за организацией и проведением азартных игр и лотерей;
  • Ведет разнообразные реестры (например, реестр саморегулируемых организаций);
  • Ведет Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРН), Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) и Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН);
  • Осуществляет регистрацию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, фермерских хозяйств;
  • Осуществляет аккредитацию филиалов, представительств иностранных организаций (кроме кредитных);
  • Осуществляет возврат или зачет излишне уплаченных сумм налогов, сборов и страховых взносов, а также пеней и штрафов;
  • Прочие функции.
Читайте так же:  Снижение налога на прибыль организаций

Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов.

Структура ФНС России:

  1. Аналитическое управление;
  2. Контрольное управление;
  3. Управление налогообложения юридических лиц;
  4. Управления досудебного урегулирования налоговых споров;
  5. Административно-контрольное управление;
  6. Управление международного сотрудничества и валютного контроля;
  7. Управление кадров;
  8. Финансовое управление;
  9. Прочие.

Как видим, структура ФНС очень обширна, что позволяет ей осуществлять все свои функции.

Группировка органов, осуществляющих финансовый контроль в РФ

Органы финансового контроля можно классифицировать следующим образом:

  • Контрольно-счетные учреждения, организуемые на законодательном уровне, к ним относится Счетная палата РФ на федеральном уровне и подобные органы на местах.
  • Контрольно-ревизионные органы от исполнительной власти. В качестве примера можно привести Минфин, Росфиннадзор, Федеральное казначейство, ФНС РФ и Росфинмониторинг.
  • Контрольно-ревизионные органы, формируемые на уровне субъектов РФ и муниципалитетов.
  • Банк РФ со всеми входящими в его состав подразделениями.

Поскольку характер работы каждого из указанных объединений имеет свои особенности, их следует изучить подробнее.

Органы государственного финансового контроля в исполнительной власти

Помимо счетной палаты существует целый ряд ведомств, осуществляющих контроль в области государственных финансов. Наиболее значимыми с позиции влияния на экономические процессы среди них являются:

  • Министерство финансов РФ;
  • Федеральная налоговая служба;
  • Росфиннадзор;
  • Росфинмониторинг;
  • Федеральное казначейство.

Минфин, строго говоря, не является органом, непосредственно исполняющим контрольные функции, однако он может выполнять отдельные поручения президента или правительства в данной сфере и, являясь одним из основных регулирующих органов в области финансов, контролирует деятельность иных учреждений, непосредственно осуществляющих надзорные функции.

Одним из таких органов финансового контроля является ФНС, курирующая законность деятельности фирм в области налоговых и бюджетных правоотношений. Одной из ее главных задач является обеспечение своевременного и полного исполнения хозсубъектами обязательств перед бюджетом в части предусмотренных платежей и сборов. Кроме того, ФНС контролирует правильность составления соответствующих отчетных документов.

Следующим ведомством, напрямую подконтрольным Минфину РФ, является Росфиннадзор. В область его интересов входят процедуры государственного финансирования, порядок реализации бюджетной дисциплины, а также деятельность участников валютного рынка. К частным вопросам, которыми занимается данное госучреждение, относятся:

  • порядок использования средств бюджета;
  • обоснованность выдачи субсидий, субвенций, кредитов;
  • мониторинг соблюдения финансового, бюджетного законодательства, наказание нарушителей.

Служба финансового мониторинга как орган финансового контроля была создана не так давно, однако в связи с тем, что подчиняется она напрямую Президенту РФ, ее влияние не стоит недооценивать. Ее сотрудникам вменено в обязанности изучать все многообразие происходящих на рынке сделок с целью выделения тех, что:

  • носят противозаконный характер;
  • направлены на подрыв устойчивости финансовой системы государства;
  • служат для снабжения деньгами экстремистских организаций.

Сотрудники Росфиннадзора также наделены правом привлекать к ответственности субъектов, осуществляющих незаконную деятельность.

Федеральное казначейство — еще один орган, находящийся в подчинении Минфина РФ. Оно также непосредственно задействовано в процедуре контроля за расходованием бюджетных средств и обеспечением соответствия их направленности целям, стоящим перед государством. Оно наделено полномочиями пресекать незаконные операции в области использования средств бюджета, а также оказывать воздействие на лиц, нарушающих действующее законодательство в данной области.

С какой целью проводится

Внутренний государственный и муниципальный финконтроль направлен на соблюдение действующего законодательства в бюджетной сфере и предупреждение правонарушений в планировании и исполнении бюджетов. Этот вид госнадзора выполняется специально созданными отделами в структурах исполнительной власти всех уровней.

Например, финотдел при администрации муниципального образования Красногвардейского района или служба государственного финансового контроля Иркутской области. Иными словами, внутренний контроль осуществляют органы и(или) должностные лица, созданные внутри структуры государства, субъекта или муниципального образования.

Государственный финконтроль довольно часто связан с негосударственным надзором, это обусловлено необходимостью получения независимой сторонней оценки деятельности экономического субъекта. Негосударственный финансовый контроль включает в себя три вида надзора: общественный, аудиторский и внутрифирменный.

Государственный муниципальный финансовый контроль осуществляется в целях:

  • выявления и пресечения ошибок и недостатков в управлении денежными средствами и материальными активами государства;
  • максимального предупреждения несоблюдения финансового, налогового, бюджетного и прочего законодательства России;
  • определения недостатков в действующей системе управления финансово-экономической и хозяйственной деятельностью государства;
  • оптимизации методологической базы и повышения эффективности контрольно-ревизионных мероприятий;
  • устранения и предотвращения угроз финансово-экономической безопасности государства.
Читайте так же:  Список документов для возврата налога за лечение

Также к целям внутреннего госконтроля относят проверку и анализ бюджетной отчетности администраторов, распорядителей и получателей бюджетных средств в части полноты, достоверности и правомерности составления.

Деятельность Счетной палаты РФ как инструмента контроля государственных структур

Счетная палата РФ — один из основных органов финансового контроля. Она работает на постоянной основе, создается при содействии обеих палат парламента — Совета Федерации и Государственной думы. Счетная палата должна сдавать отчеты в законодательные органы РФ, в ее функции входят:

  • надзор за осуществлением расходов бюджета;
  • проверка использования средств из внебюджетных фондов;
  • контроль за направлениями использования госсобственности;
  • анализ проектов законодательства и нормативно-правовых актов, относящихся к использованию средств бюджета и внебюджетных фондов;
  • оценка проектов бюджетов перед их утверждением в ГД РФ.

Основные задачи, которые решает счетная палата как орган финансового контроля:

  • надзор за использованием средств и проведение инвентаризаций;
  • оценка и анализ операций с бюджетными средствами и их последствий;
  • предоставление информации заинтересованным лицам.

Большинство ревизий осуществляется на местах, т. е. на тех территориях, где происходит распределение бюджетных средств. Результаты пересчетов и выводы по результатам проверок оформляются в формате отдельного заключения. Роль данного органа финансового контроля в процессе составления государственного бюджета включает следующие направления работы:

  • оценка обоснованности статей расходов и эффекта, получаемого от реализации проектов;
  • выявление ключевых показателей и допустимых параметров формирования денежных фондов.

Помимо этого сотрудники ведомства оказывают помощь в проработке вопросов финансовой политики государства и совершенствования бюджетного законодательства. Кроме того, они привлекаются для анализа межправительственных соглашений в области экономики и финансов с другими государствами.

На территории субъектов РФ формируются региональные службы Счетной палаты РФ. Их задачи схожи с целями федерального ведомства, однако решаются они только в рамках территорий. В частности, их работники оценивают источники поступления бюджетных средств и наиболее рациональные варианты их использования, осуществляют надзор за исполнением планов государственного финансирования важных хозяйственных проектов, прорабатывают оптимальные возможности осуществления расходов местных бюджетов.

Структура органов финконтроля

Представим действующую структуру органов, осуществляющих финансовый контроль, в виде таблицы.

Субъекты ФК в представительной власти

Субъекты ФК в исполнительной власти

Совет Федерации РФ

Счетная палата РФ

Главное контрольно-ревизионное управление при Президенте РФ

Министерство финансов РФ

Федеральное казначейство РФ

Департамент государственного ФК и аудита

Федеральная налоговая служба (ФНС РФ)

Федеральные министерства и ведомства

Федеральная таможенная служба (ФТС РФ)

Видео (кликните для воспроизведения).

Законодательная власть региона РФ

Региональная счетная палата

Финорганы региона России

  • казначейства;
  • ФНС;
  • ФТС;
  • министерств и ведомств;
  • внебюджетных фондов

Главные распорядители и распорядители средств бюджета регионального уровня

Муниципальные представительные органы

Муниципальная счетная палата

Отдел финуправления при муниципальном образовании

Главные распорядители и распорядители муниципального бюджета

Местные отделения казначейства, налоговой и таможенной служб

Муниципальные представительства министерств и ведомств

Местные отделения внебюджетных фондов

Далее определим основные функции госогранов финансового контроля.

Особую важность имеет финансовый контроль, осуществляемый налоговыми органами. Он заключается в проведении контрольно-ревизионных мероприятий по исполнению налоговых обязательств перед бюджетами всех уровней по средствам камеральных и выездных налоговых проверок.

Федеральное казначейство

Федеральное казначейство – это федеральный орган исполнительной власти РФ, который осуществляет функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов России, контролю операций со средствами федерального бюджета.

Функции федерального казначейства:

  • Учет доходов и расходов бюджета;
  • Обеспечение исполнения федерального бюджета;
  • Кассовое обслуживание бюджетов России;
  • Ведение бюджетного учета и составление бюджетной отчетности;
  • Ведение и обслуживание государственных информационных систем;
  • Обеспечение деятельности Федерального казначейства;
  • Контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере;
  • Внешний контроль качества работы аудиторских организаций (согласно федеральному закону от № 307-ФЗ от 30 декабря 2008 года “Об аудиторской деятельности”).

Структура казначейства выглядит следующим образом:

  1. Главное управление Федерального казначейства;
  2. Управления Федерального казначейства (по регионам);
  3. Отделения Федерального казначейства (в городах).

Кто и зачем проводит внутренний государственный финансовый контроль

Банк РФ как субъект финансового контроля

Деятельность ЦБ РФ в данной области имеет довольно узкую направленность и сосредоточена прежде всего на обеспечении законности денежных, кредитных операций, устойчивости отечественной денежной единицы, расчетных отношений, курсов валют.

Перечень функций ЦБ РФ как органа финансового контроля:

  • поддержка устойчивого курса рубля, его покупательной способности без значимых резких отклонений;
  • оптимизация работы банковского сектора;
  • осуществление расчетных операций внутри страны на достойном уровне;
  • кредитование банков;
  • лицензирование банковской деятельности;
  • издание локальных нормативных актов в области банковского регулирования.

Перечень проблем, которые систематически приходится решать главному банку страны:

  • создание и совершенствование процедур в области денежно-кредитного обращения;
  • контроль денежной массы, ее регулирование;
  • рациональное использование ключевой ставки как значимого фактора экономического развития;
  • создание условий для эффективной организации расчетных процедур внутри страны;
  • прогнозирование изменений экономической системы страны, влияющих на устойчивость и развитие денежно-кредитной политики.

Посредством своей деятельности Банк РФ воздействует на экономических субъектов, способствуя исполнению ими федеральных законов, приказов, различных нормативно-правовых актов, издаваемых правительством или его учреждениями.

Читайте так же:  Тип платежа штраф в налоговую

Осуществление надзорных функций Центральным банком — крайне важный фактор результативности всей его деятельности, поскольку принять регулирующий акт недостаточно, необходимо обеспечить его корректную и своевременную реализацию в финансово-кредитном секторе.

Одна из основных задач Центробанка — мониторинг соответствия деятельности банков законодательству РФ.

Структура внутреннего финконтроля

Рассмотрим действующую структуру внутреннего госконтроля в виде таблицы:

Контрольно-ревизионные управления, министерства и ведомства федерального уровня исполнительной власти

Федеральное казначейство РФ

Федеральная налоговая служба РФ

Министерство финансов РФ

Территориальные отделы, структуры и ведомства, созданные исполнительными органами власти субъекта РФ

Служба государственного финансового контроля Ивановской области

Местные представительства и отделения контролирующих органов, созданных при администрациях муниципальных образований и городов федерального значения

Комитет государственного финансового контроля Санкт-Петербурга

Деятельность органов каждого уровня регламентирована отдельными нормативными актами. На федеральном уровне: Конституция, Бюджетный кодекс РФ, Федеральные законы и Указы Президента РФ. На региональном и местном уровнях создаются аналогичные НПА.

Кто проводит финансовый контроль

Мы уже рассказывали, что такое финконтроль, о видах, формах и методах, а также о принципах, по которым проводятся проверки. Теперь разберем, какие существуют органы финансового контроля в Российской Федерации.

Центральный Банк России

Центральный банк России – это государственная кредитная структура, регулирующая всю российскую кредитно-банковскую структуру. Функцией Центрального Банка России является эмиссия (выпуск) национальных денежных знаков и обеспечение устойчивости национальной валюты. Центральный банк России является юридическим лицом и действует на основе принципа независимости и, тем не менее, имущество Центрального Банка России и его устав являются государственной собственностью.

Задачи Центрального Банка России:

  • разработка мер по защите и обеспечению устойчивости национальной валюты (рубля);
  • разработка мер по укреплению, развитию, контролю банковской системы страны;
  • эмиссия денежных знаков в стране;
  • обеспечение функционирования российской платежной системы;
  • регистрация новых банков;
  • проверка банков;
  • выдача, отзыв банковских лицензий;
  • формирование правил осуществления банковских операций.
  • выдача кредитов частным кредитно-финансовым организациям;
  • другие функции.

Центральный Банк России подотчетен Государственной Думе, но при этом органы власти не имеют права вмешиваться в деятельность Центробанка.

Структура Центрального Банка России:

  • Председатель банка России;
  • Департамент денежно-кредитной системы;
  • Департамент операций на финансовых рынках;
  • Департамент по связям с общественностью;
  • Департамент кадровой политики;
  • И еще 40 разных департаментов.

Министерство финансов

Минфин является органом исполнительной власти, наделен полномочиями по выработке финансово-экономической политики государства, нормативно-правовому урегулированию во всех сферах экономических взаимоотношений, а также в части организации и проведения контрольных мероприятий.

Министерство финансов осуществляет всестороннюю координацию подконтрольных государственных структур:

  • Федеральная налоговая служба;
  • ФС страхового надзора;
  • ФС финансово-бюджетного надзора;
  • ФС по финансовому мониторингу.

Также Минфин вправе контролировать Федеральную таможенную службу в части соблюдения отдельных нормативно-правовых актов (взимание таможенных платежей и сборов, расчета и определения таможенной стоимости импортируемых, экспортируемых товаров, оборудования или автотранспортных средств).

Система органов государственного финансового контроля и их функции

Состав и структура органов финансового контроляопределяются государственным устройством страны, функциями и задачами, выпол­няемыми государством на каждом этапе своего развития. Принцип раз­деления властей предопределяет создание органов финансового контроля, подотчетных органам представительной и исполнительной власти.

Кратко рассмотрим особенности организации финансового контроля в различных органах власти.

Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления обя­заны предоставлять всю информацию, необходимую для осуществления парламентского контроля, законодательным (представительным) органам власти и представительным органам местного самоуправления в пределах их компетенции по бюджетным вопросам, установленной Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, иными нормативными правовыми актами РФ.

Правительство РФ контролирует и регулирует финансовую деятель­ность министерств и ведомств, вопросы бюджетного федерализма и меж­бюджетных отношений. Минфин России занимает одно из центральных мест в системе общегосударственного финансового контроля, который осуществляется его департаментами, управлениями и отделами в пределах своей компетенции и сфер деятельности.

Финансовый контроль, проводимый органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, осуществляют также Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, фи­нансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, главные распорядители, распорядители бюджетных средств. Форма и порядок осуществления финансового контроля перечисленными органами уста­навливаются Бюджетным кодексом РФ, иными актами бюджетного законодательства и нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ л органов местного самоуправления.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (ФСФБН России) осуществляет финансовый контроль за использованием средств федераль­ного бюджета и средств государственных внебюджетных фондов. ФСФБН России вправе осуществлять финансовый контроль за исполнением бюд­жетов субъектов РФ и местных бюджетов, получающих межбюджетные трансферты из федерального бюджета (в части указанных средств).

Особое место в системе финансового контроля занимает парламентский контроль. В обеих палатах Федерального Собрания РФ сформированы финансовые комитеты и комиссии, в функции которых входит проверка правильности и полноты, предусмотренных в проекте бюджета доходов ирасходов, его рассмотрение и утверждение, контроль за целевым использова­нием государственных средств и другие вопросы. Парламент через специаль­ные отраслевые комитеты и комиссии может осуществлять выборочную про­верку деятельности отдельных звеньев финансовой системы, министерств, ведомств, комитетов, служб и агентств. По депутатскому запросу парламент вправе получить информацию о нарушениях и недостатках, допущенных при формировании и использовании государственных средств.

Читайте так же:  Документы для возврата подоходного налога за квартиру

Парламент регулярно получает данные о состоянии государственных финансов через специально созданный Советом Федерации и Государ­ственной Думой контрольный орган — Счетную палату РФ. К ее важ­нейшим задачам относятся:

• организация и осуществление контроля за своевременным исполне­нием доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

• определение эффективности и целесообразности расходования госу­дарственных средств и использования федеральной собственности;

• оценка обоснованности доходов и расходов проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

• финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нор­мативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, финансируемые за счет средств федерально­го бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

• регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

В процессе реализации поставленных задач Счетная палата РФ осу­ществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, инфор­мационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

8. Бюджетная система Российской Федерации, ее структура и принципы
построения.

Бюджетное устройство — организационно-правовое построение бюд­жетной системы, включающее в себя виды бюджетов, принципы и формы взаимосвязей между ними. Бюджетное устройство базируется на государ­ственном устройстве, отражая взаимосвязи, характерные для последнего.

Как установлено в Бюджетном кодексе РФ, бюджетная система РФ — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов госу­дарственных внебюджетных фондов.

1 уровень) Федеральный бюджет

это центральное звено (первый уровень) бюджетной системы, обеспечивающее финансирование выполнения обще­национальных задач и функций. Он является основным инструментом перераспределения ВВП и национального дохода в масштабах государства в целом.

2 уровень)Бюджеты субъектов РФ

(региональные бюджеты) включают в себя бюджеты республик, областей, краев, автономных областей (округов), а также бюджеты городов федерального значения. Эти бюджеты являются формой образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ.

3 уровень)Местные бюджеты

(бюджеты муниципальных образований) — это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования. В соответствии с новой редакцией ФЗ «Об общих принципах организации местного само­управления в Российской Федерации» предусмотрено разделение местных бюджетов на два уровня (типа): бюджеты муниципальных районов и городских округов; бюджеты поселений.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов являются самостоятельным звеном бюджетной системы РФ и формируются на федеральном и территориальном уровнях.

Совокупность всех бюджетов РФ (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов и без учета межбюджетных трансфертов) образует консолидированный бюджет РФ. Консолидированный бюджет составляется с целью прогноза и анализа складывающихся бюджетных пропорций. В обязательном порядке он представляется в органы законодательной (представительной) власти в пакете документов, сопровождающих законопроект о бюджете, но в отличие от бюджета законодательно не утверждается.

Принципы организации бюджетной системы установлены в Бюджетном кодексе РФ. В их составе различают:

принципы построения бюджетной системы (единство бюджетной системы; разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; самостоятельность бюджетов; равенство бюджетных прав субъ­ектов РФ, муниципальных образований);

принципы формирования и исполнения бюджетов (полнота отражения доходов и расходов бюджетов; сбалансированность бюджетов; эффективность и экономность использования бюджетных средств; общее (сово­купное) покрытие расходов бюджетов; гласность; достоверность бюджета; адресность и целевой характер бюджетных средств).

Бюджетная классификация является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюд­жетной системы РФ, видов государственного (муниципального) долга и государственных (муниципальных) активов, используемой для состав­ления и исполнения всех бюджетов и обеспечивающей сопоставимость бюджетных показателей.

Видео (кликните для воспроизведения).

Бюджетные классификации большинства зарубежных стран постро­ены на основе международных стандартов статистики государственных финансов (СГФ), разработанной Международным валютным фондом (МВФ). В середине 1990-х гг. Россия также перешла на международную систему СГФ, однако это был не полный переход. В последующие годы потребовалось более четкое согласование бюджетной классификации с международными стандартами финансовой отчетности и статистики госу­дарственных финансов. Кроме того, административная реформа определила необходимость приведения структуры функциональной классификации расходов в соответствие с основными функциями, выполняемыми органами государственной власти (органами местного самоуправления).

Источники

Структура органов государственного финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here