Сущность методов финансового контроля

2.Сущность, виды, формы и методы финансового контроля

Формы финансового контроля.

В экономически развитых странах финансовый контроль распадается на две, взаимодействующие, но обособленные сферы: государственный и негосударственный финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль — комплексная и целенаправленная система экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на положениях основных законов государства. Определяющую роль в организации финансового контроля играет конституция страны. Правовой регламент контроля зависит от типа государства, его социально-политической ориентации, уровня экономического развития, соотношения форм собственности.

Государственный финансовый контроль призван отслеживать стоимостные пропорции распределения валового национального продукта. Он распространяется на все каналы движения денежных ресурсов, так или иначе связанные с формированием государственных ресурсов, полнотой и своевременностью их поступления и целевым использованием. Государственные контролеры наделены правом осуществлять ревизии и проверки, как в государственном секторе, так и в сфере частного и корпоративного бизнеса, если таковые предопределены общенациональными экономическими интересами.

Негосударственный финансовый контроль подразделяется на внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский) контроль.

Государственный и негосударственный виды контроля, несмотря на схожесть методов, существенно отличаются конечными целями.

Главная цель государственного контроля — максимизировать поступление ресурсов в казну и минимизировать государственные издержки управления, а негосударственного (главным образом, внутрифирменного) — напротив, минимизировать свои отчисления в пользу государства и другие издержки с целью повышения нормы прибыли на вложенный капитал. И то же время обе сферы контроля ограничены правовыми рамками действующих законов.

Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы организации государственного финансового контроля, к реализации которых стремится каждое современное цивилизованное государство. К ним относятся такие универсальные принципы, как независимость и объективность, компетентность и гласность.

Независимость контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контрольного органа, более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов контроля, а также их конституционным характером. Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы. Гласность предусматривает постоянную связь государственных контролеров с общественностью и средствами массовой информации.

Из этих базовых принципов вытекают и другие, носящие более прикладной характер, в том числе:

· четкость и логичность предъявляемых контролерами требований;

· неподкупность субъектов контроля;

· обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах проверок и ревизий;

· превентивность (предупреждение вероятных финансовых нарушений);

· презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых преступлениях лиц;

· согласованность действий различных контролирующих органов и др.

Принимая законы, прямо или косвенно затрагивающие систему организации финансового контроля, государство ориентируется на вышеназванные принципы. В то же время в каждом государстве существует свой регламент (порядок и последовательность) контрольных действий, что в конечном итоге сказывается на результатах.

Виды финансового контроля.

Виды финансового контроля весьма разнообразны. Их принято классифицировать по следующим критериям:

1. Регламент осуществления — обязательный (внешний), инициативный (внутренний);

2. Время проведения — предварительный, текущий (оперативный) и последующий финансовый контроль;

3. Субъекты контроля — президентский, контроль законодательных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов, внутрифирменный, аудиторский;

4. Объекты контроля — бюджетный, контроль за внебюджетными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой.

Виды контроля, различающиеся регламентом осуществления и временем проведения.

Обязательный контроль за финансовой деятельностью физических и юридических лиц осуществляется на основе закона. Это относится, например, к налоговым проверкам, контролю за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской отчетности предприятий и организаций и т. д., осуществляемым в основном внешними, независимыми контролерами.

Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений.

Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэкономических показателей развития экономики страны. На микроуровне — это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, договоров о совместной деятельности и т. д.

Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов. Большую роль здесь играют бухгалтерские службы.

Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т. д.

Методы финансового контроля.

Различают следующие методы проведения контроля:

· анализ финансового состояния;

Проверки производятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчётных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.

Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

Читайте так же:  Статус платежа на валютном контроле втб

В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполнения работ, расхода материалов, топлива, энергии и т.д.

Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов, нарушение которых влечёт за собой отзыв лицензии. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Департамента страхового надзора Минфина России — за страховыми фирмами.

Анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

Ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля, представляющий собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности – для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.

По полноте охвата хозяйственной деятельности субъекта различаются ревизии:

· Полные – предусматривают проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности объекта;

· Частичные — проводятся для проверки отдельных сторон или участков финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов;

· Комплексные — являются наиболее полными, охватывающими все стороны деятельности проверяемого предприятия, учреждения, организации, охватывают хозяйственную и финансовую деятельность субъекта контроля, вопросы сохранности и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качества и состояния бухгалтерского учета и отчетности. Для проверки узких технических и технологических вопросов к ревизии привлекаются соответствующие специалисты. Это позволяет при проведении комплексной ревизии обеспечить эффективность и полноту ее результатов;

· Тематические — проводятся на определенную тему по деятельности однотипных предприятий, организаций, учреждений, что позволяет выявить типичные недостатки или нарушения и принять меры к их устранению.

В зависимости от степени «охвата» финансовых и хозяйственных операций различают ревизии:

— сплошные — предполагают проверку всех операций на определенном участке деятельности за весь проверяемый период;

— выборочные — это проверка определенной части первичных документов за тот или иной промежуток времени. Как правило, проверяют один месяц в квартале, при обнаружении нарушений переходят к сплошной ревизии;

— комбинированные – предусматривают проверку одних участков сплошным методом, а других — выборочным, что позволяет ревизовать большие объекты с высоким документооборотом, осуществляющие крупные хозяйственные операции.

Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (Департаментом финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ, Казначейством, Центральным банком, аудиторскими службами). На основании проведенной ревизии оформляется акт, по которому принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных лиц к ответственности.

http://studfile.net/preview/1474993/page:2/

Сущность и виды финансового контроля

Финансовый контроль это регламентированная норма­ми права деятельность государствен-ных, муниципальных, об­щественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевремен-ности и точности финансового планирования, обо­снованности и полноты поступления доходов в соответствую­щие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Финансовый контроль является одним из важнейших средств обеспечения законности в финансовой деятельности. Он призван обеспечить соблюдение действующего законода­тельства в области налогообложения, валютных операций, страхования и т.д. Действенность финансового контроля, осуществляемого органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими фирмами и другими субъектами, в значительной степени зависит от их взаимодействия, в том числе и с правоохранительными органами.

Государственный финансовый контроль – это способ реализации финансовой политики госу-дарства, он помогает созданию условий для финансовой стабилизации. В Указе Президента РФ
«О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» от 23 июля 1996 г. № 1095 сказано, что государственный финансовый контроль в Российской Федерации включает контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресур-сов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, а также специально созданными органами исполнительной власти.

Законодательно признано необходимым проведение данного контроля не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических сверок поступления и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, а также на предприятиях и в организациях, использующих средства федераль­ного бюджета.

Государственный контроль в пределах своей компетенции осуществляют также органы представительной (законодатель­ной) и исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции. Субъектами государственного финансового контроля в соответствии с установленным законода-тельством Российской Федерации разграничением функций и полномочий являются следующие органы:

– Счетная палата Российской Федерации;

– Центральный банк Российской Федерации;

– Министерство финансов Российской Федерации (Глав­ное управление Федерального казна-чейства, Департамент страхового надзора, Департамент государственного финансового контроля и аудита, Контрольно-ревизионное управление);

– Министерство Российской Феде­рации по налогам и сборам;

– Государственный таможенный комитет Российской Фе­дерации;

– контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти;

– иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств феде-рального бюджета и феде­ральных внебюджетных фондов.

Читайте так же:  Налоговая амнистия постановление

Среди правоохранительных органов, осуществляющих финансовый контроль, следует назвать Прокуратуру РФ, МВД России (в частности, Управление по борьбе с экономическими преступ-лениями), Государственный таможенный комитет РФ.

К негосударственным видам финансового контроля относятся внутрихозяйственный и аудиторский контроль.

Финансовый контроль, кроме того, можно классифицировать по времени проведения, по субъектам контроля, по сферам финансовой деятельности, по форме проведения и методам проведения.

По времени проведения финансовый контроль можно разделить на:

а) предварительный,который применяется в ходе обсуждения и утверждения проектов законов о бюджете и других проектов законов по бюджетно-финансовым вопросам. Он предшествует осуществлению хозяйственных операций и призван не допускать нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов и тем самым предотвращать нанесение прямого или косвенного ущерба финансовой деятельности предприятия, учреждения;

б) текущий, который осуществляется в процессе реализации финансовых планов, в ходе самих хозяйственно-финансовых операций, а также при рассмотрении отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий и рабочих групп законодательных органов местного самоуправления, парламентских слушаниях и в связи с депутатскими запросами. Его задачей является своевременный контроль правильности, законности и целесообразности произведенных расходов, полученных доходов, полноты расчетов с бюджетом. Он производится повседневно финансовыми службами, при этом ему свойственны оперативность и гибкость;

в) последующий, который организуется в форме проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций, в процессе рассмотрения и утвержде-ния отчетов об исполнении бюджетов. Его задачами являются: выявление недостатков и упущений, возмещение нанесенного ущерба, привлечение к административной ответственности виновных лиц.

Посубъектам контроляфинансовый контроль классифицируется на:

б) контроль представительных органов власти и местного самоуправления;

в) контроль исполнительных органов власти;

г) контроль финансово-кредитных органов;

Формами финансового контроля являются способы конк­ретного выражения и организации контрольных действий. По форме проведения финансовый контроль бывает: обязательный (внеш-ний) и инициативный(внутренний).

http://megaobuchalka.ru/8/16479.html

Понятие и сущность финансового контроля

Тема: «Финансовый контроль»

Цель – изучить основы проведения финансового контроля.

— рассмотреть понятие, элементы, значение, задачи, содержание и сущность финансового контроля;

— раскрыть основные виды и методы финансового контроля;

— охарактеризовать основы проведения государственного финансового контроля;

— рассмотреть органы финансового контроля и раскрыть их функции.

План лекции

1.Понятие и сущность финансового контроля

2.Виды и методы финансового контроля

3.Органы финансового контроля

Понятие и сущность финансового контроля

Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных механизмов, и одним из наиболее важных рычагов управления финансовой системой является финансовый контроль.

Финансовый контроль — это проверка специально уполномоченными органами соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций требований законодательства, норм и правил, установленных государством и собственниками.

Финансовый контроль — это не только проверка правильности ведения финансовой документации, соблюдения финансово-хозяйственного законодательства, выявление нарушений финансовой дисциплины. Это прежде всего важнейшая функция управления финансовыми, а через них и экономическими процессами, имеющая специальную целевую направленность, определенное содержание и специфические способы осуществления.

Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:

1) как регламентированную деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины;

2) как неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

Как неотъемлемая функция процесса управления и как самостоятельный процесс контроль содержит следующие элементы:

субъект контроля — тот, кто осуществляет контроль;

объект контроля — тот, в отношении кого проводится контроль;

предмет контроля — деятельность, применительно к которой осуществляется контроль.

Значение финансового контроля в том, что он позволяет выявить соблюдение установленного законодательства, экономическую обоснованность и эффективность проводимой финансово-экономической деятельности.

Задачи финансового контроля:

-проверить выполнение финансовых обязательств перед государством, организациями, гражданами;

-проверить правильность использования финансовых ресурсов, в первую очередь, бюджетных средств;

-проверить соблюдение законности совершения расчетов и хранения денежных средств;

-обеспечить выявление внутренних резервов производства;

-обеспечить не только устранение последствий нарушений, но и предупредить их дальнейшее появление;

-выявить недостатки в ведении учета и наметить мероприятия по их устранению.

Видео (кликните для воспроизведения).

Финансовый контроль включает (содержание):

1) соблюдение требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения валового продукта;

2) рациональность составления и использования бюджета (бюджетный контроль);

3) эффективность использования ресурсов;

4) своевременность и полноту платежей в бюджет и во внебюджетные фонды.

Системная сущность финансового контроля раскрывается со следующих позиций:

— финансовый контроль как система институтов, инструментов и методов;

— финансовый контроль как совокупность регулярных и непрерывных процессов;

— финансовый контроль как совокупность действий и операций;

— финансовый контроль как многоаспектная межотраслевая система;

— финансовый контроль как составная часть общего механизма управления экономикой.

Таким образом, финансовый контроль — контроль за соблюдением законности и целесообразности действий в области образования, распределения и использования государственных, муниципальных и иных денежных фондов (финансовых ресурсов) публичного характера в целях эффективного социально-экономического развития страны в целом и ее регионов.

Правовую основу государственного финансового контроля в РФ составляют: Конституция РФ, ГК РФ, БК РФ, НК РФ, ТК ТС, Трудовой кодекс РФ, ФЗ «О Счетной палате РФ», иные федеральные законы, указы Президента РФ и другие нормативно-правовые акты, издаваемые органами — участниками бюджетного процесса, а также международные договоры и соглашения, заключенные или признанные РФ.

Основными проблемами финансового контроля являются:

1. Неопределенность (незаконченность) основных направлений организации ГФК.

2. Не представлена в этой сфере системная нормативная правовая база.

Читайте так же:  Долги по налогам узнать по инн официальный

3. До сих пор не отлажен порядок взаимодействия между органами государственного, аудиторского финансового контроля и правоохранительными органами.

4. ГФК реализуется во многом дублирующими друг друга органами, каждый из которых стремится к достижению лишь своей собственной задачи и использует даже в сходных областях контрольной деятельности собственные методы осуществления контроля. Отсутствие единых методик и принципов осуществления государственного контроля приводит к несовместимости и несравнимости результатов контрольных мероприятий. Именно поэтому в ряде случаев результаты работы контрольных органов не позволяют дать общую объективную картину деятельности государства в части оценки реальной эффективности системы государственного финансового контроля.

5. Отсутствие законодательно установленных обязательных каналов обмена информацией между этими органами.

6. Отсутствие единых информационных баз по объектам контроля препятствует эффективному обмену информацией о результатах проведенных проверок и координации дальнейших планов проведения соответствующих контрольных мероприятий.

2.Виды и методы финансового контроля

Классификация финансового контроля:

1.По времени проведения:

2.По сфере финансовой деятельности:

-контроль за денежной массой.

3.По субъектам контроля:

-государственный (президентский; представительных органов власти и местного самоуправления; исполнительных органов власти);

-общественный (различный ассоциаций и обществ).

4.По форме проведения:

В целом финансовый контроль в зависимости от связей между субъектами и объектами контроля разделяется на две большие группы: внешний и внутренний контроль (рисунок 1).

│ Внешний финансовый контроль │ │Внутренний финансовый│

│ финансовый контроль │ │ финансовый контроль │ │

│Государственный аудит│ │ Корпоративный │ │ Внутренний аудит │

│ Налоговый контроль │ │ Внешний аудит │ │ Управленческий │

│ Бюджетный контроль │ │ Иные виды │ │ Иные виды │

Рисунок 1 — Общая структура видов финансового контроля

В свою очередь внешний финансовый контроль включает: государственный и негосударственный.

1.Государственный финансовый контроль (ГФК). Его субъектами являются государственные контролирующие органы, объектами — органы государственной власти, организации, физические лица, предметом — финансовая деятельность объектов в различных аспектах. Многообразие финансовых отношений обусловливает многочисленность видов государственного финансового контроля.

Государственный аудит — вид финансового контроля, осуществляемый специализированными контролирующими органами, не зависящими от органов исполнительной власти и подотчетными органам законодательной власти. На федеральном уровне органом государственного аудита является Счетная палата РФ; на региональном уровне — органы, аналогичные Счетной палате РФ, подотчетные органам законодательной власти субъектов РФ; на местном уровне — органы государственного (муниципального) аудита, подотчетные местным органам представительной власти.

Налоговый контроль — это контроль со стороны государственных контролирующих органов за правильностью начисления, правильностью и своевременностью уплаты в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и платежей. Уполномоченным органом по проведению налогового контроля являются Федеральная налоговая служба (ФНС России) и ее территориальные органы (управления в субъектах РФ, инспекции на местах).

Бюджетный контроль — контроль со стороны контролирующих органов за расходованием средств федерального, региональных, местных бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов. Органами бюджетного (государственного (муниципального) финансового) контроля являются:

— Счетная палата РФ;

— контрольные и финансовые органы исполнительной власти;

— контрольные органы законодательных органов субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления.

Валютный контроль — контроль со стороны государственных контролирующих органов за соблюдением валютного законодательства РФ, рассматривающего вопросы использования иностранной валюты на территории РФ и российской валюты — за пределами ее территории. Органами валютного контроля в РФ являются: ЦБ РФ (Банк России), Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), агентами валютного контроля — уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, профессиональные участники РЦБ, держатели реестра ценных бумаг, таможенные и налоговые органы. Контроль за проведением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами осуществляет ЦБ РФ, резидентами и нерезидентами (не являющимися кредитными организациями) — Росфиннадзор, таможенные и налоговые органы. Росфиннадзор обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля, взаимодействие с ЦБ РФ. Банк России осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с агентами валютного контроля. Уполномоченные в качестве агентов валютного контроля банки передают органам валютного контроля, таможенным и налоговым органам информацию о валютных операциях.

Таможенный контроль — контроль, выполняемый государственными контролирующими органами, за соблюдением таможенного законодательства, связанного с пересечением имуществом, товарами, денежными средствами и обязательствами таможенной границы РФ. Органом, осуществляющим таможенный контроль, является Федеральная таможенная служба (ФТС России).

Правовой финансовый контроль (финансовый контроль правоохранительных органов) проводится правоохранительными органами: Прокуратурой РФ, Федеральной службой безопасности (ФСБ России), органами внутренних дел.

Проводятся и иные виды государственного финансового контроля.

К основным принципам осуществления государственного финансового контроля РФ относятся:

1) принцип законности означает точное соблюдение норм и правил, установленных законодательством РФ. Распространяется он на все без исключения органы, осуществляющие ГФК, и их должностные лица;

2) принцип независимости гласит, что органы ГФК независимы в части осуществления контрольно-ревизионной деятельности от других органов государственной власти. На них не могут оказывать влияния ни органы местного самоуправления, ни политические, ни любые общественные организации и объединения;

3) объективность — принцип, который означает, что ГФК осуществляется квалифицированными специалистами. В своей работе они должны использовать только фактические документальные данные в установленном законодательством порядке и применять методы и приемы, обеспечивающие получение полной и достоверной информации;

4) ответственность — означает, что к нарушителям бюджетного законодательства применяются меры воздействия в рамках бюджетного, административного, уголовного и трудового законодательства. Причем как к юридическим, так и к физическим лицам. Работники органов ГФК несут в свою очередь ответственность за совершенные ими в области ГФК противоправные действия в соответствии с законом;

Читайте так же:  Должен ли ип подавать декларацию о доходах

5) принцип гласности означает открытость и доступность для общества и СМИ сведений о результатах контрольно-ревизионной деятельности органов ГФК. Но с обязательной поправкой: при условии сохранения государственной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны;

6) принцип системности говорит о единстве правовых основ деятельности органов ГФК. Этот постулат подразумевает нормативно закрепленную организацию взаимодействия между ними в процессе осуществления их деятельности и нормативно установленную периодичность осуществления контрольно-ревизионных мероприятий.

│Контроль за исполнением│

│ и бюджетов федеральных│

│ Контроль │ │ │ Контроль за │

│ за состоянием │ ┌─────────┴─────────┐ │предоставлением│

http://megaobuchalka.ru/2/36273.html

Сущность и значение финансового контроля

Финансовый контроль можно определить как составную часть или специ­альную отрасль осуществляемого в стране экономического контроля. Его су­ществование объективно обусловлено тем, что финансам, в первую очередь как экономической категории, присуща не только распределительная, но и контрольная функция. Поэтому использование государством финансов в про­цессе реализации возложенных на него задач обязательно предполагает осу­ществление контроля на всех стадиях их реализации. Финансовый конт­роль осуществляется в порядке, установленном правовыми нормами. В соответствии с нормативными предписаниями участие в нем принимают органы государственной власти и местного самоуправления, в том числе специаль­ные контролирующие органы, а также общественные организации, трудовые коллективы и граждане.

Значение финансового контроля заключается в том, что при его проведе­нии проверяются: во-первых, соблюдение всеми субъектами хозяйствования установленных форм и методов реализации финансовых отношений; во-вто­рых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых дей­ствий, их соответствие задачам государства.

Финансовый контроль — это целенаправленная деятельность уполномо­ченных органов по обеспечению выполнения субъектами хозяйствования установленных форм и методов реализации финансовых отношений, анализа их эффективности и разработки предложений по их совершенствованию.

Финансовый контроль включает в себя: контроль за исполнение госу­дарственного бюджета Республики Беларусь, местных бюджетов; контроль за состоянием внешнего и внутреннего долга, государственных резервов.

Объект финансового контроля не ограничивается проверкой только де­нежных средств. Высказанный тезис означает проведение контроля за исполь­зованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредствуется денежными отношениями.

Конкретные формы и методы финансового контроля позволяют обеспечить интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации фи­нансовой политики государства, создания условий для финансовой стабили­зации. Это прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондом, в также контроль за финансовой дея­тельностью государственных предприятий и учреждений, Национального бан­ка Республики Беларусь. Финансовый контроль со стороны государства за негосударственной сферой экономики затрагивает лишь часть выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие плате­жи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделен­ных бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных пра­вительством правил организации денежных расчетов» ведения учета и отчет­ности.

Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает также кон­троль со стороны кредитных учреждений, акционеров, учредителей и внут­ренний контроль.

Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, регулирующих органи­зацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются специ­альные нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово-правовых институтах.

Основное содержание финансового контроля в отношениях, регулируе­мых финансовым правом, заключается в:

а) проверке выполнения организациями и гражданами финансовых обя­зательств перед государством и местными органами управления;

б) проверке правильности использования государственными и местными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйствен­ном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (банковских ссуд, внебюджетных и других средств);

в) проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, риг четов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреж­дениями;

г) выявлении внутренних резервов производства,

д) устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины. В случае их выявления в установленном порядке принимаются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается воз­мещение материального ущерба.

  1. Виды и методы финансового контроля.

По организационным видам контроль подразделяется на государственный (вневедомственный), ведомственный, аудиторский и внутрихозяйственный.

Государственный (вневедомственный) контроль осуществляется госу­дарственными органами контроля и управления, а также административны­ми органами.

Ведомственный контроль проводится министерствами, комитетами и другими органами государственного управлениями за деятельностью подве­домственных им предприятий (объединений), организаций и учреждений. Такой контроль осуществляется путем проведения ревизий и тематических проверок в подведомственных предприятиях и организациях.

В условиях рыночной экономики возрастает потребность достоверной информации по горизонтальным связям предприятий, фирм, компаний, ак­ционерных обществ со своими кредиторами, поставщиками, акционерами. Объективная информация нужна: коммерческим банкам для компетентного решения вопросов о выдаче кредитов; акционерам для контроля за деятельно­стью акционерного общества; поставщикам, чтобы иметь дело с клиентами, гарантирующими полную и своевременную оплату полученных товаров и услуг; инвесторам для избежания риска при вложений своих капиталов.

Рынок также предлагает рекламу предприятия (фирмы), что достигается публикацией балансов и финансовых отчетов. Публикуемые данные подтвер­ждаются аудитом.

Аудиторский контроль проводится независимыми аудиторскими ком­паниями (аудиторами) для подтверждения соответствия финансовой (бухгал­терской) отчетности требованиям действующего законодательства в эконо­мической сфере. Целью данного контроля является устранение выявленных экономических правонарушений, консультирование субъектов хозяйствова­ния по вопросам постановки бухгалтерского учета, налогообложения, состав­ления бухгалтерской отчетности.

Внутрихозяйственный контроль за деятельностью цехов, бригад, учас­тков и других внутрихозяйственных формирований проводится на предприя­тиях (объединениях), организациях и фирмах их руководителями и специалис­тами, а также штатными ревизорами (аудиторами). Ответственность за внут­рихозяйственный контроль возложена на работников учетной службы и глав­ного бухгалтера. В их обязанности входит контроль за сохранностью и эконом­ным использованием материальных и финансовых ресурсов.

Читайте так же:  Налог на имущество физических лиц определяется

Главный бухгалтер осуществляет предварительный контроль путем визи­рования договоров и соглашений на получение и отпуск материальных цен­ностей, выполнение работ и оказание услуг; приказов об установлении работникам должностных окладов, надбавок к заработной плате и о премирова­нии работников субъекта хозяйствования.

Являясь функцией управления, контроль, в зависимости от времени про­ведения, подразделяется на предварительный, текущий (оперативный) и пос­ледующий.

Предварительный контроль осуществляется до принятия управленчес­ких решений и совершения хозяйственных операций. Его объектами могут быть внутрихозяйственные планы, проектно-сметная документация, докумен­ты на отпуск товарно-материальных ценностей и готовой продукции, на вы­дачу денежных средств, договоры и т. д. Цель предварительного контроля — предупредить незаконные действия должностных лиц, незаконные и экономи­чески нецелесообразные хозяйственные операции; обеспечить экономное и эффективное расходование хозяйственных ресурсов; не допустить непроиз­водственные расходы.

Предварительный контроль необходим на всех уровнях управления. Он предотвращает непроизводственные расходы, незаконное и нерациональное расходование средств, неправильное оформление документации хозяйствен­ных операций.

Цель текущего (оперативного) контроля — выявить в процессе хозяй­ственных операций отрицательные отклонения в хозяйственной деятельнос­ти, которые в ходе предварительного и последующего контроля могут быть не вскрыты, изыскать внутрихозяйственные резервы дальнейшего роста эффек­тивности производства. В связи с этим текущему контролю должно быть уде­лено особое внимание со стороны работников предприятий (объединений) и фирм, непосредственно заинтересованных в улучшении результатов их фи­нансово-хозяйственной деятельности.

При текущем (оперативном) контроле анализируются показатели опера­тивной отчетности, осуществляются тематические проверки как вышестоя­щими организациями, так и специалистами самих предприятий (объедине­ний), организаций и фирм. Особенно эффективно сочетание текущего конт­роля с предварительным, что имеет важное значение для предупреждения непроизводственных расходов, своевременного пресечения возможных хи­щений и потерь материальных ресурсов и денежных средств.

Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйствен­ных операций на основе данных, зафиксированных в первичных документах, регистрах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Цель такого контроля — проверить целесообразность и законность хозяйственных опера­ций за определенный период, выявить недостатки в работе, нарушения или злоупотребления, если они были допущены. Он помогает вскрыть и мобили­зовать резервы для дальнейшего улучшения всех производственных и эконо­мических показателей.

Один из методов последующего контроля — ревизия производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Она дает всестороннюю оценку производственной и финансово-хозяйственной деятельности предпри­ятия (объединения), эффективности использования производственного по­тенциала, обеспечение сохранности хозяйственных ресурсов, использование внутренних резервов повышения эффективности производства и совершен­ствования хозяйствования.

Формой последующего контроля является внешний аудит (аудит по зако­ну), объект которого — баланс и финансовая отчетность, а цель — установле­ние достоверности финансовой отчетности и показателей баланса, а также соответствия организации бухгалтерского учета установленным стандартам и нормативным положениями по его ведению.

Наиболее высокая действенность и эффективность контроля достигаются последовательным сочетанием предварительного, текущего (оперативного) и последующего контроля.

В зависимости от источников информации, используемой при выполне­нии контрольных функций, финансовый контроль подразделяется на доку­ментальный и фактический.

Документальный контроль заключается в установлении достоверности и законности хозяйственных операций по данным первичной документации, учетных регистров и отчетности, в которых они нашли отражение.

При фактическом контроле количественное и качественное состояние проверяемого объекта устанавливается на основании обследования, осмот­ра, пересчета, взвешивания, лабораторного анализа и других способов про­верки фактического состояния объектов. К объектам контроля относятся: на­личные деньги в кассе, основные средства, материальные ценности, готовая продукция, незавершенное производство, выполненные работы и др.

Документальный и фактический контроль тесно взаимосвязаны, так как только их совместное проведение позволяет установить действительное со­стояние объекта проверки.

В зависимости от методов контроля и системы контрольных действий раз­личают ревизию, тематическую проверку, следствие и служебную проверку:

Ревизия — контрольное изучение ранее произведенных хозяйственных опе­раций с точки зрения их законности, достоверности и экономической целесо­образности.

Основная цель ревизии — выявление хозяйственных и финансовых нару­шений и хищений, бесхозяйственности и расточительства; установление при­чин и условий, способствующих хозяйственным нарушениям и хищениям, и виновных в этом лиц; принятие мер по возмещению причиненного ущерба как в процессе ревизии, так и после нее; разработка предложений по устранению недостатков и нарушений, привлечение к административной или уголов­ной ответственности лиц, допустивших нарушения и злоупотребления,

Тематическая проверка

это изучение одной или нескольких сторон (тем) производственной или финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Например, проверка сохранности денежных средств и ценных бумаг, обеспе­чения сохранности и использования оборудования, использования фондов специального назначения и т. п. Проверки осуществляют вышестоящие и го­сударственные органы на предприятиях, в организациях и учреждениях.

Следствие

представляет собой процессуальное действие, в ходе которого устанавливают виновность отдельных лиц в совершении тех или иных нару­шений законности, связанных с присвоением денежных средств и материаль­ных ценностей, бесхозяйственностью и совершением должностных злоупот­реблений. Следствие осуществляется судебно-следственными органами и ре­гулируется особым процессуальным законодательством.

Служебная проверка это проверка соблюдения работниками предпри­ятия должностных обязанностей, а также нормативных правовых актов, регу­лирующих производственные отношения в различных отраслях экономики. Оно проводится специальной комиссией, создаваемой приказом руководите­ля субъекта хозяйствования, в случаях выявления хищений, недостач, потерь и порчи материальных ценностей, изготовления нестандартной продукции и т. п.

Дата добавления: 2016-10-30 ; просмотров: 251 | Нарушение авторских прав

Видео (кликните для воспроизведения).

http://lektsii.org/8-42332.html

Сущность методов финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here