Таблица отдельных категорий налоговых споров инициируемых налогоплательщиком

Таблица отдельных категорий налоговых споров инициируемых налогоплательщиком

НАЛОГОВЫЕ СПОРЫ И ЗАЩИТА ПРАВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ .

Уплата налогов является одной из самых сложных в реализации обязанностей перед государством всех тех лиц, которые признаются налогоплательщиками или плательщиками сборов.

Налоговый спор — это ситуация, когда налогоплательщик не согласен с мнением налогового органа по тому или иному вопросу.

В основу налогового спора положены разногласия между налогоплательщиками, налоговыми агентами, с одной стороны, и государственными органами и их должностными лицами — с другой, возникающие по поводу правильности применения норм налогового права и разрешаемые компетентным государственным органом.

Чаще всего налоговые споры возникают как результат камеральной или выездной налоговой проверки.

При возникновении налоговых споров участники налоговых правоотношений изначально не равны между собой, так как с одной стороны всегда выступает государство в лице налоговых органов, а с другой — налогоплательщик — физическое или юридическое лицо .

КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ.

В зависимости от того, кто является инициатором спора, налоговые судебные споры можно классифицировать, как споры:

— возникающие по инициативе налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов (предъявление налогоплательщиками исков в суд о возмещении убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц);

— возникающие по инициативе налоговых органов;

— инициируемые лицами, возражающими против каких-либо решений или действий налоговых органов, не связанных с уплатой (перечислением) налогов и сборов.

КАТЕГОРИИ СПОРОВ С НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ.

Споры с налоговыми органами можно разделить на две основные категории:

— споры об исполнении налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах;

— споры, возникающие из причинения вреда незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ ОДНОЙ ИЗ СТОРОН В НАЛОГОВОМ СПОРЕ.

Самыми распространенными спорами с налоговыми органами являются споры:

— о взыскании налоговых санкций с лиц, нарушивших законодательство о налогах и сборах;

— о признании недействительными ненормативных актов налоговых органов;

— о возмещении убытков, причиненных незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

ПОРЯДОК УРЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ.

1) Во внесудебном порядке (административный порядок).

В данном случае вышестоящей налоговой инстанцией (вышестоящим должностным лицом) рассматриваются жалобы налогоплательщиков на незаконные акты нижестоящих налоговых органов, на действия или бездействие их должностных лиц.

2) В судебном порядке.

В судебном порядке рассматриваются налоговые споры, которые возникают по искам (жалобам), подаваемым в суд налогоплательщиками, налоговыми органами или иными лицами.

Опытные юристы по налоговым вопросам предоставят следующие виды юридических услуг:

► Консультирование по всем вопросам применения налогового законодательства ;

► Консультирование по вопросам международного налогового права.

По вторникам и четвергам юридические консультации для граждан предоставляются бесплатно.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПО НАЛОГОВЫМ СПОРАМ О ЗАЩИТЕ ПРАВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:

• Подготовку письменных возражений на акты камеральных и выездных налоговых проверок;

• Участие в рассмотрении материалов налоговой проверки;

• Подготовку апелляционной жалобы на решение налогового органа, о привлечении к налоговой ответственности или отказ в привлечении к налоговой ответственности;

• Представление интересов налогоплательщика в вышестоящем налоговом органе во время рассмотрения апелляционной жалобы в случае рассмотрения апелляционной жалобы в присутствии налогоплательщика;

• Подготовку заявлений об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействий) налоговых органов;

• Представительство интересов налогоплательщика в судебном процессе по арбитражному спору об обжаловании решений налогового органа, вступившего в законную силу;

• Подготовку заявлений о пересмотре в порядке надзора в Высший Арбитражный суд Российской Федерации.

ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ

ПО УПРАВЛЕНИЮ НАЛОГОВЫМИ РИСКАМИ ВКЛЮЧАЮТ В СЕБЯ:

Исследование финансово-хозяйственной деятельности, позволяющие выявить налоговые риски и резервы;

Комплекс мероприятий, направленный на минимизацию налоговых рисков и актуализацию налоговых резервов;

Анализ и актуализация системы взаимоотношений с контрагентами в целях проявления должной осмотрительности и осторожности;

Своевременное информирование клиента об изменениях в налоговом законодательстве.

ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ВКЛЮЧАЮТ В СЕБЯ:

Подготовку ответов на требования, выставленные налоговым органом в порядке ст. 88 , ст. 89 и ст. 93 НК РФ , в рамках проведения камеральных и выездных налоговых проверок;

Осуществление сопровождения и консультирования в ходе выездной налоговой проверки, мониторинг и оценка правомерности и законности действий проверяющих, правильности оформления документов, представленных налоговым органом при проведении выездной налоговой проверки;

Представление и защита интересов при проведении налоговым органом мероприятий налогового контроля – осмотра территорий, помещений, документов, выемки документов и предметов, производстве экспертизы, допроса сотрудников налогоплательщика.

ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Выбор оптимальной структуры взаимоотношений внутри группы компаний;

Моделирование бизнес-процессов с учетом налоговых последствий;

Математическое моделирование налоговой нагрузки;

Налоговый менеджмент (налоговое планирование).

УСЛУГИ ЮРИСТА ПО НАЛОГОВЫМ ДЕЛАМ.

Адвокатская фирма » ВИННЕРС ГРУПП» предоставит услуги по юридическому обслуживанию организаций .

Налоговые споры

От споров с налоговыми органами не застрахован никто – от крупных и успешных корпораций до обычных граждан. Предметом спора может выступать несвоевременно уплаченный налог или неправильно заполненная декларация, или неправомерные действия должностных лиц ИФНС. Разрешить налоговые споры можно в административном или судебном порядке. Рассмотрим, как это осуществить с минимальными потерями.

Спорные ситуации в бизнесе возникают регулярно, и никто не застрахован от арбитражного спора.

Категории налоговых споров

Такие споры могут быть вызваны нарушением законодательства со стороны плательщика, либо противоправными действиями сотрудников ИФНС. К числу наиболее распространенных категорий налоговых споров относятся:

  • нарушение сроков предоставления налоговой отчетности – деклараций, расчетов, отчетов и т.д.;
  • несоблюдение требований к заполнению форм отчетности;
  • ошибки в сведениях, представленных в налоговую инспекцию, влекущие занижение налоговой базы и суммы платежей;
  • нарушения, выявленные в ходе выездных и камеральных налоговых проверок;
  • неправомерное привлечение к ответственности в виде доначисленных налогов, пени и иных штрафных санкций;
  • неправомерный отказ в возмещении НДС, либо в предоставлении налогового вычета;
  • отказ в применении льгот или преференций, а также перерасчете налоговых обязательств.

Как правило, налоговые споры инициируют плательщики, не согласные с результатами проверок или иными действиями (решениями) должностных лиц налогового органа. Претензии со стороны инспекции могут предъявляться в судебном порядке при взыскании недоимки, пени и штрафов, а также для привлечения плательщика к иным видам ответственности.

Читайте так же:  Как оформить подоходный налог

Отдельную категорию налоговых споров составляют уголовные дела, возбужденные по фактам несвоевременной уплаты налогов в крупном или особо крупном размере. Они также могут рассматриваться в случае умышленного представления заведомо ложной информации, влекущей занижение налоговой базы.

Понятие налоговых споров

Понятие термина налоговый спор приводится в статье 2 Налогового кодекса РФ, и определяется как правоотношения, которые носят властный характер и связаны с установлением, введением и взиманием налогов, сборов и страховых взносов на территории РФ. Помимо этого, осуществление налогового контроля, обжалование актов или действий (бездействий) должностных лиц также можно отнести к налоговым правоотношениям. К налоговым спорам относятся следующие ситуации:

  • споры, связанные с оспариванием актов, регулирующих налоговые правоотношения как нормативного, так и ненормативного характера;
  • взыскание налоговым и таможенным органом обязательных платежей и санкций.

Исходя из содержания статьи 9 Налогового кодекса РФ субъектами налоговых правоотношений являются:

  • организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;
  • организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом РФ налоговыми агентами;
  • налоговые органы;
  • таможенные органы.

Указанные субъекты налоговых правоотношений являются инициаторами и соответственно участниками налоговых споров. При этом исходя из особенностей содержания налоговых правоотношений, как они определены в статье 2 Налогового кодекса РФ, налоговые споры могут возникать только между частными субъектами данных правоотношений в лице налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, с одной стороны, и публичными субъектами налоговых правоотношений в лице налоговых органов и таможенных органов, с другой стороны. Кроме того, по делам об оспаривании нормативных правовых актов о налогах и сборах в качестве публичной стороны налогового спора могут выступать лица, которые в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, вправе в пределах своей компетенции издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами (п. 1 ст. 4, п. п. 3, 4 ст. 12 НК РФ), и, как следствие, являться ответной стороной по делам об оспаривании принятых ими нормативных правовых актов.

Стадии налогового спора

Начало спора

Налоговый спор, как правило, начинается с того, что одна из сторон правоотношений выявляет нарушение ее прав или неисполнение обязанностей другим участником отношений. Иными словами, должен иметь место юридический факт, с которого и начинается процесс спора.

Досудебная стадия

Потерпевшая сторона предъявляет свои претензии второму участнику конфликта и ждет ответа на возражения. Начинается так называемая досудебная стадия, суть которой заключается в том, что сторонам дается возможность разрешения всех противоречий до обращения в суд.

Судебная стадия

На этой стадии потерпевшая сторона направляет исковое заявление в суд — арбитражный или общей юрисдикции в зависимости от характера правоотношений. К заявлению в этом случае необходимо приложить все доказательства и процессуальные документы, которые указаны законодателем в качестве обязательных. Стадия заканчивается вынесением решения суда, в котором спорный вопрос решается.

Варианты разрешения налоговых споров

Налоговый кодекс РФ предусматривает следующие варианты урегулирования споров между налогоплательщиков и ИФНС – в административном порядке через вышестоящих должностных лиц, либо через суд.

Административный порядок признается приоритетным вариантом разрешения спора. Для этого гражданин или организация подает жалобу на действия или процессуальные решения сотрудников налогового органа.

При рассмотрении споров в административном порядке нужно учитывать следующие нюансы:

  1. по правилам п. 2 ст. 138 НК РФ, урегулирование налоговых споров в суде допускается только после подачи жалобы вышестоящему должностному лицу;
  2. жалобы по налоговым спорам подаются через лицо или орган, действия которого оспариваются налогоплательщиком;
  3. срок для подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган составляет 1 год с момента, когда заинтересованное лицо узнало о нарушении прав или должно было узнать об этом факте (ст. 139 НК РФ).

Обратите внимание! Для подачи жалобы в ФНС России на вступившее в силу решение нижестоящего налогового органа указанный срок составляет три месяца.

После прохождения административной стадии, решение налоговых споров допускается в судебном порядке. В этом случае юрлица и предприниматели подают жалобы в арбитражный суд, а гражданам нужно обратиться в суд общей юрисдикции. Для разбирательства дел предусмотрены сокращенные сроки.

При несогласии с результатами налоговых проверок, разрешение споров в досудебном порядке происходит путем подачи возражений на вынесенный акт. Если по итогам рассмотрения возражений плательщик все равно привлекается к ответственности, возникают основания для подачи жалобы в отношении незаконных решений и действий налоговых органов.

Если вам необходима помощь, вы можете обратиться по указанным телефонам. Мы окажем правовое сопровождение по любым категориям дел, связанных с обжалованием действий и решений ИФНС.

Налоговые споры

Вечно развивающаяся отрасль права, с противоположной практикой по одним и тем же вопросам в разных регионах России. Все новшества обкатываются на бизнесе путем «выпуска» писем ФНС и Минфина с пояснениями и только спустя годы закрепления сложившейся практики в действующем законодательстве РФ.

Право на ознакомление материалов проверки

Налоговики обязаны ознакомить налогоплательщика с материалами проверки и допмероприятий до момента их рассмотрения в органе ФНС. Это поправка была принята для того, чтобы налоговые инспекторы больше не могли знакомить налогоплательщиков с документами по проверке непосредственно в день рассмотрения ее материалов.

В результате этого у налогоплательщиков нет возможности подготовить свои возражения и аргументы на доказательства налоговиков, заблаговременно до их рассмотрения. Теперь такое время у налогоплательщиков будет, в том числе для исследования всех материалов детально. Новый порядок также распространяется на все налоговые проверки, завершенные после 3 сентября 2018 года.

Обязательность оформления дополнения к акту налоговой проверки

С 3 сентября 2018 года налоговики должны будут оформлять дополнения к акту налоговой проверки в отношении каждого дополнительного мероприятия налогового контроля:

  • запроса документов;
  • допроса свидетелей;
  • проведения экспертиз.

Налогоплательщик должен будет получить такое дополнение к акту в течение 5 рабочих дней со дня его оформления. К документу должны быть приложены копии всех материалов, полученных по результату контрольных мероприятий. В течение 15 рабочих дней налогоплательщик сможет представить в орган ФНС свои возражения на дополнение к этому акту.

Право свидетеля на получение протокола допроса

С 3 сентября 2018 года Налоговики должны вручать копию протокола допроса свидетелю. До сих пор сотрудники ФНС России не обязаны предоставлять свидетелю копию протокола допроса, в том числе при условии просьбы об этом с его стороны. И адвокат не поможет. В НК РФ прописано, — копию протокола будут выдавать обязательно. Это очень нужный документ, ведь с его помощью можно подготовиться к разрешению разногласий с налоговой инспекцией, в том числе и в суде.

Читайте так же:  Соглашение супругов о распределении имущественного вычета

Срок ответа на запрос налоговой, в т.ч повторный

Для представления документов и информации по конкретной сделке в орган ФНС у бухгалтеров дано по закону не 5 рабочих дней, а 10 рабочих дней. Срок исчисляется со дня получения требования ФНС России. Об отсутствии требуемых документов и информации необходимо известить налоговиков в тот же срок.

Повторный запрос

Если документы запрашиваются повторно, то у вас есть право их не предоставлять, а сообщить проверяющим, что запрашиваемые документы (информацию) уже один раз подавали.

Сделать это нужно в течение 10 рабочих дней с момента получения требования. В уведомлении нужно будет указать, куда были направлены запрашиваемые сведения, и реквизиты документа, с которым их направили.

Привлечь юриста по налоговому праву целесообразно в следующих ситуациях:

  • существует решение о привлечении налогоплательщика к какому-либо виду ответственности;
  • необходимо оспорить размер наложенных санкций;
  • наблюдается бездействие инспекции по поводу необходимости вернуть излишне выплаченные суммы.

В рамках комплексных услуг мы выполняем следующие мероприятия:

  • даем консультации;
  • готовим обжалования уведомлений, решений налоговых органов;
  • осуществляем обжалование актов проверок, наложения штрафных санкций;
  • сопровождаем интересы клиентов в ходе проведения проверок;
  • обеспечиваем защиту от необоснованного уголовного преследования.

За период своей деятельности мы наработали прочные партнерские отношения с представителями контролирующих органов. Свой авторитет мы используем для того, чтобы изменить мнение налоговой инспекции о нашем клиенте в лучшую сторону, но разрешаем конфликты исключительно в рамках правового поля.

Обратившись к нашим налоговым юристам, вы получите надежную и правомерную защиту в самых сложных конфликтах с контролирующими органами.

Классификация налоговых споров.

Видео (кликните для воспроизведения).

1. В зависимости от стороны ‑ инициатора спора:

— споры, возникающие по инициативе налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов;

— споры, инициируемые налоговыми органами или таможенными органами.

2. По предмету налогового спора:

— споры о правах и обязанностях сторон спорного правоотношения;

— споры о законности нормативного правового акта о налогах и сборах.

3. По содержанию требований, предъявляемых одной из спорящих сторон другой. Наиболее распространенными на практике являются налоговые споры:

— о взыскании налоговых санкций с лиц, нарушивших законодательство о налогах и сборах;

— о признании недействительными ненормативных актов налоговых органов;

— о возмещении убытков, причиненных незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

4. По порядку рассмотрения:

— во внесудебном порядке. В данном случае вышестоящей налоговой инстанцией (вышестоящим должностным лицом) рассматриваются жалобы фискально-обязанных лиц на незаконные акты нижестоящих налоговых органов, на действия или бездействие их должностных лиц;

— в судебном порядке рассматриваются налоговые споры, которые возникают по искам (жалобам), подаваемым фискально-обязанными лицами, налоговыми органами или иными лицами в суды.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8629 — | 8187 — или читать все.

Отдельные аспекты правового регулирования и практики судебного разрешения налоговых споров

Дата публикации: 05.12.2019 2019-12-05

Статья просмотрена: 38 раз

Библиографическое описание:

Бабушкина С. В. Отдельные аспекты правового регулирования и практики судебного разрешения налоговых споров // Молодой ученый. — 2019. — №49. — С. 269-271. — URL https://moluch.ru/archive/287/64767/ (дата обращения: 19.02.2020).

В статье рассмотрены отдельные аспекты правового регулирования разрешения судебных споров, в, частности, освещена проблема применения сроков при данной категории споров. Рассмотрены материалы практики высших судов. Разработаны способы разрешения имеющихся проблем и коллизий.

Ключевые слова: налоговое право, налоговые споры, досудебные порядок обжалования, ненормативные правовые акты, восстановление пропущенных сроков.

В ходе налоговых правоотношений нередко возникают споры, которые требуют соответствующего разрешения. Само включение категории налогового спора в положения НК РФ свидетельствуют о естественности этого процесса. Вместе с тем, данный институт налогового права является проблемным и коллизионным, ввиду чего следует рассмотреть некоторые проблемы, возникающие при практическом правоприменении.

В результате реформ, проводимых в области досудебного урегулирования споров, вытекающих из налоговых правоотношений, заметна общая тенденция на снижение количества налоговых споров.

Эта тенденция справедлива и к обжалованию гражданами действий (бездействия) и ненормативных актов налоговых органов: в 2018 г. было подано 5 777 исков об обжаловании ненормативных актов налогового органа, в то время как в 2017 г. количество таких заявлений равнялось 9739 [1].

В целом налоговым органом отмечается, что заявления, поданные в рамках досудебного обжалования, удовлетворяются примерно в 34 % случаев, часть из которых, безусловно, следует отнести на граждан [2].

Безусловно, следует отметить, что по сравнению с судебными тяжбами между налоговыми органами и юридическими лицами, доля судебных производств с участием граждан ничтожна мала. Такая тенденция указывает не сколько на безупречную работу налоговых органов, сколько на низкую финансовую активность граждан, в том числе по вопросу взыскания налогов. В том числе, такие цифры могут быть результатом того, что множество налогов граждане платят опосредована: через налоговых агентов, или налог или сбор уже включен в стоимость продукции или товара.

Одним из способов стимулирования активности граждан в части занятости, в том числе в целях пополнения бюджета НДФЛ, является институт самозанятости, позволяющий «легализовать» множество граждан, фактически занимающихся предпринимательской деятельностью, однако, не зарегистрированных в качестве индивидуального предпринимателя.

Вовлечение граждан в институты налогового права позволяют повысить финансовую грамотность населения, что позитивно отражается в том числе и на количестве споров с налоговыми органами: граждане смогут ясно и понятно выразить свою позицию, а налоговые органы будут освобождены от исков, основанных на неверном толковании норм права.

Одним из проблемных аспектов выступает ограничение срока обжалования ненормативных актов.

Ст. 142 НК РФ указывает, что жалобы на ненормативные акты налоговых органов, а также на действия (бездействие) должностных лиц таких органов, могут быть поданы в суд. При обращении за разрешением спора в судебном порядке на указанные правоотношения распространяется гражданское и арбитражное процессуальное законодательства (в зависимости от налогоплательщика) [3].

Положения п. 4 ст. 198 АПК РФ указывают, что заявления о признании недействительными ненормативных правовых актов, подается в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщику стало известно о нарушении его прав [4].

Читайте так же:  Возврат госпошлины при отказе от иска апк

Похожая норма включена в состав КАС РФ: согласно п. 1 ст. 219 административное исковое заявление также может быть подано налогоплательщиком в суд в течение трех месяцев [5].

Е. С. Мельник вместе с тем отмечает положения налогового законодательства: согласно п. п. 2 и 3 ст. 138 НК РФ срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по соответствующей жалобе [6].

Кроме того, следует обратить внимание, что ввиду реформ, проведенных в сфере налогового законодательства, обязательным стал этап досудебного обжалования ненормативного правового акта налогового органа. Следовательно, без прохождения указанного этапа, суд не вправе рассмотреть заявление, поданное налогоплательщиком.

Указанные требования отражены, в частности, и в нормах процессуального законодательства: так, в положениях п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ [4], ст. 222 ГПК РФ [7] предусмотрено, что суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если истцом не были соблюдены требования досудебного урегулирования спора.

Раскрывая указанные положения, п. 66 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 г. N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» отмечает, что в случае пропуска налогоплательщиком срока на обжалование ненормативного акта в вышестоящий налоговый орган (то есть досудебное урегулирование спора), суд должен расценить указанное поведение налогоплательщика как нарушение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, а, следовательно, оставить без рассмотрения заявление, поданное с таким нарушением [8].

На риск участников арбитражного процесса ссылается ст. 9 АПК РФ, закрепляя зависимость между несовершением каких-либо процессуальных действий и закономерными негативными последствиями, являющимися последствием несовершения указанных действий [4].

Вместе с тем, в вышеуказанном разъяснении ВАС РФ было отмечено, что если вышестоящий налоговый орган все же принял жалобу, поданную с нарушением срока, к производству, и рассмотрел ее по существу, досудебный порядок урегулирования спора считается соблюденным [9].

Вместе с тем, указанное ограничение налогоплательщика в защите своих прав в виде трехмесячного срока, подвергается обоснованной критике со стороны научного профессионального сообщества [10].

Так, например, И. А. Приходько отмечает, что такие меры являются искусственным барьером для эффективной судебной защиты, причем имеющих очевидную склонность к защите государственных интересов [11].

Такие меры, безусловно, имеют как положительные, так и отрицательные стороны: с одной стороны, такое искусственное ограничение в совокупности с обязательным досудебным порядком урегулирования спора существенно снижает нагрузку на судебную систему; с другой стороны, такие меры существенно снижают эффективность судебной защиты, которая, к слову, является конституционной гарантией гражданина. И если проблемы нагрузки судебной системы могут быть разрешены другим путем (повышение квалификации кадров, увеличение штата работников и др.), то право на судебную защиту не может быть обеспечено каким-либо другим административным методом.

Другой острой проблемой правоприменения в сфере налоговых споров является предусмотренная законом возможность восстановления пропущенного срока по уважительной причине [12]. Так, например, указанные нормы включены в положения как АПК РФ, так и КАС РФ.

Вместе с тем, несовершенство формулировок, использованных законодателем, приводит правоприменение к закономерным вопросам: что такое «уважительная причина», и какие признаки какого-либо события делают причину уважительной? К сожалению, законодателем указанные, безусловно, важные вопросы не разъяснены.

Вместе с тем в случае, если налогоплательщиков является лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, фактическая возможность восстановления пропущенного срока вызывает объективные сомнения.

Правовая отечественная доктрина указывает, что институт восстановления пропущенного срока может быть использован в только отношении физического лица (п. 12 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 г. N 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» [13]). Указанное свидетельствует о наличие коллизий в правовой системе, что негативного отражается на эффективности судебной защиты нарушенных прав.

Таким образом, следует констатировать, что в сфере разрешения налоговых споров существуют объективные проблемы правоприменения законодательства о сроках обращения в судебные органы за восстановлением нарушенных прав, а также о порядке их восстановления.

Существующая система норм, регулирующих названную сферу направлены на искусственное ограничение использования способа судебной защиты нарушенных прав, что, конечно, негативно отражается не только на эффективности судебной защиты в целом, но также понижает лояльность налогоплательщиков к государственным институтам в целом.

Законодательство требует существенного реформирования в части увеличения срока на судебную защиту налогоплательщиков, а также конкретизации используемых законодателем терминов, в частности «уважительная причина на восстановление пропущенного срока», с уточнением признаков таких причин.

Кроме того, законодательство требует устранения имеющихся коллизий относительно возможности восстановления пропущенного срока юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Таблица отдельных категорий налоговых споров инициируемых налогоплательщиком

Среди налоговых споров, пожалуй, первое место следует отдать спорам, связанным с уплатой НДС (налог на добавленную стоимость). Данный налог имеет свое закрепление в главе 21 НК РФ. В соответствии с п.1 ст.13 он является федеральным налогом. К особенностям данного налога также можно отнести, то обстоятельство что он является косвенным налогом.

Если классифицировать налоговые споры в зависимости от того, какая сторона инициирует налоговый спор, то можно выделить:

1.Споры инициируемые налогоплательщиками (ст. 143)

  • Организации
  • Индивидуальные предприниматели
  • Признанные таковыми в связи с перемещением товаров через там. границу.

Споры инициируемые налоговыми органами ( в частности в тех случаях когда применение мер принуждения к налогоплательщика поставлена в зависимость от решения суда).

2.По предмету налоговые споры могут быть разделены:

  • Споры об исполнении налогообязанными лицами законодательства о налогах и сборах;
  • Споры, возникающие из причинения вреда незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями их должностных лиц.

Примером 1й классификации могут послужить дела об оспаривании ненормативных актов налог. органов и действий (бездействия) должностных лиц в связи с отказом в возмещении НДС.

Доводы, налоговых органов по которым налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности:

1.Не соответствие даты принятия к учету товара, услуг и даты включения НДС в книгу покупок (г. Москва ;Дело № А40- 120115/10-116- 464 19.01.2011г.)

Хотя! В случае если счет-фактура выставлен продавцом в одном налоговом периоде , а получен покупателем в другом налоговом периоде , то вычет суммы налога следует производить в том налоговом периоде , в котором счет-фактура фактически получен. Указанная позиция согласуется с положениями главы 21 НК РФ , подтверждена ВАС РФ в Определении ВАС РФ от 28.02.2008г. № 1759/08 , Письме Минфина России от 13.06.2007г. № 03-07-11/160.

Читайте так же:  Образец заполнения заявления к декларации 3 ндфл

2 Доводы Инспекции о том, что передача в качестве отступного здания взамен займа не влечет возникновения у Общества права на применение налогового вычета на основании выставленного счета – фактуры.

Хотя! Правовая позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении Пленума № 53 от 12.10.2006, согласно которой обоснованность получения налоговой выгоды не может быть поставлена в зависимость от способов привлечения капитала для осуществления экономической деятельности (использование собственных, заемных средств, эмиссия ценных бумаг, увеличение уставного капитала и т.д.) или от эффективности использования капитала.

3. 14.01.2011 Дела №А40т158983/09-111-267

Предоставление не достоверных документов в отношении контрагентов. К примеру, лица занимающие руководящие должности (ген. директор) отрицают свою причастность к финансово-хозяйственной деятельности соответствующей организации. Также наличие, к примеру, у данных организаций признаков «фирм-однодневок», в частности по адресу регистрации не располагаются, документально не подтвердили исчисление и уплату налогов с выручки от продажи товаров заявителю, в связи с чем заявителем не подтверждена реальность хозяйственных операций с данными контрагентами.

*4 Получение заявителем необоснованной налоговой выгоды.

Хотя! Пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 53 от 12.10.2006 разъяснено, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности. В данном случае, можно опираться, например, на такие факты как получало ли соответствующие лицо свидетельство о регистрации юридического лица и о постановке на учет в налоговый орган по месту нахождения, уставы, решения о создании. Т.е. должная осмотрительность налогоплательщика проявляется в удостоверении правоспособности поставщиков и их надлежащей государственной регистрации в качестве юридических лиц. При этом необходимо учитывать совокупность обстоятельств, связанных с заключением и исполнением договора (в том числе основания, по которым налогоплательщиком был выбран соответствующий контрагент), а также иные обстоятельства, упомянутые в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».

5. Возврат излишне уплаченного налога по НДС (г. Москва 28.12.2010г. Дело №А40-4826/10-115-54).

Налоговый орган ссылается на документальную неподтвержденность заявителем права на возврат налога.

Зачет и возврат излишне уплаченного налога регулируется ст. 78 НК РФ.

Налоговые споры

Налоговый спор – это противоречие, возникшее между сторонами налоговых правоотношений, которое разрешается в порядке, предусмотренном законом, в частности статьей 138 Налогового кодекса РФ, главой 32 Кодекса административного судопроизводства РФ, а также главой 26 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Прежде, чем боле подробно рассматривать вопрос о налоговых спорах и особенностях их рассмотрения, следует уточнить, что законодатель определяет виды налоговых споров и их классификацию.

Большая часть налоговых споров происходит после завершения налоговой проверки, результатом которой, может быть:

  • доначисление налогов и сборов
  • требование об уплате штрафов и пени
  • предписания по устранению выявленных нарушений

Если Вы, как собственник бизнеса, не согласны с результатами налоговой проверки, Вы имеете полное право в досудебном порядке обжаловать такое решение в вышестоящий налоговый орган. Для этого необходимо подать соответствующие заявление (жалобу), в котором грамотно обосновать свою позицию. О том, как обжаловать решение налогового органа в досудебном и судебном порядке, читайте в настоящей статье.

Что такое Налоговые споры

Данные споры представляют собой последствия взаимодействия организаций с фискальными государственными органами при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности в Российской Федерации и за рубежом. В случае разногласий и выявленных нарушений ФНС, спор возможно разрешить только путем судебного урегулирования.

К них относятся вопросы возникающие между плательщиками налогов и официальными инстанциями в ряде ситуаций:

  • неправомерном определение базы исчисления;
  • невозможности вернуть излишне выплаченные суммы.

Из-за частых смен законов, несовершенства законодательной базы претензии контролирующих инстанций могут быть необоснованными. В данном случае опытный специалист может защитить интересы бизнеса, сэкономить значительные суммы, помочь избежать административной и уголовной ответственности.

В данной рубрике мы подобрали ряд ответов на вопросы с которыми сталкивались наши клиенты и партнеры

Работа фискальных органов, как известно, заключается в пополнении государственного бюджета денежными средствами. Для этого они широко применяют предоставленные законом полномочия, причем далеко не всегда правомерно.

Споры с фискальными органами являются одними из самых сложных видов дел, потому что в спорах с государственными органами трудно убедить суд встать на сторону частной компании.

Наиболее распространенные споры

  • споры по поводу налогового вычета,
  • о возврате или зачете излишне уплаченных,
  • об уклонении от уплаты и доначислении,
  • о привлечении к налоговой ответственности, наложении штрафов и пеней.

В подобных спорах с налоговой важным фактором является высокая квалификация юриста по налоговым спорам. В нашей компании услуги юриста по налогам постоянно востребованы и имеют высокий показатель успешного ведения дел данного направления.

Существует два способа разрешения конфликтов между субъектами хозяйствования и налоговыми организациями:

  • досудебное урегулирование (рассмотрение материалов дела в налоговой инспекции, обжалование решения в соответствующих органах);
  • рассмотрение спора в арбитражном суде.

Отстоять свои интересы в суде самостоятельно – практически невыполнимая задача для налогоплательщика. Необходимо знать особенности расчета ставок для разных категорий плательщиков налогов, уметь предвидеть возможные действия оппонентов. Адвокат и налоговый юрист обычно работают сообща, поэтому вероятность успешного результата высока.

Доначисление налогов

В ходе проверки инспекция может установить занижение налоговой базы, создание налогоплательщиком искусственного документооборота, заключение фиктивных договоров и другие правонарушения. Тогда по результатам проверок будут доначислены суммы и наложен штраф. Хуже всего, если инспекция заподозрит уклонение от их уплаты. В этом случае должностным лицам организации грозит уголовная ответственность.

Но предприниматели, обращаясь в суд за защитой свои прав, нередко добиваются отмены неправомерных решений (Постановление арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.12.2016 по делу № А21-2994/2015, Постановление арбитражного суда Московского округа от 30.12.2016 по делу № А41-24794/2016). В качестве аргументов можно:

  • говорить о недоказанности фактов, установленных инспекцией по причине недостаточности, недопустимости или неотносимости к делу представленных доказательств,
  • ссылаться на анализ налоговой отчетности контрагента,
  • приводить свои доказательства (договоры, декларации, выписки банка, платежные поручения и т.д.),
  • приводить объяснения должностного лица налогоплательщика, не отразившего в учете поступившую выручку,
  • проводить опросы других лиц по делу.

Налоговый вычет

Согласно п.11 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» налоговая может признать выгоду необоснованной при доказанности следующих обстоятельств:

  • невозможности реального осуществления налогоплательщиком операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов;
  • отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия персонала, складов, транспорта и прочего;
  • совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном в документах бухгалтерского учета.
Читайте так же:  Формами налоговой проверки являются

Так, в одном деле суд установил, что исчисленная к возмещению сумма завышена, поскольку контрагент по сделке не поставлял товар проверяемому налогоплательщику, который фактически напрямую поставлял производитель товара. Относительно другого контрагента суд выяснил, что движение денежных средств имеет транзитный характер. Кроме того, при больших оборотах отчисления на налоги и заработную плату были минимальны. Таким образом, организация имела признаки технической фирмы, а налаженная схема купли-продажи угля работала с целью искусственного увеличения цены на него.

Кроме того, налогоплательщиком был заявлен вычет по договору оказания услуг по сортировке угля.

Однако налоговая представила доказательства отсутствия технической возможности оказать данные услуги, т.к. у организации отсутствовала техника и необходимый персонал.

Суд отказал налогоплательщику в иске о признании недействительными решений инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2016 по делу № А27-11764/2016).

Субъекты правоотношений

Субъектами правоотношений в сфере налогового права являются, согласно ст. 9 НК РФ:

  • таможенные органы;
  • налогоплательщики;
  • организации — налоговые агенты;
  • налоговые органы.

Соответственно, эти же категории являются участниками споров. Однако в некоторых ситуациях стороной конфликта может быть и иной орган, в компетенцию которого входит издание нормативного акта, затрагивающего права участников спора. Кроме этого, чертой налогового разногласия является то, что одной стороной будет являться налогоплательщик, а другой — государственный орган, а правоотношения между ними всегда носят административный, властный характер.

Налоговые споры — виды и их классификация

Из всех существующих категорий судебных дел налоговые споры относятся, пожалуй, к числу самых сложных. Чтобы разрешить налоговый спор, важно отчетливо квалифицировать определенный спор. От этого будет зависеть правильность использования той или иной нормы права. На законодательном уровне налоговые споры и их классификация определены достаточно четко, при этом основными актами, на которые стоит обратить внимание, являются Налоговый кодекс РФ и Арбитражный процессуальный кодекс РФ, а также Кодекс административного судопроизводства.

Налоговые споры можно подразделить на две большие группы в зависимости от того, какой государственный орган рассматривает спор. К первой группе можно отнести основные способы обжалования актов и действий (бездействий) налоговых органов в судебном порядке:

  • предъявление исков о признании недействительными актов налогового органа, а также действий (бездействия) должностных лиц налогового органа;
  • предъявление иска о признании инкассового поручения не подлежащим исполнению;
  • предъявление иска о возврате из бюджета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов;
  • предъявление иска о возмещении убытков, причиненных действиями (бездействием) налоговых органов.

Ко второй группе относятся основания для обращения налоговых органов в суды, для взыскания налога:

  • с налогоплательщиков — физических лиц — в соответствии со ст. 48 и ст. 104 Налогового кодекса РФ;
  • с организаций или индивидуальных предпринимателей — в соответствии с п.2 ст. 45 Налогового кодекса РФ (которым открыт лицевой счет; в целях взыскания недоимки, числящейся более 3-х месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством РФ зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий) в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий);
  • с налогоплательщиков, у которых возникла обязанность по уплате налога на основании изменения налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика.

В судебной практике налоговых правоотношений часто возникают следующие налоговые споры:

  • о характере и уровне административного, инвестиционного, торгового или иного взаимодействия субъектов налоговых отношений;
  • об обеспечении единого подхода ко всем налогоплательщикам при расчете типичных расходов;
  • об обязательном представлении налоговой декларации;
  • связанные с порядком осуществления налоговых проверок и оформлением их результатов;
  • о сроках давности взыскания налоговых санкций;
  • в связи с несвоевременным представлением авансовых платежей;
  • в связи с неумышленным (ошибочным) занижением налоговой базы налогоплательщиком;
  • вытекающие из коллизий налогового законодательства и законодательства о пенсионном страховании.

Виды налоговых споров определяются теми видами налоговых правоотношений, которые составляют предмет налогового права. По данному критерию налоговые споры подразделяются на споры, возникающие:

  • при исполнении обязанности по уплате налогов;
  • в связи с реализацией налогоплательщиками права на зачет (возврат) излишне уплаченных либо излишне взысканных сумм налогов, сборов, пени;
  • при осуществлении мероприятий по учету налогоплательщиков;
  • в связи с осуществлением налоговыми органами камеральной и выездной налоговой проверки;
  • при привлечении к налоговой ответственности, а также споры по возмещению вреда, причиненного неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении мероприятий налогового контроля и т.д.

Из анализа судебной практики выделяют три основные категории налоговых споров, это:

  • споры по вопросам права – это споры, в которых возникшие между налогоплательщиком и налоговым органом разногласия связаны с различным толкованием или применением отдельных норм налогового, гражданского и иного законодательства;
  • споры по вопросам факта – это споры, в которых возникшие между налогоплательщиком и налоговым органом разногласия связаны с различной оценкой фактических обстоятельств дела, имеющих прямое или косвенное отношение к налогооблагаемой деятельности налогоплательщика;
  • процедурные споры – это споры, в которых налогоплательщик ссылается на допущенные налоговым органом нарушения законодательно установленной процедуры проведения мероприятий налогового контроля и (или) производства по делам о налоговых правонарушениях.
Видео (кликните для воспроизведения).

Следует отметить, что на практике дела по налоговым спорам обычно имеют комплексный характер, то есть содержат разногласия, как по вопросам права, так и по вопросам факта, и по процедурным вопросам.

Источники

Таблица отдельных категорий налоговых споров инициируемых налогоплательщиком
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here