Цель финансового хозяйственного контроля

Тема 1. Понятие финансово — хозяйственного контроля, его предмет и метод

Литература.

1. Бутинец Ф.Ф. Контроль и ревизия, 2000г.

2. Усач Б.Ф. Контроль и ревизия, 2002 г.

3. Дикань Л.В. Контроль и ревизия, 2004 г.

1. Сущность, задачи и функции контроля.

2. Формы и виды финансово – хозяйственного контроля.

3. Содержание финансово — хозяйственного контроля, его цели и объекты.

1. Сущность, задачи и функции контроля.

Слово контроль имеет французское происхождение: “controle” – проверка или наблюдение с целью проверки. Это слово образовалось от латинского “contra», которое обозначает «противоположный». Во второй части слова «контроль» лежит слово «роль» (от лат. «role»), т.е. мера влияния, значение, степень участия в чем-то. Т.о. содержание слова «контроль» кроме проверки или наблюдения с целью проверки имеет еще и противодействие нежелательному. Юридический смысл контроля состоит в одной из форм реализации полномочий государственных и негосударственных органов. Хозяйственный контроль должен помогать подконтрольной структуре в наведении порядка на объекте.

Хозяйство – это совокупность природных и созданных руками человека средств, которые используются людьми для поддержания, улучшения условий и средств существования и жизнеобеспечения. Т.о. хозяйственный контроль – это контроль производства.

Субъект хозяйствования – это зарегистрированное в соответствии с законодательством юридическое лицо независимо от ее организационно-правовой формы и формы собственности, а также физические лица – субъекты предпринимательской деятельности.

Контроль – это систематическое наблюдение и проверка процесса функционирования объекта с целью установления его отклонений от заданных параметров. Организация контроля – это упорядочение систем контроля.

Под предметом организации контроля понимают определенный порядок и приемы работы с целью обеспечения максимальной эффективности их использования при выполнении поставленных задач.

1. Выбор объекта контроля.

2. Информационная – сбор данных.

3. Обоснование цели и задачи контроля.

4. Изучение объекта на месте.

5. Обследование, проверка, инвентаризация, опрос.

6. Изучение документов.

7. Оформление результатов контроля.

8. Гласность результатов контроля.

9. Разработка способов для устранения недостатков.

10. Контроль за выполнением принятых мер.

Хозяйственных контроль – это процесс наблюдения и проверки производственной и финансовой деятельности предприятия, который осуществляется соответствующими субъектами управления с целью выявления отклонений от установленных параметров, устранения и предупреждения негативных явлений.

В осуществлении хозяйственного контроля можно выделить 2 направления:

¨ контроль с точки зрения экономической эффективности деятельности;

¨ контроль с точки зрения соблюдения законности и обеспечения сохранности имущества предприятия.

Сущность процесса контроля отражает характеристики:

¨ содержательную – что делается в процессе контроля;

¨ организационную – кем и в каком порядке производится контроль;

¨ технологическую – как делается.

Контрольная деятельность включает ряд последовательных стадий:

¨ подготовительная – выбор объекта контроля, определение предмета и способа контроля, составление плана контроля;

¨ центральная – сбор и обработка информации;

¨ итоговая – принятие решений по итогам контроля, доведение его адресату, помощь в наведении порядка на объекте, контроль за исполнением принятых решений.

Функции контроля – это выявление и изучение фактического состояния дел, сравнения его с поставленными целями, оценка деятельности, принятие мер по устранению выявленных нарушений. Контроль имеет сигнальную, профилактическую и инструктивную функции.

Сущность контроля как одной из функций управления определяют систему наблюдения и проверки процесса функционирования и фактического состояния объекта с целью определения обоснованности и эффективности принятых управленческих решений и результатов их выполнения, выявления отклонений от этих решений, устранения негативных ситуаций и информирование об этом органы управления.

Развитие рыночных отношений в Украине, появление акционерных предприятий, коммерческих банков и других хозяйственных структур требуют реорганизации системы хозяйственного контроля.

Первым шагом стало принятие Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине» и в 1996 г. Указа Президента «Об образовании государственной налоговой администрации».

Однако эти шаги не решали всех проблем хозяйственного контроля, поэтому в 93 г. был принят Закон Украины «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине» и Закон Украины «Об аудиторской деятельности».

Эти акты определяют основы государственной системы контроля в Украине: права и обязанности органов государственной власти и управления, а также структуру и организацию системы контроля.

Государственные органы власти и управления пользуются правом контроля в следующих формах:

¨ путем создания специальных контролирующих органов;

¨ путем привлечения или выдачи поручения существующим контролирующим органам.

Часто возникает необходимость проведения финансового контроля (налоговая инспекция и ревизионные службы МФУ) в связи с противоречиями между государством и субъектами хозяйствования или отдельными лицами.

Разногласия, которые могут возникнуть между интересами государства и общества с одной стороны, и интересами отдельных субъектов хозяйствования, с другой, могут стать объектом правового контроля (ревизия по требованию правоохранительных органов и судебно-бухгалтерской экспертизы). Объектами такого контроля становятся правонарушения. Противоречия между интересами хозяйствования становятся объектом контроля специальных инспекций (экологической, санитарной и т.п.).

Урегулирование интересов субъектов хозяйствования, входящих в партнерские отношения требуют аудиторский контроль.

В государственном секторе и акционерных обществах возможен ведомственный контроль, когда предприятие имеет вертикальную структуру управления. Но этот контроль в большинстве случаев недейственный.

Финансово — хозяйственный контроль изучает экономические явления и процессы, которые возникают в общественном производстве с точки зрения их законности, достоверности и целесообразности. Предметом изучения является объективно существующий процесс воспроизводства, т.е. законность осуществленных операций.

Хозяйственному контролю подлежит:

1. Фактическое наличие, сохранность и движение имущества в каждом отдельном звене и в целом всей экономической деятельности.

2. Хозяйственные процессы при производстве общественного продукта.

3. Расчетно-кредитные операции, связанные с движением имущества и производства общественного продукта.

4. Производственные и организационно-технические отношения, возникающие во время потребления и воспроизводства имущества.

Предметом хозяйственного контроля являются хозяйственные процессы, фактическое наличие и движение имущества в процессе расширенного воспроизводства, а также производственные отношения, возникающие при этом.

Объект контроля – это то, что подлежит изучению или проверке. Контролируется не предприятие, а его деятельность по эффективному использованию имущества и объектом контроля выступают явления и процессы хозяйственной жизни.

Читайте так же:  Земли поселений ставка налога

Совокупность взаимосвязанных объектов контроля от состояния и функций которых зависит выполнение определенной группы норм, правил, плановых заданий, создает направление контроля. К ним относятся финансовый контроль, контроль качества продукции, контроль условий труда и техники безопасности и т.п.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10370 — | 7652 — или читать все.

Значение финансового контроля, его цели, задачи и виды

Тема 2. Финансовый контроль

1. Значение финансового контроля, его цели, задачи и виды

2. Субъекты и объекты финансового контроля, их классификация

3. Государственный финансовый контроль

4. Внутрихозяйственный контроль

5. Независимый контроль

Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов, среди которых выделяется финансовый контроль (важный рычаг управления финансовой системы).

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются:

а) соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности органами государственной власти (местного самоуправления), предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами;

б) экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства (муниципальных образований).

Финансовый контроль– одна из форм управления финан­сами, особая сфера контроля, обусловленная формированием и использованием финансовых ресурсов во всех структурных под­разделах экономики государства. Он предусматривает проверку хозяйственных и финансовых операций относительно их закон­ности, экономической целесообразности и достижения положи­тельных конечных результатов работы.

Сферой финансового контроля являются хозяйственные операции, осуществляемые с использованием денег, а в отдель­ных случаях и без них (например, бартерные соглашения).

Финансовый контроль – это функция управления, представляющая собой систему прав, обязанностей и действий уполномоченных лиц по проверке соблюдения управляемым субъектом принятых управ­ляющим субъектом норм финансового права и/или оценке совершен­ных управляемым субъектом операций на предмет соблюдения финан­совых интересов управляющего субъекта (рис. 1).

Рис. 1.Субъекты финансового контроля

Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов. Финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

Цель финансового контроля – устранение и предотвращение ошибок в деятельности субъекта или улучшение её.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:

1) содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства;

2) обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

3) выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе, по снижению себестоимости и повышению рентабельности;

4) содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов в организациях, учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;

5) обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов (в области налогообложения предприятий);

6) содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе, по валютным операциям.

Система финансового контроля в РФ под­разделяется на государственный финансовый контроль, общественный контроль и аудит (независимый контроль) (рис. 2).

Рис. 2. Система финансового контроля в Российской Федерации

Методы проведения ГФК: проверка, надзор, обследование анализ финансовой деятельности, ревизия, наблюдение (мониторинг).

Процесс финансового контроля, его нормативное регулирование и процесс осуществления весьма разнообразен, что обусловливает мно­жество видов финансового контроля, классифицируемых по многим критериям, в том числе:

по сфере осуществления финансового контроля

• наличного денежного оборота и другие.

по степени формализации контрольных процедур

• контроль по существу (иди контроль исполнения);

Под формальным контролем понимается проверка соответствия совершенных операций требованиям законодательства, а также пра­вильности отражения операций по бухгалтерским счетам. Контроль по существу предполагает оценку эффективности и рациональности управления ресурсами. Результаты данных видов контроля могут быть различными. Например, руководитель отдела закупок приобрел за­пасных частей к оборудованию на 10 лет вперед. Операция совершена в соответствии с нормами закона, на бухгалтерских счетах отражена правильно. По результатам формальной проверки замечаний нет. Оценка же эффективности такой операции, возможно, даст иные ре­зультаты.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9762 — | 7581 — или читать все.

Финансовый контроль: понятие, значение, виды

Финансовый контроль является неотъемлемой чатью финансовой деятельности государств и муниципальных образований.

Понятие и значение финансового контроля подразумевает контроль законности и целесообразности действий в образовании, распределения и использования государственных и муниципальных фондов для того, чтобы эффективно развивать страну и ее регионы на социально-экономическом уровне.

Осуществление финансового контроля производится на основании установленного правовыми нормами порядка всей системой органов государственной власти и местных самоуправлений, включая специальные контрольные органы, общественные организации, трудовые коллективы и граждан.

Основным способом выражения финансового контроля является проверка при проведении того, как соблюдается правопорядок в процессе финансовой деятельности в лице органов государственной власти, местных самоуправлений, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами, а также экономической обоснованности и эффективности осуществляемых действий, то, как они соответствуют задачам государства и муниципальных образований.

Можно сделать вывод, что финансовый контроль — один из самых важных способов обеспечения законности и целесообразности финансовой деятельности, которая проводится в стране.

Задачи и направления финансового контроля

Основные задачи финансового контроля:

  • поддерживать баланс между потребностями в финансовых ресурсах и размерами дохода страны;
  • обеспечивать своевременность и полноту выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;
  • выявлять внутрипроизводственные резервы, с помощью которых можно повысить финансовые ресурсы;
  • обеспечение соблюдения требований действующего законодательства относительно финансовой деятельности;
  • повышать эффективность внешнеэкономической деятельности и валютных операций.

Основные направления финансового контроля, которые регулируются на основании финансового права:

Виды финансового контроля: в зависимости от времени проведения

Финансовый контроль можно разделить на несколько видов на основании различных оснований:

В зависимости от того, в какое время он производится — предварительный, текущий и последующий.

Финансовый контроль по инициативе субъекта финансовых правоотношений

В зависимости от того, какова инициатива субъекта финансовых проавоотношений, финансовый контроль может быть обязательным или добровольным.

Проведение обязательного финансового контроля осуществляется:

  • на основании требований законодательства, к примеру контроль от лица законодательство органа власти за тем, как исполняет бюджет на основании годовых итогов;
  • на основании решения компетентного государственного органа (например, проверка и обследование налогоплательщиков в соответствии с вопросами налогообложения со стороны налоговых органов; контроль, который проводится на основании решений правоохранительного органа).
Читайте так же:  Период возврата налога за обучение

Замечание 1

Добровольный финансовый контроль может осуществляться в соответствии с самостоятельным решением хозяйствующих субъектов.

В зависимости от органов, которые ответственны за проведение финансового контроля, он бывает государственным (общегосударственным, вневедомственным, ведомственным), внутрихозяйственными аудиторским.

Финансовый контроль органами

У общегосударственного финансового контроля имеется наивысшее значение из-за особого статуса органов, которые занимаются его осуществлением (Федеральное Собрание Российской Федерации и Правительство России).

Он направлен на объекты, которые подлежат контролю независимо от того, каким ведомостям они подчиняются. Им производится контроль за законностью и эффективностью того, как используются государственные средства, проекты бюджета по звеньям бюджетной системы, отчеты о том, как исполняются бюджеты.

Вневедомственным финансовым контролем является контроль в лице специального финансово-кредитного органа, который направлен на объекты, вне зависимости от того, каким ведомостям они принадлежат. Обладает повседневным, систематическим и регулярным характером.

Ведомственным финансовым контролем является контроль в лице министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, государственного управления за тем, как ведется деятельность предприятий, организаций и учреждений, входящих в их систему. Он осуществляется самостоятельными структурными контрольно-ревизионными подразделениями (управлениями, отделами, группами) министерств и ведомств, которые подчинены руководителям указанных органов. То, как контрольно-ревизионные подразделения осуществляют свою деятельность находится под контролем Министерства финансов Российской Федерации, финансовых органов субъектов России. Минимум один раз в год министерствами и ведомствами докладывается Правительству Российской Федерации о том, в каком состоянии находится контрольно-ревизионная работа.

Осуществление внутрихозяйственного финансового контроля производится внутри предприятий, учреждений и организаций в лице их руководителей и структурных подразделений (бухгалтерия, финансовые и экономические службы). Объект контроля в данных случаях это производственная и финансовая деятельность предприятия, включая входящие в него структурные подразделения.

Аудиторский финансовый контроль является независимым вневедомственным контролем, который осуществляется как один из видов предпринимательской деятельности — аудиторской деятельности. То, что данный вид вообще появился связывают с переходом к рыночным отношениям и тем, что изменились методы, которые регулируют экономику. Создавались предприятия, коммерческие банки, другие хозяйственные структуры, которые были основаны на негосударственной форме собственности, что и стало основным требованиям для вопроса по поводу форм и субъектов проведения контроля за финансово-хозяйственной деятельности, так как контроль компетентных государственных органов в указанных отношениях направлен на интересы государственной казны.

Также интерес хозяйствующих субъектов заключается в достоверности и качественности учета и отчетности, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью, что в итоге отвечает и интересам государства. Во время использования аудиторской формы сочетают интересы обеих сторон без обязательных затрат бюджетных средств на контрольную деятельность.

Порядоко того, как проводится аудиторский финансовые контроль регулируется на основании Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 под номером 2263 «Об аудиторской деятельности в РФ» и утвержденными данным указов Временным правил аудиторской деятельности в РФ (были лишены силы на основании Указа Президента от 13.12.2001 под номером 1459 и Федерального закона от 07.08.2001 под номером 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»). На сегодняшний день порядок, в котором осуществляется аудиторская деятельность определен на основании Федерального закона от 30.12.2008 под номером 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Аудиторская деятельность

На основании данных актов аудиторская деятельность представляет из себя предпринимательскую деятельность в области проведения аудита и оказания смежных услуг, которые осуществляются в лице аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов.

Аудит — это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц для того, чтобы выразить мнение касательно достоверности данной отчетности.

Цель аудита — выразить мнение по поводу достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и о том, соответствует ли порядок ведения бухгалтерского учета Законодательству Российской Федерации.

Помимо этого, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут предоставлять такие виды услуг:

  • устанавливать, восстанавливать и вести бухгалтерский учет, составлять финансовую (бухгалтерскую) отчетность, проводить бухгалтерское консультирование;
  • осуществлять налоговое консультирование;
  • анализировать финансово-хозяйственную деятельность организации или индивидуального предпринимателя, проводить экономическое и финансовое консультирование;
  • проводить управленческое консультирование, которое также может быть связано с реструктуризацией организации;
  • консультирование в области права, представлять в судебных и налоговых органах в связи с налоговыми и таможенными спорами;
  • автоматизировать бухгалтерский учет и внедрять информационные технологии;
  • проводить оценочную деятельность(
  • проводить маркетинговые исследования;
  • проводить научно-исследовательские и экспериментальные работы в областях, которые имеют отношение к аудиторской деятельности;
  • обучать на основании установленного законодательством Российской Федерации порядка специалистов в тех областях, которые связаны с аудиторской деятельностью;
  • оказывать другие услуги, которые связаны с аудиторской деятельностью.

Аудиторские фирмы регистрируются в качестве предприятий, а физические лица, которые осуществляют аудиторскую деятельность в индивидуальном порядке в качестве предпринимателей. Аудиторами в установленном порядке должна быть пройдена регистрация, а осуществлять юридическую деятельность у них есть право только после того, как будет получена лицензия.

Цель финансового хозяйственного контроля

Финансово-хозяйственный контроль — это контроль за финансовыми операциями и хозяйственными процессами с целью установления их законности, правильности и целесообразности, применяется во всех отраслях н национальной экономики и имеет различные формы в зависимости от формы собственности подконтрольного объект.

Сущность финансово-хозяйственного контроля, кроме его понятие, также характеризуется субъектами, объектами и методами его осуществления

Субъекты финансово-хозяйственного контроля — это внешние и внутренние органы контроля. Каждой форме финансово-хозяйственного контроля отвечает отдельный субъект контроля (рис 13, с 21)

Объектом финансово-хозяйственного контроля являются разнообразные осуществлены на предприятии хозяйственные и финансовые операции, факты, которые формируют определенные хозяйственные процессы и соответственно документально отра бражени. Активы отдельного предприятия по тем или иным признакам объединяют в экономически однородные группы (необратимые, обратимые, привлеченные средства, источники их формирования и т.д.), каждая из которых является самостоятельным объектом контролю.

Финансово-хозяйственный контроль на каждом конкретном предприятии охватывает движение всего комплекса активов и обязательств, а также все изменения в структуре капитала

Финансово-хозяйственному контролю присущи те же формы, что и экономическом. Сферы, формы финансово-хозяйственного контроля отвечают сферам экономики (табл. 11)

Таблица 11. Соответствие между сферами экономики и формам финансово-хозяйственного контроля

Читайте так же:  Как заполнить декларацию 3 ндфл за учебу

Тема 7. Финансовый контроль

Содержание и значение финансового контроля. Специфика, объекты и сферы применения финансового контроля. Задачи финансового контроля и его роль в повышении эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Организация финансового контроля: формы, виды, методы. Органы общегосударственного контроля.

Финансовый контроль, с одной стороны, является одной из завершающих стадий управления финансами, а с другой, он выступает необходимым условием эффективности управления ими. Финансовый контроль является как бы лакмусовой бумагой, на которой реально проявляется весь процесс движения финансовых ресурсов, начиная от стадии формирования финансовых ресурсов, необходимых для начала осуществления деятельности в любой сфере, и кончая получением финансовых результатов этой деятельности.

Финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Финансовый контроль — неотъемлема составная часть процесса управления финансами. Он обусловлен важнейшими функциями финансов: распределительной и контрольной. Процесс распределения и перераспределения стоимости ВВП должен сопровождаться контролем денежных потоков в экономике.

Финансовый контроль — законодательно регламентированная деятельность специально созданных учреждений контроля и контролеров — аудиторов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов, а также за целесообразностью и эффективностью их финансовых операций.

Таким образом, финансовый контроль не ограничивается правовой и количественной сторонами и имеет аналитический аспект.

Видео (кликните для воспроизведения).

Финансовый контроль включает в себя контроль за соблюдением финансового законодательства в процессе формирования и использования фонда денежных средств, оценку экономической эффективности финансовых хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов. Финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

Таким образом, финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны и ее регионов.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:

— содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства;

— обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

— выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе, по снижению себестоимости и повышению рентабельности;

— содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;

— обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов (в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам);

— содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе, по валютным операциям.

Финансовый контроль выполняет следующие функции:

— проверка расходования государственных средств (соответствие расходов запрашиваемым суммам и эффективность использования государственных средств);

— проверка своевременности и полноты мобилизации средств в государственные ресурсы по всем звеньям финансовой системы;

-проверка соблюдения правил учета и отчетности.

Виды финансового контроля.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают такие виды финансового контроля: общегосударственный, муниципальный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и аудиторский.

Методы проведения финансового контроля.

По методам проведения финансового контроля, т.е. приемам и способам его осуществления, различают: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, ревизии, наблюдения (мониторинг).

1. Проверка проводится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий.

2. Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, организаций, учреждений, но в отличие от проверок — по более широкому кругу показателей, и определяет финансовое положение хозорганов, перспективы их развития, необходимость реорганизации или переориентации производства. Производятся опросы, анкетирование.

3. Анализ как метод финансового контроля должен быть системным и пофактор-ным. Он проводится по периодической или годовой отчетности. Выявляется уровень выполнения плана, соблюдение норм расходования средств, финансовая дисциплина и т. д.

4. Ревизия — метод документального контроля за финансово -хозяйственной деятельностью предприятия, организации, учреждения, соблюдением законодательства по финансовым вопросам, достоверностью учета и отчетности, способ документального раскрытия недостач, расходов, присвоений и воровства средств и материальных ценностей, предупреждения финансовых злоупотреблений.

• комплексные, которые охватывают все стороны деятельности предприятия;

• частичные (охватывают лишь ее отдельные стороны);

• тематические ревизии (одновременно проводятся в однотипных учреждениях по определенному перечню вопросов);

• плановые и внеплановые;

• сплошные и выборочные ревизии (в зависимости от полноты привлеченных документов).

По характеру материала, на основе которого проводятся ревизии, они подразделяются на документальные (проверка подлинности отчетных документов и записей в учетных регистрах) и фактические (проверка наличия денежных средств и материальных ценностей в натуре).

По результатам проведенной ревизии составляется акт, на основе которого разрабатываются мероприятия, направленные на устранение выявленных недостатков.

5. Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов.

6. Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия — клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

Государственный финансовый контроль в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации разграничением функций и полномочий возлагается на

1. Счетную палату Российской Федерации,

Счетная палата Российской Федерации (далее — Счетная палата) является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему.

Задачами Счетной палаты являются:

— организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

— определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

— оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

— финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

Читайте так же:  Программа валютного контроля

— анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

— контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

— регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

2. Центральный банк Российской Федерации,

К основным функциям ЦБ РФ относятся:

— монопольная эмиссия наличных денег и организация их обращения,

— функция финансового агента, банкира Правительства,

— финансирование кредитно-банковских институтов («банк банков»),

— кредитно-денежное регулирование и банковский надзор.

3. Министерство финансов Российской Федерации

4. Федеральное казначейство (Казначейство России) — федеральный орган исполнительной власти (федеральная служба), осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерацииправоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Находится в ведении Министерства финансов.

5. Федеральная налоговая служба.

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

ФНС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

ФНС осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральная таможенная служба (ФТС России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

11 мая 2006 указом Президента Российской Федерации Федеральная таможенная служба передана в подчинение Правительству Российской Федерации. Ранее ФТС России была подчинена Министерству экономического развития и торговли.

На ФТС возложены следующие основные функции:

— ведение реестров лиц, организаций и объектов, включённых в область таможенного дела (таможенные брокеры, объекты интеллектуальной собственности и др.),

— выдача свидетельств и разрешений на право деятельности в определённых сферах таможенного дела,

— определение порядка и непосредственное осуществление таможенного оформления и контроля,

— классификация товаров в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) (а также ведение ТН ВЭД), определение страны происхождения и таможенной стоимости перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств,

— правоохранительная деятельность — борьба с правонарушениями в области таможенного дела,

— некоторые консультативные услуги, оказываемые на бесплатной основе участникам внешнеэкономической деятельности.

Особо выделяется функция взимания таможенных платежей — таможенных пошлин и таможенных сборов. Наряду с внутренними налогами и доходами от управления государственным имуществом таможенные платежи являются одним из основных видов доходов федерального бюджета.

Контрольно — ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, а также иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9667 — | 7404 — или читать все.

Методические приемы финансово-хозяйственного контроля

Тема: Сущность, роль и функции и контроля в управлении экономикой.

Содержание финансово-хозяйственного контроля, его цели и задачи.

Формы и виды финансово-хозяйственного контроля.

Методические приемы финансово-хозяйственного контроля.

1. Содержание финансово-хозяйственного контроля, его цели и задачи.

В процессе хозяйственной деятельности складывается и постоянно действуют определенные отношения социально-экономического характера. Участниками этих отношений и носителями соответствующих прав и обязательств является государство как высшая общественная инстанция и предприятие.

В процессе постановки и решения хозяйственных задач возникают противоречия, оказывающие влияние на все общественные и хозяйственные ситуации. Они возникают первоначально в виде деловых противоречий, обостряются в случае повышения интенсивности хозяйственных операций, переходят в острую форму при отсутствии контроля.

Хозяйственные противоречия выявляются и разрешаются путем проведения контрольных действий. При помощи контроля вскрываются и устраняются причины таких противоречий.

Различают 2 основных объекта контроля:

1. Хозяйственные средства (имущество предприятия). Основной целью контрольных действий здесь является их сохранность и рациональное использование.

2. Хозяйственные операции. Целью является законность и эффективность их осуществления.

Субъект контроля (контролирующий орган, функциональное звено в организации) зависит от существенной системы его функционирования. Субъектов достаточно много и они существуют на разных уровнях системы хозяйствования. К их числу можно отнести и Счетную палату РФ, и Отдел по борьбе с экономическими преступлениями, и службу внутреннего аудита на предприятии.

Как функция управления контроль двояко проявляет свою сущность:

1) Он служит универсальным средством в получении информации по каналу обратной связи. Для успешной реализации своей функции управляющая система должна получить результаты своего воздействия на объект управления. Эта информация позволяет выявлять соответствие их деятельности намеченной программе, а так же недостатки их функционирования.

2) Субъект контрольной деятельности на основе собранной информации определят способ устранения недостатков и в результате появляется возможность принятия решения для нормального функционирования подконтрольного объекта.

Читайте так же:  Подоходный налог в австрии

Т.О. контроль – это система наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решением, определение результатов управленческих воздействий на управляемый объект путем выявления отклонений, допущенных в ходе выполнения этих решений.

Это общее определение контроля, которое относится к любому его виду.

Контроль за хозяйственной деятельностью, выраженной в экономических показателях называют экономическим контролем.

Здесь конкретизируются субъекты и объекты. Экономический контроль – это система органов государственного и хозяйственного управления, осуществляющих наблюдение за экономическим состоянием предприятия в соответствии с законодательным регулированием.

Хозяйственная деятельность предприятия обобщается при помощи денежного измерителя. Для оценки деятельности по этому критерию в системе экономического контроля сформировался финансовый контроль. Это система органов, обеспечивающих соблюдение законодательства в процессе формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех звенья экономики.

Схематично совокупность рассмотренных понятий может быть представлена так:

Контроль
Экономический контроль
Финансовый контроль

В соответствии с этим определяется цели и задачи контроля.

Цели Задачи
Контроль
Сохранность активов, законность и эффективность хозяйственных операций 1. Сбор информации об объекте 2. Выявление расхождений 3. Принятие мер для нормального функционирования подконтрольного объекта
Экономический контроль
Регулирование хозяйственных процессов в соответствии с законодательством Систематическое наблюдение за хозяйственной деятельностью
Финансовый контроль
Законное и рациональное использование финансовых ресурсов Предупреждение и выявление нарушений финансово-хозяйственной деятельности

2. Формы и виды финансово-хозяйственного контроля.

Финансово-хозяйственный контроль подразделяется по следующим классификационным признакам:

1. По времени выполнения:

Предварительный контроль проводится непосредственно перед выполнением хозяйственной операции. Например: при выдачи кредита контролируется финансовое состояние предприятия как гарантия возврата кредита.

Оперативный контроль осуществляется в процессе совершения хозяйственной операции. Его основной задачей является своевременное выявление отклонений и недостатков и принятие мер по их устранению.

Последующий контроль проводится после совершения хозяйственной операции. Основной задачей является проверка правильности и законности операции, а главной формой такого контроля выступает ревизия.

2. По информационному обеспечению:

Документальный означает установление сущности и достоверности хозяйственной операции по данным документов, в которых она нашла отражение.

Фактический контроль состоит в определении наличия и физических характеристик объекта контроля путем взвешивания, обмера, пересчета и т.д.

3. По форме осуществления:

Они организуются на стадии предварительного контроля. Например, подпись гл. бухгалтера на денежный документ;

— текущие контрольные проверки. Они связаны с контролем конкретной операции. Они проводятся контрольными органами по вопросам входящим всех компетенций. Например, учреждения банков проверяют соблюдение кассовой дисциплины.

— тематические – это контроль однородных хозяйственных операций. Эта форма имеет сходства с текущими проверками, но проводятся по более широкому кругу вопросов. При текущем контроле применяются в основном методы фактического контроля, а при тематическом документальные.

3. Методические приемы финансово-хозяйственного контроля

Методические приемы финансово-хозяйственного контроля можно определить в следующие группы:

4) Обобщение и реализация результатов контроля.

Документальные приемы состоят из:

Исследование документов – это способ документального контроля, изучение достоверности, целесообразности и эффективности хозяйственных операций по содержанию одного, либо нескольких элементов.

Камеральные проверки – это прием документального контроля качества документа, полноты заполнения реквизитов, подведения итогов.

Расчетно-аналитические методы включают:

Экономический анализ в системе финансово-хозяйственного контроля используется для раскрытия причинных связей, обусловивших результаты явлений и процессов.

Статистические расчёты – это приемы получения таких величин и количественных характеристик, которые не содержаться непосредственно в экономической информации. Применяются они при возникновении потребности воспроизвести реальные отношения или при уточнении приблизительных величин.

ЭММ применяется в контроле определения влияния факторов на результаты хозяйственных процессов с целью их оптимизации на стадии планирования. Например, факторный анализ причин отклонения величины себестоимости продукции.

Органолептические методы осуществляются с помощью следующих приемов:

— контрольный замер работ;

— выборочное и сплошное наблюдение;

Инвентаризация – это проверка объектов контроля в натуре, т.е. путем осмотра, пересчёта, взвешивания и т.д.

Контрольный замер работ применятся, в основном, при проверке объемов СМР.

Выборочное наблюдение – прием статистического исследования качественных характеристик объекта контроля. Оно применяется, если сплошной контроль технически невозможен. Сплошное наблюдение необходимо при проведении хронометражных наблюдений, фиксации использования рабочего времени и т.д.

Технологический контроль – контроль качества продукции, исходного сырья и т.д.

Экспертиза – осуществление экспертных оценок. Они могут быть технологическими, судебными, бухгалтерскими, криминалистическими, применяемыми для исследования специальных вопросов.

Служебное расследование – совокупность приемов проверки, направленных на оценку соблюдения должностными лицами и другими сотрудниками нормативно-правовых актов и должностных инструкций.

Эксперимент – это научно поставленный опыт в соответствии с целью контроля за проверкой результатов проверяемых процессов.

Обобщение и реализация результатов контроля — это объединение результатов контроля и разработанных мер по устранению недостатков, а также предупреждению их появления в будущем. Включает в себя:

-документирование результатов промежуточного контроля;

— принятие решений по результатам контроля.

— ревизию и контроль устранения выявленных замечаний.

Группировка недостатков – это систематизация и обобщение нарушений нормативно-правовых актов по экономической однородности, времени совершения и значимости.

Документирование результатов промежуточного контроля – способ оформления результатов контрольных действий на промежуточных стадиях ревизии. Например, акт инвентаризации кассы.

Аналитическая группировка — прием группировки информации по однородности признаков, например, контролируемых объектов или видов выявленных недостатков.

Следственно-юридическое обоснование – это способ получения доказательств в части нарушения законодательства, определение размера причиненного ущерба и ответственности за него конкретных лиц. При этом изымаются в установленном порядке первичные документы содержание доказательства нарушения и определения виновных лиц. Сюда же относится опрос и получение письменных объяснений с должностных лиц.

Принятие решений по результатам – это прием воздействия субъекта на объект контроля, обеспечивающий функционирование его в заданных параметрах. Применяется в виде разработке и издание приказа, распоряжения или служебного письма по результатам ревизии.

Видео (кликните для воспроизведения).

Реализация принятых решений заключается в установлении фактического состояния объекта контроля после реализации принятых решений по результатам ревизии (возмещение причиненного ущерба)

Источники

Цель финансового хозяйственного контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here