Учетная политика по водному налогу

Как отразить водный налог в бухгалтерском и налоговом учете

Бухучет

В бухучете водный налог учитывайте на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам». Для этого к нему откройте субсчет «Расчеты по водному налогу» (Инструкция к плану счетов).

Затраты на уплату водного налога относят к расходам по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Поэтому отражайте водный налог на последнее число квартала (п. 16 и 18 ПБУ 10/99). При этом делайте проводки:

Дебет 20 (21, 23, 25) Кредит 68 субсчет «Расчеты по водному налогу»

– начислен водный налог;

Дебет 68 субсчет «Расчет по водному налогу» Кредит 51

– уплачен водный налог.

Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов (счета 20, 21, 23, 25 и 68).

Порядок отражения водного налога при расчете налогов зависит от того, какую систему налогообложения применяет организация.

ОСНО

При расчете налога на прибыль суммы водного налога относите к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Эти расходы учитывают для целей налогообложения прибыли в полном объеме.

Момент учета расходов на уплату водного налога при расчете налога на прибыль зависит от того, как организация признает расходы.

При методе начисления сумму водного налога включите в расходы в последний день квартала, за который начислен налог (подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Если организация применяет кассовый метод , то уплаченный налог нужно признать в расходах в день его перечисления в бюджет (подп. 3 п. 3 ст. 273 НК РФ).

Пример отражения в бухучете и при налогообложении расходов на уплату водного налога. Организация применяет общую систему налогообложения

ООО «Альфа» осуществляет забор воды из поверхностных водных объектов по лицензии. Доходы и расходы для расчета налога на прибыль организация определяет методом начисления. В декларации по водному налогу за III квартал водный налог начислен в размере 23 700 руб. Эту сумму организация перечислила в бюджет 23 октября.

В бухучете начисление и уплату водного налога бухгалтер «Альфы» отразил следующим образом.

Дебет 20 Кредит 68 субсчет «Расчеты по водному налогу»
– 23 700 руб. – начислен водный налог.

Дебет 68 субсчет «Расчет по водному налогу» Кредит 51
– 23 700 руб. – уплачен водный налог в бюджет за III квартал.

В налоговом учете сумму начисленного водного налога бухгалтер «Альфы» включил в состав прочих расходов в сентябре и отразил ее в декларации по налогу на прибыль за девять месяцев.

Внесение изменений в учетную политику

Следите за тем, чтобы учетная политика соответствовала действующим законам, и вовремя вносите поправки. Разрешается как полностью переписывать документ, так и вносить дополнительные пункты приказом. Внести изменения вы обязаны в 3-х случаях:

  • изменилось законодательство в сфере налогов или бухгалтерии;
  • изменились условия деятельности;
  • в компании разработали новые способы учета, которые увеличивают качество и прозрачность информации.

У руководителя есть 3 месяца, чтобы утвердить учетную политику. Изменения вступают в силу с начала отчетного года (п.14 ПБУ 1/2008) и могут затрагивать иные документы, например, план счетов, первичные регистры и т.д.

Когда пользователи водного объекта не признаются налогоплательщиками

Новый Водный кодекс РФ, вступивший в силу с 2007 года, не предусматривает лицензирования для использования поверхностных водных объектов. Вместо него введена возможность использования водного объекта либо по договору водопользования, либо по решению о предоставлении его в пользование.

Оба документа оформляются органом власти того субъекта РФ, в чьей собственности находится водный объект. Платежи по ним представляют собой арендную плату за пользование водным объектом (неналоговый платеж), а не водный налог.

Не облагают водным налогом некоторые виды водопользования, которые условно можно разделить на четыре группы:

  • деятельность, неразрывно связанная с водным объектом (рыбоводство, рыболовство, судоходство, строительство, орошение, разработка месторождений);
  • деятельность, попадающая под обложение другим налогом (извлечение минеральных и термальных вод);
  • деятельность, относящаяся к водоохранной;
  • если по виду деятельности предоставлены льготы (обеспечение пожарной безопасности, нужд обороны, отдых инвалидов и детей).

Налоговый период по водному налогу

Водный налог рассчитывают за квартал. Представляют декларацию в ФНС и уплачивают налог до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, по месту нахождения объекта, в отношении которого исчисляется водный налог. Крупнейшие налогоплательщики представляют декларацию по водному налогу в ту ИФНС, где они стоят на учете.

Итоги

Плательщиками водного налога являются юрлица, предприниматели и физлица, осуществляющие забор воды на основании лицензии. Ежеквартально они должны подавать декларацию по водному налогу и уплачивать полученную сумму в бюджет по месту нахождения водного объекта не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Учетная политика на ОСНО

Контур.Бухгалтерия — 14 дней бесплатно!

Дружелюбный, простой и функциональный онлайн-сервис для малого предприятия. Понятно директору, удобно бухгалтеру!

ОСНО предполагает высокую налоговую нагрузку. Самый эффективный вариант ее снижения — правильно составленная учетная политика. Законодатель предлагает разные варианты ведения бухгалтерского и налогового учета, из которых вы можете выбрать лучший и зафиксировать в учетной политике.

Что указать в учетной политике в 2019 году

Если вы ведете бухучет в программе или сервисе, важно, чтобы особенности УП отражались в программе. Если параметры учета не заданы, корректно вести учет и считать налоги не получится.

В УП организации для расчета налога на прибыль важно предусмотреть основные моменты:

  1. Порядок признания доходов и расходов. Тут два варианта: кассовый метод и метод начисления. При кассовом методе доходы и расходы признаются, когда деньги пришли или ушли со счета или из кассы. Метод начисления означает, что доходы и расходы признаются в момент их появления по документам, даже если на счет они не пришли, а вместо них пока висит долг от покупателей.
  2. Методы оценки товаров, сырья и материалов при списании. Налоговый кодекс предлагает на выбор три варианта:
  • по стоимости единицы;
  • по средней стоимости;
  • по методу ФИФО или по стоимости первых по времени покупки.
  1. Разделение расходов, связанных с производством и реализацией на прямые и косвенные.
Читайте так же:  Закон о налоге с дарения

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет, зарплата и отчетность в одном сервисе.

  1. Порядок оценки незавершенного производства (НЗП). НЗП — это продукция, которая еще не готова, то есть не прошла все стадии технологического процесса. НЗП при массовом производстве может отражаться в балансе тремя способами:
  • по фактической или нормативной производственной себестоимости;
  • по прямым статьям затрат;
  • по стоимости материалов, сырья.

При единичном производстве — только по фактическим затратам.

  1. Метод начисления амортизации. Линейный — самый простой, при нем амортизация начисляется каждый месяц в одной сумме. Есть и нелинейный метод — он сложнее, но позволяет регулировать налоговую нагрузку.
  2. Порядок создания резервов и их состав. НК РФ дает налогоплательщикам возможность формировать резервы, при этом корректируется сумма налога на прибыль. Это происходит так: организация формирует резерв, тем самым увеличивая расходы налогового периода и уменьшая базу по налогу на прибыль. Часть налога на прибыль переносится на следующие периоды. На выбор есть два способа: ежемесячный процент отчислений и предельная сумма.
  3. Порядок уплаты авансов. При расчете налога на прибыль можно выбрать один из двух способов уплаты аванса:
  • ежемесячные авансы уплачиваются исходя из фактической прибыли;
  • авансы исчисляются исходя из ставки налога на прибыль и ее суммы по итогам налогового периода.

Также надо определить метод списания расходов на покупку малоценного амортизируемого имущества, методы оценки ценных бумаг, применение повышающих и понижающих коэффициентов амортизации, формы учетных регистров и т.д.

По НДС вариантов у налогоплательщика не так много, как по налогу на прибыль. Но есть важные моменты, которые нужно отразить в УП. И самое важное тут — организация раздельного учета, особенно если есть операции, которые не облагаются налогом.

Раздельный учет нужно вести по товарам, работам и услугам, которые участвуют:

  • только в операциях, облагаемых НДС;
  • только в операциях, не облагаемых НДС;
  • в обоих видах операций.

В учетной политике нужно определить три момента:

  1. Порядок раздельного учета налога по операциям, облагаемым НДС и освобожденным от него.
  2. Порядок раздельного учета налога по операциям, облагаемым НДС по ставкам 20 % и 10 %, и операциям, облагаемым по ставке 0 %.
  3. Предусмотреть порядок определения налоговой базы по НДС при получении предоплаты по товарам, работам, услугам с длительностью производственного цикла больше шести месяцев.

УСН

Применение упрощенной системы не освобождает организацию от уплаты водного налога (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Если организация применяет упрощенку и платит единый налог с доходов, то при расчете налоговой базы сумму водного налога не учитывайте (п. 1 ст. 346.18 НК РФ).

Если платите единый налог с разницы между доходами и расходами, водный налог включите в состав расходов (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Эти платежи уменьшат налоговую базу в день перечисления их в бюджет (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Учетная политика для целей налогообложения

Когда можно изменить учетную политику организации

УП разрешено изменять в двух случаях:

  1. изменения в налоговом законодательстве;
  2. смена выбранного метода учета.

Изменения вносятся приказом руководителя, который определяет дату их вступления в силу. Эта дата зависит еще и от причины изменений. В первом случае они вступают в силу не раньше даты, с которой начнет действовать изменение законодательства. Во втором случае — с 1 января года, следующего за тем, в которым УП была изменена.

В веб-сервисе Контур.Бухгалтерия есть варианты учетной политики для бухгалтерского и налогового учета, которая подходит для разных налоговых режимов и их совмещения. В сервисе легко вести учет, начислять зарплату, платить налоги и сдавать отчетность. Все новички получают 14 дней работы в сервисе бесплатно.

Водный налог: какие коды указываются в декларации водопользователями в Крыму

ФНС РФ в своем письме от 27.09.2017 N СД-4-3/[email protected] уточнила особенности заполнения водопользователями Республики Крым и г. Севастополя налоговой декларации по водному налогу.

Ведомство напоминает, что налоговые ставки водного налога по видам водопользования установлены пунктом 1 статьи 333.12 НК РФ. При этом ставки налога дифференцированы по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам.

Однако налоговые ставки в отношении водных объектов, расположенных на территории Крыма НК РФ не установлены.

Пунктом 3 статьи 333.12 НК РФ установлена ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения, которая не зависит от места расположения водного объекта.

Кроме того, действующим порядком заполнения декларации по водному налогу предусмотрены коды водопользования по каждому виду пользования, в зависимости от экономического района и водного бассейна.

При этом пунктом 5.1.5 указанного порядка заполнения декларации уточняется, что водопользователи Республики Крым и города Севастополя при заполнении подраздела 2.1 «Расчет налоговой базы и суммы водного налога при заборе воды из водного объекта» раздела 2 по строке 050 указывают коды водопользования 50091 или 50092 соответственно.

В связи с этим, водопользователями Республики Крым и города Севастополя в налоговой декларации по водному налогу могут указываться коды водопользования:

  • при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения: для Республики Крым — 50091, для г. Севастополя — 50092;
  • при заборе воды из территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод: для Азовского моря — 13040, для Черного моря — 13050;
  • при использовании акватории территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод: для Азовского моря — 22040, для Черного моря — 22050;
  • при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики — 32100;
  • при использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях — 41200.

В «1С:Предприятии 8» поддерживается возможность указания водопользователями Республики Крым и города Севастополя в декларации по водному налогу рекомендованных налоговым ведомством кодов водопользования.

Водный налог 2018

Водный налог – это федеральный налог (п. 8 ст. 13 НК РФ). Его должны платить организации и физические лица, в том числе ИП, которые ведут деятельность по пользованию водными объектами, подлежащую лицензированию (п. 1 ст. 333.8 НК РФ). Речь идет в первую очередь о заборе воды из подземных вод через скважины.

Читайте так же:  Отдел валютного контроля банка

Объектом налогообложения по водному налогу признается (п. 1 ст. 333.9 НК РФ):

  • забор воды из водных объектов
  • использование акватории водных объектов, кроме лесосплава в плотах и кошелях;
  • использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях и для целей гидроэнергетики (без забора воды).

При этом в определенных случаях забор воды не подпадает под объект налогообложения. К примеру, при использовании этой воды в сельскохозяйственных целях, для рыбоводства, обеспечения пожарной безопасности и др. Так же не каждое использование акватории водного объекта облагается водным налогом (п. 2 ст. 333.9 НК РФ).

Налоговым периодом по водному налогу признается квартал (ст. 333.11 НК РФ).

Как связан с использованием воды налог на водный транспорт в 2020 году и кто его платит

Водный налог не уплачивают по деятельности, связанной с судоходством (подп. 6 п. 2 ст. 333.9 НК РФ). Однако собственники водного транспорта могут оказаться плательщиками транспортного налога по нему. Транспортный налог регулируется гл. 28 Налогового кодекса и законами субъектов РФ. Таким образом, налог на водный транспорт не имеет отношения к водному налогу.

Плательщики водного налога

Плательщики водного налога — юридические и физические лица, в том числе ИП, которые на основании лицензии занимаются:

  • забором воды;
  • использованием акватории (кроме лесосплава);
  • использованием гидроэнергетических ресурсов;
  • лесосплавом.

При этом к плательщикам водного налога относят также тех, кто продолжает использовать поверхностные водные объекты на основании лицензий или договоров водопользования, выдававшихся в период действия старого Водного кодекса РФ, утратившего силу с 01.01.2007.

Как рассчитать водный налог

Налоговая база по водному налогу определяется отдельно в отношении каждого объекта налогообложения. А если по нему установлены разные налоговые ставки, то база считается применительно к каждой из них (п. 1 ст. 333.10 НК РФ).

Среди плательщиков водного налога большинство – это те организации и ИП, которые занимаются добычей подземных вод. У них налоговая база определяется по объему воды, забранной за налоговый период, в соответствии с показаниями водоизмерительных приборов (п. 2 ст. 333.10 НК РФ).

По общему правилу налог рассчитывается, как произведение налоговой базы на ставку. Но в зависимости от целей добычи воды порядок расчета может отличаться (п. 2 ст. 333.13 НК РФ).

Так, если из скважины добывается вода для целей снабжения ею населения, то налог считается по формуле (п. 3 ст. 333.12 НК РФ):

Сумма налога = Объем воды за квартал (тыс. куб. м) х Ставка налога (в 2018 году она составляет 122 руб. за 1 тыс. куб.м)

Если же забор воды производят для других целей, то:

  • во-первых, ставка водного налога берется с коэффициентом. На 2018 год установлен коэффициент, равный 1,75 (п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ);
  • во-вторых, при расчете налога учитывается, уложилась ли организация (ИП) в лимит по забору воды, указанный в лицензии. Поскольку объем воды, добытый сверх лимита, облагается налогом по ставке, увеличенной в 5 раз (п. 2 ст. 333.12 НК РФ).

Поэтому формула расчета налога выглядит несколько иначе:

Ставки водного налога

Ставки водного налога для основных видов водопользования установлены п. 1 ст. 333.12 НК РФ. Они зависят от региона использования объекта, а для забора воды — еще и от его вида (поверхностный или подземный). В законодательстве также имеется льготная ставка для забора воды с целью водоснабжения населения (п. 3 ст. 333.12 НК РФ).

Начиная с 2015 года ставки водного налога, указанные в п. 1 ст. 333.12 НК РФ, должны применяться с корректировкой повышающими коэффициентами, значения которых на период с 2015 по 2025 год приведены в п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ. В 2020 году повышающий коэффициент равен 2,31.

С 2026 года повышающий коэффициент станет расчетным и будет определяться фактическим изменением потребительских цен за год, предшествующим году начала применения соответствующего расчетного коэффициента. Каждый следующий коэффициент будет применен к фактически сложившейся ставке водного налога за предшествующий год. Ставка, рассчитанная с учетом коэффициента, должна быть выражена в целых рублях.

Ежегодные повышающие коэффициенты должны применяться также при расчете ставки в случаях обязательного применения иных повышающих коэффициентов:

  • 5-кратного — при сверхлимитном заборе воды;
  • 10-кратного — при заборе подземных вод для их дальнейшей продажи;
  • 10-процентного — при отсутствии средств измерения объемов забранной воды.

С 2015 года повышена льготная ставка водного налога, предусмотренная для забора воды в целях водоснабжения населения. Для нее тоже планируется планомерный рост в течение 2015–2025 годов, но он выражен не в коэффициентах, а в конкретных рублевых значениях. В 2020 году — 162 руб. за 1 тыс. куб. м забранной воды (п. 3 ст. 333.12 НК РФ) и применяется на территории всей РФ вне зависимости от субъекта.

Ставки налога на воду см. в материале «Каковы ставки водного налога на 2020 год».

С 2026 года к этой ставке в порядке, аналогичном введенному для ставок водного налога по основным видам водопользования, также начнет применяться расчетный повышающий коэффициент, зависящий от изменения потребительских цен.

Сроки сдачи декларации по водному налогу в 2018 году

Как указано в Налоговом кодексе, декларации по водному налогу налогоплательщики должны представлять в срок, установленный для уплаты налога (п. 1 ст. 333.15 НК РФ). То есть сроки сдачи отчетности определены такие же, как и для перечисления налоговых платежей в бюджет. Они приведены в предыдущем разделе.

Учетная политика организации – образец 2019

Как вы добираетесь до работы?

Никак, работаю из дома
Пешком, работа в шаговой доступности
Пешком, стараюсь больше двигаться
На общественном транспорте без пересадок
На общественном транспорте с пересадками
Предпочитаю автомобиль
Да по-разному бывает.
Моя работа — постоянные разъезды

Используется
для индексации зарплаты

Используется для
регулирования зарплаты

Используется для
расчёта отдельных показателей

Водный налог: как должны отчитываться сельхозпроизводители

ФНС сообщила, как заполняется декларация по водному налогу при наличии лицензии на пользование недрами для технического обеспечения водой сельскохозяйственных объектов, в том числе для орошения земель.

Читайте так же:  Водный налог пример расчета
Видео (кликните для воспроизведения).

В письме от 04.04.2018 N СД-3-3/[email protected] ведомство отмечает, что обязанность представлять налоговую декларацию обусловлена не наличием налога к уплате, а отнесением лица к числу плательщиков такого налога.

Так статья 333.8 НК РФ относит к плательщикам водного налога организации и ИП, которые осуществляют пользование водными объектами, подлежащее лицензированию.

Таким образом, при наличии лицензии на пользование недрами с возможностью забора воды организация (ИП) обязана сдавать декларацию по водному налогу даже при отсутствии забора воды из водных объектов.

Забор воды из водных объектов является объектом налогообложения. Вместе с тем, к объекту налогообложения не относят забор воды для орошения земель сельхозназначения, полива садоводческих, огороднических, дачных и подсобных участков, а также для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельхозфирм и граждан (статья 333.9 НК РФ).

Фактический объем воды, забранной из водного объекта в целях, не признаваемых объектом налогообложения, отражается в строке 070 Раздела 2 декларации.

При этом в случае водопользования исключительно в указанных целях обязательств по уплате водного налога не возникает.

Учетная политика организации – образец 2020

Как вы добираетесь до работы?

Никак, работаю из дома
Пешком, работа в шаговой доступности
Пешком, стараюсь больше двигаться
На общественном транспорте без пересадок
На общественном транспорте с пересадками
Предпочитаю автомобиль
Да по-разному бывает.
Моя работа — постоянные разъезды

Используется
для индексации зарплаты

Используется для
регулирования зарплаты

Используется для
расчёта отдельных показателей

Водный налог: налоговая база, плательщики, ставки

Налоговая УП на ОСНО и спецрежимах

УП для целей налогообложения чаще всего формируют налогоплательщики на ОСНО, потому что в их бухгалтерском и налоговом учете больше всего отличий, а сам налоговый учет имеет множество вариаций. Им нужно предусмотреть разделы по всем налогам, которые они платят. Это минимум три: НДС, налог на прибыль и налог на имущество.

У спецрежимников учетная политика встречается реже. Ведь порядок признания доходов и расходов строго регламентирован и выбирать не из чего. Но все меняется, если начать совмещать несколько налоговых режимов. В этом случае в УП надо предусмотреть раздельный учет операций, имущества и обязательств. Вот о каких возможностях совмещения мы уже рассказали:

Сроки уплаты водного налога

Уплачивать водный налог нужно по итогам каждого налогового периода, т. е. квартала. Крайний срок уплаты водного налога по НК РФ – 20 число месяца, следующего за налоговым периодом (п. 2 ст. 333.14 НК РФ).

Налоговый период Срок уплаты водного налога
I квартал 2018 г. Не позднее 20.04.2018 II квартал 2018 г. Не позднее 20.07.2018 III квартал 2018 г. Не позднее 22.10.2018 IV квартал 2018 г. Не позднее 21.01.2019

КБК водного налога в 2018 году – 182 1 07 03000 01 1000 110. Этот КБК водного налога актуален как для организаций, так и для индивидуальных предпринимателей.

Что такое учетная политика для целей налогообложения и зачем она нужна

Налоговое законодательство регулирует не все вопросы, а иногда разрешает налогоплательщикам выбирать удобные для них способы и методы учета. УП нужна, чтобы зафиксировать в ней способы определения и признания доходов и расходов, оценки активов, обязательств и распределения. Грамотная учетная политика не только стандартизирует учет, но и помогает снизить налоговую нагрузку

В каждой организации должно быть две учетные политики (далее — УП): одна для бухгалтерского учета, другая — для налогового. И если бухгалтерская нужна только организациям, то налоговую заводят даже ИП.

УП можно оформлять отдельными документами или выделить два раздела в одном документе. Утвердите УП в течение 90 дней с момента создания фирмы и затем утверждайте ее на каждый следующий год до 31 декабря текущего года.

Порядок расчета водного налога

Ставку по основным видам водопользования определяют путем перемножения ставки водного налога, указанной в п. 1 ст. 333.12 НК РФ, и всех коэффициентов, которые необходимо учесть для ее расчета.

Водный налог в 2020 году рассчитывается по формуле:

  • объем воды — объем воды в пределах лимита, указанного в лицензии;

Внимание! Если лимит установлен на год, его нужно разделить на 4. Если установлен суточный лимит, то чтобы определить квартальный, нужно умножить его на количество дней в квартале (письмо ФНС от 22.01.2015 № ГД-4-3/[email protected]).

  • ставка — базовая ставка, утв. ст. 333.12 НК РФ.
  • 2,31 — повышающий коэффициент в 2020 году.

Если воды забрано сверхлимита, то для сверхлимитного забора воды применяется ставка, увеличенная на повышенный коэффициент. Формула для сверхлимитного забора воды будет выглядеть следующим образом:

Пример расчета водного налога см. здесь.

С 2026 года применение коэффициента станет обязательным и для льготной ставки водного налога, установленной для забора воды с целью снабжения населения.

Налоговая база по водному налогу

Налоговая база водного налога зависит от способа использования воды:

  • при заборе определяют объем забранной воды;
  • использовании акватории (исключая лесосплав) учитывают предоставленную площадь;
  • использовании гидроэнергетических ресурсов в расчет берут объем выработанной электроэнергии;
  • лесосплаве базу считают как произведение объема древесины (в тысячах кубических метров) и расстояния сплава (в километрах), которое делят на 100.

Основные положения бухучета при ОСНО

Отразите в учетной политике основные моменты, связанные с ведением бухгалтерского учета:

Перечень не закрытый. В учетную политику можно вносить другую информацию, важную для ваших целей и видов деятельности.

Основные положения налогового учета при ОСНО

Бухгалтерский и налоговый учет в России различаются, поэтому в политике нужно отразить и основные положения по налогам. Рассмотрим основные моменты для бизнеса на ОСНО.

  • Укажите в этом разделе момент определения налоговой базы при получении предоплаты — в день отгрузки или в день получения оплаты. Выбранный момент может распространяться как на все операции в целом, так и на отдельные. Это тоже закрепляйте в учетной политике.Отразите информацию о раздельном учете НДС, если налогом облагаются не все операции или вы совмещаете два налоговых режима.
  • Определитесь с применением “5%-го правила”. Отказаться от раздельного учета НДС можно, когда доля расходов по операциям, не облагаемым НДС, составляет не более 5% от общей суммы доходов. При применении этого правила откройте отдельный субсчет для учета НДС, отдельный регистр или самостоятельно разработайте свой вариант разделения.
  • Определите базу, пропорционально которой будут распределяться общехозяйственные расходы. Это может быть выручка, прямые расходы или ваш собственный вариант.
  • Определите период для расчета НДС к вычету — месяц или квартал. Если вы формируете информацию о деятельности ежемесячно, предпочтителен ежемесячный вариант, иначе — квартальный.
Читайте так же:  Учет ип по подоходному налогу

Налог на прибыль

Если вы работаете на ОСНО, вы платите налог на прибыль, порядок расчета которого также нужно отразить в политике.

  • Укажите в каких регистрах собирается информация по налогу — в налоговых или в бухгалтерских с дополнительными реквизитами.
  • Выберите отчетный период — месяц или квартал.
  • Выберите базу распределения доли прибыли подразделения, если у вас есть филиалы. На выбор предложено 2 базы:
    • ½ доли филиала в общей среднесписочной численности работников + ½ доли обособленного подразделения в общей остаточной стоимости амортизируемого имущества;
    • ½ доли филиала в общем фонде оплаты труда + ½ доли обособленного подразделения в общей остаточной стоимости амортизируемого имущества.

Ставка налога на прибыль — 20%. 3% предназначено для федерального бюджета, а 17% для регионального. Выбранная база отвечает за то, какая сумма налога подлежит уплате в бюджет региона.

Налог на имущество

Владельцы имущества разных категорий определяют налоговую базу по каждой из них. Как правило, такая необходимость появляется, если имущество расположено в разных субъектах РФ. Для целей налогового учета нужно выбрать, как вести раздельный учет: на специальных налоговых регистрах, отдельных субсчетах или иным способом.

Учет доходов и расходов

Выберите метод признания. Большинство организаций используют метод начисления. Кассовый метод доступен не всем организациям — п. 1 ст. 273 НК РФ.
Производственные компании с длинным технологическим циклом могут выбрать, как распределять доходы по отчетным периодам:

  • пропорционально затратам;
  • равными долями по количеству периодов;
  • любым иным обоснованным способом.

Также придется решить вопросы по НИОКР, уступке прав требований и доходов от аренды. Например, доходы от аренды можно признавать как доходы от реализации, так и внереализационными — зависит от деятельности компании. Расходы на НИОКР списывают в разряд прочих расходов или в стоимость нематериальных активов.

Прямые и косвенные расходы

Утвердите перечень расходов, который в идеале будет идентичен перечню для бухучета. Выберите метод распределения расходов на незавершенное производство. Расходы, которые не могут быть отнесены на конкретный вид продукции, должны быть распределены согласно выбранной базы. Обозначьте эту базу в учетной политике.

Учет ТМЦ

Определитесь, как будет формироваться их стоимость — с учетом дополнительных расходов на приобретение или без них. Обозначьте расходы, которые будут включаться в стоимость приобретения.

Выберите метод оценки при реализации: по себестоимости единицы, по методу ФИФО, по средней стоимости. Аналогичные методы предложены при списании товаров.

Амортизация

Для целей налогообложения амортизация начисляется только линейным и нелинейным методом. Также НК РФ предусмотрел “амортизационные премии” — единовременное списание части стоимости имущества. Допускается применение ускоряющих и замедляющих коэффициентов. Все это вы должны отразить в УП.

Важно! Если порядок амортизации в бухучете отличается от налогового — между ними возникают разницы. Они значительно усложняют жизнь не профессиональным бухгалтерам.

Учетная политика — важный документ. Она нужна не только для того, чтобы показывать ее налоговикам, когда они приходят с проверкой. В первую очередь, политика помогает вам стандартизировать ведение учета. Во-вторую, при профессиональном подходе — чтобы сэкономить на налогах.
В облачном сервисе Контур.Бухгалтерия уже есть варианты учетной политики для разных режимов налогообложения и их совмещения. Вам не придется продумывать и утверждать учетную политику — наши специалисты уже сделали это за вас. Первые 14 дней пользования предоставляются бесплатно всем желающим.

Учетная политика

Учетная политика (англ. accounting policy) — в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и др. способы и приемы. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основе Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» , в котором урегулированы также вопросы раскрытия и изменения учетной политики.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.

При этом утверждаются:

  • рабочий план счетов, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями и др. решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства РФ или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.

Водный налог

Управления Федеральной налоговой службы России по Калининградской области сообщает, налогообложение водным налогом осуществляется в соответствии с главой 25.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее-Кодекс) «Водный налог».

Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.9 Кодекса. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации.

Читайте так же:  Срок подачи декларации по водному налогу

Объектами налогообложения водным налогом, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 333.9 Кодекса признаются следующие виды пользования водными объектами:

1) забор воды из водных объектов;

2) использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

3) использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

4) использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.9 Кодекса, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.

В случае, если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.

При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.

Объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды.

В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления.

Налоговым периодом признается квартал.

Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в следующих размерах — при заборе воды из поверхностных и подземных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования:

Налоговая ставка в рублях за 1 тыс. куб. м. воды забранной

Налоговая ставка в рублях за 1 тыс. куб. м. морской воды

Как сельхозорганизации воспользоваться льготой по водному налогу

Слобцова О. И., главный эксперт ООО АКФ «Экспертный центр “Партнеры”»

Хозяйства, которые используют воду для сельхозпроизводства (полив, орошение земель, водопой скота и т. д.), освобождены от уплаты водного налога. Но только если лицензия на забор воды из подземных источников оформлена должным образом.

Кто имеет право воспользоваться льготой

Забор воды для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций, освобождается от налого­обложения.

Напомню, что такая льгота установлена в подпункте 13 пункта 2 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ.

При этом следует иметь в виду, что совсем не важно, из каких водных объектов – подземных или наземных – сельскохозяйственные организации берут воду для орошения земель или водопоя скота. Вместе с тем порядок водопользования подземными и наземными водами различается.

Забор воды из подземного источника

В соответствии с Законом РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» использование подземных водных источников возможно только на основании лицензии на пользование недрами, которая выдается в установленном порядке. В лицензии обязательно должно быть указано целевое назначение воды.

Например, в письме Минфина России от 5 мая 2012 г. № 03-06-06-02/7 рассматривался случай, когда в лицензии на право пользования подземными водами, выданной сельхозорганизации, было указано: «. добыча технических подземных вод для технологического обеспечения водой сельскохозяйственного объекта». Чиновники сделали вывод, что при такой формулировке нет оснований для применения льготы, предусмотренной подпунктом 13 пункта 2 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ.

Поэтому хозяйству пришлось уплачивать водный налог в общеустановленном порядке. То есть даже при фактическом использовании воды из подземного источника на орошение полей или водопой скота права на льготу по водному налогу не возникает.

А в письме Минфина России от 20 ноября 2012 г. № 03-06-06-02/7 уточняется, что для освобождения от налогообложения объемов воды, забранных сельхозпредприятием для орошения или водопоя, необходимо наличие не только лицензии, но и обязательное отражение в ней лимитов водопользования или разрешенного (предельно допустимого) объема забираемой воды.

Забор воды из наземного водоема

Лицензирование права использования поверхностных водных объектов было отменено еще с 1 января 2007 года в связи с вступлением в силу Водного кодекса РФ. Поэтому сейчас хозяйства вправе заключить с собственниками водных объектов договоры водопользования. Или обратиться с заявлениями о предоставлении водных объектов в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.

Однако в статье 5 Федерального закона от 3 июня 2006 г. № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» установлено следующее. Водопользователи, которые пользуются вод­ными объектами на основании лицензий, выданных до введения в действие Водного кодекса РФ, сохраняют право пользования водными объектами до истечения срока действия лицензий и договоров.

Иными словами, если сельхозорганизация имеет лицензию на водопользование поверхностными водами, выданную до вступления в силу Водного кодекса РФ, она вправе либо продолжать пользоваться водным объектом на основании лицензии, либо заключить договор на водопользование (получить решение о предоставлении водных объектов в пользование).

В первом случае организация будет являться плательщиком водного налога до окончания срока действия лицензии, во втором случае – за пользование водой организация будет вносить определенную плату.

Безусловно, льготой по водному налогу по подпункту 13 пункта 2 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ могут воспользоваться лишь плательщики этого налога. То есть сельскохозяйственные организации, имеющие выданные до 2007 года лицензии на право пользования поверхностными водами для определенных в лицензии целей.

Видео (кликните для воспроизведения).

Примечательно, что в силу подпункта 16 пункта 3 статьи 11 Водного кодекса РФ не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется, скажем, для водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными. То есть пользование наземным водным объектом для этих целей является бесплатным – не взимаются ни плата по договору пользования, ни водный налог.

Источники

Учетная политика по водному налогу
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here