Упрощенная система налогообложения в казахстане

О порядке применения специального налогового режима на основе упрощенной декларации

О порядке применения специального налогового режима на основе упрощенной декларации

ДГД по Восточно-Казахстанской области разъясняет, что если для ведения своего бизнеса Вы решили использовать специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, то при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя выбираете условия данного налогового режима.

Для этого необходимо заполнить уведомление о начале предпринимательской деятельности. Для регистрации Вам понадобится только удостоверение личности и электронно-цифровая подпись.

Исчисление налогов производится налогоплательщиком самостоятельно путем применения к объекту налогообложения за отчетный налоговый период ставки в размере 3 процентов от дохода.

При этом за себя налогоплательщик оплачивает:

индивидуальный подоходный налог — 1,5%

социальный налог 1,5%;

обязательные пенсионные взносы (далее — ОПВ) — 10% с дохода в пределах от 1 МЗП до 7 МЗП, но не более, фактического дохода;

социальные отчисления — 3,5% от дохода.

индивидуальный подоходный налог (доход работника — ОПВ — МЗП) 0,1% или 10% от дохода работника с вычетами.

В случае доход работника менее 25 МРП (на 2019 год это 63 125 тенге), то сумма налога уменьшается на 90% или в 10 раз.

ОПВ от дохода работника 10%.

Социальное отчисление = (доход работника — ОПВ) × 3,5% от дохода работника с вычетам ОПВ, но не менее 3,5% от 1 МЗП и не более 7 МЗП.

При превышении суммы социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования над суммой социального налога сумма социального налога считается равной нулю.

Обязательные социальные медицинские страхования от дохода работника исчисления отчислений 1,5 % и не должен превышать 10-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

Упрощенная декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом. ФНО 910.00 заполняется в соответствии с Правилами составления налоговой отчетности «Упрощенная декларация для субъектов малого бизнеса».

Уплата в бюджет налогов, указанных в упрощенной декларации, производится не позднее 25 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом, в виде индивидуального (корпоративного) подоходного налога и социального налога.

Налоговым периодом для индивидуальных предпринимателей на основе упрощенной декларации является полугодие, следовательно, и отчетность сдается раз в полгода. За первое полугодие не позднее 15 августа, за второе полугодие не позднее 15 февраля.

Максимальный доход у ИП на основе упрощенной декларации составляет 24 038 МРП или 60 695 950 тенге*. Количество работников составляет 30 человек.

Индивидуальные предприниматели на основе упрощенной декларации не могут осуществлять следующие виды деятельности:

производство подакцизных товаров;

хранение и оптовая реализация подакцизных товаров;

реализация отдельных видов нефтепродуктов — бензина, дизельного топлива и мазута;

сбор и прием стеклопосуды;

сбор (заготовка), хранение, переработка и реализация лома и отходов цветных и черных металлов;

деятельность в области бухгалтерского учета или аудита;

финансовая, страховая деятельность и посредническая деятельность страхового брокера и страхового агента;

деятельность в области права, юстиции и правосудия;

деятельность в рамках финансового лизинга.

* Прим. ред.: В соответствии с законом РК от 2 апреля 2019 г. № 241-VI подпункт 2) пункта 2 статьи 683 Налогового кодекса дополнен частью второй, которой установлено, что с 1 января 2019 года в доход, установленный для СНР на основе упрощенной декларации , не включаются доходы в пределах 70 048-кратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, полученные индивидуальным предпринимателем путем безналичных расчетов с обязательным применением трехкомпонентной интегрированной системы.

Соответственно, размер предельного дохода для ИП по упрощенной декларации увеличился до 237567150 тенге ((24038 + 70048) х 2525).

Специальный налоговый режим на основе
упрощенной декларации

Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации применяют субъекты малого бизнеса, соответствующие следующим условиям:

среднесписочная численность работников за налоговый период не превышает для специального налогового режима на основе упрощенной декларации – 30 человек;

на основе упрощенной декларации – 2 044-кратный минимальный размер заработной платы (86 870 000 тг на 2019г.), установленный законом о республиканском бюджете и действующий на 1 января соответствующего финансового года;

Наша компания осуществляет постановку на Упрощенный режим налогообложения вашего ТОО/ИП в любом управлении гос.доходов (Сарыаркинское, Алматинское, Байконурское, Есильское) г.Астаны

Специальный налоговый режим не вправе применять:

  1. юридические лица, имеющие структурные подразделения;
  2. структурные подразделения юридических лиц;
  3. налогоплательщики, имеющие иные обособленные структурные подразделения и (или) объекты налогообложения в разных населенных пунктах.
    В целях налогообложения лиц, применяющих специальные налоговые режимы, иным обособленным структурным подразделением налогоплательщика признается территориально обособленное подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, выполняющее часть его функций. Рабочее место считается стационарным, если оно создано на срок более одного месяца.
    Положение настоящего подпункта не распространяется на налогоплательщиков, осуществляющих исключительно деятельность по сдаче в имущественный наем (аренду) имущества;
  4. юридические лица, в которых доля участия других юридических лиц составляет более 25 процентов;
  5. юридические лица, у которых учредитель или участник одновременно является учредителем или участником другого юридического лица, применяющего специальный налоговый режим или особенности налогообложения;
  6. некоммерческие организации;
  7. плательщики налога на игорный бизнес.

Постановка на «упрощенку»

Стоимость постановки на упрощенный режим налогообложения — 6 000 тенге

Срок постановки на упрощенный режим налогообложения — от 1 рабочего дня!

Датой начала применения специального налогового режима для вновь образованных налогоплательщиков будет являться дата государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица.

Специальные налоговые режимы (СНР) для субъектов малого бизнеса в 2019 году

Виды СНР для субъектов малого бизнеса:

— На основе патента;

— На основе упрощенной декларации;

-С использованием фиксированного вычета.

СНР на основе патента

Применяют индивидуальные предприниматели, которые:

не используют труд наемных работников;

предельный доход за год не превышает 3 528 МРП.

ИП рассчитывают свои налоговые обязательства в форме 911.00 «Расчет стоимости патента».

Читайте так же:  Налог на прибыль общественных организаций

Форма сдается на предстоящий налоговый период — календарный год. Стоимость патента складывается из подлежащих к уплате индивидуального подоходного налога и социальных платежей.

Индивидуальный подоходный налог исчисляется путем применения ставки налога к объекту налогообложения (Доход):

2% для деятельности в сфере торговли (торговля по безналичному расчету 1%);

1% для деятельности за исключением торговли.

Уплата стоимости патента производится до представления расчета.

Если сумма фактически полученного дохода за период превысит размер дохода, указанного в расчете, ИП представляет дополнительный расчет на сумму превышения и производит оплату налогов с этой суммы.

СНР на основе упрощенной декларации

Вправе применять налогоплательщики, соответствующие следующим условиям:

Среднесписочная численность работников за период – до 30 человек;

Доход за период – не превышает 24 038 МРП;

Налоговый период составляет полугодие.

Налогоплательщики, применяющие СНР на основе упрощенной декларации, осуществляют расчет налогов и обязательств и представляют их в декларации 910.00 «Упрощенная декларация для малого бизнеса».

Налоги по упрощенной декларации исчисляются по ставке 3% к объекту налогообложения.

Исчисленная сумма подлежит корректировке в сторону уменьшения в размере 1,5 % за каждого работника, если среднемесячная заработная плата составила у ИП – не менее 23 МРП, у юридических лиц – не менее 29 МРП.

Исчисленная сумма налогов уплачивается следующим образом:

½ от исчисленной суммы – индивидуальный подоходный налог (корпоративный подоходный налог);

½ — социальный налог (за минусом суммы социальных отчислений).

В декларации отображаются сведения по исчисленным суммам пенсионных взносов, социальных отчислений, отчислений на ОСМС за работников.

Упрощенная декларация для малого бизнеса представляется в налоговые органы до 15 числа второго месяца, следующего за налоговым периодом.
Уплата ИПН (КПН) и социального налога производится не позднее 25 числа второго месяца, следующего за отчетным периодом.

Исчисление индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты производится не позднее дня выплаты, уплата их и перечисление социальных платежей производится в общеустановленном порядке ежемесячно до 25 числа следующего месяца выплаты.

При этом исчисленные суммы индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты, и социальных платежей отражаются в упрощенной декларации.

СНР с использованием фиксированного вычета

Вправе применять налогоплательщики, соответствующие следующим условиям:

Среднесписочная численность работников за период – до 50 человек;

Доход за период – 144 184 МРП.

Налоговым периодом является календарный год.

Объектом налогообложения является налогооблагаемый доход, определяемый как разница между доходами и отдельными видами расходов (приобретение товаром; расходы по доходам работников и выплатам физическим лицам; уплата налогов; командировочные расходы + стандартные вычеты физических лиц — для ИП)

Налогоплательщик в праве:

— отнести на вычет часть неподтвержденных расходов (до 30% от суммы полученного совокупного годового дохода), при применении фиксированного вычета общая сумма расходов не должна превышать 70% от суммы совокупного дохода;

— уменьшить налогооблагаемый доход в 2-кратном размере произведенных расходов на оплату труда инвалидов и на 50 процентов от суммы исчисленного социального налога от заработной платы и других выплат инвалидам.

Декларация представляется в срок до 31 марта года следующего за отчетным, форма 912.00 «Декларация для налогоплательщиков, применяющих специальный налоговый режим с использованием фиксированного вычета»

Уплата в бюджет налогов, указанных в декларации производится по итогам налогового периода в срок не позднее десяти календарных дней после срока.

В соответствии со статьей 695 Налогового кодекса ставка налога составляет:

для юридических лиц — 20%;

для производителей сельхозпродукции и продукции аквакультуры – 10% для индивидуальных предпринимателей — 10%.

Упрощенные режимы налогообложения для субъектов предпринимательства в Казахстане и странах ближнего зарубежья

В статье рассмотрены особенности применения упрощенных режимов налогообложения в Казахстане и странах ближнего зарубежья. Раскрыты условия их применения, ставки налогов и механизм исчисления налогов по ним. Проведен анализ преимуществ и недостатков упрощенных налоговых режимов.

В разных странах механизм налогообложения предпринимательской деятельности принимают различные формы. Поскольку к субъектам предпринимательства в основном относятся субъекты малого бизнеса, то основными направлениями для них в налоговой системе являются упрощенные (специальные) налоговые режимы. Упрощение, как правило, заключается в том, что один налог заменяет уплату нескольких основных налогов, либо применяется пониженная ставка в отличие от основной ставки. Вместе с тем, существуют неудобства, отрицательно влияющие на развитие бизнеса.

Рассмотрим преимущества и недостатки этих режимов в разных странах.

К примеру, в налоговом законодательстве Российской федерации предусмотрено несколько видов специальных режимов в зависимости от вида деятельности, размера дохода, количества работников. «Упрощенная система налого-обложения (УСНО) — одна из наиболее популярных систем, поскольку налогоплательщик имеет возможность выбора объекта налогообложения, кроме того, он может вести бухгалтерский учет в минимальном объеме, что, безусловно, является существенным преимуществом. Вместе с тем, как показано в таблице, существуют и недостатки данного режима, в частности это ограничение в размере годового дохода и в стоимости основных фондов» [1].

Таблица 1 — Преимущества и недостатки упрощенных режимов налогообложения, применяемых в России

Упрощенная система налогообложения

Объектом налогообложения могут быть доходы (облагаются по ставке 6%) или доходы, уменьшенные на

(облагаются по ставке 15%)

Плюс: «низкие ставки по сравнению с

обычным налоговым режимом»

утраты права по ее применению, если лимит годового дохода

превысит 20,00 млн. руб. или остаточная стоимость ОС и НА будет более 100,00 млн руб.» [1]

Единый налог на вмененный доход

фиксирован и не

зависит от величины полученного дохода, тоже минус.

цены продукции (работ, услуг) за счет

налогов, как НДС и ЕСН, что особенно актуально для малых предприятий»

Минус: «не всегда экономически выгодно предпринимателю по причине частого несовпадения фактически полученного дохода с фактической суммой уплаченного налога»

Примечание — составлено на основе источника [2]

Но, следует отметить, что самой рас- пространенной системой у представителей малого бизнеса России является упрощенная система налогообложения в виде патента для индивидуальных предпринимателей. Суть этого способа уплаты налогов состоит в уплате фиксированной суммы за патент. Этот режим считается самым популярным, поскольку охватывает большой спектр видов деятельности предпринимателей.

Упрощенный режим налогообложения является востребованным инструментом для СМБ. Если рассмотреть опыт других стран, то установление различных упрощенных налоговых режимов наряду с общеустановленным режимом налогообложения достаточно актуально. «Так, анализ налогового законодательства, даже на примере стран СНГ, позволяет выделить следующие разновидности специальных налоговых режимов, применяемых субъектами малого бизнеса, к примеру: налог по упрощенной системе (Азербайджан), упрощенный налог (Армения), упрощенная система налогообложения, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции (Беларусь), налог по упрощенной системе (Таджикистан)» [3, С.24]

Читайте так же:  Отказ от налога на землю

Упрощенная система налогообложения в основе своей предполагает замену уплаты нескольких налогов уплатой единого налога, а также ведение бухгалтерского учета по упрощенной системе.

Таблица 2 — Практика применения упрощенных режимов налогообложения в отдельных странах

«Этот налог уплачивается с выручки по ставке 2% вместо НДС, налога на прибыль, налога на имущество и земельного налога» [4]

«Плюсы: пониженная ставка и упрощение по 4-видам налогов.

возможности ведения учета затрат» [4]

Упрощенный налог с оборота по реализации

«Оборот по реализации не должен превышать 30 млн. драмов. (ставка от 7% до 12%), заменяет уплату НДС, а также подоходного налога и налога на прибыль» [4]

«Плюсы: пониженные ставки Минусы: ограничение дохода, т.е. не все подпадают под данный режим»

«Для физ.лиц: не более 10 членов семьи, объем выручки за год не превышает 500 тыс. гривен, для юр.лиц: средняя численность работающих не превышает 50 лиц и объем выручки за год не превышает 1 млн. гривен. Ставка физ лиц от 20 до 200 гривен, юр.лиц 610%» [4]

  • много ограничений;
  • не могут применять лица,

для работы которых

специального патента или лицензии»

Упрощенная система налогообложени я, учета и

отчетности на основе единого налога

«Объем валовой выручки до 3 млн. сомов в год»

дохода, не все подпадают под данный режим»

«Объектом является валовый доход (для предприятий торговли и услуг). Ставки варьируются в зависимости от вида осуществляемой ими деятельности»

«Плюсы: дифференцированные ставки Минусы: не охватывает

дополнительно уплачивают НДС, отчисления в

разл.фонды, много сборов и платежей»

Примечание — составлено на основе источника [4]

«Если рассматривать упрощенную систему налогообложения в Казахстане, то учитывая различные стадии развития предпринимательства, в Налоговом кодексе Республики Казахстан предусмотрено 4 формы налогового режима для субъектов предпринимательства:

  1. специальный налоговый режим на основе патента;
  2. специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации;
  3. специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств в виде единого земельного налога;
  4. специальный налоговый режим для юридических лиц — производителей сельхоз. продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) и сельских потребительских кооперативов» [5]

Таблица 3 — Виды и условия применения специальных налоговых режимов в Казахстане

Видео (кликните для воспроизведения).

Специальный налоговый режим на основе патента

«Применяют индивидуальные предприниматели, не использующие труд работников, осуществляющие деятельность в форме личного предпринимательства, доход которых за налоговый период не превышает 200-кратного минимального размера заработной платы» [5]

«Исчисление налогов в рамках данного режима осуществляется по ставке 2%»

Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации

«Применяют индивидуальные предприниматели с доходом не более 1400-кратного минимального размера заработной платы в полугодие и численностью работников не более 25 человек, а также юридические лица с доходом не более 2800-кратного минимального размера заработной платы в полугодие и численностью работников не более 50 человек» [5]

«Для исчисления налогов по упрощенной декларации применяется единая ставка 3%»

Примечание – составлено автором на основе Налогового кодекса РК

Так, например, если сравнивать общеустановленный режим налогообложения с упрощенной декларацией, то, конечно, механизм исчисления по СНР намного упрощен. СНР на основе упрощенной декларации намного выгоден, чем общеустановленный режим. Если провести сравнительные расчеты, то можно убедиться что налоговая нагрузка по упрощенной декларации более чем в 2,5 раз меньше чем по общеустановленному режиму.

Таблица 4 — Сравнительный расчет основных налогов юридического лица — субъекта малого бизнес тыс. тенге.

В общеустановленном порядке

На основе упрощенной декларации

1. Облагаемый доход

2. Подоходный налог

-сумма налога по

3. Облагаемый оборот

5. Фонд оплаты труда

6. Социальный налог

8. Налог на имущество

7. Налог на имущество

Итого сумма налогов

Итого сумма налогов

Примечание – рассчитано автором

Конечно, в данном расчете учтены только основные налоги, так как большая нагрузка приходится именно на эти налоги, здесь не учтены сборы, платы, отчисления и взносы. Таким образом, из приведенных расчетов, видно, что налоговая нагрузка предприятия по общеустановленному режиму составила 31,7%, то по упрощенной декларации она будет всего 12%.

Хотелось бы отметить, что все положительные сдвиги в пользу предпринимателей, происходящие с момента введения специальных налоговых режимов, позволили создать благоприятный климат для деятельности предпринимателей. «Так одним из моментов, достойных внимания, является то, что после определения суммы налогов по шкале ставок производится корректировка исчисленной суммы в сторону уменьшения, в зависимости от численности занятых работников, в размере 1,5 % от суммы налогов» [6].

Вместе с названными преимуществами существуют и недостатки применения упрощенных режимов в налоговой системе Казахстана. Анализ преимуществ и недостатков приводится в таблице 5.

Таблица 5 — Преимущества и недостатки упрощенных режимов налогообложения, применяемых в Казахстане

«нет необходимости в ведении учета затрат;

-освобождаются от предоставления налоговой отчетности»

«стоимость патента должна быть внесена в бюджет до осуществления

предпринимательской деятельности, т.е отвлекаются оборотные средства;

— невозможность применения наемного труда» [6]

«уплата налогов по упрощенной декларации производится по окончании налогового периода, т.е. не отвлекаются оборотные средства; — производится корректировка исчисленной суммы налога в сторону уменьшения» [7]

«более сложная форма расчета чем патент;

  • уплачивают ряд других налогов кроме налога по упрощенной декларации;
  • представляют налоговую отчетность»

Примечание — составлено на основе источников [6, 7]

Следует отметить, что специальные налоговые режимы для субъектов малого бизнеса широко распространены практически во всех странах. Зарубежный опыт показывает, что наряду с общеустановленным порядком налогообложения в целях улучшения ряда экономических показателей используются специальные методы регулирования экономики для субъектов предпринимательской деятельности. При учете всех имеющихся недостатков и при правильном применении преимуществ данных режимов можно создать благоприятные налоговые условия для роста предпринимательской среды в государстве.

Список литературы:

  1. 1 .Стороненко М.Г. Актуализация применения специальных налоговых режимов субъектами малого предпринимательства в Российской Федерации. Сборник материалов III международной научнопрактической конференции «Наука без границ» (27.03.2015)
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 30.12.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.03.2016)
  3. Нуракаева А. Мировой опыт: упрощенная система налогообложения // Вестник налоговой службы РК, 2013, № 6, С.24.
  4. Жанбулатова Ж. Международный опыт по налогообложению субъектов малого бизнеса и аграрного сектора// Вестник Налоговой службы РК, 2015, №2, С.11
  5. Кодекс РК «О налогах и других платежах в бюджет» на 01.01.2008 года № 99-IV (с изменениями и дополнениями на 01.01.2017 г.)
  6. Мохов Е. Плюсы работы по патенту // Вестник Налоговой службы РК, 2014, №5, С.23
  7. Корпешова А.К. Применение специальных налоговых режимов субъектами малого бизнеса в Республике Казахстан и Российской Федерации / II Ежегодная Международная студенческая научная интернет-конференция «Развитие налоговых систем России, Казахстана и Беларуси в условиях трансформации национальных и международных финансовых систем» (апрель 2015 г.)
Читайте так же:  Пенсионный фонд оплата налогов ип

Упрощенная система налогообложения в казахстане

*оценочная стоимость,** арендное имущество

Министерство финансов РК, Федеральная налоговая служба России, State Administration of Taxationof the People’s Republic of China

В текущий момент в Республике Казахстан действуют 53 Конвенции об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал, заключенных с иностранными государствами. Полный список Конвенций доступен на официальном сайте Комитета государственных доходов Министерства финансов РК.

Налогообложение доходов резидентов и нерезидентов

Резидентом Республики Казахстан в налоговых целях признается:

1) физическое лицо:

  • постоянно пребывающее в Республики Казахстан;
  • непостоянно пребывающее в Республике Казахстан, но центр жизненных интересов которого находится в Республике Казахстан;

2) юридическое лицо:

  • созданное в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
  • созданное в соответствии с законодательством иностранного государства, место эффективного управления (место нахождения фактического органа управления) которого находится в Республике Казахстан.

Физическое лицо признается постоянно пребывающим в Республике Казахстан для текущего налогового периода, если оно находится в Республике Казахстан не менее ста восьмидесяти трех календарных дней (включая дни приезда и отъезда) в любом последовательном двенадцатимесячном периоде, оканчивающемся в текущем налоговом периоде. Центр жизненных интересов физического лица признается находящимся в Республике Казахстан при одновременном выполнении следующих условий: гражданство Республики Казахстан или разрешение на проживание в Республике Казахстан (вид на жительство), супруг (а) и (или) близкие родственники физического лица проживают в Республике Казахстан, наличие в Республике Казахстан недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности или на иных основаниях физическому лицу и (или) супругу(е) и (или) его близким родственникам , доступного в любое время для его проживания и (или) для проживания супруга(и) и (или) его близких родственников.

Резиденты Республики Казахстан уплачивают в Республике Казахстан в соответствии с положениями Налогового кодекса налоги с доходов из источников в Республике Казахстан и за ее пределами. Нерезиденты уплачивают в Республике Казахстан налоги с доходов из источников в Республике Казахстан в соответствии с налоговым законодательством. Нерезиденты, осуществляющие предпринимательскую деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, уплачивают в Республике Казахстан в соответствии с налоговым законодательством также налоги с доходов из источников за пределами Республики Казахстан, связанных с деятельностью такого постоянного учреждения.

Если иное не установлено международным договором, постоянным учреждением нерезидента в Республике Казахстан признается в том числе, не ограничиваясь данным списком: любое место осуществления производства, переработки, комплектации, фасовки, упаковки и (или) поставки товаров, любое место управления, любое место геологического изучения недр, место реализации товаров на территории Республики Казахстан, за исключением случаев реализации товаров на выставках и ярмарках, через которое нерезидент осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Республики Казахстан независимо от сроков осуществления такой деятельности.

Если место оказания услуг или работ, не указано в одном из пунктов, указанных в Налоговом кодексе, то постоянным учреждением нерезидента признается место оказания услуг, выполнения работ на территории Республики Казахстан, через работников или другой персонал, нанятый нерезидентом для таких целей, если деятельность такого характера продолжается на территории Республики Казахстан более ста восьмидесяти трех календарных дней в пределах любого последовательного двенадцатимесячного периода с даты начала осуществления предпринимательской деятельности в рамках одного проекта или связанных проектов.

В случае если нерезидент осуществляет деятельность через структурное подразделение, то к такому структурному подразделению нерезидента будут применяться положения Налогового кодекса, предусмотренные для постоянного учреждения нерезидента. При этом такое структурное подразделение имеет право на применение положений международного договора, регулирующего вопросы избежания двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов

1. Корпоративный подоходный налог (КПН)

Общая ставка КПН составляет 20% от размера налогооблагаемого дохода. Плательщиками корпоративного подоходного налога являются юридические лица-резиденты Республики Казахстан, за исключением государственных учреждений и государственных учебных заведений среднего образования, а также юридические лица-нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение или получающие доходы из источников в Республике Казахстан.

Объектами обложения корпоративным подоходным налогом являются:

1) налогооблагаемый доход;

2) доход, облагаемый у источника выплаты;

3) чистый доход юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение.

В настоящее время все больше государств принимают в своем налоговом законодательстве нормы в отношении контролируемых иностранных компаний, направленные на противодействие уходу от налогообложения. Казахстан также не является исключением.

С 1 января 2018 года в доход юридического или физического лица резидента включается прибыль его контролируемой иностранной компании (КИК). КИК-юридическое лицо-нерезидент или иная иностранная форма организации предпринимательской деятельности, где:

  • 25% акций или доли участия в КИК прямо или косвенно или конструктивно принадлежат юридическому или физическому лицу резиденту РК;
  • или юридическое лицо или физическое лицо резидент РК осуществляет прямо или косвенно или конструктивно контроль над КИК;
  • КИК или постоянное учреждение КИК зарегистрированы в государстве с льготным налогообложением или эффективная ставка КИК или ПУ КИК составляет менее 10%

Данные изменения отчасти обусловлены глобальными реформами налогового законодательства, связанными с разработкой проекта ОЭСР по борьбе с размыванием налоговой базы и уклонением от уплаты налогов (OECD Base Erosion and Profit Shifting) и финального отчета ОЭСР по «Разработке эффективных правил в отношении контролируемых иностранных компаний» (OECD BEPS Action 3: 2015 Final Report “Designing effective controlled foreign company rules”).

Доходами нерезидента из источников в Республике Казахстан признаются следующие виды доходов:

1) доход от реализации товаров на территории Республики Казахстан, а также доход от реализации товаров, находящихся в Республике Казахстан, за ее пределы в рамках осуществления внешнеторговой деятельности;

Читайте так же:  Налог на доходы физических лиц узбекистан

2) доход от выполнения работ, оказания услуг на территории Республики Казахстан;

3) доход от оказания управленческих, финансовых, консультационных, инжиниринговых, маркетинговых, аудиторских, юридических (за исключением услуг по представительству и защите прав и законных интересов в судах, арбитраже или третейском суде, а также нотариальных услуг) услуг за пределами Республики Казахстан.

Перечень государств с льготным налогообложением утвержден приказом Министра финансов Республики Казахстан.

Доходы из источников в Республике Казахстан юридического лица-нерезидента, деятельность которого не приводит к образованию постоянного учреждения в Республике Казахстан, облагаются корпоративным подоходным налогом у источника выплаты без осуществления вычетов по следующим ставкам:

1) доходы нерезидента из источников в Казахстане, определенные в Налоговом кодексе- 20 процентов;

2) страховые премии по договорам страхования рисков — 15 процентов;

3) страховые премии по договорам перестрахования рисков — 5 процентов;

4) доходы от оказания услуг по международной перевозке — 5 процентов;

5) доходы от прироста стоимости, дивиденды, вознаграждения, роялти — 15 процентов.

Доходы лица, зарегистрированного в государстве с льготным налогообложением, включенным в перечень подлежат налогообложению у источника выплаты по ставке 20 процентов.

2. Индивидуальный подоходный налог (ИПН)

Доходы подлежат обложению ИПН по ставке 10%, кроме доходов в виде дивидендов, облагаемых по ставке 5%. Исчисление, удержание и уплата налога с доходов, облагаемых у источника выплаты, производятся налоговыми агентами.

3. Налог на добавленную стоимость (НДС)

НДС начисляется на оборот товаров (работ и услуг) в случае, если минимальный оборот превышает 30 000 месячных расчетных показателей (2405 тенге на 2018) в год. Оборот по реализации товаров на экспорт, за исключением оборотов по реализации товаров, предусмотренных статьей 394 Налогового кодекса, облагается по нулевой ставке.

Обязательной постановке на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость подлежат юридические лица-резиденты, нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через филиал, представительство, индивидуальные предприниматели при превышении указанной выше суммы. Ставка НДС составляет 12%. Налоговым кодексом РК установлен перечень товаров (услуг), оборот и импорт которых освобождаются от обложения НДС.

Контрольный счет НДС С 1 января 2019 г.

Новым Налоговым кодексом с 1 января 2019 года вводится понятие контрольного счета НДС – банковского счета, открытого плательщиком НДС в банке второго уровня на территории РК, и используемого для учета движения расчетов по НДС, в том числе для:

• уплаты НДС в бюджет (включая НДС на импорт и за нерезидента), поставщикам/покупателям;

• зачисления денег с иного банковского счета плательщика НДС. При этом, только участники ИС ЭСФ имеют право на использование контрольного счета НДС.

Согласно Новому Налоговому кодексу, сумма НДС, оставшаяся на контрольном счете НДС налогоплательщика после исполнения всех обязательств по НДС подлежит возврату.

Перечень подакцизных товаров, а также ставки для исчисления суммы акцизов указаны в статьях 462-463 Налогового кодекса РК, это объекты, произведенные на территории Республики Казахстан и импортируемые на территорию, включая :все виды спирта, алкогольная продукция, табачные изделия, изделия с нагреваемым табаком, никотиносодержащие жидкости для использования в электронных сигаретах,бензин (за исключением авиационного), дизельное топливо,моторные транспортные средства, сырая нефть, газовый конденсат, спиртосодержащая продукция медицинского назначения, зарегистрированная в соответствии с законодательством Республики Казахстан в качестве лекарственного средства.

Ставки акцизов устанавливаются в абсолютной сумме на единицу измерения в натуральном выражении. Например: 600 тенге/литр.

Плательщики: физические и юридические лица, реализующие на экспорт нефть сырую, нефтепродукты сырые и уголь.

6. Налогообложение недропользователей

Специальные платежи и налоги недропользователей включают:

1. специальные платежи (подписной бонус, бонус коммерческого обнаружения, платеж по возмещению исторических затрат);

2. налог на добычу полезных ископаемых;

3. налог на сверхприбыль.

Объектом обложения являются расходы работодателя, выплачиваемые работникам (резидентам и нерезидентам), а также доходы иностранного персонала. Общая ставка социального налога составляет 11%.

8. Налог на имущество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Общая ставка налога составляет 1,5% к среднегодовой стоимости объектов налогообложения, однако Налоговым кодексом РК предусмотрены и другие размеры ставок в зависимости от статуса и вида деятельности налогоплательщика.

Плательщики – физические и юридические лица, имеющие объекты обложения:

1. на праве собственности;

2. на праве постоянного землепользования;

3. на праве первичного безвозмездного временного землепользования.

Земельный участок (при общей долевой собственности на земельный участок – земельная доля). Ставки налога установлены в статьях 503–510 Налогового кодекса РК в зависимости от назначения земель, их расположения и др.

Особенности упрощенной системы налогообложения в России и странах ближнего зарубежья

Аннотация. В статье рассматриваются особенности упрощенной системы налогообложения стран Таможенного союза. Акцентируется внимание на сравнении и сопоставлении законодательств Беларуси, Казахстана и Российской Федерации.

В соответствии с Договором от 6 октября 2007 года Республики Беларусь, Казахстан и Российская Федерация сформировали Таможенный союз. Высшим органом Таможенного союза является Межгосударственный Совет на уровне глав государств и глав правительств.

Стороны Таможенного союза данным договором учредили Комиссию Таможенного союза – единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза. С конца 2011 года – Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК).

Евразийская экономическая комиссия создана решением Президентов Российской Федерации, Республики Беларусь и Казахстана в конце 2011 года. ЕЭК – единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза и Единого экономического пространства (на сегодняшний день в состав входят Российская Федерация, Республики Беларусь, Казахстан с возможностью присоединения других стран).

Формирование Таможенного союза предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В рамках Таможенного союза применяются единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

Вслед за Таможенным союзом с 1 января 2012 года на территории России, Белоруссии и Казахстана заработало Единое экономическое пространство (ЕЭП). В полной мере интеграционные соглашения ЕЭП начали действовать с июля 2012 года.

На сегодня уже существует общий Таможенный кодекс стран союза, и можно предположить, что с дальнейшим развитием интеграционных процессов общими будут правила налогообложения малого и среднего бизнеса. Так как казахстанские условия налогообложения, регистрации, государственной поддержки выгоднее для предприятия, чем российские условия, РФ с проблемой отток субъектов малого и среднего бизнеса в Республику Казахстан [1].

Упрощенная система налогообложения (УСН) — это специальный налоговый режим, который применяется организациями и индивидуальными предприятиями наряду с общей системой налогообложения. Под ним понимается особая форма исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, который применяется в случаях и в порядке, установленном законодательством.

Читайте так же:  Налоговый вычет за двоих несовершеннолетних детей

Президент России В.В. Путин в своем первом послании Федеральному собранию, которое состоялось 12 декабря 2012 года, обращает внимание на необходимость дополнительного роста не сырьевого сектора экономики, который следует ожидать от сферы малого и среднего бизнеса, и вообще, на создание благоприятных условий для предпринимателей [2].

Проведенное исследование показало:

Например, в Республике Беларусь для организаций, применяющих упрощенную систему, сохраняется лишь действующий порядок уплаты акцизов, налога на доходы, таможенных пошлин, госпошлины, лицензионных сборов, отчислений в государственные целевые бюджетные фонды, сверхлимитного экологического налога. Плательщиками являются малые предприятия со среднемесячной численностью работников до 15 человек и предприниматели. Они имеют право на применение УСН при условии, что в течение двух кварталов до квартала, с которого они претендуют на применение указанной системы налогообложения, их валовой размер выручки нарастающим итогом с начала года составляет не более 1 090 млн белорусских рублей.

В России предельный размер доходов, при превышении которого налогоплательщики утрачивают право на применение УСН, остался равным 60 млн руб. индивидуального предпринимателя. В Казахстане предельный доход предпринимателя составляет 10 000,0 тыс. тенге, для юридического лица – 25000,0 тыс. тенге.

Установлены ограничения по видам деятельности. Следует обратить внимание на то, что УСН в этих странах не распространяется на следующие субъекты хозяйствования:

  • производящие подакцизные товары;
  • предприятия и предпринимателей, производящие и (или) реализующие ювелирные изделия из драгоценных металлов или драгоценных камней;
  • участников договора о совместной деятельности;
  • банки и другие кредитно-финансовые организации, осуществляющие лицензируемую финансовую деятельность;
  • страховые организации;
  • инвестиционные фонды;
  • профессиональных участников рынка ценных бумаг и др.

В этих странах введено ограничение по численности персонала от 25 до 100 человек. В законодательстве отдельных стран прописаны ограничения по стоимости имущества. Например, в подп.

16 п. 3 ст. 346.12 НК Российской Федерации отмечено, что с 1 января 2013 года лимит остаточной стоимости амортизируемого имущества не превышает 100 млн руб.

В Республике Казахстан специальный налоговый режим предусматривается в отношении:

  • субъектов малого бизнеса;
  • крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • юридических лиц – производителей сельскохозяйственной продукции;
  • отдельных видов предпринимательской деятельности.

Фактически в одной системе соединены три российских налога: ЕСХН, УСН, патентная система. Документом, удостоверяющим право применения специального налогового режима в Казахстане, является разовый талон, который подтверждает факт расчета с бюджетом по индивидуальному подоходному налогу. Патент удостоверяет право применения специального налогового режима и подтверждает факт уплаты в бюджет налога.

Крестьянские (фермерские) хозяйства и юридические лица – производители сельскохозяйственной продукции – могут осуществлять расчеты с бюджетом в специальном налоговом режиме для субъектов малого бизнеса.

В этой стране существует специальный налоговый режим, который устанавливает для малых предприятий упрощенный порядок исчисления и уплаты социального налога и корпоративного или индивидуального подоходного налога. Объектом обложения является доход за налоговый период, состоящий из всех видов доходов, полученных на территории Республики Казахстан и за ее пределами.

Налоговым периодом для индивидуального предпринимателя, осуществляющего расчеты с бюджетом на основе патента, является календарный год; для субъекта малого бизнеса, осуществляющего расчеты с бюджетом на основе упрощенной декларации, – квартал.

Практически во всех странах союза в случае осуществления субъектами малого бизнеса, применяющими специальный налоговый режим, по разным видам предпринимательской деятельности их доход определяется суммарно от осуществления всех видов деятельности.

Существуют различия в выборе налогов, которые можно не уплачивать при УСН. Например, в России и Белоруссии, в которых исследуемая категория может НДС не уплачивать, в Казахстане, напротив, НДС уплачивается, но для субъектов малого бизнеса, применяющих специальный налоговый режим, в доход за налоговый период сумма этого налога не включается.

Следующее отличие заключается в том, что субъекты малого предпринимательства Казахстана вправе самостоятельно выбрать только один из ниже перечисленных порядков исчисления и уплаты налогов, а также представления налоговой отчетности по ним:

  • общеустановленный порядок;
  • специальный налоговый режим на основе разового талона;
  • специальный налоговый режим на основе патента;
  • специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации.

Данное условие не распространяется на лиц, реализующих товары на рынках (за исключением осуществляющих торговлю в стационарных помещениях на территории рынков по договорам аренды).

Следует отметить, что в налоговом законодательстве Казахстана предусмотрена следующая норма, согласно которой при переходе на общеустановленный порядок исчисления и уплаты налогов последующий переход на специальный налоговый режим возможен только по истечении двух лет применения общеустановленного порядка. В других странах предусмотрена возможность ежегодного изменения системы.

Специальный налоговый режим на основе разового талона применяют физические лица, деятельность которых носит эпизодический характер. Под предпринимательской деятельностью, носящей эпизодический характер, понимается деятельность, осуществляемая в общей сложности не более девяноста дней в году. Следует обратить внимание, что подобная система действовала в начале 90-х годов прошлого века и в России, но постепенно от её использования отошли. С 2013 года практически во всех регионах России вводится патентная система.

Унификация проявляется и в порядке исчисления и уплаты налогов. Так, исчисление налогов на основе упрощенной декларации производится субъектом малого предпринимательства самостоятельно путем применения к объекту обложения за отчетный налоговый период соответствующей ставки налогов. Предусмотрена специальная упрощенная форма налоговой декларации, которая представляется в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика.

Проведенное исследование показало:

  1. Унификация налогообложения трех стран требует больших изменений в налоговых законодательствах. Это обусловлено федеративным устройством России, протекционистскими мерами Республики Беларуси и слабым уровнем налоговой администрации в Республике Казахстан.
  2. Во всех странах Таможенного союза малый бизнес определен в качестве особого субъекта государственного регулирования.
Видео (кликните для воспроизведения).

В настоящее время основной тенденцией развития налогообложения малого бизнеса в экономически развитых странах можно считать стремление к его максимальной рационализации, упрощению, отходу от сложных и трудоемких для разработки и внедрения налоговых схем, оптимизации и повышению налогового администрирования.

Источники

Упрощенная система налогообложения в казахстане
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here