Увеличение налоговых штрафов

Штрафы за несдачу документов в ИФНС вырастут в 200 раз

Штрафы за несдачу документов в ИФНС вырастут в 200 раз 06.06.2019 10:09

Госдума решила ужесточить ответственность для компаний, которые вовремя не сдают документы в инспекцию. Штрафы вырастут в 200 раз (законопроект № 723363-7).

Какие штрафы увеличат

Депутаты предлагает дополнить статью 126 НК РФ новой нормой. По ней компании, которые своевременно не представили или вовсе не подали документы о создании обособленного подразделения, будут штрафовать на 40 000 руб. Сейчас размер санкций составляет 200 руб.

«Уточненка» представлена после окончания срока уплаты налога, но до выездной проверки

В подпункте 1 пункта 4 статьи 81 НК РФ сказано, что уточненная декларация, поданная после окончания срока уплаты налога, не влечет санкции, если соблюдены два условия. Во-первых, уточнения были представлены до момента, когда налогоплательщик узнал о том, что налоговики выявили занижение облагаемой базы, или о том, что они назначили выездную проверку. Во-вторых, еще до подачи «уточненки» налогоплательщик заплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

К сожалению, не вполне ясно, как следует трактовать приведенное выше правило. Означает ли оно, что при несоблюдении названных условий налоговики автоматически получают право оштрафовать налогоплательщика по статье 122 НК РФ?

Специалисты финансового ведомства дают отрицательный ответ. Так, в письме Минфина России от 12.08.13 № 03-02-07/1/32578 говорится, что даже если налог и пени не перечислены до подачи «уточненки», инспекторы не могут сразу оштрафовать организацию или предпринимателя. Сначала налоговики должны разобраться, действительно ли совершено нарушение, и в чем оно заключается (см. «Неуплата налога и пени до подачи «уточненки» не является безусловным основанием для привлечения к ответственности»). Подобный вывод подтверждается арбитражной практикой. Судьи подчеркивают: несоблюдение условий при подаче «уточненки» не снимает с сотрудников ИФНС обязанности доказывать состав нарушения (см., например, постановление АС Уральского округа от 04.03.15 № Ф09-190/15).

Кроме того, возникает вопрос о том, можно ли избежать санкции, если соблюдены не оба названных условия, а только одно из них? Ответ зависит от того, какое именно условие не выполнено. Если налогоплательщик не заплатил недостающую сумму налога и пени, то штраф неизбежен, и суды всегда поддерживают налоговиков (см. определение ВС РФ от 10.08.15 № 302-КГ15-8611 и постановление АС Московского округа от 30.01.15 № А40-81421/2014). И даже в случае, когда есть недоимка только по пеням, а налог перечислен, решение, скорее всего, будет в пользу инспекции (см., например, постановление АС Северо-Западного округа от 18.12.14 № А56-15646/2014).

Иначе обстоит дело, если налог и пени уплачены, а невыполненным оказалось другое условие. То есть «уточненка» представлена после того, как налогоплательщик узнал, что налоговики выявили занижение облагаемой базы. Среди судей единства нет. Иногда они встают на сторону налоговиков и подтверждают, что при данных обстоятельствах освобождение от штрафа невозможно (см. определение ВАС РФ от 11.04.14 № ВАС-3399/14). Но встречаются и другие примеры. В частности, столичный Арбитражный суд пришел к выводу, что даже если уточнения представлены после обнаружения инспекторами нарушений, основания для штрафа могут отсутствовать. Главное, чтобы на момент подачи «уточненки» налог и пени были уплачены. Данное решение оставлено без изменения постановлением АС Московского округа от 30.06.15 № А40-128481/14.

На наш взгляд, у налогоплательщиков, которые окажутся в похожей ситуации, есть шанс оспорить санкцию в суде. Но, учитывая противоречивый характер арбитражной практики, начинать тяжбу целесообразно, только если величина штрафа весьма существенна.

Вводная информация

В НК РФ прямо названы всего три обстоятельства, которые признаются смягчающими. Это, во-первых, совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств. Во-вторых, совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости. В-третьих — тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 112 НК РФ).

Не трудно заметить, что все эти три обстоятельства применимы только к физическим лицам. Поэтому юридическим лицам для уменьшения штрафа приходится ссылаться на обстоятельства, прямо в НК РФ не названные. Давайте посмотрим, в каких случаях организациям удается убедить судей в наличии смягчающих обстоятельств и реально снизить штраф.

Вводная информация

Если налогоплательщик обнаружил, что указанная в декларации сумма налога к уплате оказалась заниженной, он должен подать «уточненку». Данная обязанность закреплена пунктом 1 статьи 81 НК РФ. Уточненная декларация освобождает от штрафа за неуплату налога, но только если соблюдены определенные условия, перечисленные в Кодексе.

Например, если «уточненка» подана до истечения срока уплаты налога, то санкция отменяется при выполнении следующего условия. Уточнения были представлены до момента, когда налогоплательщик узнал о том, что налоговики выявили занижение облагаемой базы. Либо до момента, когда налогоплательщик узнал о предстоящей выездной проверке (п. 3 ст. 81 НК РФ).

Помимо этого, избежать штрафа удастся в случае, если «уточненка» за тот или иной период подана после окончания срока уплаты налога и после выездной проверки за тот же период. Необходимым условием здесь является положительный для компании или предпринимателя исход проверки. Иными словами, санкции не будет, если инспекторы в ходе выездной проверки не обнаружили занижение налога, которое впоследствии было исправлено путем подачи «уточненки» (подп. 2 п. 4 ст. 81 НК РФ). Заметим, что на практике подобные ситуации встречаются довольно редко и, как правило, не приводят к разногласиям с налоговиками.

Но закон предусматривает и другие случаи, когда уточнения могут освободить от штрафа. Это представление «уточненки» после истечения срока уплаты налога, но до выездной проверки, а также представление «уточненки» до окончания камеральной проверки первичной декларации. В этих ситуациях конфликты с инспекторами возникают довольно часто. Рассмотрим подробно оба случая.

В каких случаях назначаются штрафы налоговой

Дополнительно предусмотрено законом покрытие невыплаченных налогов, штрафов пеней. Она может быть назначена в том случае, если в ходе проверки был установлен факт сокрытия выручки или же несвоевременной выплаты налоговых взносов, по результатам разбирательства был назначен штраф, сроки выплаты такого штрафа были оговорены с представителями компании и документально зафиксированы (в том числе, если такая фиксация была проведена в рамках судебного решения), однако фирма (или частное лицо) так и не внесла суммы по уплате налогов, а также штраф. Пеня в таком случае будет начисляться за каждый день просрочки.

Читайте так же:  Налог на недвижимость при дарении квартиры

В том случае, если штраф за налоговую декларацию, а также начисленная сумма пени по такому штрафу так и не будут своевременно выплачены, данное взыскание может быть заменено тюремным заключением. Однако такая санкция назначается достаточно редко и применима только к лицам, совершившим наиболее серьезные нарушения налогового законодательства.

Сам себя оштрафовал

Первым назовем обстоятельство, которое признал смягчающим Высший арбитражный суд. В пункте 17 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.03 № 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации» сказано, что штраф уменьшается как минимум вдвое, если его уплата связана с самостоятельным выявлением нарушения и подачей уточненной декларации.

Судьи указали, что при назначении наказания нельзя не учитывать тот факт, что налогоплательщик сам, без какого-либо принуждения или иного внешнего воздействия, исполнил обязанность по внесению дополнений и изменений в налоговую декларацию в связи с обнаружением в ней неточностей и ошибок. В такой ситуации назначение штрафа в полном размере будет подталкивать налогоплательщиков к замалчиванию нарушений в надежде, что инспекция их не обнаружит.

Это означает, что налогоплательщик, который самостоятельно выявил и исправил ошибки в налоговой декларации, а потом подал в инспекцию уточненную декларацию, может смело заявлять о наличии смягчающих обстоятельств и претендовать на уменьшение суммы штрафа.

Суммы штрафов за неуплату налогов

Видео (кликните для воспроизведения).

Размер штрафов за неуплату налогов определяется полностью Налоговым кодексом. В настоящее время определены такие нормативы по выплатам в различных случаях нарушений:

Нормативы по выплатам

Нарушение, обозначенное Налоговым кодексом

Сумма штрафа при неумышленном нарушении (операционной ошибке)

Сумма штрафа при умышленном нарушении

Неуплата или же неполная уплата налога в результате сокрытия прибыли или других неправомерных деяний

До 20% от суммы неуплаченного налога

До 40% от суммы неуплаченного налога

В настоящее время налоговые службы причисляют к умышленной неуплате налогов не только представление декларации с заведомо неправильными данными или же отказ от предоставления такого документа вовсе, но и сотрудничество с фирмами-однодневками. В том случае, если виновный в укрывательстве налогов будет настаивать на том, что не провел должную проверку контрагентов, и только по этой причине с ними связался, данный факт не будет рассматриваться как смягчающее обстоятельство.

Обращаем ваше внимание на то, что и размер штрафов и сам факт нарушения должен быть установлен налоговой службой непосредственно в ходе проверки. Если же такой проверки проведено не было, назначение штрафа можно считать необоснованным, и следует обжаловать в судебном порядке.

Оплата штрафов за неуплату налогов должна будет производиться в течение 10-ти дней с момента формирования официального определения по такому штрафу.

Досадные ошибки

Еще одной разновидностью обстоятельств, которые суды принимают в качестве смягчающих, являются случайные ошибки, допущенные явно без злого умысла. Так, налогоплательщику, который точно в срок подал декларацию, но по ошибке указал в ней неверный код ИФНС, удалось добиться снижения штрафа в ФАС Уральского округа (постановление от 03.08.09 № Ф09-5365/09-С2).

А в другом деле налогоплательщику удалось доказать, что даже реальная ошибка в виде подачи отчетности в другой налоговый орган может быть смягчающим обстоятельством. В результате штраф был снижен в 10 раз — с 250 тыс. рублей до 25 тыс. рублей (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.10.07 № А19-4293/07-44-Ф02-7638/07).

Как избежать штрафа

Если компания открыла обособленное подразделение, она должна сообщить об этом в ИФНС по форме № С-09-3-1 (утр. приказом ФНС от 09.06.2011 № ММВ-7-6/[email protected]).

К сообщению прикладывают копии документов о создании обособленного подразделения. Такими бумагами могут быть, к примеру, копии учредительных документов, в которых упомянуто подразделение.

Подать сообщение нужно в налоговую инспекцию по месту учета головного подразделения организации. Срок составляет один месяц со дня создания «обособки».

Штрафы для бизнеса решили поднять в 25 раз

Как сообщают «Известия», проект направлен Минюстом на согласование в профильные ведомства и, как предполагается, должен вступить в силу с 2021 года.

Сейчас за отказ выполнять предписания контролеров из МЧС, Роспотребнадзора, Роструда, Ростехназдзора и ФНС, а также еще как минимум 20 контролирующих инстанций — от Росгвардии до Ространснадзора — физлица должны платить 300-500 рублей, должностные лица — 1-2 тысячи рублей, а юридические лица — 10-20 тысяч.

В новой редакции КоАП штраф для физлиц увеличивается в 14 раз, до 5-7 тысяч рублей; для ИП устанавливается в диапазоне 25-40 тысяч рублей, для должностных лиц повышается в 35 раз — до 50-70 тысяч рублей, а для юридических лиц — в 25 раз, до 200-500 тысяч рублей. —>

Повторное неисполнение предписаний влечет кратное увеличение санкций — до 20-40 тысяч рублей для граждан, 50-70 тысяч для ИП, 100-200 тысяч для должностных лиц и 1-2 млн рублей для компаний (юрлиц).

Таким образом, предельное повышение штрафов может составить 100 раз.

Также в КоАП могут появиться новые статьи за нарушения, которые раньше отдельно не выделялись. В частности, предложены отдельные наказания для водителей за неповиновение инспектору Ространснадзора: если он откажется показать документы — до 5 тысяч рублей, если захочет избежать весового контроля — до 50 тысяч рублей.

Кроме того, в документе есть штраф до одной двадцать пятой выручки компании (но не меньше 100 тысяч рублей) за невыполнение оператором связи предписания Роскомнадзора, если они касаются безопасности единой сети электросвязи России. Еще одна новая санкция — до 15 тысяч рублей для должностных лиц за неповиновение требованиям инспектора Счетной палаты или воспрепятствование проверке.

Введение нового КоАП планируется увязать с принятием закона о «регуляторной гильотине», который анонсировал премьер Дмитрий Медведев и который призван избавить административную систему страны от избыточных требований к бизнесу, говорит президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин.

«Пока не отменят все устаревшие, неадекватные и противоречащие друг другу требования, повышение штрафов будет дополнительным административным давлением», — негодует член правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Алексей Репик.

Предписания надзорных органов исполняются практически всегда: в противном случае это ведёт к увеличению проверок и препятствиям в работе, говорит вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин. При этом суммы штрафов, которые не влияют на показатели крупного бизнеса, могут стать смертельными для малого.

Штраф от налоговой вырастет в 200 раз

В Государственную Думу внесен законопроект по изменению Налогового кодекса, предполагающий увеличение штрафов в 200 раз за тайные обособки, сообщает DEITA.RU.

По действующему законодательству организация обязана сообщить в ИФНС об открытии новой обособки в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения. Штраф за нарушение этого порядка сейчас составляет ничтожную сумму в 200 рублей. С финансовыми оборотами компаний она вообще несопоставима.

Авторами законопроекта по повышению штрафа в 200 раз стали депутаты Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан. По информации Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан, по итогам 2018 года в регионе выявлено 90 случаев непредставления налогоплательщиком в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, касающихся обособленных подразделений организаций, что в 2,4 раза больше, чем в 2017 году (в 2017 году – 37 случаев). Сумма предъявленных налоговых санкций в консолидированный республиканский бюджет (по нормативу 50 процентов) составила 8,2 тыс. рублей (в 2017 году – 2,9 тыс. рублей).

В целях предупреждения совершения новых правонарушений предлагается увеличить размер административного штрафа и установить его на уровне штрафа за ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе. То есть, в размере 40 тысяч рублей.

Налоговые штрафы

Штрафы ФНС РФ в качестве меры воздействия на нерадивых налогоплательщиков применяет достаточно часто. Налогоплательщик обязан оплатить его наряду с налогом на основании требования инспектора. Конечно, при несогласии с вынесением решения о назначении санкции налогоплательщик вправе оспорить его в суде.

Незначительность нарушения

Еще одним аргументом, к которому часто прислушиваются суды, является незначительность либо самого нарушения, либо его последствий. Так, суд вполне может снизить штраф, если обратить его внимание на то, что, например, декларация подана всего на два дня позже установленного срока (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.11.12 № А26-2076/2012). Незначительность просрочки признавали в качестве смягчающего обстоятельства суды и в других округах (см., например, Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 05.03.12 № А28-7219/2011 и ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.03.12 № А74-2935/2011).

Также в качестве аргумента для уменьшения суммы штрафа судами принимается тот факт, что нарушение не нанесло реального ущерба бюджету. Например, если организация не предоставила декларацию вовремя, но при этом по данной декларации должна была быть отражена переплата (постановление ФАС Московского округа от 11.07.11 № КА-А40/6934-11). Или если организация с опозданием подала декларацию, но налоги, указанные в ней, уплатила вовремя и в полном объеме (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 26.08.11 и ФАС Московского округа от 04.08.2011 № КА-А40/8428-11).

Таким образом, у налогоплательщика, который сможет доказать, что допущенное нарушение реального ущерба и негативных последствий для бюджета не имело, есть неплохие шансы на снижение штрафа (см. постановление ФАС Волго-Вятского округа от 05.03.2012 № А28-7219/2011).

Если же ущерб сложно признать незначительным, то уменьшить штраф поможет быстрая ликвидация причиненного ущерба. То есть добровольная уплата начисленной недоимки и пеней (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 14.04.2011 № А67-2612/2010 и ФАС Центрального округа от 06.07.2011 № А64-6447/2010).

К каким еще последствиям приведет подача «уточненки»

Уточненная декларация может избавить не только от налоговой санкции, но и от административного штрафа за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности. Согласно статье 15.11 КоАП РФ таким нарушением является искажение данных бухучета, повлекшее занижение налогов не менее чем на 10 процентов, либо искажение любой строки формы бухотчетности не менее чем на 10 процентов. За подобные деяния предусмотрен штраф в размере от двух до трех тысяч рублей.

Наказания удастся избежать, если представить уточненную декларацию с соблюдением всех условий, предусмотренных для случая, когда «уточненка» подана после срока уплаты налога. Плюс к этому нужно исправить бухгалтерскую отчетность и представить ее до того, как она будет утверждена (см. «Закон, освобождающий от штрафов за исправленные ошибки в бухгалтерской отчетности, вступит в силу с 1 ноября 2013 года»).

Вместе с тем представление уточненной декларации влечет за собой и другое последствие, менее приятное для налогоплательщика. Подавая «уточненку» за тот или иной период, бухгалтер должен быть готов к выездной проверке за этот период. Даже если прошло более трех лет, налоговики, вопреки общему правилу, смогут назначить такую проверку. Об этом говорится в письме ФНС России от 29.05.12 № АС-4-2/8792 (см. «В случае представления «уточненки», налоговики могут проверить период, превышающий три года, если раннее этот период не был охвачен выездной проверкой»).

С россиян захотели собрать побольше налогов и штрафов

Министерство финансов России предложило поправки к закону о федеральном бюджете, которые предполагают второе за год повышение планов по НДС, налогу на прибыль и штрафов в отношении юридических лиц. Текст законопроекта размещен в электронной базе нижней палаты парламента.

Эти сборы должны частично компенсировать серьезный недобор налогов с предприятий нефтегазовой сферы. Предполагается, что по итогам года бюджет получит по этим статьям на 456 миллиардов рублей меньше, чем ожидали год назад, и на 398 миллиардов меньше, чем было запланировано после июльской корректировки.

Важная социальная функция бизнеса

Перейдем теперь к более сложным видам смягчающих обстоятельств. Как показывает практика, суды при назначении наказания склонны учитывать социальную функцию бизнеса. Проще говоря, если налогоплательщику удается убедить суд в том, что бизнес, в связи с которым допущено нарушение, важен для государства или общества, то шанс снизить штраф весьма велик.

Так, ФАС Дальневосточного округа счел возможным снизить штраф организации, которая занимается поставками медицинских товаров. Данную деятельность суд признал социально значимой (см. постановление от 18.05.07, 11.05.07 № Ф03-А16/07-2/1558). А ФАС Северо-Кавказского округа принял в качестве смягчающего довод о том, что налогоплательщик оказывает услуги по охране социально-важных объектов округа (см. постановление от 18.05.09 по делу № А32-18366/2007-46/329).

Видео (кликните для воспроизведения).

Социальные обязательства, а именно — создание условий для защиты инвалидов и наличие работников-инвалидов в штате организации позволили все тому же ФАС Северо-Кавказского округа значительно (почти на 400 тыс. рублей) снизить штраф организации, которая опоздала с представлением декларации (см. постановление от 19.02.10 по делу № А32-1066/2009-70/18).

Наконец, суды (в том числе и ВАС РФ) признавали смягчающим обстоятельством оказание налогоплательщиком спонсорской и благотворительной помощи (Определение ВАС РФ от 21.09.09 № ВАС-8841/09, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 05.12.11 № Ф03-5826/2011).

Несоразмерность штрафа и нарушения

Смягчающим обстоятельством, помимо незначительности нарушения, может быть и явное несоответствие между штрафом и допущенным нарушением. Например, ФАС Северо-Западного округа счел штраф в 1 000 рублей явно несоответствующим нарушению в виде несвоевременного предоставления декларации, по которой к уплате причиталось 3 тыс. рублей (см. постановление от 14.11.2012 по делу № А26-2076/2012).

А в другом подобном деле тот же ФАС указал, что несоразмерным является штраф в 1 000 рублей за непредставление декларации, по которой к уплате причитается 1 200 рублей. При этом попутно суд отмел довод налогового органа о том, что снизить штраф ниже минимально предусмотренного статьей 119 НК РФ (т.е. той же тысячи рублей) нельзя. По мнению суда, такой подход прямо противоречит положению пункту 3 статьи 114 НК РФ, где сказано, что при наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства штраф подлежит уменьшению не менее, чем в два раза. И никакого запрета на применение этой нормы в отношении статьи 119 НК РФ, которая устанавливает штраф за непредставление декларации, нет (см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.03.12 по делу № А66-5375/2011).

Порядок оплаты

Как заплатить штраф в налоговую? На основании ст. 45 НК РФ сделать это может как сам должник, так и его представитель. В соответствии с разъяснениями ФНС РФ, если оплата штрафа налоговой инспекции производится представителем, в полях платежного документа «ИНН» и «КПП» ставятся значения, соответствующие данным самого должника. При отсутствии ИНН и при уплате за физлицо в полях «КПП» и «ИНН» значения не проставляются или указывается 0.

Физлицо может совершить перечисление суммы через Личный кабинет на официальном сайте ФНС или оформить там документ и затем обратиться в любой коммерческий банк. КБК для штрафов устанавливается особенный, не такой, как для основных платежей. В нем значения с 14 по 17 цифры всегда устанавливаются 3000.

Исковая давность

Это понятие означает период, в пределах которого возможно осуществление судебной защиты прав заинтересованного лица. Срок исковой давности по штрафам налоговой устанавливается в ст. 113 и 115 НК РФ и именуется «срок давности взыскания», так как и сама ИФНС может выставлять обязательные требования и совершать некоторые действия по принудительному исполнению своих решений (обращение на средства в банке или за счет электронных денежных средств).

Общий равняется трем годам, как и по иным требованиям. Однако есть специфика в его расчете. Так, в соответствии со ст. 113 НК РФ срок отсчитывается со дня совершения правонарушения или со дня, следующего за налоговым периодом, в котором оно было совершено.

Второй вариант применяется в случае:

  • грубого нарушения правил учета объектов налогообложения, а также доходов и расходов;
  • неуплаты обязательного платежа или неполной его уплаты.

Если лицо препятствует проведению проверки, давность не рассчитывается за этот период. Это правило касается только привлечения к ответственности. То есть, в течение периода в три года с момента совершения нарушения гражданин и организация могут быть привлечены к ответственности. Порядок реального взыскания денег иной.

Когда можно не платить штраф?

Исключение делается только в том случае, если физическое либо же юридическое лицо решит обжаловать данное решение в судебном порядке. В таком случае выплатить налоги и штраф нужно будет уже после вынесения решения судом, если он не признает сторону, обвиняемую в неуплате налогов, невиновной.

Когда уточненная декларация поможет избежать штрафа

Если после подачи декларации налогоплательщик выяснит, что облагаемая база занижена, он обязан подать «уточненку». При соблюдении ряда условий уточненная декларация может избавить от штрафа за неуплату налога. В настоящей статье мы подробно расскажем, что это за условия, и в какой момент они считаются выполненными.

Материалы по теме

«Первый лучик надежды уже существует»

Такая ситуация сложилась после налоговых льгот, которые выданы нефтяникам, а также после падения цен на газ в Европе, из-за которых контракты «Газпрома» подешевели на 16 процентов — с ожидаемой средней цены 226 долларов за тысячу кубометров до 189 долларов.

Согласно корректировкам Минфина, Федеральная налоговая служба (ФНС) должна собрать дополнительно 89,5 миллиарда рублей НДС и 56,5 миллиарда налога на прибыль. Во втором случае показатель вырос на 23 процента по сравнению с запланированным в конце 2018 года и на пять процентов по сравнению с июльской корректировкой. Сборы НДС предполагается увеличить за счет повышения качества администрирования и «изменения структуры налоговой базы».

Сумму штрафов предполагается увечились на 8,9 миллиарда рублей по сравнению с июлем — с 67,8 миллиарда до 76,7 миллиарда. При этом половина повышения придется, планирует ведомство, на штрафы для большегрузных автомобилей за превышение массы. Дополнительно предполагается взыскать 2,7 миллиарда рублей за прошлогодние задолженности и 709 миллионов с помощью конфискации имущества.

Ранее сообщалось, что во втором и третьем кварталах 2019 года доходы от повышения НДС до 20 процентов выросли на рекордные 25 и 22 процента по сравнению с 2018 годом.

Как уменьшить налоговые штрафы: что может быть признано смягчающими обстоятельствами для организации

Налоговый кодекс содержит норму, на основании которой штраф, наложенный инспекцией, может быть снижен. Речь идет о смягчающих обстоятельствах. Перечень смягчающих обстоятельств в Налоговом кодексе открыт. То есть инспекция может признать смягчающими едва ли не любые обстоятельства. Давайте разберемся, наличие каких обстоятельств позволяет организации претендовать на уменьшение штрафа.

Законодательная основа

Налоговые штрафы — это санкция, денежное взыскание за совершение налогового правонарушения. В соответствии со ст. 114 НК РФ это мера материальной ответственности, размер которой устанавливается на основании норм закона в зависимости от серьезности правонарушения. При наличии смягчающих обстоятельств (тяжелое материальное положение физлица, совершение нарушения под угрозой, в результате стечения тяжелых обстоятельств, суд и налоговый орган вправе в качестве смягчающих принять и другие ситуации) сумма штрафа должна быть уменьшена не меньше чем вдвое.

«Уточненка» представлена до окончания камеральной проверки первичной декларации

Пункт 9.1 статьи 88 НК РФ содержит следующее правило. Если «уточненка» представлена до окончания камеральной проверки ранее поданной декларации, то такая проверка прекращается. Вместо нее налоговики обязаны начать новую проверку в отношении уточненной декларации.

Налогоплательщики иногда пользуются этой нормой, чтобы избежать привлечения к ответственности по статье 122 НК РФ. Как только бухгалтер, ознакомившись с актом, узнает, что в ходе проверки первичной декларации обнаружено занижение облагаемой базы, он подает «уточненку», где данное нарушение исправлено. Рассчитывает он на то, что инспекторы, не успев назначить штраф, завершат проверку первичной декларации. Далее начнется проверка уточненной декларации, и эта проверка уже не выявит никаких недочетов.

Но на практике зачастую не все проходит гладко. Дело в том, что в Налоговом кодексе четко не обозначено, какая дата является днем окончания камеральной проверки. Соответственно, нет полной ясности, в каком случае «уточненка» считается поданной до окончания камеральной проверки первичной декларации.

Чиновники полагают, что проверка окончена после того, как подписан акт по ее итогам. Такая позиция изложена в письме ФНС России от 23.07.12 № СА-4-7/12100 (подробнее об этом см. в статье «Какое решение примут инспекторы, если налогоплательщик заявил НДС к вычету, а затем подал «уточненку»»). Это означает, что уточненная декларация, представленная после подписания акта, не может служить поводом для прекращения всех действий по первичной проверке. Другими словами, ничего не мешает инспекторам вынести решение о штрафе в связи с искажениями, обнаруженными в первичной декларации.

Арбитражная практика по данной теме противоречива. Иногда судьи утверждают, что дата окончания «камералки» — это день подписания решения, а не акта проверки. И если уточнения представлены после подписания акта, но до вынесения решения, то первичную проверку следует прекратить. Как следствие, штраф по первичной декларации невозможен (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 08.07.14 № А57-15314/2013, ФАС ЗСО от 02.07.14 № А03-1691/2013). Но есть и противоположные решения. Например, АС Дальневосточного округа признал, что уточнения, поданные после подписания акта, не обязывают сотрудников ИФНС прекращать первичную проверку и отменять штраф (постановление от 07.11.14 № Ф03-4545/2014).

Трудно предсказать, какой вердикт вынесет суд в аналогичном споре. И все же, по нашему мнению, при существенной величине штрафа налогоплательщику имеет смысл подать «уточненку» с исправлениями.

Ликвидация и реорганизация

Следующими в списке обстоятельств, позволяющих уменьшить штраф, назовем реорганизацию и ликвидацию организации. Если налогоплательщику удается доказать, что нарушение допущено именно из-за проводимых ликвидации или реорганизации, суд может признать это смягчающим обстоятельством и уменьшить штраф (см., например, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.08.07 № А33-16748/06-Ф02-5145/07 и от 16.03.09 № А10-3208/06-Ф02-795/09, а также ФАС Западно-Сибирского округа от 07.06.07 № Ф04-3694/2007(35010-А46-29).

Принимая подобные решения, судьи исходят из того, что при реорганизации (ликвидации) обычные бизнес-процессы в организации разрушаются, происходит смена ответственных лиц, программного обеспечения и т.п. Все это создает объективные предпосылки для совершения правонарушения. Поскольку процесс ликвидации или реорганизации не является чем-то незаконным и прямо прописан в законодательстве, за допущенные в связи с этим нарушения налогового законодательства нельзя карать так же строго, как в обычной ситуации.

Порядок взыскания

Для организаций и ИП он следующий:

  • в течение 20 рабочих дней с момента вступления в силу решения о начислении штрафа ИФНС направляет нарушителю соответствующий акт;
  • если требования не исполнены — не позднее двух месяцев с момента окончания срока, установленного для исполнения требования, налоговики могут обратить взыскание на доступные денежные суммы на счетах и т.д.;
  • если в течение двух месяцев ничего не предпринято, есть еще шесть для обращения в суд за счет имущества.

В случае если должником является физлицо, за взысканием штрафа в сумме, превышающей 3000 рублей, налоговики могут обратиться в суд в течение 6 месяцев с момента истечения срока исполнения требования. В отношении других сумм действует «накопительная» система.

Если в течение трех лет с момента, когда истек период исполнения самого раннего требования об оплате на сумму менее трех тысяч рублей, долг конкретного лица с учетом всех новых требований превысит указанную сумму, заявление в суд будет предъявлено в течение полугода со дня, когда долг в общей сумме превысил три тысячи рублей.

Если же за 3 года долг гражданина так и не превысил 3 000 рублей, иск в суд будет подан в течение полугода со дня истечения такого трехлетнего срока.

​Штраф за неуплату налогов

Своевременная выплата налогов — обязанность каждого юридического и физического лица, ведущего хозяйственную деятельность. Штраф за неуплату налогов — наказание за невыполнение обязанностей, установленных НК РФ для налогоплательщиков. Невыполнение данной обязанности является правонарушением, за которое может предусматриваться:

  • уголовная ответственность;
  • административное наказание;
  • налоговая ответственность.

Вид ответственности, который предусмотрен в 2020 году за неуплату налогов, зависит от типа нарушения, а также вида субъекта, совершившего такое нарушение. Однако во всех случаях лицо может понести ответственность только одного вида, к примеру, если назначена налоговая или административная, уголовную уже не назначают. Также несение ответственности за неуплату налогов не освобождает физическое или юридическое лицо от необходимости погасить свою задолженность по налогам.

Штрафы налоговой — наиболее распространенная форма взыскания, которая применяется к физическим или юридическим лицам.

Признание вины

Заканчивая наш блиц-обзор обстоятельств, признаваемых судами смягчающими ответственность и позволяющих как минимум наполовину снизить штраф, нельзя не сказать о «царице доказательств» — чистосердечном признании.

В отличие от иных уголовных дел в налоговых правоотношениях признание вины вовсе не приводит к «увеличению срока». Напротив, здесь признание вины может снизить размер штрафа. Это подтверждают постановления ФАС Московского и Западно-Сибирского округов (от 24.05.12 по делу № А41-7815/10 и от 14.04.11 по делу № А67-2612/2010 соответственно). Так что если никаких других обстоятельств, позволяющих уменьшить штраф, не нашлось, стоит попробовать признать нарушение и ходатайствовать о снижении суммы штрафа.

О том, как правильно выстроить линию защиты с учетом смягчающих обстоятельств, какие для этого потребуются доказательства, и какие ошибки часто допускают налогоплательщики на этой стезе, мы расскажем в следующей статье.

Штрафы для бизнеса предложили увеличить в десятки раз

Штрафы для бизнеса за невыполнение предписаний надзорных органов могут увеличиться в десятки раз. Эти предложения обозначены в новом проекте Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), сообщают «Известия».

По информации издания, в новой редакции КоАП все нарушения компаний, связанные с проверками, находятся в главе «Административные правонарушения в области государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Ее текст отправлен на согласование в одно из ведомств за подписью замминистра юстиции Дениса Новака, который просит дать ответ «в возможно короткий срок».

Так, за невыполнение предписания контролирующего органа, согласно обновленному КоАП, предусматривается штраф 5-7 тысяч рублей для физических лиц (ранее — 300-500 рублей), 50-70 тысяч рублей для должностных лиц (ранее — 1-2 тысячи рублей) и 25-40 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей (для них штрафы за такие нарушения не были установлены). Для юридических лиц штрафы предлагают увеличить с 10-20 тысяч рублей до 200-500 тысяч.

За повторное невыполнение обновленным КоАП предписан штраф 20-40 тысяч рублей для физических лиц, 50-70 тысяч для индивидуальных предпринимателей, 100-150 тысяч или дисквалификация на срок от одного до трех лет для должностных лиц и 1-2 миллиона рублей для юридических лиц.

В проекте повышены и другие санкции, а по некоторым пунктам они могут быть смягчены. Например, за нарушение требований к ведению образовательной деятельности предполагается снижение размера штрафа до 100 тысяч рублей для юрлиц (сейчас — максимум 200 тысяч).

Как изменятся «налоговые» штрафы

Поправки, которые вносит в Налоговый кодекс Федеральный закон от 27.07.10 № 229-ФЗ,существенно увеличивают сумму штрафов по большинству налоговых правонарушений. Но к увеличению штрафов эти поправки не сводятся. В некоторые статьи НК РФ, посвященные налоговым правонарушениям, внесены изменения, которые уточняют и состав правонарушений. Все новшества вступят в силу со 2 сентября 2010 года. В настоящей статье главный консультант портала «Бухгалтерия Онлайн» Александр Погребс описывает изменения состава правонарушений и представляет вашему вниманию итоговую таблицу, где сравнивает «старые» и «новые» составы, а также размеры штрафных санкций.

Постановка на учет в инспекции

Величина штрафа за нарушение сроков подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе раньше зависела от того, насколько налогоплательщик опоздал с подачей заявления (до 90 календарных дней или более). Теперь сумма штрафа (10 000 руб.) не будет зависеть от сроков такого опоздания (п. 1 ст. 116 НК РФ).

Также не будет зависеть от срока опоздания и штраф за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе. Причем, раньше этому правонарушению была посвящена самостоятельная статья 117 НК РФ. Теперь эту статью убрали, а само правонарушение перенесли в пункт 2 статьи 116 НК РФ.

При этом уточнена формулировка обоих правонарушений — добавлены слова «по основаниям, предусмотренным НК РФ». Раньше, опираясь на пункт 39 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.01 № 5, суды отказывали налоговикам в применении штрафа за несвоевременную подачу заявления, если налогоплательщик уже состоит на учете в данной инспекции по другим основаниям. Характерный пример — подача заявления о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД. Если данный налогоплательщик уже состоит на учете в этой инспекции (например, учтено обособленное подразделение), то применить штраф в случае опоздания с заявлением по ЕНВД уже было нельзя.

Формулировка, которая вводится законом 229-ФЗ, коренным образом меняет ситуацию, поскольку предусматривает наказание за опоздание с подачей заявления о постановке на учет в налоговом органе по каждому основанию, предусмотренному НК РФ.

Непредставление декларации

Существенной реконструкции подверглась статья 119 «Непредставление налоговой декларации». Раньше для этого правонарушения был предусмотрен сложный расчет штрафа, зависящий от срока задержки с подачей декларации. Причем, при опоздании до 180 дней и при сдаче в более поздние сроки использовались разные формулы расчета. Теперь формулировка стала единой: 5 процентов за каждый полный или неполный месяц опоздания, но не более 30 % и не менее 1 000 руб.

Есть в этой статье и другое нововведение. Если раньше сумма штрафа за непредставление в срок декларации определялась в процентах от суммы налога, подлежащей уплате или доплате на основании этой декларации, то сейчас для расчета суммы штрафа берется только та часть этого налога, которая осталась неоплаченной на момент подачи декларации. Это делает более справедливым наказание за несвоевременную подачу декларации.

Тем не менее минимальная сумма штрафа — 1000 рублей — будет взиматься независимо ни от суммы налога, ни от срока опоздания с декларацией.

Отметим еще одну поправку. Раньше была весьма нелогичная ситуация с «нулевыми декларациями», когда минимальный штраф в 100 рублей взимался только в случае опоздания до 180 дней. Поэтому часто советовали «тянуть» с непредставлением нулевой декларации до 181 дня. Теперь и сумма штрафа увеличилась в 10 раз, и взиматься он будет вне зависимости от срока опоздания.

Электронная отчетность

Обратите внимание: в Налоговый кодекс добавлена новая статья 119.1 «Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета)». В ней за несоблюдение порядка обязательного представления налоговой декларации или расчета в электронном виде предусматривается штраф в размере 200 рублей. Новая норма адресована только тем налогоплательщикам, которые обязаны сдавать отчетность в электронном виде. Ранее для таких налогоплательщиков не были предусмотрены штрафы за сдачу отчетности «на бумаге», что заставляло Минфин «изобретать» способы наказания за сдачу бумажной отчетности вместо электронной.

Налоговые агенты

Весьма существенной является поправка в статью 123 «Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов». В формулировку состава правонарушения добавлены слова «неудержание» и «неполное удержание». Их отсутствие приводило к спору: имеет ли налоговая инспекция право штрафовать налогового агента, если он не удержал налог при выплате дохода. Ведь раньше штраф взыскивался только за «неперечисление (неполное перечисление)» налога. А если налоговый агент не удержал налог, то у него не возникает и обязанности перечислить его в бюджет. Теперь такая уловка не поможет.

Кроме того, штраф будет грозить и тем налоговым агентам, которые перечисляют «чужие» налоги за свой счет. Такое часто случается, когда российским заказчикам услуг сложно объяснить иностранцу, который и дня не пробыл на территории России, что из его дохода нужно удержать российский НДС. Многие российские компании предпочитают в этом случае платить НДС за свой счет. Теперь такая «доброта» будет стоить штрафа в 20 процентов от суммы налога.

Арестованное имущество

Поправки в статью 125 «Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест» расширяют сферу применения этой статьи. К имуществу, на которое наложен арест, добавлено имущество, в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога. Всяческие «манипуляции» в отношении этого имущества теперь тоже чреваты штрафом, который, кстати сказать, увеличен в три раза и составляет 30 000 рублей.

Грубое нарушение правил учета

Внесены изменения в определение «грубых нарушений» (статья 120 НК РФ «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения»). Теперь наряду с регистрами бухгалтерского учета здесь упомянуты и регистры налогового учета.
Так что со 2 сентября (дата вступления всех описываемых поправок в силу) налоговики будут штрафовать еще и за отсутствие регистров налогового учета, а также за несвоевременное или неправильное отражение в регистрах налогового учета и отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика. Причем размер штрафов увеличен:

— за грубые нарушения в течение одного периода — 10 000 руб. вместо 5 000 руб.;
— в течение нескольких периодов — 30 000 руб. вместо 15 000 руб.;
— если занижена налоговая база — 20 процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб. (было, соответственно, 10 процентов и 15 000 руб.).

Выездная проверка

Поправки не обошли стороной и Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) Туда введена новая статья 19.7.6 «Незаконный отказ в доступе должностного лица налогового органа к осмотру территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка». Такой отказ, а также незаконное воспрепятствование доступу проверяющего к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 10 000 руб.

Увеличение штрафов

Увеличены штрафы для банков:
— за неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (при отсутствии задолженности) — 20 000 руб. вместо 10 000 руб. (ст. 134 НК РФ);
— за непредставление банком в налоговый орган справок (выписок) по операциям и счетам — 20 000 руб. вместо 10 000 руб. (ст. 135.1 НК РФ).

Все остальные изменения, касающиеся ответственности налогоплательщиков и налоговых агентов за налоговые правонарушения, мы включили в сравнительную таблицу.

Источники

Увеличение налоговых штрафов
Оценка 5 проголосовавших: 1