Валютное законодательство украины

Закон Украины «О валюте и валютных операциях»: что изменится для бизнеса?

07.07.2018 г. принят Закон Украины «О валюте и валютных операциях» (далее – Закон о валюте), призванный существенно либерализировать правовое регулирование осуществления валютных операций. Закон вступит в силу 07.02.2019 г., заменив устаревший декрет КМУ «О системе валютного регулирования и валютного контроля» от 19.02.1993 г. (Далее – Декрет). Закон о валюте внедряет принципиально новый подход, основанный, в частности, на свободе осуществления валютных операций, достаточности и эффективности, а также самостоятельности и рыночности валютного регулирования. Поэтому уже сейчас необходимо принять во внимание основные изменения, которые произойдут в этой сфере.

Отменён предельный срок проведения расчетов с нерезидентами

Закон о валюте отменяет норму Закона Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте», согласно которой проведение расчетов по экспортно-импортным операциям должно осуществляться в течение 180 дней. Вместе с тем, аналогичные ограничения будет иметь право вводить НБУ, но только при наличии признаков неустойчивого финансового состояния банковской системы, ухудшения состояния платежного баланса Украины и с соблюдением требований Закона о валюте.

Подробнее урегулированы меры по защите государственной банковской и финансовой системы

Закон о валюте предусматривает право НБУ при обстоятельствах, угрожающих стабильности банковской или финансовой системы государства, внедрять меры защиты, среди которых, в частности:

  • обязательная продажа части поступлений в иностранной валюте;
  • установление предельных сроков расчетов по операциям экспорта и импорта товаров;
  • введение разрешений и (или) лимитов на проведение отдельных валютных операций;
  • резервирование средств по валютным операциям;
  • меры, исчерпывающий перечень которых определяется нормативно-правовыми актами НБУ.

Правление НБУ имеет право вводить меры защиты на срок не более 6 месяцев и продлевать их действие на такой же срок. При этом общий срок действия мер защиты не может превышать 18 месяцев в течение 24 месяцев.

Отменена регистрация договоров кредита и займа в иностранной валюте от нерезидентов

На сегодняшний день договоры, предусматривающие выполнение резидентами долговых обязательств перед нерезидентами по заимствованным у них кредитам, займам в иностранной валюте подлежат обязательной регистрации в НБУ. За несоблюдение такой нормы предусмотрен штраф в размере 1% размера полученного кредита или займа.

Со вступлением в силу Закона о валюте утратит силу указ Президента Украины от 27.06.1999 г. № 734 «Об урегулировании порядка получения резидентами кредитов, займов в иностранной валюте от нерезидентов и применения штрафных санкций за нарушение валютного законодательства», в котором закреплено указанное требование по регистрации договоров и ответственность за его несоблюдение.

Определен перечень операций, расчёты по которым могут проводиться не только в гривне, но и в иностранной валюте и банковских металлах

Гривна по-прежнему останется единственным законным платежным средством в Украине.

Однако, согласно ст. 5 Закона о валюте, в том числе в иностранной валюте и банковских металлах будут разрешены расчеты, в частности, по:

  • операциям по осуществлению иностранных инвестиций и возврате иностранному инвестору доходов и других средств, полученных в результате осуществления инвестиций;
  • операциям банков по предоставлению банковских и других финансовых услуг на основании банковской лицензии;
  • операциям по предоставлению финансовых услуг небанковскими финансовыми учреждениями и операторами почтовой связи, имеющими соответствующую лицензию НБУ;
  • другим операциям, определенным Таможенным кодексом Украины и нормативно-правовыми актами НБУ.

Оптимизировано лицензирование

По состоянию на сегодняшний день НБУ выдает индивидуальные и генеральные лицензии на осуществление валютных операций. После вступления в силу Закона о валюте банки будут осуществлять валютные операции на основании банковской лицензии. Кроме того, на основании лицензии НБУ на осуществление валютных операций следующие услуги будут предоставляться небанковскими финансовыми учреждениями:

  • торговля валютными ценностями в наличной форме;
  • перевод средств;
  • осуществление расчетов в иностранной валюте на территории Украины по договорам страхования жизни;
  • факторинг;
  • другие валютные операции, определенные НБУ.

Операторы почтовой связи будут предоставлять финансовые услуги по переводу средств, если они являются валютными операциями, и финансовые услуги по торговле валютными ценностями в наличной форме также на основании лицензии НБУ на осуществление валютных операций.

Введён более адекватный подход к ответственности

В частности, согласно действующей на сегодняшний день ст. 16 Декрета за нарушение резидентами порядка расчетов взимается штраф в размере, эквивалентном сумме валютных ценностей, которые использовались при расчетах; за осуществление операций с валютными ценностями без получения индивидуальной лицензии НБУ – штраф в сумме, эквивалентной сумме указанных валютных ценностей, и т.п. Также статья 37 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности» предусматривает возможность применения специальных санкций, в частности, временной остановки внешнеэкономической деятельности.

Однако в соответствии со ст. 14 Закона о валюте к юридическим лицам штрафные санкции будут применяться в размере до 100% суммы операции, проведенной с нарушением валютного законодательства, адекватно совершенному нарушению. Вместе с тем, понятие и критерии адекватности ответственности совершенного правонарушения четко не определены, и поэтому остаются на усмотрение органов валютного надзора, то есть НБУ и ГФС.

Таким образом, в сфере валютного регулирования в ближайшее время произойдут значительные изменения. Следует обратить внимание, что, кроме Закона о валюте, значительное количество правоотношений будет регулироваться подзаконными нормативно-правовыми актами, в частности, актами НБУ. В целом Законом о валюте предусмотрены достаточно широкие полномочия НБУ в сфере валютного регулирования – и по введению мер защиты, и по утверждению порядка осуществления валютного надзора, и по определению границ ответственности за нарушения. Поэтому, несмотря на либерализацию ответственности в сфере валютного регулирования, соблюдение действующего законодательства остается актуальным для всех субъектов хозяйствования, в связи с чем рекомендуем следить за изменениями в подзаконных нормативно-правовых актах в этой сфере, которые будут приняты в ближайшее время.

Сотрудники Аккаунтор будут рады применить свой многолетний опыт в этой сфере для предоставления консультаций и правовой помощи по вопросам валютного законодательства.

Порошенко подписал закон «О валюте и валютных операциях»

Президент Украины Петр Порошенко назвал закон о валюте «актом экономической свободы».

Президент Украины Петр Порошенко на встрече с представителями бизнеса 4 июля подписал закон «О валюте и валютных операциях». Об этом сообщает корреспондент издания «ГОРДОН».

«Хотел бы поздравить вас с этим актом экономической свободы, подчеркнуть, насколько это было важно», – сказал Порошенко.

Законопроект №8152 Верховная Рада приняла 21 июня.

Закон «О валюте и валютных операциях» определяет правовые основы проведения валютных операций, валютного регулирования и надзора, а также права и обязанности субъектов валютных операций. Также он устанавливает ответственность за нарушения валютного законодательства.

По замыслу законодателей, закон должен обеспечить единую государственную политику в сфере валютных операций и свободного осуществления валютных операций на территории Украины.

Закон уточняет принципы валютных операций, проведения расчетов, регулирует трансграничный перевод и перемещение валюты, а также лицензирование этой деятельности Национальным банком Украины.

Он устанавливает предельные сроки расчетов по операциям по экспорту и импорту продукции, а также транспортных услуг и устанавливает меры воздействия в отношении нарушителей валютного законодательства.

Читайте так же:  Налоговый вычет на усыновленных детей

В Украине начал действовать закон о валюте и валютных операциях

Закон «О валюте и валютных операциях» Верховная Рада приняла 21 июня 2018 года. Им предусматривается введение в Украине принципа «разрешено все, что не запрещено».

7 февраля в Украине начал действовать закон о валюте и валютных операциях, указано на сайте Верховной Рады.

Верховная Рада приняла его 21 июня 2018 года 228 голосами. 7 июля закон вступил в силу. В документе предусмотрено, что он начинает действовать через семь месяцев после вступления в силу.

Целью закона является установление в Украине режима валютного регулирования, предусматривающего свободное проведение валютных операций, их упрощение и улучшение инвестиционного климата. Документ отменил действующий с марта 1993 года декрет Кабинета Министров «О системе валютного регулирования и валютного контроля».

Закон ввел в Украине принцип «разрешено все, что не запрещено». Теперь для инвестирования за границу гражданам и бизнесу не нужно получать индивидуальные лицензии. Отменен валютный контроль над операциями на сумму до 150 тыс. грн. Кроме того, при привлечении кредитов из-за рубежа регистрировать их в НБУ гражданам и бизнесу больше не нужно.

Закон также упростил ведение внешнеэкономической деятельности. Отменен предельный срок расчетов по внешнеэкономическим операциям. Экспортерам не нужно за 180 дней продавать экспортную выручку.

4 января 2019 года Нацбанк опубликовал перечень из более чем 20 валютных послаблений для бизнеса, которые начнут действовать с 7 февраля. Указано, в частности, что предельный срок осуществления расчетов по экспортно-импортным контрактам увеличен до 365 дней, банкам разрешается продавать своим клиентам государственные ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, за иностранную валюту.

6 февраля Нацбанк сообщил, что расширил перечень валютных послаблений, которые начнут действовать вместе с новым законом.

Регулятор, в частности, разрешил бизнесу проводить репатриацию дивидендов в иностранной валюте за 2018 год.

«Такие операции будут осуществляться в пределах общего лимита на возвращение дивидендов, начисленных за периоды до 2018 года включительно, в пределах €7 млн в месяц», – отметили в НБУ.

Нацбанк также отменил для бизнеса требование предварительного резервирования средств в гривне для дальнейшей покупки валюты.

Кроме этого, с 1 марта норма обязательной продажи валютных поступлений бизнесом будет снижена с 50% до 30%.

Подписан Закон Украины «О валюте и валютных операциях»

05.07.2018 812 0 1

Президент Петр Порошенко подписал Закон Украины «О валюте и валютных операциях» во время встречи с представителями бизнес ассоциаций и бизнес сообществ.

По мнению президента, имплементация указанного закона для многих представителей бизнеса конце даст ответ на ряд важных вопросов.

Начиная от вывода и выплат дивидендов и заканчивая открытием счетов. Начиная от эффективной защиты на законодательном уровне валютной позиции и заканчивая принципом: разрешено все, что не запрещено.

Предложенная модель валютного регулирования соответствует международной практике, в частности требованиям директивы ЕС 88/361/ЕЭС о свободном движении капитала и Соглашению об ассоциации между Украиной и ЕС.

В частности, законом вводится принцип «разрешено все, что не запрещено». Внедряется принцип информирования НБУ о совершенных валютных операциях вместо долга получения индивидуальных лицензий/разрешений на осуществление разовой валютной операции.

Также отменяется возможность приостановления внешнеэкономической деятельности и внедрение индивидуального лицензирования к нарушителям, оставив только возможность штрафных санкций ГФС.

Вместо валютного контроля будет осуществляться валютный надзор. При этом, валютному надзору подлежат операции на сумму от 150 тыс. гривен, как того требует законодательство о предотвращении отмывания доходов.

В то же время законом закрепляются полномочия Национального банка вводить меры защиты на валютном рынке при наличии признаков неустойчивого финансового состояния банковской системы, ухудшения состояния платежного баланса Украины, возникновения обстоятельств, угрожающих стабильности и/или финансовой системе государства.

В свою очередь в пресс-службе НБУ напомнили, что на практике закон будет введен в действие через семь месяцев переходного периода со дня вступления в силу.

Переходный период длительностью в полгода обусловлен необходимостью приведения в соответствие с законом нормативно-правовых актов Национального банка. Еще месяц предусмотрен для заблаговременного ознакомления банковского сообщества, бизнеса, населения, других государственных институтов с новыми правилами валютного регулирования.

В НБУ отмечают, что сразу после введения закона в действие будут отменены ограничения на инвестирование за границу и осуществление внешнеэкономических операций.

В частности, бизнес и физические лица смогут инвестировать за границу в ценные бумаги, недвижимость и имущественные права, а также размещать на зарубежных счетах валюту без индивидуальных лицензий Национального банка.

Также для бизнеса будет отменен валютный контроль для внешнеэкономических операций ниже порогового уровня 150 тыс. грн, а также предельный срок расчетов по внешнеэкономическим операциям до 180 дней. Не будет в дальнейшем и регистрации кредитов от нерезидентов.

Действующие валютные ограничения, которые Национальный банк не сможет убрать сразу после введения закона в действие, будут отменены постепенно и осторожно и при наличии благоприятных макроэкономических условий, чтобы не поколебать финансовую стабильность.

Согласно пояснительной записке к документу, законом предлагается установить режим валютного регулирования, который предусматривает свободное проведение валютных операций, упрощение проведения таких операций, улучшение инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности Украины, а также реализацию обязательств, принятых Украиной согласно Соглашению об ассоциации с Евросоюзом, в частности внедрения европейских принципов регулирования движения капитала.

ВЭД и валютные операции в Украине

ВЭД и валютные операции

ВЭД предприятия предусматривает осуществление валютных операций. Внешняя экономическая деятельность в Украине осуществляется в соответствии с законодательством Украины и тех стран, с которыми проводятся валютные операции. Регулирование внешнеэкономической деятельности происходит на государственном уровне.

Подписка на раздел Коммерция, в рубрике ВЭД и валютные операции открывает ответы экспертов, как правильно вести бухгалтерский учет ВЭД и валютные операции в Украине.

Рекомендации наших специалистов помогут:

  • правильно выбрать принцип валютного регулирования с учетом особенностей вашего предприятия;
  • узнать особенности международных перевозок;
  • не ошибиться в случае предоставления услуг нерезидентам;
  • узнать реальную практику и аналитику по трансфертному ценообразованию;
  • оформить операции по предоставленным образцам документов ВЭД
  • разобраться с ценообразованием в контролируемых операциях.

На сайте Uteka.ua представлен весь спектр правовых, учетных и налоговых вопросов для субъектов ВЭД в Украине. Материалы основаны на реальных ситуациях, подкрепленные числовыми примерами, образцами заполнения документов, подробными схемами бухгалтерских проводок и налогового учета операций.

  • работа с таможней, декларирование грузов, особенности применения таможенных режимов;
  • лицензирования и квотирования внешнеэкономических операций;
  • тонкости разработки и использования ВЭД-контрактов;
  • операции с иностранной валютой, курсовые разницы;
  • учет экспорта и импорта товаров, включая временный ввоз и вывоз;
  • работы с нерезидентами;
  • расчеты по ВЭД-задолженностями;
  • отчетность и ответственность в сфере ВЭД.

О валюте и валютных операциях

Закон Украины О валюте и валютных операциях от 21.06.2018 № 2473-VIII Содержание

О валюте и валютных операциях

Этот Закон определяет правовые основы осуществления валютных операций, валютного регулирования и валютного надзора, права и обязанности субъектов валютных операций и уполномоченных учреждений и устанавливает ответственность за нарушения валютного законодательства.

Целью настоящего Закона является обеспечение единой государственной политики в сфере валютных операций и свободного осуществления валютных операций на территории Украины.

Аналитика

Валютное регулирование по-новому, в связи с принятием Закона Украины «О валюте и валютных операциях»

17 июля, 2018 Информационные письма

21 июня был принят, а 06 июля 2018 уже обнародован Закон Украины «О валюте и валютных операциях» (далее – Закон).

Согласно переходным положениям, закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования, но вводится в действие через семь месяцев со дня вступления его в силу, то есть 07 февраля 2019 года.

Читайте так же:  Проведение налоговых проверок это

Этот закон становится основным нормативным актом, определяющим валютное регулирование в Украине. Со дня введения Закона в действие отменяются Декрет Кабинета Министров Украины «О системе валютного регулирования и валютного контроля» (далее – Декрет), Закон Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте», ряд Указов Президента Украины, касающихся вопросов государственного валютного регулирования и перечень которых приведен в п. 3 ст. 16 Закона.

1.

Основным нововведением Закона является коренное изменение подхода к регулированию валютных операций, которое до сих пор осуществлялось по принципу «разрешено только то, что прямо определено», на противоположный – «разрешено все, что не запрещено». Закон предусматривает постепенную либерализацию валютного регулирования, которое в силу кризисных явлений в экономике и устарелости пока существенно ограничивает возможность свободного осуществления валютных операций и движения капитала.

Так, Законом отменяется необходимость получения индивидуальной лицензии Национального банка Украины (далее – НБУ) для осуществления ряда операций с валютой, смягчаются требования относительно предельных сроков для осуществления расчетов за импорт/экспорт товаров по внешнеэкономическим контрактам.

Одним из прогрессивных шагов является отмена Указа Президента Украины «О неотложных мерах по возвращению в Украину валютных ценностей, незаконно находящихся за ее пределами» № 319/94 от 18 июня 1994 года, которым определена обязанность декларирования резидентами Украины валютных ценностей. Обременения данного Указа мы рассматривали в наших аналитических материалах, в частности «Юридическая фирма «КМ Партнеры» обратилась в Администрацию Президента Украины и ряд государственных учреждений с письмом, в котором просит рассмотреть вопросы, связанные с обязательным ежеквартальным декларированием предприятиями валютных ценностей за пределами Украины».

Законом также смягчается ответственность за нарушение валютного законодательства, которая ранее определялась рядом нормативных актов.

Отдельно обращаем внимание на отмену ст. 37 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности», по которой применяются санкции к субъектам внешнеэкономической деятельности во внесудебном порядке, которые неоднократно были предметом нареканий бизнес-сообщества как таковой, что довольно часто де-факто использовался как дополнительный рычаг давления на бизнес.

2.

Наряду с общей либерализацией, Закон все же оставляет за НБУ достаточно широкий круг полномочий, которыми указанный орган может ограничивать свободу осуществления валютных операций в условиях нестабильности финансовой или банковской системы Украины.

Так, в частности, ст. 12 Закона НБУ предоставляются полномочия по определению своими внутренними актами так называемых «мер защиты», таких как: обязательная продажа поступлений в иностранной валюте, установление предельных сроков расчетов за импорт/экспорт товаров, установление особенностей (разрешений) на осуществление операций, повязкам связанных с движением капиталов и тому подобное.

Также стоит обратить внимание на то, что переходными положениями Закона прямо предусмотрена необходимость разработки и принятия НБУ нормативных актов, которыми будут определены соответствующие меры защиты не позднее чем за 30 календарных дней до введения Закона в действие.

Таким образом, делать какие-либо выводы относительно фактической либерализации валютного законодательства до принятия НБУ соответствующих нормативных документов, которыми могут быть внедрены меры защиты, преждевременно.

Если же либерализация валютного законодательства, как об этом утверждают представители власти, действительно состоится, и примененные НБУ меры защиты не будут столь жесткими, как сейчас, соответствующие улучшения резиденты и нерезиденты смогут почувствовать только начиная с февраля 2019 года.

3.

Стоит заметить, что законодатель связывает шаги по либерализации валютной политики с определенными изменениями также и в налоговом законодательстве. Это, в частности, следует прямо из переходных положений ч. 11 ст. 16 Закона, которой прямо обязан Кабинет Министров совместно с НБУ разработать и представить на рассмотрение Верховной Рады Украины в течение 6 месяцев со дня вступления в силу Закона (т.е. до февраля 2019 года) ряда законопроектов, которыми определить:

  • правила налогообложения контролируемых иностранных компаний;
  • правила отчетности в разрезе стран для международных групп компаний;
  • правила ограничения расходов на финансовые операции со связанными лицами;
  • правила налогообложения постоянного представительства;
  • меры по предотвращению злоупотреблений в связи с применением договоров об избежании двойного налогообложения;
  • процедуру урегулирования споров по вопросам применения конвенций об избежании двойного налогообложения;
  • вопросы внедрения международных стандартов для автоматического обмена финансовой информацией.

Поскольку шестимесячный отсчет с момента вступления Закона в силу уже начался, не исключено, что с начала 2019 года бизнес в Украине могут ожидать также и комплексные изменения в налоговом законодательстве. Заметим, что в основном вышеприведенный пакет законопроектов касается имплементации некоторых шагов минимального стандарта плана действий BEPS в Украине, дорожная карта реализации которого была разработана и опубликована Министерством Финансов Украины еще год назад на его официальном сайте.

Интересным моментом являются требования по разработке законопроекта по регулированию вопросов налогообложения контролируемых иностранных компаний. Вопросы о введении в Украине налогообложения контролируемых иностранных компаний периодически появлялись и ранее, однако, реальных шагов в этом не делалось. Поэтому Закон, возможно, все-таки станет отправной точкой для внедрения таких изменений.

4.

Ключевые изменения/положения в сфере валютного регулирования также включают:

1) часть 5 ст. 3 Закона устанавливает презумпцию правомерности решений резидентов и нерезидентов, которая заключается в том, что в случае, если нормы Закона или иного нормативного акта, регулирующие отношения по осуществлению валютных операций, допускают неоднозначную трактовку, такая норма трактуется в интересах нерезидентов и резидентов;

2) часть 3 ст. 4 Закона определяет, что резиденты, с учетом ограничений, определенных этим законом, имеют право открывать счета в иностранных финансовых учреждениях и осуществлять через них расчеты. При этом необходимость получения индивидуальной лицензии НБУ, декларирование наличных валютных ценностей, а также штрафы за нарушение указанных требований Закон не предусматривает. Впрочем, не исключено, что дополнительно НБУ может принять решение в рамках внедрения мер защиты в виде введения разрешений или других особенностей открытия счетов за рубежом и осуществления в соответствии валютных операций;

3) часть 2 ст. 5 Закона определяет, что единственным законным платежным средством на территории Украины является гривна. В свою очередь, указанная норма также определяет перечень исключений, в частности:

  • операции по осуществлению иностранных инвестиций и возвращения иностранным инвесторам прибыли, доходов;
  • банковские и финансовые операции, осуществляемые на основании банковской лицензии;
  • операции с иностранной валютой, осуществляемых небанковскими финансовыми учреждениями и операторами почтовой связи, и которые имеют соответствующую лицензию НБУ;
  • операции по размещению, выплате денежного дохода и погашения облигаций, казначейских обязательств Украины, номинированных в иностранной валюте;
  • операции по купле-продаже государственных ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте;
  • другие операции, определенные Таможенным кодексом Украины и (или) нормативными правовыми актами НБУ;

4) статья 6 Закона определяет, что торговля валютными ценностями теперь осуществляется как на валютном рынке Украины, так и на международных валютных рынках. Декрет предусматривал возможность торговли уполномоченными банками валютными ценностями только на межбанковском валютном рынке Украины;

5) как и ранее, физические лица имеют право перемещать через государственную границу Украины валютные ценности в эквиваленте 10 тыс. ЕВРО без соответствующего декларирования таких ценностей в таможенных органах (ч. 1 ст. 8 Закона);

6) часть 1 ст. 12 Закона устанавливает право НБУ вводить меры защиты в случае наличия признаков неустойчивого финансового состояния банковской системы, ухудшения состояния платежного баланса Украины, возникновения обстоятельств, угрожающих стабильности банковской/финансовой системы Украины. При этом сам Закон не раскрывает, в чем именно могут заключаться указанные категории, что может потенциально создавать почву для необоснованного ограничения свободы осуществления валютных операций;

7) законом предусмотрено, что НБУ может вводить следующие меры защиты:

  • обязательную продажу валютной выручки;
  • установление предельных сроков расчетов по внешнеэкономическим контрактам;
  • установление особенностей осуществления операций, связанных с движением капитала;
  • введение разрешений и (или) лимитов на проведение отдельных валютных операций;
  • резервирование средств по валютным операциям;
  • другие «меры защиты» в соответствии со ст. 71 Закона Украины «О национальном банке Украины»;
Читайте так же:  Срок подачи декларации по водному налогу

8) часть 2 ст. 12 Закона устанавливает, что вышеприведенные меры защиты могут быть введены на срок не более 6 месяцев и продлены на такой же срок. При этом в случае продолжения действия ранее установленных «мер защиты» или установления новых «мер защиты» при условии, что со дня отмены предыдущего подобного «меры защиты» прошло менее 6 месяцев, требуется обязательное согласование таких действий с Советом НБУ, который подтверждает наличие признаков, которые стали основанием для их принятия;

9) часть 4 ст. 12 Закона предусматривает, что в случае введения/продления/прекращения мер защиты, НБУ обязан в течение 3-х месяцев с момента принятия соответствующего решения подать в Комитет Верховной Рады Украины, к предметам ведения которого относится вопрос банковской деятельности, отчет о введении мер защиты;

10) статья 13 Закона определяет право НБУ устанавливать предельные сроки осуществления расчетов в иностранной валюте по операциям импорта/экспорта. При этом НБУ также вправе устанавливать исключения из этого требования, в отношении определенных товаров/отраслей экономики по представлению Кабинета Министров Украины. В другой части порядок осуществления расчетов по операциям импорта/экспорта и санкции за его нарушение изменений не претерпит;

11) часть 5 ст. 16 Закона также определяет, что в срок не позднее чем за 30 календарных дней до даты вступления Закона в силу, НБУ обязан разработать соответствующие внутренние нормативные акты, в соответствии с Законом, в том числе и которые будут устанавливать первые меры защиты;

12) меры защиты, которые будут приняты в связи с введением Закона в действие, будут действовать до их отмены НБУ в соответствии с ч. 9 ст. 16 Закона. При этом указанной нормой также предусмотрено, что при принятии решения об отмене средств защиты, НБУ должен учитывать, в частности, вступление в силу законов Украины о международном сотрудничестве Украины в области налогообложения, об обязанности разработки которых уже отмечали выше в разделе 3 данной статьи;

13) на законодательном уровне закрепляется статус электронных денег (не криптовалют) в качестве валюты. В частности, согласно п. 5) и п. 6) ч. 1 ст. 1 Закона к иностранной валюте относятся электронные деньги, номинированные в денежных единицах иностранных государств и (или) банковских металлах, а к национальной валюте, гривне — электронные деньги, номинированные в гривне;

14) отменяется ст. 37 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности», которая устанавливала специальные санкции к субъектам внешнеэкономической деятельности, в том числе наложение штрафов и временном приостановлении внешнеэкономической деятельности;

15) отменяется большинство норм, устанавливающих ответственность за нарушение валютного законодательства. Так, Законом в ст. 14 предусмотрено несколько видов ответственности, в том числе для юридических лиц в виде штрафных санкций, для физических лиц, должностных лиц юридических лиц — в виде штрафов, предусмотренных Кодексом Украины об административных правонарушениях (далее — КУоАП);

16) часть 4 ст. 14 Закона предусматривает, что для юридических лиц размер штрафа может быть определен контролирующим органом в размере до 100 % от суммы валютной операции и должен адекватно отвечать совершенному нарушению;

17) часть. 4 ст. 16 Закона также вносит изменения в ст. 162 КУоАП и увеличивает штраф за незаконное скупка, продажа, обмен, использование валютных ценностей как средства платежа или залога к размеру от пятисот до тысячи (ранее от тридцати до сорока четырех) необлагаемых минимумов доходов граждан;

18) вносятся изменения в ст. 162 1 КУоАП и устанавливается единая санкция за нарушение порядка осуществления валютных операций в виде штрафа к должностным лицам, юридическим лицам, гражданам — субъектам предпринимательской деятельности в размере от одного до трех тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан;

Видео (кликните для воспроизведения).

19) отменяется ответственность за незаконное открытие или использование за пределами Украины валютных счетов, предусмотренная ст. 162 2 КУоАП.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

О валюте и валютных операциях
Статья 1. Определение терминов

1. В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) валютная операция — операция, имеющая хотя бы одну из следующих признаков:

а) операция, связанная с переходом права собственности на валютные ценности и (или) права требования и связанных с этим обязательств, предметом которых являются валютные ценности, между резидентами, нерезидентами, а также резидентами и нерезидентами, кроме операций, осуществляемых между резидентами, если такими валютными ценностями является национальная валюта;

б) торговля валютными ценностями;

в) трансграничный перевод валютных ценностей и трансграничное перемещение валютных ценностей;

2) валютное регулирование — деятельность Национального банка Украины и в установленных настоящим Законом случаях Кабинета Министров Украины, направленная на регламентацию осуществления валютных операций субъектами валютных операций и уполномоченными учреждениями;

3) валютный надзор — система мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения субъектами валютных операций и уполномоченными учреждениями валютного законодательства;

4) валютные ценности — национальная валюта (гривна), иностранная валюта и банковские металлы;

5) иностранная валюта:

а) денежные знаки денежных единиц иностранных государств в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящихся в обращении и являющиеся законным платежным средством на территории соответствующего иностранного государства или группы иностранных государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену на денежные знаки, находящиеся в обращении;

б) средства на счетах в банках и других финансовых учреждениях, выраженные в денежных единицах иностранных государств и международных расчетных (клиринговых) единицах (в частности в специальных правах заимствования), причитающиеся к выплате в иностранной валюте;

в) электронные деньги, номинированы в денежных единицах иностранных государств и (или) банковских металлах;

6) национальная валюта (гривна):

а) денежные знаки денежной единице Украины — гривне в виде банкнот, монет, в том числе оборотных, памятных и юбилейных монет, и в других формах, находящихся в обращении и являющиеся законным платежным средством на территории Украины, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену на денежные знаки, находящиеся в обращении;

б) средства на счетах в банках и других финансовых учреждениях, выраженные в гривне;

в) электронные деньги, номинированных в гривне;

7) небанковское финансовое учреждение — финансовое учреждение, кроме банка;

а) физические лица (иностранные граждане, граждане Украины, лица без гражданства), имеющие постоянное место жительства за пределами Украины, в том числе те, которые временно находятся на территории Украины;

б) юридические лица и другие субъекты хозяйствования с местонахождением за пределами Украины, которые созданы и действуют в соответствии с законодательством иностранного государства, в том числе, доли участия в которых принадлежат резидентам;

в) расположены на территории Украины иностранные дипломатические, консульские, торговые и иные официальные представительства, международные организации и их филиалы, имеющие иммунитет и дипломатические привилегии, а также представительства других организаций, не осуществляющих предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством Украины;

г) обособленные подразделения юридических лиц, указанных в подпункте «в» пункта 9 части первой настоящей статьи, расположенные за пределами Украины и осуществляют предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством иностранного государства;

г) другие лица, не являющиеся резидентами в соответствии с пунктом 9 части первой настоящей статьи;

а) физические лица (граждане Украины, иностранные граждане, лица без гражданства), имеющие постоянное место жительства на территории Украины, в том числе те, которые временно находятся за пределами Украины;

Читайте так же:  Земельный налог отчетный период

б) физические лица — предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Украины;

в) юридические лица и другие субъекты хозяйствования с местонахождением на территории Украины, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Украины;

г) дипломатические, консульские, торговые и другие официальные представительства Украины за рубежом, имеющие иммунитет и дипломатические привилегии, а также филиалы и представительства предприятий и организаций Украины за границей, не осуществляющие предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством Украины;

г) обособленные подразделения юридических лиц, указанных в подпункте «б» пункта 8 части первой этой статьи, а именно филиалы, представительства, отделения или другие обособленные подразделения, не имеющие статуса юридического лица и осуществляющие предпринимательскую деятельность от имени юридического лица на территории Украины;

10) субъекты валютных операций — резиденты и (или) нерезиденты, осуществляющие валютные операции;

11) торговля валютными ценностями — операции по покупке, продаже или обмену валютных ценностей, осуществляются как в наличной форме (для банковских металлов — с физической поставкой), так и безналичной форме (для банковских металлов — без физической поставки);

12) трансграничное перемещение валютных ценностей — ввоз, пересылка на таможенную территорию Украины, вывоз, пересылка с таможенной территории Украины или транзит через таможенную территорию Украины банковских металлов, наличной валюты;

13) трансграничный перевод валютных ценностей — движение определенной суммы средств в Украине или за ее пределы с целью зачисления этих средств на счет получателя или выдачи ему в наличной форме;

14) уполномоченные учреждения — банки, небанковские финансовые учреждения и операторы почтовой связи, получившие лицензию Национального банка Украины согласно этому Закону.

2. Термин «банковские металлы» употребляется в значении, определенном Законом Украины «О государственном регулировании добычи, производства и использования драгоценных металлов и драгоценных камней и контроле за операциями с ними».

Термин «банк» употребляется в значении, определенном Законом Украины «О банках и банковской деятельности».

Другие термины в настоящем Законе используются в значениях, определенных другими законами Украины по вопросам регулирования финансовых услуг.

Рада приняла закон о валюте: что изменится для украинцев

Парламент Украины принял закон «О валюте» в первом чтении. Этот документ должен упростить жизнь украинцам, которые имеют дело с иностранной валютой.

За президентский закон «О валюте» №8152 проголосовало 253 народных депутата.

Закон предусматривает отмену валютного контроля для более чем 40% операций, регистрацию кредитов от нерезидентов и лицензирование инвестирования за границу. Также будут отменены валютные ограничения для бизнеса и либерализирован рынок.

Закон «О валюте» предусматривает следующие изменения:

1. «Безвиз» для капитала. Бизнес и население смогут самостоятельно решать, когда и как проводить валютные операции, для этого не нужно будет ждать разрешения регулятора.

2. Отмена некоторых ограничений. Закон отменит валютный контроль для сделок по покупке и переводу валюты на сумму до 150 тысяч грн в эквиваленте.

3. Валютное инвестирование. Отныне для инвестиций за границу не нужна будет индивидуальная лицензия НБУ. Поэтому не нужно представлять большой пакет документов – еще и рисковать, что Нацбанк их «не пропустит».

4. Закон продолжит максимальный срок для расчетов по операциям экспорта и импорта товаров до свыше 180 дней. Экспортерам не нужно будет продавать выручку, а покупать валюту можно будет, не привязываясь к конкретному экспортному контракту.

5. Будут ослаблены санкции в отношении нарушения валютного регулирования для экспортеров и импортеров.

6. Не нужно будет регистрировать в НБУ привлеченные из-за рубежа кредиты.

Закон «О валюте»: основные изменения

Однако, либерализация не означает отсутствие контроля. НБУ и банки будут иметь право требовать от компаний и физических лиц документы о проведенных валютных операциях, так же как НБУ и ДФС будут проверять вопросы соблюдения валютного законодательства. Кроме того, Нацбанк сможет установить ограничения, если увидит определенные риски на валютном рынке.

Валютный контроль-2019: важные изменения и новшества

Ольга Целуйко, шеф-редактор изданий «Баланс», «Библиотека-Баланс», эксперт по учету и налогообложению Общественной организации «Всеукраинский бухгалтерский клуб».

Валютный контроль в Украине традиционно строг и зарегулирован. Что изменится с введением в действие Закона о валюте?

Нацбанк постановлением Правления от 02.01.19 г. № 7 утвердил новую Инструкцию о порядке валютного надзора банков за соблюдением резидентами предельных сроков расчетов по операциям экспорта, импорта товаров (далее – Инструкция № 7). Старая Инструкция, утвержденная постановлением Правления НБУ от 24.03.99 г. № 136 (далее – Инструкция № 136), пока не отменена. А новая инструкция начинает действовать с 5 января 2019 года, кроме п. 1–3, которые начнут действовать с 7 февраля 2019 года.

Обратите внимание: в названии новой инструкции слово «контроль» заменено на слово «надзор». Формулировка более мягкая, но изменилась ли суть? Давайте проанализируем, что реально стоит за либеральной вывеской и насколько принципиально новый порядок валютного надзора отличается от ныне действующих мер валютного контроля.

Срок расчетов за экспорт/импорт товаров. Переходящие операции

С 07.02.19 г. предельный срок расчетов по операциям экспорта и импорта товаров составит 365 календарных дней (п. 21 Инструкции № 7). Превысить этот срок разрешается на основании заключения Минэкономразвития (пп. 3 п. 3, п. 4 Инструкции № 7).

Данное ограничение не распространяется на экспорт, импорт товаров (включая незавершенные расчеты по сделке) в незначительном размере, кроме:

дробления операций по экспорту товаров (определение этого «процесса» дано в пп. 5 п. 3 Инструкции № 7);

дробления валютных операций (определение приведено в пп. 2 п. 2 Положения о порядке осуществления уполномоченными банками анализа и проверки документов (информации) о валютных операциях, утвержденного постановлением Правления НБУ от 02.01.19 г. № 8 (далее – Положение № 8).

Под незначительным размером валютной операции (п. 7 разд. I Положения о мерах защиты и определении порядка осуществления отдельных операций в иностранной валюте, утвержденного постановлением Правления НБУ от 02.01.19 г. № 5, далее – Положение № 5), подразумевается размер операции в гривневом эквиваленте по курсу НБУ на дату ее осуществления, меньший размера, установленного для финансовых операций, подпадающих под обязательный финансовый мониторинг согласно законодательству в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения. В общем случае к операции незначительного размера относится операция, сумма которой меньше 150 000 грн. (ч. 1 ст. 15 Закона от 14.10.14 г. № 1702-VII, далее – Закон № 1702).

Важные новшества! НБУ может устанавливать ограничения по срокам рас­четов не на все, а только на отдельные виды товаров и/или отрасли экономики по пред­ставлению Кабмина (такого сейчас нет) и на операции, сумма которых больше не­которой минимальной суммы. Это позволит вывести из-под контроля мелкие операции.

А вот пеня в размере 0,3 % за нарушение сроков расчетов в инвалюте никуда не делась (она есть сейчас и сохраняется в качестве меры воздействия и в новом Законе от 21.06.18 г. № 2473-VIII «О валюте и валютных операциях», далее – Закон № 2473). Пеню взимает ГФС по результатам проверки нарушителя-резидента (п. 1, 8 ст. 13 Закона № 2473). Проект постановления КМУ о применении штрафных санкций за валютные нарушения также не обещает никаких послаблений (в настощее время опубликован для обсуждения).

В какие сроки надо закончить расчеты по операциям, не завершенным до 07.02.19 г.?

Ясно, что по состоянию на 07.02.19 г. у отдельных субъектов ВЭД могут остаться незавершенные операции, подпадающие под валютный контроль. Новые предельные сроки расчетов (365 дней) распространяются на незавершенные операции в сфере ВЭД, по которым до 07.02.19 г. не установлено нарушения 180-дневного срока расчетов. То есть дальше такие операции контролируются на соблюдение нового срока расчетов в 365 дней (п. 2, 3 Инструкции № 7). Конечно, с учетом срока, прошедшего до 7 февраля.

Читайте так же:  Ип на патенте с работниками налоги

К сведению! До 06.02.19 г. банки должны передать контролирующим органам инфор­мацию о выявленных в отчетном месяце фактах нарушения срока расчетов (180 дней) (п. 4 Инструкции № 7, п. 5.9 Инструкции № 136).

Какие операции подпадают под валютный контроль

Отметим, что Инструкции № 7 не присуща детализация мер валютного контроля по каждой валютной операции: многое здесь описано общими формулировками. Видимо, для упрощения. Назовем основные моменты в части валютного контроля ВЭД-операций.

Экспортная операция подпадает под валютный контроль, если оплата не поступила:

на дату таможенного оформления товаров;

на дату выполнения работ, оказания услуг, экспорта прав интеллектуальной собственности, прочих неимущественных прав, предназначенных для продажи.

В общем случае отсчет срока для расчетов начинается на следующий календарный день после даты оформления таможенной декларации (далее – ТД) типа ЕК-10, ЕК-11, акта или другого документа, подтверждающего поставку.

Важное напоминание! На сегодня контроль за поступлением экспортной выручки распространяется только на экспорт продукции и работ. Не контролируется срок поступления выручки от экспорта услуг (кроме транспортных и страховых), прав интеллектуальной собственности, авторских и смежных прав (ст. 1 Закона от 23.09.94 г. № 185/94-ВР). Но эта норма теряет силу с 07.02.19 г.

Как видим, подход к валютному надзору (по-старому – контролю) принципиально изменился: если раньше из-под контроля выводились отдельные операции (сумма не имела значения), то теперь все наоборот. Контролироваться будут все экспортные операции, не вписывающиеся в незначительный размер (до 150 тыс. грн.), независимо от их характера.

Импортная операция подпадает под валютный контроль, если на дату оплаты товара нет информации:

о ввозе товара в Украину;

о завершении импортной операции без ввоза товара в Украину.

Напомним! Термин «товар» употребляется в значении, которое приведено в ст. 1 За­ко­на от 16.04.91 г. № 959-XII «О внешнеэкономической деятельности». А именно: под то­ва­ром подразумевается любая продукция, услуги, работы, права интеллектуальной собст­венности и другие неимущественные права, предназначенные для продажи (возмездной передачи).

Условия завершения валютного надзора за ВЭД-операцией

Основные условия завершения банком валютного надзора таковы (разд. III Инструкции № 7):

незавершенная операция по экспорту или импорту не превышает незначительного размера – при условии, что банк не заподозрил клиента в дроблении операции в целях выведения ее из-под контроля. Размер незавершенной операции для целей контроля определяется по курсу НБУ на дату последней операции: платежа или поставки, зачета встречных однородных требований;

Как и сейчас, датой поступления инвалютной выручки для целей валютного контроля является дата зачисления инвалюты на текущий валютный счет резидента.

  • по импортной (товарной) операции банк получил информацию из реестра ТД о поставке, оформленной ТД типов ІМ-40 (в тексте Инструкции сказано ГМ-40, но, скорее всего, это опечатка), ІМ-41, ІМ-51, ІМ-72, ІМ-75, ІМ-76 или другим подтверждающим документом, когда по закону не требуется оформления ТД. При импорте работ, услуг, прав интеллектуальной собственности и других неимущественных прав, предназначенных для продажи, документом, подтверждающим поставку, служит акт, счет (инвойс) или другой документ, определенный в ВЭД-контракте.

Как и раньше, в случае пересмотра цены, возврата товаров, порчи товаров, возврата предоплаты и в других случаях возможно уменьшение валютной суммы, подпадающей под контроль (п. 12 Инструкции № 7).

Зачет встречных однородных требований

Общие условия проведения зачета встречных однородных требований не изменились. Они прописаны в п. 5 п. 10 Инструкции № 7 (ранее – в п. 1.11 Инструкции № 136).

Однако действующий сегодня запрет на зачет встречных однородных требований для экспортных операций остался в силе. Никакой либерализации с принятием новых нормативных документов в этом вопросе не произошло. Почему?

НБУ четко указал, что в случае введения такой защитной меры, как обязательная продажа части инвалютных поступлений, банк не может снять с контроля экспортную операцию на основании документов о зачете встречных однородных требований в инвалюте 1-й группы Классификатора № 34 и российских рублях – вне зависимости от суммы операции, а в других валютах – в случае, если общая сумма зачтенных обязательств в рамках одного договора превышает эквивалент 500 тыс. евро по курсу на дату проведения зачета (пп. 5 п. 10 Инструкции № 7). Видимо, НБУ считает, что в результате зачета в таких условиях нивелируется эффект от введения обязательной продажи инвалюты.

Поэтому зачет встречных однородных требований может быть разрешен только после отмены данной защитной меры.

Как осуществляется валютный контроль в случае, если валюта платежа отличается от валюты контракта?

Как известно, цена товара в ВЭД-контракте может быть выражена в любой валюте (так называемая валюта цены). Расплатиться за товар можно также любой валютой, указанной сторонами в контракте (так называемая валюта платежа). Если валюта контракта (валюта цены) не совпадает с валютой платежа, то стороны фиксируют в контракте условия пересчета валюты цены в валюту платежа (так называемый кросс-курс) (п. 2 раздела «Дополнительные рекомендации к типовым платежным условиям внешнеэкономических договоров (контрактов)» приложения 1 к совместному постановлению КМУ и НБУ от 21.06.95 г. № 444). Причем в этом вопросе стороны вправе исходить из собственных коммерческих интересов.

Анализируя подобные контракты, регулятор уже давно обнаружил, что курсы пересчета валют зачастую существенно отличаются от рыночных.

Например, при импорте курс искусственно завышается и происходит необоснованный отток валюты за рубеж (по всей видимости, она уходит к не чужому для импортера контрагенту).

А при экспорте курс пересчета искусственно занижается, из-за чего валютной выручки поступает меньше (так как экспортер не заинтересован в ее обязательной продаже).

Ранее НБУ высказывал жесткую позицию по данной проблеме: за ухищрения клиентов могло достаться банкам, пропускающим такие операции без должного контроля (см., например, письмо НБУ от 08.02.17 г. № 25-0008/9995).

Теперь данная проблема урегулирована прямо в нормативном документе – Инструкции № 7. Как и раньше, банк по умолчанию будет использовать тот курс пересчета, который прописан в контракте. Но! Если банк посчитает, что такой способ пересчета приведет к недополучению экспортной выручки (или завышению суммы поставки импортных товаров), то данное правило не сработает. Тогда банк сделает пересчет на дату платежа по курсу НБУ к соответствующей инвалюте – без вариантов, ранее предусмотренных п. 1.5 Инструкции № 136 (п. 17 Инструкции № 7).

Видео (кликните для воспроизведения).

Резюме

  • Большинство норм валютного контроля и ограничений в сфере валютного регулирования перекочевало из старых нормативно-правовых актов в новые.
  • Отдельные нормы были обобщены, сокращены. Может, что-то важное и упустили – это покажет время.
  • Некоторые улучшения (действительно значимые) все-таки не изменили общей картины зарегулированности данной сферы, как ни старался регулятор. Ограничений много, и они все те же. Надо полагать, что пока в Украине не наступит экономическая и прочая стабильность, нечего ждать и реальной либерализации валютных правил.

Источники

Валютное законодательство украины
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here