Видами налоговых проверок являются

Сущность и виды налоговых проверок

Налоговая проверка– форма контроля налоговых органов за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов в целях принятия мер по предотвращению и устранению нарушений, взыскания недоимок по налогам, привлечению виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

1. Налоговая проверка бывает двух видов: 1) камеральная; 2) выездная.

2. Камеральная проверка проводится по местонахождению налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

При проведении камеральной налоговой проверки осуществляется проверка налоговой отчетности. Сведения проверяются и анализируются путем их сопоставления с данными бухгалтерских отчетов и балансов проверяемого лица.

3. Выездная проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа. Решение о проведении выездной проверки выносит налоговый орган.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев.

4. Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностным лицам налоговых органов, проводящим выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа.

5. В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.

Если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

| следующая лекция ==>
Классификация налогов | Проведение камеральных проверок

Дата добавления: 2019-10-16 ; просмотров: 73 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Порядок проведения и виды налоговых проверок

Налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов являются одной из основных форм налогового контроля. Ст. 87 НК РФ предусмотрены следующие виды налоговых проверок:

1. камеральные налоговые проверки;

2. выездные налоговые проверки.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Камеральная налоговая проверка (ст. 88 НК РФ) проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком. Эта проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями. Продолжительность камеральной проверки − три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и других документов, необходимых для расчета налогов.

При выявлении ошибок в заполнении документов или противоречий между сведениями в представленных документах для исчисления налогов налогоплательщику:

1. предлагается в установленный срок внести необходимые исправления в налоговую отчетность установленный срок;

2. направляется требование об уплате налога и пени, если по результатам камеральной проверки выявлены недоплаты по налогам.

В случае выявления нарушений в составлении деклараций налоговые органы составляют акт в 10-дневный срок.

Выездная налоговая проверка (ст. 89 НК РФ) проводится на основании решения руководителя налогового органа или его заместителя.

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

Ø полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;

Ø предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;

Ø периоды, за которые проводится проверка;

Ø должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Место проведения проверки − помещение налогоплательщика. Если проверяемый налогоплательщик не может обеспечить проверяющих помещением, то выездная налоговая проверка может быть проведена по месту нахождения налогового органа.

Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам сразу. Не допускается проводить две и более проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Повторная выездная проверка налогоплательщика возможна по решению вышестоящих налоговых органов на основе мотивированного постановления этого органа.

Повторная проверка проводится потрем основаниям:

1. в порядке контроля вышестоящим налоговым органом за деятельностью нижестоящего органа, проводившего проверку;

2. тем же налоговым органом на основании решения его руководителя −в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере меньшем ранее заявленного;

3. в связи с реорганизацией или ликвидацией организации.

Выездная налоговая проверка охватывает период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении.

По общему правилу выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. По определенным основаниям этот срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях − до шести.

Исчисление срока выездной налоговой проверки начинается со дня вынесения решения о ее назначении и до дня составления справки о проведенной проверке. Вместе с тем налоговое законодательство допускает продление сроков проведения выездной налоговой проверки. Такое продление может быть обусловлено:

Читайте так же:  Налоги в ип для начинающих

1. истребованием от налогоплательщика и иных источников документов, необходимых для проведения проверки;

2. проведение экспертиз;

3. переводом на русский язык документов.

Однако срок продления проверки также ограничен во времени и не может превышать 6-ти месяцев.

Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.

В процессе выездной проверки должностные лица могут проводить:

Ø осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (ст. 92 НК РФ);

Ø истребование документов (ст. 93 НК РФ);

Ø проверку денежного оборота и денежных документов;

Ø инвентаризацию имущества налогоплательщика;

Ø экспертизу (ст.95 НК РФ) и т.д.

Если у должностных лиц, осуществляющих проверку, имеются основания полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушения, могут быть уничтожены, скрыты, изменены налогоплательщиком они имеют право провести выемка этих документов (ст. 94 НК РФ).

Для дачи показаний в качестве свидетеля может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. В необходимых случаях для участия в проведении проверки на договорной основе привлекают специалиста, не заинтересованного в исходе дела.

При проведении действий в процессе осуществления налогового эти действия и их результаты должны оформляться протоколами (ст. 99 НК РФ).

В протоколе в обязательном порядке указываются

1. его наименование;

2. место и дата производства конкретного действия;

3. время начала и окончания действия;

4. должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;

5. фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях — его адрес, гражданство;

6. содержание действия, последовательность его проведения;

7. выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства.

В зависимости от предусмотренных вопросов различают комплексные и тематические проверки.

Комплексная проверка

охватывает вопросы правильности исчисления и уплаты всех налогов, уплачиваемых налогоплательщиком. В ходе данной проверки ревизии подлежат все счета предприятия, играющие роль в формировании налоговых обязательств.

При тематической проверке изучаются вопросы правильности исчисления отдельных видов налогов и других обязательных платежей.

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку и вручить ее налогоплательщику. В случае уклонения от получения справки она направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

Результаты выездной налоговой проверки оформляются актом. Этот акт должен быть подготовлен и направлен налогоплательщику в течение двух месяце со дня выдачи ему справки об окончании проведения выездной налоговой проверки

В акте налоговой проверки указываются:

1. документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, если они имели место;

2. выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений.

Акт должен быть подписан сторонами. В случае отказа налогоплательщика от подписи проверяющим инспектором в акте делается соответствующая отметка. Акт налоговой проверки передастся руководителю организации-налогоплательщика либо индивидуальному предпринимателю (под расписку, пересылается по почте заказным письмом).

При несогласии налогоплательщика с результатами проверки, изложенными в акте, то он должен в течение 15 дней со дня получения акта направить в налоговый орган в письменном виде свои возражения, приложив необходимые документы.

Материалы проверки, акт, составленный по результатам проверки, возражения проверяемого лица рассматриваются руководителем налогового органа или его заместителем. О месте и времени этого рассмотрения налогоплательщик извещается должным образом.. В случае неявки проверяемого производство по делу не приостанавливается.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки выносится решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении. Копия его вручается лицу (представителю) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения.

Решение о привлечении к ответственности подлежит исполнению со дня его вступления в силу. На основании решения нарушителю налогового законодательства направляется требование об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа.

Вопросы для самоконтроля освоения темы

1. Цель и задачи налогового контроля.

2. Порядок постановки на учет в налоговые органы физических и юридических лиц

3. Налоговая декларация: ее содержание, внесение изменений в налоговую декларацию и порядок ее предоставления.

4. Виды проверок, проводимых налоговыми органами. Цели и задачи этих проверок.

5. Оформление результатов налоговой проверки.

6. Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях.

7. Обжалование решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за налоговое правонарушение.

8. Рассмотрение дел и исполнение решений о взыскании налоговых санкций.

Тема 5.Возникновение и исполнение обязанности по уплате налогов и сборов

5.1. Общие вопросы возникновения и исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Возникновение обязанности по уплате налогов и сборов, а также исполнение этой обязанности регулируется главой 8 Налогового кодекса РФ (ст.44 – 60 НК РФ).

В общем виде возникновение и исполнение обязанности по уплате налогов и сборов реализуется следующим образом и в следующей последовательности:

1. Возникновение обязанности по уплате налога или сбора по основаниям, установленным налоговым законодательством.

2. Исчисление налога или сбора, подлежащего уплате, а также его декларирование.

3. Самостоятельное исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога или сбора.

4. Принудительное исполнение обязанности по уплате налога или сбора в случае неисполнения самостоятельно налогоплательщиком этой обязанности:

4.1. направление налогоплательщику требования об уплате налога или сбора;

4.2. обеспечение исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Читайте так же:  Получение имущественного вычета на работе

5. Прекращение исполнения обязанности по уплате налогов и сборов по основаниям, установленным законодательством о налогах и сборах.

Видео (кликните для воспроизведения).

5.2 . Возникновение обязанности по уплате налогов и сборов, ее изменение и прекращение

| следующая лекция ==>
Налоговая декларация | Возникновение обязанности по уплате налогов и сборов.

Дата добавления: 2018-03-01 ; просмотров: 1451 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Налоговая проверка

Налоговому контролю посвящена глава 14 Налогового кодекса РФ. Для осуществления такого контроля все организации, ИП и физические лица должны быть зарегистрированы в ИФНС по месту их нахождения (ст. 83 Налогового кодекса РФ). Налоговые органы вправе проверять любые организации, вне зависимости от их организационно-правовой формы, состава учредителей, формы собственности, и других характеристик. В данной статье Вы узнаете, какие проверки проводят налоговые органы, а также о сроках и основаниях их проведения.

Налоговая проверка: понятие и виды

Налоговая проверка – это процессуальное действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов и сборов. Проверка осуществляется путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций, представленных в налоговые органы.

В зависимости от объема проверяемой документации и места проведения, налоговые проверки делятся на камеральные и выездные.

Камеральная налоговая проверка – это проверка представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также проверка других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения налогового органа. В настоящее время камеральные проверки остаются существенным фактором пополнения бюджета. Обнаруженные в ходе камеральных проверок ошибки в самих налоговых декларациях, в обосновании льгот дают существенную прибавку в платежах в бюджет. Налоговики в ходе камеральной ревизии должны проверить поступившие к ним документы в течение 3-х месяцев со дня поступления. О выявленных ошибках или несоответствии полученных сведений сообщается проверяемому лицу. Срок для представления документов на исправление обнаруженных ошибок или получения дополнительных сведений – 5 дней (ст. 88 Налогового кодекса РФ). Сотрудник ИФНС может вызвать представителя фирмы для пояснений или привлечь нужного специалиста. В случае выявления нарушений составляется акт проверки (ст. 100 Налогового кодекса РФ).

Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов и соответствующих пени, возбуждение при наличии оснований процедуры взыскания в установленном порядке налоговых санкций, а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Под выездной налоговой проверкой понимается комплекс действий по проверке первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, хозяйственных и иных договоров, актов о выполнении договорных обязательств, внутренних приказов, распоряжений, протоколов, любых других документов; по осмотру (обследованию) различных предметов, любых используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий; по проведению инвентаризации принадлежащего налогоплательщику имущества; а также других действий налоговых органов (их должностных лиц), осуществляемых по месту нахождения налогоплательщика (месту его деятельности, месту расположения объекта налогообложения) и в иных местах вне места нахождения налогового органа.

По объему проверяемых вопросов налоговые проверки делятся на комплексные, тематические и целевые. Комплексная налоговая проверка это проверка финансово-хозяйственной деятельности организации за определенный период времени по всем вопросам соблюдения налогового законодательства. В настоящее время частота проведения комплексных проверок не установлена. При наличии у налогового органа оснований предполагать, что учет и уплата налогов (сборов) ведутся с нарушениями, комплексные проверки проводятся не реже одного раза в три года (срок давности по проверяемому периоду). Налогоплательщики, имеющие положительную репутацию, могут не подвергаться комплексной налоговой проверке вообще. После введения в силу Налогового кодекса РФ практически все выездные налоговые проверки осуществляются в виде комплексных. Сюда можно включить такие вопросы как:

  • правильность исчисления и уплаты налогов (сборов) налогоплательщиком, а также выполнения функций налогового агента;
  • правильность списания со счетов налогоплательщиков сумм налогов и санкций;
  • открытия счетов (при проверке банков);
  • применения ККМ;
  • порядка реализации алкогольной продукции и др.

Только выездная налоговая проверка позволяет использовать весь спектр прав, предоставленных налоговым органам.

Тематическая налоговая проверка – это проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности организации (например, проверка правильности исчисления и уплаты налога на прибыль, НДС, налога на имущество, других налогов). Такие проверки проводятся по мере необходимости, определяемой руководителем налогового органа. Тематическая проверка проводится или как элемент комплексной проверки, или как отдельная проверка по установленным фактам нарушения законодательства на основании текущего налогового наблюдения. Соответственно ее результаты оформляются либо отдельным актом, либо отражаются в акте комплексной проверки. Если возникает необходимость в проведении на основе тематической проверки комплексной проверки, должно быть принято дополнительное решение, расширяющее круг проверяемых вопросов. Подробнее о законодательном регламентировании, сроках и порядке проведения тематических налоговых проверке читайте в нашей статье: «Тематическая налоговая проверка по НДС в 2018 году».

Целевая налоговая проверка – это проверка соблюдения налогового законодательства по определенному направлению или финансово-хозяйственным операциям организации. Такие проверки проводятся по вопросам взаиморасчетов с поставщиками и покупателями товаров (услуг), по экспортно-импортным операциям, по определенной сделке, по размещению временно свободных денежных средств, правильности применения льгот и по любым иным финансово-хозяйственным операциям.

Читайте так же:  Передать право имущественного вычета супругу

Повторная налоговая проверка: выездная и камеральная

Выездные налоговые проверки могут быть первичными и повторными. Проведение повторных проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным за уже проверенный налоговый период, запрещается. Исключения составляют случаи, когда:

  • повторная проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика;
  • повторная проверка проводится вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, первоначально проводившего проверку.

Повторная налоговая проверка может проводиться в двух случаях:

  • при решении вышестоящего налогового органа;
  • при подаче плательщиком уточненной декларации, которая является основанием для снижения налоговой ставки.

В первом случае проведение налоговых проверок обуславливается сразу двумя моментами: для проверки работы налогового органа, который проводил первую проверку, и для проверки соответствия налоговому законодательству плательщика. Во втором случае проверка проводится для того, чтобы проверить новые данные, полученные от плательщика. Так, при уточненной налоговой декларации нередко сумма НДС уменьшается, что ведет к сокращению поступающих в государственный бюджет средств. Повторная проверка на основе уточненной декларации проводится в установленные законом сроки – до 3-х месяцев. Если в ходе проверки обнаруживаются нарушения, а декларация приобретает статус недостоверной и неточной, то плательщика об этом уведомляют путем направления акта о проверке. При этом о камеральной проверке плательщика не всегда уведомляют – это право налогового органа. Обязанностью у налогового органа является направление акта о рассмотрении материалов налоговой проверки в отношении плательщика.

Например, налоговики не признали ваши расходы по одному из поставщиков, ссылаясь на нереальность сделки с ним. Вы оспорили это решение в суде. Позже вы подаете уточненную декларацию, где заявляете еще большие расходы на сделку с этим контрагентом. В этом случае комиссия приедет с повторной проверкой только на предмет увеличения расходов. Вопрос о недействительности сделки в таком случае снимается.

http://apgmag.com/nalogovaya-proverka/

2.5. Налоговые проверки, их виды

Налоговые проверки бывают следующих видов:

Налоговый кодекс четко ограничил период проведения налоговой проверки. Ею могут быть охвачены не более чем три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествовавших году проведения проверки.

Если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика, то есть проводится встречная проверка.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, которые служат основанием для исчисления и уплаты налога, а также другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа.

Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого

плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки

документы. В течение 5 дней со дня получения требования проверяемый обязан предоставить надлежаще заверенные копии в налоговый орган.

Такая проверка проводится как текущая работа сотрудников налоговых органов без специальных решений руководителя налогового органа. Она может быть проведена путем:

— визуального (формального) контроля;

— проверки своевременности предоставления расчетов, отчетов, балансов;

— проверки обоснованности применения ставок и наличия документов, подтверждающих право на льготы;

— проверки полноты и своевременности поступления налогов. Камеральные налоговые проверки могут проводиться в отношении любого налогоплательщика.

Налоговому органу на камеральную налоговую проверку каждого отдельного налогоплательщика отводится три месяца со дня представления конкретным налогоплательщиком налоговой декларации и других документов, связанных с

Во время камеральной проверки налоговые органы могут запрашивать у налогоплательщика иные сведения и подтверждающие документы, а также имеют право проводить встречные налоговые проверки. Поскольку отсчет допустимого трехмесячного срока такой проверки ведется со дня получения необходимых документов, поэтому в действительности камеральная налоговая проверка отдельных налогоплательщиков может продолжаться в течение значительно более продолжительного времени. Это будет обусловлено запросами проверяющих о предоставлении дополнительных документов и предоставлением этих документов проверяемыми.

Если по истечении 3 месяцев после представления налоговой декларации налогоплательщик не получит запроса о представлении дополнительных документов или сведений, он может настаивать на том, что срок, отведенный для камеральной налоговой проверки, истек, и соответственно в дальнейшем такая проверка становится невозможной.

В случае обнаружения ошибок и неточностей в заполнении документов или противоречии между сведениями, содержащимися в

этих документах, налоговый орган должен соощить об этом налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный налоговвыми органами срок.

Если же в ходе камеральной налоговой проверки выявлены факты сокрытия или занижения налогооблагаемой базы, а также сумм, причитающихся к уплате налогов, то налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате соответствующей суммы налога и пени

Грамотно проведённая камеральная проверка расчетов залогов позволяет оперативно решать основные задачи:

— контролировать соблюдение налогового законодательства;

— обеспечивать правильность исчисления налогов;

— способствовать отбору налогоплательщиков, подлежащих последующей выездной проверке.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя налогового органа в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

Выездные налоговые проверки, включаемые в план проведения выездных налоговых проверок, должны иметь один или несколько признаков:

— налогоплательщик, относящийся к категории крупнейших и (или) основных;

— по поручению правоохранительных органов;

— по поручению вышестоящего налогового органа;

— организация, представляющая «нулевые балансы»;

— организация, не представляющая налоговую отчетность в налоговый орган;

— налогоплательщик, необходимость проверки которого вытекает из мотивированного запроса другого налогового органа;

Читайте так же:  Возмещение ндс зачет

— налогоплательщик, отобранный по результатам камеральной налоговой проверки и анализа налоговой и бухгалтерской отчетности;

Выездная налоговая проверка производится по месту нахождения (юридическому адресу) налогоплательщика на основе данных бухгалтерского и налогового учета, осуществляемого налогопла

Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Лишь в исключительных случаях вышестоящий орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев.

При проведении выездных налоговых проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства.

Налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства независимо от проведения проверок самого налогоплательщика. Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика. Запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный налоговый период. Исключением является, если:

— проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации налогоплательщика;

— проверка проводится вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, на основании мотивированного постановления этого органа с соблюдением установленных законом требований.

В ходе осуществления выездной налоговой проверки проверяющие при необходимости могут производить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода, либо связанных с содержанием объектов налогообложения, При проведении налоговой проверки у проверяющих может возникнуть необходимость выемки документов, свидетельствующих о совершении правонарушений, чтобы они не были уничтожены, скрыты, изменены или заменены. Выемка документов производится по акту, составленному должностными лицами налоговых органов. В акте о выемке документов должна быть обоснована необходимость выемки и приведен перечень изымаемых документов. Налогопла

тельщик имеет право при выемке документов делать замечания, которые должны быть по его требованию внесены в акт. Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика. В случае отказа налогоплательщика скрепить печатью или подписью изымаемые документы об этом делается специальная отметка. Копия акта о выемке документов передается налогоплательщику. Выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. В необходимых случаях приглашается специалист, обладающий специальными знаниями и навыками и не заинтересованный в исходе дела.

Постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку, может быть назначена экспертиза. Эксперт вправе знакомиться с материалами проверки, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайство о предоставлении ему дополнительных материалов.

Должностное лицо налогового органа обязано ознакомить проверяемого налогоплательщика с постановлением о назначении экспертизы. Налогоплательщик (проверяемое лицо) имеет право:

— заявить отвод эксперту;

— просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц;

— представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта;

— присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснение эксперту;

— знакомиться с заключением эксперта.

Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени.

Заключение эксперта или его сообщение о невозможности дать заключение предъявляются проверяемому лицу, которое имеет право дать свои объяснения и заявить возражения.

В случае недостаточной ясности или полноты заключения назначается дополнительная или повторная экспертиза в соответствии с законодательством.

По результатам выездной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов составляется акт налоговой проверки по установленной форме, который подписывается этими лицами и руководителями проверяемой организации

либо индивидуальным предпринимателем. В акте указываются предмет проверки, сроки ее проведения, документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи Налогового кодекса, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.

Подготовленный и подписанный проверяющими и проверяемыми акт налоговой проверки, а также документы, изъятые у налогоплательщика, рассматриваются руководителем налогового органа вместе с документами и материалами, представленными налогоплательщиком, а также со всеми имеющимися возражениями, объяснениями и замечаниями.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа выносит соответствующее решение.

Акт налоговой проверки вручается руководителю организации налогоплательщика либо индивидуальному предпринимателю. Акт налоговой проверки может быть направлен по почте заказным письмом. Датой вручения акта считается шестой день начиная с даты его отправки.

Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки.

Руководитель налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком, в срок не более 14 дней.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа выносит решение:

— о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

— об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;

Читайте так же:  Налог на роскошь автомобили расчет калькулятор

— о проведении дополнительных мероприятий налогового копт роля.

Только после принятия мотивированного решения налогопла-телыцику может быть направлено требование об уплате недоимки, по налогу и пени.

Дополнительная налоговая проверка

Если проверяемый считает, что нарушены его права, и не согласен с актом или же с решением налогового органа, принятым по результатам налоговой проверки, то в соответствии со ст. 139 НК РФ он имеет право подать жалобу в произвольной письменной форме вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий налоговый орган. К жалобе прикладываются обосновывающие ее документы. Срок подачи жалобы установлен в три месяца со дня, когда проверяемый узнал или должен был узнать о нарушении своих прав (или дата вручения копии решения по результатам выездной налоговой проверки и требования об уплате налога, или дата, соответствующая дате отправления заказного письма с вышеперечисленными документами, плюс шесть дней после отправки).

По возникшему налоговому спору для принятия объективного решения вышестоящий налоговый орган вправе назначить дополнительную налоговую проверку. Данная проверка назначается только при отмене акта нижестоящего налогового органа. Решение по жалобе (в том числе и о назначении дополнительной налоговой проверки) принимается в течение месяца (п. 3 ст. 140 НК РФ). О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

Повторная выездная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка, осуществляемая в случае, связанном с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, плательщика сбора, а также в случае проверки вышестоящим налоговым органом нижестоящего налогового органа, может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки.

Формы и виды налогового контроля

Формы и виды налогового контроля

Похожие публикации

С помощью налогового контроля органы ФНС следят за соблюдением налогового законодательства организациями и предпринимателями. Данный контроль подразумевает целый ряд различных мер по выявлению нарушений налогоплательщиками. Из этой статьи вы узнаете, какими бывают виды и формы налогового контроля, и какие методы применяются налоговиками для достижения основных целей – обеспечения своевременного и полного поступления налогов и платежей в казну государства.

Понятие, формы и методы налогового контроля

Налоговый контроль — это деятельность уполномоченных госорганов (ФНС) по контролю за исполнением налогового законодательства налогоплательщиками, проводимая с помощью определенных средств и методов. В то же время можно определить налоговый контроль, как вид финансового контроля государства со своими объектами, методами и формами осуществления, ведь налоговые поступления – один из важнейших источников пополнения госбюджета.

Общие положения о налоговом контроле содержит ст. 82 НК РФ. Выполнение контролирующих функций возложены на должностных лиц – сотрудников налоговых органов.

Формы проведения налогового контроля могут быть следующими:

Методы налогового контроля – это приемы и способы применяемые для проверки законности хозопераций, верно ли они отражены в документах и налоговых регистрах, насколько полно начислены и уплачены в бюджет налоги, и не содержат ли действия налогоплательщика признаков правонарушений.

Очевидно, что формы и методы налогового контроля тесно переплетены между собой, и разделить их довольно сложно. Все способы, применяемые налоговиками, можно распределить на несколько групп:

  1. Основные методы контроля.
  • Документальные:
    • истребование и выемка документов и учетных регистров,
    • проверка правильности составления и достоверности отчетности,
    • проверка на соответствие нормам права,
    • арифметическая проверка,
    • проверка обоснованности проведенных операций;
  • Фактические:
    • инвентаризация имущества,
    • экспертиза,
    • проверка фактического объема оплаченных работ (встречная проверка),
    • анализ качества сырья и материалов,
    • контрольная закупка и т.д.
  1. Дополнительные методы налогового контроля.
  • Расчетно-аналитические:
    • экономический анализ данных,
    • технические расчеты,
    • логическая оценка,
    • контроль ценообразования и т.п.
  • Информативные:
    • запрос и получение объяснений налогоплательщиков,
    • истребование письменных справок,
    • разъяснение действующих норм законодательства.

Такова примерная классификация форм и методов налогового контроля. НК РФ их четкого перечня не содержит.

Виды налогового контроля в РФ

О том, какие существуют виды налогового контроля, налоговое законодательство тоже умалчивает. На практике группировать их можно в зависимости от различных факторов, например:

  • по территории, где ведется проверка – камеральный (на территории ИФНС) и выездной (на территории налогоплательщика);
  • по источникам – документальный (на основании сведений из документов) и фактический (на основании свидетельских показаний, осмотра, ревизии, контрольной закупки и т.п. действий);
  • по очередности – первичный и повторный (дважды проводимый в течение одного года по одним и тем же налогам);
  • по степени планирования – плановый (планируется заранее согласно графику) и внезапный (проводится внепланово, в связи с возникшей необходимостью);
  • по обязательности для налогоплательщика виды налогового контроля делят на обязательный (например, при ликвидациии юрлица) и инициативный;
  • по объему проверяемых документов – сплошной (проверяются все первичные документы и регистры за весь проверяемый период) и выборочный (проверяется только часть первички и регистров за меньший временной отрезок);
  • по времени осуществления – предварительный (предшествует совершению проверяемых хозопераций), текущий (проверка хозопераций во время отчетного периода), последующий (проверка операций за прошедшие отчетные периоды).
Видео (кликните для воспроизведения).

Все перечисленные формы, виды и методы налогового контроля способствуют достижению его главных задач: обеспечение полного и своевременного поступления налогов, сборов и страховых взносов в бюджет, выявление налоговых правонарушений и их пресечение, содействие правильному ведению налогового и бухгалтерского учета.

Источники

Видами налоговых проверок являются
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here