Внутренний финансовый контроль федерального казначейства

ВУЗРУ

«Научные статьи, доклады, лекции, эссе преподавателей и студентов России»

Казначейство РФ: статус и роль в обеспечении внутреннего финансового контроля

Основу финансовой политики государства составляет государственный финансовый контроль. Он является одной из важнейших функций государственного управления. Устойчивое функционирование системы государственного финансового контроля определяет финансовую стабильность страны. Вопросами государственного финансового контроля в России занимаются многие органы государственной власти.

Казначейство России является органом внутреннего государственного финансового контроля. В связи с упразднением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора полномочия по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, а также контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере были переданы данному органу.

Деятельность данного органа внутреннего государственного финансового контроля осуществляется непосредственно и через его территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и т.д.

Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет следующие его полномочия: контроль за не превышением сумм по операциям над лимитами бюджетных обязательств, бюджетными ассигнованиями, за наличием подтверждающих возникновение подлежащих оплате за счёт средств бюджета денежных обязательств документов. Также Федеральное казначейство осуществляет контроль за соответствием содержания проводимых операций указанным в представленных в Казначейство России получателями бюджетных средств платежных документах кодам бюджетной классификации Российской Федерации и за соответствием сведений о поставленном на учёт бюджетном обязательстве по государственному (муниципальному) контракту сведениям о данном государственном (муниципальном) контракте. Таким образом, основные усилия направлены на предотвращение нецелевого расходования бюджетных средств.

Что касается принципов, на которых основывается его контрольная деятельность, то они отличны от тех, что даны для Счётной палаты Российской Федерации. К ним относят принципы законности, объективности, эффективности, независимости, гласности, достоверности результатов, профессиональной компетентности. Это следует из Постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года No1092.

Как и в случае с внешним государственным финансовым контролем, Казначейство России может проводить плановые и внеплановые мероприятия (проверки, ревизии, обследования). Плановые мероприятия проводятся в соответствии планом контрольных мероприятий Федерального казначейства, внеплановые – на основании решения руководителя Казначейства России либо его заместителя. Такие решения выносятся в случае получения обращений граждан, поручений государственных органов, депутатских запросов, информации о нарушениях из средств массовой информации, а также в случае истечения срока исполнения ранее выданного предписания или представления.

При составлении плана контрольных мероприятий учитывается информация о планируемых идентичных контрольных мероприятиях другими органами государственной власти для максимально возможного исключения дублирования контрольной деятельности. Плановые контрольные мероприятия в отношении одного объекта контроля либо одной темы контрольного мероприятия не могут проводиться более одного раза в год.

Казначейство России имеет право запрашивать и получать материалы, необходимые для проведения контрольного мероприятия, проводить экспертизы и привлекать к ним независимых экспертов, выдавать преставления и предписания об устранении выявленных нарушений, направлять уведомления о применении бюджетных мер и т.д.

Кроме полномочий в сфере внутреннего государственного финансового контроля, Казначейство России обладает следующими функциями. Прежде всего, контролирует соблюдение законодательства Российской Федерации, которое регулирует бюджетные правоотношения.

Существуют определенные проблемы функционирования казначейской системы. Одной из самых серьезных проблем, которая препятствует в настоящее время бесперебойному функционированию системы Казначейства России, является несогласованность нормативно-правовой и законодательной баз, которая касается всех направлений совместной деятельности Казначейства России с внешними системами: банковской системой, государственными налоговыми и таможенными органами, а также плательщиками и получателями бюджетных средств.

Кроме того, еще одной немаловажной проблемой казначейства является несовершенная бюджетная классификация. Она слишком обширна, имеет широкие зоны пересечения в таких показателях, как виды расходов, целевые статьи, экономические классификации. И, так как каждая операция бюджета (большое количество знаков плюс код бюджетного учреждения) требует больших затрат при вводе информации, их идентификация становится довольно затруднительной для автоматической обработки. Соответственно, в связи с неоднозначностью толкования содержания экономической классификации часто происходят разногласия между бюджетными учреждениями и контролирующими органами.

На сегодняшний день функций Федерального казначейства в бюджетном урегулировании становится все больше и больше. И, возможно, в недалеком будущем оно должно будет выполнять не только функции государственного кассира, но и полномочия государственного финансового управляющего, когда необходима жесткая регламентация процесса исполнения бюджетов, а также контроль над всеми расходами бюджетных учреждений, управление всеми государственными активами.

Главной задачей государственного финансового контроля, осуществляемого Казначейством России, является содействие эффективному использованию финансовых ресурсов государства, контроль за законностью, целесообразностью, полнотой использования бюджетных средств.

Контроль в финансово-бюджетной сфере рассматривается как часть системы управления общественными финансами. Роль Федерального казначейства в обеспечении внутреннего финансового контроля заключается в проверке соответствия решений, принятых органами государственной власти, результатам их исполнения. Большое значение имеет обратная связь, которая позволяет показать, на каком этапе исполнения данных решений возникают нарушения, а также выявить их причины.

Важным моментом является то, что Казначейство России старается регулярно собирать и анализировать информацию о деятельности объектов государственного финансового контроля с помощью информационных систем.

При выявлении нарушений Федеральное казначейство уведомляет о них объекты контроля и принимает решение, если возникает необходимость, о назначении проверки. Конечно, задачей органа государственного финансового контроля является не выявление как можно большего количества нарушений, а оказание помощи объектам контроля в преодолении управленческих, организационных проблем, даче рекомендаций. Другими словами, Федеральное казначейство должно быть своеобразным финансовым консультантом, помощником для объектов контроля.

После получения части полномочий Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Казначействе России был поднят вопрос об изменении основных подходов к осуществлению внутреннего государственного финансового контроля и повышении его эффективности. Для этого были намечены определённые ориентиры деятельности и, по заявлению руководителя Федерального казначейства, орган делает всё возможное для точного следования им. До сих пор осуществляется обновление нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность в сфере финансово-бюджетного надзора. В целях повышения прозрачности процедур проверок для объектов контроля принимается ряд стандартов, как организационного характера, так и функционального, предметного.

Читайте так же:  Налоговая декларация 3 ндфл в экселе

Мы уже отмечали ранее, что рассматриваемый нами орган государственного финансового контроля выступает за исключение дублирования в деятельности контрольных органов, а также, соответственно, уменьшении нагрузки на объекты контроля. Оно предлагает создать «сообщество контролёров», так называемую неформальную организацию под управлением Казначейства России, в которой бы обсуждались текущие проблемы и направлялись предложения в органы государственной власти (например, Министерство финансов Российской Федерации). Одна из таких проблем – создание классификатора нарушений, позволяющего согласовать подходы на всех уровнях власти к определению ответственности за те или иные нарушения в финансово-бюджетной сфере. Заметим, что классификатор нарушений уже разработан и применяется во внешнем государственном финансовом контроле.

Кроме всего прочего, стоит отметить эффект от перехода на казначейское сопровождение. Во-первых, есть строго регламентированные стандарты и требования для объектов контроля. Если они соблюдают данные правила, риски нарушений значительно снижаются. Благодаря отчётности Федерального казначейства государственным заказчикам становится понятно, на что именно были потрачены бюджетные средства. Во-вторых, при размещении своих средств на банковском депозите, Казначейство России получает дополнительный доход для федерального бюджета. Из цепочки соисполнителей уходят недобросовестные поставщики. Им невыгодно держать средства на казначейских счетах.

Таким образом, на сегодняшний день Казначейство России видит свою цель в оказании помощи объектам контроля в эффективности их деятельности, а именно, автоматизации части функций для освобождения управленцев от трудозатратной работы. Федеральное казначейство стремится осмыслить свою роль и место в обеспечении внутреннего финансового контроля и в процессе государственного управления, определить перспективы своей деятельности на будущее.

Внутренний финансовый контроль федерального казначейства

Начало XXI века характеризовалось интенсивным внедрением информационных, цифровых технологий во все сферы жизни – в науку, в образование, в экономику, даже в организацию дорожного движения, и этот список можно бесконечно продолжать. Действительно, это можно сравнить и приравнять по значимости к промышленной революции, и даже назвать четвертой промышленной революцией или цифровой революцией. Данная тенденция позволяет создавать новые отрасли экономики, при этом существенно уменьшаются издержки, повышается производительность и эффективность труда.

На сегодняшний день в России существует приоритет в экономической политике: цифровизация экономики – заявил президент России В.В. Путин на заседании саммита БРИКС в 2018 году. «Но что касается цифровой экономики, без цифровой экономики мы не сможем перейти к следующему технологическому укладу, а без этого перехода к новому технологическому укладу в российской экономике, а значит у страны, нет будущего. Поэтому это задача номер один в сфере экономики, которую мы должны решить», – подчеркнул президент страны.

Цель исследования: рассмотреть влияние цифровизации экономики на процесс финансового контроля.

Материал и методы исследования

Для проведения исследований были использованы общенаучные методы познания (анализ, синтез, аналогия сравнение, обобщение). Материалами исследования являются периодические издания.

Результаты исследования и их обсуждение

Прежде чем рассмотреть влияние цифровизации экономики, в частности, на процесс финансового контроля, рассмотрим понятие «финансовый контроль» более подробно.

Подходы к определению «финансовый контроль» различных авторов

Определение. Финансовый контроль —

особая форма деятельности специально уполномоченных государственных органов и хозяйствующих субъектов, основанная на властных предписаниях правовых норм, направленная на проверку своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования, осуществление принудительных изъятий в бюджетную систему, установление оснований для применения мер ответственности за нарушение финансового законодательства» [11]

межотраслевая система надзора наделенных контрольными функциями государственных и общественных органов за финансово-хозяйственной деятельностью субъектов хозяйствования в целях объективной оценки экономической эффективности этой деятельности, установления законности и целесообразности финансовых операций и выявления резервов роста государственного бюджета [15]

деятельность органов государственной (муниципальной) власти и управления, предусмотренная законодательством, по выявлению, предупреждению и пресечению ошибок (злоупотреблений) в управлении государственными (муниципальными) денежными и материальными ресурсами, используемыми в хозяйственной деятельности, несоблюдения финансового законодательства, а также недостатков в организации систем управления финансово-хозяйственной деятельностью государственных (муниципальных) организаций и их объединений [4]

функция управления, представляющая собой деятельность контролирующих субъектов по оценке соответствия совершаемых управляемым субъектом операций финансовым интересам управляющего субъекта [5]

Любое государство не может обеспечить нормальное его функционирование без отлаженной системы государственного контроля, особенно без финансового контроля. Контроль – это не та система, которая находится над или вне системы государственного управления в отличие от государственного аудита. В современной экономической литературе существует множество интерпретаций понятия «финансовый контроль». Рассмотрим некоторые из них (таблицу).

В своем определении Бровинкин Н.Д. определяет контролирующие субъекты, как органы государственной власти; контролируемые субъекты – органы государственной власти и местного самоуправления, юридические и физические лица. объекты контроля – финансовая и связанная с ней хозяйственная деятельность контролируемых субъектов [5].

Рассмотрев 4 определения различных авторов, можно утверждать, что зачастую понятия «финансовый контроль» отожествляется, используется как синоним такому понятию как «государственный финансовый контроль» (далее ГФК). Однако, в учебнике А.Ю. Быстрякова существует разделение финансового контроля на государственный и коммерческий (рис. 1). Государственный контроль вкл. в себя контроль за:

– исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

– организацией денежного обращения;

– использованием кредитных ресурсов;

– состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов;

– предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ [8].

Существует классификация ГФК: по сферам контроля, по уровню организации, по уровню управления, по методологическому приему и т. д. Рассмотрим классификацию ГФК согласно БК РФ: внешний и внутренний государственный контроль. Внешний государственный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Внутренний государственный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций, финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) [1].

Читайте так же:  Налог на землю под коммерческую недвижимость

Рис. 1. Структура финансовый контроля

Рис. 2. Органы, осуществляющие ГФМК

Существуют органы, которые осуществляют ГМФК (рис. 2). Условно, их можно разделить на органы, которые осуществляют внутренний/внешний контроль. Согласно Приказу Федерального Казначейства от 29 декабря 2017 г. № 385, центральный аппарат Федеральное казначейства, а так же его отделы по субъектам – управление Федерального казначейства – органы, осуществляющие функции по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений [15]. Рассмотрим более подробно деятельность Управления Федерального Казначейства (далее, УФК). Данный орган осуществляет контроль:

1) за непревышением лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований;

2) наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, подлежащего оплате за счет средств бюджета и др. [8].

УФК осуществляет предварительный финансовый контроль в целях предупреждения и недопущения нарушений бюджетного законодательства. Существует классификатор рисков, выявляемых УФК в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере, где более подробно описываются риски и области контроля.

Еще в 2015 году заместитель руководителя Федерального казначейства С.Е. Прокофьев в статье «Новации в сфере государственного финансового контроля, осуществляемого Казначейством России» отмечал значимость формирования государственной автоматизированной системы «Электронный бюджет» [12]. Уже сейчас эта система активно работает и предназначена для обеспечения прозрачности, открытости и подотчётности деятельности государственных органов и др., а также в целях повышения качества их финансового менеджмента за счёт формирования единого информационного пространства [10].

На ближайшую перспективу перед УФК стоят задачи: повышение эффективности бюджетных расходов и снижение издержек. Если рассматривать ближайшие изменения УФК, связанные с цифровизацией экономики, то важно отметить, что к 2021 году Минфин намерен трансформировать Казначейство в платежную систему, что и поможет выполнить задачи, указанные выше [9]. Казначейство будет доводить средства до бюджетополучателей в режиме онлайн. Данное преобразование планируется начать с изменений в БК РФ. Далее, в ЦБ РФ откроется единый казначейский счет, с помощью которого будет происходить обслуживание всех клиентов Казначейства. К 2020 г. все счета, которые будут на тот момент в Банке России, будут переведены в непосредственно в Казначейство, после чего оно начнет функционировать как полноценная платежная система. Как подчеркнул министр финансов России, А.Г. Силуанов, система казначейских платежей существенно сократит сроки осуществления расчетов бюджета, благодаря чему произойдет увеличение оборачиваемости бюджетных средств [14].

Федеральное казначейство

официальный сайт Казначейства России
www.roskazna.ru

Финансовый контроль

Финансовый контроль в сфере закупок — это комплекс мер, выражающийся в проведении мероприятий по анализу законности составления и исполнения бюджетов, в том числе расходов, связанных с осуществлением госзакупок, правильности и достоверности составления отчетов по результатам проведенной деятельности.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 99, к органу контроля в сфере закупок отнесен орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, — Федеральное казначейство (ФК).

Помимо ФК, контрольными функциями обладают финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Субъекты контроля

Федеральное казначейство внутренний контроль может осуществлять и за иными субъектами на основании заключенных соглашений, к примеру, за заказчиками регионального и местного уровня при открытии ими соответствующих счетов в ФК (ч. 7 ст. 99 44-ФЗ, ч. 6 Постановления от 12.12.2015 № 1367).

Федеральное казначейство осуществляет финансовый контроль за следующими субъектами:

  • госзаказчики, осуществляющие закупки за счет федерального бюджета;
  • федеральные бюджетные и автономные учреждения — за счет бюджетных средств (согласно ч. 1, 4 ст.15 44-ФЗ);
  • ФГУП с заказами на осуществление капитальных вложений.

Внутренний государственный финансовый контроль

  • 2020
  • 2019
  • 2018
  • 2017
  • 2016
  • 2012
  • 2011
  • 2007
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Изменения от 31 декабря 2019 г. в Классификатор нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере

Полномочия Федерального казначейства как органа финансового контроля Российской Федерации

Дата публикации: 22.05.2018 2018-05-22

Статья просмотрена: 3667 раз

Библиографическое описание:

Чернов М. В. Полномочия Федерального казначейства как органа финансового контроля Российской Федерации // Молодой ученый. — 2018. — №20. — С. 338-340. — URL https://moluch.ru/archive/206/50636/ (дата обращения: 19.02.2020).

Казначейство в Российской Федерации учитывая важность решаемых им задач в системе экономической безопасности страны служит главным инструментом осуществления государственной бюджетной политики и ведущей составляющей единой системы государственного финансового контроля. Исходя из этого, изучение данной темы не потеряет свою значимость не в настоящем, не в будущем.

Казначейство в Российской Федерации учитывая важность решаемых им задач в системе экономической безопасности страны служит главным инструментом осуществления государственной бюджетной политики и ведущей составляющей единой системы государственного финансового контроля. Исходя из этого, изучение данной темы не потеряет свою значимость не в настоящем, не в будущем.

Функции Федерального казначейства как органа финансового контроля, стоит разделять на два вектора: контроль за доходами и контроль за расходами бюджетных денежных средств. Стоит подчеркнуть, что контрольные полномочия органов Казначейства России разделяются в соответствии со стадиями процесса казначейского исполнения бюджета. На стадии финансирования расходов осуществляется текущий контроль. На стадии санкционирования расходов федерального бюджета проводится предварительный контроль.

Видео (кликните для воспроизведения).

В статье 269.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации выделяются следующие разновидности финансового контроля:

– контроль за не превышением суммы по финансовым операциям над лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями;

– контроль за соответствием сути проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации, который содержится в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем бюджетных средств;

Читайте так же:  Оплата налога на имущество

– контроль за наличием документов, подтверждающих появление денежного обязательств, оплачиваемых за счет средств бюджета;

– контроль за соответствием сведений о поставленном на учет бюджетном обязательстве по государственному (муниципальному) контракту сведениям о данном государственном (муниципальном) контракте, содержащемся в предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд реестре контрактов, заключенных заказчиками.1

Казначейство России представляется на данный момент одним единоличным федеральным органом государственного финансового контроля в границах нашей страны, для которого осуществление предварительного контроля представляется первостепенным направлением его деятельности.

Предварительный казначейский контроль — это такой вид контроля, который проводится пока финансовые операции еще на ранних стадиях установления, рассмотрения и утверждения смет доходов и расходов, договоров, других финансово ценных документов.

Приоритетными направлениями деятельности Федерального казначейства на стадии предварительного контроля является процесс слежения за соответствием проведенных расходов представленным документам, за устойчивым характером лимитов бюджетных обязательств, за устойчивым характером кассовых расходов, проводимых получателями бюджетных средств и так далее. Данный вид контроля проводится во время учета органами Федерального казначейства принимаемых получателями бюджетных средств денежных обязательств и препятствует принятию обязательств, назначение которых не обеспечено, установленным законом о федеральном бюджете. Получатели бюджетных средств не обязаны совершать принятие обязательств, оплата которых не установлена в законе о федеральном бюджете.

На предварительной стадии контролируется соответствует ли содержание проводимой операции коду бюджетной классификации РФ, который содержится в платежном документе, представляемым в Федеральное казначейство получателем бюджетных средств, и наличие у получателя бюджетных средств, документов, подтверждающих возникновение у него денежного обязательства.

Предварительный казначейский контроль совершается раньше фактического исполнения бюджета, если говорить иначе предварительный контроль предшествует зачислению налоговых и других платежей в бюджет, расходованию средств бюджета и принятию какого-либо рода решений по финансовым и связанным с финансами вопросам. Фактически данный вид контроля происходит в процессе регулирования доходов бюджетов разных уровней, поступающих на счета органов Федерального казначейства. Первоочередной целью предварительного бюджетного контроля, видеться в превенции расходования бюджета не надлежащим образом.

Текущий казначейский контроль используется в ходе исполнения бюджета посредством анализа оперативных данных, текущей отчетности об исполнении бюджета, данных имеющих сведения об использовании средств бюджетополучателями. Данный контроль, заключающийся в постоянной проверке соблюдения распорядителями бюджетных средств финансовой дисциплины. Главное назначение текущего бюджетного контроля видеться в распоряжении бюджетных средств, исходя из приняты нормативов.

Предварительный, также, как и текущий бюджетный контроль, проводимый органами Федерального казначейства, включает все организации, которые финансируются из федерального бюджета через лицевые счета бюджетополучателей.

Указом Президента РФ от 2 февраля 2016 года № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере». [2] Федеральному казначейству были делегированы полномочия Росфиннадзора по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере. Теперь, Федеральное казначейство проводит также и последующий контроль за бюджетными ресурсами.

Исходя из вышеизложенного на Федеральное казначейство возлагаются полномочия по контролю за соответствием информации, расположенной в планах-графиках, планах закупок, протоколе и проекте контракта, размещаемых в единой информационной системе в сфере закупок(ЕИС), утвержденным и доведенным до заказчика ключевым финансовым показателям. По отношению к федеральным заказчикам данный контроль будет осуществляться в автоматическом режиме с помощью взаимодействия ЕИС с подсистемой «Управление закупками» Государственной интегрированной информационной системой управления общественными финансами ГИИС «Электронный бюджет». Он позволит существенно сократить риски появления кредиторской задолженности в ситуации при исполнении обязательств по оплате контрактов.

Если же обращаться к региональным и муниципальным заказчикам, то у финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований будет выбор — проводить ли контроль самостоятельно или делегировать полномочия Федеральному казначейству основанном на соответствующем соглашении. В процессе передачи полномочий Федеральному казначейству работа региональных и муниципальных заказчиков каким-либо изменениям не подвергается, однако все документы, направляемые ими на размещение в ЕИС, будут поступать в Федеральное казначейство для проверки в порядке, установленном для федеральных заказчиков.

Так же в соответствии с частью 11.2 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе Федеральное казначейство уполномочивается проводить проверки по осуществлению органами государственного (муниципального) финансового контроля исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций) контроля за соблюдением Закона № 44 ФЗ.3 На данный момент Федеральное казначейство приступило к разработке общих требований к осуществлению такого контроля.

Министр финансов, А. Г. Силуанов, в своих выступлениях неоднократно отмечал увеличение роли Федерального казначейства в повышении эффективности бюджетных расходов и усиления контроля за их осуществлением.

И действительно, в данное время Федеральное казначейство — это единственный федеральный орган, для которого главным является ведение предварительного, текущего и последующего финансового контроля за сбором и распределением государственных средств. Это существенно выделяет его среди остальных контролирующих органов в качестве ведущего звена механизма, предупреждающего финансовые нарушения в финансовой сфере с государственными средствами.

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июня1998г. № 145-ФЗ (ред. от 30.11.2016)

2. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. От 05.04.2013)

3. Указ Президента РФ от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс»

Роль казначейства в контрактной системе

Федеральное казначейство как орган финансового контроля

Цель создания, основы деятельности, полномочия и задачи ФК отражены в Бюджетном кодексе РФ (БК), Постановлении от 01.12.2004 № 703, Приказе от 29.05.2014 № 106, Постановлении от 12.12.2015 № 1367.

Согласно ст. 269.1 БК РФ, полномочиями ФК являются:

  • проверка непревышения суммы заказа над лимитами бюджетных обязательств, ассигнований;
  • анализ содержания заказа на соответствие коду бюджетной классификации;
  • проверка наличия документов, подтверждающих денежное обязательство;
  • проверка сведений о поставленном на учет бюджетном обязательстве по контракту, соответствие сведениям, содержащимся в реестре контрактов.
Читайте так же:  Учет ип по подоходному налогу

Ч. 8 ст. 99 предусматривает следующие полномочия:

  • проверка обоснования заказов;
  • соблюдение правил нормирования;
  • корректное обоснование начальной цены договора;
  • применение заказчиком штрафов, пеней, неустоек при нарушения поставщиком условий договора;
  • проверка на соответствие поставленных товаров техническим заданиям договора и целям осуществления заказа.

С 01.01.2017 Федеральное казначейство осуществляет контроль за выявлением несоответствия следующей контролируемой информации:

  1. Соответствие стоимости контрактов, указанных в документах планирования, лимитам, доведенным до заказчиков.
  2. Соответствие идентификационных кодов и объемов финансового обеспечения на всех стадиях заказа (планы-графики — на соответствие планам закупок, извещение и документация — на соответствие документам планирования, протоколы — на соответствие документации, а условия договоров — на соответствие данным протоколов).

Важно, что согласно Постановлению от 20.03.2017 № 315, норма о неразмещении в Единой информационной системе информации до устранения выявленных нарушений начала действовать с 1 января 2020 г. для заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения нужд субъектов и муниципальных нужд. Норма введена в целях минимизации рисков возникновения кредиторской задолженности при исполнении обязательств по оплате контрактов.

Этапы внедрения внутреннего финансового контроля с учетом специфики бюджетных учреждений

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 08.12.2019 2019-12-08

Статья просмотрена: 53 раза

Библиографическое описание:

Павлова А. В., Чуб М. В. Этапы внедрения внутреннего финансового контроля с учетом специфики бюджетных учреждений // Молодой ученый. — 2019. — №49. — С. 113-115. — URL https://moluch.ru/archive/287/64738/ (дата обращения: 19.02.2020).

Методика внутреннего финансового контроля — это совокупность (методических) приемов контроля, которая позволяет всесторонне, полно и объективно исследовать хозяйственные и финансовые операции, осуществляемые в процессе предоставления государственных (муниципальных) услуг с целью своевременного выявления, устранения и предупреждения нарушений, связанных с использованием финансовых ресурсов.

Для формирования системы внутреннего контроля в государственном секторе экономики нашим правительством и министерством финансов были разработаны необходимые базовые нормативно методические основы и рекомендации. Тем не менее, результативность внутреннего контроля в конкретной организации непосредственно зависит от степени подготовленности сотрудников, которым поручены данные обязанности, наличие контроля со стороны руководства и вышестоящей организации по подведомственности. Разработка требуемых формуляров, бланков, приказов по внутреннему финансовому контролю недостаточно для ее действенного и бесперебойного функционирования как системы. Для начала проведения внутреннего контроля следует определить, кто будет его проводить.

Внутренний финансовый контроль бюджетных учреждений может осуществляться следующими путями [3]:

– формируется отдельное подразделение (отдел внутреннего контроля с подчинением руководителю учреждения) или вводится должность ревизора (также с непосредственной подчиненностью руководителю учреждения);

– в учреждении назначается постоянно действующая комиссия, на которую возлагается осуществление данного контроля;

– осуществление внутреннего финансового контроля возлагается на работников отделов учреждения (например, на работников кадровых и финансовых служб). В данной ситуации внутренний контроль будет вестись в пределах предварительных и текущих контрольных мероприятий.

Также отметим, что Федеральное казначейство проводит анализ осуществления главными администраторами бюджетных средств, внутреннего финансового контроля согласно ч. 4 ст. 157 БК РФ. При этом, порядок проведения анализа подробно предусмотрен приказом Федерального казначейства РФ от 23 июня 2017 г. № 16н «Об утверждении Порядка проведения анализа осуществления главными администраторами средств федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита» [1]. Кроме того, согласно ч. 4 ст. 160.2–1 БК РФ распорядители бюджетных средств осуществляют внутренний финансовый аудит учреждения.

Также финансовый контроль за деятельностью бюджетных, казенных и автономных учреждений, кроме органов государственного (муниципального) финансового контроля, должны осуществлять учредители данных учреждений.

При этом, с учетом реализации механизмов финансового обеспечения деятельности учреждений при помощи предоставления субсидий акцент при проведении учредителем контрольных мероприятий отклоняется в сторону контроля достоверности, полноты и точности бухгалтерской отчетности. Стало быть, субъекты, производящие оценку внутреннего финансового контроля можно систематизировать на следующей схеме (рисунок 1).

Рис. 1. Субъекты оценки внутреннего финансового контроля бюджетного учреждения [1]

Отдельные попытки разработать критерии эффективности для некоммерческих организаций делали А. И. Бондаренко, И. Я. Сайфутдинов, В. Маслова Т. С. [2, 4, 6] В исследованиях этих ученых превалируют такие подходы к оценке эффективности организаций третьего сектора: целевой (в какой степени достигнуты цели организации), ресурсный (насколько организация обеспечена ресурсами), множества заинтересованных (как много граждан, их групп, организаций заинтересовано в деятельности той или другой НКО), социального конструктивизма (как общественность относится к деятельности НКО).

Наиболее распространены целевой и системный подходы, а также обобщающий многопараметрический подход. Ни один из этих подходов следует считать оптимальным, поскольку они не отражают социальное значение деятельности некоммерческих организаций.

Параметрами эффективности некоммерческих организаций могут быть форма и качество системы подотчетности и аудита, внешнего регулирования и финансирования, функции наблюдательного совета, общественного мониторинга [4]. Более практичными показателями эффективности третьего сектора является численность и масштаб выполняемых проектов, количество и соотношение волонтеров и профессиональных работников, структура услуг, которые предоставляет сектор, источники финансирования, отношения с государством, опыт выполнения контрактов с государством.

С целью повышения эффективности деятельности предлагаем этапы внедрения внутреннего финансового контроля с учетом специфики бюджетных организаций

Таким образом, предлагаются следующие этапы внедрения внутреннего финансового контроля с учетом специфики бюджетных учреждений.

  1. Предварительный этап. На данном этапе необходимо установить цель и задачи внутреннего финансового контроля бюджетного учреждения. Данный этап предполагает определение ответственных лиц за осуществление внутреннего финансового контроля. Важным шагом в данном этапе является формирование плана мероприятий по внедрению внутреннего финансового контроля.
  2. Организационно-аналитический этап. Первоначально на данном этапе необходимо провести оценку внутренней и внешней среды бюджетного учреждения. Важным шагом на данном этапе является разработка основных направлений внутреннего финансового контроля для бюджетного учреждения. Ключевое место отводится установлению показателей оценки системы внутреннего финансового контроля для бюджетного учреждения.
  3. Этап внедрения. На данном этапе формируется отдел внутреннего финансового контроля. Особое место отводится разработке локальных нормативных документов, регламентирующих внутренний финансовый контроль бюджетного учреждения. Важным на данном этапе является формирование материально-технического обеспечения для реализации внутреннего финансового контроля.
Читайте так же:  Земельный налог вид расхода

Внутренний (внутрихозяйственный) финансовый контроль организует непосредственно руководитель бюджетного учреждения. В том числе он обязан лично и с привлечением ответственных лиц, проверочных комиссий и представителей общественности проводить плановые и внезапные проверки в структурных подразделениях денежных сумм, имущества и других материальных ценностей [2].

Объект финансового контроля в бюджетном учреждении представляет собой движение денежных средств в процессе составления, распределения, перераспределения и использования государственных и муниципальных централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в сфере образования.

При обнаружении факта причинения ущерба государству, руководитель бюджетного учреждения должен своевременно назначить соответствующее расследование и соответственно принять решение о привлечении виновных лиц к ответственности.

Наряду с руководителем бюджетного учреждения ответственность за финансовую дисциплину возложена также на руководителя финансового подразделения. Именно они должны создают необходимые условия для соблюдения финансовой дисциплины со стороны сотрудников бюджетного учреждения.

1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации (БК РФ). URL: http://www.bdkodeks.ru/

2. Бондаренко А. И. Пути совершенствования отечественной системы государственного контроля / А. И. Бондаренко // Современные проблемы науки образования. — Пенза. Из-во: «ИД Академия Естествознания» № 1. — 2014. — С 462.

3. Маслова, Т. С. Контроль и ревизия в бюджетных учреждениях: Учебное пособие [Текст] / Т. С. Маслова, Е. А. Мизиковский. — М.:Магистр, 2016. — 339 с.

4. Мишина, С. В. Совершенствование управления бюджетными ресурсами [Текст] / С. В. Мишина // Финансы и кредит. — 2015. — № 6. — С. 15–20.

5. Рогатенюк, Э. В. О соотношении понятий «контроль», «финансовый контроль» и «государственный контроль» [Текст] / Э. В. Рогатенюк, В. И. Комышева // Вестник Науки и Творчества. — 2017. — № 1 (13). — С. 112–122.

6. Сайфутдинов, И. Я. Эффективность внутреннего финансового контроля в бюджетных учреждениях [Текст] / И. Я. Сайфутдинов // Juvenis scientia. — 2018. — № 11. — С. 17–19.

Внутренний финансовый контроль федерального казначейства

Е.Н. Михайлова,
руководитель Департамента методологии внутреннего финансового контроля (Санкт-Петербург)

В связи с совершенствованием государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и аудита рассмотрим уточнение полномочий участников бюджетного процесса по его организации и проведению, новые задачи и порядок осуществления внутреннего контроля с учетом изменений, внесенных Федеральными законами от 26.07.2019 № 199-ФЗ и № 247-ФЗ.

Цели и причины оптимизации внутреннего финансового контроля

Основные направления оптимизации внутреннего контроля — 2019

Федеральный закон от 26.07.2019 № 199-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита» (далее — Закон № 199-ФЗ) направлен на повышение эффективности финансового контроля и аудита по следующим основным направлениям:

определение целей, задач и порядка осуществления соответствующих видов контроля государственного (муниципального) финансового контроля (далее — госфинконтроль, Г(М)ФК), внутреннего финансового контроля (ВФК) и внутреннего финансового аудита (ВФА);
усиление контроля за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении бюджетных средств , положений правовых актов , обуславливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по выплатам из бюджетов бюджетной системы РФ;
совершенствование порядка применения бюджетных мер принуждения (БМП);
формирование федеральной системы стандартов ВФА , которые должны содержать принципы, задачи, основания и порядок организации, планирования и проведения ВФА, реализации его результатов, права и обязанности должностных лиц, а также определять случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению ВФА;
определение требований к порядку проведения мониторинга качества финансового менеджмента (порядком должны определяться в том числе правила расчета и анализа значений показателей качества финансового менеджмента, формирования и представления информации для его проведения).

Модель осуществления государственного финансового контроля в России

Виды государственного контроля Органы — субъекты государственного финансового контроля Объекты контроля
Внешний государственный финансовый контроль Счетная палата Российской Федерации — высший орган внешнего государственного аудита Учредители, ГРБС — органы исполнительной власти (государственные органы) (федеральные и субъектов РФ), осуществляющие функции и полномочия учредителей в отношении федерального бюджетного или автономного учреждения;
Учреждения — получатели средств бюджета:
— казенные учреждения — получатели бюджетных средств (участники бюджетного процесса);
— бюджетные и автономные учреждения — получатели субсидий (неучастники бюджетного процесса)
Внутренний государственный финансовый контроль Федеральное казначейство осуществляет:
— контроль в финансово-бюджетной сфере;
— анализ осуществления полномочий по ВФК и ВФА
Внутриведомственный контроль Главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС) осуществляет:
— внутренний финансовый контроль (ВФК);
— внутренний финансовый аудит (ВФА)
— Получатели субсидий, инвестиций, кредитов и займов;
— Получатели бюджетных средств;
— Получатели межбюджетных трансфертов;
— Региональные операторы;
— Федеральные государственные бюджетные учреждения;
— Иные юридические и физические лица, получающие средства из федерального бюджета, а также совершающие операции с ними;
— Средства Фонда ЖКХ

Проблемы реализации внутреннего контроля как самостоятельного бюджетного полномочия следующие:

излишняя формализация процедур внутреннего контроля;
субъективная оценка рисков исполнителями операций, демотивация «показывать» результаты внутреннего контроля;
отсутствие единой регламентации к осуществлению внутреннего контроля по уровням бюджетной систем;
отсутствие связи между результатами оценки качества финансового менеджмента и внутреннего контроля.

Решение проблем с учетом принятия поправок в Бюджетный кодекс РФ (в редакции Закона № 199-ФЗ):

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

Видео (кликните для воспроизведения).

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Источники

Внутренний финансовый контроль федерального казначейства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here