Вопросы административной ответственности за нарушение валютного законодательства

Увеличился срок давности по валютным правонарушениям

С одного года до двух лет увеличен срок давности привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности за нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.

В КоАП РФ внесены поправки, согласно которым изменился срок давности по валютным правонарушениям. Раньше этот срок составлял один год. Теперь же привлекать нарушителей к административной ответственности за валютные правонарушения будут в течение двух лет. Так, у органов валютного контроля будет целых два года на привлечение к административной ответственности российской компании, к примеру, за то, что ее иностранный контрагент не оплатил в срок приобретенный у нее товар (ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ). Также двухлетний срок давности будет распространяться и на другие валютные правонарушения: например, на случаи непредставления в налоговый орган уведомления об открытии счета в иностранном банке, нарушения установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям (ст. 15.25 КоАП РФ).

Проект этого закона разрабатывался еще в тот период, когда функции по привлечению к административной ответственности находились у Росфиннадзора. С 2 февраля 2016 г. Росфиннадзор был упразднен, его функции как органа валютного контроля переданы Федеральной таможенной службе и Федеральной налоговой службе (Указ Президента РФ от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере»). В период работы Росфиннадзора необходимость увеличения сроков давности обосновывалась тем, что зачастую протоколы о нарушении и другие доказательства поступали в Росфиннадзор от таможенных и налоговых органов уже после истечения срока давности. Теперь эта проблема решена, валютным контролем занимаются сами налоговые и таможенные органы (в зависимости от совершенных правонарушений). Несмотря на это, одного года на выявление факта совершения валютного правонарушения и привлечение к административной ответственности все равно не хватает.

Во-первых, на сроки сильно повлияло формирование Таможенного союза и Единого экономического пространства. Снятие пограничного, таможенного и иных видов контроля на границах Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также обеспечение свободного перемещения товаров внутри таможенной территории Таможенного союза осложнили контроль за валютными операциями резидентов, в том числе во взаимной торговле в рамках ЕврАзЭС. Так, для фиксации доказательств по валютным правонарушениям зачастую требуются значительные временные затраты для получения заключений органов государственной власти Республики Казахстан и Республики Беларусь. С учетом необходимости получения заключений таможенных органов других государств, выполнения процедуры дополнительных запросов органов государственной власти, осуществляющих государственный надзор и специфические разрешительные функции (подтверждение государственных номеров транспортных средств, указанных в товарно-транспортных накладных и иных товаросопроводительных документах и т.д.), средний срок получения документов и информации от государственных органов стран — членов Таможенного союза может доходить до полугода.

Во-вторых, существуют различные способы затягивания рассмотрения административных дел. Так, проблемы у органов валютного контроля возникают из-за того, что необходимо извещать привлекаемых к административной ответственности лиц и невозможно принять решение по делу в отсутствие данного лица без доказательств его надлежащего уведомления. Но многие нарушители не находятся по месту своей регистрации, поэтому процесс получения доказательств извещения постоянно затягивается. Также сами компании и индивидуальные предприниматели часто злоупотребляют своим правом на заявление ходатайств об отложении рассмотрения дел об административном правонарушении, в результате чего привлечь их к административной ответственности не получается из-за истечения срока давности.

Эти поправки внесены Федеральным законом от 05.04.2016 № 89-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования». Закон вступает в силу 16 апреля 2016 г.

Вопрос: Нарушение валютного законодательства. Вправе ли налоговый орган привлекать организацию к административной ответственности за нарушения валютного законодательства? (Управление ФНС России по Калининградской области, февраль 2013 г.)

Нарушение валютного законодательства. Вправе ли налоговый орган привлекать организацию к административной ответственности за нарушения валютного законодательства?

Налоговый орган на основании статьи 22, части 7 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон N 173-ФЗ) является агентом валютного контроля, который обязан осуществлять контроль соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Административная ответственность за нарушение валютного законодательства Российской Федерации установлена статьей 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, статьей 25 Закона N 173-ФЗ. Должностные лица агентов валютного контроля (налоговых органов) вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 КоАП РФ (пункт 80 часть 2 статья 28.3 КоАП РФ).

Агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право проводить проверки (часть 1 статья 23 Закона N 173-ФЗ) в рамках положений Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами (утв. Приказом Минфина России от 04.10.2011 N 123н).

Регламентом определено составление налоговым органом акта проверки соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства, а в случае выявления нарушений валютного законодательства — составление протокола об административном правонарушении в порядке и в сроки, предусмотренные КоАП РФ (пункт 9).

Однако составление протокола налоговым органом не является достаточным для привлечения нарушителя к ответственности. У налогового органа отсутствуют полномочия по рассмотрению дел и вынесению постановлений по делам об административных правонарушениях валютного законодательства, поскольку такое право предоставлено лишь органу валютного контроля.

Агенты валютного контроля (в лице должностных лиц налоговых органов) при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ, санкции к которому применяются в соответствии с законодательством РФ иным органом валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, информацию, указанную в частях 9, 11 статьи 23 Закона N 173-ФЗ (в объеме и порядке, которые устанавливаются Правительством РФ по согласованию с Банком России, см. Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 N 166 «О порядке представления органами и агентами валютного контроля в орган валютного контроля, уполномоченный Правительством Российской Федерации, необходимых для осуществления его функций документов и информации»).

Читайте так же:  Основания для выездной налоговой проверки

Протокол об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении (часть 1 статья 28.8 КоАП РФ).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 КоАП РФ, рассматривают органы валютного контроля в пределах компетенции соответствующего органа (ст. 23.60 КоАП РФ, ч. 2 ст. 22 Закона N 173-ФЗ). Уполномоченными должностными лицами по рассмотрению указанных дел являются должностные лица Росфиннадзора (Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и ее территориальные органы), указанные в части 2 статьи 23.60 КоАП РФ. Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора утверждено Постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 N 278.

Таким образом, налоговый орган не вправе привлекать организацию к административной ответственности за нарушения валютного законодательства. Вместе с тем составленные должностными лицами налоговых органов (агентов валютного контроля) протоколы об административных правонарушениях являются основанием для привлечения к ответственности, предусмотренной статьей 15.25 КоАП РФ, органами Росфиннадзора.

Управление ФНС России
по Калининградской области

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Предлагаемый материал содержится в разделе «Вопрос-ответ» Управления Федеральной налоговой службы России по Калининградской области за февраль 2013 г.

Текст вопроса-ответа размещен на сайте Управления Федеральной налоговой службы России по Калининградской области

Статья 15.25. Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования

Статья 15.25. Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 15.25 КоАП РФ

См. Административный регламент осуществления ФНС России контроля и надзора за соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)») и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам), утвержденный приказом ФНС России от 26 августа 2019 г. N ММВ-7-17/[email protected]

См. Методические рекомендации по квалификации административных правонарушений, предусмотренных статьей 15.25 настоящего Кодекса, направленные письмом ФТС России от 10 января 2008 г. N 01-11/217

Информация об изменениях:

Часть 1 изменена с 14 мая 2018 г. — Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. N 325-ФЗ

1. Осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 140-ФЗ в часть 2 статьи 15.25 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

2. Представление резидентом в налоговый орган с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 140-ФЗ статья 15.25 настоящего Кодекса дополнена частью 2.1, вступающей в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

2.1. Непредставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Часть 4 изменена с 14 мая 2018 г. — Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. N 325-ФЗ

влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере одной стопятидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств и (или) в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Читайте так же:  Налоговый кодекс налог на дарение недвижимости

ГАРАНТ:

См. Методические рекомендации по отдельным вопросам установления обстоятельств, исключающих производство по делам об административных правонарушениях по части 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденные приказом Росфинмониторинга от 28 сентября 2015 г. N 369

Информация об изменениях:

Часть 4.1 изменена с 14 мая 2018 г. — Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. N 325-ФЗ

4.1. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по обеспечению получения на свои счета, открытые в уполномоченных банках, и (или) на счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации в соответствии с требованиями, установленными валютным законодательством Российской Федерации, по внешнеторговым контрактам, для которых валютным законодательством Российской Федерации предусматривается оформление паспорта сделки, валюты Российской Федерации в доле, определяемой Правительством Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Часть 5 изменена с 14 мая 2018 г. — Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. N 325-ФЗ

5. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (не полученные в Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, —

влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере одной стопятидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, возвращенных в Российскую Федерацию с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки возврата в Российскую Федерацию таких денежных средств и (или) в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возращенных # в Российскую Федерацию; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Статья 15.25 дополнена частью 5.1 с 14 мая 2018 г. — Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. N 325-ФЗ

5.1. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 4, 4.1 и 5 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. N 350-ФЗ в часть 6 статьи 15.25 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2016 г.

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. N 350-ФЗ в часть 6.1 статьи 15.25 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2016 г.

6.1. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов не более чем на десять дней —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. N 350-ФЗ в часть 6.2 статьи 15.25 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2016 г.

6.2. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на десять, но не более чем на тридцать дней —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. N 350-ФЗ в часть 6.3 статьи 15.25 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2016 г.

6.3. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на тридцать дней —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот рублей до трех тысяч рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. N 350-ФЗ в часть 6.4 статьи 15.25 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2016 г.

6.4. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, за исключением случаев повторного совершения административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере десяти тысяч рублей; на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. N 350-ФЗ в часть 6.5 статьи 15.25 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2016 г.

Видео (кликните для воспроизведения).

6.5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, выразившегося в несоблюдении установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, —

Читайте так же:  Заявление об уклонении от уплаты налогов

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двадцати тысяч рублей; на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до шестисот тысяч рублей.

92. Ответственность за нарушение валютного законодательства

Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Административная ответственность предусмотрена ст. 15.25 КоАП РФ. Осуществление валютных операций без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных специальным разрешением (лицензией), а равно с использованием заведомо открытых с нарушением установленного порядка счетов резидентов в кредитных организациях за пределами РФ – влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции.

Невыполнение в установленный срок обязанности по ввозу на территорию РФ товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств, либо невозврат в установленный срок переведенной за эти товары суммы денежных средств – влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции.

Нарушение установленного порядка зачисления на счета в уполномоченных банках выручки, причитающейся за экспортированные работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере стоимости работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметами административного правонарушения.

Несоблюдение установленного порядка ведения учета, составления и представления отчетности по валютным операциям, а равно нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Объектом правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, выступают финансовые и экономические интересы юридических лиц, государства в целом, права граждан в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, порядок управления, правила проведения различных видов валютных операций.

Уголовная ответственность предусмотрена ст. 193 УК РФ. Невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством РФ обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ, – наказывается лишением свободы на срок до трех лет. Деяние, предусмотренное настоящей статьей, признается совершенным в крупном размере, если сумма невозвращенных средств в иностранной валюте превышает пять миллионов рублей. Известно, что одним из приоритетных направлений экономической политики любого государства является формирование его валютных резервов. Россия не составляет исключения. Более того, в силу сложившейся в стране непростой экономической ситуации проблема пополнения валютных резервов становится жизненно важной. Это вопрос экономической и политической стабильности государства. При том одними мерами валютного и таможенного контроля проблему не решить. Либерализация внешнеэкономической деятельности и выход на внешний рынок большого числа субъектов предпринимательской деятельности при отсутствии надлежащего правового обеспечения и контроля повлекли бесконтрольный вывоз валютных средств за границу.

Поправки в валютное законодательство

В основе валютного законодательства РФ лежит Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Он устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в России, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности сторон соответствующих отношений (резидентов, нерезидентов, органов и агентов валютного контроля) (ст. 2 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ ). Очередные изменения в валютное законодательство, вступающие в силу в 2018 году, были внесены Федеральным законом от 14.11.2017 № 325-ФЗ . Действовать они начнут с 14.05.2018.

Вступает в силу обновленная валютная Инструкция

С 01.01.2018 вступает в силу новая «Инструкция о порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов…» (Инструкция ЦБ от 16.08.2017 № 181-И ). Однако в настоящее время рассматривается проект Указания ЦБ, предусматривающий перенос срока введения в силу обновленной Инструкции не с 01.01.2018, а с 01.03.2018.

Что предусматривает новая Инструкция? К некоторым основным изменениям можно отнести:

  • требование об оформлении резидентами паспорта сделки отменяется, зато понадобится постановка на учет в банках контрактов с присвоением им уникальных номеров;
  • также отменяется требование о представлении резидентами в банк справок о валютных операциях, но сохраняется требование о представлении документов, являющихся основанием для проведения валютных операций;
  • устанавливается упрощенный (в течение одного рабочего дня) порядок постановки на учет контрактов для резидентов-экспортеров.

Расширены случаи отказа банков в проведении валютных операций

В настоящее время банки могут отказать в проведении валютной операции в случаях непредставления лицом запрошенных у него документов либо представления недостоверных документов (ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ ). Перечень таких документов установлен ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ . Отказать в проведении валютной операции банк также вправе при наличии подозрений, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (п. 11 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ ).

С 14.05.2018 случаев, когда в проведении валютной операции могут отказать, станет больше. К указанным выше основаниям для отказа добавятся случаи, когда проведение валютной операции нарушит положения ст. 9 «Валютные операции между резидентами», ст. 12 «Счета резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации» или ст. 14 «Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций» Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ, положения других актов валютного законодательства РФ. Сказанное означает, что новые правила позволят банкам обоснованно отказать в проведении валютной операции практически при любом нарушении валютного законодательства.

В случае отказа в проведении валютной операции банк выносит соответствующее решение, о чем сообщает лицу не позднее следующего рабочего дня.

Новое в административной ответственности

Поправки в валютное законодательство 2018 затронули и вопросы административной ответственности за нарушения валютного законодательства. Так, внесены изменения в ст. 15.25 КоАП РФ «Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования».

К примеру, с 14.05.2018 «валютная» административная ответственность в виде штрафа для должностных лиц во всех случаях устанавливается в абсолютной сумме. Так, за проведение незаконных валютных операций или невыполнение в установленный срок обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в РФ товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности – штраф для должностных лиц составит от 20 000 до 30 000 рублей (ч.1, 4 ст. 15.25 КоАП РФ в ред., действ. с 14.05.2018).

Читайте так же:  Возврат налогового вычета за квартиру сбербанк

С этой же даты за некоторые повторные нарушения валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования предусмотрена дисквалификация должностного лица на срок от 6 месяцев до 3 лет (ч. 5.1 ст. 15.25 КоАП РФ в ред., действ. с 14.05.2018). Такое будет возможно, к примеру, за проведение незаконных валютных операций.
Подробнее об ожидаемых новшествах в валютном законодательстве можно прочитать в Федеральном законе от 14.11.2017 № 325-ФЗ .

Процессуальные вопросы привлечения лиц к административной ответственности за нарушения валютного законодательства

В 2011 году увеличилось количество дел об административных правонарушениях, возбуждаемых должностными лицами таможенных органов по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП России). Данная норма предусматривает ответственность за несоблюдение установленных порядка и (или) сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям. Напомним, что по указанной категории дел таможенные органы наделены полномочиями только по возбуждению административных дел, постановления по делам выносят территориальные органы Росфиннадзора. При этом срок давности привлечения к административной ответственности за данные правонарушения составляет 1 год со дня их совершения.

В связи с этим, с нашей точки зрения, представляет интерес Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее – ВАС РФ) от 07.06.2011 № 901/11, которым разъяснены некоторые процессуальные вопросы привлечения лиц к ответственности, предусмотренной указанной выше нормой. В указанном выше постановлении ВАС РФ поддержал импортера ООО «БауСток» и принял решение об отмене судебных актов, принятых не в его пользу. При принятии постановления Президиум ВАС РФ основывался на положениях приказа ФТС России от 05.02.2009 № 125 «Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности» (далее – приказ ФТС России от 05.09.2009 № 125), который не проходил государственную регистрацию в Минюсте России и не был официально опубликован. В своем постановлении Президиум ВАС РФ сделал следующие основные выводы.

1) Протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом

Данный вывод сделан ВАС РФ на том основании, что регионом деятельности Ногинской таможни являются Южный и Юго-Восточный административные округа г.Москвы, а государственная регистрация Компании осуществлена по адресу, относящемуся к Восточному административному округу г.Москвы, не относящемуся к компетенции Ногинской таможни. При этом таможенная декларация, несвоевременно представленная в уполномоченный банк, была принята Подольской таможней, а не Ногинской.

В этой связи, в силу положений приказ ФТС России от 05.09.2009 № 125, поскольку Компания зарегистрирована в регионе деятельности иного таможенного органа, сотрудники Ногинской таможни не имели полномочий возбуждать в отношении него дело об административном правонарушении, а обязаны были направить документы о предполагаемых нарушениях Компанией валютного законодательства в установленном порядке (т.е. в Подольскую таможню).

2) Таможенный орган был не вправе возбуждать дела в отношении валютных операций, осуществленных после даты принятия таможенной декларации

По мнению ВАС РФ, положения приказа ФТС России от 05.02.2009 № 125 ограничивают компетенцию таможенных органов по возбуждению административных дел, связанных с нарушением правил совершения валютных операций, только теми нарушениями, которые были допущены резидентами в отношении валютных операций, которые в соответствии с условиями контрактов должны быть завершены до дня подачи таможенной декларации.

Так, в рассмотренном ВАС РФ деле, таможенная декларация № 10127170/280509/0008208, поданная Компанией в отношении ввезенных товаров, была принята 28.05.2009. Подтверждающие документы подлежали представлению в уполномоченный банк не позднее 12.06.2009, и были фактически представлены только 30.06.2009. При таких обстоятельствах ВАС РФ сделал вывод о том, что Ногинская таможня не имела права возбуждать в отношении общества дело об административном правонарушении в отношении валютных операций, относящихся к передаче товара по названной декларации и осуществляемых начиная с этой даты.

Следует отметить, что в соответствии с указанным постановлением Президиума ВАС России вступившие в законную силу акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами могут быть пересмотрены по новым обстоятельствам на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК России). Соответственно, данное решение имеет прецедентное значение для аналогичных дел.

Следует также отметить, что при рассмотрении вышеуказанного арбитражного дела ВАС России не дана правовая оценка приказу ФТС России от 15.03.2005 № 198 «О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание» (зарегистрирован в Минюсте России 28.03.2005 № 6439). Данный приказ издан на основании положений КоАП России, зарегистрирован в Минюсте России, надлежащим образом опубликован и, следовательно, является полноценным нормативным правовым актом. Приказ предусматривает запрет на составление протокола по делу об административном правонарушении только должностными лицами таможенных органов, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Между тем, подразделения таможенной инспекции таможенных органов, возбудившие дело об административном правонарушении в рассматриваемой ситуации, оперативно-розыскную деятельность не осуществляют и, следовательно, вправе возбуждать соответствующие дела об административных правонарушениях.

Вывод ВАС России о том, что Компания не зарегистрирована в регионе деятельности таможенного органа, возбудившего дело об административном правонарушении, в связи с чем данный таможенный орган был не вправе самостоятельно возбуждать дело, по нашему мнению, входит в противоречие с действующим таможенным законодательством. Так, в соответствии с частью 1 статьи 205 Федерального закона № 311-ФЗ (аналогичная норма также была установлена пунктом 1 статьи 125 Таможенного кодекса Российской Федерации) декларация на товары может быть подана любому таможенному органу, правомочному регистрировать таможенные декларации. Очевидно, что в данной ситуации таможенный и валютный контроль будет осуществлять именно тот таможенный орган, которому подана таможенная декларация. Следовательно, факт регистрации лица, привлекаемого к административной ответственности, в регионе деятельности одного таможенного органа не лишает другой таможенный орган права осуществлять валютный контроль и возбуждать дела об административных правонарушениях.

Мы понимаем, что в целях избежания негативной для таможенных органов судебной практики ФТС России может отменить свой приказ от 05.02.2009 № 125. В этом случае рассматриваемое постановление Президиума ВАС РФ не будет применимо к правоотношениям, возникшим после отмены этого приказа, и, соответственно, оно утратит свою актуальность. Однако, до отмены данного приказа импортеры могут использовать данное постановление Президиума ВАС РФ для отстаивания своих интересов. При этом, по нашему мнению, государственные органы не могут обосновывать правомерность своих решений или действий, совершенных с нарушением предписаний актов, изданных федеральными органами исполнительной власти, тем, что такие акты изданы с превышением полномочий, противоречат другим нормативным правовым актам, а также нарушением правил их государственной регистрации и официального опубликования.

Читайте так же:  Подать документы на налоговый вычет по ипотеке

Изменен срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения валютного законодательства

Автор: Admin · Опубликовано 06.04.2016 · Обновлено 04.03.2017

В Российской Федерации принят Федеральный закон от 05.04.2016 № 89-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования». В соответствии с поправками срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования теперь составляет два года со дня совершения административного правонарушения (вместо одного года в предыдущей редакции кодекса).
Изменения вступают в силу 16.04.2016.
Подробности изменений в статье 4.5 КоАП см. в разделе «Законодательные документы».

Ответственность за нарушение валютного законодательства

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО

Статьей 5 Закона РФ от 9 октября 1992 года № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» предусмотрено обязательное зачисление на счета в уполномоченных банках иностранной валюты, получаемой предприятиями (организациями), если иное не установлено Центральным банком РФ.

Ответственность за нарушение валютного законодательства предусмотрена статьей 14 вышеназванного Закона. Лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную, гражданско-правовую и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Повторное нарушение валютного законодательства, невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля влечет за собой:

— приостановление действия лицензий и разрешений, выданных органами валютного контроля резидентам, уполномоченным банкам, нерезидентам;

— лишение резидентов, уполномоченных банков, нерезидентов лицензий и разрешений.

Согласно Указу Президента РФ от 14 июня 1992 года № 629 «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин» валютная выручка от экспорта или реализации иностранной валюты на территории РФ товаров (работ, услуг) подлежит обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках на территории РФ, если иное не разрешено Центральным банком РФ.

За нарушение указанного порядка предприятия подвергаются штрафу, налагаемому налоговыми органами или Инспекцией валютного контроля, в размере всей сокрытой выручки в иностранной валюте или рублевого эквивалента суммы штрафа по курсу Центрального банка РФ. Суммы штрафа поступают в федеральный бюджет РФ. Уплата штрафа не освобождает предприятия от обязательного перевода валютной выручки на счета в уполномоченных банках Российской Федерации.

Административная ответственность за нарушение валютного законодательства предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ:

Статья 15.25. Нарушение валютного законодательства

1. Осуществление валютных операций без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных специальным разрешением (лицензией), а равно с использованием заведомо открытых с нарушением установленного порядка счетов резидентов в кредитных организациях за пределами Российской Федерации —

влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции.

2. Невыполнение в установленный срок обязанности по ввозу на территорию Российской Федерации товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств, либо невозврат в установленный срок переведенной за эти товары суммы денежных средств —

влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции.

3. Нарушение установленного порядка зачисления на счета в уполномоченных банках выручки, причитающейся за экспортированные работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере стоимости работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметами административного правонарушения.

4. Несоблюдение установленного порядка ведения учета, составления и представления отчетности по валютным операциям, а равно нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Уголовная ответственность за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте предусмотрена Уголовным кодексом Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ:

Статья 193. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте

Невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации, —

наказывается лишением свободы на срок до трех лет.

Примечание. Деяние, предусмотренное настоящей статьей, признается совершенным в крупном размере, если сумма невозвращенных средств в иностранной валюте превышает десять тысяч минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии со статьей 198 Таможенного кодекса РФ органом валютного контроля в РФ является Государственный таможенный комитет РФ. Иные таможенные органы являются агентами валютного контроля и подотчетны Государственному таможенному комитету РФ.

При осуществлении валютного контроля функции таможенных органов определяются в пределах компетенции таможенных органов РФ в области валютного контроля:

Статья 199. Компетенция таможенных органов Российской Федерации в области валютного контроля

Таможенные органы Российской Федерации осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу Российской Федерации, за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов, валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.

Таможенные органы РФ должны осуществлять валютный контроль в соответствии с валютным законодательством РФ и Таможенным кодексом РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

На основании статьи 201 Таможенного кодекса РФ при выявлении таможенными органами РФ нарушений валютного законодательства, являющихся одновременно нарушениями таможенных правил либо правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов РФ, лица несут ответственность в соответствии с Таможенным кодексом РФ. В иных случаях ответственность за нарушения валютного законодательства РФ, выявленные таможенными органами, наступает в соответствии с валютным и другим законодательством РФ.

Источники

Вопросы административной ответственности за нарушение валютного законодательства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here