Возмещение ндс из бюджета проблемы

Практика возмещения ндс из бюджета в россии и за рубежом

Проблемы возмещения НДС из бюджета

Возмещение НДС — один из самых острых углов взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков. В данном случае сталкиваются противоположные интересы двух сторон. С одной стороны, организация имеет право вернуть уплаченные ранее деньги, а с другой — налоговые органы пытаются сократить бюджетные расходы. И чтобы организации удалось реально возместить из бюджета суммы НДС, ей надо четко представлять, какими правами она обладает, и знать способы защиты этих прав.

В Налоговом кодексе РФ порядок возмещения НДС изложен детально. Однако точное его соблюдение еще не гарантирует, что экспортер быстро, без каких-либо трудностей, получит из бюджета реальные деньги.

Рассмотрим этапы возврата налога на добавленную стоимость:

1. Налоговая декларация по НДС

По итогам декларации за налоговый период сумма вычетов превышает сумму начисленного НДС, разница подлежит возврату или зачету.

2. Камеральная проверка

Налоговым органом проводится камеральная проверка декларации по НДС на предмет обоснованности суммы НДС к возврату (возмещению).

3. Акт налоговой проверки

В случае выявления нарушений законодательства составляется акт налоговой проверки декларации по НДС, на который налогоплательщик может представить свои возражения. Нарушений может и не быть, но налоговики занимают позицию отказать под любым предлогом.

4. Возражения налогоплательщика

Организация имеет право представить возражения на акт налоговой проверки, но это не означает, что они будут учтены.

5. Решение налогового органа по возврату НДС

Выносится решение о привлечении к ответственности либо отказе в привлечении к ответственности. Одновременно с ним выносится решение о возмещении либо отказе суммы налога. Чаще всего сумма возмещается частично.

6. Апелляционная жалоба

Решение налогового органа сначала обжалуется в вышестоящий налоговый орган. А он как обычно не пересматривает решение инспекции и оставляет его без изменений.

7. Арбитражный спор

После отказа может быть подан иск в арбитражный суд.

8. Исполнение решения суда

В случае выигрыша арбитражного спора происходит возврат НДС по исполнительному листу, а также налогоплательщик может взыскать проценты за задержку возврата налога и судебные издержки (госпошлину и частично расходы на юридические услуги)

По проведению налоговых проверок по вопросу правомерности предъявления к возмещению сумм НДС Федеральной налоговой службой РФ по налогам и сборам постоянно издаются инструктивные методические рекомендации, регламенты, а также направляются соответствующие письма и указания.

Федеральная налоговая служба России контролирует процесс возмещения из федерального бюджета НДС посредством системы отчетов, которые составляются налоговыми органами, обобщаются и анализируются и представляются в ФНС РФ.

Главным недостатком системы отчетов по возмещению НДС является отсутствие специального раздела либо отдельной формы отчета по возмещению НДС, предъявляемому по операциям на внутреннем рынке России, в связи с чем, проанализировать состояние дел в данной сфере государственного регулирования наглядно, в динамике, на сегодняшний день не представляется возможным. Гориенко И.И. О налоге на добавленную стоимость// Налоговый вестник. — 2004. — №2

Проблема возмещения НДС при экспорте порождается проблемой уклонения налогоплательщиков от уплаты НДС при операциях на внутреннем рынке. Согласно принципам построения налога на добавленную стоимость, возмещение НДС при экспорте осуществляется для избежания двойного налогообложения с целью обеспечения конкурентоспособности экспортируемых товаров. При этом предполагается, что на всех стадиях создания добавленной стоимости товара соответствующие суммы НДС уплачиваются в бюджет. Поэтому проблем с возмещением в теории не возникает. Государство возвращает то, что уже было уплачено.

На практике государство не может обеспечить в полном объеме уплату НДС в бюджет упомянутыми поставщиками и предшествующими им по технологическим цепочкам поставщиков фирмами. Это связано с тем, что количество участников и сложность структуры экспортных цепочек ничем не ограничено. Среди них могут быть фирмы, имеющие льготы, показывающие прирост недоимки или реструктуризирующие задолженность, либо подставные «однодневки», в которые переносится налогооблагаемая база, а деньги просто обналичиваются или с помощью вексельных схем переводятся в другие компании. В результате, складывается ситуация, когда к возмещению из бюджета предъявляются суммы, превышающие объем НДС, уплаченный в бюджет на всех стадиях создания реализуемого товара.

Встречающиеся на практике правонарушения, связанные с неправомерным возмещением налога на добавленную стоимость по экспортным операциям, весьма разнообразны. К их числу можно отнести:

· использование для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% поддельных документов;

· составление фиктивных документов, служащих основанием для производства налоговых вычетов — счетов-фактур;

· оформление документов от имени несуществующих организаций, зарегистрированных по подложным, утерянным или похищенным документам;

· имитирование поступления экспортной выручки на счет экспортера и расчетов с продавцами товаров посредством перечисления ссудных денежных средств внутри банка или группы банков в пределах одного операционного дня по замкнутому кругу;

Для анализа действий налогоплательщиков, рассмотри одну из схем, используемую для экспорта с целью неправомерного возмещения НДС из бюджета.

Недавно созданная фирма ООО «X» предъявило НДС к возмещению на сумму 180 000 руб. по приобретённым у ООО «У» (находящийся в другом городе) товарам стоимостью 1 000 000 руб. Расчет за данные товары произведен ООО «Х» векселями третьих лиц: ООО «Z», OOO «C», OOO «G», которые в свою очередь приобретены за счет заемных средств, полученных у других иногородних организаций. Эти фирмы также получили заем у других иногородних лиц. Все сделки с займами, расчеты с векселями были сделаны в один день, через один и тот же банк.

Данная схема не нарушает нормы законодательства, регламентирующие возмещение НДС. ООО «X» формально имеет право на получение из бюджета НДС в размере 180 000 руб. Однако сразу же настораживает многообразие сделок и займов, проведенных в один день, в одном банке.

В данном случае была проведена камеральная налоговая проверка, с проведением встречных проверок задействованных в схеме лиц, по результатам которой было вынесено решение об отказе ООО «X» в возмещении НДС. Налогоплательщик обратился в суд, где налоговый орган доказал недобросовестность организации, решением Арбитражного суда исковые требования налогоплательщика были оставлены без удовлетворения.


Основное направление повышения эффективности контроля за возмещением НДС — усиление роли мероприятий предварительного контроля, т.е. таких мероприятий, которые проводятся еще на стадии получения налоговыми органами информации о том, что налогоплательщик готовится совершить определенную операцию, а не тогда, когда налогоплательщик уже представит документы на возмещение НДС, поскольку действующее законодательство отводит налоговым органам всего три месяца с момента представления в налоговый орган документов на возмещение налога для принятия решения по его возмещению. Этого срока бывает недостаточно, чтобы пройтись по всей цепочке поставщиков и собрать доказательства, подтверждающие неправомерность возмещения НДС.

Фактическая уплата налога поставщиком в бюджет не влияет на возмещение налога по этой сделке у покупателя. Этим и пользуются так называемые предприниматели, устраивающие цепочки подставных посреднических организаций, получающих в составе цены товара НДС.

Читайте так же:  Уплата торгового сбора за 4 квартал

Встречающиеся на практике правонарушения, связанные с неправомерным возмещением налога на добавленную стоимость по экспортным операциям, весьма разнообразны. К их числу можно отнести:

· использование для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% поддельных документов;

· составление фиктивных документов, служащих основанием для производства налоговых вычетов — счетов-фактур;

· оформление документов от имени несуществующих организаций, зарегистрированных по подложным, утерянным или похищенным документам;

· имитирование поступления экспортной выручки на счет экспортера и расчетов с продавцами товаров посредством перечисления ссудных денежных средств внутри банка или группы банков в пределах одного операционного дня по замкнутому кругу;

Для эффективного решения проблемы с возмещением НДС необходимо создать условия, при которых к возмещению в принципе может предъявляться только объем НДС, который уже был или гарантировано будет уплачен в бюджет на всех стадиях формирования добавленной стоимости продукта.

Решение данных проблем заключается в корректировке правила функционирования НДС так, чтобы с одной стороны, налоговые и другие контролирующие органы могли обеспечить администрирование налога. С другой стороны, любые добросовестные налогоплательщики — производители и экспортеры, оказались в более выгодном положении, чем они находятся сейчас. Тем самым у предприятий появится стимул добровольно следовать указанным новым правилам и быть добросовестными налогоплательщиками. Соловьев И.Н. О нарушении российского законодательства при использовании льготы по возмещению НДС [Текст]: / Соловьев И.Н. // Налоговый вестник. — 2010. №3

Возмещение НДС из бюджета

Как возместить НДС из бюджета? НДС – самый проблемный налог для большинства бизнесменов, работающих на общей системе. Однако иногда он может принести не только затраты и сложности с документооборотом, но и доход. Речь идет о возможности возместить налог из бюджета. Рассмотрим условия возмещения НДС и препятствия, с которыми может столкнуться бизнесмен при его возврате.

Кто и при каких условиях может возместить НДС

Вернуть НДС из бюджета может тот, кто его туда платит – это логично. Т.е. речь идет только о бизнесменах, которые работают на общей системе. Все «спецрежимники» и те, кто освобожден от НДС по иным причинам, лишены такой возможности.

Здесь важно отметить, что льготная налоговая ставка, в том числе и нулевая, не является освобождением. Поэтому все льготники могут возместить НДС на общих основаниях.

Общие условия для возмещения «вытекают» из принципа расчета НДС. При каждой реализации налогоплательщик выставляет счет-фактуру, в которой выделяется сумма налога, исходя из применяемой ставки.

При закупке товаров, услуг и т.п. бизнесмен получает «входящие» счета-фактуры с выделенным налогом. Разумеется, только в том случае, если поставщики тоже платят НДС. Поэтому, работая на общей системе налогообложения, нужно стараться подбирать поставщиков – плательщиков НДС.

Также НДС начисляется при получении авансов от покупателей, а возмещается — при перечислении предоплаты поставщикам.

По итогам квартала из всего начисленного налога вычитается весь возмещенный. В большинстве случаев эта разница будет положительной. Ведь налог начисляется на всю выручку, а вычитается только по части затрат – по тем из них, которые подтверждаются счетами-фактурами.

А, например, такая существенная статья расходов, как зарплата с начислениями «покрывается» выручкой, но, естественно, ни с какими «входящими» счетами-фактурами не связана. Это же относится и к закупкам от тех контрагентов, которые не платят НДС.

В каких же случаях все-таки возникает «отрицательный» налог? Основные варианты следующие:

  1. Разовые операции, связанные с существенным возмещением налога. Например, компания получила крупный заказ и единовременно закупила для его выполнения сырье и материалы. Аналогичная ситуация возникает при покупке дорогостоящих объектов основных средств (например, недвижимости). В этом случае в отдельном периоде сумма вычетов по НДС может превысить начисления.
  2. Применение льготных ставок 0% или 10%. Если бизнесмен реализует продукцию или услуги по сниженным ставкам, а закупки производит по «обычным», то это часто приводит к «отрицательному» НДС. В первую очередь это касается экспортеров, работающих по «нулевой» ставке.

Порядок возмещения НДС

Общий регламент возврата НДС приведен в ст. 176 НК РФ.

Прежде чем начать процедуру возмещения – нужно понять, что вы вообще имеете на это право. Определяется это при заполнении декларации. Но даже если по итогам расчетов получилось, что бюджет вам должен – не спешите сдавать отчет в налоговую инспекцию.

Любая декларация, поступившая в ИФНС, проходит камеральную проверку. Но если она предусматривает возврат налога – внимание инспекторов возрастает многократно.

Поэтому необходимо скрупулезно проверить все подтверждающие документы, в первую очередь – «входящие» счета-фактуры. Нужно быть готовым к тому, что налоговики проверят с помощью автоматизированной системы «АСК НДС-2» каждого вашего поставщика и покупателя. Поэтому все контрагенты, включенные в декларацию, должны быть «белыми», т.е. реально вести деятельность, сдавать отчетность и платить налоги.

Также налоговики в рамках камеральной проверки могут посылать дополнительные запросы и даже выходить «на местность» для осмотра помещений налогоплательщика. Не исключен и вызов руководства компании в ИФНС на комиссию.

Все эти меры направлены на то, чтобы максимально затруднить для бизнесмена процедуру возмещения. Поэтому для получения налога из бюджета одних правильно оформленных документов еще недостаточно. Необходима также настойчивость и крепкие нервы.

Но если все проблемы удалось решить – наступает этап возврата средств. О том, в какие сроки можно рассчитывать на получение денег – расскажем в следующем разделе.

Также надо помнить, что перед возвратом инспектора автоматически проведут зачет. Они «закроют» за счет переплаты сформировавшуюся ранее недоимку не только по НДС, но и по другим федеральным налогам, а также по штрафам и пени.

Кроме того, налогоплательщик может добровольно зачесть возмещаемую сумму в счет будущих платежей (п. 6 ст. 176 НК РФ).

Сроки возврата НДС

При «стандартной» схеме возмещения НДС возможны следующие варианты

  1. При отсутствии признаков нарушений камеральная проверка длится до 2 месяцев (п. 2 ст. 88 НК РФ). Далее налоговикам дается 7 дней на принятие решения и направление его в казначейство. Перечисление средств производится еще в течение 5 дней. Следовательно, при «беспроблемном» варианте от сдачи декларации до получения средств пройдет 2 месяца и 12 дней. Конечно, теоретически камеральная проверка может пройти и быстрее, но обычно чиновники «тянут» до последнего дня.
  2. Если у инспекторов в ходе проверки возникли подозрения, то ее срок может быть продлен до 3 месяцев. Следовательно, общий срок возмещения удлиняется до 3 месяцев и 12 дней.
  3. Если же подозрения подтвердились и выявлены нарушения, то возможны два варианта:

А. Нарушения «охватывают» весь возмещаемый налог. В этом случае возврат отменяется и говорить о сроках не имеет смысла.

Б. По результатам проверки в возмещении отказано только частично. Тогда сроки для возврата из бюджета будут зависеть еще и от положений ст. 100 и 101 НК РФ. Проверка при наличии нарушений может длиться до 3 месяцев. Далее 10 дней отводится налоговикам на составление акта. Акт в течение 5 дней должен быть направлен налогоплательщику. После этого бизнесмен может в течение месяца предоставлять возражения по акту. Еще через 10 дней – выносится решение, и через 5 дней после него казначейство перечисляет деньги.

Читайте так же:  Госуслуги оплатить налог на имущество

В итоге срок для возврата налога затягивается до 5 месяцев.

(3 мес. + 10 дней + 5 дней + 1 мес. + 10 дней + 5 дней)

Нужно отметить, что даже если есть решение о возмещении, средства не будут возвращены налогоплательщику «автоматически». Необходимо еще написать соответствующее заявление, причем оно должно быть получено налоговиками до вынесения решения. В противном случае возврата денег придется ждать еще месяц (п. 11.1 ст. 176 и ст. 78 НК РФ).

При нарушении установленных сроков, бизнесмен имеет право получить не только сумму возмещенного налога, но и проценты за просрочку, рассчитанные из ставки рефинансирования ЦБ РФ (п. 10 ст. 176 НК РФ).

Как можно возместить налог быстрее

Как было показано выше, возврат НДС из бюджета — весьма длительный процесс. Даже при самом благоприятном варианте он занимает почти 2,5 месяца.

Конечно, бизнесменам весьма невыгодно «замораживать» свои средства на несколько месяцев. Однако есть вариант, позволяющий существенно (в несколько раз) сократить этот срок. Это так называемый «заявительный» порядок возмещения, предусмотренный ст. 176.1 НК РФ.

В этом случае деньги можно получить уже через 15 дней после сдачи декларации. На каждый из этапов (подача заявления, рассмотрение его в ИФНС и перечисление средств казначейством) закон отводит по 5 дней.

На ускоренный возврат НДС могут рассчитывать:

  1. Крупнейшие налогоплательщики с объемами налоговых платежей, превышающими 2 млрд руб. за 3 года.
  2. Те, кто предоставил поручительство или банковскую гарантию. Причем поручитель должен быть крупнейшим налогоплательщиком, а банк- гарант — соответствовать требованиям ст. 74.1 НК РФ по размеру капитала и другим базовым параметрам.
  3. Резиденты территорий опережающего экономического развития. Они могут получить эту льготу, если предоставят поручительство управляющей компании, уполномоченной Правительством РФ.

Ускоренное возмещение не отменяет камеральной проверки декларации, которая проводится «на общих основаниях». Если будет выявлено, что сумма налога (или его часть) возмещены необоснованно, то бизнесмен должен будет вернуть деньги в бюджет и заплатить пени, исходя из удвоенной ставки рефинансирования ЦБ РФ (п. 17. ст. 176.1 НК РФ).

Вывод

Закон предусматривает возможность возместить НДС из бюджета, если вычеты за налоговый период были больше, чем начисления.

Перед тем, как подавать документы на возврат, необходимо тщательно проверить все показатели и убедиться в «благонадежности» контрагентов.

В общем случае процедура возврата может длиться от 2,5 до 5 месяцев в зависимости от результатов камеральной проверки.

Однако в отдельных случаях возможен и ускоренный порядок – в течение 15 дней.

Какой порядок возмещения НДС из бюджета?

Проводки по возмещению НДС из бюджета

На момент подачи в ИФНС декларации с суммой НДС к возмещению в вашем бухгалтерском учете числится дебетовое сальдо по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» (субсчет «Расчеты по НДС»). Оно сформировано за счет сумм учтенных в декларации налоговых вычетов, которые отражаются проводкой Дт 68 Кт 19.

Поступление возвращенного НДС на банковский счет в размере суммы возврата отразится проводкой Дт 51 Кт 68.

Если вы не возвращаете налог, а засчитываете его в счет предстоящих платежей, сумма либо продолжает числиться в дебете субсчета «Расчеты по НДС», либо перекидывается внутренней проводкой по счету 68 в дебет субсчета того налога, в счет которого был зачтен НДС к возмещению.

Как возмещается НДС при недоимке

При наличии у вас недоимки по НДС и иным федеральным налогам, а также задолженности по пеням или штрафам в федеральный бюджет налоговики самостоятельно зачтут в счет их погашения необходимые суммы из подлежащего возмещению НДС (п. 4 ст. 176 НК РФ). Причем на недоимку, образовавшуюся в период между датой подачи декларации и датой решения и не превышающую сумму НДС к возмещению, пени начислены не будут (п. 5 ст. 176 НК РФ).

Если недоимка отсутствует или перекрывается суммой возмещения НДС, вы вправе вернуть сумму возмещения (либо ее часть, оставшуюся после погашения недоимки) на счет или зачесть ее в счет предстоящих платежей по НДС или другим федеральным налогам.

Возврат просрочен? Получите проценты

Если деньги получены вовремя, значит, возмещение НДС из бюджета состоялось. Если же срок возврата нарушен, то с инспекции причитаются проценты — это предусмотрено п. 10 ст. 176 НК РФ. Проценты начисляются за каждый календарный день просрочки начиная с 12 дня после завершения КНП, по итогам которой было вынесено решение о возмещении НДС.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Начислить проценты налоговики должны с учетом дня фактического возврата, то есть дня поступления денег на ваш счет в банке (см. постановление Президиума ВАС РФ от 21.01.2014 № 11372/13 по делу № А53-31914/2012).

Ставка процентов равна ставке рефинансирования ЦБ РФ, действующей в дни нарушения срока возврата, деленной на количество дней в соответствующем году, то есть на 365 или 366 (постановление Президиума ВАС РФ от 21.01.2014 № 11372/13).

Если в возмещении вам было отказано, но вы доказали право на него в суде, проценты за несвоевременный возврат инспекция обязана посчитать так, как если бы изначально приняла положительное решение, т. е. с 12 дня по окончании КНП, а не с даты судебного решения (п. 29 постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» от 30.05.2014 № 33).

Возврат НДС из бюджета

Для возврата и зачета НДС необходимо ваше заявление (п. 6 ст. 176 НК РФ).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если вы не успеете подать заявление о зачете или возврате до дня вынесения решения, возврат НДС из бюджета будет осуществляться в порядке, установленном ст. 78 НК РФ (п. 11.1 ст. 176 НК РФ), а это, в частности, может отразиться на сумме процентов за несвоевременный возврат. По ст. 78 НК РФ они начинают начисляться позднее, чем по ст. 176 НК.

На основании решения о возврате инспекция оформляет поручение на возврат и направляет его в территориальный орган Федерального казначейства (это должно произойти на следующий день после дня принятия решения). Казначейство в течение 5 рабочих дней со дня получения поручения обязано перечислить деньги на ваш счет и известить налоговиков о дате и сумме возврата (п. 8 ст. 176 НК РФ).

Как возместить НДС из бюджета: процедура

Видео (кликните для воспроизведения).

Возмещение НДС из бюджета может осуществляться:

  • в общем порядке (ст. 176 НК РФ), который предусматривает возврат или зачет налога после проведения камеральной проверки;
  • в заявительном порядке (ст. 176.1 НК РФ), который предполагает возмещение НДС до завершения камералки при соблюдении определенных условий.

В рамках данной статьи мы остановимся на общем порядке, а заявительный рассматривать не будем.

Процедура возмещения проходит в несколько этапов.

Сначала вы подаете в инспекцию декларацию с суммой НДС к возмещению из бюджета.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вычет — это право налогоплательщика. Чтобы им воспользоваться, его нужно задекларировать. Само по себе наличие у налогоплательщика права на применение налоговых вычетов без отражения (указания, заявления) их суммы в налоговой декларации не является основанием для уменьшения налога, подлежащего уплате в бюджет (см. определение Верховного суда РФ от 15.06.2015 № 302-КГ15-5774 по делу № А10-5130/2013).

В течение двух месяцев в рамках камеральной проверки (далее — проверка, КНП) контролеры проверяют обоснованность заявленного НДС к возмещению. Кстати, налоговики могут закончить проверку быстрее — это не нарушение (см. письма Минфина России от 19.03.2015 № 03-07-15/14753 и ФНС России от 13.04.2015 № ЕД-4-15/6266). А могут продлить ее до трех месяцев — если у них возникнут подозрения в совершении вами налоговых нарушений.

Читайте так же:  Земельный налог земельное право

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В ходе проверки инспекция может затребовать у вас документы и пояснения.

Если претензий нет, в течение 7 рабочих дней по окончании КНП инспекция выносит решение о возмещении НДС из бюджета (п. 2 ст. 176 НК РФ).

Если проверкой выявлены нарушения, составляется акт КНП, на который вы вправе подать возражения (п. 3 ст. 176 НК РФ).

Акт проверки, ее материалы и возражения рассматривает руководитель налогового органа (его заместитель). По результатам рассмотрения выносится решение о привлечении или отказе в привлечении плательщика к налоговой ответственности.

Если вы с ним не согласны, попробуйте оспорить решение инспекции.

Одновременно с указанным решением принимается (п. 3 ст. 176 НК РФ) еще одно:

  • о полном возмещении НДС из бюджета;
  • полном отказе в возмещении НДС;
  • частичном возмещении НДС и частичном отказе в возмещении НДС.

О принятом решении налоговики должны письменно известить вас в течение 5 рабочих дней (п. 9 ст. 176 НК РФ).

Итоги

Сумма к возмещению из бюджета в НДС-декларации возникает тогда, когда сумма примененных вычетов превышает величину налога, исчисляемого к уплате. Камеральная проверка ИФНС такой декларации, как правило, производится с запросом первичных документов, подтверждающих правильность цифр, показанных в отчете.

Само возмещение может происходить 2 способами:

  • заявительным (воспользоваться им можно только при определенных условиях), когда налог возмещают до начала камеральной проверки;
  • общим, при котором возврат налога осуществляется после камеральной проверки.

За счет возмещаемой суммы ИФНС до ее возврата самостоятельно погасит имеющиеся у налогоплательщика долги по платежам в федеральный бюджет.

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2013

Право на возмещение НДС — у кого оно есть?

Всем известно, что у плательщиков НДС есть не только обязанность исчислять налог и платить его в бюджет, но и право на уменьшение исчисленной суммы за счет НДС, уплаченного продавцам в составе стоимости приобретенных ресурсов, так называемого входного НДС (п. 1 ст. 171 НК РФ).

Напомним, что применить вычет по НДС можно только при соблюдении условий, установленных ст. 171–172 НК РФ.

Сумма принятых за налоговый период вычетов может превысить сумму исчисленного налога. В этом случае и возникает право на возмещение НДС из бюджета, то есть возможность вернуть себе разницу между вычетами и налогом к уплате (п. 2 ст. 173, п. 1 ст. 176 НК РФ).

ПРОБЛЕМЫ ВОЗМЕЩЕНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ИЗ БЮДЖЕТА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Одно из ведущих мест в системе косвенного налогообложения отводится налогу на добавленную стоимость, так как удельный вес НДС в доходной части бюджета составляет значительную долю.

Налог на добавленную стоимость заменил два ранее действовавших налога: налог с оборота и налог с продаж. Вышеназванные налоги функционировали в условиях жесткого государственного контроля над ценами. Новый налог выгодно отличается от своих «предшественников». Налог более эффективен, чем налог с оборота, так как охватывает товарооборот на всех стадиях, и с его ростом налоговые поступления должны стабильно увеличиваться. Он менее обременителен для отдельного производителя, поскольку обложению подлежит не весь оборот, а лишь прирост стоимости. НДС относительно легче для потребителя — покупателя в связи с тем, что налог с оборота, несмотря на широкую систему льгот, в отдельных случаях взимался не один раз с одного товара. И, наконец, это более простая форма обложения, так как для всех плательщиков на территории страны установлен одинаковый механизм взимания. Тем самым обеспечивается равный подход к вовлечению в процесс формирования бюджета всех хозяйствующих субъектов, независимо от организационно — правовых форм и форм собственности [9,c. 576].

Основная функция НДС — фискальная. За рубежом налог на добавленную стоимость рассматривается в качестве многоступенчатого всеобъемлющего налога, распространяющегося на все стадии процесса производства и распределения и включающего в свою базу все виды товаров и услуг. НДС — это налог зачетного типа, исключающий кумулятивный эффект налогообложения, поскольку дает возможность зарегистрированным в качестве плательщиков этого налога фирмам вычитать суммы, уплаченные зарегистрированным поставщикам-плательщикам НДС, из сумм выручки за реализацию товаров или услуг. С точки зрения международных отношений НДС «ориентирован на пункт назначения», то есть товары и услуги облагаются в стране назначения или месте их потребления, а не по месту происхождения или производства. Наконец, НДС представляет собой разновидность налога на потребление [8,c.41].

Процедура возврата НДС из бюджета кратко описана в одной статье 176 НК РФ. Возврат НДС на счет налогоплательщика является одной из наиболее сложных форм возмещения НДС по сравнению с зачетом НДС или применением ставки НДС 0%. В теории возврат НДС выглядит довольно просто. На практике же все наоборот. Поскольку возврат налогов не является профильной функцией налоговых органов, то возвращать НДС налоговые органы не спешат. К тому же при возврате НДС существует проблема мошенничества, заключающаяся в возврате необоснованных сумм НДС.

Ниже рассмотрим этапы возврата налога на добавленную стоимость.

Этапы возврата налога на добавленную стоимость:

Налоговая декларация по НДС

По итогам декларации за налоговый период сумма вычетов превышает сумму начисленного НДС, разница подлежит возврату или зачету.

Налоговым органом проводится камеральная проверка декларации по НДС на предмет обоснованности суммы НДС к возврату (возмещению).

Акт налоговой проверки

В случае выявления нарушений законодательства составляется акт налоговой проверки декларации по НДС, на который налогоплательщик может представить свои возражения. Нарушений может и не быть, но налоговики занимают позицию отказать под любым предлогом.

Организация имеет право представить возражения на акт налоговой проверки, но это не означает, что они будут учтены.

Решение ИФНС по возврату НДС

Если не выявлены нарушения законодательства, то по завершении проверки в течение 7 дней выносится решение о возврате (возмещении) НДС. Это в теории. На практике по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки НДС руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности, которым отказывает в возврате НДС.

Решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности (решение об отказе в возврате НДС) согласно НК РФ сначала обжалуется в вышестоящий налоговый орган (обычно это Управление ФНС России по субъекту Федерации)

Как правило, вышестоящее управление ФНС не пересматривает решение инспекции и оставляет его без изменений. Далее возможно судебное обжалование.

После отказа Управления ФНС может быть подан иск в арбитражный суд по обжалованию решения ИФНС об отказе в возврате НДС. Чтобы решение суда вступило в силу организации необходимо выиграть в суде первой инстанции и в суде апелляционной инстанции. При этом у налоговиков остается возможность пересмотра решения суда в кассационной и надзорной инстанции.

Читайте так же:  Вернуть налоговый вычет за обучение документы

Исполнение решения суда

В случае выигрыша арбитражного спора происходит возврат НДС по исполнительному листу, а также налогоплательщик может взыскать проценты за задержку возврата налога и судебные издержки (госпошлину и частично расходы на юридические услуги)

Примечания по возврату НДС:

При наличии недоимки по НДС, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы НДС, подлежащей возмещению в счет погашения недоимки и задолженности по пеням и/или штрафам.

Сумма НДС, подлежащая возмещению (возврату), возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет. Также суммы НДС, подлежащие возврату, могут быть направлены в счет уплаты предстоящих налоговых платежей по НДС или иным федеральным налогам [5,c.57].

При нарушении сроков возврата суммы НДС, считая с 12-го дня после завершения камеральной проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы НДС, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ.

С 2010 года предусмотрен заявительный порядок возврата (возмещения) НДС по которому вернуть НДС не дожидаясь окончания налоговой проверки могут крупные налогоплательщики (сумма уплаченных налогов за 3 года не менее 10 млрд. руб.) и налогоплательщики, предоставившие вместе с налоговой декларацией НДС действующую банковскую гарантию по НДС (введена статья 176.1 НК РФ).

По проведению налоговых проверок по вопросу правомерности предъявления к возмещению сумм НДС Федеральной налоговой службой РФ по налогам и сборам постоянно издаются инструктивные методические рекомендации, регламенты, а также направляются соответствующие письма и указания.

Кроме этого, ФНС России контролирует процесс возмещения из федерального бюджета НДС посредством системы отчетов, которые составляются налоговыми органами на местах, обобщаются и анализируются Управлениями субъектов РФ и представляются ежемесячно в ФНС РФ.

Главным недостатком системы отчетов по возмещению НДС является отсутствие специального раздела либо отдельной формы отчета по возмещению НДС, предъявляемому по операциям на внутреннем рынке России, в связи с чем, проанализировать состояние дел в данной сфере государственного регулирования наглядно, в динамике, на сегодняшний день не представляется возможным.

Встречающиеся на практике правонарушения, связанные с неправомерным возмещением налога на добавленную стоимость по экспортным операциям, весьма разнообразны. К их числу можно отнести:

— использование для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% поддельных документов, предусмотренных ст.165 НК РФ, для подтверждения факта отправки экспортируемого товара;

— составление фиктивных документов, служащих основанием для производства налоговых вычетов — счетов-фактур, якобы выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) с выделением отдельной строкой суммы НДС, а также документов, якобы подтверждающих фактическую уплату сумм налога;

— оформление документов от имени несуществующих организаций, зарегистрированных по подложным, утерянным или похищенным документам;

— имитирование поступления экспортной выручки на счет экспортера и расчетов с продавцами товаров посредством перечисления ссудных денежных средств внутри банка или группы банков в пределах одного операционного дня по замкнутому кругу и другие.

Для определения круга действий, необходимых для эффективной борьбы с недобросовестными налогоплательщиками, требуется детальный анализ схем «лжеэкспорта» с целью неправомерного возмещения из бюджета НДС.

Что касается уголовно-правовой оценки незаконного получения компенсации по налогу на добавленную стоимость необходимо учитывать, что содеянное будет содержать состав преступления только в случае, если имеет место хотя бы одно из условий:

— экспортер не перечислил НДС контрагенту при покупке товара и тем самым нечего компенсировать, т.к. нет затрат, которые подлежат возмещению;

— по существу нарушены условия экспорта, предоставляющие право на возмещение НДС (несоблюдение формальностей далеко не всегда позволяет говорить о возможности наступления уголовной ответственности) [6,c. 131].

Основное направление повышения эффективности контроля за возмещением НДС — усиление роли мероприятий предварительного контроля, т.е. таких мероприятий, которые проводятся еще на стадии получения налоговыми органами информации о том, что налогоплательщик готовится совершить определенную операцию, а не тогда, когда налогоплательщик уже представит документы на возмещение НДС, поскольку действующее законодательство отводит налоговым органам всего три месяца с момента представления в налоговый орган документов на возмещение налога для принятия решения по его возмещению. Этого срока бывает недостаточно, чтобы пройтись по всей цепочке поставщиков и собрать доказательства, подтверждающие неправомерность возмещения НДС.

Фактическая уплата налога поставщиком в бюджет не влияет на возмещение налога по этой сделке у покупателя. Этим и пользуются так называемые предприниматели, устраивающие цепочки подставных посреднических организаций, получающих в составе цены товара НДС.

Не отчитывающийся в налоговых органах поставщик никогда не перечислит полученный НДС в бюджет, а покупатель, имея доказательства оплаты товара, предъявит уплаченный поставщику налог к возмещению из бюджета. Привлечь же налогоплательщика, намеренно «заключившего договор» с неотчитывающейся организацией к ответственности не представляется возможным, даже доказав мнимый характер сделок.

Определение действительно носит принципиальный характер. На первый взгляд кажется, что проблема налоговых вычетов, относящаяся к порядку исчисления налога на добавленную стоимость, является достаточно узкой или периферийной. На самом же деле затронуты такие фундаментальные проблемы конституционного, гражданского и налогового права, как:

1) конституционно-правовые пределы налоговой оптимизации;

2) экономическая свобода предпринимателей в использовании предусмотренных законодательством гражданско-правовых средств

3) границы судебного истолкования норм налогового законодательства.

Позиция налоговых органов состоит в том, что налогоплательщик должен не только представить пакет документов, перечисленных в п.1 ст.165 НК РФ, но эти документы должны содержать достоверную информацию и подтвердить фактический вывоз товаров, поступление выручки и т.п.

Для эффективного решения проблемы с возмещением НДС необходимо создать условия, при которых к возмещению в принципе может предъявляться только объем НДС, который уже был или гарантировано будет уплачен в бюджет на всех стадиях формирования добавленной стоимости продукта [9,c. 576].

Решение данных проблем заключается в корректировке правила функционирования НДС так, чтобы с одной стороны, налоговые и другие контролирующие органы могли обеспечить администрирование налога (и, в частности, предотвращать увод НДС через подставные «однодневные» фирмы), с другой стороны, любые добросовестные налогоплательщики — производители и экспортеры, оказались в более выгодном положении, чем они находятся сейчас. Тем самым у предприятий появится стимул добровольно следовать указанным новым правилам и быть добросовестными налогоплательщиками.

Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая [Текст]: принят Государственной Думой 19 июля 2000 г. – М.: Эксмо, 2012. – 768 с.

Краткий комментарий к части первой Налогового кодекса РФ [Текст]: — М.: Спарк, 2011. — 159с.

Зубков В.В. Налоговые вычеты и исчисление НДС [Текст]: / Зубков В.В. // Финансы. — 2010. № 9. – С.43.

Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ [Текст]: учебник для вузов. 2-е изд. / В.Г. Пансков. — М.: Книжный мир, 2009. — 457с.

Пансков В.Г. О некоторых вопросах финансового контроля в стране [Текст]: / Пансков В.Г. // Финансы. — 2010. №5. — С.56-60.

Соловьев И.Н. Мошенничество в сфере налогообложения [Текст]: / Соловьев И.Н. // Налоговый вестник. — 2011. №7. — С.131.

Читайте так же:  Исчисление земельного налога юридическими лицами

Соловьев И.Н. О нарушении российского законодательства при использовании льготы по возмещению НДС [Текст]: / Соловьев И.Н. // Налоговый вестник. — 2010. №3. -С.123.

Цибизова О.Ф. Обложение НДС внешнеэкономической деятельности [Текст]: / О.Ф. Цибизова // Налоговый вестник. — 2009. №4. — С.41.

Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение [Текст]: учебник / Т.Ф. Юткина. — М.: ИНФРА — М, 2010. — 576с.

Проблемы возмещения НДС

В наше время неустанной «притирки» ФНС и бизнеса со всеми вытекающими последствиями в виде увеличения налогов, доначислений, прозрачности схем и.т.д., вопрос о возмещении НДС становится все более актуальным, поскольку препятствий налоговики чинят много.

Для начала: налог на добавленную стоимость взимается на всех стадиях производства услуги или товара и представляет собой разницу между их себестоимостью и конечной ценой, уплачиваемой потребителем. С 2019 года НДС в России составляет 20%. Сумма достаточно большая, и в ряде случаев участник предпринимательской деятельности может рассчитывать на ее возмещение из бюджета. Возврат НДС предполагает обратное зачисление на счет компании излишне уплаченного налога на добавленную стоимость. Данная процедура возможна, если при подведении итогов налогового периода было выявлено, что сумма налоговых вычетов выше общей суммы налогов, исчисленной по операции с объектом НДС.

Далеко не все компании могут получить данное возмещение. Согласно НК РФ, базовыми условиями являются:

— применение претендентом общей системы налогообложения (ИП и юр.лицам на спецрежимах данная возможность недоступна);

— отсутствие долгов по налогам и сданная вовремя отчетность;

— наличие всей необходимой документации на облагаемый НДС товар / услугу.

Теоретически операция по возврату НДС довольно проста, однако налоговая не хочет отдавать деньги, поступившие в бюджет, тем более, что приходят они не от заявителя, а от его поставщиков, и находит немало оснований для отказа по заявлениям. Кроме того, велика вероятность применения налогоплательщиками мошеннических схем, когда компании пытаются вернуть необоснованные суммы по НДС, поэтому налоговики тщательно проверяют законность требований заявителей.

Итак, каков порядок возмещения НДС? Он регламентирован статьей 176 НК РФ, затрагивает как внутренний рынок, так и экспорт.

  1. Представление в контролирующий орган декларации по НДС. Для фирм-экспортеров вместе с ней также необходимо подать документы, подтверждающие нулевую ставку НДС.
  2. Прохождение камеральной проверки. Данный этап регламентирован ст. 88 НК РФ. Здесь налоговый орган запрашивает дополнительную информацию для проверки правомерности применения налоговых вычетов (первичные бухгалтерские документы, счет-фактуры, акты выполненных работ и т.д.) Помимо этого, ФНС проводит встречную проверку контрагентов, НДС по которым заявитель принял к вычету, причем инспектор имеет право запрашивать только информацию, касающуюся конкретно этих сделок. Камеральная проверка длится до трех месяцев с момента получения декларации по НДС.
  3. Принятие решения и доведение его до заявителя. Выносится в течение семи дней при положительных результатах проверки, то есть без выявленных нарушений. Решение может быть:

— о полном возмещении суммы НДС, заявленной в декларации;

— о полном отказе в возмещении суммы НДС, заявленной в декларации;

— о частичном возмещении и частичном отказе в возмещении суммы НДС, заявленной в декларации.

Если нарушения обнаружены, составляется акт камеральной проверки. После его получения у налогоплательщика есть месяц для подачи возражений по акту и участия в деле.

  1. Возврат НДС на расчетный счет либо процедура по зачету этой суммы (на усмотрение налогового органа). Данный этап включает в себя подачу соответствующего заявления налогоплательщиком и его исполнение налоговым органом в течение пяти рабочих дней.

Какие проблемы могут послужить причиной отказа в возврате НДС?

  1. Неверно оформленные документы на возмещение.

Очень часто налогоплательщики неверно оформляют счет-фактуры. Требования к оформлению изложены в статье 169 НК РФ. В ней предусмотрено, что документы, некорректно оформленные, не могут быть приняты к возмещению. Одновременно с этим неисполнение требований, не предусмотренных в данной статье, не могут являться основанием для отказа. Еще один камень преткновения, касающийся в основном экспортеров (то есть большей части «возвратников») — отсутствие документов, подтверждающие вывоз товара с территории России. Необходимо надлежаще оформлять экспорт, иначе в удовлетворении заявления могут отказать.

  1. Фиктивные хозяйственные операции.

Данная причина набирает популярность среди налоговиков, хотя инструменты по выявлению мнимых сделок еще несовершенны. Если инспектору удастся доказать, что налогоплательщик фактически не совершал хозяйственных операций, а лишь оформил документы для получения вычета — ему откажут и привлекут к ответственности.

  1. Нарушение законодательства контрагентами.

ФНС нередко старается отказать в возмещении НДС, если субподрядчики или поставщики заявителя имеют задолженность по налогам и сборам, в целом являются неблагонадежными. Судебная практика показывает, что отказы по таким основаниям вполне реально оспорить: налогоплательщик не может нести ответственность за третьих лиц. Если контрагент не представил налоговикам запрашиваемую во время камеральной проверки информацию или не заплатил налоги в полном объеме — заявителю отказать не должны.

  1. Необходимые документы отсутствуют.

Наличие счет-фактур не доказывает факт принятия товара у поставщика. Этой цели служит товарно-транспортная накладная. Суды в данном вопросе поддерживают налоговиков, однако ВАС РФ в одном из своих Постановлений подчеркнул, что факт получения товара может быть подтвержден не только ТТН, но и товарной накладной ТОРГ-12.

  1. Налоговики «просрочили» возврат НДС.

В ряде случаев ФНС не укладывается в установленный законом срок возврата НДС (после принятия решения о возмещении налога по результатам камеральной проверки он составляет пять рабочих дней). Если контролирующий орган задерживает уплату или зачет НДС, налогоплательщик имеет право требовать проценты за просрочку. Формула для его вычисления такова: проценты за просрочку возврата НДС = Сумма НДС к возврату * Количество дней просрочки * Ставка рефинансирования (действующая в период просрочки) / 365.

Таким образом, проблем при возмещении НДС немало, и механизмы их выявления налоговыми органами совершенствуются. Тем не менее, процедура вполне реальна. Всегда обращайте внимание на правильность расчета и учета НДС, а также оформления первичных бухгалтерских документов; при экспорте — наличие документов, подтверждающих нулевую ставку и вывоз товара за пределы РФ.

Помимо озвученного, необходимо проявить должную осмотрительность при заключении сделок с поставщиками. Это должны быть реально действующие организации. Проверить контрагента можно с помощью открытых реестров и коммерческих программ. Кроме того, ФНС обязана в течение пяти дней предоставлять справку об интересующем налогоплательщике юридическом лице. Наличие такого запроса и положительной справки по нему обезопасит от претензий налоговиков даже в случае, если недобросовестность контрагента «всплывет» позже.

Строгое следование законодательству, корректное оформление документов поможет как во время камеральной проверки, так и в суде. Тем не менее, нельзя не отметить неоднозначность трактовок НК РФ, что также является причиной проблем взаимодействия с ФНС. Любая нестандартная ситуация может привести к отказу в возмещении НДС даже если хозяйственные операции действительно производились.

С заботой о вашем будущем, Светлана Чеботарёва©

Видео (кликните для воспроизведения).

Cамое новое, самое свежее, самое актуальное на paritet_life

Источники

Возмещение ндс из бюджета проблемы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here