Выездная налоговая проверка налога на прибыль организаций

Примерная форма возражений на акт выездной налоговой проверки по налогу на прибыль организаций и НДС (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

[ Наименование налогового органа,

адрес: [ вписать нужное ]

от [ наименование/Ф. И. О. лица, в отношении

которого проводилась налоговая проверка ]

адрес: [ вписать нужное ]

Возражения
на акт выездной налоговой проверки по налогу на прибыль организаций и НДС

В период с [ число, месяц, год ] по [ число, месяц, год ] в отношении [ наименование проверяемого юридического лица ] проводилась выездная налоговая проверка, по результатам которой был составлен акт N [ вписать нужное ] от [ число, месяц, год ].

Проверка проводилась по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость за период с [ число, месяц, год ] по [ число, месяц, год ].

Акт налоговой проверки вручен налогоплательщику (его представителю) [ число, месяц, год ] [ под расписку или иным способом ].

Налоговой проверкой установлены следующие нарушения законодательства о налогах и сборах: [ вписать нужное ].

1. Налогоплательщик считает незаконным доначисление налога на прибыль в сумме [ значение ] руб., в том числе:

за [ налоговый (отчетный) период ] в сумме [ значение ] руб.;

за [ налоговый (отчетный) период ] в сумме [ значение ] руб.,

так как расходы, учитываемые налогоплательщиком при определении объекта обложения налогом на прибыль, являются экономически обоснованными и документально подтвержденными. В качестве документов, подтверждающих затраты, представлены: [ перечень документов ], оформленные в соответствии с действующим законодательством.

2. Налогоплательщик считает незаконным уменьшение предъявленного к возмещению из бюджета (уменьшение заявленного к вычету) налога на добавленную стоимость в сумме [ значение ] руб., в том числе:

за [ налоговый (отчетный) период ] в сумме [ значение ] руб.;

за [ налоговый (отчетный) период ] в сумме [ значение ] руб.,

так как был представлен необходимый комплект документов, подтверждающих право на вычет НДС и его возмещение.

3. Также на основании вышеизложенного является незаконным начисление пени за неуплату (несвоевременную уплату) налогов в размере [ значение ] руб., в том числе:

пени по налогу на прибыль в размере [ значение ] руб.;

пени по НДС в размере [ значение ] руб.

4. [ другие возражения налогоплательщика по выявленным нарушениям законодательства о налогах и сборах ].

Приложение: [ перечень документов, подтверждающих позицию налогоплательщика по заявленным возражениям ]

[ должность руководителя организации ] [ подпись ] /[ Ф. И. О. ]/

[ число, месяц, год ]

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Примерная форма возражений на акт выездной налоговой проверки по налогу на прибыль организаций и НДС

Разработана: Компания «Гарант», октябрь 2016 г.

http://base.garant.ru/1968282/

ВС РФ подтвердил, что доначисленные после выездной проверки налоги сразу же должны быть отнесены на расходы по налогу на прибыль

ВС РФ признал, что после выездной проверки на инспекции лежит обязанность учесть произведенные в ее ходе начисления по соответствующим налогам, и отразить их в составе расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль при условии, что правильность исчисления налога на прибыль входила в предмет проводимой проверки (Определение ВС РФ от 26 января 2017 г. № 305-КГ16-13478 по делу № А40-159258/2015 1 ). Речь идет о ситуации, когда налоговики после проверки приняли решение о доначислении налогов, а в затратах по налогу на прибыль данные суммы не учли, обязав компанию заплатить налог на прибыль без уменьшения налогооблагаемой базы на сумму недоимки.

Добавим, что ранее инспекцией была проведена выездная налоговая проверка общества за период с с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года. По ее результатам был составлен акт и принято решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения (от 26 марта 2015 г. № 52-21-16/25р). Впоследствии, в связи с рассмотрением апелляционной жалобы общества решение инспекции было частично отменено решением ФНС России (от 3 июля 2015 г. № СА-4-9/[email protected]). Исковые требования ФНС России составили в части доначислений налога на прибыль в размере свыше 8,4 млн руб., НДПИ – 9,2 млн руб., налога на имущество – 432,5 тыс. руб., а также соответствующих сумм пеней и штрафов.

Не согласившись с решением инспекции в редакции решения ФНС России, общество обратилось в арбитражный суд с просьбой его отменить. Суд в первой инстанции требования по уплате НДПИ, а также начисления соответствующих сумм пеней и штрафа признал недействительным. В остальной части в удовлетворении требований было отказано. В апелляционной инстанции решение суда было оставлено без изменения. В кассации ранее принятые судебные акты также признали обоснованными.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды указали, что компания неверно определила срок полезного использования (амортизационную группу) кабелей и кабельных удлинителей, что повлекло неуплату налога на прибыль организаций в размере свыше 8,4 млн руб. (п. 1 ст. 258 Налогового кодекса). В частности, кабели и кабельные удлинители относятся ко второй амортизационной группе со сроком полезного использования свыше 2 лет – до 3 лет включительно, а компания отнесла их к первой амортизационной группе со сроком полезного использования до 24 месяцев (технические паспорта основных средств «Силовые кабели» и «Удлинители кабельные»). В результате неверного определения срока полезного использования объектов основных средств компания занизила среднегодовую стоимость имущества, и данное обстоятельство послужило основанием для доначисления налога на имущество в размере 432,5 тыс. руб.

Вместе с тем, оспаривая решение инспекции, компания ссылалась на неверное определение инспекцией размера его налоговой обязанности при расчете налога на прибыль ввиду необоснованного не включения в состав расходов при исчислении данного налога сумм налога на имущество, доначисленных по результатам проведенной выездной налоговой проверки. Отклоняя данный довод, суды указали, что на момент вынесения инспекцией решения от 26 марта 2015 года у компании отсутствовала обязанность по уплате доначисленных сумм налога на имущество, поскольку им была подана апелляционная жалоба, в связи с чем указанное решение вступило в силу только после принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.

Таким образом, по мнению судов, у налогоплательщика отсутствовали расходы в виде начисленных сумм налога на имущество (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). В этой связи, в кассационной жалобе компания, ссылаясь на существенные нарушения судами норм материального и процессуального права, попросила отменить судебные акты в части доначисления налога на прибыль в размере 86,5 тыс. руб, а также соответствующих сумм пеней и штрафа, в связи с отказом инспекции в установлении действительного размера налоговых обязательств по указанному налогу с учетом всех выявленных при проведении налоговой проверки нарушений.

Читайте так же:  Остаток имущественного налогового вычета меньше налоговой базы

Судебная коллегия ВС РФ согласилась с доводами компании и удовлетворила ее требования, а предыдущие судебные решения отменила. В обоснование судья обратила внимание на то, что суммы налогов и сборов, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 1 п.1 ст. 264 НК РФ). Датой осуществления таких расходов признается дата начисления налогов (подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ). Следовательно, на инспекции лежит обязанность учесть произведенные в ходе выездной налоговой проверки начисления по соответствующим налогам, и отразить их в составе расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

ВС РФ также обратил внимание на то, что иной правовой подход, поддержанный арбитражными судами в рамках рассмотрения настоящего спора, влечет необоснованное возложение на налогоплательщика обязанности по самостоятельной корректировке налоговых обязательств путем представления уточненной налоговой декларации за период, который является предметом налоговой проверки. Такие действия компании после завершения проверки, по мнению Судебной коллегии, не устраняют недостоверность произведенного налоговым органом расчета сумм недоимки по налогу на прибыль, а также не позволяют скорректировать пени и штраф, исчисленные инспекцией без учета произведенных корректировок по всем охваченным проверкой налогам.

http://www.garant.ru/news/1088739/

Выездные налоговые проверки: кто попадет в кандидаты? Налоговый контроль по налогу на прибыль организаций (Е. Смирнова, «Финансовая газета», N 46, декабрь 2013 г.)

Выездные налоговые проверки: кто попадет в кандидаты? Налоговый контроль по налогу на прибыль организаций

Значительная доля налога на прибыль организаций в бюджетных доходах обусловливает необходимость осуществления эффективного налогового контроля, основной формой которого являются выездные налоговые проверки (ВНП).

ФНС России выделяет следующие критерии по их значимости.

При планировании ВНП по налогу на прибыль:

1) наличие убытков (в течение двух и более календарных лет). Однако причины появления убытков обычно выявляются в период работы так называемых убыточных комиссий (после обнаружения убытков в налоговых декларациях). Проверяется обоснованность отражения убытков, в том числе превышающих 1 млн. руб., уровень нагрузки по налогу на прибыль (для торговых организаций — до 1%, производственных — до 3%);

2) темпы роста расходов организации превышают темпы роста ее доходов от реализации товаров, работ и услуг;

3) уровень рентабельности продаж, активов значительно ниже, чем у организаций данной сферы деятельности (отклонение — более 10%).

Однако среди основных причин низкой рентабельности продаж налогоплательщики могут выделить следующие: невысокая торговая наценка; скидки; другие мероприятия по привлечению клиентов; высокая конкуренция (нельзя продать товар дороже рыночной цены); значительное удорожание сырья; привлечение более квалифицированной рабочей силы и др.

Из причин низкой рентабельности активов выделяются такие: большое количество непрофильных активов (социальные объекты, вспомогательные цеха и т.д.); большой объем дебиторской задолженности (неплатежи либо отсрочка платежей); наличие на балансе значительного неликвидного имущества.

В процессе ВНП проверяются:

— соответствие данных бухгалтерского учета и налоговой отчетности;

— правильность применения цен;

— выполнение обязанностей налогового агента;

— правильность исчисления налогов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль организации путем включения в расходы (транспортный налог, налог на имущество и т.д.);

— исчисление налога на прибыль с учетом особенностей определения налоговой базы по отдельным видам деятельности и отдельным видам доходов;

— правовое оформление хозяйственных операций, в том числе анализ договоров и сделок.

При проведении ВНП наибольшее внимание обращается на такие операции, как:

— сделки, осуществленные не типичным для организации образом (наличный расчет или оплата векселем);

— сделки с организациями, зарегистрированными в офшорных зонах;

— сделки, заключенные по значительно завышенным или заниженным ценам;

— заключение договоров на оказание информационных, консультационных, маркетинговых, транспортных услуг на значительную для организации сумму при отсутствии явно выраженного результата.

ВНП осуществляется сплошным методом в отношении счетов: учета денежных средств (50, 52, 55); учета расчетов с подотчетными лицами (71); расчетов с дебиторами и кредиторами (60, 62, 68, 76).

При проверке правильности отражения в учете доходов от реализации следует выделять случаи, когда необходимо оценить правомерность применения рыночных цен:

— если имеются излишки ТМЦ, выявленные при инвентаризации;

— работниками организации в виде бесплатной передачи товаров;

— в случаях безвозмездной передачи имущества;

— при взаимозачетах и бартерных операциях.

У проверяющих возникает много вопросов при анализе внереализационных доходов (включение в доходы просроченной кредиторской задолженности).

Анализируется учетная политика, в том числе выбранный метод определения доходов и расходов (возможность применения кассового метода), метод начисления амортизации (возможность применения нелинейного метода, а также повышающих коэффициентов), методы списания материальных ценностей, использование «амортизационной премии», состав прямых и косвенных расходов.

Основными ошибками при формировании прямых расходов в виде амортизационных отчислений по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг, являются:

— некорректное распределение объектов основных средств между «прямыми» и «косвенными» группами;

— отсутствие обоснования и документального подтверждения использования объекта основных средств в той или иной деятельности;

— учет объектов основных средств, используемых в обслуживающих видах деятельности.

При проверке формирования прямых расходов следует учитывать, что:

а) состав прямых расходов организация определяет самостоятельно на основании нормы последнего абзаца п. 1 ст. 318 НК РФ;

б) состав прямых расходов должен соответствовать указанному в п. 1 ст. 318 НК РФ, но содержание этих расходов может быть определено организацией самостоятельно;

в) прямые расходы не должны включать в себя все расходы.

При формировании прямых расходов в части расходов на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, выявляются такие нарушения, как:

— формирование базы расходов в порядке, аналогичном в бухгалтерском учете, не принимая во внимание норму ст. 255 НК РФ;

— разделение расходов на оплату труда производственного персонала на прямые и косвенные;

— некорректное создание групп по видам персонала или видам оплат.

Контролю подвергаются все документы налогоплательщика, необходимые для исчисления сумм налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджет, в том числе бухгалтерские и финансовые документы при проверке:

— расходов на оплату труда: штатное расписание, трудовые и гражданско-правовые договоры, расчетные ведомости;

— командировочных расходов: авансовые отчеты, задания и сметы на командировки, подтверждающие документы на проезд и оплату проживания, командировочное удостоверение, приказы на командировки, на размер суточных;

— представительских расходов: авансовые отчеты, сметы, подтверждающие документы;

— расходов на аренду недвижимости: договор аренды, акт приемки-передачи имущества, документы на арендные платежи;

Читайте так же:  Налоговый вычет за обучение документы список

— транспортных расходов: акт приемки-передачи услуг, товарно-транспортные накладные, путевые листы;

— амортизационных отчислений: акты введения в эксплуатацию, инвентарные карточки, учетная политика;

— налогов, включаемых в расходы: расчеты налога на имущество, транспортного налога;

— расходов на оплату сотовой связи: договор с оператором сотовой связи, утвержденный руководителем перечень должностей работников, которым в силу исполняемых ими обязанностей необходимо использование сотовой связи, детализированные счета оператора связи;

— расходов на содержание и эксплуатацию служебных автомобилей: путевые листы, авансовые отчеты подотчетных лиц, талоны на ГСМ, кассовые чеки, акты выполненных ремонтных работ;

— применения скидок и бонусов: ценовая политика, акты, счета-фактуры, договоры с контрагентами;

— правильности учета доходов и расходов при ликвидации основного средства: приказ о создании ликвидационной комиссии, акт на списание основного средства, документы, которые подтверждают оприходование имущества, полученного при ликвидации;

— убытков, полученных при реализации амортизируемого имущества: инвентарные карточки, бухгалтерские справки по расчету величины убытка.

Следовательно, основными документами, которые необходимо истребовать у налогоплательщики, являются: товарные и товарно-транспортные накладные, приходные и расходные ордера, доверенности, авансовые отчеты, приказы о командировке, путевые листы, расчетные ведомости, договоры и акты, инвентарные карточки. При этом необходимо учитывать, что в настоящее время для подтверждения расходов первичные документы должны быть только оригинальными (в том числе электронные), унифицированные документы следует использовать в утвержденной форме, но их можно дополнять.

В товарной накладной обязательно указывать сведения о поставщике, покупателе, дату, количество и стоимость товара, подписи сторон; в акте выполненных работ — реквизиты сторон, дату составления документа, наименование и стоимость работ; в инвентарной карточке — данные о дате приема объекта основных средств к учету, его наименовании, коде ОКОФ, расходах на ремонт и улучшение основных средств; в авансовом отчете — обязательно дату его утверждения, так как именно в этом периоде расходы учитываются для целей налогообложения; в товарном чеке — наименование и ИНН продавца, точное название покупки, номер и дата чека, сумма платежа, должность и личная подпись сотрудника, который выдал чек.

При проверке может быть выявлено получение необоснованной налоговой выгоды по итогам анализа таких договоров, как аренды и лизинга, возмездного оказания услуг, подряда (включая переработку, хранение), кредита, займа, факторинга, лицензионных, простого товарищества, посреднических (комиссии, поручения, агентских), безвозмездной передачи имущества, аутсорсинга.

Среди условий договоров, которые могут свидетельствовать о получении необоснованной налоговой выгоды, выделим следующие:

— сделка разделена на несколько частей (например, выдача нескольких займов вместо одного для выполнения условия о сопоставимости обязательств);

— подмена правоотношений (замена одного договора на другой, по которому возможно получение льгот; выплата компенсации вместо части заработной платы);

— отсрочка получения дохода (задержка с подписанием актов, реализацией, получением оплаты при кассовом методе под видом займов при отсрочке платежа по договору);

— реорганизация с итоговой передачей активов или выделение убытков у одного лица.

Кроме того, некоторые категории налогоплательщиков чаще других участвуют в налоговых схемах: применяющие упрощенную систему налогообложения, некоммерческие организации, в том числе общественные организации инвалидов, индивидуальные предприниматели, убыточные организации или компании с признаками «однодневки».

Отдельно проверяется правильность отражения в налоговом учете расходов, нормируемых в целях налогообложения, а также созданных в соответствии с НК РФ резервов (по налоговым регистрам).

Особый интерес представляет анализ некоторых операций по:

— списанию в связи с непригодностью оборудования, изделий, содержащих металл: выявляется занижение внереализационных доходов;

— по реализации основных средств, приобретенных за счет займов: обнаруживается завышение расходов путем включения в стоимость процентов;

— возмещению виновным недостачи по результатам инвентаризации: возможность занижения доходов (если не включается в доходы сумма возмещения);

— списанию в расходы невозмещенного НДС: выявляется завышение расходов (если эта операция не обусловлена нормами ст. 170 НК РФ);

— реализации основного средства, полученного в течение года от учредителя: возможно занижение внереализационных доходов.

По данным ФНС России, наиболее часто в налоговом учете встречаются следующие нарушения:

— завышение расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль, по сделкам с участием «фирм-однодневок» (указаны недостоверные сведения в первичных документах, расходы документально не подтверждены, отсутствуют реальные хозяйственные операции по приобретению товаров (работ, услуг) у проблемных контрагентов);

— занижение налоговой базы по причине реализации товаров (работ, услуг) взаимозависимым лицам, а также по внешнеторговым сделкам по ценам ниже рыночных на идентичные (однородные) товары (работы, услуги);

— занижение выручки от реализации товаров (работ, услуг) из-за расхождения данных, отраженных в налоговых декларациях, с данными бухгалтерского и налогового учета и первичными документами;

— в налоговую базу не включены доходы от реализации (доля в уставном капитале, выручка от продажи недвижимости, плата за предоставление имущества в аренду), а также внереализационные доходы (признанные должником или судом к уплате штрафы и пени, проценты по векселям и банковским счетам, восстановленные резервы, списанная кредиторская задолженность, положительная суммовая разница);

— нормируемые расходы учтены сверх нормативов;

— неправильно рассчитана амортизация имущества (начислена амортизация на имущество, полученное безвозмездно, а также на недвижимость до подачи документов на государственную регистрацию, неправильно определена амортизационная группа, не использованы понижающие коэффициенты по дорогостоящим легковым автомобилям);

— единовременно учтены расходы, которые необходимо распределить по периодам;

— налоговая база уменьшена на затраты, которые нельзя учитывать в расходах.

В настоящее время особое внимание уделяется выявлению налоговых схем, в том числе по налогу на прибыль организаций. Суды принимают сторону налогового органа и соглашаются с доначислением налога при следующих обстоятельствах:

Видео (кликните для воспроизведения).

— выявлены нарушения в документальном оформлении операций;

— имеет место учет расходов или заявление вычетов по фиктивным операциям;

— у контрагента отсутствуют лицензии;

— невозможность совершения операции по техническим или организационным причинам;

— выявлена нереальность сделки, подтвержденная опросами.

при Правительстве Российской Федерации

«Финансовая газета», N 46, декабрь 2013 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Газета «Финансовая газета»

Учредители: Министерство финансов Российской Федерации, ООО «Международная Медиа Группа»

Газета зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Регистрационное свидетельство ПИ N ФС77-38355 от 15 декабря 2009 г.

http://base.garant.ru/57628773/

Особенности проведения выездной налоговой проверки налога на прибыль

Выездной налоговой проверкой может быть охвачен любой период в течение срока действия соглашения с учетом положений статьи 87 настоящего Кодекса начиная с года вступления соглашения в силу.

Читайте так же:  Налог на квартиру умершего

Для целей налогового контроля инвестор по соглашению или оператор соглашения обязан хранить первичные документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, в течение всего срока действия соглашения.

Выездная налоговая проверка инвестора по соглашению или оператора соглашения в связи с деятельностью по соглашению не может продолжаться более шести месяцев. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9254 — | 7352 — или читать все.

http://studopedia.ru/9_100255_osobennosti-provedeniya-viezdnoy-nalogovoy-proverki-naloga-na-pribil.html

Выездная налоговая проверка налога на прибыль организаций

Библиографическая ссылка на статью:
Гуменная Н.С. Особенности проведения камеральных и выездных налоговых проверок по налогу на прибыль организаций // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61918 (дата обращения: 02.02.2020).

Налог на прибыль организации занимает особое место в налоговой системе страны и в деятельности налогоплательщиков. По сути, он уменьшает желаемый конечный результат любой хозяйственной деятельности – прибыль, саму цель предпринимательства. Основными проблемами, связанными с организацией налоговых проверок по налогу на прибыль, являются: несовершенство налогового законодательства, недостаточный уровень автоматизации, коррупция.

Данный налог обеспечивает регулярные значительные поступления в государственный бюджет. Налог на прибыль является прямым, т.е. его сумма зависит от конечного финансового результата (прибыли). Соответственно, стремясь к сохранению достигнутого результата, организации стараются минимизировать свои налоговые выплаты.

Налогоплательщиками налога на прибыль являются:

— российские организации (не применяющие специальный режим налогообложения);

— иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации (как через постоянные представительства в Российской Федерации, так и без них).

В качестве объекта налогообложения выступает прибыль организации, полученная налогоплательщиком, и для каждой группы плательщиков существует свой порядок определения прибыли как объекта обложения:

— для российских организаций прибылью являются полученные доходы, уменьшенные на величину расходов;

— для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства в РФ, это доходы представительства, уменьшенные на расходы представительства;

— для иных иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянные представительства в РФ, прибыль – доходы от источников в РФ.

Очевидно, что многие организации ищут разнообразные пути ухода от налога (как в рамках законодательства, так и нелегальные), например, путем уменьшения налоговой базы. Государство, в свою очередь, старается создать условия для соответствующего администрирования и контроля налогоплательщиков и объектов налогообложения. Наиболее эффективным способом налогового контроля являются налоговые проверки. Рассмотрим, как проверяется правильность уплаты и исчисления налога на прибыль в рамках основных налоговых проверок – камеральной и выездной.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами по месту нахождения налогового органа без какого-либо специального решения руководителя в течение 3 месяцев со дня предоставления декларации и документов, которые в соответствии с законодательством должны к ней прилагаться (прочие налоговые расчеты, документы, самостоятельно предоставленные налогоплательщиком, а также те, которые имеются у налогового органа о деятельности проверяемого субъекта). Также налоговые органы могут использовать информацию из внешних источников, таких как таможенные органы, миграционная служба, МВД, органы статистики и др.

Налоговые органы могут дополнительно истребовать документы, подтверждающие налоговые льготы и обосновывающие и подтверждающие право на возмещение НДС.

Камеральная налоговая проверка по налогу на прибыль включает в себя проверку полноты предоставления налогоплательщиком документов налоговой отчетности и своевременности предоставления декларации, визуальную проверку правильности оформления документов и проверку правильности арифметических подсчетов.

При выявлении в декларации ошибок или противоречий налогоплательщик оповещается об этом в течение 5 рабочих дней. Налогоплательщик вносит изменения в декларацию либо дает пояснения относительно неразрешенных моментов с правом предоставления любых документов, подтверждающих достоверность данных в декларации. По итогам проверки выносится акт, но только в том случае, если имело место нарушение налогового законодательства.

В ходе камеральной проверки по налогу на прибыль изучаются и сопоставляются различные показатели, например, показатели налога на прибыль сопоставляются с показателями бухгалтерской отчетности и деклараций по другим налогам. Также, разумеется, проверяется соответствие показателей нормам действующего законодательства.

Межотраслевые показатели – один из главных инструментов инспектора при проведении проверки. Проанализировав среднестатистические показатели в той отрасли, в которой плательщик ведет свою деятельность, можно сделать выводы о добросовестности и законности его действий.

Результаты проверок могут также рассматриваться аудиторами: “в случае предоставления аудиторам последних актов налоговой проверки анализируются имеющиеся разногласия, а также ведущиеся судебные разбирательства”.

Хочется отметить, что некоторые процессуальные моменты, связанные с проведением камеральных налоговых проверок, являются спорными. Например, согласно ст. 88 НК РФ налоговые органы могут истребовать лишь определенные документы и “не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей”, однако ст. 93 и 93.1 утверждают, что налоговые органы вправе истребовать любые документы.

Также камеральная проверка решает важнейшую задачу налогового контроля – подготовку базы для отбора налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки, которую назначают тогда, когда возможности камеральной проверки исчерпаны и для проведения контрольных мероприятий требуется присутствие инспектора непосредственно на проверяемом объекте.

Выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика или его обособленного подразделения при специальном разрешении руководителя налогового органа. Срок выездной налоговой проверки – 2 месяца, однако он может быть продлен до 4 или 6 месяцев.

Выездной проверкой могут быть охвачены только 3 календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавших году проведения выездной проверки. Налоговый орган имеет право проводить проверку в отношении одного налогоплательщика по какому-то определенному налогу или сразу по нескольким, но не более одной проверки в течение одного календарного года по одним и тем же налогам за один и тот же период. Однако в случае ликвидации юридического лица или при поручении вышестоящего или правоохранительного органа может быть проведена внеплановая выездная налоговая проверка.

Датой начала проверки считается день, в который было принято решение о назначении проверки, а датой окончания – день составления справки о ее проведении. Перед началом проверки инспекторы обязаны предъявить представителям налогоплательщика служебное удостоверение и решение о назначении проверки. Принято считать, что выездная проверка – более эффективный метод налогового контроля, чем камеральная, так как большинство налогоплательщиков привлекаются к ответственности именно после проведения выездной проверки.

При выездной проверке по налогу на прибыль инспекторы занимаются проверкой первичных документов и регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской и налоговой отчетности, различных договоров и приказов, а также осмотром различных объектов и помещений, которые могут использоваться налогоплательщиком для получения дохода.

Методы проверки определяются исходя из различных факторов:

— объема документации, которая подлежит проверке;

— результатов анализа данных по деятельности плательщика, проведенного с целью выявить вероятность выявления нарушений законодательства;

— особенностей бухгалтерского и налогового учета плательщика.

В ходе выездной налоговой проверки по налогу на прибыль проверяющие анализируют и контролируют следующее:

— правомерность применения налоговых ставок и льгот;

Читайте так же:  Долги по налогам умершего человека

— особенности бухгалтерского и налогового учета на проверяемом объекте и правильность отражения финансово-хозяйственных операций, влияющих на определение налоговой базы;

— правильность исчисления налоговой базы, сумм налога, подлежащего к уплате;

— соответствие показателей, отраженных в налоговой декларации, и показателей бухгалтерской отчетности;

— соответствие показателей бухгалтерской и налоговой отчетности.

Следует отметить, что методики, задачи и объекты выездной налоговой проверки и аудита по налогу на прибыль весьма схожи:”Основными задачами этого вида аудита являются:

— оценка состояния бухгалтерского учета расчетов по налогу на прибыль;

— правильность определения объекта налогообложения;

— правомерность освобождения от налогообложения отдельных доходов и расходов;

— проверка формирования налоговой базы;

— контроль за отражением налогооблагаемых показателей в аналитических регистрах налогового учета;

— проверка отражения налоговых обязательств перед бюджетом в налоговой отчетности;

— проверка полноты и своевременности уплаты налога в бюджет”.

В процессе проверок по налогу на прибыль могут осуществляться дополнительные мероприятия налогового контроля:

— истребование документов – является самым распространенным мероприятием. Истребуемые документы могут быть предоставлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронном виде. Срок предоставления – 10 дней. В случае отказа или непредставления документов в указанный срок производится выемка документов (НК РФ, ст. 93);

— выемка документов – производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку, в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. До начала выемки должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим их права и обязанности. Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности – стоимости предметов (НК РФ, ст. 94);

— допрос свидетеля – для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол (НК РФ, ст. 90);

— экспертиза – на договорной основе может быть привлечен эксперт. Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле. Экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Эксперт вправе знакомиться с материалами проверки, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов. Эксперт может отказаться от дачи заключения, если предоставленные ему материалы являются недостаточными или если он не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы.

В завершение хочется выделить основные направления решения проблем, касающихся организации налоговых проверок по налогу на прибыль.

Во-первых, что касается такой проблемы, как несовершенство российского налогового законодательства, которое до сих пор является весьма нестабильным и противоречивым, некоторые статьи Налогового кодекса очень трудны для восприятия как налоговиков, так и налогоплательщиков. Множество ошибок и противоправных действий организации совершают вовсе не с целью ухода от налогообложения, а ввиду невозможности правильно трактовать законодательные нормы. Все это приводит к существенным объемам судебных дел относительно правомерности действий плательщиков и самих сотрудников налоговых органов. Причем в подавляющем большинстве случаев суд выносит решение не в пользу организаций, что пагубно воздействует на развитие предпринимательства. В связи с этим необходимо отметить потребность урегулирования налогового законодательства на самом высоком уровне.

Во-вторых, в настоящее время существует автоматизированная обработка документов при проведении камеральных проверок, а также специальные программные комплексы, позволяющие формировать рейтинги налогоплательщиков по различным критериям. В зависимости от результата подобного отбора устанавливаются плательщики, которые точно будут включены в план выездных проверок. В этом есть свои плюсы и минусы. В качестве отрицательного момента, на наш взгляд, выступает то, что данные автоматизированные системы, будучи полностью построенными на определенных видах вычислений и алгоритмах, тем самым заменяют интуицию и опыт работника налоговой службы, которые являются практически первостепенными при проведении расчетов и отбора плательщиков. С другой стороны, они снижают вероятность вычислительных ошибок и способствуют снижению риска коррумпированности и выражения субъективного мнения со стороны сотрудников налоговых органов.

Коррупцию также можно выделить как одну из проблем, связанных с осуществлением налоговых проверок по налогу на прибыль.

Правительство принимает меры для ее сокращения, в частности, приказ Федеральной налоговой службы об утверждении программы противодействия коррупции в налоговых органах от 19.01.2010 раскрывает основные мероприятия по борьбе с взяточничеством. Данный документ направлен на формирование системы противодействия коррупции и ее внедрению в налоговые органы.

Эти меры, направленные на снижение уровня коррупции при исполнении государственных функций и предоставлении государственных услуг налоговыми органами, укрепление доверия граждан к налоговым органам, имеют определенные результаты, однако они не являются достаточными, в связи с чем также нуждаются в дальнейшем совершенствовании.

http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61918

Порядок проверки налога на прибыль

Контроль уплаты налога на прибыль осуществляется налоговыми органами в ходе проведения камеральных и выездных налоговых проверок в соответствии с общей частью Налогового кодекса РБ (глава 9-Налоговый контроль); Указом Президента РБ «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в РБ» №510 от 16окт. 2009г. и Положением о порядке организации и проведении проверок в рамках этого указа.

Камеральная проверка налога на прибыль проводится по месту нахождения налогового органа на основании изучения налоговой декларации по налогу на прибыль и (или) иных документов, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) или полученных налоговым органом в соответствии с законодательством, без выдачи предписания на ее проведение.

Камеральной проверкой устанавливаются:

*своевременность и полнота представления налоговой декларации по налогу на прибыль;

*правильность оформления всех предусмотренных реквизитов налоговой декларации (расчета), четкость их заполнения;

*соответствие реквизитов плательщика (иного обязанного лица), указанных в налоговой декларации (расчете), данным Государственного реестра плательщиков (иных обязанных лиц);

*соответствие величины показателя, содержащегося в налоговой декларации (расчете), величине соответствующего показателя, содержащегося в другой налоговой декларации (расчете), которые представлены плательщиком (иным обязанным лицом) по различным налогам и иным платежам в отчетном периоде;

*правильность арифметического подсчета итоговой суммы налога, подлежащего уплате в бюджет;

*соответствие данных, содержащихся в представленной налоговой декларации (расчете) и прилагаемых к ней документах, иным имеющимся в налоговом органе документам и сведениям о деятельности проверяемого плательщика (иного обязанного лица);

*обоснованность применения плательщиком (иным обязанным лицом) налоговых ставок и налоговых льгот;

*своевременность и полнота уплаты в бюджет налога на прибыль.

Выездная налоговая проверка налога на прибыль производится в ходе комплексной проверки. До начала данной проверки проводится подготовительная работа, в процессе которой анализируется информация налоговых деклараций по налогу на прибыль: структура налоговой базы, применяемые ставки налога на прибыль, данные по льготам, а также отсрочка по уплате налога или уплата налога на прибыль за счет налогового кредита.

Читайте так же:  Порядок взыскания штрафов налоговыми органами

На предварительном этапе выясняются виды деятельности, осуществляемые плательщиком, наличие внешнеэкономических операций, изучается порядок признания выручки в бухгалтерском учете, принятый в учетной политике; изучаются предыдущие акты проверок в целях ознакомления с видами налоговых нарушений и проверяется своевременность выполнения требований по их устранению. Кроме того изучаются нормативные акты по организации хозяйственной деятельности и БУ, типичные ошибки, выявляемые налоговыми органами в сфере деятельности плательщика, ответы и разъяснения направляемые плательщику на подаваемые запросы, производится выборка сведений в базах данных, имеющихся в налоговом органе. На основании проведенной подготовительной работы составляется программа проверки, оформляется предписание на проведение проверки. О назначении плановой проверки проверяемый субъект должен быть письменно уведомлен не позднее, чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения.

На первоначальном этапе проведения выездной налоговой проверки изучается: система организации БУ и НУ проверяемого плательщика, внутренние правила документирования операций и документооборота, порядок ведения регистров БУ и НУ, особенности ведения БУ, порядок отражения выручки от реализации товаров (работ, услуг, иных ценностей), особенности признания доходов и расходов от внереализационных операций, оговоренные в учетной политике.

Проведение проверки включает контроль следующих вопросов:

1.соответствие данных регистров БУ данным Главной книги, баланса, налоговой декларации;

2.соответствие данных НУ (если ведутся) данным БУ;

3.правильность оформления первичных бухгалтерских документов;

4.правильность определения себестоимости произведенной и реализованной продукции, расходов на реализацию товаров и иных расходов;

5.правильность отражения выручки от реализации товаров (продукции, работ, услуг);

6.своевременность отражения в декларации внереализационных доходов и расходов;

7.состояние расчетов с поставщиками, покупателями, прочими дебиторами и кредиторами и обоснованность образования, наличие и списание дебиторской и кредиторской задолженности;

8.обоснованность применения льгот;

9.правильность исчисления и полнота уплаты налога на прибыль.

В соответствии с особенной частью НК РБ налог на прибыль исчисляется из ВП подлежащей н/о = ВП — ЛП. ВП= П от реал. + Внрд – Вррр.

При проверке правильности исчисления и уплаты налога на прибыль определяется достоверность отражения в налоговой декларации налоговой базы и сверяется ее соответствие с данными БУ, расчетных корректировок по налогу на прибыль, отгрузок (по которым прошло 60 дней со дня отгрузки – если выручка учитывается по оплате). Данные о выручке, доходах и расходах, отраженные в налоговой декларации сверяются с данными БУ по счетам 90,91,92. Для проверки достоверности отраженных данных производится сверка регистров БУ(главной книги, журналов-ордеров, машинограмм) с данными первичных документов (выписки из расчетных счетов в бел.р. и иност. валюте, кассовые документы, счета оплаченные покупателями и др. документы выборочным или сплошным методом.

При проверке выручки следует обратить внимание на :

**При учете выручки по оплате отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав либо по отгрузке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, передаче имущественных прав (за исключением банков)— днем отгрузки товаров признается дата их отпуска со склада, осуществленного в установленном порядке

**При безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имуще­ственных прав выручка от их реализации отражается в размере не менее суммы затрат на их производство либо приобретение (выполнение, оказание) и затрат на безвозмездную передачу, а при безвозмездной передаче основных средств и нематериальных активов — не менее их остаточной стоимости и затрат на безвозмездную передачу. Выручка от реализации, затраты на производство либо приобретение (выполнение, оказание), затраты на безвозмездную передачу отражаются в том отчетном периоде, в котором фактически переданы товары (выполнены работы, оказаны услуги), переданы имущественные права.

При проверке правильности учета Внрд. и Внрр следует проверить их состав для целей н/о и период в котором они отражены (определяются на основании документов бухгалтерского и налогового учета и отражаются в том отчетном периоде, в котором они фактически получены плательщиком или фактически понесены:

*не следует включать дивиденды, полеченные от источника на тер-ии РБ, а следует включать от источников за пределами РБ

*суммы кредиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности — отражаются в том отчетном периоде, на который приходится день, следующий за днем истечения срока исковой давности

*стоимость принятого к учету имущества, оказавшегося в излишке по результатам инвентаризации — отражаются в том отчетном периоде, в котором имущество подлежит оприходованию в бухгалтерском учете организации

*доходы от операций по сдаче в аренду имущества — отражаются в том отчетном периоде, на который приходится последний день установленного договором каждого периода, к которому относится арендная плата (лизинговый платеж) по этой сдаче (передаче), но не ранее момента фактической сдачи (передачи) объекта аренды (лизинга) арендатору (лизингополучателю)

*положительные суммовые разницы, возникающие при пога­шении дебиторской или кредиторской задолженности — отражаются в том отчетном периоде, на который приходится день погашения дебиторской или кредиторской задолженности;

*положительные и отрицательные курсовые разницы, возникающие при переоценке активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте определяемые в порядке, установленном законодательством и с учетом принятой учетной политики (переоценка производится при изменении Национальным банком Республики Беларусь курсов иностранных валют на дату совершения операции, а также на дату составления бухгалтерской отчетности за отчетный период)

*суммы недостач, потерь и порчи активов, в том числе произошедших сверх норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном законодательством, если их виновники не установлены или суд отказал во взыскании с них — отражаются в том отчетном периоде, к которому относятся документы, подтверждающие, что виновники не были установлены или суд отказал во взыскании с них

*убытки от списания дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности — отражаются в том отчетном периоде, на который приходится день, следующий за днем истечения таких сроков

При проверке затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, следует проконтролировать их состав, т.к. согласно НК РБ есть затраты не учитываемые при н/о:

вознаграждения по итогам работы за год

командировочные расходы, произведенные сверх норм

на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных сверх лимитов, доводимых до организаций в установ­ленном порядке

налога за добычу (изъятие) природных ресурсов сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов

потери, убытки от недостачи имущества и (или) его порчи, произошедшие сверх норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном законодательством, если судом отказано во взыскании данных сумм по причине ненадлежащего учета и хранения материальных ценностей, пропуска срока исковой давности или по другим зависящим от организации причинам

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10370 — | 7652 — или читать все.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studopedia.ru/1_114183_poryadok-proverki-naloga-na-pribil.html

Выездная налоговая проверка налога на прибыль организаций
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here