Выявление нарушений в сфере валютного контроля понятие

Валютный контроль, его цели, функции и роль в совершении валютных сделок

В 2019 году в России процедура валютного контроля проводится по новым правилам. Во-первых, с 1 марта 2018 года применяется Инструкция Центрального банка Российской Федерации №181-И от 16 августа 2017 года. Во-вторых, 14 мая 2018 года начали действовать поправки в базовый Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, регламентирующий проведение валютного контроля. В результате был несколько изменен порядок прохождения валютного контроля, упразднены некоторые документы и скорректированы суммы штрафов.

Для чего нужен валютный контроль

Специалисты определяют валютный контроль как некий комплекс определенных действий, благодаря которым государство обеспечивает соблюдение и выполнение правил и законов, связанных с валютными расчетами, а кроме того, ограничивает отток капитала.

Для нерезидентов РФ российское законодательство предусматривает возможность свободного осуществления валютных переводов без каких-либо ограничений. Более того, такие переводы разрешены между резидентами и нерезидентами РФ. А вот между резидентами РФ переводы в валюте запрещены за исключением нескольких оговоренных законом случаев [1] .

Валютному контролю в обязательном порядке подлежат сделки, для которых в качестве основной используется иностранная валюта. То есть в том случае, если валюта используется российской компанией, например, для расчетов с зарубежными партнерами, сделка обязательно должна пройти валютный контроль, и при этом неважно, импортом или экспортом занимается организация.

Валютный контроль в нашей стране осуществляет Правительство РФ, а кроме него, также органы и агенты валютного контроля. Для начала выясним, что же такое органы валютного контроля. Главный из них — это Центробанк РФ, но такую функцию может выполнять и федеральная исполнительная власть, наделенная соответствующими полномочиями от Правительства РФ. Центробанк России контролирует все валютные операции, которые проводятся кредитными и финансовыми организациями, и соответствие этих операций российскому законодательству. Деятельность федеральных органов власти в рамках валютного контроля и их взаимодействие по этому вопросу с Центробанком координирует также Правительство РФ.

В функционал органов валютного контроля входит:

  • издание нормативных актов;
  • контроль над исполнением положений законодательства;
  • надзор в сфере валютных операций;
  • проведение соответствующих проверок.

В свою очередь, обязанность контроля над резидентами и нерезидентами РФ, которые кредитными или финансовыми организациями не являются, ложится на агентов валютного контроля — так принято называть банки, обладающие соответствующими полномочиями и подчиняющиеся ЦБ РФ. Однако агентами могут быть и некоторые другие организации, среди которых Федеральная налоговая служба и «Внешэкономбанк». Агенты валютного контроля ведут и регулируют на территории РФ любые валютные операции с оформлением всех требуемых документов.

При осуществлении валютного контроля должно исключаться неоправданное вмешательство в операции государства и при этом обеспечиваться единство системы валютного урегулирования и контроля. Права любых участников валютных сделок защищены на государственном уровне.

Важно!

Согласно статье 15.25 КоАП РФ, нарушение валютного законодательства чревато для компаний последствиями в виде наложения крупных штрафов.

Этапы валютного контроля

Предполагается, что компания, ведущая расчеты в валюте, по умолчанию заранее открыла валютный счет, в противном случае для начала потребуется его открыть. На обычных рублевых счетах операции в иностранной валюте не производятся. Если валютный счет открывается в том же банке, где уже открыт счет в российских рублях (а обычно так и происходит), то потребуется всего лишь подать заявление, поскольку банк может использовать ранее предоставленные документы.

При открытии первого счета в большинстве случаев от клиента потребуют:

  • заявление по форме банка;
  • учредительные документы;
  • документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке с образцами подписей и оттиска печатей;
  • копии паспортов лиц, которые будут распоряжаться денежными средствами по счету.

После необходимых формальностей валютный счет будет открыт, и с этого момента компания при каждом поступлении на него средств должна добровольно проходить валютный контроль, иначе пользоваться деньгами на счете будет просто невозможно.

Процедура валютного контроля с учетом внесенных в 2018 году изменений стала выглядеть для ее участников несколько проще. В первую очередь это касается тех компаний, которые проводят сделки с относительно небольшими суммами — до 200 000 рублей. В таком случае организации достаточно только сообщить код валютной операции банку, отметив его в специальной форме. В большинстве банков валютный контроль ведется в электронном виде, так что эту форму можно найти на сайте. В некоторых случаях банк может запросить у компании дополнительные документы по конкретному валютному переводу.

Если сумма контракта окажется больше 200 000 рублей, то придется направить в банк целый пакет документов (о них мы поговорим позже) или поставить контракт на учет — это следующий этап валютного контроля. В его ходе банк откроет специальную ведомость банковского контроля, внесет в нее контракт, присвоит ему индивидуальный номер и направит этот номер клиенту. По новым правилам постановка контракта на учет должна осуществляться банком за один рабочий день, все эти процедуры производятся в электронном виде.

После присвоения сделке номера и после ее проведения, компания обязана предоставить в банк справку о подтверждающих документах и сам пакет подтверждающих документов, которые необходимо подать в банк, в течение определенного времени:

  • не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором на документах, используемых в качестве таможенной декларации, проставлена отметка о дате их выпуска;
  • или не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.

Обычно такая справка также подается в электронном виде, ее проверку банк выполняет в течение трех рабочих дней, а затем снова направляет клиенту. Если же в подтверждающие документы вносились изменения, справку придется заполнить заново и в течение 15 дней со всеми нужными корректировками отправить в банк.

Читайте так же:  Проверка по зарплате налоговой

Заключительный шаг — подготовка отчетности и отражение информации о сделке в отчетных документах.

Какие документы нужно подавать в банк для контроля

С 2018 года пакет документов, которые необходимо предоставлять в банк для валютного контроля, также значительно изменился.

Во-первых , был отменен такой важный документ. как паспорт сделки, на оформление которого ранее требовалось не менее трех дней. С 2018 года организациям при совершении сделок в валюте необходимо только поставить контракт на учет. Это делается в двух случаях:

  1. если сумма контракта по экспорту составляет более шести млн рублей или эквивалентную сумму в валюте;
  2. если сумма контракта по импорту составляет более трех млн рублей или эквивалентную сумму в валюте.

Если сумма контракта не достигает 200 000 рублей, то такой контракт на учет не ставится. Если же она превышает 200 000 рублей, но при этом ее размер менее шести млн рублей для импорта или трех млн рублей для экспорта, то также можно обойтись без постановки на учет, однако потребуется предоставить банку дополнительные документы, объясняющие сделку, — сам контракт, счета, накладные и так далее.

Во-вторых , в банк больше не нужно направлять справку о валютных операциях. При совершении сделки на сумму, превышающую 100 000 долларов, до 2018 года в банк необходимо было подавать документы, подтверждающие необходимость осуществления такой сделки. Теперь при выполнении сделки на крупную сумму достаточно оформить и направить в банк только справку о подтверждающих документах, являющуюся основным отчетным документом для компаний. В банках таким документом, согласно новой инструкции, является ведомость банковского контроля.

Сами подтверждающие документы, список которых определяется особенностями проведения валютной операции, необходимо подавать одновременно со справкой. Например, при импорте или экспорте в качестве возможного подтверждающего документа предоставляется таможенная декларация и прочие товаросопроводительные, коммерческие или перевозочные документы.

Счета-фактуры, акты приема-передачи и прочие бумаги подаются в банк при расчетах за выполненные работы или услуги. Заполняется и подается справка обычно через банк-клиент или интернет-банк.

Согласно инструкции, компания может заключить с обслуживающим организацию банком соглашение, по которому обязанность по оформлению справки будет возложена на этот банк. В таком случае достаточно направить ему только необходимые документы и соответствующее заявление.

Агентам валютного контроля законодательство также разрешает требовать у компании дополнительные документы, касающиеся проведения валютных операций. Однако, в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, агенты валютного контроля вправе требовать предоставления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой операции. Все они не являются обязательными при каждой сделке и направляются в банк только по особому запросу.

Услуги банка, осуществляющего валютный контроль

За помощью при совершении валютных операций клиент может обратиться в банк-агент валютного контроля. Одной из таких кредитных организаций является «ЮниКредит Банк», работающий с 1989 года и выполняющий функции агента в полном соответствии с требованиями отечественного валютного законодательства. При этом он является крупнейшим российским банком с иностранным капиталом и находится на одной из лидирующих позиций на рынке корпоративных услуг.

Своим клиентам «ЮниКредит Банк» готов оказать следующие услуги в области валютного контроля:

  1. Консультации по вопросам валютного законодательства РФ.
  2. Анализ контрактов на их соответствие требованиям законодательства, содействие в подготовке новых контрактов.
  3. Консультирование по проведению валютных операций с применением различных форм расчета, включая аккредитивную, инкассовую, а также расчет путем банковского перевода.
  4. Консультирование по поводу изменений в валютном законодательстве, разъяснение специфики его применения на практике.
  5. Общее осуществление валютного контроля: помощь в составлении документов, постановка контрактов на учет, оформление справки о подтверждающих документах и прочее.

Тарифы на услуги кредитной организации можно узнать на сайте.

P. S. В 2018 году «ЮниКредит Банк» занял восьмое место по объему активов в рейтинге «Интерфакс-100». Финансово-кредитная организация имеет Генеральную лицензию на осуществление банковской деятельности №1 Банка России.

http://www.kp.ru/guide/valjutnyi-kontrol.html

Финансовое право

Валютный контроль: понятие и содержание

Понятие «валютный контроль» нормативно не закреплено. В доктринальном плане его можно рассматривать как деятельность государства, направленную на обеспечение валютного законодательства пои совершении валютных операций. По сути, это своеобразный мониторинг соблюдения всеми участниками валютных правоотношений норм валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.

Формы валютного контроля следующие:

  • проверка документов и сведений;
  • ревизии;
  • ведение системы отчетности по движению денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации;
  • учет валютных операций по внешнеторговому контракту в паспортах сделок.

По результатам валютного контроля могут применяться различные меры государственного реагирования на выявленные нарушения, в том числе принудительного характера.

Органы валютного контроля:

  • ЦБ РФ;
  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ;
  • Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор).

Эти органы издают подзаконные акты, регламентирующие организационные вопросы проведения контрольных мероприятий, а также индивидуальные акты управления.

Статья 15 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (1997) наделяет Правительство правом осуществления валютного регулирования и валютного контроля. ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» конкретизирует данную норму и уполномочивает Правительство РФ обеспечивать координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с ЦБ РФ. В целях обеспечения выполнения контрольных полномочий и функций Росфиннадзора Правительство РФ по согласованию с ЦБ РФ разрабатывает порядок представления информации и документов в указанную службу органами и агентами валютного контроля (ч. 3 ст. 23 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»). Таким образом, Правительство РФ не названо ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» валютного контроля. Однако высший орган исполнительной власти выполняет важную задачу координации взаимодействия в области валютного контроля.

Читайте так же:  Ип для такси какие налоги

Центральный банк Российской Федерации как орган валютного контроля отслеживает законность и целесообразность проведения валютных операций валютными биржами и уполномоченными банками. В случае несоблюдения кредитными организациями валютного законодательства ЦБ РФ выносит предписания об устранении нарушений в порядке ст. 73 Закона о ЦБ РФ. ЦБ РФ наделяется также правом применения мер административной ответственности в отношении кредитных организаций за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности (ст. 15.26 КоАП РФ). При выявлении факта нарушений валютного законодательства валютными биржами ЦБ РФ вправе приостановить или отозвать разрешение на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты (п. 8 ст. 4 Закона о Банке России). На ЦБ РФ также возлагается задача по обеспечению взаимодействия с Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, агентами валютного контроля подконтрольных ему кредитных организаций (в том числе уполномоченных банков).

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора отслеживает законность и целесообразность проведения валютных операций всеми участниками валютных отношений, кроме Правительства РФ, ЦБ РФ, валютных бирж и кредитных организаций. В качестве органа валютного контроля Росфиннадзор вправе принимать подзаконные акты в целях обеспечения организации валютного контроля подведомственными субъектами. Как и большинство федеральных служб, Росфиннадзор не наделяется правом нормотворчества. Подзаконные акты службы по организации валютного контроля в отличие от актов Правительства РФ и ЦБ РФ ненормативны. Росфиннадзор вправе также издавать индивидуальные акты управления, направленные на решение конкретных дел. Росфиннадзор применяет меры государственного принуждения, в том числе меры административной ответственности за нарушение норм валютного законодательства и актов органов валютного регулирования (ст. 15.25 КоАП РФ). Росфиннадзор осуществляет свои полномочия как непосредственно, так и через территориальные органы, осуществляющие свои полномочия в пределах территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации.

Территориальные органы Росфиннадзора наделяются правом :

  • осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;
  • проверять соблюдение резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, полноту и достоверность учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
  • запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции территориального управления вопросам, в том числе связанным с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов;
  • направлять в пределах своей компетенции в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.

В соответствии со ст. 23.60 КоАП РФ руководитель территориального органа Росфиннадзора наряду с руководителем службы и ее структурных подразделений вправе рассматривать дела о валютных правонарушениях.

В отличие от Росфиннадзора территориальные органы не вправе издавать подзаконные акты управления, направленные на организацию деятельности службы. Юрисдикция названных агентов ограничивается пределами одного или нескольких субъектов Российской Федерации.

К агентам валютного контроля относятся:

  • таможенные органы;
  • налоговые органы;
  • уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ:
  • государственная корпорация «Внешэкономбанк»;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестров ценных бумаг.

Несмотря на различия в объеме полномочий, ст. 23 Закона о валютном регулировании содержит общий перечень прав и обязанностей органов и агентов валютного контроля, а также их должностных лиц.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право (ч. 1 ст. 23 Закона о валютном регулировании):

  • проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
  • проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
  • запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.
  • выдавать предписания об устранении выявленных нарушений в рассматриваемой сфере и применять установленные законодательством РФ меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций любым категориям агентов валютного контроля, кроме уполномоченных банков, установлен Правительством РФ; для представления уполномоченным банкам — ЦБ РФ. Уполномоченные банки передают подобную информацию в порядке, установленном ЦБ РФ.

Такая информация подлежит обязательному представлению только по официальному запросу Росфиннадзора или его территориальных органов.

Закон о валютном регулировании наделяет агентов валютного контроля в пределах своей компетенции правом запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

Законодатель устанавливает также ограничения в деятельности агентов валютного контроля. Так, агенты вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять, в соответствии с законодательством Российской Федерации, коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

Органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации, санкции к которому применяются в соответствии с законодательством Российской Федерации иным органом валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, следующую информацию:

  1. в отношении юридического лица — наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место государственной регистрации, его юридический и почтовый адреса, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или нарушения;
  2. в отношении физического лица — фамилию, имя, отчество; данные о документе, удостоверяющем личность; адрес места жительства; содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта; дату совершения и сумму незаконной валютной операции или указанного нарушения.
Читайте так же:  Приложения для заполнения декларации 3 ндфл

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за неисполнение функций, установленных Законом о валютном регулировании, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.

http://isfic.info/finare/vokrat48.htm

Валютное правонарушение (понятие, признаки, состав).

В настоящее время в нормативных правовых актах не содержится понятия нарушения валютного законодательства РФ. Действовавший до 2005 г. Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» содержал специальную ст. 14, в которой предусматривалась ответственность за конкретные нарушения положений указанного Закона. В частности, в ст. 14 устанавливалось следующее:

«1. Резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты, нарушившие положения статей 2—8 настоящего Закона, несут ответственность в виде:

а) взыскания в доход государства всего полученного по недействительным в силу настоящего закона сделкам;

б) взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.

Видео (кликните для воспроизведения).

2. Резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты за отсутствие учета валютных операций, ведение учета валютных операций с нарушением установленного порядка, непредставление или несвоевременное представление органам и агентам валютного контроля документов и информации в соответствии с пунктом 2 статьи 13 настоящего Закона несут ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке. Порядок привлечения к ответственности в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, устанавливается Банком России в соответствии с законами Российской Федерации.

3. При повторном нарушении указанных в настоящей статье положений, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде:

а) взыскания в доход государства сумм, указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также штрафов в пределах пятикратного размера этих сумм, осуществляемого Банком России в соответствии с законами Российской Федерации;

б) приостановления действия или лишения резидентов, включая уполномоченные банки, или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений;

в) других санкций, установленных законодательством Российской Федерации.

4. Взыскание упомянутых в настоящей статье сумм штрафов и иных санкций производится органами валютного контроля, в том числе по представлению агентов валютного контроля, с юридических лиц — в бесспорном порядке, а с физических лиц — в судебном.

5. Должностные лица юридических лиц — резидентов, в том числе уполномоченных банков, и юридических лиц — нерезидентов, а также физические лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Впервые признаки валютного правонарушения были сформулированы Конституционным Судом РФ в Определении от 04.03.1999 № 50-О «По жалобе закрытого акционерного общества “Производственно-коммерческая компания “Пирамида” на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 4 статьи 14 Закона Российской Федерации “О валютном регулировании и валютном контроле”». В названном Определении содержится следующая правовая позиция: «Взыскание на основании пункта 4 статьи 14 Закона Российской Федерации “О валютном регулировании и валютном контроле” сумм штрафов и иных санкций является наказанием за валютное правонарушение, т.е. за предусмотренное законом противоправное виновное деяние, совершенное умышленно или по неосторожности. При наличии валютного правонарушения орган валютного контроля вправе принять решение о взыскании штрафа с юридического лица. Однако это решение может быть в установленном порядке обжаловано юридическим лицом в вышестоящий орган валютного контроля и (или) в суд. В случае такого обжалования взыскание штрафа в бесспорном порядке не может производиться, а должно быть приостановлено до вынесения судом решения по жалобе юридического лица».

Действующий Закон о валютном регулировании в отличие от ранее действовавшего не содержит правовых норм, устанавливающих ответственность за нарушения положений данного Закона, а также актов валютного законодательства. В нем содержится лишь отсылочная норма к законодательству РФ. Так, согласно ст. 25 Закона о валютном регулировании резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Сегодня понятие валютного правонарушения не является законодательно закрепленным, но все его признаки зафиксированы законодательством. Таким образом, валютное правонарушение существует как научная категория, имеющая важное значение для правоприменительной практики.

Валютное правонарушение — совершенное противоправное (в нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования) деяние (действие или бездействие) резидента или нерезидента, за которое административным или уголовным законодательством установлена ответственность.

Данное определение содержит следующую совокупность наиболее важных юридических признаков валютного правонарушения:

противоправность деяния. Валютное правонарушение представляет собой деяние, нарушающее акты валютного законодательства и акты органов валютного регулирования. Напомним, что к актам валютного законодательства РФ относится Закон о валютном регулировании, а к актам органов валютного регулирования — нормативные правовые акты Правительства РФ и Банка России. Противоправность является юридической формой (выражением) материальной характеристики общественного свойства валютного правонарушения. Правонарушением, содержащим признаки валютного правонарушения, считается только деяние, предусмотренное валютным законодательством. Противоправное деяние в сфере валютных отношений может совершаться в форме действия (например, отказ от обязательной продажи части валютной выручки) или бездействия (например, неперечисление из-за границы валютной выручки);

Читайте так же:  В какую налоговую платить налоги ип

виновность. Валютное правонарушение совершается виновно (умышленно или по неосторожности). Виновность означает предусмотренное валютным законодательством психическое отношение лица в форме умысла или неосторожности к совершаемому деянию и его последствиям;

наказуемость деяния. Совершение валютного правонарушения влечет для нарушителя негативные последствия в виде административных или уголовных санкций. Наказуемость является формальным признаком валютного правонарушения, поскольку валютным правонарушением признается совершенное противоправное деяние субъектов валютного права, ответственность за которое предусмотрена административным и уголовным законодательством. Сущность наказуемости как формального признака валютного правонарушения заключается в угрозе применения наказания к виновным лицам при нарушении ими запрета совершать какие-либо деяния либо не совершать действия, юридические признаки которых закреплены охранительными нормами административного и уголовного законодательства (ст. 15.25 КоАП, ст. 193 УК).

Валютное правонарушение является фактическим правовым основанием юридической ответственности и в силу этого характеризуется совокупностью объективных и субъективных признаков, образующих его состав. Состав валютного правонарушения составляют четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона. Ответственность за нарушение валютного законодательства обладает всеми признаками, характеризующими ее как правовую. Общеправовыми чертами ответственности являются: формальная определенность в виде фиксации в правовых нормах; гарантированность государством; обеспеченность государственными мерами воздействия — убеждением или принуждением; наступление для нарушителя определенных неблагоприятных последствий; осуществление в процессуальной форме.

Охранительные валютные правоотношения возникают на основе юридических фактов в виде нарушений валютного законодательства, поэтому ответственность за нарушения валютного законодательства имеет три основания:

— формальное (нормативное), выражающееся в наличии системы норм валютного законодательства, устанавливающих составы валютных правонарушений, права и обязанности участников охранительного валютного правоотношения, регулирующих ответственность за нарушение правовых норм, принципы, порядок и процессуальную форму привлечения к ответственности за нарушения валютного законодательства. В соответствии со ст. 25 Закона о валютном регулировании к законодательству РФ, устанавливающему ответственность резидентов и нерезидентов, нарушивших положения актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, относятся УК и КоАП;

— фактическое, означающее совершение резидентом или нерезидентом противоправного деяния, нарушающего нормы валютного законодательства;

— процессуальное, заключающееся в вынесении уполномоченным органом или агентом валютного контроля решения о наложении санкции за совершение валютного правонарушения.

Наступление ответственности за нарушения валютного законодательства возможно только при наличии всех перечисленных оснований и в строго определенной последовательности: норма права — валютное правонарушение — применение санкции.

Ответственность за нарушения валютного законодательства преследует определенные цели, которые прямо в законодательстве не указаны, но выводятся из целей и задач Закона о валютном регулировании. Согласно преамбуле названного Закона его целью является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Таким образом, ответственность за нарушения валютного законодательства представляет собой обязанность лица, виновного в совершении валютного правонарушения, претерпевать меры государственно-властного принуждения, предусмотренные санкциями административного и уголовного законодательства, состоящие в возложении дополнительных юридических обязанностей негативного характера и применяемые компетентными органами в установленном процессуальном порядке.

На основе этого определения выделяются следующие признаки ответственности за нарушения валютного законодательства:

1) материальные, характеризующие ответственность в качестве охранительного валютного правоотношения. Материальные признаки ответственности за нарушения валютного законодательства включают два аспекта:

а) установление составов валютных правонарушений и преступлений, а также санкций за их совершение административным и уголовным законодательством;

б) определение вида и меры государственно-властного принуждения через охранительное валютное правоотношение. Предусмотренные КоАП санкции за нарушения валютного законодательства дифференцированы, носят имущественный характер, выражаются в денежной форме и взыскиваются уполномоченными органами;

2) процессуальные, характеризующие механизм реализации материального охранительного валютного правоотношения посредством производства по делу о нарушении валютного законодательства, осуществляемого компетентными органами или агентами валютного контроля;

3) функциональные, отражающие целенаправленность существования и применения ответственности за нарушения валютного законодательства. Цели данной ответственности выражаются в восстановлении нарушенных прав и интересов государства в сфере валютных отношений, а также в наказании виновного, предотвращении совершения им новых валютных правонарушений.

http://studopedia.ru/12_189919_valyutnoe-pravonarushenie-ponyatie-priznaki-sostav.html

Правовые основы валютного контроля

Дата публикации: 03.02.2016 2016-02-03

Статья просмотрена: 3057 раз

Библиографическое описание:

Хаматханов И. Б. Правовые основы валютного контроля // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 710-712. — URL https://moluch.ru/archive/107/25804/ (дата обращения: 19.02.2020).

В статье рассматриваются вопросы правового обеспечения валютного контроля. Автором делается вывод о том, что правовые основы валютного контроля составляют нормы международного и национального права. Валютные предписания носят правовой характер только в том случае, если они соответствуют общеправовым принципам права.

Ключевые слова: валютный контроль, финансово-правовой институт, финансовая деятельность, правовые основы, валютное законодательство.

Валютный контроль представляет собой финансово-правовой институт, то есть совокупность финансово-правовых норм, определяющих цели и задачи валютного контроля, устанавливающих финансово-правовой статус органов и агентов валютного контроля, формы и методы осуществления валютного контроля. Финансово-правовое регулирование валютного контроля осуществляется не только на основе общей теории финансового контроля и надзора, но и с учетом субъектного состава валютных операций, попадающих под юрисдикцию Российской Федерации.

Валютный контроль как финансово-правовой институт имеет ряд особенностей. Нормы, его составляющие, нацелены на обеспечение режима законности в валютной сфере. Они регламентируют финансовые отношения, возникающие между органами, агентами валютного контроля, резидентами и нерезидентами как участниками валютных правоотношений. Финансово-правовое регулирование валютных отношений составляет самостоятельное направление финансовой деятельности российского государства [1].

Правовое регулирование валютного контроля относится к предмету исключительного ведения Российской Федерации. Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки [2].

Читайте так же:  Список авто попадающих налог роскошь

Наличие у федерального законодателя собственной дискреции в регулировании валютного контроля является необходимым условием обеспечения законности и правопорядка в сфере валютных правоотношений.

Правовые основы валютного контроля в Российской Федерации включают в себя и нормы международного права, например, согласно статьям Соглашения Международного валютного фонда государства-участники, в том числе и Российская Федерация, обязаны проводить валютную политику, не противоречащую принятым обязательствам.

Существенную роль в правовом обеспечении валютного контроля играют соглашения, подписанные в рамках Евразийского экономического сообщества. В юридической науке справедливо отмечается, что первоначальный процесс, выразившийся в определении единого вектора сотрудничества в валютной сфере, по мере нарастания интеграционного движения модифицировался в подписание международных соглашений, непосредственно отменявших валютные ограничения и устанавливающих единые меры валютного контроля [3]. Например, в рамках ЕврАзЭС сегодня действуют Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза от 5 июля 2010 года; Договор о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза от 19 декабря 2011 г.

Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О валютном регулировании и валютном контроле» конкретизировал конституционные положения о приоритете норм международного права: если международным договором Российской Федерации предусмотрены иные правила, чем те, которые определенны данным Федеральным законом, применению подлежат нормы, содержащиеся в международных договорах Российской Федерации. Поэтому механизм правового регулирования валютного контроля учитывает, например, двусторонние соглашения, подписанные от имени Российской Федерации, в частности, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в области валютного контроля (Пекин, 25 апреля 1996 г.).

Правовые основы валютного контроля составляют не только нормы международного права, но и национальное законодательство. Здесь по юридической силе выделяются, прежде всего, положения федеральных конституционных законов. Например, в соответствии со статьей 15 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 23.05.2015) «О Правительстве Российской Федерации» к компетенции Правительства Российской Федерации отнесено осуществление валютного регулирования и валютного контроля.

Существенную роль в правовом регулировании валютного контроля играет Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О валютном регулировании и валютном контроле», глава четвертая которого посвящена валютному контролю. Положениями данного нормативного правового акта определяется система валютного контроля в Российской Федерации; права и обязанности субъектов правоотношений, возникающих при осуществлении валютного контроля; ответственность за нарушение валютно-правовых предписаний (к сожалению, нормы, регулирующие ответственность носят отсылочный характер).

Правовые основы валютного контроля составляют также нормы других федеральных законов, в частности, Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 05.10.2015); Таможенном кодексе Таможенного союза (ред. от 08.05.2015); Законе РФ от 21.03.1991 № 943–1 (ред. от 02.04.2014) «О налоговых органах Российской Федерации».

Значительную роль в правовом обеспечении валютного контроля имеют подзаконные нормативные правовые акты, принятые, например, органами валютного регулирования — Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации [4].

Правовые основы валютного контроля включают в себя также судебные решения. Среди них выделяются, прежде всего, Постановления и Определения Конституционного Суда Российской Федерации. Так, например, Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил соответствие конституционным положениям законодательно установленный запрет на осуществление валютных операций между резидентами. По мнению органа конституционного надзора, данные нормы направлены на обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества и не могут рассматриваться как затрагивающие конституционные права граждан [5].

Судебная практика учитывает правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации при рассмотрении вопроса о привлечении к ответственности за нарушение валютно-правовых норм. По мнению органа конституционного надзора, резидент несет ответственность перед своей страной в любом случае, в том числе и за правонарушение, произошедшее по вине иностранного контрагента [6]. Но при этом, на наш взгляд, необходимо не забывать о принципе справедливости и о необходимости предупреждения и устранения юридических ошибок [7].

Выводы: правовые основы валютного контроля составляют нормы международного и национального права. Общетеоретическое деление нормативных правовых актов на законы и подзаконные акты нашло свое законодательное закрепление.

Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О валютном регулировании и валютном контроле» четко разграничивает акты валютного законодательства — федеральные законы и нормативные правовые акты органов валютного регулирования.

Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования:

 устанавливающие новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положение, обратной силы иметь не могут;

 отменяющие ограничения на осуществление валютных операций или иным образом улучшающие положение резидентов и нерезидентов, могут иметь обратную силу, если об этом в них прямо указано;

 подлежат обязательному официальному опубликованию за исключением положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.

Нормативные предписания, регулирующие валютные отношения, должны соответствовать общеправовым принципам права. Только в этом случае они будут носить правовой характер и станут частью права как высшей социальной ценности [8].

Видео (кликните для воспроизведения).

http://moluch.ru/archive/107/25804/

Выявление нарушений в сфере валютного контроля понятие
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here