Задолженность по налогам бюджетных учреждений

Задолженность по налогам бюджетных учреждений

Дата публикации 19.11.2019

В учете казенного учреждения числится дебиторская задолженность по налогам и сборам. Учреждение представило в налоговый орган заявление о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога. Однако из ИФНС пришло решение об отказе в зачете (возврате) суммы налога по причине нарушения трехлетнего срока подачи заявления на возврат (зачет), который установлен п. 7 ст. 78 НК РФ. Как списать суммы переплаты по налогам?

Решение о списании дебиторской задолженности принимает комиссия по поступлению и выбытию активов (п. 339 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее – Инструкция № 157н).

На балансе учреждения могут учитываться только объекты бухгалтерского учета, соответствующие понятию «актив» (пп. 35 – 37 федерального стандарта «Концептуальные основы», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н).

Критерием для списания дебиторской задолженности с баланса является тот факт, что такая задолженность больше не является активом (предприняты все меры по ее взысканию) (письмо Минфина России от 14.07.2017 № 02-08-10/45171, п. 339 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее – Инструкция № 157н).

К числу оснований для списания дебиторской задолженности с балансового учета относятся:

    • признание дебиторской задолженности безнадежной к взысканию;
    • приостановление предварительного следствия, уголовного дела или принудительного взыскания (п. 86 инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, далее – Инструкция № 162н);
    • признание дебитора неплатежеспособным (п. 86 Инструкции № 162н).

Случаи признания безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет, а также нормы, регулирующие ее списание (восстановление), установлены ст. 47.2 БК РФ. Эта статья определяет действия администратора доходов бюджета по списанию безнадежной задолженности перед бюджетом. Однако казенные учреждения также могут взять положения ст. 47.2 БК РФ за основу при списании дебиторской задолженности.

Кроме того, обстоятельства, которые указывают на наличие у дебиторской задолженности признаков безнадежной к взысканию задолженности, перечислены в п. 7 федерального стандарта «События после отчетной даты», утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 275н.

При разработке порядка списания дебиторской задолженности с балансового учета учреждению целесообразно руководствоваться общими требованиями, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2016 № 393. Разъяснения даны в письме Минфина России от 14.07.2017 № 02-08-10/45171.

Дебиторская задолженность по налогам списывается в дебет счета 0 401 10 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами» (п. 120 Инструкции № 162н). В дальнейшем такая задолженность подлежит учету на забалансовом счете 04 «Сомнительная задолженность» в целях наблюдения за возможностью ее взыскания.

При отсутствии оснований для возобновления процедуры взыскания задолженность, списанная с балансового учета учреждения и признанная безнадежной к взысканию, к забалансовому учету 04 не принимается (п. 339 Инструкции № 157н).

Таким образом, в бюджетном учете списание дебиторской задолженности по налогам и сборам можно отразить следующими бухгалтерскими записями:

Дебет КДБ 1 401 10 173 Кредит КДБ 1 303 ХХ 731 – списана дебиторская задолженность (п. 120 Инструкции № 162н);

увеличение забалансового счета 04 (если списанная дебиторская задолженность не признана безнадежной к взысканию).

В определении Конституционного Суда РФ от 21.06.2001 № 173-О указано, что положения ст. 78 НК РФ не препятствуют налогоплательщику в случае пропуска установленного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства. В этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности – со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

Таким образом, списать задолженность по налогам, сборам с забалансового счета 04 можно по истечении срока исковой давности, установленного ст. 196 ГК РФ. Отказ налогового органа в зачете (возврате) суммы налога сам по себе не является основанием для признания задолженности безнадежной.

При списании дебиторской задолженности с учета могут оформляться:

    • инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089) с приложением документов, подтверждающих наличие задолженности;
    • решение комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов;
    • письменное обоснование решения о списании задолженности;
    • приказ (распоряжение) руководителя учреждения о списании дебиторской задолженности;
    • бухгалтерская справка (ф. 0504833).

Задолженность по налогам бюджетных учреждений

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Письмо Федеральной налоговой службы от 10 мая 2017 г. № ГД-4-8/[email protected] “Об урегулировании задолженности бюджетных учреждений”

Федеральная налоговая служба в целях совершенствования работы налоговых органов по урегулированию задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам в бюджетную систему Российской Федерации бюджетных учреждений, сообщает следующее.

В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Данная обязанность должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, страхового взноса, пени, штрафа, процентов (далее — требование об уплате налога) в порядке и сроки, установленные статьями 69 и 70 Кодекса.

Пунктом 1 статьи 70 Кодекса установлен трехмесячный срок для направления требования об уплате налога со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено вышеуказанной статьей.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога (сбора) в установленный срок производится взыскание обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации с организаций в порядке и сроки, установленные статьями 46 и 47 Кодекса.

Читайте так же:  Пример заявления на упрощенную систему налогообложения

Взыскание налога за счет денежных средств на счетах (лицевых счетах), а также электронных денежных средств производится в порядке и сроки, установленные статьей 46 Кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 46 Кодекса взыскание задолженности в принудительном порядке осуществляется не позднее двух месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога.

В целях обеспечения исполнения решения о взыскании за счет денежных средств, находящихся на счетах в банке, может быть применена обеспечительная мера в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке в соответствии со статьей 76 Кодекса.

В случае отсутствия денежных средств, электронных денежных средств на расчетных счетах бюджетных учреждений в банке, при размере недоимки менее 5 млн. рублей, взыскание осуществляется за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах открытых в органах Федерального казначейства и финансовых органах субъектов Российской Федерации.

При отсутствии денежных средств на счетах в банках, а также при поступлении от органа Федерального казначейства и финансового органа субъекта Российской Федерации уведомления о неисполнении решения о взыскании, налоговый орган осуществляет взыскание за счет иного имущества должника в порядке, установленном статьей 47 Кодекса.

Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Порядок взыскания задолженности регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации, и не содержит специальных норм об особом положении бюджетных учреждений.

Таким образом, при организации работы по взысканию задолженности бюджетных учреждений по обязательным платежам налоговые органы обязаны руководствоваться положениями Кодекса и иными нормативными правовыми актами.

При этом, с учетом социальной значимости бюджетных учреждений при выявлении непогашенной задолженности, налоговым органам следует:

1. Не реже одного раза в месяц направлять в адрес учредителей и собственников имущества бюджетных учреждений, главных распорядителей бюджетных средств, в ведении которых они находятся, а также органам региональной власти и местного самоуправления, списки бюджетных учреждений, имеющих задолженность в бюджетную систему Российской Федерации, с указанием суммы задолженности.

2. В целях урегулирования задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации бюджетных учреждений, а также исключения негативных последствий в виде невыплаты заработной платы сотрудникам учреждений, на постоянной основе проводить работу с администрациями субъектов Российской Федерации и иными органами региональной власти и местного самоуправления, путем проведения совместных совещаний по обсуждению складывающейся ситуации по неплатежам в бюджет данной категории должников.

3. Назначить ответственного за исполнением настоящего письма ФНС России заместителя руководителя управления ФНС России по субъекту Российской Федерации, координирующего вопросы урегулирования задолженности по обязательным платежам.

Территориальным налоговым органам до применения мер по взысканию задолженности по обязательным платежам за счет денежных средств и приостановления операций по счетам бюджетных учреждений в сроки, предусмотренные Кодексом, необходимо обеспечить обязательное проведение мероприятий, направленных на информирование главных распорядителей бюджетных средств, органов региональной власти и местного самоуправления о неплатежах в бюджетную систему и суммах задолженности в отношении социально-значимых бюджетных учреждений.

Действительный государственный
советник Российской Федерации
2 класса
Д.Ю. Григоренко

НДФЛ физлиц тоже спишут?

Что касается НДФЛ, то списание задолженности по налогам с физических лиц предусмотрено в отношении их доходов, полученных с 01.01.2015 до 01.12.2017, но при получении которых НДФЛ не был удержан налоговым агентом, а сам налоговый агент о невозможности удержания НДФЛ сообщил в налоговую инспекцию. При этом так называемая «налоговая амнистия» по НДФЛ не распространяется на следующие доходы (пп. «г» п. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ ):

  • в виде вознаграждений за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполнение работ, оказание услуг;
  • в виде дивидендов и процентов;
  • в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ;
  • в натуральной форме, определяемых в соответствии со ст. 211 НК РФ, в т.ч. подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или ИП;
  • в виде выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях.

Списание задолженности по имущественным налогам физлиц

Что касается физических лиц, не являющихся ИП, то ФЗ о списании задолженности по налогам от 28.12.2017 № 436-ФЗ признает безнадежной образовавшуюся по состоянию на 01.01.2015 недоимку по транспортному налогу, налогу на имущество, земельному налогу, а также пеням по этим налогам (п. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ ). Следовательно, такие долги физлиц подлежат списанию. При этом для заявления о списании задолженности по налогам образец приводить не будем, поскольку списание безнадежной задолженности будет производиться налоговой инспекцией самостоятельно и без участия налогоплательщиков.

Важно помнить, что для того, чтобы быть списанной, налоговая задолженность должна числиться по состоянию на 01.01.2015. Ведь, скажем, списание транспортного налога (задолженности) физических лиц в 2018 году за 2014 и последующие годы законодательно не предусмотрено, поскольку отражен этот налог в качестве задолженности будет уже после 01.01.2015.

Как с бюджетных учреждений взыскивается задолженность по налогам?

НК РФ установлен 3-месячный срок для направления требования об уплате налога со дня выявления недоимки (по общему правилу). Взыскание задолженности в принудительном порядке осуществляется не позднее 2 месяцев после истечения указанного срока. С этой целью может быть применена обеспечительная мера в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика.

В случае отсутствия денежных средств на счетах при размере недоимки менее 5 млн руб. взыскание осуществляется за счет денежных средств на лицевых счетах в органах Федерального казначейства и финансовых органах субъектов Федерации. При поступлении от них уведомления о неисполнении такого решения налоговый орган осуществляет взыскание за счет иного имущества должника в течение года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Порядок взыскания задолженности не содержит специальных норм об особом положении бюджетных учреждений. Однако с учетом их социальной значимости налоговым органам следует не реже раза в месяц направлять в адрес учредителей и собственников имущества госучреждений, главных распорядителей бюджетных средств, региональным и муниципальным органам списки учреждений-должников. На постоянной основе должна проводиться работа с властями по обсуждению ситуации.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Читайте так же:  Ндс с возмещения дилерам по гарантиям автомобили

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Списание дебиторской задолженности в бюджетном учреждении

Обзор документа

НК РФ установлен 3-месячный срок для направления требования об уплате налога со дня выявления недоимки (по общему правилу). Взыскание задолженности в принудительном порядке осуществляется не позднее 2 месяцев после истечения указанного срока. С этой целью может быть применена обеспечительная мера в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика.

В случае отсутствия денежных средств на счетах при размере недоимки менее 5 млн руб. взыскание осуществляется за счет денежных средств на лицевых счетах в органах Федерального казначейства и финансовых органах субъектов Федерации. При поступлении от них уведомления о неисполнении такого решения налоговый орган осуществляет взыскание за счет иного имущества должника в течение года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Порядок взыскания задолженности не содержит специальных норм об особом положении бюджетных учреждений. Однако с учетом их социальной значимости налоговым органам следует не реже раза в месяц направлять в адрес учредителей и собственников имущества госучреждений, главных распорядителей бюджетных средств, региональным и муниципальным органам списки учреждений-должников. На постоянной основе должна проводиться работа с властями по обсуждению ситуации.

Задолженность по налогам бюджетных учреждений

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

В бюджетном учреждении по акту сверки с налоговым органом была выявлена дебиторская задолженность прошлых лет по страховым взносам за расчетные периоды до 01.01.2017. Выявленная дебиторская задолженность прошлых лет по страховым взносам в ПФР отражена в бухгалтерском учете по дебету счета 2 201 11 510 в корреспонденции с кредитом 2 401 10 180. Проблема возникла при сдаче бухгалтерской отчетности учредителю, который настаивает на корректировке аналитики счета «Доходы текущего финансового года» на 2 401 10 130. Налоговым органом принято решение о возврате налогоплательщику переплаты. Как учреждению следует отразить возврат (поступление) данных средств в бюджетном учете?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Операция по зачислению на лицевой счет бюджетного учреждения сумм дебиторской задолженности прошлых лет, образовавшаяся в рамках расчетов по страховым взносам в ПФР, подлежит отражению по дебету счета 0 201 11 510 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства» в корреспонденции с кредитом соответствующего счета аналитического учета счета 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты» с одновременным отражением увеличения на забалансовом счете 17 с указанием элемента видов расходов 119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений» и статьи 510 «Поступление на счета бюджетов» КОСГУ.
Операция по восстановлению в учете дебиторской задолженности прошлых лет может быть отражена способом «Красное сторно» по дебету счета 0 401 10 180 «Прочие доходы» в корреспонденции с кредитом соответствующего счета аналитического учета счета 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты».

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Исправление ошибок в регистрах бухгалтерского учета (для госсектора);
— Энциклопедия решений. Операции по возврату бюджетному и автономному учреждению дебиторской задолженности;
— Энциклопедия решений. Отчетность бюджетных (автономных) учреждений. Формирование Отчетов (ф.ф.0503737, 0503723) в части операций по поступлениям сумм дебиторской задолженности прошлых лет по расходам.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Профессиональный бухгалтер, член ИПБ России Андреева Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

6 февраля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Взыскание с бюджетных учреждений задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения

Взыскание с бюджетных учреждений задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения производится в судебном порядке.

В текущем году вступили в силу принципиальные изменения, внесенные Федеральным законом от 27 июля 2006г. N137-ФЗ в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) относительно порядка принудительного взыскания налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов с организаций, которым открыты лицевые счета в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов). Взыскание с этих организаций платежей производиться только в судебном порядке.

Так, в статью 45 (пункты 2 и 8) Кодекса внесены изменения, направленные на определение перечня оснований, при наличии которых взыскание налогов, сборов, пеней и штрафов производится в судебном порядке. Такой порядок взыскания указанных платежей является исключением из общих правил взыскания задолженности, установленных статьями 46-48 Кодекса.

Читайте так же:  Пенсионеры освобождены от уплаты налога на землю

Указанным Федеральным законом были исключены из статьи 46 Кодекса положения о недопустимости обращения взыскания налога с бюджетных счетов в банках (пункт 5 статьи 46 Кодекса в редакции до вступления в силу Федерального закона от 27 июля 2006г. N137-ФЗ).

Поскольку в отношении организаций, которым открыты лицевые счета в силу пункта 2 статьи 45 Кодекса, взыскание налогов, сборов, пеней и штрафов должно производиться только в судебном порядке, взыскание этих платежей с таких организаций в порядке, установленном статьями 46 и 47 Кодекса не производится.

В случае неуплаты или неполной уплаты налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов указанными организациями налоговые органы вправе предъявлять в арбитражные суды иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения (подпункт 14 пункта 1 статьи 31 Кодекса).

В соответствии с пунктом 3 статьи 105 Кодекса взыскание налоговых санкций с организаций, которым открыты лицевые счета, производится в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании вступивших в законную силу решений судов.

Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, осуществляется в соответствии со статьями 242.1 и 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно разъяснению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данному арбитражным судам в связи с возникшими в судебной практике вопросами, касающимися рассмотрения арбитражными судами дел о взыскании сумм обязательных платежей и санкций с бюджетных учреждений (пункт 1 Постановления от 17 мая 2007г. N31), в судебном порядке осуществляется взыскание с бюджетных учреждений задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения, поскольку применение к данным организациям установленной статьями 46 и 47 Кодекса внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа исключено абзацем четвертым пункта 2 статьи 45 Кодекса.

В тоже время, установленная статьей 25 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании» внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеням и штрафам (если в отношении юридических лиц размер причитающейся к уплате суммы не превышает пятидесяти тысяч рублей) подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Данный Федеральный закон не содержит исключения в отношении бюджетных учреждений и не устанавливает правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.

В этой связи положения статей 239, 242.1, 242.3-242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 25 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании», данное решение направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации.

В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3-242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса
В.А. Кочеткова

Как проверить задолженность по налогам

Физические лица самостоятельно уплачивают в бюджет следующие налоги:

  • налог на имущество;
  • транспортный;
  • земельный;
  • НДФЛ, не удержанный налоговым агентом.

Имущественные платежи уплачиваются на основании уведомлений, которые должен прислать налоговый орган (ст. 363 , 397 , 409 НК РФ ). Но если у вас есть имущество, а уведомление от ФНС не пришло, это не значит, что обязанность перечислить обязательные платежи отсутствует. Уведомление могло потеряться, ГИБДД или органы, осуществляющие кадастровый учет недвижимости, могли не передать сведения в ИФНС. Налоговые органы могут взыскать недоимку за предыдущие три года, а также начислить пени за просрочку.

Чтобы избежать таких последствий, при неполучении уведомлений необходимо обратиться в ФНС, узнать задолженность и погасить ее.

Онлайн-банки

Многие банки реализовали в своих сервисах онлайн-банкинга не только возможность оплаты недоимки в бюджет, но и поиска информации о наличии налоговой недоимки. Расскажем, где посмотреть задолженность по налогам на примере «Сбербанк Онлайн» и «Интернет-банка Тинькофф».

Сбербанк Онлайн

После входа в личный кабинет переходим в раздел «Переводы и платежи» и находим подраздел «Федеральная налоговая служба».

В открывшемся окне выбираем «Поиск и оплата в ФНС».

Введя свой ИНН в открывшейся форме, вы получите информацию о задолженности.

Интернет-банк Тинькофф

Процесс в целом аналогичен. В разделе «Платежи» находим подраздел «Госуслуги».

Поиск сведений о недоимке возможен по ИНН.

А также по паспортным данным.

Списание задолженности по налогам ИП: ПФР тоже участвует

Закон о списании задолженности по налогам с 2018 года (Федеральный закон от 28.12.2017 № 436-ФЗ ) предусматривает, что в отношении ИП, а также лиц, утративших статус ИП, признаются безнадежными и списываются образовавшиеся на 01.01.2015 долги (в т.ч. пени и штрафы) по любым налогам (за исключением НДПИ, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу РФ) (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ ).

Кроме того, у ИП будет списана задолженность по страховым взносам, которая образовалась до 2017 года, а также пени и штрафы по такой задолженности (ст. 11 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ ).

Бухгалтерский учет списания ДЗ

Особенностью бухучета списания ДЗ в БУ является отражение списанной ДЗ за балансом, на счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов». Забалансовые счета для БУ работают так же, как для прочих, то есть поступление отражается только по дебету, а выбытие — только по кредиту, без корреспонденций.

Читайте так же:  Нормативная база финансового контроля

Проводка по счету 04 делается, когда комиссия по списанию ДЗ принимает соответствующее решение. Суммы на счете 04 отражаются в течение всего времени, пока еще может снова начаться процедура взыскания задолженности или у неплатежеспособного должника могут появиться средства для возврата долга. Планом счетов для организаций, отличных от кредитных и государственных (утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н), например, предусмотрен пятилетний срок для отслеживания возможности возврата ДЗ.

Служба приставов может снова начать действия по взысканию, например, если истец повторно передал им выданный судом исполнительный лист, который уже был на рассмотрении приставов, но по каким-либо причинам исполнительное производство было завершено. В случае возобновления процедуры взыскания или возврата долга неплатежеспособным должником ДЗ списывается со счета 04 и отражается на соответствующих балансовых счетах.

Окончательное списание ДЗ с забалансового счета должно быть одобрено комиссией на основании законодательно установленных причин: смерть должника, ликвидация организации и т. д.

Аналитика по счету 04 ведется в разрезе видов приходов/расходов, по которым учитывалась ДЗ, и дебиторов с указанием всех их данных, необходимых для возврата долга. Ниже указаны основные проводки по отражению списания ДЗ. Больше типовых проводок можно найти в инструкции к плану счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Списание ДЗ, которую нереально взыскать

040110173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами»,

а также отражается за балансом 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов»

020500000 «Расчеты по доходам»

Списание безнадежной ДЗ по авансовым платежам

040120273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами»,

а также отражается за балансом 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов»

020600000 «Расчеты по выданным авансам»

Списание безнадежной ДЗ по выданным кредитам

040110173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами»,

а также отражается за балансом 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов»

020700000 «Расчеты по кредитам, займам (ссудам)»

Списание безнадежной ДЗ по взаиморасчетам с подотчетными лицами

040120273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами»,

а также отражается за балансом 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов»

020800000 «Расчеты с подотчетными лицами»

Списание ДЗ в связи с тем, что суд не признал вину причинившего ущерб либо виновный признан неплатежеспособным

040110173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами»,

а также отражается за балансом 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов»

020900000 «Расчеты по ущербу и иным доходам»

Списание ДЗ в связи с невозможностью установить виновного в причинении ущерба, а также если ущерб был возмещен в натуральной форме

040110172 «Доходы от операций с активами»

020900000 «Расчеты по ущербу и иным доходам»

Восстановление ДЗ по ущербам в случае, когда виновное лицо покрыло причиненные расходы, в то время как ДЗ уже была признана безнадежной

020900000 «Расчеты по ущербу и иным доходам»

040110173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами»,

а также списывается с забалансового счета 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов»

Списание налоговой задолженности юрлиц в 2018 году

  • недоимка по страховым взносам, пени и штрафы с нее, которые образовались по состоянию на 01.01.2017, данные о которых были переданы налоговикам от ПФР и ФСС, а налоговые органы утратили возможность взыскания этих сумм;
  • суммы страховых взносов, пеней и штрафов, которые были доначислены ПФР и ФСС в 2017-2018 годах за периоды, истекшие до 01.01.2017, но по ним истек срок взыскания до даты подписания акта приема-передачи данных в налоговые органы.

Обращаем внимание, что конкретные сроки списания задолженности по налогам в 2018 году не установлены.

Задолженность по налогам бюджетных учреждений

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Как узнать свой ИНН

Как видно из описания, для поиска данных о недоимке по обязательным платежам необходимо знать ИНН. А что делать, если вам он неизвестен. Опять же, все можно узнать через официальный сайт ФНС nalog.ru, воспользовавшись онлайн-сервисом «Узнай ИНН».

Чтобы узнать искомые данные, необходимо занести в предлагаемую форму Ф.И.О., дату рождения и паспортные данные. Сервис выполнит поиск по базе ФНС и выдаст искомый ИНН.

Оплата задолженности по налогам

Обнаружив наличие налоговых долгов, их необходимо оплатить. За каждый день просрочки платежа начисляется пени исходя из ставки рефинансирования ЦБ. Также если долгое время налогоплательщик игнорирует обязанность, то ИФНС может осуществить взыскание задолженности по налогам в судебном порядке. Наличие долгов, переданных на взыскание судебным приставам, можно также проверить. В этом поможет портал «Госуслуги» или электронный сервис на официальном сайте ФССП РФ.

Если же вы не согласны с тем, что показала проверка задолженности по налогам, то необходимо не затягивая обратиться в налоговую инспекцию и разобраться в причинах возникновения долгов. Могли потеряться ваши платежи по причине ошибки в квитанции или налоговикам были переданы неверные сведения о находящихся в собственности недвижимости или транспортного средства. Для исправления ошибок необходимо посетить ИФНС по месту жительства или написать обращение через личный кабинет налогоплательщика.

Списание задолженности по налогам

Случаи, когда задолженность по налогам признается безнадежной к взысканию и списывается, установлены НК РФ. К таким случаям, в частности, относятся (ст. 59 НК РФ):

  • ликвидация организации;
  • признание ИП банкротом;
  • смерть физлица;
  • принятие судом акта об утрате налоговым органом права взыскать недоимку в связи с истечением срока взыскания.

Однако в 2018 году, в связи с принятием ряда законодательных актов, ожидается списание налоговой задолженности и по иным основаниям. Подробнее об этом напомним в нашем материале.

Официальный сайт ФНС: проверить задолженность

ФНС активно внедряет сервисы личных кабинетов налогоплательщиков для физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Для физических лиц сервис можно найти на сайте ФНС в разделе «Личный кабинет». Для получения доступа необходимо иметь регистрацию на сервисе «Госуслуги» или посетить лично любую инспекцию и получить логин и пароль для доступа.

Читайте так же:  Учет ип по подоходному налогу

Информация в ЛК налогоплательщика всегда актуальна. Для получения подробной информации о налоговых платежах перейдите на закладку «Переплата/задолженность».

Кроме того, в личном кабинете размещена информация об объектах налогообложения.

Посредством личного кабинета налогоплательщика можно не только посмотреть сведения о недоимке, но также сформировать платежные документы и оплатить недоимку через банки-партнеры.

Как узнать, есть ли задолженность по налогам, не выходя из дома

Иногда нет возможности лично посетить налоговую инспекцию. Существуют несколько официальных бесплатных интернет-сервисов, куда информацию о недоимке налогоплательщиков выкладывает налоговая служба. Узнать задолженность по налогам можно посредством этих бесплатных интернет-сервисов:

  • личный кабинет налогоплательщика на официальном сайте ФНС;
  • портал государственных услуг;
  • онлайн-банки большинства крупных кредитных организаций.

Рассмотрим более подробно, как найти эти сервисы и как ими воспользоваться.

Интернет-портал государственных услуг

Если вы зарегистрированы на портале «Госуслуги» и имеете подтвержденную учетную запись, то в вашем личном кабинете обязательно будет отражена информация о наличии налоговой недоимки. Зайдите в систему.

И справа в личном кабинете увидите перечень долгов по платежам, в том числе в налоговые органы.

Перейдя в соответствующий раздел и выполнив поиск по ИНН, получите более подробную информацию по недоимке в разрезе видов налогов.

Определение дебиторской задолженности, которую невозможно взыскать

Приказ Минфина РФ «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» от 13.06.1995 № 49 действует в том числе и для БУ. Согласно п. 1.5 этого НПА инвентаризация ДЗ проводится как минимум один раз в год перед подготовкой годовых отчетов. При этом проверяется корректность сумм ДЗ и правомерность их отражения в учете в качестве активов (п. 3.48 приказа № 49).

Кроме того, в учреждениях могут быть разработаны дополнительные процедуры по выявлению и контролю просроченной ДЗ. Например, ежемесячная проверка остатков ДЗ по контрагентам и по периодам просрочки, ежеквартальное подписание актов сверки с контрагентами, проверка реального существования на настоящий момент контрагента, долг которого не возвращен в течение года, и т. д.

В БУ могут образоваться следующие виды просроченной ДЗ:

  • по расчетам с покупателями товаров, работ, услуг;
  • по выданным поставщикам авансам;
  • переплата заработной платы;
  • по выданным займам;
  • по расчетам с подотчетными лицами;
  • по расчетам с лицами, которые должны компенсировать ущерб.

Просроченной ДЗ становится, если должник не погасил сумму, подлежащую уплате, в сроки, оговоренные договором или другими документами. В свою очередь, просроченная ДЗ может стать безнадежной. Это значит, что долг получить невозможно. Отражение безнадежной задолженности на счетах учета и в отчетности ведет к некорректности предоставляемой информации о деятельности организации. Такая задолженность не является активом и должна быть списана.

В выявлении проблем с оплатой ДЗ также может помочь ее анализ. Читайте о нем в статье «Анализ дебиторской и кредиторской задолженности (нюансы)».

Основания для списания ДЗ

Законодательством оговорены следующие случаи, при которых ДЗ может считаться безнадежной:

  • при наступлении события, не зависящего от сторон, которое делает исполнение обязательства нереальным (ст. 416 ГК РФ);
  • в соответствии с решением государственного органа, подтвержденного актом (ст. 417 ГК РФ);
  • при наступлении смерти должника (ст. 418 ГК РФ);
  • при ликвидации контрагента (ст. 419 ГК РФ);
  • при прошествии срока исковой давности (гл. 12 ГК РФ).

Событиями, не зависящими от сторон, могут быть чрезвычайные ситуации, катастрофы, военные действия, стихийные бедствия.

Актом государственного органа, в соответствии с которым ДЗ может быть списана, является, например, решение суда о том, что долг взыскан быть не может. Если организация подала в суд на своего должника и суд обязал его погасить задолженность, то исполнительный лист, выданный в суде, перенаправляется судебным приставам. С этого момента взыскание проводится согласно закону «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ. Если служба судебных приставов, произведя все положенные действия, вынесла решение о невозможности взыскания долга, выдается соответствующее постановление об окончании исполнительного производства. Причиной, указанной в постановлении, может быть:

  • ликвидация организации;
  • невозможность определения фактического нахождения контрагента;
  • отсутствие имущества и денежных средств у должника.

Смерть должника является причиной признания задолженности безнадежной, если обязательство может быть погашено только при его участии или напрямую связано с его личностью.

Данные о ликвидации юридического лица БУ может получить из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц. Такая информация доступна на сайте Федеральной налоговой службы или при личном обращении. Там же можно проверить и благонадежность контрагента до совершения с ним каких-либо сделок: узнать статус организации, проверить, не является ли массовым адрес регистрации контрагента, подает ли он отчетность в налоговые органы и т. д.

По общим правилам, срок исковой давности составляет 3 года, однако по некоторым отношениям в соответствии с законодательством он может быть другим. Началом срока исковой давности по ДЗ является первый день просрочки исполнения обязательства. Если должник осуществляет какие-либо действия, указывающие на признание долга, то срок исковой давности начинают отсчитывать заново со дня совершения таких действий. Так, должник может подписать акт сверки, выдать гарантийное письмо, перечислить какую-то часть долга и т. д.

Сомнительная задолженность признается безнадежной к взысканию и выбывает с баланса БУ на основании решения специальной комиссии по поступлению и выбытию активов (п. 339 инструкции к единому плану счетов, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н). Состав комиссии устанавливается приказом главы учреждения. Также может быть создано специальное положение, регулирующее деятельность комиссии.

Итоги

Учреждение может списать ДЗ, нереальную к взысканию, только по законодательно установленным причинам. Однако после списания необходимо делать периодическую проверку изменения статуса должника, для этого ДЗ продолжает числиться за балансом.

Видео (кликните для воспроизведения).

О списании ДЗ в негосударственных организациях читайте в статье «Порядок списания дебиторской задолженности».

Источники

Задолженность по налогам бюджетных учреждений
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here