Земельный налог и водный налог

Федеральные, региональные и местные налоги: таблица

Классификацию налогов по различным критериям мы рассматривали в нашей консультации и указывали, что налоги и сборы по уровню бюджетов бывают федеральными, региональными и местными. Приведем закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов и сборов в нашем материале.

Список федеральных, региональных и местных налогов и сборов

Виды налогов (федеральные, региональные и местные налоги) установлены ст. 13-15 НК РФ. При этом в п. 7 ст. 12 НК РФ указывается, что помимо приведенных в ст. 13 НК РФ федеральных налогов к ним также относятся специальные налоговые режимы.

То, что налоги бывают федеральные, региональные и местные, определяет различия в порядке их введения в действие, применения и отмены. К примеру, местные налоги, устанавливаемые НК РФ и правовыми актами муниципальных образований или законами городов федерального значения, обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований или городов федерального значения (п. 4 ст. 12 НК РФ).

А земельный налог действует на всей территории РФ, но органы власти муниципальных образований и городов федерального значения по земельному налогу устанавливают налоговые ставки в пределах предусмотренных НК РФ, налоговые льготы, а также порядок и сроки уплаты налога организациями (п. 2 ст. 387 НК РФ).

В отличие от местных налогов, федеральные налоги (за исключением спецрежимов) устанавливаются исключительно НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ (п. 2 ст. 12 НК РФ).

Приведем в таблице федеральные, региональные и местные налоги, включая специальные налоговые режимы:

Федеральные налоги и сборы, в т.ч. специальные налоговые режимы Региональные налоги и сборы Местные налоги и сборы
— НДС;
— акцизы;
— НДФЛ;
— налог на прибыль организаций;
— налог на добычу полезных ископаемых;
— водный налог;
— сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
— государственная пошлина;
— ЕСХН;
— УСН;
— ЕНВД;
— СРП;
— ПСН. —налог на имущество организаций;
— налог на игорный бизнес;
— транспортный налог. — земельный налог;
— налог на имущество физических лиц;
— торговый сбор.

При этом необходимо иметь в виду, что зачесть между собой федеральные, региональные и местные налоги и сборы нельзя: зачет производится в рамках налогов одного вида (федеральные налоги зачитываются в счет федеральных, а местные – в счет местных) (абз. 2 п. 1 ст. 78 НК РФ).

Водный налог и водопользование, налоги на землю

Использование земли и воды ведется согласно земельному и водному кодексу. За пользование водой взимается водный налог на водопользование, а за землепользование — земельный налог. Налог на воду относится к федеральному налогу, а налоги на землю — к местным сборам. Земельный налог и налоги за пользование водой. Налогообложение доходов в 2017 году и налоговые органы.

Единый налог ЕНВД Упрощёнка УСН 2017 Акцизы и пошлины Страховые взносы Другие виды сборов Бухгалтерский учет

Льгота

Некоторые владельцы участков могут воспользоваться льготой при уплате налогов. Они будут освобождены от налогообложения или налоговая база снизится благодаря вычетам.

Льготой могут воспользоваться:

Герои Российской Федерации или Советского Союза

Инвалиды 1, 2 и 3 группы, инвалиды с рождения

Участники ВОВ, Гражданской войны, а также задействованные в боевых операциях.

Некоторые группы пенсионеров.

Служащие в армии, во флоте РФ.

Семьи погибших на службе, военнослужащие и их семьи.

Чтобы воспользоваться освобождением от налогов, необходимо подготовить пакет документов, подтверждающий статус льготника, и обратиться с заявлением в ФНС.

Типичные ошибки

Ошибка: Предприятие не ведет раздельного учета использования воды в производственных целях и для нужд населения. Налогоплательщик претендует на льготу по уплате водного налога.

Комментарий: Если не ведется раздельный учет используемой для различных нужд заборной воды, значит, у предприятия не будет документального подтверждения прав на сниженную ставку по налогу в отношении воды, переданной в пользование населению. Соответственно, налог должен быть уплачен по общим ставкам.

Ошибка: Юридическое лицо занимается добычей полезных ископаемых, производя при этом забор воды из реки. Компания подает декларацию по уплате водного налога.

Комментарий: Если забор воды осуществляется для добычи полезных ископаемых, водный налог уплачивать не требуется.

Целевое разграничение использования воды – условие для применения льготы

Ставки по уплате водного налога не во всех случаях эксплуатации водных объектов одинаковы – они делятся на:

  • общие (такие ставки перечислены в тексте пп. 1-1.1 ст. 333.12 НК РФ);
  • сниженные (о них говорится в тексте п. 3 ст. 333.12 НК РФ лишь для проведения вычислений водного налога, если вода забирается для водоснабжения населения).

Однако, существуют предприятия, которые используют воду из природных объектов одновременно для водоснабжения населения и производственных нужд фирмы. В таком случае можно разграничить объемы забираемой воды по цели ее добычи. Только при условии разделения закон позволяет применять сниженную ставку по водному налогу в отношении воды, забор которой производится для нужд населения. Подобное целевое разграничение использования воды:

  • обеспечивается технологически (на предприятии устанавливаются счетчики, работники ведут учет объемов использованный с разными целями воды и документируют ее расход);
  • оформляется в отдельной лицензии на эксплуатацию водного объекта (в лицензии уточняется цель использования заборных подземных вод и обозначается ПДО – предельно-допустимый объем использования).
★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Сроки сдачи декларации по водному налогу в 2018 году

Как указано в Налоговом кодексе, декларации по водному налогу налогоплательщики должны представлять в срок, установленный для уплаты налога (п. 1 ст. 333.15 НК РФ). То есть сроки сдачи отчетности определены такие же, как и для перечисления налоговых платежей в бюджет. Они приведены в предыдущем разделе.

Читайте так же:  Попал по налогам ип

Налогообложение СНТ

С наступлением летнего периода граждане открывают дачный сезон. Актуальность проблем, которые затрагивают тему налогообложения, возрастает среди владельцев загородных участков, состоящих в СНТ.

Садоводческое некоммерческое товарищество (СНТ) – это форма организации, которую создают сами граждане для управления садоводством.

Цели СНТ:

распоряжаться имуществом коллективного пользования;

обеспечить комфортные условия нахождения граждан, приехавших отдохнуть в саду;

решать хозяйственные, организационные, экономические вопросы;

защищать интересы садоводов.

Важно: СНТ создают дачники по собственному желанию. В данное сообщество специально вступать необязательно.

Для достижения цели необходимо создать товарищество на общем собрании участников:

выбрать главного путем голосования;

выбрать управление и ревизора, который будет контролировать финансово-хозяйственную деятельностью.

Взносы членов товарищества

Взносы бывают двух видов.

Членские взносы. На коллективном собрании утверждается размер и периодичность внесения взноса. Эти средства послужат оплатой за:

выполнение работы сотрудников и председателя,

обязательства перед ФНС, связанные с деятельностью товарищества

Целевые взносы. На общем собрании устанавливается необходимость разовых взносов под конкретные цели.

Налоговый период по водному налогу

Налоговым периодом по водному налогу признается квартал.

Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения (по месту осуществления водопользования) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, то есть не позднее 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января.

Земельный налог за пользование землей

Налог на землю относиться к муниципальным, то есть, налоговый кодекс устанавливает лишь основные положения, а конкретные ставки земельного налога назначают местные органы власти. Объектом налогообложения считаются земельные участки, находящиеся на территории муниципального образования, где действует земельный налог. Если земельный участок изъят из оборота, то за его использование налоги не взимаются. Основным законодательным актом, который определяет правила пользования землей, является Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ, он же устанавливает, какие участки земли считаются изъятыми из оборота (статья 27).

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, рассчитанная в соответствии с Земельным кодексом. Если земельный участок находится в совместном использовании, то налоговая база определяется для каждого из владельца индивидуально, пропорционально его доле в общей долевой собственности. Организации, индивидуальные предприниматели и лица, использующие землю для коммерческой деятельности, определяют налоговую базу самостоятельно. Для физических лиц это делает налоговая инспекция на основании информации, которую предоставляют органы, ведущие кадастровый учет.

Ставка земельного налога, льготы по налогам на землю.

Ставки налога на землю назначаются муниципальными законами, то есть, для каждого субъекта Российской Федерации они разные. Налоговый кодекс устанавливает только предельную ставку земельного налога, она равна 0.3% от кадастровой стоимости для сельскохозяйственных угодий, участков, занятых под жилье и используемых для садоводства, подсобного и дачного хозяйства. Для всех остальных видов землепользования максимальная ставка земельного налога равна 1.5 процента.

Льготы по земельному налогу предоставляются в виде сумм, не облагаемых налогом, и в форме исключения отдельных объектов из перечня облагаемых. Например, для участников войны и инвалидов налоговая база уменьшается на сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика. Не платится земельный налог с участков, занятых под автомобильные дороги общего пользования или сооружения религиозного и благотворительного назначения. Если земля принадлежит организациям народных промыслов, обществу инвалидов или учреждению уголовно-исполнительной системы, то отчисления за ее эксплуатацию также не делаются. Освобождаются от сборов коренные малочисленные народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также общины таких народов.

Отчетные периоды и порядок уплаты земельного налога.

Отчетным периодом для организаций и предпринимателей является первый квартал, второй квартал и третий квартал года, а налоговым периодом — год. При этом квартальная отчетность по уплате налога на землю может не предоставляться, если на то имеется решение местного органа власти. Уплата земельного налога осуществляется по итогам каждого отчетного и налогового периода в местный бюджет. Возможны и ежеквартальные авансовые платежи в местный бюджет в размере 1/4 от годовой суммы налога.

Физические лица платят налог на землю на основании налогового уведомления. То есть, для обычных граждан сумму налога рассчитает ИФНС и пришлет уведомление, сколько надо заплатить в казну. Местная налоговая инспекция может предусмотреть один или два авансовых платежа по земельному налогу размером в 1/2 и 1/3 от налоговой ставки соответственно. Сроки оплаты землепользования будут указаны в этом налоговом уведомлении.

Заполнение налоговой декларации по налогу на землю.

Налоговые декларации и расчеты по налогу на землю заполняются и подаются только организациями и индивидуальными предпринимателями, физические лица избавлены от такой необходимости. Налоговая декларация по земельному налогу ежегодно представляется в налоговый орган по месту нахождения земельного участка, в нее включаются земли, уже использующиеся и предполагаемые к использованию для предпринимательских целей. Форма декларации по налогам утверждена приказом Минфина РФ от 16 сентября 2008 года N 95н «Об утверждении форм налоговой декларации и налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу и порядков их заполнения». Срок подачи годовой декларации о налогах за землепользование — до 1 февраля.

Законодательные акты по теме

Случаи освобождения от водного налога, понижения ставок для отдельных категорий потребителей воды Письмо Минфина РФ от 09.09.2013 № 03-06-05-02/36943

О необходимости раздельного учета воды, используемой для производственных нужд и водоснабжения населения, с целью получения льготы по водному налогу

Несогласие судов с позицией Минфина о необходимости получения лицензии на водопользование для получения права на учет льготной ставки по водному налогу Постановление ФАС от 06.09.2016 № 17АП-10284/16

О необходимости раздельного учета воды, использованной в производственных целях и для снабжения населения

Объекты налогообложения СНТ

Создав объединение, нужно сходить в налоговую службу, чтобы пройти регистрацию. Теперь СНТ становится налогоплательщиком.

Что будет облагаться налогом в садовом товариществе?

Для товарищества:

территории, занятые дорогами, коммунальными и общественными объектами, местами для игр детей и занятиями спортом;

Читайте так же:  Имущественный налоговый вычет на следующий год

земли, купленные денежными средствами специального фонда;

объекты недвижимости в ведении товарищества;

заработная плата председателя и сотрудников организации;

объекты основных средств (при продаже/покупке).

Для владельцев участков:

земли всеобщего использования в личной долевой собственности (с 1 января 2019 года действует Закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества» от 29.07.2017 No 217-ФЗ);

земельные уделы, данные о которых есть в ЕГРН;

постройки на территории участка.

Объект налогообложения

Объектами налогообложения водным налогом, признаются следующие виды пользования водными объектами:

забор воды из водных объектов;

использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.

Не признаются объектами налогообложения:

забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;

забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;

забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река — море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;

забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;

использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;

использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;

использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;

использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;

особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;

забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения, полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;

забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;

использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

Как отразить в декларации право на применение льготы по водному налогу

В декларации по уплате водного налога имеется несколько специальных строк для отражения прав на использование льгот (все находятся во 2 разделе):

Расшифровка -040-

Для сведений о полученной лицензии на забор воды из водных объектов (серия, №, вид)

Для обозначения объема воды, добытой из недр природного объекта в целях, при которых уплачивать налог не требуется -080-

Для обозначения целей добычи воды (код). Ставится «1», если вода необходима для водоснабжения населения.

Для определения ставки по водному налогу за 1 куб. м.

Налоговая база

По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.

При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.

При использовании акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства.

При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.

При использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

Налоговые ставки

Ставки водного налога согласно НК РФ установлены в рублях за единицу налоговой базы.

Ставки зависят от вида водопользования и устанавливаются по экономическим районам, бассейнам рек, озерам и морям:

при заборе воды мира;

Видео (кликните для воспроизведения).

при использовании акватории;

при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

при использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях;

при заборе воды сверх установленных лимитов водопользования ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере. В случае отсутствия утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как 1/4 утвержденного годового лимита.

Ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается:

с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно — в размере 81 рубля за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2016 года включительно — в размере 93 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно — в размере 107 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2018 года включительно — в размере 122 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно — в размере 141 рубля за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

Читайте так же:  Налоговый вычет на строительство дома своими силами

с 1 января по 31 декабря 2020 года включительно — в размере 162 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2021 года включительно — в размере 186 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно — в размере 214 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2023 года включительно — в размере 246 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2024 года включительно — в размере 283 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2025 года включительно — в размере 326 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта.

Начиная с 2026 года ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения определяется ежегодно путем умножения ставки водного налога для этого вида водопользования, действовавшей в предыдущем году, на коэффициент, учитывающий фактическое изменение (в среднем за год) потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации, определенный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в соответствии с данными государственной статистической отчетности для второго по порядку года, предшествующего году налогового периода.

При этом ни Правительством РФ, ни законодательными органами субъектов РФ ставки, определенные Налоговым кодексом, не могут быть изменены (увеличены или уменьшены).

Общая сумма налога определяется как результат сложения сумм налога, исчисленных по всем видам водопользования.

Подача деклараций

СНТ обязано представлять декларацию за каждый налоговый период.

Порядок действий налогоплательщика:

Обращается в федеральную налоговую службу по месту регистрации деятельности товарищества.

Заполняет декларацию в соответствии с данными о налогах.

Сотрудник ФНС проверяет правильность заполнения документов и достоверность данных.

При положительном решении специалист ставит подпись, печать и отправляет уведомление налогоплательщику.

Получив ответ из налоговых органов, председатель оплачивает налоги согласно декларации.

Следует обратить внимание: если за налоговый период у товарищества не образовались задолженности, эти данные тоже стоит указывать в декларации.

При неоплате налоговых платежей будут начислены штрафы.

Земельный налог и налоги за пользование водой

Водный налог и земельные налоги взимаются за пользование природными ресурсами, водой и землёй. Почему налог на воду упомянут в единственном числе, а на землю — в множественном? Дело в том, что ставка водного налога едина для всех регионов России, поскольку это федеральный сбор, а тарифы налога на землепользование устанавливаются муниципальными органами, они разные для каждой области России. Смысл этих налогов — плата за пользование землей и водой, которое осуществляется согласно земельному и водному кодексу РФ. Следует различать назначение кодексов: два перечисленных устанавливают правила использования земли и воды, а налоговый кодекс регламентирует, как происходит уплата налога на такую деятельность.

Льготы по водному налогу: в каких случаях налог на воду не уплачивается

Полный перечень операций с водными объектами, которые не облагаются водным налогом, приведен в пункте 2 статьи 333.9 Налогового кодекса. Пользование водными ресурсами из природных объектов и забор воды относятся к деятельности, облагаемой водным налогом. Однако, в перечисленных ниже случаях данный вид налога не уплачивается на законных основаниях:

  1. Вода из природных водных объектов используется для поливки сада или огорода, орошения сельскохозяйственных угодий, стоянки плавучих средств, не систематических посадок воздушных транспортных средств, строительства и размещения гидротехнических сооружений, дноуглубительных работ и пр.
  2. Забор воды производится с целью извлечения природных лечебных ресурсов или полезных ископаемых.
  3. Забор воды из водных объектов производится для обеспечения работы судового оборудования, нужд пожарной безопасности, ликвидации последствий аварий.

Водный налог за использование воды

Налог на использование воды относится к федеральному. Водные налоги платят организации и физические лица, использующие воду для целей, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 333.9 Налогового кодекса. Уплата налога за водопользование производится при заборе воды, использования водных ресурсов для сплава древесины и других целей, в гидроэнергетике. Правовые основы для использования воды различаются для наземных и грунтовых вод. Водопользование наземными источниками осуществляется в соответствии с Водным кодексом от 3 июня 2006 года N 74-ФЗ, имеющим статус федерального закона. Подземные воды используются на основании закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I «О недрах». До 2007 года и тот, и другой вид водопользования требовал наличия лицензии и облагался налогом.

Объекты обложения водным налогом, налоговая база.

Объектами обложения водным налогом считаются:
— забор воды для различных нужд;
— использование акватории водных объектов;
— применение для целей гидроэнергетики;
— использование воды для сплава древесины.

Если вода используется для добычи полезных ископаемых, то водный налог не взимается, вместо него платится НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых). Не облагается забор воды для лечебных, санитарный и пожарных целей, рыболовства и охоты, для плавания по ней на различных судах, даже если эти суда берут воду для своих нужд. Не является объектом обложения использование воды для полива земель сельскохозяйственного назначения, для водопоя скота и птицы, а также еще в ряде случаев, перечисленных в пункте 2 статьи 333.9.

По каждому виду использования воды — а их всего четыре — налоговая база определяется отдельно. Так, при заборе воды налог платится за каждый кубометр жидкости, а при использовании акватории — с квадратного метра поверхности. В гидроэнергетике ставка водного налога установлена для количества произведенной электроэнергии, а при сплаве древесины — как произведение объема древесины на расстояние сплава. Если точное количество использованной жидкости не поддается учету, то объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления.

Читайте так же:  Возмещение ндс налогоплательщик could not find record

Уплата водного налога и налоговая декларация.

Налоговый период равен одному кварталу. Каждый налогоплательщик рассчитывает сумму водного налога самостоятельно, основываясь на утвержденных налоговых ставках. Водный налог нужно заплатить в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным налоговым периодом. Объект водного налога играет важную роль при определении, куда подавать налоговую декларацию и обращаться за консультациями. Размер отчислений по каждому виду водопользования равен произведению ставки налога на налоговую базу.

Налоговая декларация по водному налогу составляется и подается в каждый отчетный период, вместе с уплатой налога. Ее форма и инструкция по заполнению утверждены приказом Минфина РФ от 3 марта 2005 г. N 29н «Об утверждении формы налоговой декларации по водному налогу и порядка ее заполнения». Обратите внимание: водная налоговая декларация подается не по месту нахождения и не по месту постановки на налоговый учет, а именно по месту нахождения объекта налогообложения.

Пользование поверхностными и подземными водами.

После вступления в силу Водного кодекса отменена система лицензирования пользования поверхностными водными объектами. Согласно статьям 9. 11 этого кодекса, право пользования поверхностными водными объектами приобретается на основании договора водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование, то есть, в рамках договорных гражданских правоотношений. В соответствии со статьей 20 Водного кодекса за пользование водным объектом на основании договора взимается плата неналогового характера. Поэтому Налоговый кодекс был дополнен пунктом, согласно которому не признаются плательщиками водного налога организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса.

Что же касается подземных вод, то законодательство осталось без изменений. Пользование подземными водными объектами является объектом обложения водным налогом, а предприятия, осуществляющие данный вид водопользования, являются плательщиками водного налога в соответствии с главой 25.2 НК РФ на основании лицензий на право пользования недрами в целях добычи подземных вод, выданных как до 1 января 2007 года, так и после этого срока.

Водный налог

Водный налог — налог, уплачиваемый организациями и физическими лицами, осуществляющими специальное и (или) особое водопользование.

Экспертное мнение к вопросу о том, возможно ли применение льготы при отсутствии лицензии

Согласно мнению экспертов Министерства финансов, если на предприятии не проводится целевое разграничение использования добытой в природном объекте воды (не оформляется в отдельной лицензии и не обеспечивается технологически), плательщик водного налога не получает права на уплату налога по сниженной ставке в чести добычи воды для нужд населения – полный объем использованной воды подлежит обложению на общих основаниях. Данное положение закреплено Письмом Минфина от 12.10.2016 № 03-06-05-02/59547. Минфин настаивает на том, что при отсутствии у предприятия, снабжающего население водой, лицензии, водный налог на может перечисляться в бюджет по сниженной ставке.

Российские суды придерживаются иного мнения, поскольку в тексте главы 25.2 Налогового кодекса РФ не сказано, что плательщик налога, использующий воду для водоснабжения населения, обязан получать лицензию на добычу воды из природных недр, чтобы рассчитывать налог по льготной ставке. Зато суды согласны с мнением Минфина по поводу необходимости учета объемов воды, использованной именно с целью водоснабжения людей – объемы воды, переданной впоследствии населению, требуется документально подтверждать.

Как рассчитать водный налог

Налоговая база по водному налогу определяется отдельно в отношении каждого объекта налогообложения. А если по нему установлены разные налоговые ставки, то база считается применительно к каждой из них (п. 1 ст. 333.10 НК РФ).

Среди плательщиков водного налога большинство – это те организации и ИП, которые занимаются добычей подземных вод. У них налоговая база определяется по объему воды, забранной за налоговый период, в соответствии с показаниями водоизмерительных приборов (п. 2 ст. 333.10 НК РФ).

По общему правилу налог рассчитывается, как произведение налоговой базы на ставку. Но в зависимости от целей добычи воды порядок расчета может отличаться (п. 2 ст. 333.13 НК РФ).

Так, если из скважины добывается вода для целей снабжения ею населения, то налог считается по формуле (п. 3 ст. 333.12 НК РФ):

Сумма налога = Объем воды за квартал (тыс. куб. м) х Ставка налога (в 2018 году она составляет 122 руб. за 1 тыс. куб.м)

Если же забор воды производят для других целей, то:

  • во-первых, ставка водного налога берется с коэффициентом. На 2018 год установлен коэффициент, равный 1,75 (п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ);
  • во-вторых, при расчете налога учитывается, уложилась ли организация (ИП) в лимит по забору воды, указанный в лицензии. Поскольку объем воды, добытый сверх лимита, облагается налогом по ставке, увеличенной в 5 раз (п. 2 ст. 333.12 НК РФ).

Поэтому формула расчета налога выглядит несколько иначе:

Виды налогов и взносы

Земельный налог

Налог на земельные участки общего пользования платит само некоммерческое объединение. А денежные средства, потраченные на оплату, взимаются с участников товарищества пропорционально долям.

Налогооблагаемая база – кадастровая стоимость участка

Процентная ставка – для региона вводится самостоятельно, но не выше 0,3%

Расчет – не более 0,3 % от кадастровой стоимости участка

Имущественный налог

Для товарищества

Собственные объекты недвижимости и те, которые числятся на балансе организации, также облагаются налогами.

Налогооблагаемая база – остаточная (кадастровая) стоимость строения

Процентная ставка – для региона вводится лично, но не выше 2,2%

Расчет – не более 2,2% от остаточной стоимости объекта

Для владельцев участка

Платежи в Федеральную налоговую службу (ФНС) следует вносить за объекты недвижимости:

которые зарегистрированы в ЕГРН;

про которые Бюро технической инвентаризации (БТИ) передали информацию о постройках в базу данных налоговой службы.

Читайте так же:  Декларация налог на прибыль дивиденды организации

Исключение составляют сараи, теплицы, туалеты, так как они не являются объектами капитального строительства.

Налогооблагаемая база – кадастровая стоимость строения

Процентная ставка – для региона индивидуальная

Расчет – процентная ставка умножается на кадастровую стоимость объекта

Если у бани, гаража либо домика площадь составляет до 50 кв.м., налог на них начисляться не будет.

Водный налог

Налог уплачивается, когда используются лицензированные водные объекты. Вода, используемая для нужд хозяев сада, в налогообложение не входит, например, полив овощей и плодовых деревьев.

НДС (налог на добавленную стоимость)

НДС будет начисляться, если:

СНТ приобретает имущество на средства целевого финансирования;

продает объекты основных средств, которые числились в уставном капитале.

НДС равен 0%, 10% или 20% от реализации товаров

НДФЛ (налог на доходы физических лиц)

Товарищество заключает трудовой контракт, работник оплачивает от полученных денег НДФЛ.

НДФЛ равен 13% от зарплаты сотрудника.

Взносы в фонды с оплаты труда

Руководитель правления и работники СНТ обязаны производить отчисления в Пенсионный фонд России (ПФР) – 22%, Фонд обязательного медицинского страхования (ОМС) – 5,1%, Фонд социального страхования (ФСС) – 2,9% со своей заработной платы.

Резюмируем

Если вы планируете вступить в СНТ или создать его, полезно знать о налогообложении в данной форме организации. Ознакомившись с видами налогов и принципами их начисления, вы поймете, за что вам нужно будет платить и готовы ли вы к этому. Тогда проще будет принять решение об организации или вступлении в садоводческое некоммерческое товарищество.

C программами для бухгалтерского и налогового учета в СНТ вы можете ознакомиться здесь.

Садоводческое некоммерческое товарищество (СНТ) – это форма организации, которую создают сами граждане для управления садоводством.

Налогом облагаются земельные участки, постройки, заработная плата сотрудников СНТ, а также реализация собственности товарищества.

Виды налогов для СНТ: земельный, имущественный, водный, НДФЛ, НДС, а также взносы в фонды с оплаты труда.

Платить нужно только за капитальные строения.

Садовый домик, гараж, баня площадью до 50 кв.м. не облагаются налогом на имущество.

Для уплаты налоговых платежей средства берут из членских взносов.

СНТ обязаны по истечении налогового периода отчитаться перед налоговой службой по месту регистрации посредством декларации независимо от наличия обязательств.

При неоплате налоговых платежей начисляются штрафы.

Владельцы садовых участков могут воспользоваться правом на льготу по уплате налогов, например инвалиды, участники ВОВ и другие категории граждан.

Льготы по водному налогу

Несмотря на то, что Налоговый кодекс РФ не содержит упоминаний о предоставлении юридическим и физическим лицам льготы по водному налогу, в некоторых статьях НК РФ раскрываются способы снижения суммы налога или полного освобождения от его уплаты. В данной статье мы рассказываем о том, в каких случаях водный налог не уплачивается, какие условия необходимо соблюдаться для применения льготы, возможно ли применение льгот при отсутствии лицензии, какая налоговая отчетность содержит сведения о льготах по водному налогу.

Срок представления налоговой декларации по водному налогу

Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога, — не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Водный налог 2018

Водный налог – это федеральный налог (п. 8 ст. 13 НК РФ). Его должны платить организации и физические лица, в том числе ИП, которые ведут деятельность по пользованию водными объектами, подлежащую лицензированию (п. 1 ст. 333.8 НК РФ). Речь идет в первую очередь о заборе воды из подземных вод через скважины.

Объектом налогообложения по водному налогу признается (п. 1 ст. 333.9 НК РФ):

  • забор воды из водных объектов
  • использование акватории водных объектов, кроме лесосплава в плотах и кошелях;
  • использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях и для целей гидроэнергетики (без забора воды).

При этом в определенных случаях забор воды не подпадает под объект налогообложения. К примеру, при использовании этой воды в сельскохозяйственных целях, для рыбоводства, обеспечения пожарной безопасности и др. Так же не каждое использование акватории водного объекта облагается водным налогом (п. 2 ст. 333.9 НК РФ).

Налоговым периодом по водному налогу признается квартал (ст. 333.11 НК РФ).

Сроки уплаты водного налога

Уплачивать водный налог нужно по итогам каждого налогового периода, т. е. квартала. Крайний срок уплаты водного налога по НК РФ – 20 число месяца, следующего за налоговым периодом (п. 2 ст. 333.14 НК РФ).

Налоговый период Срок уплаты водного налога
I квартал 2018 г. Не позднее 20.04.2018 II квартал 2018 г. Не позднее 20.07.2018 III квартал 2018 г. Не позднее 22.10.2018 IV квартал 2018 г. Не позднее 21.01.2019

КБК водного налога в 2018 году – 182 1 07 03000 01 1000 110. Этот КБК водного налога актуален как для организаций, так и для индивидуальных предпринимателей.

Ответы на распространенные вопросы о том, как получить льготы по водному налогу

Вопрос №1: Где взять значение налоговой ставки по водному налогу за 1 куб.м. Добытой воды, если она используется для водоснабжения населения?

Ответ: Значения указаны в тексте п. 3 ст. 333.12 НК РФ.

Вопрос №2: Можно ли учитывать сниженную ставку по водному налогу, если компания, занимающаяся водоснабжением населения, не имеет лицензии на забор воды?

Видео (кликните для воспроизведения).

Ответ: Во избежание споров с налоговыми органами, лучше оформить лицензию на добычу воды из природных недр. Несмотря на то, что суды зачастую встают на сторону налогоплательщика в данном вопросе, эксперты Минфина требуют наличия лицензии.

Источники

Земельный налог и водный налог
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here