Земельный налог платит собственник земельного участка

ВС: Собственник помещений должен уплачивать земельный налог на участок под зданием

ВС РФ отменил постановление окружного суда, оставив в силе решение апелляции в споре об уплате земельного налога между собственником земельного участка и покупателем нежилых помещений в здании на этом участке.

5 декабря 2013 г. ООО «Сэйлникс» приобрело у ООО «Эдванс» нежилые помещения, расположенные в принадлежащем продавцу здании, построенном на земельном участке, также принадлежащем продавцу. Покупатель помещений зарегистрировал право собственности на них 20 декабря 2013 г.

Впоследствии общество «Эдванс» обратилось в арбитражный суд с иском к «Сэйлникс». По мнению истца, после уплаты им земельного налога за период с 28 апреля 2014 г. по 29 июня 2016 г. у ответчика возникло неосновательное обогащение.

Суд первой инстанции отказал в иске, указав, что ответчик не является плательщиком земельного налога и за ним не оформлены права на земельный участок. Также суд исходил из того, что право собственности на земельный участок закреплено за истцом и в платежных поручениях не идентифицирован период, за который вносился налоговый платеж.

Впоследствии апелляция отменила решение суда, удовлетворив требования истца в полном объеме. Вторая инстанция сочла, что отчуждение недвижимого имущества без возникновения того или иного права на земельный участок, занятый этой недвижимостью, в силу закона невозможно. Поэтому приобретение недвижимости в любом случае влечет возникновение у ее покупателя соответствующего права на земельный участок. При этом неважно, оговорено данное право в договоре купли-продажи недвижимости или нет; оформлены ли покупателем правоустанавливающие документы на земельный участок или нет.

Апелляция также признала правомерным расчет неосновательного обогащения ответчика на основе выписок из налоговой декларации истца и его платежных поручений. При этом вторая инстанция опиралась на соответствующие статьи ГК, ЗК РФ и Постановление Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» и исходила из того, что бремя расходов по содержанию земельного участка неправомерно возложено на истца в связи с продажей помещений.

Окружной суд отменил постановление апелляции и оставил в силе решение первой инстанции. Кассация пришла к выводу, что обязанность по уплате земельного налога возникает с момента госрегистрации в ЕГРП за покупателем права собственности на земельный участок. По мнению третьей инстанции, поскольку переход права собственности на спорный земельный участок не зарегистрирован, ответчик (покупатель) не являлся плательщиком земельного налога.

Далее общество «Эдванс» обратилось с кассационной жалобой в Верховный Суд РФ, ссылаясь на нарушения судом округа норм материального права.

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ своим Определением № 305-ЭС18-5945 по делу № А40-60970/2017 отменила постановление окружного суда, оставив в силе постановление апелляции. Со ссылкой на подп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ Верховный Суд напомнил принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе участков, за исключением случаев, установленных законом).

Ссылаясь на редакцию ст. 273 ГК РФ, действовавшую на момент заключения договора купли-продажи, ВС указал, что при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания (сооружения) переходят права на земельный участок, определяемые соглашением сторон. Если иное не предусмотрено договором об отчуждении здания или сооружения, к приобретателю переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята зданием (сооружением) и необходима для его использования. Аналогичные выводы можно сделать и из ст. 552 ГК РФ.

По мнению Суда, право собственности на долю в праве на земельный участок возникает у покупателя помещений с момента госрегистрации перехода к нему права собственности на помещения в здании.

Также ВС РФ указал, что при отчуждении собственником здания и земельного участка, на котором оно расположено, помещений в этом здании у покупателя помещений и продавца возникает режим общей долевой собственности на земельный участок, при этом он сослался на п. 4 ст. 244, 273, 552 ГК РФ, п. 1 ст. 35 ЗК РФ, п. 41 Постановления Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. № 25, абз. 3 п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 64.

Верховный Суд пришел к выводу, что суды первой инстанции и округа неправильно применили к спорным правоотношениям нормы НК РФ и не применили ст. 131, п. 2 ст. 223, п. 4 ст. 244, п. 1 ст. 1101 ГК РФ. В связи с приобретением ответчиком доли в праве на земельный участок он обязан уплачивать земельный налог. Если после возникновения долевой собственности земельный налог был полностью уплачен продавцом, он вправе требовать возмещения его расходов на уплату земельного налога по правилам о неосновательном обогащении (п. 1 ст. 1102 ГК РФ).

Юрист ООО «Содружество Земельных Юристов» Павел Лобачев считает, что определение Суда содержит важную правовую позицию. «Если здание и земельный участок под ним принадлежат одному лицу, то при отчуждении здания покупателю также переходит право собственности на земельный участок в силу закона (без отдельного упоминания об участке в договоре и без регистрации перехода права на него)», – отметил эксперт.

По его мнению, это применимо и в случае отчуждения отдельных помещений в здании – покупатель приобретает право собственности на соответствующую долю в праве на земельный участок. Такой подход, считает Павел Лобачев, фактически развивает концепцию «единства судьбы земельного участка и постройки на нем» (подп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ), предлагая рассматривать переход права на землю при продаже помещения в качестве исключения из принципа внесения (права на недвижимое имущество возникают по общему правилу с момента их регистрации в соответствии со ст. 8.1 ГК РФ).

Павел Лобачев полагает, что покупатели зданий (и помещений) должны помнить, что по умолчанию они также приобретают права на земельный участок (долю в праве на него), а значит, должны нести бремя его содержания, в том числе и платить причитающиеся налоги.

Эксперт отметил, что и ранее Верховный Суд РФ формулировал подобные выводы в Определении № 307-ЭС17-5707 от 23 ноября 2017 г., однако и после него судебная практика по данным спорам оставалась неоднозначной. «Таким образом, закрепление изложенной позиции ВС РФ, вероятно, приведет к формированию единообразия практики по данному вопросу», – заключил юрист.

Читайте так же:  Налог на имущество срок давности

Руководитель практики «Недвижимость. Земля. Строительство» АБ «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры» Сергей Попов также отметил, что в рассматриваемом споре истец пошел по пути, ранее указанному ВС РФ в его Определении № 307-ЭС17-5707: «Если после возникновения долевой собственности земельный налог был полностью уплачен продавцом, он вправе требовать возмещения его расходов на уплату земельного налога по правилам о неосновательном обогащении».

Эксперт отметил, что ответчик – покупатель помещений в здании, на котором расположен земельный участок, в судебном процессе не отрицал, что обязан зарегистрировать свое право на земельный участок и уплачивать земельный налог, однако не сделал этого вплоть до судебного разбирательства по каким-то своим внутренним причинам: «Возможно, у суда и создалось впечатление, что покупателем сознательно затягивался процесс оформления земли в собственность исключительно для собственной выгоды. Ведь чем дольше его право на участок было не оформлено, тем больше платил за него налог кто-то другой».

«Исходя из позиции ответчика, он предпочел бы, чтобы продавец помещений судился не с ним, а с налоговым органом по возврату излишне уплаченного налога. Однако суд решил по-другому и использовал ранее сформированную позицию ВС РФ по взысканию излишне уплаченных продавцом денежных средств непосредственно с покупателя», – заключил Сергей Попов.

Земельный налог для новичков

Надо ли вставать на учет в ИФНС

Если по месту нахождения недвижимости у компании не будет рабочих мест, то это значит, что о создании обособленного подразделения речь не идет и не нужно направлять налоговикам сообщение по форме № С-09-3-1 Письмо Минфина от 15.02.2006 № 03-11-04/2/39 .

Организация — собственник земельного участка должна уплачивать земельный налог независимо от применяемой системы налогообложени я ст. 388 НК РФ . Ни один из спецрежимов (ЕСХН, УСН или ЕНВД) не предусматривает освобождения от уплаты земельного налога. В то же время никакие документы для постановки на учет в ИФНС по месту нахождения земельного участка новому собственнику подавать не нужно. Сведения о земельных участках, находящихся в собственности организаций, поступают налоговикам из органов Росреестр а п. 4 ст. 85 НК РФ . Получив такие сведения, инспекция по месту нахождения участка сама поставит компанию на учет как собственника имущества в течение 5 рабочих дней и в этот же срок направит (выдаст) уведомление по форме № 1-3-Учет п. 2 ст. 84 НК РФ; приложение № 2 к Приказу ФНС от 11.08.2011 № ЯК-7-6/[email protected] ; Письмо Минфина от 07.11.2013 № 03-05-05-01/47601 .

В дальнейшем при получении сведений о приобретении зданий, земельных участков или автотранспорта ИФНС, где компания уже поставлена на учет как собственник имущества, повторно такое уведомление не оформляет, а просто принимает новые данные к учет у п. 8 Порядка, утв. Приказом Минфина от 05.11.2009 № 114н; Постановление 10 ААС от 30.09.2014 № А41-18505/14 .

Если в своей налоговой инспекции вы не состоите на учете как собственник имущества, то при покупке на подведомственной ей территории земельного участка вам также направят уведомление по форме № 1-3-Учет.

Для каких бы целей вы ни приобрели земельный участок, если он является объектом налогообложения, с его стоимости нужно будет платить земельный налог

Надо ли уплачивать авансы

Чтобы узнать, должны ли вы уплачивать в течение года авансы и если должны, то когда, нужно найти соответствующий нормативный акт местных властей. Если в нем не установлены отчетные периоды, то это означает, что налог уплачивается только по итогам года, а в течение года авансовые платежи вносить не нужн о п. 3 ст. 393, п. 2 ст. 397 НК РФ . Причем срок уплаты налога за год не может быть установлен ранее срока подачи декларации — 1 февраля следующего года п. 1 ст. 397 НК РФ .

Отчетными периодами по налогу (если они установлены) признаются I, II и III квартал ы п. 2 ст. 393 НК РФ .

Например, в г. Ульяновске организации уплачивают авансовые платежи не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодо м п. 4 Решения Ульяновской Городской Думы от 13.07.2005 № 135 . То есть в 2017 г. — не позднее 2 мая п. 7 ст. 6.1 НК РФ , 31 июля и 31 октября. Томские организации уплачивают авансы в пятидневный срок после окончания отчетного период а п. 4.2 Решения Думы г. Томска от 21.09.2010 № 1596 . В г. Орле сроки уплаты авансов — не позднее 15 мая, 15 августа и 15 ноябр я п. 6 Постановления Орловского городского Совета народных депутатов от 17.11.2005 № 77/811-ГС .

Узнать сроки уплаты земельного налога и авансовых платежей по вашему муниципальному образованию можно, воспользовавшись сервисом на сайте ФНС → Электронные сервисы → Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам.

Муниципальные власти могут установить авансовые платежи, одновременно предусмотрев, что отдельные категории организаций вправе их не уплачиват ь п. 9 ст. 396 НК РФ . То есть компания, относящаяся к этой категории, должна будет исчислить налог только по итогам года.

Надо ли сдавать расчеты по авансовым платежам

Расчеты по авансовым платежам сдавать не нужно. Даже в том случае, когда местными органами власти установлены отчетные периоды и компания уплачивает авансы по их окончании. Расчеты по «земельным» авансам отменены еще с 2011 г. подп. «б», «в» п. 53 ст. 2, п. 2 ст. 10 Закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ ; Письмо ФНС от 02.05.2012 № БС-4-11/7317

Как исчислить сумму авансовых платежей и налог за год

Если в течение года компания платила авансовые платежи, то налог по итогам года уменьшается на сумму исчисленных авансовых платеже й п. 5 ст. 396 НК РФ . Если нет, то в бюджет надо внести всю сумму исчисленного налога.

Авансовые платежи рассчитываются по формуле, одинаковой для всех отчетных периодо в п. 6 ст. 396 НК РФ :

Если право собственности на земельный участок возникло в течение года, то налог и авансовые платежи по нему рассчитываются исходя из количества полных месяцев в году, когда компания владела участком. Месяц считается полным, если право собственности на участок оформлено до 15-го числ а п. 7 ст. 396 НК РФ . Например, сумму авансового платежа за неполный квартал можно рассчитать по формуле:

Отметим, что по такому же алгоритму, исходя из количества полных месяцев владения, рассчитывается земельный налог (авансовые платежи по налогу) при прекращении права собственности на землю. То есть если участок продан (и право собственности переоформлено на покупателя) до 15-го числа, то этот месяц в расчет налога не включаетс я п. 7 ст. 396 НК РФ .

Читайте так же:  Налог на прибыль кредитных организаций

Условие. Компания 14 февраля приобрела в г. Протвино Московской области земельный участок для размещения автостоянки, кадастровая стоимость которого 12 656 780 руб. То есть до конца года количество полных месяцев владения земельным участком составит 11. Второй участок для тех же целей кадастровой стоимостью 16 696 177 руб. приобретен 17 июля. Количество полных месяцев владения до конца года — 5. Организация не имеет льгот по земельному налогу.

1. Рассчитаем авансовые платежи и налог по первому участку.

Авансовый платеж за I квартал:

12 656 780 руб. х 1,5% х 1/4 х 2/3 = 31 642 руб.

Авансовые платежи за II и III кварталы:

12 656 780 руб. х 1,5% х 1/4 = 47 463 руб.

12 656 780 руб. х 1,5% х 11/12 = 174 031 руб.

2. Рассчитаем авансовые платежи и налог по второму участку.

Авансовый платеж за III квартал:

16 696 177 руб. х 1,5% х 1/4 х 2/3 = 41 740 руб.

16 696 177 руб. х 1,5% х 5/12 = 104 351 руб.

3. Рассчитаем общую сумму налога к уплате в бюджет.

• за I квартал — 31 642 руб.;

• за II квартал — 47 463 руб.;

• за III квартал — 89 203 руб. (47 463 руб. + 41 740 руб.).

Исчисленная сумма налога за год составит 278 382 руб. (104 351 руб. + 174 031 руб.).

Налог, подлежащий доплате в бюджет по итогам года, — 110 074 руб. (278 382 руб. – (31 642 руб. + 47 463 руб. + 89 203 руб.)).

Предприниматели не уплачивают авансовые платежи и не сдают декларацию по земельному налогу. Ведь в редакции НК РФ, действующей с 2015 г., ясно говорится о том, что эти обязанности распространяются только на плательщиков-юрлиц. А ИП, как и обычные физлица, уплачивают земельный налог на основании уведомления из ИФНС п. 4 ст. 397 НК РФ . Однако соответствующие изменения до сих пор не внесены даже в действующую декларацию по земельному налогу и в порядок ее заполнени я утв. Приказом ФНС от 28.10.2011 № ММВ-7-11/[email protected] . Что уж говорить о местных нормативных актах! Но тем не менее претензий к ИП у налоговиков быть не должн о см., например, Письмо Минфина от 26.11.2015 № 03-05-06-02/68634 .

Вопрос: Я являюсь собственником земельного участка. Должен ли я платить земельный налог и почему?

Я являюсь собственником земельного участка. Должен ли я платить земельный налог и почему?

Согласно статье 1 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 «О плате за землю» использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.

Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.

Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, являющиеся собственниками земли, землевладельцами или землепользователями.

В соответствии со статьей 7 указанного Закона налог за земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков взимается со всех предприятий, организаций, учреждений и граждан, имеющих в собственности, владении или пользовании земельные участки, по ставкам, устанавливаемым для городских земель.

Льготы в виде полного освобождения от уплаты земельного налога, предоставляемые определенным категориям плательщиков, в том числе и физическим лицам, установлены статьей 12 Закона «О плате за землю».

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ и Федеральным законом от 24.12.2002 N 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год», начиная с 2003 года земельный налог полностью зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации и в местные бюджеты. При этом в соответствии со статьями 13 и 14 Закона Российской Федерации «О плате за землю» органам законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, находящейся в распоряжении этих органов, отдельным категориям граждан.

Таким образом, собственники земельных участков являются плательщиками земельного налога, если им в соответствии с законодательством не предусмотрены льготы, полностью или частично освобождающие от уплаты этого вида налога.

советник налоговой службы III ранга

Текст ответа размещен на Интернет-сайте УМНС по Ульяновской области

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Ответ подготовлен С.И. Колосовским, советником налоговой службы III ранга

Текст ответа размещен на Интернет-сайте УМНС по Ульяновской области

Уведомление о статусе информации раздела «Наша консультация» Интернет-сайта УМНС России по Ульяновской области

Информация, размещенная в разделе «Наша консультация» Интернет-сайта УМНС России по Ульяновской области, носит разъяснительный характер и не подпадает под определение письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом, выполнение которых налогоплательщиком или налоговым агентом является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Отдел работы с налогоплательщиками и СМИ

Официальный Интернет-сайт Управления МНС России по Ульяновской области

Информационное сопровождение сайта:

Управление организации работы с налогоплательщиками и СМИ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам

Отдел работы с налогоплательщиками и СМИ Управления МНС России по Ульяновской области

Оплата земельного налога, если земля находится в аренде

Последнее обновление 2018-12-21 в 20:20

Налог на арендованную землю интересует предприимчивых граждан, готовых заниматься сельскохозяйственной или иной деятельностью на предоставленных им участках, но если им придется платить налог и он будет высок — стоит ли арендовать?

Нужно ли платить налог на землю, если земля в аренде

Аренда — это предоставление собственником (арендодателем) на оплачиваемой основе имущества другому лицу (арендатору) для владения и пользования. Отношения между этими двумя сторонами регулируются Гражданским кодексом России и гражданским правом, а основным документом является договор аренды, в котором стороны обязаны прописывать существенные условия, соответствующие законодательству, и дополнительные — по своему усмотрению и без нарушения прав сторон.

Видео (кликните для воспроизведения).

Согласно Налоговому кодексу России в ст.388 земельный налог платит арендодатель, т. к. налогоплательщиками признаются владельцы земли, пользующиеся ею на правах собственности, бессрочного пользования и наследуемого владения. Арендодатель как раз является собственником — только собственник может сдать свое имущество другому лицу — и земельный налог платит собственник. А арендатор — лишь пользователь, на него не распространяются обязательства по НК РФ.

Читайте так же:  Упрощенный валютный контроль

Важно!

По договору аренды стороны могут предусмотреть, что налог на землю должен платить арендатор в качестве части арендной платы или арендную плату в размере земельного налога.

Договором могут быть предусмотрены любые условия между сторонами, если они не запрещены законом.

Итоги

Плательщиками земельного налога являются физические и юридические лица, пользующиеся земельными участками на основании права собственности, права бессрочного пользования или по праву наследования земель. Налоговым законодательством установлен ряд лиц, имеющих льготные условия при исчислении налога. При этом законами субъектов перечень льготников может быть расширен.

Чтобы разобраться во всех нюансах исчисления земельного налога, читайте нашу рубрику «Земельный налог».

Кто является плательщиком земельного налога?

С каждым годом население Российской Федерации становится все более грамотным в вопросах налогообложения, что связано, как с желанием применять различные льготы, доступные только по заявлению налогоплательщика, так и с необходимостью оценки своих налоговых обязательств при планировании бюджета. Земельный налог относится к местным налогам и отчасти регулируется местным законодательством, при этом на федеральном уровне установлено, что плательщиками земельного налога являются собственники земельных участков.

Итоги

  1. Если земля не в собственности, платить налог не нужно.
  2. Стороны могут в договоре прописать условие, что арендатор будет возмещать размер земельного налога в качестве арендной платы или ее части.
  3. При аренде государственной земли действуют общие правила.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Я очень старался при написании этой статьи, пожалуйста, оцените мои старания, мне это очень важно, спасибо!

(15 оценок, средняя: 3,87)

Кто должен платить земельный налог в России в 2019 году

Последнее обновление 2018-10-18 в 12:47

Не каждый земельный участок подлежит процессу взимания фискальных платежей. Гибкая система преференций и льгот российского законодательства освобождает множество категорий плательщиков от земельного обложения либо снижает фискальную нагрузку.

Правовая база земельного налога

Земельный налог — местный сбор, подлежащий уплате в соответствующих регионах.

Основные положения земельного налога определены гл. 31 НК РФ. При этом регионы в отношении него принимают свои законы, которыми они вправе самостоятельно регулировать ряд вопросов:

  • устанавливать и дифференцировать налоговые ставки при условии, что они не превышают приведенные в НК РФ;
  • определять порядок и сроки уплаты налогов организациями с учетом ограничений, имеющихся в НК РФ;
  • вводить дополнительные (в сравнении с НК РФ) налоговые льготы.

Какие еще налоги нужно платить в местный бюджет, читайте в материале «Федеральные, региональные и местные налоги в 2017 году».

Кто платит земельный налог, если земля в постоянном бессрочном пользовании?

Помимо права собственности является плательщиком земельного налога согласно Налогового кодекса обладатель земли на праве пожизненного наследуемого владения и на праве бессрочного пользования.

Что такое пожизненного наследуемое владение — право на владение и пользование земельным участком, который принадлежит государству или муниципалитету. Единственная возможность распорядиться таким объектом — передать по наследству, все прочие способы передачи другим лицам невозможны. Но можно строить на участке строения, и они уже свободно оформляются в собственность через Росреестр. Человек, владеющий землей таким образом, обязан уплачивать налог с нее тождественно собственнику. Такое владение недоступно организациям.

Что такое бессрочное пользование — право на использование земли из государственного или муниципального фонда без определения срока. В отличие от предыдущего вида договора, субъектом этого договора, а соответственно, и налогоплательщиком земельного налога, являются:

  • органы государственной и муниципальной власти;
  • казенные предприятия;
  • федеральные и муниципальные государственные ведомства.

Распоряжаться такими землями владельцы не могут, но способны производить на них действия в рамках ст.40 ЗК РФ, а также должны перечислять в бюджет платежи за землю по общему порядку. Согласно тому же ЗК РФ, с 2012 года указанные организации не способны получать от государства или муниципалитетов участки по договору бессрочного пользования — законодательство изменилось, теперь брать землю можно по арендной сделке.

Но лица, которые владеют землей в бессрочном порядке, данном еще из советского права, сохраняют его, в т.ч. физические лица — да, прежде в таком порядке получить участок мог и обычный гражданин.

Итоги

  1. Земельный налог вменен обладателям участков земли по 3 основаниям — право собственности, бессрочного пользования и наследуемого владения.
  2. Из них выбывают обладатели земли, которая не признается объектом обложения.
  3. Из оставшихся плательщиком освобождаются льготники — федеральные и местные.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Я очень старался при написании этой статьи, пожалуйста, оцените мои старания, мне это очень важно, спасибо!

(2 оценок, средняя: 5,00)

Кто является плательщиками земельного налога?

Плательщики земельного налога определены ст. 388 НК РФ. Однако привязка их к объекту налогообложения и непростая система льгот существенно усложняют перечень плательщиков земельного налога. Рассмотрим, какие лица и при каких условиях являются налогоплательщиками земельного налога.

С каких земельных участков нужно платить налог

Прежде всего, плательщики земельного налога должны определить на территории какого муниципального образования расположены их земельные участки. Земельный налог должен уплачиваться только если он был введен в действие на территории муниципального образования, в котором находится участок. К примеру, если участок расположен в городе Мценске, то необходимо использовать нормативные акты Мценского городского Совета народных депутатов.

Плательщиками земельного налога признаются только лица, которые владеют участком следующим образом:

— на праве собственности;

— на праве постоянного (бессрочного) пользования;

— на праве пожизненного наследуемого владения.

Учитывая, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отражается полная информация о правах собственности, налогоплательщиками земельного налога признаются только лица, указанные в таком реестре. При этом возникновение и прекращение обязанности по уплате налога обусловлено внесением соответствующих записей в реестр.

Если земельный участок находится у организации или физического лица на праве безвозмездного пользования или по договору аренды, то платить земельный налог не нужно, поскольку такая обязанность полностью лежит на владельце земли.

Пунктом 2 статьи 389 НК РФ некоторые земельные участки исключены из объектов обложения. Например, если квартира, собственником которой Вы являетесь, находится в многоквартирном доме, Вам также принадлежит часть земельного участка, на котором такой дом расположен. До 2015 года возникало много споров в отношении таких земельных участков, поэтому было принято решение освободить их от налогообложения. Указанная льгота не может применяться, если одному лицу принадлежат все квартиры в многоквартирном доме, что подтверждается мнением Минфина России.

Кто должен платить земельный налог

Плательщиками земельного налога являются лица, которым принадлежат земельные участки. При этом к таким лицам относятся, как физические лица, так и организации. Для того чтобы определить, кто платит земельный налог и в каком размере, необходимо понять, признается ли земельный участок объектом налогообложения, и не предусмотрены ли законодательством о налогах и сборах налоговые льготы.

Читайте так же:  Росреестр земельный налог

Отнесение законодательством о налогах и сборах тех или иных лиц к понятию «физическое лицо» не обусловлено определением гражданства. Для отдельных налогов могут существовать различия в налоговых ставках, но факт признания лица налогоплательщиком остается неизменным. Таким образом, нет разницы между гражданами Российской Федерации и иностранцами. Таким образом, если иностранное лицо владеет земельным участком, находящимся на территории Российской Федерации, то оно обязано платить российский земельный налог.

При этом подлежат обложению только те земли, которые расположены в Российской Федерации. Участки за пределами Российской Федерации не облагаются российским земельным налогом. Так, если гражданин Российской Федерации приобретает земельный участок, расположенный на территории иностранного государства, то в Российской Федерации такой земельный участок не будет признаваться объектом обложения земельным налогом и, соответственно, в отношении него не требуется уплачивать налог.

Какими налоговыми льготами можно воспользоваться

Законодательством о налогах и сборах предусмотрены различные послабления по уплате земельного налога:

— освобождение от уплаты отдельных категорий налогоплательщиков;

— исключение отдельных видов земельных участков из облагаемых налогом;

— снижение налоговой базы по налогу;

— применение понижающих коэффициентов при расчете земельного налога отдельными категориями плательщиков.

Муниципальные образования вправе определять налоговые ставки и налоговые льготы для плательщиков, поэтому чтобы понять, кто не платит земельный налог в России, одних норм НК РФ недостаточно, и необходимо обращаться к нормативным правовым актам муниципальных образований.

Статья 395 НК РФ содержит перечень лиц и организаций, освобождаемых от обложения земельным налогом.

Представительные органы муниципальных образований устанавливают дополнительные налоговые льготы по своему усмотрению. В настоящее время тенденция такова, что муниципальные образования охотнее устанавливают льготы исходя из того, кто является налогоплательщиком, а не из того, какой объект подлежит обложению. Прежде всего, это связано с необходимостью поддержать социально незащищенные слои населения: пенсионеров, инвалидов и малоимущих граждан. При этом могут быть установлены льготы и для других налогоплательщиков.

Кто платит земельный налог при аренде муниципальной земли

Земельный налог при аренде земли у государства оплачивается также собственником — муниципалитетом или государством. Однако здесь важно учесть, по какому договору участок передан пользователю — если по договору наследуемого владения или бессрочного пользования, то общее правило не действует. В случае наследуемого владения собственником является муниципальное образование — пользователь не может распоряжаться землей: продать ее и проводить иные операции, но может наследовать ее и возводить на ней разрешенные постройки. Также в случае бессрочного пользования — оно действует для юридических лиц.

В этих двух ситуациях оплатой налога за аренду земли занимается арендатор. Однако на сегодняшний день подобные сделки не предусмотрены законодательством — все такие отношения являются остатками советского права и законов. А в случае обычном аренды по Земельному кодексу России пользователь земли не признается плательщиком.

Когда за налогоплательщиками признаются права на льготы

Перечень льгот по земельному налогу установлен ст. 395 НК РФ. Основными условиями для их применения служат:

  • предоставление участка для определенных целей и использование его в этих целях;
  • документальное подтверждение права на льготы.

Организации, являющиеся плательщиками земельного налога, освобождаются от уплаты налога по участкам, предназначенным для целей размещения:

  • учреждений уголовно-исполнительной системы;
  • автомобильных дорог общего пользования;
  • религиозных сооружений;
  • общественных организаций инвалидов;
  • народных художественных промыслов;
  • особых и свободных экономических зон;
  • инновационного центра «Сколково».

Для общественных организаций инвалидов и организаций с их участием есть дополнительные ограничения. Льготы для них применимы, если:

  • в общероссийских общественных организациях численность инвалидов превышает 80%;
  • в организациях с уставным капиталом, образованным вкладами общероссийских организаций инвалидов, численность работников-инвалидов составляет более 50%, а доля их зарплаты в фонд оплаты труда превышает 25%, при этом участок используется для производства и реализации товаров, работ, услуг, но не для подакцизных или облагаемых НДПИ товаров, не для брокерских или иных посреднических услуг;
  • учреждения, имущество которых полностью принадлежит общероссийским общественным организациям инвалидов, занимаются деятельностью, направленной на оказание помощи инвалидам, их социальную защиту и реабилитацию.

Сроки освобождения от налога особых и свободных экономических зон ограничены:

  • 10 годами с даты регистрации в качестве резидента — для судостроительных организаций особой зоны;
  • 5 годами с месяца появления права на земельный участок — для прочих резидентов особой зоны;
  • 3 годами с месяца появления права на земельный участок — для участников свободной экономической зоны.

Для физлиц существует только одна льгота. Ей могут воспользоваться коренные малочисленные народы РФ, продолжающие вести образ жизни, традиционный для них.

Законами регионов могут быть установлены дополнительные льготы по налогу как для организаций, так и для физлиц.

О нюансах уплаты земельного налога за дачные участки читайте здесь.

Кто платит земельный налог?

Определение плательщиков земельного налога очень простое. Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога являются юридические и физические лица, у которых есть земля, признаваемая объектом налогообложения, и одно из следующих прав на эту землю:

  • собственности, в том числе совместной или долевой;
  • пользования без срока;
  • пожизненного владения на условиях наследства.

Лица, имеющие право безвозмездного пользования, а также использующие землю по договору аренды, не обязаны уплачивать земельный налог (п. 2 ст. 388 НК РФ).

При наличии совместной или долевой собственности на земельный участок каждый из собственников платит налог соответственно своей доле (п. 2 ст. 391 и ст. 392 НК РФ):

  • при совместной собственности эти доли равны;
  • при долевой — пропорциональны доле собственности на землю.

Определение объектов налогообложения приведено в ст. 389 НК РФ. Это вся земля, имеющаяся на территории регионов, принявших закон о земельном налоге, за исключением:

  • земли, изъятой из оборота или ограниченной в обороте;
  • лесных участков, предназначенных для лесозаготовок;
  • земли культурного наследия;
  • земельные участки водного фонда, находящиеся в государственной собственности;
  • земли под многоквартирными домами.

Если участок попадает на территорию нескольких регионов, то плательщики земельного налогауплачивают его в каждом из этих регионов в соответствии с местными законами. При этом налоговая база по каждому региону определяется в пропорции к доле площади земельного участка, расположенной в этом регионе (п. 1 ст. 391 НК РФ).

Кто платит земельный налог?

Регламентация земельного налога содержится в главе 31 Налогового кодекса России, хотя ряд элементов этого платежа устанавливают местные органы власти — ставки, льготы.

Читайте так же:  Суть выездной налоговой проверки

Как и другие фискальные платежи, платят налог на землю:

В 2019 году плательщиками признаются хозяева земельных участков на основании права собственности, пожизненного наследуемого владения и бессрочного пользования. Не признаются плательщиками лица, владеющие землей на основании сделки аренды или срочного безвозмездного пользования. Не платят земельный налог некоторые лица, если их земля относится к необлагаемым объектам.

Какие земли не облагаются:

  • из водного фонда и занятые водными объектами;
  • из лесного фонда;
  • из фондов культурного и исторического наследия;
  • земли из п.4 ст.27 Земельного кодекса России — различные земли государственного назначения (по большей части — для военных целей, заповедники и пр.);
  • участки, являющиеся общим имуществом многоквартирного дома.

Кроме того выводятся из круга плательщиков льготники — федеральные и местные. Из федеральных по ст.395 не платят налог на землю в России коренные жители Сибири, Севера и Дальнего Востока, остальные федеральные льготники — различные юридические лица (религиозные заведения, сообщества инвалидов, ряд государственных учреждений).

На местном уровне почти все муниципалитеты освобождают от обложения инвалидов, пенсионеров, многодетных родителей, малоимущих граждан и т. п.

Полный список муниципальных законов со льготами можно посмотреть на сайте ФНС России.

Условия уменьшения налоговой базы для физлиц

Некоторые категории физлиц — налогоплательщиков земельного налога имеют право еще на одну льготу. Она представляет собой непосредственное уменьшение налоговой базы на сумму, которая не облагается налогом. При этом налог (если сумма уменьшения равна ему или превышает его) может уменьшиться до нуля (п. 7 ст. 391 НК РФ). По НК РФ сумма уменьшения составляет 10 тыс. руб. (п. 5 ст. 391 НК РФ). Однако регионы могут изменять как величину этой суммы, так и перечень налогоплательщиков, имеющих право на такую льготу (п. 2 ст. 387 НК РФ).

Согласно п. 5 ст. 391 НК РФ указанная льгота применима, если плательщик земельного налога, является:

  • Героем СССР, РФ или полным кавалером ордена Славы;
  • инвалидом 1-й или 2-й группы, инвалидом с детства;
  • ветераном или инвалидом ВОВ или боевых действий;
  • лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие аварий на гражданских и военных объектах РФ или при проведении ядерных испытаний.

Право на такую льготу должно быть подтверждено документально. Порядок и сроки предоставления документов устанавливаются законами регионов. При этом срок подтверждения не может быть позднее 1 февраля года, следующего за расчетным (п. 6 ст. 391 НК РФ).

О том, как земельный налог рассчитывается для ИП, читайте в статье «Земельный налог для ИП с 2015 года».

В чем разница между арендной платой за землю и налогом на землю

Арендная плата за землю — это не налог, это частный платеж, он не устанавливается на государственном уровне и к тому же выплачивается за право пользования имуществом, в то время как налог — это безвозмездный и индивидуальный платеж в форме отчуждения для финансирования деятельности государства, т. е. отличие между арендой земли и земельным налогом:

  • в источнике определения — государство и частные лица;
  • в природе платежа — безвозмездный или двусторонний (арендатор не выплачивает деньги безвозмездно, он дает их, чтобы владеть и пользоваться землей).

В разговорной речи любые платежи за имущество иногда называют налогом, в т.ч. коммунальные платежи, поэтому может возникнуть заблуждение, что арендная плата за землю является налогом, но все существующие в России налоги содержатся в НК РФ, даже страховые взносы, которые раньше контролировались Пенсионным фондом, — если в НК РФ нет какого-либо платежа, значит, этот платеж не является налоговым.

Обязан ли арендатор возмещать земельный налог

Уплата земельного налога арендатором может быть предусмотрена по договору аренды, но если такого условия нет в нем, то хозяин участка не вправе вменить нанимателю выплаты фискальных платежей любого характера — более того, при принуждении или упорстве в вопросе хозяин рискует нарушить гражданское и уголовное законодательство, т. к. плательщиком является он и перенести налоговое бремя на иное лицо не вправе.

Даже если в договоре предусмотреть формы платы за землю — земельный налог и арендную плату, то это установление будет касаться только правоотношений между сторонами, а с точки зрения ИФНС плательщиком все равно останется хозяин имущества — нельзя прийти в инспекцию, показать договор аренды и просить изменить в базе плательщика, т. к. это будет нарушением НК РФ — плательщиком является собственником. Договор может установить реального плательщика, а номинальным всегда будет оставаться гражданин, описанные в ст.388 НК РФ.

Важно!

Даже если договориться, что земельный налог при сдаче в аренду участка погашает пользователь, он не должен делать это с помощью своей банковской карты или счета.

При оплате платежей через онлайн-сервисы формируется автоматическая квитанция, в ней в качестве плательщика будет указан владелец карты, счета, кошелька. А в квитанции, которую выслала ИФНС, плательщик — собственник. Поэтому произойдет несоответствие, и такой платеж не будет принят — налог останется не оплаченным, а после истечения срока для оплаты, на него будет начисляться пеня за просрочку и возможно наложение штрафа.

Если по договору решено, что пользователь оплачивает земельный налог, то стороны могут заранее узнать, в каком размере придется платить — воспользовавшись сервисами ФНС: онлайн-калькулятором и справочной информацией о ставках и льготах на различных территориях России.

Чтобы рассчитать налог, необходимо знать кадастровую стоимость. Вы можете узнать ее на сайте Росреестра:

Если правильно указать параметры поиска, то сервис выдаст информацию о кадастровой стоимости вашего имущества:

Платят ли земельный налог жители Крыма

Земельный налог введен на территории муниципальных образований Республики Крым и в городе Севастополе в 2014 году, поэтому жители этого региона уплачивают налог на землю в том же порядке, что и владельцы земли по всей России.

Видео (кликните для воспроизведения).

При этом порядок исчисления земельного налога в рассматриваемых субъектах Российской Федерации временно отличается. Работа по проведению кадастровой оценки земли в России начата уже давно, в то время как Крым и Севастополь вошли в состав Российской Федерации только в начале 2014 года. Учитывая, что процесс проведения кадастровой оценки занимает большое количество времени, НК РФ предусматривает, что до окончания проведения кадастровой оценки земельных участков в рассматриваемых субъектах Российской Федерации, земельный налог будет рассчитываться исходя из, так называемой, нормативной цены земли, устанавливаемой ежегодно.

Источники

Земельный налог платит собственник земельного участка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here