Земли обороны налог

Земли обороны налог

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 26 февраля 2013 г. N 03-05-04-02/5453 О применении ставок земельного налога в отношении земельных участков, предоставленных МВД РФ и его подведомственным органам

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики совместно с Департаментом недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу применения ставок земельного налога в отношении земельных участков, предоставленных МВД России и его подведомственным органам, и сообщает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента кадастровой стоимости земельных участков, в частности, в отношении земельных участков ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

На основании подпункта 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограниченными в обороте признаются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд.

В соответствии с положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248 (далее — Положение), основными задачами МВД России, в том числе являются:

— обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности (подпункт 3 пункта 3 Положения);

— управление органами внутренних дел Российской Федерации и внутренними войсками МВД России (подпункт 4 пункта 3 Положения).

Принимая во внимание, что МВД России осуществляет полномочия, в том числе и по общественной безопасности, земельные участки, предоставленные в пользование МВД России и его подведомственным органам, и непосредственно используемые в указанных выше целях, могут быть признаны ограниченными в обороте.

Учитывая изложенное, а также сложившуюся судебную практику полагаем, что в отношении земельных участков, ограниченных в обороте и предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование МВД России и его подведомственным органам, должна применяться налоговая ставка установленная в размере, не превышающем 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В. Трунин

Налоговая ставка

Налоговая ставка для земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, устанавливается в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не может превышать 0,3% (пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ).

Налоговая база

Налоговой базой по земельному налогу является кадастровая стоимость каждого земельного участка, определяемая по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 390, ст. 391 НК РФ).

Учреждения должны определить налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 3 ст. 391 НК РФ).

По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (п. 14 ст. 396 НК РФ).

К сведению. Территориальные органы Роснедвижимости бесплатно предоставляют плательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Роснедвижимости в Интернете (Постановление Правительства РФ от 07.02.2008 N 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков»).

Исчисление налога и авансовых платежей по нему

Сумма налога исчисляется учреждениями самостоятельно по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. п. 1, 2 ст. 396 НК РФ).

Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении I, II и III квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 6 ст. 396 НК РФ). По истечении налогового периода сумма налога определяется как разница между суммой, начисленной за год, и суммами авансовых платежей в течение этого года (п. 5 ст. 396 НК РФ).

Обратите внимание! Представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода (п. 9 ст. 396 НК РФ).

Пример 1. Учреждение является собственником земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования. Нормативным правовым актом органа местного самоуправления установлено, что данное учреждение является плательщиком земельного налога и обязано исчислять и уплачивать авансовые платежи по нему. Налоговая ставка определена в размере 0,1%. Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2013 составляет 5 млн руб. Необходимо рассчитать сумму налога за 2013 г. и сумму авансовых платежей, подлежащих уплате в течение 2013 г.

Читайте так же:  Отмена налога пенсионерам на недвижимость

Учреждению следует уплатить за I квартал, полугодие и девять месяцев авансовые платежи в размере 1250 руб. (5 000 000 руб. x 0,1% x 1/4). По истечении календарного года сумма налога составит 1250 руб. ((5 000 000 руб. x 0,1%) — (1250 руб. x 3 кв.)).

В случае если учреждение владеет земельным участком не с начала календарного года, для расчета налога применяют коэффициент использования земельного участка. Коэффициент рассчитывается как отношение количества полных месяцев, в течение которых земельный участок находился в собственности учреждения, к количеству календарных месяцев в отчетном периоде. Если право собственности возникло или прекратилось до 15-го числа месяца включительно, за целый месяц принимают месяц возникновения прав, а если после 15-го числа — за целый месяц принимают месяц прекращения права (п. 7 ст. 396 НК РФ).

Пример 2. Учреждение получило земельный участок в бессрочное пользование с 20.03.2013. Ставка земельного налога определена в размере 0,2%. Кадастровая стоимость участка на 01.01.2013 составила 4 млн руб. Необходимо рассчитать сумму авансового платежа за II квартал 2013 г.

Коэффициент владения земельным участком равен 0,5 ((3 / 6) мес.). Сумма авансового платежа за II квартал 2013 г. составит 1000 руб. (4 000 000 руб. x 0,2% x 1/4 x 0,5).

Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка.

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщиков в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставляется право на налоговую льготу, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц (п. 10 ст. 396 НК РФ).

Налоговый и отчетные периоды

Статьей 393 НК РФ установлено, что по земельному налогу налоговым периодом признается календарный год, отчетными периодами являются I квартал, II квартал и III квартал календарного года.

Представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) вправе не определять отчетный период при установлении налога.

Обзор документа

Ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами Москвы и Санкт-Петербурга).

По мнению Минфина, в отношении участков, ограниченных в обороте и предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование МВД России и его подведомственным органам, должна применяться налоговая ставка в размере, не превышающем 0,3% их кадастровой стоимости.

Для целей исчисления земельного налога разъяснено понятие «земли обороны и безопасности»

С 1 января 2013 года включены в состав объектов налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

На основании положений Земельного кодекса РФ ограниченными в обороте и предоставленными для обеспечения обороны и безопасности признаются земли, которые используются для обеспечения деятельности Вооруженных Сил РФ и других войск, формирований, органов, организаций и учреждений, осуществляющих функции, в том числе по защите целостности и неприкосновенности территории РФ, информационной и другим видам безопасности в ЗАТО.

Не могут быть отнесены к данной категории земли, предоставленные, в том числе, МЧС России, МВД России, Минобороны России, в случае использования земель для иных целей, а также для размещения объектов, не связанных с осуществлением профессиональной деятельности соответствующих ведомств.

Ограниченной в обороте может быть только госземля

Несмотря на то что ваша организация занимается разработкой, производством и ремонтом вооружения, ­военной и специальной техники по контрактам, заключенным с Министерством обороны РФ, применять пониженную ставку земельного налога в отношении земельных участков, принадлежащих вам на праве собственности, вы не можете.

Дело в том, ставка земельного налога, не превышающая 0,3% кадастровой стои­мости, может быть установлена нормативными актами местных органов власти по земельным участкам, ограниченным в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленным для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд (абз. 5 подп. 1 п. 1. ст. 394 НК РФ). То есть для применения ставки 0,3% необходимо не только использование земельного участка для нужд обороны, но и его законодательное ограничение в обороте. Участки, используемые для обеспечения обороны и безо­пасности, оборонной промышленности, таможенных нужд, ограничиваются в обороте, только если они находятся в государственной или муниципальной собственности (п. 5 ст. 27 Земельного кодекса). В вашем случае земельные участки принадлежат обществу на праве частной собственности. Поэтому они не могут рассматриваться как ограниченные в обороте (письма Минфина России от 01.03.2010 № 03-05-04-02/24, от 15.02.2010 № 03-05-06-02/07). Следовательно, в отношении таких участков абз. 5 подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ не применяется, а земельный налог должен начисляться на основании подп. 2 п. 1. ст. 394 НК РФ по ставке 1,5% от кадастровой стоимости.

Суды придерживаются такого же мнения. Так, ФАС Центрального округа в постановлении от 24.01.2013 № А64-4726/2012 рассмотрел следующую ситуацию. ОАО, выполняющее оборонные заказы, было образовано путем реорганизации ФГУП. Земельный участок, принадлежащий ОАО на праве собственности и используемый для выполнения оборонных заказов, общество не облагало земельным налогом на основании подп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ, полагая, что он является ограниченным в обороте 1 .

Читайте так же:  Календарь выплаты дивидендов сбербанка

Логика рассуждений общества была такой. Единственным учредителем ОАО и владельцем 100% акций является Российская Федерация, от имени которой полномочия акционера общества осуществляет Министерство обороны РФ. Поэтому, несмотря на то что земельный участок зарегистрирован на праве собственности за обществом, его фактическим собственником является Российская Федерация. И поскольку он используется в целях обеспечения обороны и государственной безопасности, он не должен облагаться земельным налогом.

Вывод о том, что земельные участки, используемые для нужд обороны, имеют статус ограниченных в обороте только при условии нахождения их в государственной или муниципальной собственности, содержится также в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 29.04.2013 № А56-14372/2012, Дальневосточного округа от 25.04.2013 № Ф03-739/2013, Восточно-Сибирского округа от 10.04.2013 № А19-11206/2012, Волго-Вятского округа от 10.08.2012 № А82-11390/2011 (Определением ВАС РФ от 23.10.2012 № ВАС-13873/12 отказано в передаче дела на пересмотр).

1 До 1 января 2013 г. земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, не признавались объектом обложения земельным налогом на основании подп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ.

Земельный налог и учреждения силовых министерств и ведомств

«Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение», 2013, N 4

1 января 2013 г. вступил в действие Федеральный закон от 29.11.2012 N 202-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которому включены в состав объектов налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. Рассмотрим, какие учреждения будут вынуждены теперь платить земельный налог, а также особенности начисления и уплаты этого налога.

Налоговая декларация по земельному налогу

По истечении налогового периода необходимо представить в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу.

Ее форма и Порядок заполнения утверждены Приказом ФНС России от 28.10.2011 N ММВ-7-11/[email protected] (далее — Порядок заполнения).

В частности, в состав декларации включаются (п. 1.2 Порядка заполнения):

  • титульный лист;
  • разд. 1 «Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет»;
  • разд. 2 «Расчет налоговой базы и суммы земельного налога».

Пунктом 2.13 Порядка заполнения установлено, что учреждения в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования, полностью или частично освобожденные от уплаты земельного налога, представляют декларацию в налоговый орган.

Для заполнения декларации применяются справочники согласно Приложениям к Порядку заполнения (п. 1.3 Порядка заполнения):

  • «Коды, определяющие налоговый период» (Приложение 1);
  • «Коды форм реорганизации и код ликвидации организации» (Приложение 2);
  • «Коды представления налоговой декларации по земельному налогу» (Приложение 3);
  • «Коды, определяющие способ представления налоговой декларации по земельному налогу в налоговый орган» (Приложение 4);
  • «Справочник категорий земли» (Приложение 5);
  • «Коды налоговых льгот» (Приложение 6). Например, для учреждений УИС Минюста предусмотрен код льготы 3021110. Для учреждений, которым льготы по земельному налогу предоставлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), — 3022100 (в частности, код 3022400 — освобождение от налогообложения), кроме того, при использовании льгот, предусмотренных этими актами, необходимо указать номер, пункт и подпункт статьи этого закона (п. п. 5.9, 5.13, 5.22, 5.26, 5.28 Порядка заполнения). Например, если соответствующая льгота установлена пп. 15.1 п. 3 ст. 2, указывается:

Следует заметить, что требования к заполнению декларации по земельному налогу в целом такие же, как и для других машиночитаемых форм деклараций (например, для налога на прибыль организаций).

Например, все значения стоимостных показателей декларации указываются в полных рублях. Значения показателей менее 50 коп. отбрасываются, а 50 коп. и более округляются до полного рубля (п. 2.2 Порядка заполнения).

Страницы декларации имеют сквозную нумерацию начиная с титульного листа вне зависимости от наличия (отсутствия) и количества заполняемых разделов, приложений к декларации, подтверждающих документов или их копий. Порядковый номер страницы записывается в определенном для нумерации поле слева направо начиная с первого (левого) знако-места (п. 2.3 Порядка заполнения). Показатель номера страницы (поле «Стр.»), имеющий три знако-места, записывается следующим образом: для первой страницы — «001», для 33-й — «033».

При заполнении декларации не допускается:

  • исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства;
  • двусторонняя печать декларации на бумажном носителе и скрепление листов декларации, приводящее к порче бумажного носителя.

Декларацию можно заполнять чернилами черного, фиолетового или синего цвета.

Текстовые поля декларации заполняются заглавными печатными символами.

Каждому показателю декларации в утвержденной машиноориентированной форме соответствует одно поле, состоящее из определенного количества знако-мест. В каждом поле указывается только один показатель (п. 2.4 Порядка заполнения).

Какие силовые министерства и ведомства должны платить земельный налог?

Утратил силу пп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ, согласно которому не признавались объектом обложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

Следовательно, с 01.01.2013 эта категория земель облагается налогом на землю.

К сведению. Подпунктом 5 п. 5 ст. 27 ЗК РФ установлено, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд.

Как и прежде, не признаются объектом налогообложения (п. 2 ст. 389 НК РФ) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ.

Напомним, что согласно п. 4 ст. 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

  • зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и органы;
  • зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
  • объектами организаций ФСБ;
  • объектами организаций органов государственной охраны;
  • объектами учреждений и органов ФСИН.
Читайте так же:  Как оформить подоходный налог

Кроме того, по-прежнему освобождены от налогообложения (п. 1 ст. 395 НК РФ) организации и учреждения УИС Минюста — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций.

Обратите внимание! На основании п. 2 ст. 387 НК РФ при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Например, Закон г. Москвы от 24.11.2004 N 74 «О земельном налоге» освобождает от обложения земельным налогом казенные учреждения Москвы и внутригородских муниципальных образований в Москве — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций, Закон Санкт-Петербурга от 23.11.2012 N 617-105 «О земельном налоге в Санкт-Петербурге» освобождает от уплаты земельного налога все казенные учреждения, созданные в Санкт-Петербурге.

Таким образом, те учреждения силовых министерств и ведомств, чьи земельные участки признаются ограниченными в обороте и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований не освобождены от уплаты земельного налога, с 2013 г. должны платить этот налог.

Видео (кликните для воспроизведения).

Рассмотрим, как начислять и платить земельный налог в соответствии с НК РФ.

Бюджетный учет начисления и уплаты налога

Согласно Указаниям о применении бюджетной классификации расходы на уплату земельного налога осуществляются по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годы, утв. Приказом Минфина России от 21.12.2012 N 171н.

Расчеты по земельному налогу отражаются в бюджетном учете на счете 1 303 13 000 «Расчеты по земельному налогу».

В соответствии с Инструкцией N 162н операции по начислению и уплате земельного налога отражаются следующими бухгалтерскими записями:

Инструкция по применению Плана счетов, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

О налогообложении земель, предоставленных для обеспечения обороны и безопасности

Опубликовано 07.08.2013 · Обновлено 24.01.2014

С 01.01.2013 земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, признаются объектом налогообложения земельным налогом. Ставка земельного налога в отношении таких земельных участков установлена в размере не более 0,3 % их кадастровой стоимости.

Согласно ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются, в частности, организации, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования. Налогоплательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП) указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного)пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на землю, т. е. внесения

Налоговая служба разъяснила понятие «земли обороны и безопасности»

В отношении земельных участков, ограниченных в обороте, налоговые ставки не могут превышать 0,3 процента

Как известно, в отношении земельных участков, ограниченных в обороте, налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента. Основание – подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ.

В свою очередь, ограниченными в обороте признаются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и таможенных нужд (подп. 5 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса).

Какие земельные участки относятся к «землям обороны и безопасности»? Как объяснила Федеральная налоговая служба, землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для:

1) Обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации;

2) Защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации;

3) Информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях.

Платит ли министерство обороны налог на землю

С 1 января 2013 года включены в состав объектов налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

На основании положений Земельного кодекса РФ ограниченными в обороте и предоставленными для обеспечения обороны и безопасности признаются земли, которые используются для обеспечения деятельности Вооруженных Сил РФ и других войск, формирований, органов, организаций и учреждений, осуществляющих функции, в том числе по защите целостности и неприкосновенности территории РФ, информационной и другим видам безопасности в ЗАТО.

Не могут быть отнесены к данной категории земли, предоставленные, в том числе, МЧС России, МВД России, Минобороны России, в случае использования земель для иных целей, а также для размещения объектов, не связанных с осуществлением профессиональной деятельности соответствующих ведомств.

Суть поправок в том, что предлагается с 2013 года изменить главу 31 второй части Налогового кодекса РФ и признать объектом обложения земельным налогом (с налоговой ставкой, не превышающей 0,3% кадастровой стоимости земельного участка) земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности, таможенных нужд, в том числе это и земли Минобороны, на которых расположены учебные полигоны и военные городки. Поскольку почти 70% земельного фонда страны отнесено сейчас к федеральной собственности, и эти земли в соответствии с Налоговым кодексом не облагаются земельным налогом, что лишает муниципалитеты значительного источника доходов. Внесенные изменения существенно расширяют налогооблагаемую базу по земельному налогу, который полностью поступает в муниципальный бюджет.

Территория Татищевского муниципального района составляет 208059 гектар, около 3086 гектар земельного фонда района отнесено сейчас к федеральной собственности и является потенциалом для исчисления земельного налога, повышения эффективности местного самоуправления и укрепления его финансовой базы.

Читайте так же:  Возврат госпошлины через мфц

Управление экономического развития и инвестиций администрации муниципального района

Земли «оборонки» лишатся льготы

Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рекомендовал принять в первом чтении законопроект об обложении земельным налогом участков, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. Законопроект внесен в связи с необходимостью реализации принципа самостоятельности бюджетов местного уровня.

Документ предлагает изменить главу 31 второй части Налогового кодекса РФ и признать объектом обложения земельным налогом (с налоговой ставкой в размере, не превышающем 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка) земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. Предложенная ставка является льготной и сейчас применяется только в отношении сельскохозяйственных земель. Стандартный налог для земельных участков составляет 1,5 процента от стоимости.

Вносимая поправка затронет работающие на оборонку предприятия, военные объекты, склады и земли, на которых расположены структуры Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, Министерства чрезвычайных ситуаций РФ, ФСБ, судебные и таможенные органы. Право на льготу также потеряют лица, которым земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с российским законодательством для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, предоставлены на праве постоянного бессрочного пользования. Это не только унитарные предприятия, как написано в пояснительной записке, но и обычные хозяйственные общества, отмечают эксперты.

Цель введения поправки — исключить из состава льготируемых прежде всего земельные участки, предоставленные унитарным предприятиям, считает руководитель налоговой и правовой практики компании «Финэкспертиза» Нина Козлова. Унитарные предприятия, как любые коммерческие организации, способны за счет доходов от коммерческой деятельности производить уплату земельного налога по земельным участкам, предоставленным для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. В результате, скорее всего, им придется компенсировать дополнительные расходы по уплате земельного налога за счет увеличения цен на свою продукцию.

Поправки поставят в равные условия налогообложения земли, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, унитарные предприятия и стратегические оборонные предприятия — акционерные общества. Ведь сейчас используемые для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд земли акционерных обществ не подпадают под льготное налогообложение, что вряд ли можно считать справедливым. При этом большинство акций стратегических открытых акционерных обществ находится в государственной собственности, то есть эти юридические лица, оставаясь коммерческими организациями и обладая всеми полномочиями собственника на свое имущество, фактически принадлежат государству как крупнейшему акционеру.

Для федеральных органов государственной власти и подведомственных им учреждений все намного проще — им планируется компенсировать из федерального бюджета суммы земельного налога. По оценкам разработчиков законопроекта на это потребуется около 3 миллиардов рублей в год. В выигрыше от ново введения оказываются бюджеты муниципальных образований, у которых появляется дополнительный источник финансирования, говорит Нина Козлова.

Регионы давно ждали этого решения. Все последние годы они доказывали центру, что, предоставляя льготы по региональным налогам, федеральные власти фактически залезают в их карман. Правительство эти упреки долго игнорировало — пока курс на отмену льгот не был заявлен в Бюджетном послании президента на 2011-2013 годы, а потом вновь подтвержден в Бюджетном послании на 2012-2014 годы. Об этом же говорилось и в программе правительства по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. «Для обеспечения стабильности бюджетов субъектов Российской Федерации, прежде всего путем стабилизации доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов» предлагается «поэтапно сократить установленные федеральными законами льготы по региональным и местным налогам». Внесенный законопроект соответствует исполнению именно этой задачи, а потому поддержан правительством, комментирует эксперт по налоговому праву юридической фирмы «Частное право» Павел Посашков.

Земельным налогом облагаются только земельные участки, находящиеся у организаций и физических лиц на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (пункт 1 статьи 388 НК РФ). При этом земельные участки могут иметь статус ограниченных в обороте при условии, что они находятся в государственной или муниципальной собственности. Соответственно, вносимая поправка затронет всех тех лиц, которым земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с российским законодательством, для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд предоставлены на праве постоянного бессрочного пользования, сообщил Павел Посашков. Такими лицами могут быть не только унитарные предприятия, но и обычные хозяйственные общества.

Представление о том, насколько может увеличиться налоговое бремя (и бюджетные доходы), можно получить, например, из постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 7 сентября 2011 года. Свое право на отменяемую льготу защитило ФГУП «Московский завод радиотехнической аппаратуры», обратившееся в налоговую инспекцию за переплатой по земельному налогу в сумме 24,3 миллиона рублей за 2007 — 2010 годы, возникшую в связи с неприменением в эти годы льготы по земельному налогу. Предприятие, видимо, уплатило эту сумму земельного налога по ставке 1,5 процента, тогда налог по ставке 0,3 процента с 2013 года составит в год примерно 1,6 миллиона рублей (если не вырастет кадастровая стоимость земельного участка), и таким предположительно будет дополнительный доход бюджета города Москвы с одного конкретного налогоплательщика, в случае если поправки вступят в силу.

Налогообложение земельных участков, предоставленных для обеспечения обороны организациям минобороны России, частично сдаваемых в аренду

«Налоговый вестник», 2005, N 12

В соответствии со ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Читайте так же:  Упрощенка возмещение ндс

На основании пп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ не признаются объектом обложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

Перечень земельных участков, отнесенных к землям, изъятым из оборота и ограниченным в обороте, приведен в п. п. 4 и 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ). В частности, к ограниченным в обороте отнесены земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в перечне земельных участков, изъятых из оборота.

При этом земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством (п. 2 ст. 27 ЗК РФ).

Согласно п. 1 ст. 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами.

Кроме того, следует иметь в виду, что в целях обеспечения обороны земельные участки могут предоставляться для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий); разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов); создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и др.).

Таким образом, земельные участки, ограниченные в обороте, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, в частности для целей, указанных в п. 2 ст. 93 ЗК РФ, не являются объектом обложения земельным налогом в соответствии со ст. 389 НК РФ.

В этой связи за земельный участок, ограниченный в обороте, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставленный для обеспечения обороны организации Минобороны России, используемый данной организацией в целях, указанных в п. 2 ст. 93 ЗК РФ, земельный налог не взимается вне зависимости от передачи части этого земельного участка в аренду другой организации.

Если земельные участки ограничены в обороте

Определение ВАС РФ от 26.09.13 № ВАС-13054/13

Суть спора. Общество не начисляло налог по земельным участкам, принадлежащим ему на праве собственности, которые были ограничены в обороте.

Позиция суда. Арбитры сочли позицию общества ошибочной.

Давайте рассмотрим подробности данного дела.

В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения.

А в подпункте 3 пункта 2 статьи 389 НК РФ было определено, что не являются объектом обложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте, которые предоставлены для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. Отметим, что данная норма действовала до 1 января 2013 года.

В силу подпункта 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ ограниченными в обороте считаются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и таможенных нужд.

При этом землями обороны и безопасности признаются участки, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории РФ (ст. 93 ЗК РФ).

Таким образом, при рассмотрении вопроса об отнесении земельных участков, предоставленных для обеспечения обороны и безопасности, к земельным участкам, ограниченным в обороте, существенным является разрешенное использование земельного участка либо его фактическое использование для обеспечения указанной деятельности.

Кроме того, соответствующий участок должен находиться в государственной или муниципальной собственности.

В данном случае доказательства предоставления и использования обществом земельного участка исключительно для нужд обороны и безопасности и ограничения его в обороте в материалах дела отсутствуют.

Следовательно, на общество в силу статьи 388 НК РФ возложена обязанность уплачивать земельный налог.

Примечание «ДК». С 1 января 2013 года вступили в силу изменения, внесенные в главу 31 «Земельный налог» НК РФ Федеральным законом от 29.11.12 № 202-ФЗ.

И теперь земельным налогом облагаются участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

В соответствии со статьей 394 НК РФ налоговые ставки, устанавливаемые представительными органами муниципальных образований в отношении указанных земельных участков, не могут превышать 0,3 процента кадастровой стоимости.

В случае если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в статье 394 НК РФ.

То есть в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости земли. А если она не определена, то исходя из нормативной цены земельного участка.

Видео (кликните для воспроизведения).

Такие разъяснения даны в письме Минфина России от 17.04.13 № 03-05-04-02/13163.

Источники

Земли обороны налог
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here